Научная статья на тему 'Применение геоинформационных технологий на уроках географии'

Применение геоинформационных технологий на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / география / геоинформационные системы / карты

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пупышева Светлана Анатольевна, Жадовская Дарья Алексеевна

Сегодня перед учителем стоит важная и сложная задача – активизация познавательной деятельности ученика, которая стремительно снижается. Но благодаря некоторым информационным технологиям, которые можно использовать на уроках географии, а именно, геоинформационным системам, можно усилить интерес школьников к данному предмету, а также сформировать новые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пупышева Светлана Анатольевна, Жадовская Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение геоинформационных технологий на уроках географии»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-96-99

Применение геоинформационных технологий на уроках географии

Пупышева Светлана Анатольевна, кандидат географических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Жадовская Дарья Алексеевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: сегодня перед учителем стоит важная и сложная задача - активизация познавательной деятельности ученика, которая стремительно снижается. Но благодаря некоторым информационным технологиям, которые можно использовать на уроках географии, а именно, геоинформационным системам, можно усилить интерес школьников к данному предмету, а также сформировать новые компетенции.

Ключевые слова: школьники, география, геоинформационные системы, карты

В наши дни интернет стал неотъемлемой частью жизни абсолютно каждого человека, в том числе и детей. С учетом способности детей быстро приспосабливаться к техническому прогрессу, информационные технологии могут стать отличным инструментом повышения качества образовательной деятельности школьника.

Одной из таких технологий является геоинформационная система, с помощью которой можно не только активизировать учебно-познавательный интерес школьников, но и формировать новые компетенции. Использование ГИС на уроках географии позволит идти в ногу со временем, что в свою очередь может значительно повысить интерес к данному предмету.

Географическая информационная система (ГИС) - это многофункциональная информационная система, позволяющая работать с цифровыми картами и объектами на них, осуществлять их поиск, анализ, обработку и т. п. Такая система обеспечивает сбор, хранение, анализ, графическое представление и распространение пространственных данных.

ГИС, как научная концепция и ее воплощение с использованием программного обеспечения, основана на географическом подходе к описанию и пониманию нашего мира, объединяя множество данных. Она анализирует информацию на основе местоположения и организует ее в тематические слои, обеспечивает визуализацию с использованием карт и трехмерных сцен. Благодаря этой уникальной возможности, ГИС позволяет получить глубокое понимание свойств данных, выявить их пространственные закономерности, взаимоотношения, помогая лучше понять ситуацию и принимать более взвешенные решения [2].

Геоинформационные технологии (ГИС) имеют ключевое значение в современной географии и являются важным инструментом для изучения и анализа географических данных. Использование ГИС в школьном курсе географии может существенно улучшить понимание учениками географических процессов и явлений.

Сегодня сотни тысяч организаций во всех областях человеческой деятельности используют ГИС для создания карт, которые обмениваются данными, выполняют анализ, обмениваются информацией и решают сложные проблемы.

Благодаря упрощению и развертыванию в Интернете и облачных вычислениях, а также интеграции с информацией в режиме реального времени ГИС обещает стать платформой, применимой практически ко всем формам человеческой деятельности. На сегодняшний день ГИС уже находят применение во многих сферах человеческой деятельности: в картографировании, геологии и недропользовании, экономике, археологии, лесоведении, сельском хозяйстве, туризме, транспорте и т. д.

Так как географию невозможно представить без карт, ФГОС и основного и среднего образования по географии требуют в первую очередь освоения навыков работы с картами. На углубленном уровне изучения географии предметные результаты должны отражать владение умениями работать с геоинформационными системами [1].

Главным источником географической информации является карта, но в современном мире использовать лишь бумажные карты недостаточно. Поэтому знакомство с ГИС технологиями следует начинать уже на уровне общего образования, что позволит достичь необходимых целей.

Темы, затрагивающие понятия ГИС-технологий, представлены крайне скудно. Но есть темы, для изучения которых можно использовать ГИС-технологии, что не только позволит развивать новые компетенции, но и сделает процесс обучения интереснее.

Таким образом, на уровне основного общего образования необходимо, как минимум, привлекать ГИС в качестве демонстрационного устройства во время изучения нового материала и закрепления уже пройденного на уроках в качестве иллюстративного материала пространственных закономерностей, например, динамики численности городов и городского населения [4].

С помощью картографических данных в ГИС можно определить местоположения наблюдательных точек и создать точки объектов в виде геометрических маркеров (рисунок 1). Для систематизации данных можно использовать таблицы, которые можно создать в ГИС.

Использование ГИС и картографических приложений позволяет более эффективно изучать географические объекты и явления, в том числе геологическое строение и рельеф.

ГИС-технологии позволяют обрабатывать, классифицировать и анализировать изображения земной поверхности в цифровом формате. Также через ГИС можно создавать новые географические карты на основе существующих изображений. Использование ГИС-технологий дает возможность более точно определять местоположение объектов, проводить детальный анализ топографических, геологических и климатических условий на местности.

• ОКТЯБР/СКИИ,

Л ПроОки

1Киров-I I 1

4 Ш 44

/^ВомнгкогоН——

" Т1 1

. . (А «г... I «т7 • ?

Г1НИИСКИЙ РАЙОН 1

/

Ломовская

Рисунок 1. Карта местоположений наблюдательных точек, созданная с помощью конструктора карт Яндекс [3]

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Таким образом, ГИС-технологии предоставляют уникальную возможность расширения знаний школьников в географии. Они позволяют визуализировать данные, анализировать информацию, проводить исследования и даже создавать собственные картографические продукты. В курсе географии они могут применяться при изучении таких тем, как климат, население, растительный покров, география населения и т. д.

Геоинформационные технологии это актуальный инструмент, с помощью которого можно усилить интерес школьников к предмету «География», развивать умения и навыки взаимодействия с компьютерными программами и работы с географическими информационными системами. В целом, использование ГИС в школьном курсе географии является важным шагом в развитии образования и может помочь ученикам лучше понимать географические процессы и явления, а также развивать навыки, необходимые на рынке труда.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 06.05.2023)

2. Maged N Kamel Boulos, Kiyoshi Honda Web GIS in practice IV: publishing your health maps and connecting to remote WMS sources using the Open Source UMN MapServer and DM Solutions MapLab // International Journal of Health Geographics volume 5, Article number: 6 (2006) [Электронный ресурс] URL: https://ij-healthgeographics.bio-medcentral.com/articles/10.1186/1476-072X-5-6 (дата обращения: 15.03.2023)

3. Карта местоположений наблюдательных точек [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A4bc42e01c8e5754ddfddb3f7a4772e502e66f 08fa7ab1732fa40631af80abb34&source=constructorLink

4. Использование интерактивной доски на уроках географии [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/42805-ispolzovanie-interaktivnoj-doski-na-urokah-ge (дата обращения: 14.04.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.