Научная статья на тему 'Применение геоинформационных системв бизнесе'

Применение геоинформационных системв бизнесе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1148
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / GIS / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / GEOINFORMATION SYSTEMS / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GEOINFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жидиль Алина Игоревна

В статье рассматривается возможность и специфика применения геоинформационных систем в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Жидиль Алина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Geoinformational Systems (GIS) in Business

The article is on how to use the geoinformational systems in business. The specifics of GIS.

Текст научной работы на тему «Применение геоинформационных системв бизнесе»

УДК 528.48

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В БИЗНЕСЕ

© Жидиль А. И., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматривается возможность и специфика применения геоинформационных систем в бизнесе. Ключевые слова: ГИС, геоинформационные системы, геоинформационные технологии.

Геоинформационные технологии все глубже проникают в бизнес, изменяя представление об эффективности географических методов визуализации и анализа рутинной информации [1]. Аналитики отмечают, что сфера применения геоинформационных технологий в бизнесе безгранична. Теперь геоинформационные системы не является привилегией государственных компаний и исследовательских центров, ГИС доказали свою эффективность в реальном бизнесе.

Геоинформационные системы — многофункциональные средства анализа сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации [2]. Геоинформационные системы переносят информацию об окружающем нас мире на карту, позволяя не только анализировать всю информацию, находящуюся в системе, но и визуализировать ее.

Такая система состоит из огромного множества детализированных слоев, объединенные по географическому признаку и привязанные к определенной системе координат [3]. Важно, что данные в системе находятся в динамической связи с картой, все изменения данных автоматически отображаются на карте. ГИС позволяет не только отслеживать изменения системы в режиме реального времени, но и переключаться между слоями, выделяя на карте блоки информации, связанные с конкретной оперативной задачей.

Визуализация данных — одна из основных задач ГИС. По некоторым оценкам около 85 % всей информации, связанной с деятельностью человека, имеет пространственную привязку [4]. То есть не только та информация, которая имеет прямое отношение к территориям и объектам, а также их передвижению, но и огромные массивы информации, не имеющие на первый взгляд никакой пространственное привязки, на самом деле могут быть легко занесены в геоинформационную систему. Огромные массивы данных, содержащиеся в системе, дают возможность проводить полноценный анализ по одному

или нескольким различным параметрам одновременно. Возможность оперативного управления этими данными имеет огромное значение как для научных исследований, так и для решения практических задач, стоящих перед государственными и коммерческими организациями.

Столь мощная технология позволяет решать огромное количество задач, как глобальных, так и частных. Геоинформационные технологии могут стоять на службе у всего человечества, предотвращая экологические катастрофы или помогая решать проблемы перенаселения отдельных регионов [5]. Но ГИС может принести пользу и отельным компаниям. Сейчас геоинформационные технологии активно используются в таких областях как управление природными ресурсами, сельское хозяйство, экология, кадастры, городское планирование, но также и в коммерческих структурах — от телекоммуникаций до розничной торговли [6].

Наглядным примером целесообразности использования ГИС может служить применение этих систем в работе жилищно-коммунальных служб. Геоинформационная система включает в себя не только наглядные данные о расположении объектов, канализационных систем, линий электропередач, но сопроводительную документацию (паспорта объектов, фотографии, протоколы), которые не имеют непосредственную пространственную привязку [7]. При необходимости ГИС позволяет увидеть всю информацию об объекте, которая имеется в системе, и даже отобразить ее в динамике. Использование ГИС в данном случае позволяет существенно упростить задачи логистики.

Но геоинформационные системы можно использовать и в работе отдельных компаний, повышая с их помощью эффективность бизнеса. Самым очевидным примером использования ГИС в бизнесе являются транспортные компании, которые при помощи геоинформационных систем могут, вне зависимости от масштаба задачи, не только прокладывать оптимальные маршруты на всем пути следования транспорта, но отслеживать его перемещение в режиме

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 53

реального времени и при необходимости вносить поправки в маршрут.

Но помимо этого, ГИС дает компаниям возможность хранить и оперативно получать данные, позволяющие оптимизировать деятельность компании. Так частная компания Federal Express уже более 40 лет занимается рассылкой почтовых отправлений по всему миру. Их базы данных содержат огромные массивы информации о клиентах фирмы, именах и адресах клиентов и организаций, почтовых индексах, маршрутах и расписаниях авиарейсов, границах административных регионов и прочую информацию [8].

Использование ГИС не ограничивается транспортными и курьерскими компаниями, геоинформационные технологии могут также успешно использоваться нефтяными, газовыми, эклектическими, строительными, телекоммуникационными компаниями, авиакомпаниями и другими организациями.

Помимо решения задач логистики, использование ГИС позволяет переориентировать маркетинговые усилия с удовлетворения усредненных потребностей жителей отдельных районов или регионов на оперативное реагирование на запросы каждого человека, живущего в этом районе / регионе [9]. Это переориентирование зародило новое направление в маркетинге — геомаркетинг (Geo-marketing), которое наглядно иллюстрирует преимущества использование ГИС в бизнесе. Конечным итогом подобной деятельности является наилучшее удовлетворение потребностей и запросов покупателей и клиентов, причем как в настоящем, так и в будущем и, как следствие, процветание фирмы и ее стабильно высокая конкурентоспособность [10].

Если внимательно изучить практические примеры использования ГИС, то можно заметить, что большинство компаний, которые публикуют данные об успешном внедрении и применении корпоративных геоинформационных систем, — это госкомпании и компании, относящиеся к крупному бизнесу. Можно прийти к выводу, что корпоративные ГИС являются оптимальным решением в нескольких случаях [11]:

1. имеется масштабная задача;

2. работа осуществляется в разрозненных филиалах одного предприятия;

3. требуется централизованная унифицированная среда;

4. работа ведется большим числом специалистов одновременно в пределах одного проекта.

Все эти случаи гораздо чаще встречаются именно в крупном бизнесе. Но, помимо этого, широкое использование геоинформационных систем именно крупным бизнесом обусловлено высокой стоимостью разработки, внедрения, и обеспечения данных систем. Действительно, стоимость таких систем в самом базовом комплектовании может достигать десятков, а то и сотен тысяч рублей. Предприятия малого и среднего бизнеса, даже если они имеют потребность в использовании геоинформационных

систем, часто просто не могут позволить себе их внедрение. Естественно, что такое положение дел тормозит развитие этих компаний и сказывается на состоянии рынка в целом.

Возможно, современная задача геоинформационных технологий состоит именно в повышении их доступности и универсальности, глубины их проникновения во все сферы и формы бизнеса. Потенциально такая интеграция бизнеса в геоинформационное пространство может открыть огромное множество возможностей, как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса. ■

1.URL: http://giscity.ru/ru/gis_for_solving_economic_ problems_of_application_of_gis_in_business.

2.URL: http://trisoftrus.com/DesktopDefault.aspx?tabid= 102&Mnu=2.102.

3.Володина Е. Что такое ГИС / Е. Володина // Архитек-тураСтроительствоДизайн. — 2009. — № 4. — С. 4-9.

4.URL: http://geoversum.ru/geoinformaczionnyie-sistemyi.html.

5.URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6429.pdf.

6.URL: http://referat.center/informatika/377555-referat.html.

7.URL: http://geoversum.ru/geoinformaczionnyie-sistemyi.html.

8.URL: http://geography.in.ua/readarticle.php?article_ id=14.

9.URL: http://trisoftrus.com/DesktopDefault.aspx?tabid= 102&Mnu=2.102.

10. Там же.

11. URL: http://sovzond.ru/services/gis/corporate/.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Володина Е. Что такое ГИС / Е. Володина // Ар-хитектураСтроительствоДизайн. — 2009. — № 4. — С. 4-9.

URL: http://geography.in.ua/readarticle.php7article_ id=14.

URL: http ://geoversum.ru/geoinformaczionnyie -sistemyi.html.

URL: http://giscity.ru/ru/gis_for_solving_economic_ problems_of_application_of_gis_in_business.

URL: http ://referat.center/informatika/377555-referat.html.

URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/

6429.pdf.

URL: http://sovzond.ru/services/gis/corporate/.

URL:

http://trisoftrus.com/DesktopDefault.aspx?tabid=102&M nu=2.102.

Application of Geoinformational Systems (GIS) in Business

© Zhidil A., 2015

The article is on how to use the geoinformational systems in business. The specifics of GIS.

Keywords: GIS, geoinformation systems, geoinformation technologies.

54 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.