Научная статья на тему 'Применение факторного анализа в разработке индикативного плана производственной деятельности предприятия пищевой промышленности'

Применение факторного анализа в разработке индикативного плана производственной деятельности предприятия пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ФАКТОРЫ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / THE FOOD-PROCESSING INDUSTRY ENTERPRISE / INFORMATION MODEL / PRODUCTION / FACTORS / THE FACTORIAL ANALYSIS / THE INDICATIVE PLAN OF INDUSTRIAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шастин Яков Александрович

В статье рассматривается формирование информационной модели предприятия пищевой промышленности на примере завода по производству растительных масел и выделение на основе этой модели основных факторов, влияющих на производственный процесс. Оценка и анализ этих факторов обеспечивает формирование системы показателей и индикаторов, которая позволяет разработать индикативный план производственной деятельности предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шастин Яков Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article formation of information model of the enterprise of the food-processing industry on a factory example on manufacture of vegetable oils and allocation on the basis of this model of the major factors influencing production is considered. The estimation and the analysis of these factors provides formation of system of indicators and indicators which allows to develop the indicative plan of industrial activity of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Применение факторного анализа в разработке индикативного плана производственной деятельности предприятия пищевой промышленности»

Шастин Я.А. Применение факторного анализа в разработке индикативного плана производственной деятельности предприятия пищевой промышленности Дата: 21/02/2011 Номер: (26) УЭкС, 2/2011

Аннотация: В статье рассматривается формирование информационной модели предприятия пищевой

промышленности на примере завода по производству растительных масел и выделение на основе этой модели основных факторов, влияющих на производственный процесс. Оценка и анализ этих факторов обеспечивает формирование системы показателей и индикаторов, которая позволяет разработать индикативный план производственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: предприятие пищевой промышленности, информационная модель, производственный процесс, факторы, факторный анализ, индикативный план производственной деятельности предприятия.

Abstract: In article formation of information model of the enterprise of the food-processing industry on a factory example on manufacture of vegetable oils and allocation on the basis of this model of the major factors influencing production is considered. The estimation and the analysis of these factors provides formation of system of indicators and indicators which allows to develop the indicative plan of industrial activity of the enterprise.

Keywords: The food-processing industry enterprise, information model, production, factors, the factorial analysis, the indicative plan of industrial activity of the enterprise.

Шастин Яков Александрович аспирант

Воронежский экономико-правовой институт

[email protected]

Выходные данные статьи: Шастин Я.А.Применение факторного анализа в разработке индикативного плана

производственной деятельности предприятия пищевой промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 2 (26). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Пищевая промышленность это динамично развивающаяся отрасль. Ее доля в общем объеме промышленного производства составляет 11-12%. В отраслевой структуре добавленной стоимости промышленности она занимает третье место после топливной промышленности (32%), металлургии, машиностроения и металлообработки (15,6%). Многоотраслевая структура пищевой промышленности обусловливает вовлечение в сферу хозяйственной деятельности других отраслей.

Анализ соотношения прямых и полных затрат в пищевой промышленности России по данным симметричных таблиц «затраты - выпуск» показывает, что данное соотношение более 2-х, то есть отрасль обладает значительным мультипликативным эффектом - увеличение на рубль выпуска пищевой продукции приводит двукратному росту выпуска продукции других отраслей [1].

Вместе с тем, в настоящее время организация производственной деятельности на предприятиях пищевой промышленности на основе индикативного планирования если и осуществляется, то зачастую носит декларативный, спорный и непостоянный характер. Особенно отчётливо это проявляется при планировании производственной деятельности небольших коммерческих предприятий в пищевой промышленности.

Как правило, перерабатывающие предприятия в пищевой промышленности это небольшие производства (до 100 человек), и в основе планирования производственной деятельности таких предприятий лежит анализ финансовохозяйственной деятельности по показателям прибыли и возможным затратам на приобретение сырья, а также субъективная оценка ситуации на товарном рынке [2].

Одним из типичных предприятий отрасли является Россошанский завод растительных масел (ЗРМ), информационная модель которого приведена на рис. 1.

Рисунок 1 - Информационная модель планирования производственной деятельности предприятия пищевой

промышленности

Организацию производственной деятельности на таком предприятии можно условно разделить на три стадии (рис. 1): работа с поставщиками сырья, производственная деятельность и работа с различными потребителями продукции предприятия на пищевом рынке. Производство растительного масла на этом предприятии осуществляется путём непрерывного производства или же при организованной работе с минимальными остановками, поэтому очень важно создать некоторый сырьевой запас.

Доставку сырья и готовой продукции предприятия, а также организацию их оптимального размещения можно выделить в отдельную группу, которая называется логистические или торгово-транспортные мероприятия [2].

Для хранения сырьевого запаса (семечки) используются бункерные хранилища, которые обеспечивают хранение семечки с заданным качеством в течение полутора - двух лет. Доставка сырья, в основном, выполняется транспортными средствами Россошанского ЗРМ, при этом поставщики семечки находятся в основном на территории Воронежской области или некоторых других областей Центрального федерального округа. В некоторых случаях, когда сырьё принимается на переработку, доставка осуществляется непосредственно сельскохозяйственными предприятиями - производителями семечки [2].

При производстве продукции обеспечивается получение первичного масла из семян масляничных культур методом однократного окончательного прессования (подсолнечник, соя, репс и др.). Полученное масло проходит отстой, после чего фильтруется под высоким давлением через тканевые фильтры. Полученное не рафинированное и не дезодорированное масло проходит дополнительные стадии очистки и доводится до уровня по необходимого стандарту.

В зависимости от исходного сырья, технологии производства и вида масла, может быть получена продукция вторичной переработки (кормой жмых, маргарин, технические смазки и пр.), которые также могут быть расфасованы и предложены для реализации в торговой сети.

Планирование производственной деятельности можно условно разделить на три этапа, так как это показано на рис.

1.

На первом этапе, происходит оценка: рынка сырья, существующих запасов сырья, производственных мощностей, товарных запасов и рынка сбыта. В результате этой оценки определяются:

- общий объём рынка сбыта продукции (ОРС). Данный показатель вычисляется как правило для формирования маркетинговой стратегии предприятия и существующего на данный момент времени портфеля заказов;

- существующий объём запасов готовой продукции (ОЗ);

возможный объём производства продукции (ОПР) на основе оценки производственных мощностей предприятия (М);

- существующий объём запасов сырья (ОСЗ);

- возможный объём поставки сырья (ОПОС).

На втором этапе происходит формирование маркетинговой стратегии и оценка существующих возможностей по производству заданного объёма продукции.

На третьем этапе обеспечивается формирование индикативного плана производственной деятельности на заданный период времени (от года и более) с учётом возможного объёма поставки сырья (ОВ) и производственных мощностей (М).

На основании индикативного плана производственной деятельности, разрабатываются планы для различных подразделений и служб предприятия пищевой промышленности, при этом эти подразделения являются ответственными не только за их реализацию, но и за учёт и оценку своей деятельности.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из этапов.

1. Оценка возможного общего объёма рынка сбыта продукции - ОРС, которая выполняется путём анализа существующего портфеля заказов на поставку продукции потребителям на будущий год. Для поведения этой оценки необходимо составить таблицу 1.

С учётом данных приведённых в таблице, общий возможный объём поставок для Россошанского ЗРМ в 2011 году составит для растительного масла ОВ1= 8775 тонн, а для макухи ОВ2= 9684 тонн. Планируемый в 2011 году потребителем объём поставок масла ОПП1= 9789, планируемый объём поставок макухи ОПП2= 10990.

Исходя из приведённых в таблице 1 данных, можно определить коэффициенты рыночной активности (КА) ожидаемой потребителями в 2011 году, как отношение планируемого потребителями объёма поставок продукции (ОПП) к общему возможному объёму поставок продукции Россошанского ЗРМ (ОВ): КА= ОВ/ОПП.

Для масла этот коэффициент равен КА1 = 1,1, а для макухи КА2 = 1,2.

Таблица 1 - Оценка возможного общего объёма рынка сбыта Россошанского завода растительных масел (по видам продукции)

№ п.п. Наименование потребителя^ Индекс Коэффициент надёжности (КН)^* Среднегодовой объём поставок (ОСГ)^**, т. Возможный объём поставок масла (ОВ1) ****, т. Возможный объём поставок макухи (ОВ2), т. Планируемый потребителем объём поставок масла (ОПП1) *****, т. Планируемый потребителем объём поставок масла (ОПП2), т.

1. ЗАО "МОНОМАХ" А1 0,98 500 490 - 550 -

2. ООО "Юнилевер Русь" А2 0,93 200 - 186 - 230

3. ОАО "Северодвинский Х/К" А3 0,87 400 348 450

4. ЗАО "Новооскольский комбикормовый завод А4 0,95 415 - 394 800

5. ОАО "Владимирский хле бокомбинат" А5 0,89 620 552 600

6. ОАО «Ефремовское» А6 0,75 580 - 435 - 550

7. ЗАО "Заокская птицефабрика" А7 0,94 550 - 517 - 630

- -- --- --- --- ---

- -- --- --- --- ---

31. ОАО "Эфирное" А31 0,91 380 345 - 400 -

ИТОГО: 8775 9893 9789 11800

С учётом данных приведённых в таблице, общий возможный объём поставок для Россошанского ЗРМ в 2011 году составит для растительного масла ОВ1= 8775 тонн, а для макухи ОВ2= 9684 тонн, при этом общий возможный объём рынка сбыта для масла составил, - ОРС1= ОВ1*КА1= 9652 тонн, а для макухи ОРС2= ОВ2*КА2= 11871 тонна. Поскольку на момент расчёта запас товарной продукции на складах предприятия составил О31 = 154 тонны

для масла и О32 = 22 тонны для макухи, то общий возможный объём рынка сбыта для масла будет равен ОРС1= (ОB1xКA1)-О31= 9652-154 = 9498 тонн, а для макухи OPC2=11849 тонн.

2. Оценка существующих возможностей но нроизводству заданного объёма нродукции выполняется с учётом производственных мощностей предприятия. Производительность предприятия по производству растительного масла определяется мощностью форпрессов обеспечивающих производство масла. Поскольку предприятие оборудовано двумя форпрессами типа МП-63, мощностью которых составляет 50 тонн масла в сутки каждый, то потенциально Россошанский ЗРМ способен выпускать не более 30000 тонн масла и около 28000 тонн макухи (жмых) в год.

Однако необходимо учитывать тот факт, что имеющееся технологическое оборудование (форпрессы, транспортёры, фильтры, бункерные и плоскостные хранилища, раздатчики, емкости для хранения готовой продукции и пр.) в процессе производства изнашивается и требует периодического ремонта и наладки, исходя из этого, производительность предприятия за год может быть определена как:

ОПР = OCx(ir- ТГ*), (1)

где OC - объём производства продукции за сутки;

ТГ - количество рабочих дней за год (суточное производство);

ТГ* - среднегодовое количество дней технологического простоя оборудования (ремонт, обслуживание и т.п.).

C учётом выражения 1, индикаторы заданного объёма производства продукции предприятия Россошанский ЗРМ будут равны: ОПР1 = 100 х (300-126) = 17400 тонн для масла и около ОПР2 =18500 тонн для макухи в год.

C учётом полученных значений индикаторов, можно делать вывод, что заданный объём производства продукции ОПР по маслу превышает возможный объём рынка его сбыта в 1,8 раза, а по макухе в 2,4 раза.

Из оценки возможностей по производству заданного объёма продукции следует, что производственные мощности Россошанского ЗРМ позволяют в 2011 году обеспечить выполнение всех планируемых существующими потребителями поставок продукции, как растительного масла, так и макухи.

3. Формирование маркетинговой стратегии нреднриятия на заданный нериод времени (до года) с учётом возможного объёма рынка сбыта продукции (OPC) и его оценки на основе матрицы БКГ (BCG, Boston Consulting Group) [3]. Эта оценка показала, что возможен незначительный рост увеличения продаж готовой продукции (на 5-10%) до 10500 тонн по маслу и до 12500 тонн по макухе.

Охраняя терминологию БКГ, Россошанский ЗРМ имеет ярко выраженную “звезду” - товарная группа «растительное масло» и вторую “звезду” меньшей степени значимости - товарная группа «макуха».

Очевидно, что основное содержание маркетинговой стратегии для этого предприятия заключается в закреплении его позиций на рынке сбыта по сырому растительному маслу при максимальном внимании к продажам макухи.

Для достижения определённых выше значений индикативных показателей необходимо было с сентября по декабрь 2010 года провести закупку и заготовку сырья в объёме (ОСЗ) не менее 25000 тонн семян подсолнечника.

В 2010 году на рынке производственного сырья для Россошанского ЗРМ сложилась непростая ситуация, поскольку в связи с засушливым летом на рынке семечки подсолнечника возник определённый дефицит, который стимулировал рост цен. При этом отпускная цена на этот вид сырья выросла более чем в 2 раза, так например, если в октябре 2009 она составляла 8000-9000 руб., то уже в октябре 2010 она составила 18000-19000 руб. за тонну, рис. 2.

Несмотря на то, что отпускные цены на масло подсолнечное сырое розливом также увеличились с 22000-23000 руб. за тонну до 46000-48000 руб. по состоянию на октябрь 2010 года, финансовое положение предприятий этой отрасли значительно ухудшилось, поскольку часть поставщиков сырья не смогли выполнить свои обязательства, так как не собрали необходимого урожая.

Так, например, из 15 предприятий - поставщиков подсолнечника для Россошанского завода растительных масел (ЗРМ) лишь 5 смогли выполнить обязательства полностью, 7 предприятий частично и 3 предприятия не смогли их выполнить вовсе. В результате за этот период было поставлено OCЗ=19800 т. семян подсолнечника, недопоставка составила более 5 тыс. т. сырья.

Рисунок 2 - Цена на подсолнечник и подсолнечное масло сырое наливом начиная с октября 2000 по октябрь 2010

года, руб. [98]

Таким образом, можно ожидать, что общий объём произведенной продукции (растительного масла и жмыха) будет составлять 13068 тонн. Поскольку процентное соотношение растительного масла и жмыха в общем объёме производства составляет 60% и 40%, то можно ожидать, что в 2011 году на предприятии будет получено: 7841 тонна растительного масла и 5227 тонн жмыха.

Исходя из того что, средняя отпускная цена в сентябре-декабре 2010 года за 1 тонну растительного масла и жмыха составляла около 47617 и 12300 руб. соответственно, можно ожидать, что уровень чистой прибыли в 2011 году составит 9 млн. руб. в ценах 2009 года. Для дальнейшей разработки индикативного плана производственной деятельности необходимо выполнить построение графических зависимостей уровня чистой прибыли, объёмов производства и сырья.

4. Построение графических зависимостей и определение вида статистических моделей и уравнений прогнозного фона путём их аппроксимации, выполняется на основе формирование графиков чистой прибыли и сырьевых запасов Россошанского ЗРМ (рис. 3).

Рисунок 3- Построение графических зависимостей и определение вида статистических моделей и уравнений

прогнозного фона

При построении графических зависимостей и определении индикаторов отражающих уровень чистого дисконтированного дохода (ЧДД), необходимо исходить из того, что при планировании производственной деятельности предприятия могут являться определяющими три основных фактора (рис. 1):

1. Возможный объём рынка сбыта (ОРС), который при заданных объёмах производства и сырьевых запасов определяет возможный уровень ЧДД, поскольку может превышать как объём производства продукции (ОПР), так и объём сырьевых запасов (ОСЗ) необходимых для производства продукции;

2. Возможный объём производства продукции (ОПР), величина которого может ограничивать возможный объём реализации продукции на рынке сбыта (ОРС) даже если объём сырьевых запасов (ОСЗ) полностью обеспечивает все потребности производства.

3. Возможный объём сырьевых запасов (ОСЗ), который может быть меньше некоторого заданного объёма производства продукции (ОПР) необходимого для заполнения существующих объёмов на рынке сбыта (ОРС).

Графические зависимости и полученные путём аппроксимации на их основе статические модели рис. 3, построены исходя из того, что объём рынка сбыта в 2011 году не является определяющим, поскольку его потребности значительно превышают возможности предприятия по производству продукции.

В нашем случае производственные возможности предприятия ограничиваются объёмом сырьевых запасов (сырья). Исходя из этого, по уровню сырьевых запасов 2010 года можно определить минимальные и максимальные индикаторы уровня чистой прибыли, которые соответствуют аппроксимированным значениям по сырьевым ресурсам и уровню ЧДД предприятия в 2006 году (в приведённых ценах 2009 года). Эти индикаторы равны: минимум ЧДД - 6 млн. руб., максимум ЧДД - 9 млн. руб.

Как показано на рис. 3 величина достоверности полученных значений (Д) лежит в пределах от R=0,87 при аппроксимации графика по возможным объёмам сырья и Д=1 при аппроксимации графика по уровню ЧДД, что соответствуют требуемым значениям по надёжности и достоверности.

Поскольку система индикаторов необходимая для планирования получена, а условия по достоверности и надежности выполнены, можно перейти к этапу обоснования и разработки сценария производственной деятельности предприятия.

5. Обоснование и разработка сценария реализации плана производственной деятельности предприятия

предполагает проведение анализа и оценки различной деятельности связанной с формированием необходимых объёмов сырьевых запасов, организацией производства продукции и её сбыта с учётом возможных объёмов поставки. С точки зрения получения некоторого ЧДД, можно выделить три основных сценария реализации плана производственной деятельности предприятия, которые будут соответствовать минимальному (6 млн. руб.), максимальному (9 млн. руб.) и среднеарифметическому уровню ЧДД предприятия (7,4 млн. руб.).

Поскольку, в нашем случае максимальный уровень ЧДД соответствует базовому сценарию реализации плана производственной деятельности предприятия, то обоснование и разработка сценария будет производиться именно для него, при этом оценка и анализ сценария реализации производственной деятельности должна выполняться с учётом существующих рисков и возможных затрат.

Для проведения всестороннего анализа данного варианта необходимо разработать сценарно-имитационную модель обеспечивающую оценку производственной деятельности предприятия. Разработка такой модели подразумевает обоснование определённого сценария [2].

Обоснование сценария модели.

1. Объект модели, - Россошанский завод растительных масел.

2. Цель моделирования - определение параметров производственной деятельности на 2011 год учётом существующих объёмов сырьевых запасов, производственных мощностей и объёма рынка сбыта продукции.

3. Способ реализации производственной деятельности предприятия, - приобретение семян подсолнечника, создание сырьевых запасов необходимых для ведения производственной деятельности, организация производства подсолнечного масла и жмыха, формирование товарных запасов произведенной продукции с последующим её сбытом заказчикам.

4. Срок планирования - сентябрь 2010 - 2011 года.

Финансовые ресурсы: источник финансирования производственной деятельности - заёмные средства.

Поскольку для организации производственной деятельности в 2010 году в период с сентября по декабрь было поставлено 19800 т. семян подсолнечника, а стоимость тонны подсолнечника составила в среднем 19000 руб., то для его закупки предприятием были привлечены в Росельхозбанке кредитные средства в размере 376 млн. 200 тыс. руб. под 14% годовых.

Таким образом, общее количество привлечённых средств составило 428 млн. 840 тыс. рублей.

Заемные средства поступают в виде среднесрочных кредитов обеспеченных как имеющимся имуществом предприятия, так и продукцией, кредиты возвращаются ежеквартально равными долями, согласно графику погашения кредита.

Как уже отмечалось выше, на первом этапе, начиная с сентября по декабрь 2010 года, проводится закупка необходимых сырьевых ресурсов (рис. 4).

В зависимости уровня существующих от цен на сырьевом рынке, получаемого дохода и цен на готовую продукцию, в течение года возможно незначительное, от 5 до 10%, пополнение сырьевых запасов.

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбыт

Производство

Закупка

09 10 10.10 11.10 12.10 01.11 02.11 03 11 04 11 05.11 06.11 07.11 08.11 09.il

Рисунок 4 - Г рафик реализации плана производственной деятельности

Затем начиная с октября 2010 года, обеспечивается выполнение производственного процесса и проводится расчёт возможных объёмов производства продукции на основе оценки и анализа производственных мощностей предприятия и существующих договорных обязательств с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. В дальнейшем можно раз в квартал корректировать производственные планы подразделений в зависимости от текущих условий.

Таким образом, можно ожидать, что выполнение предложенного сценария реализации плана производственной деятельности позволит получить предприятию, валовый доход в 373 млн. 365 тыс. руб. по растительному маслу и 62 млн. 724 тыс. руб. по жмыху, или 446 млн. 87 тыс. руб. в целом.

Если из полученной суммы вычесть кредит Россельхозбанка, то доход составит 17 млн. 247 тыс. руб., поскольку эта цифра не учитывает налоговые отчисления, а также затраты на персонал и амортизацию оборудования, необходимо провести расчёт чистого дисконтированного дохода (КРУ).

Вместе с тем расчёт КРУ связан с оценкой большого количества показателей и должен учитывать их вероятностные изменения в течение годового производственного цикла, поэтому уточнение показателей и расчёт КРУ должен быть выполнен на основе сценарно-имитационного моделирования реализации плана производственной деятельности предприятия. Периодическая актуализация модели в течение планового периода позволяет не только контролировать основные показатели индикативного плана производственной деятельности предприятия, но и своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, что значительно повышает эффективность управления предприятием.

Библиографический список:

1. Ульянов А.А. Конкурентный потенциал устойчивого развития пищевой промышленности, автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.08. - Саратов: СГСЭУ, 2008. - 26 с.

2. Безрукова, Т.Л. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий в условиях неопределенности: монография / Т.Л. Безрукова, А.Н. Соломахин, О.М. Житкова. - Воронеж: ИТД «КонРус», 2010. - 192 с.

3. Рыбальченко И. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации // Корпоративный менеджмент / И. Рыбальченко [электронный ресурс]. ПДЬ: http://www.cfin.ru/marketing/quasi_bcg.shtml (дата обращения 19.11.2009).

^Наименование потребителя, расчёт коэффициента надёжности и среднегодового объёма поставок продукции выполняются на основании существующих данных. Так, например, для предприятия Россошанский ЗРМ можно эти данные рассчитать для 31-го потребителя продукции.

** Коэффициент надёжности КН - рассчитывается как отношение успешных поставок (П*) к общему числу поставок (П) за весь период работы. Например, для потребителя А1, общее число поставок с 2001-го по 2010 год составило П=100, а число успешных поставок П*=98, в этом случае КН = П*/П = 0,98

*** Среднегодовой объём поставок ОСГ - рассчитывается исходя из данных за весь период работы. Так, например, потребитель А1 в 2001 году получил 5 тонн растительного масла, в 2004 году 4 тонны, в 2008 году 5 тонн, а в 2010 году 6 тонн растительного масла, в этом случае ОСГ = (5+4+5+6)/4=5 т. растительного масла.

**** Возможный объём поставок ОВ = КН * ОСГ

***** Планируемый потребителем (ОПП) объём поставок (масло, макуха) определяется по результатам опроса потребителей продукции Россошанского ЗРМ.

№ гос. рег. статьи 0421100034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал

http://uecs.mcnip.ru

ПДЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.