УДК 658.153:336.717 K.B. Подгузова Ж.М. Корзоватых
Kseniya Podguzova Zhanna Korzovatykh
ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматривается применение факторинга, как одного из методов управления просроченной дебиторской задолженностью предприятия. Авторами обозначены особенности понимания и применения факторинга в России. Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление безнадежной задолженностью, факторинг.
THE USE OF FACTORING IN THE MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE
Annotation. The article discusses the use of factoring as a method of management of overdue receivables of the enterprise. The authors are marked features of understanding and application of factoring in Russia.
Keywords: accounts receivable, management uncollectible receivables factoring.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов (последний фактор особенно важен) [1].
В 2013 г. согласно данным Росстата, темпы роста просроченной дебиторской задолженности в России увеличились с 104,9 % до 121,1 % (см. рис.). И вряд ли стоит рассчитывать на снижение темпов в 2014 г.
1,25 1,2 1,15 1,1 1,05 1
0,95
0,9
2010
2011
2012
2013
Рис. Темпы роста просроченной дебиторской задолженности предприятий РФ
Одновременно с ускорением темпов роста просроченной дебиторской задолженности в России снижается коэффициент обеспеченности предприятий собственными средствами (до -26,55 в 2013 году с -14,1 в 2010 г.). Снижение объема доступной ликвидности и потребительского спроса ставит под вопрос возможность компаний выполнять обязательства перед кредиторами в срок и в полном объеме [5; 9].
© Подгузова К.В., Корзоватых Ж.М., 2015
Система управления дебиторской задолженностью условно делится на две этапа: до предоставления отсрочки и после. До - это кредитная политика компании, определяющая, каким покупателям, на какой срок, при каких объемах закупок предоставлять коммерческий кредит. После - комплекс мер, направленный на снижение риска возникновения просрочек, включающий в себя работу по обеспечению своевременного погашения задолженности.
Прежде чем начать разрабатывать кредитную политику и меры по работе с покупателями, необходимо определить подход к управлению дебиторской задолженностью. Выбранный подход должен отвечать стратегии развития компании. Неотъемлемой частью кредитной политики является определение максимально допустимого значения дебиторской задолженности на балансе компании. Если цель организации — рост продаж и увеличение доли рынка, логично, что допустимая доля будет выше, чем если компания нацелена на сохранение текущей рыночной позиции. Но даже тогда, когда главная цель компании - это рост объемных показателей, предоставлять коммерческий кредит всем и каждому неразумно: деньги могут не вернуться в компанию. Разработанные стандарты оценки покупателей и политика предоставления отсрочки платежа позволят грамотно планировать объемы продаж с отсрочкой и решать вопросы кредитования не в ручном режиме, а автоматически [2; 3]. В условиях высокого спроса на продукцию, когда компании приходится выбирать из двух покупателей более надежного и обладающего относительно высокой покупательской способностью, можно рассматривать более широкий набор факторов, например, возможность обеспечения долга. Наиболее развитые организации внедряют систему клиентского скоринга, формируют группы клиентов по определенным критериям, учитывая маржинальность продаж каждому покупателю.
Вершина эволюционного развития системы управления кредитными рисками в компании — это специальное подразделение, которое занимается проверкой покупателей и управлением дебиторской задолженностью. Для создания такой структуры требуются определенные затраты, которые зачастую доступны только крупным предприятиям.
Для тех компаний, которые хотят не просто повысить качество дебиторской задолженности, но и заставить ее «работать», существует факторинг. Дебиторская задолженность компании является обеспечением финансирования, которое выплачивает Фактор, который превращает дебиторскую задолженность из балласта на балансе предприятия в инструмент для развития бизнеса. Получая финансирование от Фактора, компания вкладывает деньги в закупки и производство. Рассмотрим на упрощенном примере движение денежных потоков торгово-производственной компании.
1) Без применения факторинга:
Денежные средства
Закупка сырья и материалов/ производство
Отсрочка платежа
Просрочка платежа
Ожидание оплаты от покупателя
Получение денежных средств от покупателя
2) С применением факторинга
Денежные средства Закупка сырья и материа-- лов/производство Отгрузка клиенту Получение денежных средств от компании-фактора
Под видом факторинга на российском рынке предлагаются два разных продукта. В первом случае факторинг — финансирование под уступку прав денежных требований, то есть, по сути, форма беззалогового кредитования. Под вторым, классическим, значением понимается ситуация, позволяющая клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получить защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, при этом избавиться от проблемы нехватки оборотного капитала.
В России эти два продукта не разделены. Поэтому, по мнению экспертов, у потенциальных клиентов возникает путаница в понятиях, что существенно осложняет дальнейшее развитие рынка факторинговых услуг. Если компании необходимо, чтобы кто-то взял на себя риски по неплатежеспособности дебиторов и предоставил финансирование в обмен на права требования к дебиторам, то ей нужен классический факторинг. В кредитовании под дебиторскую задолженность нуждается та компания, которая растет столь быстрыми темпами, что ей не хватает кредитных ресурсов или кредиты недоступны, например, из-за того, что она исчерпала кредитный лимит в других банках [8].
Конечно, в том случае, если организации нужна исключительно защита от рисков, то она может обратиться в страховую компанию, если требуется информация о покупателях своего товара, потенциальных дебиторах, — то в кредитное бюро, а если необходимо собрать долги с дебиторов — то в коллекторские агентства. Но преимуществом факторинга является комплексность предоставляемых услуг. То есть вместо того, чтобы обращаться по отдельности в кредитное бюро, к страховщикам и к коллекторам, можно подыскать ту факторинговую компанию или банк, которые окажут данные услуги в комплексе.
Факторинг позволяет компании передать на аутсорсинг решение целого ряда задач, заниматься которыми самостоятельно дорого либо невозможно из-за недостатка ресурсов, что особенно актуально для предприятий среднего бизнеса. Факторинг в классическом смысле сейчас предлагает не более десятка банков и специализированных факторинговых компаний. Финансированием под уступку денежных требований, то есть тем, что понимает под факторингом российское законодательство, и Банк России в том числе, занимается гораздо больше банков — около сотни. Факторинговое финансирование может сопровождаться спектром услуг, которые включают в себя: оценку надежности дебиторов и возмещение рисков, связанных с поставкой товаров на условиях отсрочки платежа, административное управление дебиторской задолженностью, доступ к программному обеспечению, которое позволяет клиенту получать информацию о состоянии его дебиторской задолженности, переданной на факторинговое обслуживание [3; 7].
Использование поставщиками услуг факторинга дает компании следующие преимущества:
— решение проблем с недостатком оборотных средств;
— ускорение оборачиваемости средств;
— увеличение продаж;
— превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
— получение дополнительного финансирования;
— защита от кредитных, ликвидных, процентных, а также валютных рисков.
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств от Фактора по товарно-транспортным документам за поставки с отсрочками платежа. Очень часто торговый оборот поставщика ограничивается лишь тем, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не имеет оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю. В этом случае на помощь приходит факторинг, который позволяет поставщику предложить своим покупателям товарный кредит, ограниченный лишь сбытовыми возможностями покупателя [4; 6].
На наш взгляд факторинг является самым удобным способом финансирования. Однако следует отметить и недостатки факторинга. Главным недостатком этой услуги является высокая стоимость, поскольку услуга стоит довольно дорого по сравнению с кредитом. Но при этом, платя более высокую ставку, клиент получает взамен целый набор услуг. Поскольку дебиторская задолженность фактически становится собственностью уже фактора, то он диктует свои условия и критерии деятельности. Заметное место среди негативных аспектов занимает наличие противоречий в нормативных актах по вопросу налогообложения факторинговых операций в России. Именно отсутствие четкого и действенного законодательства становится причиной недоразумений по отражению операции факторинга в бухгалтерском учете. Однако это позволяет отображать факторинговую операцию в учете так, как удобно предприятию.
Библиографический список
1. Блинова У.Ю. Система бухгалтерских счетов и основы учета хозяйственных процессов: учебное пособие / У.Ю. Блинова, Н.К. Рожкова. - М., 2012.
2. Дякин Д. Факторинг на службе бизнеса // Управление компанией. - 2009. - № 6.
3. Корзоватых Ж.М. Особенности учета импорта работ и услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22.
4. Корзоватых Ж.М., Подгузова К.В. Дебиторская задолженность предприятия // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 1.
5. Лаврик М.Ю. Риски факторинговых операций // Банковское дело. - 2010. - № 7.
6. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - 2013. -№ 15. - С. 59-68.
7. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - 2013. -№ 4.
8. Рогуленко Т.М.Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - 2014. - № 3.