УДК 622.271.4
В.Ф. Колесников, А.И. Корякин
ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ БОЛЬШОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ НА РАЗРЕЗАХ КУЗБАССА
В настоящее время открытые горные работы Кузбасса обусловили применением новой техникой на буровзрывных, выемочных и транспортных процессах.
Наряду с отечественными буровыми станками СБШ применяются зарубежные станки БМЬ и БМ с более высокой производительностью. На выемочных работах применяются мобильные гидравлические экскаваторы, а также мощные экскаваторы с вместимостью ковшей 20-50 м3 в сочетании с автосамосвалами грузоподъемностью 220-
320 т. [1]
Возможность работать мощных экскаваторов с высокой производительностью требует разработки таких технологических схем, которые обеспечивают их непрерывную работу, что весьма сложно при таком цикличном транспорте, как автомобильный. Поэтому была предложена схема отработки вскрышных уступов с двухсторонней установкой автосамосвалов под погрузку (рис. 1).
Отработка вскрышного уступа по скальным породам производится с предварительным рыхле-
Таблица 1. Параметры технологических схем
Показатели Обозна- чение Тип экскаватора
РН-2300 РН-2800
3 Вместимость ковша, м 20 33
Тип автосамосвала БелАЗ-75215 БелАЗ-75600
Грузоподъемность, т 190 220
Вместимость кузова, м 80 139
Высота уступа, м Н 20 22
Ширина экскаваторной заходки А 22 22
Ширина транспортной полосы, м Т 18 20
Ширина рабочей площадки (м) при ширине развала: Вр=40 м Вр=50 м Вр=60 м ШрП 70 80 90 72 82 92
Рис. 1. Технологическая схема отработки вскрышного уступа с применением экскаваторов РН-2300 и РН-2800: 1,2,3 - установка автосамосвалов, 4 - передвижные опоры для кабеля
нием массива с помощью буровзрывных работ. Полученный развал горных пород отрабатывается продольно-поперечными экскаваторными заход-ками с погрузкой в автосамосвалы. [2]
В соответствии с Правилами безопасности в зоне радиуса разгрузки экскаватора находится только один автосамосвал, а другой в это время после разворота располагается вблизи места погрузки, но за пределами 2-3 м от нее.
При окончании загрузки первого автосамосвала и подачи сигнала машинистом автосамосвал задним ходом подается под погрузку, въезжал в зону радиуса разгрузки экскаватора с противоположной стороны забоя.
Время с подачи сигнала экскаватора и набора ковша является достаточным для подъезда второго автосамосвала под погрузку без простоя экскаватора. Параметры технологических схем представлены в табл. 1
Разработанные схемы согласованы в 2007 г. со специалистами Управления Ростехнадзора по Кемеровской области. Было отмечено, что схемы отвечают требованиям ПБ 05-619-03 «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» и предлагаются для применения на разрезах Южного Кузбасса с привязкой к конкретным горно-геологическим и горнотехническим условиям каждого предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горная техника. 2007: Каталог-справочник: М-2007.-224с.
2. Колесников В.Ф. Транспортная технология ведения вскрышных и добычных работ на разрезах Кузбасса/В.Ф. Колесников, А.И. Корякин, В.Ф. Воронков: Кузбасс.гос.техн.ун-т - Кемерово, 2009.-94с.
□ Авторы статьи
Колесников Валерий Федорович, докт. техн. наук, профессор каф. открытых горных работ КузГТУ;
тел.: (3842) 39-68-69
Корякин Анатолий Иванович, докт. техн. наук, профессор. каф. открытых горных работ КузГТУ, тел. 8-3842-39-63-68