том виде, в котором необходимо представить отчет; MathCAD является программой больше для расчета экономических показателей, чем для оформления документов бухгалтерской или налоговой отчетности, т.е. для вывода данных. Хотя в MathCAD имеется возможность настройки печати документа, интеграции с Microsoft Office, объект MathCAD может внедряться в документы Microsoft Word, Microsoft Excel.
Применение двух указанных программ связано с наличием программы на компьютере. Если Microsoft Excel уже имеется в пакете Microsoft Office, то MathCAD не является компонентом Microsoft Office и данную программу необходимо отдельно устанавливать на компьютере. MathCAD является условно-бесплатной программой и свободно распространяемой через веб-сайты (http://win8-software.net/, http://freesoft.ru/mathcad и др.).
Грамотное применение вышеназванных программ не заменит собой специальные программы для ведения бухгалтерского и налогового учета как комплекс программ 1С: Предприятие. Студенты экономического направления изучают программу 1С: Бухгалтерия 8.2. после линейной алгебры и информационных технологий в профессиональной деятельности в других дисциплинах, таких как Основы финансовых вычислений, Практикум по исчислению налогов и сборов. На начальном этапе работы и в качестве проверки экономических расчетов удобно использовать программы Microsoft Excel, MathCAD.
Знание различных информационных технологий матричного анализа экономических показателей поможет будущему специалисту в области экономики проводить анализ имеющихся числовых данных в виде матриц в электронном виде на основе положений налогового кодекса и ПБУ, адекватно оценить состояние деятельности предприятия, его баланса, а специалисту в области права проанализировать деятельность какой-либо организации на предмет соответствия требованиям налогового, административного и гражданского права.
1 См.: ЕреськоП.В. Поиск информации средствами библиотечно-информационной системы Web-ИРБИС // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 5 (100). С. 162-170.
2 URL: http://www.konstantaplus.ru/prajs-list/tseny-dlya-fizicheskikh-lits.html (дата обращения: 25.06.2015).
3 См.: Архангельская Е.В. Платежные матрицы в экономических задачах // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 3-6.
В.Ф. Изотова
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАОЧНОМ ОБУЧЕНИИ
В статье анализируются вопросы применения дистанционных образовательных технологий в заочном обучении. Рассматриваются возможности системы дистанционного обучения Moodle, технологий видеоконференцсвязи с использованием TrueConf Server.
Ключевые слова: дополнительное образование, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, система дистанционного обучения Moodle, технологии видеоконференцсвязи.
© Изотова Вера Филипповна, 2016
Кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
V.F. Izotova
APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CORRESPONDENCE COURSE
The article is devoted to questions of application of remote educational technologies in correspondence course. The possibilities of distance learning system Moodle, video conferencing technology with the use of TrueConf Server are considered.
Keywords: additional education, distance education technologies, e-learning, distance learning system Moodle, video conferencing technology.
Современное развитие информационного общества в Российской Федерации предполагает активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни1. В модернизации российского высшего образования электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) играют важную роль, особенно для заочной формы обучения2.
Основанные на применении информационно-телекоммуникационных сетей дистанционные образовательные технологии обеспечивают взаимодействие обучающихся и преподавателей на расстоянии. Электронные учебники, лекции, мультимедийные материалы, электронные тесты, используемые в рамках электронного обучения, слушатель осваивает самостоятельно, в т.ч. дистанционно, без участия преподавателя.
Основным преимуществом применения ДОТ и электронных форм обучения считается возможность каждого слушателя выстраивать свой независимый ° алгоритм обучения, осваивать программу в удобное время и в удобном месте. g На заочном отделении Межрегионального юридического института СГЮА про-
^ грамма видеоконференций TrueConf3 используется для проведения аудиторных
OI
| занятий: лекций, семинаров, консультаций и дистанционной аттестации. Для
| организации самостоятельной работы применяется система дистанционного
| обучения и управления учебным процессом Moodle.
I TrueConf — российская программа видеоконференций — обеспечивает высо-
0
| кое качество видеоизображения и звука даже на низкоскоростных (от 128 кбит/с) | и нестабильных каналах связи. Система позволяет проводить персональные >g видеоконференции между двумя пользователями, стандартные симметричные | групповые конференции, а также асимметричные групповые конференции, осо-
1 бенность которых заключается в том, что ведущий конференции слышит и видит | всех участников, в то время как участники слышат и видят только ведущего.
Занятия ведутся в режиме «видеовещания (асимметричной видеоконферен-g ции). Это режим групповой видеосвязи, во время которого все участники видят и § слышат только одного лектора, а он видит и слышит всех студентов. Программа 1 предусматривает возможность включения передачи звука между аудиториями, J что необходимо для организации общего обсуждения темы. Рассмотрим особенности использования систем TrueConf и Moodle при проведения различных видов занятий.
Во время чтения лекций средствами видеоконференцсвязи системы TrueConf преподавателям доступна функция показа презентаций, они могут представить как готовую презентацию, созданную в программе PowerPoint, так и демонстри-256 ровать набор отдельных файлов.
Использование электронных презентаций, в которых представлены основные положения и определения, иллюстрации, ссылки на нормативные акты и рекомендованную литературу, способствует поддержанию интереса к излагаемой теме лекций. Трансляция презентаций в режиме видеоконференцсвязи особенно актуальна, т.к. способствует улучшению восприятия материала слушателями и исключению проблем, связанных с передачей звука. Однако при трансляции презентации программой слушатели не видят лектора, что не позво-
ляет ему эмоционально мимикой и жестами поддержать излагаемый материал, и приходится рассчитывать только на интонационные акценты.
В режиме демонстрации слайдов, когда должны быть свернуты или закрыты окна других программ, лектор в свою очередь также не видит аудиторию, с которой он работает и может ориентироваться только на реплики студентов. Поэтому приходится периодически опрашивать аудиторию, а иногда отключать режим презентации, чтобы контролировать происходящее, а это в конечном итоге снижает темп лекции.
Приоритетной формой чтения лекции, на наш взгляд, является проблемная лекция-дискуссии или лекция-диалог, поскольку такая форма оживляет учебный процесс, активизирует слушателей, позволяет преподавателю влиять на коллективное мнение аудитории, а в конечном итоге сделать лекционное занятие наиболее эффективным для конкретной аудитории.
Лекции на заочном отделении в Межрегиональном юридическом институте СГЮА читаются для слушателей, находящихся в четырех-пяти городах одновременно. Каждая удаленная аудитория оснащена единственным микрофоном, так что хорошо слышны реплики студентов, близко к нему расположенных. Поскольку лектор может слышать все аудитории независимо, а студенты в разных городах друг друга не слышат или слышат не очень хорошо, на заданный вопрос зачастую пытаются отвечать одновременно. Все это приходится учитывать при проведении диалога: выстраивать очередность, дублировать обсуждение, отмечать активных студентов в разных городах.
Программа ^^^^ позволяет осуществлять обратную связь с аудиторией через текстовые сообщения, что весьма удобно: лектор видит задаваемые вопросы, контролирует реакцию на даваемый материал. Однако для организации текстового диалога учебные аудитории на местах должны быть оснащены дополнительными рабочими местами с персональными компьютерами, подключенными к видеоконференции. Средствами системы ^^^^ возможно обеспечение одновременной передачи слайдов и изображения аудитории, но для этого рабочее место лектора необходимо оборудовать двумя компьютерами, что позволит с одного монитора транслировать презентацию или показ рабочего стола, а на другом мониторе отображать аудитории и окно с дискуссией в чате.
Для организации самостоятельной работы студентов на образовательном портале ФГБОУ ВО «СГЮА»4 с использованием средств системы дистанционного обучения и управления учебным процессом Moodle разработан целый ряд электронных курсов, соответствующих преподаваемым дисциплинам. Использование среды Moodle не требует от обучаемого умения скачивать и устанавливать программное обеспечение, регистрироваться на специальных ресурсах и загружать туда выполненные задания. Доступ к каждому курсу определяет его разработчик, это может быть гостевой доступ, тогда курс доступен без ре-
гистрации, в случае авторизации обучающийся может проходить электронное тестирование и обмениваться сообщениями с преподавателем.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов заочного отделения МЮИ в системе Moodle нами разработан дистанционный курс «Информационные технологии для заочного отделения МЮИ».
Слушателям предлагаются электронные пособия, тексты лекций, презентации, практические задания, вопросы для самоконтроля и электронные тесты. Материалы разработаны с учетом интересов и возможностей разных групп слушателей.
На практических занятиях по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности» рассматриваются теоретические вопросы по основам работы компьютерных систем и сетей, защите компьютерной информации и обсуждаются практические приемы работы с некоторыми прикладными программами. При проведении семинаров в системе видеоконференцсвязи TrueConf используются две ее функции: трансляция презентаций и показ рабочего стола для демонстрации практических приемов работы с прикладными программами.
Семинар по теоретическим вопросам традиционно начинается с тестирования по материалам лекций. Вопросы теста демонстрируются на экране в виде презентаций. Каждый студент записывает ответы на листе с индивидуальными данными. Затем проводится обсуждение затронутых вопросов, правильные ответы рекомендуется записать. Результаты теста используются при сдаче зачета и экзамена, где повторно можно обсудить затронутые темы. На наш взгляд, такая форма позволяет задействовать каждого слушателя и вовлечь в обсуждение з большую часть аудитории.
0
? В используемой версии программы обеспечена функция показа удаленного
s рабочего стола, которая позволяет быстро и легко передавать изображение те-g кущего рабочего стола другим участникам конференции, при этом не требует
1 использования дополнительных программ и технических средств.
| Применив функцию показа рабочего стола, преподаватель может наглядно
i представить весь процесс работы с изучаемой программой, например MS Word, § MS Excel или КонсультантПлюс, дать необходимые комментарии, выслушать | вопросы и ответить на них.
| Для закрепления практических навыков целесообразно предложить обучае-
'I мым практические задания, которые выполнялись бы самостоятельно с исполь-| зованием методических указаний. Однако учебный план не предусматривает | выполнение контрольных работ и, соответственно, не выделяются часы для их проверки. Тем не менее, заочные контрольные работы, проведенные в инициативном порядке в некоторых группах, подтвердили их эффективность. g Трехлетний опыт преподавания с использованием дистанционных образова-
§ тельных технологий позволяет сделать вывод, что успешно проходят обучение | слушатели, хорошо мотивированные и подготовленные. Чтобы пользоваться | системой Moodle, выполнять электронные задания и тесты, каждый слушатель, должен обладать необходимыми навыками обращения с компьютерной техникой, а тем, кому таких навыков не хватает, следует рекомендовать пройти обучение основам компьютерной грамотности.
Дальнейшее совершенствование технологий дистанционного образования требует от вуза развития компьютерных сетей, оснащения компьютерных клас-258 сов и аудиторий, от преподавателей — подготовки электронных презентаций,
учебников, заданий, тестов, разработки эффективных методик преподавания. В результате этих усилий обучаемый получает образование по удобному алгоритму, а общество получает специалиста, владеющего дистанционными методами организации труда.
1 См.: Изотова В.Ф., Изотова Е.В. Информационное взаимодействие власти и общества: повышение роли официального сайта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 210-215; Брянцева О.В., Изотова В.Ф. Особенности современного этапа использования информационных технологий в органах внутренних дел // Право. Законодательство. Личность. 2013. № 1 (90). С. 97-101.
2 См.: Гусятников В.Н., Безруков А.И., Соколова Т.Н. Инструменты интеграции систем управления качеством в образовательный процесс // Интеграция образования. 2010. № 4. С. 16-19; Изотова В.Ф. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании в сфере размещения государственного заказа // Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры и образования: сборник научных трудов по итогам международной научно-методической конференции (г. Саратов, 8-10 апреля 2014 г.) / под общ. ред. Г.А. Суминой. Саратов, 2014. С. 205-207.
3 URL: http://trueconf.ru/ (дата обращения: 10.01.2016).
4 URL: http://portal.sgap.ru/(дата обращения: 10.01.2016).
го
п> о
"О ш
—I
о
го
п
тз
0 —I
го П>
1 I О Sc
5
тз
S
д
S
X ф
о
X
о
Sc а ж
ш д
ф §
N) О
6