ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ
ПРИМЕНЕНИЕ CASE-СРЕДСТВ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ APPLICATION OF CASE TOOLS FOR OPTIMIZATION OF BUDGETARY FINANCING OF INVESTMENT PROJECTS ON SEA TRANSPORT
Современное состояние морского транспорта требует значительных инвестиционных ресурсов для развития. Решение задачи эффективного использования бюджетных средств при реализации инвестиционных проектов на морском транспорте возможно с использованием средств моделирования бизнес-процессов. В статье рассматриваются существующие методологии и CASE-cредства моделирования бизнес-процессов. Приводится функциональная модель, базирующаяся на использовании методологии моделирования бизнес-процессов IDEF и программного средства AllFusion Business Process Modeler (BPwin), реализующего данную методологию.
The current state of sea transport requires significant investment for development. Solution to the problem of effective use of budgetary funds for the realization of investment projects on sea transport is possible with use of business process modeling tools. The existing methodologies and CASE tools of modelling of business processes are considered in the article. The functional model which is based on use of IDEF methodology of business processes modelling and software tool AllFusion Business Process Modeler (BPwin), realizing given methodology, is given.
Ключевые слова: морской транспорт, моделирование, процессный подход, бизнес-процесс, CASE-средства, методология IDEF, BPwin.
Key words: sea transport, modelling, process approach, business process, Case tools, IDEF methodology,
BPwin.
УДК 004.4'22
И. И. Мальцева,
канд. экон. наук, СПГУВК
АБЛЮДАЮЩИЕСЯ в последние десятилетия процессы глубоких структурных изменений российской
ности, несовершенства хозяйственного механизма и противоречивости законодательства, остро встают проблемы эффективного управления. В сложившихся условиях руководите -ли любого уровня вынуждены использовать в управленческой деятельности информационные технологии, выступающие мощным «локомотивом» необходимых изменений.
экономики привели к тому, что резко возросла роль и свобода действий хозяйствующих субъектов в системе экономических отношений, но при этом вся тяжесть экономических рисков оказалась возложенной непосредственно на них. Необходимость преодоления компаниями трудностей меняющейся рыночной конъюнктуры и воплощение в жизнь новых требований, выдвигаемых рынком, заставляет современных руководителей не только самостоятельно принимать стратегические решения, но и нести ответственность за их последствия в экономическом, юридическом, социальном и экологическом аспектах. Перед руководителем любой компании, который вынужден принимать решения в условиях неопределен-
Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, диктуемой постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на конкретного потребителя, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. Поэтому любая компания в определенный момент времени сталкивается с необходимостью совершенствования своей системы управления, что вызывается как внешними фак-
[15Э|
Выпуск 2
Выпуск 2
торами (обострение конкуренции, изменение существующих технологий, возрастающие требования клиентов и т. д.), так и внутренними (изменение стратегии компании, появление новых стратегических целей). Одним из первых и наиважнейших шагов при этом является анализ деятельности компании, включающий:
— описание бизнес-процессов компании;
— выделение бизнес-процессов или их участков, подлежащих автоматизации.
Без детального описания бизнес-процессов переход к следующим стадиям анализа деятельности компании и тем более к его автоматизации становится бессмысленным. На практике сначала выполняется описание бизнес-процессов «как есть» (то есть именно так, как они происходят в действительности), а затем выявляются узкие места процессов и на основе данного анализа создается несколько моделей «как должно быть». Автоматизация бизнес-процессов предполагает разработку корпоративной информационной системы либо выбор из имеющихся на рынке информационных продуктов и услуг и ее адаптацию под специфику компании с последующим внедрением.
В настоящее время идентификация проблемных точек бизнес-процессов компании и выработка направлений их совершенствования чаще всего осуществляются на базе процессного подхода как одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями.
В основе процессного подхода лежит представление о бизнес-процессе как устойчивой, целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Процессный подход базируется на выделении и рассмотрении бизнес-процессов компании, каждый из которых протекает во Ш взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой. Необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001, которые можно рассматривать как нормативную модель ведения бизнеса, выработанную дело-
160]
вым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах.
К преимуществам процессного подхода можно отнести:
— клиентоориентированность;
— ориентацию на результат;
— гибкое реагирование на внешние и внутренние изменения, более оперативное принятие решений;
— возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;
— прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.
Основными понятиями процессного подхода являются:
Результат бизнес-процесса — то, ради чего осуществляется бизнес-процесс (получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям).
Владелец бизнес-процесса — должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
Исполнители бизнес-процесса — команда специалистов из различных функциональных областей, выполняющих действия процесса.
Вход бизнес-процесса — ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса.
Ключевые показатели эффективности KPI (Key Performance Indicator), применяемые в качестве показателей результативности и/ или эффективности бизнес-процесса.
Управление бизнес-процессами как подход к управлению компанией предусматривает необходимость совершенствования как отдельного процесса в частности, так и системы процессов в целом. Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.
При описании бизнес-процесса определяются:
— владелец;
— границы (границы ответственности и полномочий владельца процесса по управлению процессом);
— поставщики и входы;
— клиенты и выходы;
— ресурсы, необходимые для выполнения (находятся в распоряжении владельца процесса);
— технология выполнения;
— показатели оценки результатов.
В общем случае процессный подход к управлению позволяет:
— осуществить объединение работ, передав их в ведение так называемого «ситуационного центра», состоящего из специалистов различных областей, работающих совместно под общим контролем для достижения результата;
— унифицировать взаимосвязи участников бизнес-процесса и повысить скорость принятия решений как по ключевым стратегическим вопросам, так и в оперативных ситуациях за счет создаваемого ситуационного центра;
— сократить время контроля и согласования, способствующее снижению числа точек контроля и времени прохождения каждой из них при сохранении и увеличении качества работ за счет повышения «прозрачности» бизнес-процесса при совместной работе его участников;
— выполнить параллелизацию работ для получения экономии используемых ресурсов за счет сокращения общего срока работ;
— передать функции, не относящиеся непосредственно к основной деятельности компании, специализированным сторонним подрядчикам для сокращения расходов и получения более качественного результата.
Процессный подход к анализу деятельности компании предполагает построение полноценной и функциональной информационной модели, адекватно описывающей некоторые свойства моделируемой предметной области (различные аспекты функционирования компании). Моделирование бизнес-процессов предполагает их формализованное графическое описание.
В настоящее время при описании бизнес-процессов используются различные методологии моделирования, наиболее популярными из которых являются следующие:
— SADT (Structured Analysis and Design Technique), представляющая собой методологию структурного анализа и проектирования;
—IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling), являющаяся методологией функционального моделирования и применяемая для проектирования бизнес-процессов и данных;
— DFD (Data Flow Diagrams), представляющая собой методологию моделирования потоков данных и отображающая последовательность преобразования данных в ходе выполнения процесса;
— IDEF3, являющаяся методологией моделирования потоков работ и позволяющая рассматривать процессы с учетом последовательности выполняемых функций;
— STD (State Transition Diagram), рассматривающая диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени;
— ERD (Entity-Relationship Diagrams), рассматривающая диаграммы «сущность-связь», которые применяются при логическом проектировании информационных систем;
— FDD (Functional Decomposition Diagrams), описывающая диаграммы функциональной декомпозиции;
— UML (Unified Modelling Language), являющаяся языком визуального моделирования, основанным на объектно ориентированном подходе, и позволяющая описывать статическую структуру системы и ее динамическое поведение;
— ARIS (Architecture of Integrated Information Systems), описывающая бизнес-процесс в виде потока последовательно выполняемых работ.
Среди современных информационных технологий и инструментальных средств, позволяющих осуществлять моделирование бизнес-процессов и обеспечивающих поддержку принятия управленческих решений, важное место занимают CASE-средства (Computer Aided Software Engineering).
В большинстве современных CASE-средств применяются методологии струк-
Выпуск 2
Выпуск 2
турного и функционального моделирования, обеспечивающие строгое и наглядное описание бизнес-процесса, начинающееся с его общего обзора с последующей детализацией и приобретающее иерархическую многоуровневую структуру.
Динамика изменения бизнес-среды функционирования современных компаний (развитие сети Интернет, глобализация, доминирование на рынке потребителя и т. д.) привела к необходимости постоянной корректировки стратегии, бизнес-процессов и организационной структуры компании без потери контроля над действующей системой управления для достижения текущих целей ее функционирования. В данном контексте CASE-средства стали применяться для широкого круга задач бизнес-анализа деятельности компаний, что позволяло проводить реинижиниринг бизнеса со значительно меньшими трудностями и рисками.
Программы, предназначенные для бизнес-моделирования, выделенные в отдельный класс, который на западном рынке получил название BMS (Business Modeling Software), характеризуются следующими ключевыми преимуществами:
— встроенной поддержкой процессного подхода;
— широкими возможностями визуального (графического) моделирования компании;
— формированием одинакового понимания бизнес-процессов компании сотрудниками различных подразделений, с разным уровнем квалификации;
— созданием единого информационного пространства для описания всех существенных аспектов функционирования компаний;
— разработкой различных отчетов в виде регламентных документов (положение
о подразделении, должностные инструкции, регламент процесса, регламент процедуры, матрицы ответственности и др.).
К наиболее популярным средствам описания бизнес-процессов можно отнести:
— семейства Rational Rose (Rational Software) и Borland Together (Borland) для визуального моделирования на основе стандарта UML;
— семейство AllFusion Business Process Modeler (BPwin) (Computer Associates) как инструмент для моделирования, анализа, документирования и оптимизации бизнес-процессов;
— ARIS (IDS Scheer) как инструмент коллективной работы над совокупностью взаимосвязанных моделей различных типов, предназначенных для описания бизнес-процессов, данных и информационных систем, деятельности компаний;
— Visio (Microsoft) для создания различных типов моделей бизнес-процессов и данных, позволяющее создавать диаграммы и модели с применением различных методологий.
Среди современных апробированных и признанных во всем мире CASE-средств выделяется BPwin, реализованный на основе методологии IDEF различных нотаций. Использование BPwin позволяет построить целостную модель, состоящую из иерархически упорядоченного набора диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, связанных друг с другом с помощью перекрестных ссылок. Посредством набора графических инструментов для отображения действий и объектов обеспечивается построение схем бизнес-процессов, на которых отображаются исходные данные, результаты операций, необходимые ресурсы, управляющие воздействия, взаимные связи между отдельными работами. BPwin совмещает средства моделирования функций (IDEF0), потоков данных (DFD) и потоков работ (IDEF3), координируя эти три основных аспекта производства.
Создаваемая в среде BPwin функциональная модель в формализованном виде наглядно представляет описание рассматриваемого бизнес-процесса, анализ реальности предстоящих решений, оценку материальных, стоимостных и временных ресурсов и других его характеристик, позволяя реализовать все преимущества процессного подхода, указанные выше.
Модель представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных диаграмм, описывающих указанный бизнес-процесс. Графический язык данной нотации IDEF методологии (рис. 1) содержит следующие графические элементы [1]:
— единицы работ (Unit of Work), обозначающие процессы, действия (именуются отглагольными существительными и изображаются в виде прямоугольников);
— связи, отображающие взаимоотношения работ (изображаются однонаправленными стрелками);
— перекрестки (Junction), используемые в нотации IDEF3 для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы.
Управление [Control] ' г
Вход РАБОТА Выход
[Input] [ACTIVITY] [Output]
Механизм
[Mechanism]
Рис. 1. Синтаксис диаграмм ШЕБ-методологии описания бизнес-процессов
Каждая сторона прямоугольника, отображающего работу, имеет определенное назначение (вход, управление, выход, механизм), отражающее системные принципы: вход (материальные и информационные объекты) преобразуется в выход (материальные и информационные объекты) с помощью механизма (исполнитель), реализующего бизнес-процесс, при наличии управления (материальные и информационные объекты, не преобразуемые в ходе реализации бизнес-процесса, но ограничивающие или предписывающие условия выполнения преобразований).
Работы располагаются на диаграмме в порядке функционального доминирования (по степени важности или порядку следования), которое демонстрируется топологией диаграммы, и могут быть декомпозированы до нужного уровня детализации на другой диаграмме. В результате получается модель, аппроксимирующая бизнес-процесс с заданным уровнем точности (модель AS К), что позволяет аналитику увидеть все его наибо-
лее уязвимые места и с учетом выявленных недостатков строить модель новой организации бизнес-процесса (модель TO BE).
Для наглядной демонстрации возможностей данного CASE-средства автором статьи в качестве предметной области был выбран морской транспорт.
Морской транспорт как составляющая производственной инфраструктуры выполняет важную задачу в обеспечении транспортных потребностей страны, поэтому его эффективное функционирование является одной из государственных задач. Основная сфера деятельности морского транспорта — реализация внешнеэкономических связей России и транспортное обслуживание регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Однако высокая стоимость и техническая сложность основных фондов, в первую очередь объектов портовой инфраструктуры, требуют значительных инвестиционных ресурсов для развития.
Как показывает мировой опыт, эффективным инструментом привлечения инвестиций в развитие объектов транспортной инфраструктуры является государственно-частное партнерство в форме концессий, обеспечивающих баланс интересов бизнеса и потребителей услуг при сохранении стратегического контроля государства над этими объектами, что закреплено в российском законодательстве с 2005 г. [1]. При этом за государством сохраняется роль основного инвестора, а одним из инструментов активной государственной инвестиционной политики становится Инвестиционный фонд РФ, созданный с целью со-финансирования инвестиционных проектов (ИП), имеющих общегосударственное значение и реализуемых на условиях государственно-частного партнерства. В условиях бюджетных ограничений эффективное использование средств Инвестиционного фонда РФ становится первоочередной задачей.
Предоставление бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ регламентируется «Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» [2], анализ которых позволил идентифицировать процесс предоставления бюджетных ассигнований при реализации инвестиционных проектов на
Выпуск 2
'!>• Computer Associates BPwin -1(1 В) - Инвестиционный фонд РФ PNVEST.bpl]]
file Edit yiew Diagram Dictionary Mfidel ModelMart Tools Window Help
* В * H И T ► О A ▼
J * J
И |m J ^¡01 у 1 ■ь m
Ш. * ! » % Œ 1 A* V
■■ I
- □ DPt ДОС ТА8ЛЕНИЕ Б0ДЖЁ T НЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНвЕ С Т ИЦ ' Q Публ«ация і**формащ«4 о проведемы процедуры отбора i*«e - В Пвдготсвка к »частно е nptuenspe отбора мееспииопых про В Прое«Ае*«е иа ко**арсной основе отбора »«естщионкзк
- Q Подготовка документов для участия в процедуре отбора
В Проведете экспертизы ю«ест>ш<о>*<ого проекта на со
■ в Обоснован* объемов получе**«я бюджет**« ассігнова»
■ В Экспертиза достоверности испо^зова»**« средств Феде
• Q Госупарстветая экспертиза проектном докр^енташ«« (Г
в Проведете экспертизы пакета доку-іентов |0траслево< г,; Передача резудоатов экспертизы шяяіивтору проекта |і В Проееаеп« экспертизы »«ecrwucm*« проектов на cocrt
- В Провейете экспертизы »«естпиопхх проектов на coon В Передача пакетадокументое на участие в процедуре отбор;
-в Отбор і*«естщи»*^іх проектов |И»«естщио***ая ког-тссия) г □ Проверка достоверности пакета документов, ^аэе»**»« в п § Прекраше»**е проиедури отбора в отноше»«*н проектов в сл
■ в Рассмотре***е И отбор 1*«ЄСТЩИ0***ІХ Проектов |И»*естщ
■ в Рассмотрев« пере^я и паспортов і^еестміио»*«»« проект ^ Утвер*де™е передо и паспортов к«*естщк»**>« проекте
в Зак почете кстессио*«ого с of паше*»« ІКочіедемт. победит« ■ В Оплата кочіессионеру бязджет»«« денеж»«« обязательств (<£• В KoMtpoito и могмторм«' |М»«аерство регионаїьного развит*
'
hashes в^ауагта SSOqeos
USED AT:
AUTHOR: Мальцева ИИ PROJECT Инвестиционный фона РФ
NOTES I 2 3 4 j в 7 S 9 10
DATE: 20.01.2011 REV 20.01.2011
¡WORKING
DRAFT
RECOMMENDED
PUBLICATION
READER
DATE
CONTEXT
TOP
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНЯА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
NODE
TITLE
NUMBER
Рис. 2. Контекстная диаграмма модели бизнес-процесса предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ,
выполненной в среде AllFusion Process Modeler 4.0 (BPwin 4.0)
file Edit View Qiagram Dictionary Mfidel ModelMart Tools Window Help
ч □ * в и т ►oat
D ot H • « 1«« zl Д У T* V
Инеестнщижный Фене Pv
□ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦ
- щ Публикация имформацж о промаем«« гооммцвы отбора
□ Подготовка к участмо в процедуре отборе мвеспш«»»« про • Q Проведете на конкурсной основе отбора мееспииотогс -0 Подготовка документов дпя участия в процедуре отбора»« □ Проведете экспертизы »«есттиотого проекта на со Ц Обосновате объемов получетя б«ш«ет>*п асогнова» § Экспертиза достоверности исгщъзоеатя средств Феде Q Госунерстветая экспертиза проектной докуиемташы |Г Проведете экспертизы пакета документов [Отраслево* Q Передача реза^тлтов экспертизы радиатору проекта С § Проведем<е экспертизы »«eCTHlHOtwx проектов на COOTI И Проведете экспертизы 1«ест«1иом*и проектов на cocti Н Передача пакета документов на участие в процедуре отбор! ' В Отбор ю«ест1иио»*ък проектов |Игвестщмотая ког-ыссия] г ■ 3 Проверка достоверности пакета документов. у.аэак«шеп
• Q Прекрашете процедуры отбора в отноше»*« проектов в ся
г.; Рассмотре»**е и отбор ювестщио»«*)« проектов (И»«естщ
.
Рассмотрете пере-м» и паспортов »вест«!*»*»« проект Н Утеерждете первая и паспортов »«МТшиОто проекте Зак почете кощессиотого соглашетя |Кощедеит. победит« Оплата концессионеру бяаджет»»« дене»*« обяэате<ьств В Коигро*ъ и моттор»«< |М***<терство регионарного развит*
^*dv*a
USED АТ:
AUTHOR Мальцева ИИ PROJECT Инвестиционный фонд РФ
NOTES ППЧ'ИЯО________
DATE 20 01.2011 REV 20.01 2011
WORKING
DR-AFT
RECOMMENDED
PL-BLICATION
READER
DATE
CONTEXT
LL
Публикация
информации
О ПрОЕГаеЮШ
гтроиг т.-ры отбора инвестиционных проектов (Министерство регионального развили Российской Федерации)
гл. VI п 21
Заявка на\-частш *рсч*г.р4 Отбери Пакет дс*умвкто4
Подготовка к участию в процедуре отбора инвестиционных проектов ('Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство регионального развития Российской Федерации, инициатор инвестиционного проекта)
raIV-V
I
Ежеквартальны* и *ж*юд*ы* отмяы о реатизачии проектов
Пакет
ncàtomcx. 1якыт Ос *?.м**то4
Отбор
инвестиционных
проектов
(Инвестиционная
комиссия)
Оплата
кониесаюнеру
бюджетных
денежных
обязательств
(Федеральный
орган
исполнтельной
власти)
Распоряжение Проеитетъс* Российской Фюераиии об утверждении паспортов инеестиииочнчх проектов
Заключение
концессионного
соглашения
(Концедент.
победитель
конкурса)
Контроль и мониторинг (Министерство регионального разшпия Российской Федерации)
гл МП п 63
NODE
а
ТШ ПРЕДОСТ AÊ.TEH1Œ ПЭДЕЕТНШ АССИГНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО «OKU
российской «ЕлгРАЮш
NUMBER
É
^“гмэЛшчд
-v- Computer Associates BPwin - [(3.1 В) Подготовка к участию в процедуре отбора инвестиционных проектов (Министерство экономического развития Российской Федерац]
*4 File £d.t View Q lagram Dictionary Mgdel ModelMart Tools Jtfmdow Це1р
* Q -*• * Ш И T ►OAT
- «
D U Ы ДИ
B. • a * HD s* fir
>
Инвестиционный Фот РФ
ей
-■В ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦ 0 Пубпкация тгормаш« о проведет* процедуры отбора wee - Ш Подпжска к «растио в процедуре отбедо »«еепшие»**« про
Пров«де>*«е на конкурсном основе отбора и»«есп«хиониоп
■•0 Подготовка документов для участия в процедуре отбора ю« § Проееде»«« экспертизы жвестицио»«1ого проекта на со в нова»«« объемов получе**«я бюджет»«»« асогноеа» 0 Экспертиза достоверности испо<ъзова»«4я средств Феде И Госуаарстве*««ея экспертиза проектном документацдо (Г □ Проведе**«е экспертизы пакета документов (Отрас леем г.; ача резуюатсе экспертизы юмтатсфу проекта |1 В Проведете экспертизы мвеетшиотк проектов па СООТ( Q Проведете экспертизы «вести»*»*« проектов на сооп В Передача пакетадокуленгое на участие в процедуре отбор/ -■ Q Отбор »«еетшиом^и проектое |Иг«еСТ»1ИОтдЯ КО»4КСИЯ) I в Проверка достоверности пакета документов, у азаг««хх в п - В Прекраше»««е процедуры отбора в отноше*«*< проектов в ся
• В РаССМОТре»*<е И отбор »»еестишо»«*« проектов (И|«еСТ141
• Q Рассмотрев«« пере««я и паспортов 1*«естщк»**« проект □ Утвержде*^ первая и паспортов 1*вест1«ио»*»« проекте
□ Зак r*xet**e концессионного сотлаше»«4Я (Концедент. победите Q Оплата концессионеру бюджет»«)« денежгах обязательств (Ф* Э Контроль и мониторит |М***«терстео регионального развитw
I
& Actvnex Qoagramt SSctieas
USED AT:
AUTHOR Мальцева НИ PROJECT Инвестиционный фоня РФ
INOTIS liiiiflHO_______
DATE 20.01.2011 REV: 20.01.2011
WORKING
DH-^FT
RECOMMENDED
PUBLICATION
READER
DATE
CONTEXT:
Р*пПЯ
и____bü=
Проведение на конкурсной основе отбора инвестиционного консультанта (Министерство регионального развили Российской федерации)
га. V п. 21-24
I --------------------
Логоеор KOHcarmwua
32
Проведение эксперппы ИНВеСПЩИОННЬП ПрОеКТОВ на соответствие кртериям эффективности использования средств федерального бюджета (Министерство экономического развили Российской Федерации)
______________гл. Г»'п. 18 пп. в____________
Подготовка документов для участия в процедуре отбора инвес л (иконных проектов (Инициатор инвестиционного проекта)
тл, VI п, 30
10
Проведение эксперппы инвестиционных проектов на соответствие кртериям эффеклтвноелт. привезенным в л 19 (Иквеслшионный консультант;
гя IV п. 22
По южитехьное
Пакет пей/отселенных Оо*?.и*чтое
J3
Передача пакета документов на участие в процедуре отбора инвеслшионньп проектов в Министерство регионального развили Российской Федерации (Инициатор ннвеслошонного проекта)
га IV п 1$ в. га. Ч п. 30
NODE
TITLE Потри— 1ушшн про—ypinif ор>—кя—o—дцрошо>(М—сщето
—и—ер—■>MaÉaHi#iHip—blé—cwpq^f——rof— Россхжхе* +«МрЮ<М. мюемтор мямспаэюииого прокп гя IV-V
NUMBER:
<• Computer Associa(fs BPwm ■ [(10.113) Подготовка документов для участия в процедуре отбора инвестиционных проектов (Инициатор инвестиционного проекта) гя. V]
11**^ £ile £dit yiew Qiagram Dictionary Mgdel ModelMart Tools Window £Heip -J ej.x
* Q * В И T ►OAT
D oi И • и |те -j ^ ¡01 V Ti m
ft ■ | a | * 11 Я ffl | £* P| |
Jïl
И и и в с: т ициомнмн
□ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНвЕСТИЦ ■ в Пу6*Ъ« ациЯ 1**ФОР*-*аш*< О ПрОведем*1 Процедуры ОТбООа **«е -в Подготовка к участив в процедуре отбора ивестиикм*« про ■ В Проееде*»*е на конкурсной основе отбора м«естн|иотог< - СЭ Поаготовкадвч^ленгоеппя участия в процедуре отбора »«
и имввстмциоииого проекта на с
□ 06осиоеа»»«е объемов получе»**я бюджет»»« ассигнова» @ Экспертиза достоверности использования средств Феде Щ Госухарстве***ая экспертиза проектном документации (Г Н Проведем«е экспертизы пакета документов (Отрас лево« И Передача резу»*>татов экспертизы ****1иатору проекта (I 3 Проведе»»« экспертизы и*естщио»#*>« проектов на сооте ] Проведем« экспертизы »**естии«>**« проектов на соот« 3 Передача пакета документов ка участие е процедуре отбора -•И Отбор 1*«естщиом*1х проектов (И»«естщио»*мая коктюсия) I Проверка достоверности пакета документов, у аза»*»« в п Прек рашем«е процедуры отбора в отношем« проектов в сл
□ Рассмотре»*« И отбор 1#«естщис***>« Проектов |И»«еСТМА • 0 Рассмотрен« пере<**| и паспортов 1*«естщио»**« проект
□ Утвержден« переча м паспортов и«естщио**ь« проекте
• 0 Закюче»«« концессионного сот пашем« (Кощедент победите
• 0 Оплата концессионеру бюджетных денежтох обязательств |Ф' § Контроль и мониторит (Ми««терство регионального разами
5^Ac*v*e* В [»ayamt ÎS 0Це«~
Ready
USED АТ:
AUTHOR Мальцева ИИ PROJECT Инвестиционный фона РФ
NOTIS шшшд______________________
DATE 20.01.2011 REV 20 01 2011
яажднв
DKAFT
RECOMMENDED
PUBLICATION
READER
DATE
CONTEXT
- : 1
Провезение экспертизы иквеслшиокного проекта на соответствие критериям эффективности. (Инвестиционный KOHCvnbTam}
га Мп. 2Snn л
И I ~
Г5
19
Обоснование объемов получения бюджетных ассигнован»! (Инвестиционный консультант)
гл VI гг 28 пп а
I
Госчаарственная экспертиза проектной документации (Главгосэксперппа РФ)
га \1п 2 8 пп м
20
т
Эк с п ер п па достоверности испольгоеанил средств федерального бюджета (Министерство регионального paie»пил Российской Фе дерахлш
_______________гд. \1 п. 23 пп у_______________
Проведение
эксперппы
пакета
документов
(Отраслевое
федеральное
министерство.
подведомственное
Федеральное
агентство)
По южитлгъно*
Передача результатов эксперппы инициатору проекта (Отраслевое федеральное министерство подведомственное Федеральное агентство)
гл \1 ш. 30
23
NODE
У1У1 р Подгсутою »осуиыго« вжл vmma i еросмур« отвоо» н
мммстюэюммого ермеа) гг. М с 30
1 гфоатос 1!юаэи?ор
NUMBER:
NUM
Рис. 5. Диаграмма декомпозиции 3-го уровня «Подготовка документов для участия в процедуре отбора инвестиционных проектов»
i
Z мэАшяд
университета
водных
коммуникаций
-¡¡і* Computer Associates BPwin - [(4.113} Отбор инвестиционных проектов (Инвестиционная комиссия) га VI * Инвестиционный фонд РФ [INVEST.bpl]]
£ite £dit Jfiew Qiagram Dictionary Mgdel ModelMart Tools Window Help _J В J. X
4 Q -»• * Ш Ш T ► OAT
□ & в a ■■ i*>* jj <&. а v ъ ic
!|в в 1 а 1*1# я m \g*v і« 1
d*t
И MIJкстиципммым
85_____________________________________________________________________
-:>В ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦ Пубгм.ацио »«рсфмаиг« о проведе»**! процедуры отбора м«е Подготовка к участі« в процедуре отбора »«естміномшк про ^ Проведе**« на коміурсной основе отбора м«естмію*«гг -В Подготовка документов для участия е процедуре отборам« - В Проведем« экспертизы мвестщиомюго проекте на со Н 0боснова***е объемов попучемл б*ш«ет>*а асогнова» У Экспертим достоверности НСЛ01ЪЗОвам<Я средств <иед< ■ Э Госуаарствем«ая экспертиза проектной документацм<|Г В Проведем« экспертизы пакета документов |Отраспеео< □ Передача результатов экспертизы »міивтору проекта I' • В Проведем« экспертизы мвестміиомви проектов на сооті ■В Проведен« экспертизы і*«естщио**>« проектов на сооті □ Передача пакете докуменгов на участие в процедуре отбор* - □ Отбор і*вестщион*л< проектов |И»«естщионіея ко»-в«сия) і
-и Проверка достоверности пакета документов. угаза»*« в г
• 0 Прекращен* процедуры отбора в отношен** проектов в сл
• § Рассмотрен« и отбор і*«есті«іиои*>о< проектов (Иівестщ
• В Рассмотрен« переел и паспортов и*естщион«>« проект § Утвержден« пере<»*я и паспортов »*«естщмон*іх проекте
в Зек лочем« коміессиомюго сот пашем« (»оміедент победит« г.; Оплата коніессиоиеру бюджетах деиежн»« обязательств (Ф> □ Контроль и монитор***- (Мимстерство регионального развит*
Acs VI des O^ayams SS CWCT
USED AT:
AUTHOR Мальцева ИИ PROTECT ііивїспішіонмьпі фонд РФ
NOTES ÜSiiflHO__________
DATE ’001.2011 REV 20012011
WORKtNQ
PH-AFT
RECOMMENDED
PUBLICATION
READER date [context
¡¡g|hc.
□ c
Проверка достоверности пакета докл-ментов ш:анных в п 28-32. предоставленных инициатором инвестиционного проекта (Министерство регионального рагвіттия Российской Федерации)
гл М п. 33
Г~
Рассмотрение и отбор инвестиционных проектов (Инвестиционная комиссия)
(га VI п 33-36)
I —
Протокол заседания инвестиционной комиссии ІПаспорта ичистииисчнъи проектов
13
Рассмотрение перечив и паспортов инвеепшионных проектов (Пр авіпель ств енная комік сия)
га, VI п, 38
Прекращение процедуры отбора в отношении проектов в случае выявления в документации недостоверной информации (Инвестиционная комиссия)
(пі. V] п, 34)
Протокол заседания Правит» ъстеенчой комиссии
Утверждение перечня и паспортов инвестиционных проектов (Правительство Российской Федерашої)
гл. VI п 39
NODE
TITLE;
Отвори
і Rpcxcot 'Ижмстшэюшш юшкоса) ПС \1
NUMBER:
основе государственно-частного партнерства как бизнес-процесс и использовать при его моделировании пакет AllFusion Process Modeler
4.0 (BPwin 4.0) в нотации IDEF3. Построенная модель (рис. 2-6) представляет собой иерархическую трехуровневую структуру взаимосвязанных диаграмм, описывающих логику и /
временную последовательность выполнения работ указанного бизнес-процесса.
Результаты моделирования бизнес-процесса позволили выявить следующие проблемные точки и сформулировать приведенные ниже основные выводы.
При подготовке к участию в процедуре отбора ИП инициатор проекта должен предоставить пакет документов (рис. 3-5) для предварительной экспертизы и получить положительное заключение инвестиционных консультантов, осуществлявших экспертизу данного проекта, с обоснованием качественных (отсутствие конфликта интересов, социальные эффекты, экологическая безопасность) и количественных (показатели финансовой, бюджетной и экономической эффективности) критериев отбора [2]. Анализ перечня документов, предоставляемых инициатором проекта, свидетельствует о неопределенности сроков и сложной процедуре заключения инвестиционного соглашения, что может служить фактором, сдерживающим частных инвесторов от участия в совместных государственно-частных инвестиционных проектах. Кроме того, для качественного отбора ИП их экспертиза на соответствие установленным критериям отбора должна проводиться высококвалифицированными инвестиционными консультантами, отвечающими установленному критерию профессионализма (рис. 4-5).
После заключения концессионного соглашения (рис. 3) своевременная реализация ИП, особенно региональных проектов на условиях софинансирования с региональными органами государственной власти, будет напрямую зависеть от регулярности поступле-
ний ассигнований из Инвестиционного фонда РФ, поэтому государство должно обеспечить гарантии исполнения регламента выделения инвестиционных ресурсов в полном объеме. Кроме того, сокращение сроков реализации ИП может быть обеспечено осуществлением организационных мероприятий, связанных с финансированием из средств Инвестиционного фонда РФ, параллельно с процессом заключения соглашения по проекту.
Выступая инициатором государственно-частного партнерства, государство вынуждено привлекать частный капитал к реализации общественно значимых проектов в силу общепризнанной большей эффективности частного бизнеса по сравнению с государственным управлением и имеющимися бюджетными ограничениями, приводящими к невозможности исполнения государством своих социальных функций в полном объеме, в том числе и на морском транспорте. Но при этом за ним остаются основные рычаги регулирования и контроля: тарифная политика, контроль за безопасностью и экологичностью объекта партнерства, качеством обслуживания потребителей. Повышение «прозрачности» и качества реализации ИП должно быть обеспечено регулярным проведением государственного контроля и мониторинга (рис. 3).
Таким образом, моделирование бизнес-процесса предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ при реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства с использованием CASE-средства AllFusion Process Modeler 4.0 (BPwin 4.0) позволило идентифицировать пути его оптимизации: передача функций, не относящихся к основной деятельности по проекту, сторонним консалтинговым компаниям для сокращения расходов и получения более качественного результата, параллелизация работ для экономии /
временных ресурсов, проведение регулярного контроля и мониторинга работ.
Список литературы
1. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с ALLFusion Process Modeler (BPWin 4.1) / С. В. Маклаков. — М.: Диалог-МИФИ, 2004. — 240 с.
Выпуск 2
Выпуск 2
2. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от
1 марта 2008 г. № 134 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: Ьйр://Ьа8е^агап1
3. О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации от 6 июля 2005 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации от 13 июля 2005 г. // Рос. газета. — 2005. — 26 июля.
ИНВЕСТИЦИИ В ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА СУДОСТРОЕНИЯ INVESTMENTS INTO THE SHIPBUILDING FIXED CAPITAL RENOVATION
В статье рассматривается структура инвестиций в основной капитал различных областей промышленности в Российской Федерации. Объясняется необходимость российских и иностранных инвестиций в обновление основного капитала судостроительных предприятий.
The article considers structure of investments into fixed capital of various areas of the industry in the Russian Federation. Nessesity of the Russian and foreign investment into fixed capital updating of the shipbuilding enterprise is explained.
Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, мировой финансово-экономический кризис, государственная поддержка, судостроительная промышленность.
Key words: investment, fixed capital, the world financial and economical crisis, the state support, the shipbuilding industry.
ru/12159225
УДК 658.14:330.30.322
Т. И. Комарова,
аспирант,
СПГУВК
СНОВНОЙ капитал предприятия — это капитал, который принимает участие в производстве товара, пе-
тиции — это денежные средства, направленные на восстановление, расширение и реконструкцию основного капитала.
реносит свою стоимость на новый продукт по частям в течение определенного периода времени. К нему можно отнести здания, сооружения, оборудование. Для производства конкурентоспособной продукции необходимо, чтобы основной капитал соответствовал международным требованиям рынка. Чтобы создавать качественную продукцию, соответствующую меняющимся требованиям,
Даже в докризисный 2007 г. по сравнению с США Россия вкладывала очень небольшие средства в обновление основного капитала. Американские инвестиции составляли
2134,0 млрд долларов, в то время как российские — 262,0 млрд долларов.
необходимы постоянные вложения в обновление основного капитала. Инвестиции в обновление основного капитала — это неотъемлемая часть деятельности любого предприятия. Объемы этих инвестиций меняются в зависимости от потребностей предприятия. Инвес-
В структуре инвестиций в основной капитал в России лидером в потреблении этих вложений являются транспорт и связь. Здесь потребляется более 1/5 всех инвестиций в основной капитал. Далее идут операции с недвижимым имуществом, обрабатывающая и добывающая промышленность, сельское хозяйство. Однако если рассмотреть более подробно структуру инвестиций, то можно уви-