УДК 339.35
ПРИМЕНЕНИЕ БЕЧМАРКИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Шарафутдинова Н.С. - к.э.н., доцент Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации
тл:89272460414
Ключевые слова: бенчмаркинг, конкурентоспособность, конкурентный анализ, факторы конкурентоспособности.
Key words: benchmarking, competitive, competitive analysis, competitive factors.
Успех развития организации определяют такие показатели, как финансовое состояние и
конкурентоспособность. Уровень цен ниже, чем у конкурентов, высокое качество продукции, эффективная система продаж могут являться преимуществами предприятия. Благодаря своим сильным сторонам компания получает возможность занять лидирующие позиции на рынке, увеличить уровень реализуемой продукции и повысить свою конкурентоспособность.
Основными целями проведения конкурентного анализа являются определение преимуществ и недостатков конкурентов, их возможностей, планов для повышения эффективности бизнеса и определения собственных перспектив развития. Сравнительный анализ конкурентов может проводиться
поверхностно для решения каких-то краткосрочных задач, а может быть проведен детально для прогнозирования на несколько лет вперед.
Специалистами в области
бенчмаркинга представлены следующие виды анализа, такие как параметрический анализ, рейтинговая оценка.
В ходе исследования нами проведен анализ подходов к проведению сравнительного анализа. На основе обобщенных выводов предложена методика проведения сравнительного анализа и представлены следующие результаты.
На первом этапе исследования необходимо провести анализ уровня превосходства лидеров отрасли в условиях постоянного появления новых игроков на рынке, определить методы для оценки лояльности покупателей. Лидеры отрасли определяются на основе экспресс-опроса экспертов (специалистами отделами
маркетинга) и конкурентного сравнения эффективности введения инновационных технологий на производстве. На следующем этапе определяется главная цель исследования и основные ресурсы. Главная цель - обеспечение конкурентных преимуществ компании, повышение лояльности покупателей, повышение прибыльности. Информация может быть получена в результате различных опросов, анкет, а также в результате изучения вторичных источников.
На третьем этапе необходимо определить приоритетные направления бенчмаркинга, основные факторы, влияющие на конкурентоспособность организации. На четвертом этапе оценивается степень влияния факторов на производственную деятельность
организаций, используется ранжирование. На пятом этапе необходимо выбрать основные направления для улучшения деятельности организаций, которые отстают от лидеров рынка. На заключительном этапе осуществляется подготовка управленческих решений и мониторинг результатов внедрения инновационных методов в деятельность организации.
Нами апробирован предложенный алгоритм сравнительного анализа на примере производственной компании. Так, на первом этапе экспертами были выявлены основные лидеры отрасли на основе финансовых показателей. Лидерами в сфере продажи упаковочных материалов являются фирмы «Упаковка» и «Мир упаковки».
Специалистами отдела маркетинга проведен анкетированный опрос более ста покупателей лидеров отрасли в течение двух недель. На основании данного опроса
были выявлены основные факторы успеха в конкурентной борьбе.
Так, по мнению покупателей, к основным факторам успеха относятся невысокие цены - 26%, качество товара -23%, качественное обслуживание -13%, широкий ассортимент производимой продукции -12%,удобное расположение компании- 8%, доставка продукции -4%, самовывоз - 2%, замена бракованной продукции -7%, обновление ассортимента -5%. Определено, что первоначальный выбор организации покупателем носит субъективный характер, поскольку предпочтение отдается магазинам, которые имеют заметное внешнее оформление -35%, находятся в шаговой доступности-33%, которые порекомендовали знакомые -21%, удобное время работы -11%.
Далее оценивалось влияние дополнительных услуг на деятельность производственных организаций. По результатам исследования получены следующие данные: 22% покупателей считают наиболее важным консультации при выборе, 18 % покупателей отдают предпочтение наличию зала
самообслуживания, 14% предпочитают заказывать товар на сайте, для 11% покупателей важна квалифицированность персонала, 9% считают, что персонал должен быть вежливым, заказ товаров на сайте-8%; применение прогрессивных методов продаж -6%; возможность оплаты банковской картой -5%, оповещение об акциях и скидках-3%.
Таким образом, оценки влияния дополнительных услуг распределились следующим образом: консультации при выборе - 10 баллов, наличие зала самообслуживания - 9 баллов, заказ товара на сайте - 8 баллов, квалифицированность персонала - 7 баллов, вежливость персонала - 6 баллов, наличие товаров разной ценовой категории - 5 баллов, наличие автостоянки - 4 балла, применение прогрессивных методов продаж, обеспечивающих наибольшее удобство и экономию времени - 3 балла, возможность оплаты товара пластиковой картой - 2 балла, оповещение об акциях и скидках - 1 балл.
Анализ потребительского поведения позволяет сделать вывод, что конкурентное преимущество организации, занимающейся
производством упаковочных материалов, достигается на рынке за счет эффективной политики ценообразования, высокого качества товара, высокого качества сервиса, широкого ассортимента продукции [2].
В ходе исследования нами выявлены критерии, по которым покупатели выбирают магазины упаковочных материалов, а также проведена сегментация целевой аудитории. К первой можно отнести группу с преобладанием «транзитных» покупателей, в основном возраст 23-46 лет (55%), со средним уровнем дохода (65%) и ниже (25%). Ко второй группе можно отнести группу с преобладанием «постоянных» покупателей главным образом возраст 23-46 лет (32%) и старше (48%) с уровнем среднего дохода (50%) и ниже (35%). И третья - группа с преобладанием «транзитно-постоянных» покупателей, 23-46 лет (45%) и старше (40%) со средним уровнем дохода (52%) и выше (20%).
По результатам опроса маркетологов, проведенного в 10 организациях, занимающихся производством и продажей упаковочных материалов, выявлены ключевые факторы успеха.
С целью привлечения новых покупателей и повышения лояльности целевых потребителей выявлены факторы конкурентоспособности. Такие как наличие большого ассортимента упаковочных материалов (39%), продажа
дополнительных товаров (31 %),
взвешенная ценовая политика (18 %), повышение профессионализма работников зала (6 %), открытая выкладка товаров (4 %), предоставление дополнительных услуг (2 %).
На основе полученной информации были сделаны следующие выводы: необходимо сконцентрировать внимание на таких бизнес-процессах: обслуживание посетителей (45%), работу с поставщиками (18 %), управление персоналом (10%), оформление витрин (20%),
документооборот (3%), качество продукции
(4%).
При оценке благоприятных возможностей организаций респондентами выделены следующие моменты:
расширение ассортимента (43 %), доступность компьютерной техники (25 %),
конкуренцию в оптовом звене (22 %) и использование интернет (10%).
При оценке угроз для деятельности респонденты отметили ожесточение конкуренции (39%), неблагоприятный сдвиг в курсе валют (24 %), изменение потребительских предпочтений и ценовой чувствительности потребителей (21 %), инфляционные процессы (11 %), повышение таможенных платежей (5 %).
При формировании ассортимента респонденты учитывают логистические факторы, риск потерь в ходе хранения и транспортировки, дополнительные условия упаковки товаров.
В результате сравнения
конкурентных преимуществ организаций было отобрано по 2 компании в каждой типологической группе «транзитных», «постоянных» и «транзитно-постоянных» покупателей.
Ключевые факторы успеха определены в результате анкетированного экспресс-опроса маркетологов. Бальная оценка организаций по факторам проведена путем анкетированного экспресс-опроса посетителей с последующим умножением балльных оценок на коэффициент ценности - «вес» фактора и рассчитана сумма полученных значений. Коэффициент ценности факторов определен по формуле:
К ценности фактора = число опрашиваемых/средний балл фактора*10.
В результате конкурентного анализа полученные данные были
дифференцированы на три группы организаций по типу покупателей данных организаций, и в каждой из групп определены организации-лидеры,
обладающие наибольшим набором и наилучшим сочетанием факторов успеха производственного предприятия в своем потребительском сегменте. Для каждой группы организаций были определены основные конкурентные преимущества, позволяющие повышать лояльность потребителей.
Организации с преобладанием «транзитной» клиентуры
Факторы успеха: - поддержание широкого ассортимента основной продукции; наличие дополнительных товаров; присутствие товаров разной ценовой категории; квалифицированный персонал; грамотная выкладка продукции в
витринах; удобное месторасположение магазина, транспортная доступность; наличие автостоянки; оплата банковскими картами. Специфика покупателей: экономическая активность;
требовательность к широте и полноте ассортимента; высокая доля спонтанных (сиюминутных покупок).
К данной группе относится фирма ООО «Упаковка».
Организации с преобладанием постоянной клиентуры
Факторы успеха: гибкая ценовая стратегия, скидки; квалифицированное обслуживание покупателей; замена
бракованной продукции; удобный график работы; качественная продукция;
приятный интерьер; доставка продукции; самовывоз.
Специфика покупателей: спрос покупателей ориентирован в большей мере на основные товары; преобладание чувствительных к ценам клиентов (пенсионеры, домохозяйки и т.п.).
К данной группе относится фирма «Мир упаковки».
Организации, обслуживающие
транзитн-постоянных клиентов
Факторы успеха: обновление ассортимента; взвешенная ценовая
политика; квалифицированное
обслуживание; доставка; скидки, акции; удобное месторасположение; наличие широкого ассортимента основных и дополнительных товаров. Специфика покупателей: ориентация на покупку недорогих товаров; широкий ассортимент; предоставление справочно
информационных услуг.
В результате исследования обоснованы перспективы использования метода бенчмаркинга для выявления организаций-лидеров, имеющих
наибольшее число и наилучшее сочетание конкурентных преимуществ, а также определены основные параметры повышения конкурентоспособности [3].
Таким образом, для организаций, стремящихся снизить разрыв между своей организацией и лидером отрасли, необходимо определиться, с какой категорией покупателей они работают. К примеру, если основные клиенты организации - постоянные покупатели, то необходимо предоставлять им скидки, цены
должны быть гибкими, например, цена на рассчитаны на разную категорию клиентов,
товар может зависеть от количества также должны присутствовать
приобретаемой продукции. Неотъемлемым дополнительные товары.
условием работы с постоянными клиентами Организация, которая обслуживает
является замена бракованной продукции на транзитно-постоянных клиентов, то
качественную [1]. необходимо постоянно обновлять
Если же основные покупатели ассортимент продукции, цены на товары
организации - транзитные клиенты, то должны быть невысокими, для постоянных
здесь важным условием является удобное покупателей предоставлять скидки.
расположение магазина, транспортная Применение данного подхода
доступность, для того, чтобы любому позволит выявить лидеров в отрасли, их
прохожему легко было заметить магазин. конкурентные преимущества, определить
Здесь также важно следить за тем, чтобы основные направления для снижения
ассортимент продукции всегда был конкурентного разрыва и внедрить их в
широким, цены на товары должны быть свою организацию.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Валеева Ю.С . Анализ и оценка эффективности бизнес-процессов торгового предприятия//ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 3. С. 146-156. 2. Шарафутдинова Н.С., Валеева Ю.С. Анализ ключевых факторов успеха организации //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2009. № 1. С. 13-16. 3. 3)Шарафутдинова Н.С., Сайдашева В.А. Конкурентоспособность коммерческих услуг сервисных организаций//Научное обозрение. 2014. № 9-1. С. 60-63.
ПРИМЕНЕНИЕ БЕЧМАРКИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Шарафутдинова Н.С.
Резюме
В статье рассмотрены актуальные вопросы повышения конкурентоспособности предприятия на основе применения походов инструмента бенчмаркинга. Предложен алгоритм сравнительного анализа. Данный подход апробирован на производственных предприятиях. В ходе исследования определены ключевые факторы успеха и предложены рекомендации для повышения конкурентных преимуществ предприятия
THE USE OF BENCHMARKING TO IMPROVE COMPETITIVENESS ORGANIZATION
Sharafutdinova N.S.
Summary
The article deals with current issues of improving the competitiveness of enterprises through the application of benchmarking tools hikes. An algorithm for comparative analysis. This approach was tested in manufacturing plants. The study identified the key success factors and provide recommendations to improve the competitive advantages.
УДК 636.085.1: 636.085.52
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНСЕРВАНТОВ НА КАЧЕСТВО КОРМА ПРИ ФЕРМЕНТАЦИИ БОБОВО-ЗЛАКОВОЙ ТРАВОСМЕСИ
Шурхно Р.А. - к.б.н.; Гибадуллина Ф.С. - д.с.-х.н.; Тагиров М.Ш. - д.с.-х.н. Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, г.Казань
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: силос, бобово-злаковая травосмесь, биологический и химический консервант, химический состав, органические кислоты.