ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
DOI: 10.26347/1607-2502202205-06059-068
ПРИМЕНЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Цель исследования. Анализ развития биоэтики в профессиональной деятельности медицинских сестер.
Материалы и методы. В работе использован сравнительный анализ научных источников и нормативных документов с определением ключевой линии развития биоэтики. Выполнена динамическая оценка с прогнозированием дальнейших возможностей усовершенствования сферы биоэтики медицинской сестры.
Результаты. Установлены тенденции развития биоэтики в медицине в целом. Основное внимание уделено биоэтическим принципам сестринского дела. Показано, что необходим дальнейший анализ отношения медицинских сестер к своей профессиональной деятельности, так как оценка их состояния позволяет определить возможности закрепления биоэтических норм в коллективах.
Заключение. Необходима организация дополнительного обучения и реализация стремления медицинских сестер к повышению своего статуса. Организация условий труда является немаловажным фактором предотвращения профессионального выгорания медицинских сестер. Ключевые слова: биоэтика, биоэтические принципы, мораль, паллиативная помощь, медицинская сестра, пациент, охрана здоровья, сестринское дело
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование проводилось без спонсорской поддержки.
Для цитирования: Лапицкая Т.Ю. Применение базовых принципов биоэтики в сестринском деле. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 5-6: 59-68. DOI: 10.26347/1607-2502202205-06059-068
BASIC PRINCIPLES OF BIOETHICS IN NURSING
Objective. To analyze the development of bioethics and its application in nursing. Method. The study uses a comparative analysis of scientific sources and normative documents with the identification of a key line in the development of bioethics. A dynamic assessment was performed to forecast further opportunities for improving bioethics application in nursing. Results. The author has determined trends in the development of bioethics in medicine. The main attention is paid to the bioethical principles of nursing. It has been established that further analysis of the attitude of nurses to their professional activities is necessary since the assessment of their condition allows to fix bioethical norms in nurse teams.
Interpretation. It is necessary to organize additional training and implement the desire of nurses to improve their status. The organization of working conditions is an important factor in preventing nurse burnout.
Keywords: bioethics, bioethical principles, morality, palliative care, nurse, patient, health protection, nursing
Competing interests. The author declares no competing interests. Funding. The study had no funding.
For citation: Lapitskaya TU. Basic principles of bioethics in nursing. Health Care Standardization Problems. 2022; 5-6: 59-68. DOI: 10.26347/1607-2502202205-06059-068
Т.Ю. Лапицкая
ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Хабаровск, Россия
КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края «Вивея», г. Хабаровск, Россия
Tatiana Lapitskaya
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russia
Vivea Consulting and Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Russia
Ряд правил поведения медицинского работника, которые строятся на общепринятых принципах нравственности и морали, называется медицинской этикой [1]. В работе медицинской
сестры этика охватывает широкии спектр взаимоотношений со всеми участниками лечебного процесса: пациентами, их родственниками, лечащим врачом, другими врачами, медицинскими
сестрами-коллегами, младшим медицинским персоналом. Медицинская этика отождествляет систему моральных и нравственных норм, применяемых по отношению к пациентам и медицинскому персоналу [2].
Понятие биоэтики как «мост в будущее» в научную теорию и практику было внедрено выдающимся американским биохимиком и онкологом В.Р. Поттером в конце 60-х—начале 70-х гг. [3]. Известный врач назвал медицинской биоэтикой или биомедицинской этикой этические проблемы человечества в широком смысле, которые перекликаются с существующей угрозой для выживания человека в современных условиях. В связи с этим связь этики, биоэтики и медицины, отмеченная на протяжении веков, очевидна [4]. Еще в 70-х гг. прошлого столетия велись активные споры относительно понятий медицинской биоэтики [5]. В результате дискуссий исследователи пришли к выводу, что тело человека не может восприниматься лишь как объект научного исследования или терапевтических манипуляций. Тело, прежде всего, принадлежит человеку, который является собственником своего тела, поэтому на современном этапе развития медицины внедрены этические комитеты и информированные согласия [6]. Без разрешения самого пациента не должны проводиться никакие медицинские воздействия, и сформировали базовый принцип биоэтики — принцип «автономии личности и уважения ее прав». Данный принцип прямо указывает на право личности самостоятельно при-
нимать решения, которые касаются ее жизни и здоровья, давать разрешение на проведение медицинских манипуляций, знать о возможных негативных последствиях таких действий [7].
Цель исследования — анализ развития биоэтики в профессиональной деятельности медицинских сестер.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методом системного анализа научных источников и нормативных документов, регулирующих сферу деятельности медицинских сестер, были проанализированы исторически сложившиеся модели медицинской биоэтики, которые актуальные на сегодняшний день. Анализ проведен с включением преимущественно русскоязычных литературных источников 2015—2019 гг. (за последние 8 лет) и трех англоязычных публикаций. Алгоритм поиска был направлен на анализ возможностей усовершенствования стратегий биоэтики с учетом авторских исследований и предложений в данной сфере с оценкой текущего эволюционирования биоэтики в сестринском деле. Выполнена динамическая оценка с прогнозированием дальнейших возможностей усовершенствования сферы биоэтики медицинской сестры.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ исторических экскурсов становления биоэтики показал, что описаны четыре модели медицинской этики, актуальные в настоящее время (табл. 1). Принципы биоэтики в научной и практической литературе не полностью сформу-
Таблица 1
Исторически сложившиеся модели медицинской этики
Модель Описание Основной принцип
Гиппократа Содержит обязанности врача перед пациентами, многие этические документы строятся на основе данной модели «Не навреди»
Парацельса Лечебный процесс базируется на построении положительной эмоциональной коммуникации с пациентами «Делай добро»
Деонтологическая Основатель в России — широко известный хирург H.H. Петров, распространивший принципы модели на профессиональную медицинскую деятельность врачебного и сестринского персонала «Нравственная безупречность и соблюдение долга» со строгим следованием установленным правилам, разумности действий/роли
Биоэтика Сформировалась в процессе развития современной медицины, биологии, генетики, приведшего к появлению возможностей прогнозирования и управления наследственностью, контроля функций организма человека на тканевом/клеточном/субклеточном уровнях, более детальной изученности проблемы жизни и смерти «Уважение прав и достоинств человека», сохранение и поддержание жизни пациента
Примечание. Составлено по данным [4].
лированы, так как происходит ее развитие и становление с учетом современных реалий [8], в том числе по причине развития новых медицинских технологий. Последние сочетают в себе как очевидные преимущества, так и серьезные этические проблемы, игнорирование которых может привести к открытию «ящика Пандоры» в случае отсутствия учета нравственных принципов. Такие направления в современной медицине как новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, in vitro); нравственно-правовые проблемы эвтаназии, генной инженерии и терапии, трансплантологии, клонирования порождают массу вопросов этико-правового характера [9—13].
Важное правило современной биоэтики «добровольное компетентное информированное согласие» реализует принцип автономии личности пациента [14]. В соответствии с указанным принципом пациент, давая добровольное согласие на проведение каких-либо медицинских манипуляций, должен владеть адекватной информацией о своем диагнозе, врачебных прогнозах, методах и целях, для которых будут проводиться вмешательства, а также быть предупрежденным о существующих рисках и возможных негативных последствиях [15]. Однако выполнение данного правила в медицинских организациях часто носит формальный характер (рис. 1), о чем свидетельствуют данные социологических опросов пациентов [16]. Ранее принцип был основан на безусловном согласии пациента при посещении медицинской организации «фактически обратился = согласен» [17].
Спорные ситуации с высоким юридическим риском для медицинского персонала необходимо решать, придерживаясь норм статьи 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» № 323-ф3 1 В ситуациях экстренного характера, когда пациент не может самостоятельно принять решение, отказ родственников от помощи создает сложную и рискованную ситуацию для медицинского персонала и
1 Ст. 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» (№ 323-ф3 от 21.11.2011). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121895/0b1cadf39ebeb0f1fed2ef0b8ebab5973197d7f1/
Как формальный документ
Д Информирование | \ согласие I \
/
• Персонал недостаточно осведомлен о сути документа
Пациенту предлагают^ подписать форму ИС
у регистратора приемного отделения при оформлении истории болезни, что является недопустимым
Пациенту не дали возможности разобраться в возможностях лечения
Пациент - не специалист, поэтому объяснять что-то ему нет необходимости, главное получить подпись под документом
Как биоэтический документ
• Персонал осведомлен о биоэтике документа
\
Пациенту предлагают подписать форму ИС у лечащего врача или медицинской сестры после подробного консультирования у врача
Пациент принимает решение после анализа плюсов, минусов (рисков) вмешательства с компетентным лицом
Пациента нужно уметь убедить в случае^ его непонимания рисков предлагаемого
способа лечения и выслушать его особенности анамнеза, например, аллергические реакции без недоверия к отсутствию справок
Рис. 1. Отношение к информированному согласию как к формальному и биоэтическому документу. ИС — информированное согласие. Частично составлено по данным [16]
выходом является обращение к законодательству [16].
Принципы этики и биоэтики для специалистов со средним медицинским образованием — медицинской сестры базируются на необходимости соблюдения принципа приоритета интересов пациента в процессе оказания ему медицинской помощи. Все медицинские работники, включая медицинскую сестру, должны следовать этическим и моральным нормам, гуманно и уважительно относиться к пациентам [18]. Этический кодекс медицинской сестры России был разработан и принят в 1996 г. Ассоциацией медицинских сестер России2, а в 1997 г. одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения. Согласно положениям Кодекса и документам, на основании которых он принят, медицинская сестра — не только исполнитель назначений и указаний лечащего врача, но и представитель самостоятельной профессии, обладающий навыками комплексного ухода за
2 Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997). URL: https://base.garant.ru/4180912/
Таблица 2
Принципы профессиональной этики медицинской сестры
Принцип Описание
Соблюдение субординации Пресечение распространения служебной/конфиденциальной информации Тактичность общения с коллегами Тактичность общения с пациентами Профессионализм в обязанностях Младший медицинский персонал подчиняется старшему Не допускать обсуждения проблем медицины и лечебного заведения в присутствии пациентов и их родственников Исключить ситуации выяснения отношений с коллегами в присутствии пациентов и их родственников Такт, вежливость и доброжелательность по отношению к пациентам и их родственникам, терпеливость, способность к сопереживанию/поддержке Профессиональное выполнение функций, входящих в компетенцию, сдержанность, спокойствие, тактичность
Примечание. Составлено по данным5.
больными, а также познаниями в области психологии общения. Сейчас деятельность медицинских сестер регламентирована п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323-ф33. В процессе оказания медицинской помощи пациенту медицинские работники обязаны учитывать физическое состояние больного и те культурные и религиозные традиции, которым он следует [1, 19]. Медицинская сестра обязана уважать пациента и его право на самоопределение; говорить правду; не причинять вреда; быть способной на принятие самостоятельных решений; быть ответственной и преданной своей профессии [20, 21]. Согласно статье 4 Этического Кодекса медицинской сестры России, «медицинская сестра должна превыше всего ставить
4
сострадание и уважение к жизни пациента» .
В качестве ценностей медицинской сестры отмечают достоинство, результативность, профессионализм, психологическое здоровье, гармонию и душевное равновесие [22—25]. Личными качествами, отмеченными как профессиональные добродетели медицинской сестры, определены: знания, мудрость, терпение, сострадание, милосердие, высокая степень ответственности и способность к сотрудничеству [26—29].
Профессиональная этика медицинской сестры объединяет правила поведения и отношений с участниками лечебного процесса и окружающи-
3 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/
4 Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997). URL: https://base.garant.ru/4180912/
ми в целом. Согласно установленным правилам, медицинская сестра обязана соблюдать следующие принципы (табл. 2).
Этические нормы и принципы поведения медицинской сестры. Стиль работы медицинской сестры и манера ее общения обусловлены многими факторами, в числе которых ее отношение к своей профессии, компетентность, личностные качества, а также корпоративная культура медицинской организации, в котором она работает [22, 30—33]. Поведение медицинской сестры должно быть направлено на повышение пользы лечения для пациентов и нивелирование последствий некачественного оказания медицинских услуг другими медицинскими работниками. На практике, к сожалению, пациенты зачастую сталкиваются с негативными проявлениями эмоционально-нравственной стороны — безразличием медицинских сестер к пациентам, безучастностью к лечебному процессу и результатам лечения, эмоциональным выгоранием [34, 35].
Соблюдение норм поведения медицинской сестры (ее профессиональное поведения на рабочем месте и вне работы) объединяет в себе следующие качества (рис. 2), а в медицинской практике выделяют универсальные принципы биоэтики в профессиональной деятельности медицинской сестры (табл. 3).
Оказание паллиативных медицинских услуг всем нуждающимся пациентам также является нормой принципа полноты сестринской помощи. С точки зрения соблюдения данного принципа, профессиональная деятельность медицине -
5 Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997). URL: https://base.garant.ru/4180912/
чимо больных граждан и направленные на облегчение боли наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, других тяжелых проявлений заболевания, обеспечение возможности оказания такой помощи в амбулаторных условиях и на дому»8. Выделяют 5 моделей сестринского ухода (рис. 3) [36].
Проблемы и возможности совершенствования биоэтики медицинских сестер. Комплекс мер по совершенствованию системы паллиативной помощи предусмотрен Федеральным законом от 06 марта 2019 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи». Медицинская сестра является активным участником процесса оказания паллиативной медицинской помощи, сопровождает пациента во время проведения ему медицинских манипуляций, оказывает уход и психологическую поддержку неизлечимо больному пациенту и его родственникам, в рамках своей компетенции принимает все возможные меры для облегчения физических и душевных страданий пациента [35].
При анализе базовых принципов биоэтики было отмечено, что на практике не всегда соблю-
Таблица 3
Универсальные принципы биоэтики в профессиональной деятельности медицинской сестры
Принцип Описание Практическое применение
«Уважения автономии» Милосердия Справедливости Полноты медицинской помощи Уважать личность/соблюдать конфиденциальность персональных данных, культуру/свободу принятия решений пациента Выполнять назначения врача, опираясь на текущее состояние/его диагноз, относиться внимательно к пациенту, учитывать его готовность справиться с предписанной ему медицинской манипуляцией Отсутствие разделения пациентов по принадлежности к их профессии, социальному статусу, материальному положению и другим соображениям Оказывать медицинскую помощь на качественном профессиональном уровне с использованием всех в ее арсенале средств Предоставление пациентам добровольного информированного согласия неразрывно 7 связано с принципом Стремление облегчить физические и душевные страдания пациента Медицинская помощь не должна причинять вред ни самому пациенту, ни другим лицам, причастным к лечебному процессу Качественная подготовка пациентов к исследованиям, а также к реабилитационным мероприятиям
Примечание. Составлено по данным [3].
6 Кодекс профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации: проект от 30.05.2016. URL: https://base.garant.m/71415326/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/
7 Международный этический кодекс медицинской сестры [Электронный ресурс] // International Council Of Nurses (ICN). 2006. URL: https://www.omedsestre.ru/files/etic-codex-international.pdf
8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи: Федеральный закон от 06.03.2019 № 18-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319586/
Правила по нераспространению медицинской тайны
Рис. 2. Этические качества медицинской сестры. Составлено по данным6
кой сестры предполагает строгое следование ею всем требованиям действующего законодательства и моральным нормам при оказании медицинской помощи пациентам и взаимодействии с их родственниками.
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизле-
Рис. 3. Этические качества медицинской сестры в зависимости от модели сестринского ухода (курсивом выделены недостатки)
даются вышеуказанные нормы 9. Существует ряд факторов, которые оказывают негативное влияние на сознание специалистов со средним медицинским образованием и способствуют тому, что в нередких случаях медицинские сестры пренебрегают биоэтическими нормами (табл. 4). Перечисленные в таблице факторы, вероятно, ведут к наиболее опасному последствию — профессиональному выгоранию медицинского работника, его равнодушию и безразличию, превращая работу медицинской сестры из призвания в ремесло.
Продвижение этических компетенций посредством процесса обучения медицинских сестер организовано недостаточно, необходимы программы и внедрение их в практику, касающиеся
9 Розенталь С.Г. Этика в медицине и биологии как дисциплина. 2017. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F_1860958709/Bioetika.Lekciya._.1.pdf
ценностей, принципов профессии с четким их соотношением с повседневной практикой [37].
Анализ возможностей мотивации и формирования правильного отношения к работе и пациентам невозможен без выявления мнения медицинских сестер о вариантах улучшения факторов их профессиональной деятельности. Так, на первом месте по улучшению условий работы находится мнение персонала о необходимости внедрения современных сестринских технологий, в частности (1) материалов по уходу за больными, (2) персональных современных компьютеров с автоматизированным рабочим местом, (3) внедрение современных материалов для забора крови/катетеризации с учетом тенденции перехода на одноразовые принадлежности (иглы, пробирки) с минимальным уровнем травмоопасности, (4) применение современных медицинских приборов (кардиомонитор, дефибриллятор и др.).
Таблица 4
Факторов, оказывающие негативное влияние на биоэтические качества специалистов со средним медицинским образованием
Фактор Причины
Неудовлетворенность условиями труда Неудовлетворенность микроклиматом в коллективе Отсутствие перспектив профессионального роста Недостаточный уровень знаний по психологии общения Недостаточная заработная плата, высокая нагрузка, отсутствие комфортного рабочего места Неорганизованность обсуждения проблем руководства/врачей и специалистов со средним медицинским образованием Требуется разработка программ/организация курсов повышения квалификации, организация участия среднего звена в грантах, проектах, публикациях Необходима организация дополнительных курсов, премирование при положительных отзывах пациентов
Примечание. Частично составлено по данным10. Справа даны некоторые рекомендации от авторов статьи.
Технологическое оснащение позволит сократить рабочее время на вспомогательные виды деятельности и трудоемкость в целом, в том числе при оформлении медицинской документации и экономия расходных материалов [38]. Главным фактором неудовлетворенности медицинской сестры является низкая заработная плата, которая лидирует перед пожеланием улучшения условия труда. Отмечено также стремление медицинских сестер к большей самостоятельности и повышению статуса/качества подготовки [39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Биоэтика медицинской сестры включает несколько базовых аспектов, которые необходимо учитывать при совершенствовании норм и отношения к работе: (1) контактирование с другими людьми в процессе своей профессиональной деятельности и в жизни в целом; (2) отношение к своим профессиональным обязанностям; (3) реализация в социуме как профессионала с возможностью развития своих навыков и получения материальных благ/благодарностей за работу.
С учетом проанализированных литературных источников для предотвращения этих негативных последствий рекомендуется следующее: (1) актуализировать роль и значение курсов повышения квалификации для специалистов со средним медицинским образованием, уйти от формализма в этом процессе; (2) активно поддерживать микроклимат в коллективе путем проведения сов-
10 Этика и деонтология в работе медицинской сестры. Медбиоэтика. URL: https://www.omedsestre.ru/ etika-i-deontologiya-medicinskoj-sestry/
местных корпоративных мероприятий, «круглых столов», брифингов по вопросам оказания медицинской помощи, повышению ее качества и эффективности; (3) участниками совместных просветительских мероприятий должны быть работники медицинской организации, с приглашением специалистов по вопросам биоэтики и организации здравоохранения, юристов в области медицинского права; (4) вести комплексную работу по организации обучения специалистов со средним медицинским образованием основам психологии личности, психологии общения, в частности, врач-медицинская сестра-санитарка-пациент и родственники пациента.
С учетом пожеланий медицинских сестер дополнительно сделан вывод о том, что необходимо получение дополнительных квалификаций и периодическое обновление знаний в связи с развитием медицинских технологий и усовершенствованием этических норм. Рекомендуется стремление к оптимизации состояния рабочего места и профессиональной деятельности в медицинской организации посредством современного оснащения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнаухова Т.А. Специфика профессиональной этики медицинского работника. Теория и практика общественного развития. 2015; 6: 1—4.
2. Epstein B, Turner M. The Nursing Code of Ethics: Its Value, Its History. OJIN. 2015; 20(2): 4. https://doi.org/ 10.3912/OJIN.Vol20No02Man04
3. Potter VR. Bioethics: Bridge to the Future. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971. Accessed 21.02.2022: ht-tps://archive.org/details/bioethicsbridget0000pott
4. Лихобабина Л.В. Биоэтическое сознание. Необходимость его формирования в современных условиях. Материалы VI межрегиональной, с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики». Хабаровск, 2019: 57—60.
5. Scher S, Kozlowska K. The Rise of Bioethics: A Historical Overview. In: Book Rethinking Health Care Ethics. Palgrave Pivot. Singapore, 2018: 31—44. https://doi.org/ 10.1007/978-981-13-0830-7_3
6. Изуткин Д.А. Человеческое тело как объект биомедицинских технологий: философские и этические аспекты. Гуманитарный вектор. 2018; 2: 76—80. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-2-76-81.
7. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
8. Летов О.В. Проблемы и принципы биоэтики. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2017; 3-4: 189—199.
9. Исупова О.Г. Вспомогательные репродуктивные технологии: новые возможности. Демографическое обозрение. 2017; 1: 1—30.
10. Новицкая Т.Е. Социально-этические аспекты применения новейших вспомогательных репродуктивных технологий. Вестник Полесского государственного университета. Серия природоведческих наук. 2015; 1: 1—5.
11. Момотов В.В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (эвтаназия). Lex Russica. 2019; 10(155): 9—14. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.155.10.009-015.
12. Гусева H.B. Морально-этические проблемы в области исследований генной инженерии человека. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013; 6: 1—5.
13. Шишкин А.Е. Философия медицины: проблемы биоэтики. Гуманитарный вектор. 2019; 4: 62—67. https:// doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-4-62-67.
14. Ушаков Е.В. Биоэтика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 306 с.
15. Мустафина-Бредихина Д.М. Информированное добровольное согласие — основной документ при оказании медицинской помощи. Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. 2018; 3(21): 139—141.
16. Кургузов А.О., Магомедов И.М. Информированное согласие пациента: проблема стандартизации. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6. Доступно по: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16717. Ссылка активна на 21.02.2022.
17. Голюков A.B. Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике. Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. Москва, 2016: 47—49.
18. Баймуратов Т.Р., Еникеева A.M., Кутдусова Э.Д., Насретдинова Л.М., Хусаенова A.A. Нравственно-эстетическое воспитание медицинских сестер. Молодой ученый. 2019; 5(243): 39—41.
19. Якунина Е.А., Медведева E.H. Проблема религиозной веры пациента в законодательстве РФ в области здравоохранения. БМИК. 2017; 6: 942.
20. Брашован Е.А. Профессиональная этика медсестры как основа сестринского обучения. Медицинская сестра. 2017; 6: 52—53.
21. Дворкина ИМ., Богданова Т.М. ncnxonorH4ecKHe особенности общения медсестры с пациентом. Международный студенческий научный вестник. 2018; 5. Доступно по: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19167. Ссылка активна на 21.02.2022.
22. Коломиец О.М. Ценностные основания профессиональной деятельности медицинской сестры. МНКО. 2019; 4(77): 127—129.
23. Аманов Т.И., Садыкова A.M. Современный взгляд и подходы по качеству сестринской помощи в ЛПО (анализ, размышление). Вестник АГИУВ. 2014; 2: 9—19.
24. Мирзабаева С.А., Жанибеков Ж.Ж., Дадабаева H.A. Роль главных и старших медсестер в работе семейных поликлиник. Молодой ученый. 2014; 9(68): 60—62.
25. Липатова Е.Е., Ахмадеева Э.Н., Ахмадеева Л.Р. Психологическое здоровье медицинской сестры стационара. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; 7: 58—61.
26. Дятлова Е.В., Казакова С.Н., Жуткина Е.А. Современная медсестра. Медицинская сестра. 2018; 3: 3—5. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-03-01
27. Те А.Г., Коростелева H.A. Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе медицинской сестры. Молодой ученый. 2018; 19(205): 386—389.
28. Милькаманович В.К. Влияние личностных качеств медицинской сестры на эффективность профессионального общения (сообщение 1). Медицинские новости. 2016; 1(256): 1—3.
29. Сальникова A.B., Сопикова A.A., Зырянова P.A. Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность лечения пациента. Молодой ученый. 2016; 9(113): 406—408.
30. Федотова Д.А., Шичанина Е.А. Профессия медицинской сестры: проблемы и противоречия. БМИК. 2016; 1: 217.
31. Билык Л.В. Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер. Молодой ученый. 2015; 7(87): 734—737.
32. Ибрагим KT., Аимбетова Г.Е., Нурбакыт А.Н., Шаки Д.Т. Оценка формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер. Вестник КазНМУ. 2018; 2: 391—394.
33. Филаткина Н.В. Оценка деятельности медсестер психоневрологического интерната пациентами. Медицинская сестра. 2018; 1: 16—19. https://doi.org/10.29296/ 25879979-2018-01-05. Ссылка активна на 21.04.2022.
34. Малеева Н.П., Павленко Т.Н., Дмитриева М.К., Зариш-няк Н.В., Кацова Г.Б. Формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер различного профиля. Здоровье и образование в XXI веке. 2019; 5: 52—56. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2019-21-5-52-56.
35. Соколова М.Г. Роль среднего медицинского персонала в оказании паллиативной помощи. Вестник Уральского государственного университета. 2016; 1-2: 115—118.
36. Матвейчик Т.В. Медицинская помощь и модели ее оказания медицинскими сестрами в современных условиях. Медицинские новости. 2017; 3: 22—27.
37. Аканов А.Б. Этические компетенции для развития сестринского дела. Journal of Health Development. 2019; 1(30): 46—52.
38. Голева О.П., Федорова Г.В., Тасова З.Б., Сморжаник Е.Ю., Дулева И.В., Черникова Т.М. Мотивирующие факторы в повышении качества сестринской помощи. Здравоохранение РФ. 2015; 4: 39—41.
39. Акимова H.A., Коваленко А.Д. Анализ мнения медицинских сестер об уровне удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. БМИК. 2017; 6: 1319—1322.
REFERENCES
1. Kornaukhova TA. Specifics of professional ethics of a health worker. Theory and Practice of Social Development. 2015; 6: 1—4. Russian.
2. Epstein B, Turner M. The Nursing Code of Ethics: Its Value, Its History. OJIN. 2015; 20(2): 4. https://doi.org/ 10.3912/OJIN.Vol20No02Man04
3. Potter VR. Bioethics: Bridge to the Future. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971. Accessed 21.02.2022: ht-tps://archive.org/details/bioethicsbridget0000pott
4. Likhobabina LV. Bioethical consciousness. The need for its formation in modern conditions. Materials of the 6th Interregional International Scientific and Practical Conference «Actual Problems of Psychological, Pedagogical and Medico-Social Support of Higher Education: Integration of Science and Practice». Khabarovsk, 2019: 57—60. Russian.
5. Scher S, Kozlowska K. The Rise of Bioethics: A Historical Overview. In: Book Rethinking Health Care Ethics. Palgrave Pivot. Singapore, 2018: 31—44. https://doi.org/ 10.1007/978-981-13-0830-7_3
6. Izutkin DA. Human body as an object of the biological and medical technologies: philosophical and ethical aspects. Humanitarian Vector. 2018; 2: 76—80. https://doi.org/ 10.21209/1996-7853-2018-13-2-76-81. Russian.
7. Khrustalev YuM. Bioethics. Philosophy of life preservation and health saving: textbook. Moscow: GEOTAR-Media, 2015. Russian.
8. Letov OV. Problems and principles of bioethics. Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects. 2017; 3-4: 189—199. Russian.
9. Isupova OG. Assisted reproductive technologies: new opportunities. Demographic Review. 2017; 1: 1—30. Russian.
10. Novitskaya TE. Social and ethical aspects of using the latest assisted reproductive technologies. Bulletin of Polessky State University. Series in Natural Sciences. 2015; 1: 1—5. Russian.
11. Momotov VV. Bioethics in the context of legislative framework and law enforcement (euthanasia). Lex Russica. 2019; 10(155): 9—14. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.155.10.009-015. Russian.
12. Guseva NV. Moral and ethical problems in the field of human genetic engineering research. Fundamental and Applied Research: Problems and Results. 2013; 6: 1—5. Russian.
13. Shishkin AE. Philosophy of medicine: problems of bioeth-ics. Humanitarian Vector. 2019; 4: 62—67. https://doi.org/ 10.21209/1996-7853-2019-14-4-62-67. Russian.
14. Ushakov EV. Bioethics: textbook and workshop for secondary vocational education. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 306 p. Russian
15. Mustafina-Bredikhina DM. Informed consent document is the main document in healthcare delivery. Neonatology: News. Opinions. Training. 2018; 3(21): 139—141. Russian.
16. Kurguzov AO, Magomedov IM. Informed consent of the patient: the problem of standardization. [Electronic resource]. International Student Scientific Bulletin. 2016; 6. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16717. Accessed 21.02.2022. Russian.
17. Golyukov AV. Consent to medical intervention, from theory to practice. Actual Problems of Law: materials of the 5th International Scientific Conference. Moscow, 2016: 47—49. Russian.
18. Baimuratov TR, Enikeeva AM, Kutdusova ED, Nasretdi-nova LM, Khusaenova AA. Moral and aesthetic education of nurses. Young Scientist. 2019; 5(243): 39—41. Russian.
19. Yakunina EA, Medvedeva EN. The problem of the patient's religious faith in the healthcare legislation of the Russian Federation. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017; 6: 942. Russian.
20. Brashovan EA. The professional ethics of a nurse as the basis of nursing education. Meditsinskaya Sestra. 2017; 6: 52—53. Russian.
21. Dvorkina IM, Bogdanova TM. Psychological features of communication between a nurse and a patient. International Student Scientific Bulletin. 2018; 5. https://eduherald.ru/ ru/article/view?id=19167. Accessed 21.02.2022. Russian.
22. Kolomiets OM. Value basis of professional activity of a medical nurse. The World of Science, Culture and Education. 2019; 4(77): 127—129. Russian.
23. Amanov TI, Sadykova AM. Modern view and approaches to quality of nursing care at medical preventive institutions. VestnikAGIUV. 2014; 2: 9—19. Russian.
24. Mirzabaeva SA, Zhanibekov ZhZh, Dadabaeva NA. The role of chief and senior nurses in the work of family clinics. Young Scientist. 2014; 9(68): 60—62. Russian.
25. Lipatova EE, Akhmadeeva EN, Akhmadeeva LR. Psychological health of a nurse at a hospital. Health and Education in the XXI Century. 2018; 7: 58—61. Russian.
26. Dyatlova EV, Kazakova SN, Zhutkina EA. The image of the modern nurse. Meditsinskaya Sestra. 2018; 3: 3—5. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-03-01. Russian.
27. Tyo AG, Korosteleva NA. The communicative aspect of professional ethics in the work of a nurse. Young Scientist. 2018; 19(205): 386—389. Russian.
28. Milkamanovich VK. Personal qualities of a nurse and the effectiveness of professional communication (report 1). Meditsinskie Novosti. 2016; 1(256): 1—3. Russian.
29. Salnikova AV, Sopikova AA, Zyryanova RA. The influence of the nurse humanity on the effectiveness of patient treatment. Young Scientist. 2016; 9(113): 406—408. Russian.
30. Fedotova DA, Shichanina EA. Profession of a nurse: problems and contradictions. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2016; 1: 217. Russian.
31. Bilyk LV. Categoriality of professional competence of nurses. Young Scientist. 2015; 7(87): 734—737. Russian.
32. Ibragim KT, Aimbetova GE, Nurbakyt AN, Shaki DT. Assessment of the formation of corporate culture among nurses. Bulletin of the Asfandiyrov Kazakh National Medical University. 2018; 2: 391—394. Russian.
33. Filatkina NV. Assessment of the activities of psychoneurol-ogy home nurses by patients. Meditsinskaya Sestra. 2018; 1: 16—19. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-01-05. Russian.
34. Maleeva NP, Pavlenko TN, Dmitrieva MK, Zarishnyak NV, Katsova GB. Formation of the syndrome of emotional burnout medical sisters different profile. Health and Education in the XXI Century. 2019; 5: 52—56. https://doi.org/ 10.26787/nydha-2226-7425-2019-21-5-52-56. Russian.
35. Sokolova MG. The nursing role in palliative care. Bulletin of the Ural State University. 2016; 1-2: 115—118. Russian.
36. Matveichik TV. Models of rendering health care by nurses in modern conditions. Meditsinskie Novosti. 2017; 3: 22—27. Russian.
37. Akanov AB. Overview of issues related to the creation of ethics competencies in nursing education. Journal of Health Development. 2019; 1(30): 46—52. Russian.
38. Goleva OP, Fedorova GV, Tasova ZB, Smorzhanik EYu, Duleva IV, Chernikova TM. The motivation factors of increasing of quality of medical nursing care. Zdravookhra-neniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 4: 39—41. Russian.
39. Akimova NA, Kovalenko AD. Analysis of the opinion of nurses on the level of satisfaction with their professional activities. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017; 6: 1319—1322.
Поступила/Received: 26.01.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 20.03.2022
Сведения об авторе:
Лапицкая Татьяна Юрьевна — аспирант, старшая медицинская сестра Центра, КГБУЗ Консультативно-диагностический центр «Вивея» Министерства здравоохранения Хабаровского края. 680000 г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 83. Тел. +7(909)855-12-32. E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-7030-4128
About the author:
Tatiana Yu. Lapitskaya — postgraduate student, senior nurse in the Vivea Consulting and Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Russia. [email protected] https://orcid.org/0000-0002-7030-4128