Научная статья на тему 'Применение автоматических гидрометеорологических станций в концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации'

Применение автоматических гидрометеорологических станций в концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
950
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА / РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ / АUTOMATIC HYDROLOGIC STATION / METEOROLOGICAL PARAMETERS / SAFETY OF NAVIGATION / RADIO NAVIGATION SAFETY SYSTEMS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Коровин А. Г.

Воды морей на Дальнем Востоке России, характеризуются высокой штормовой активностью. Актуальность исследования гидрометеорологического мониторинга морской среды обусловлено увеличением трафика в последние годы, добычей ресурсов нефти и газа на шельфе Охотского моря, прибрежным рыболовством и, следовательно, предоставлением поиска и спасания. Высокая аварийность и плохая организация поисковых и спасательных операций увеличивает спрос на научные исследования в области создания автоматизированных систем безопасности судоходства и гидрометеорологического мониторинга состояния морской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AUTOMATIC METEOROLOGICAL STATIONS IN THE CONCEPT OF SEARCH AND RESCUE OF MARINE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The water of the seas in the Russian Far East, characterized by high storm activity. Relevance of the research of hydrometeorological monitoring the marine environment due to the increase in traffic in recent years, extraction of oil and gas resources on the shelf of the Okhotsk Sea, coastal fisheries and, consequently, the provision of search and rescue. High accident rate and poor organization of search-and-rescue operations increases the demand for scientific researches in the field of creation of the automated systems of safety of navigation and hydrometeorological monitoring subsystems of the state of the marine environment.

Текст научной работы на тему «Применение автоматических гидрометеорологических станций в концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации»

После подстановки всех параметров движения судна по фарватеру получим, что отклонение судна от оси фарватера в течение T = 45

мин на величину 24 метра не может произойти с вероятностью P(0, 24, 45) = 0.992 . Полученную вероятность следует интерпретировать как надежность по фарватеру мореплавания в сложных условиях.

Таким образом, применяя теорию выбросов случайных процессов к полученным экспериментальным методам, получаем подтверждение ранее полученных приближенных асимптотических оценок, изложенных в начале статьи. Однако в более точной постановке, во-первых, использованы реальные экспериментальные данные о движении судна, во-вторых, получена количественная мера оценки невозможности выхода судна за предельные границы.

Учитывая точности современные радионавигационных средств, обладающих защитой от помех, совершенную картографическую индикацию, становится возможной высокоточная проводка судов в узкостях и стесненных условиях вплоть до огражденных створами и парными буями морских проливов и фарватеров.

Литература:

1. Топалов В.П. Риски в судоходстве. Монография./ Топалов В.П., Торский В.Г.” Одесса: Астропринт, 2007. - 368 с.

2. Катенин В.А. Навигационное обеспечение судовождения. Монография. / Катенин В.А., Дмитриев В.Н.” М.: ИКЦ “Академкнига”, 2006. - 372 с.

3.Тихонов В. И. Выбросы случайных процессов. Монография. / Тихонов В. И. - М.: Наука, 1970. 392 с.

4. Игнатов В.А. Теория информации и передачи сигналов. Учебное пособие. / В.А Игнатов.” М.: Советское радио, 1979.

5. Баскин А.С., Блинов И. А., Елисеев Б. В. Навигациоино-гидрографическое обеспечение мореплавания. Монография. / А.С. Баскин., И.А. Блинов, Б. В. Елисеев.” М.: Транспорт, 1980.

6. Кондрашихин В. Т. Определение места судна. Монография./ В. Т. Кондрашихин” М.: Транспорт, 1981. 206 с.

7. Шевченко А.И., Дыба В. Г. Результаты опытных проводок судов по входному каналу порта Южный с использованием БРЛС. Статья./ А.И Шевченко, В. Г. Дыба - Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ. Сер. Судовождение и связь. 1982. Вып. 3 (148), с. 1”9.

8. Бухановский И.Л. Радиолокационные методы судовождения. Монография./ И.Л.Бухановский “М.: Транспорт, 1970. 248 с.

9. Oldenkamp I. Statistical analysis of ship’s Manoeuvres Proceedings from Symposium on ship handling. Wegeningen, No. vember, 28—30, 1973.( сигнал -шум).

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В КОНЦЕПЦИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коровин А.Г., доктор транспорта, капитан-координатор МСПЦ в ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский»

Воды морей на Дальнем Востоке России, характеризуются высокой штормовой активностью. Актуальность исследования гидрометеорологического мониторинга морской среды обусловлено увеличением трафика в последние годы, добычей ресурсов нефти и газа на шельфе Охотского моря, прибрежным рыболовством и, следовательно, предоставлением поиска и спасания. Высокая аварийность и плохая организация поисковых и спасательных операций увеличивает спрос на научные исследования в области создания автоматизированных систем безопасности судоходства и гидрометеорологического мониторинга состояния морской среды.

Ключевые слова: метеорологические параметры, автоматическая гидрологическая станция, безопасность судоходства, радиотехнические системы безопасности мореплавания

APPLICATION OF AUTOMATIC METEOROLOGICAL STATIONS IN THE CONCEPT OF SEARCH AND RESCUE OF MARINE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Korovin A., doctor of Transport, ^ief officer of the RCC in Federal State Institution «Petropavlovsk-Kamchatskiy Port Administration»

The water of the seas in the Russian Far East, characterized by high storm activity. Relevance of the research of hydrometeorological monitoring the marine environment due to the increase in traffic in recent years, extraction of oil and gas resources on the shelf of the Okhotsk Sea, coastal fisheries and, consequently, the provision of search and rescue. High accident rate and poor organization ofsearch-and-rescue operations increases the demand for scientific researches in the field of creation of the automated systems of safety of navigation and hydrometeorological monitoring subsystems of the state of the marine environment.

Keywords: meteorological parameters, аиШта^с hydrologic station, safety of navigation, radio navigation safety systems.

Дальневосточные моря России относятся к наиболее активным нием эффективности и безопасности мореплавания в дальневосточ-

местам на земном шаре, где море очень часто угрожает штормовыми ных морях Российской Федерации. Необходимо:

волнами зыби и цунами, нагонами и экстремальными течениями вбли- -создание эффективной системы мониторинга морских аквато-

зи побережья, достаточно частыми ураганами и тропическими тай- рий и обеспечение судов достоверной информацией о текущей об-фунами. Отсутствие должной гидрометеорологической информации становке на море, прогнозах, динамики изменения состояния моря приводит к многочисленным прибрежным разрушениям и корабле- и атмосферы;

крушениям с человеческими жертвами. Флот, работающий в морях -внедрение специальной судовой измерительной и счетно-ре-

Дальнего Востока, должен обладать способностью к длительному шающей аппаратуры, способной помочь оценить состояние моря,

автономному плаванию в условиях ураганных штормов, обледене- атмосферы. Аппаратура должна решить задачу судовой экспертной

ния и тяжелых ледовых условий. Возможность укрытия в надежных и аналитической системы, рекомендующей судоводителю самые

убежищах на акваториях Японского, Охотского и Берингово морей эффективные методы решения поставленных перед судном задач;

ограничена. Тяжелые гидрометеорологические условия существен- -при создании автоматизированных систем обеспечения безо-

но усложняют развитие морских коммуникаций и работ по освое- пасности мореплавания в регионах необходимо создавать подсис-

нию шельфа Охотского моря. Поэтому предлагается сформулировать тему метеорологического гидрологического и гидрометеорологи-

актуальные направления исследований тесно связанных с повыше- ческого контроля.

Обеспечение безопасности в дальневосточных морях Внедрение в морскую практику автоматизированных систем мониторинга больших по площади морских акваторий с контролем состояния моря и атмосферы является одним из ключевых условий повышения эффективной деятельности на дальневосточных морских коммуникациях. При этом должны соблюдаться условия обеспечения безопасности мореплавания на морских маршрутах у берегов Приморья, Сахалина, Курильских островов и Камчатки. Мониторинг окружающей среды в портах уже внедряется в автоматизированных системах безопасности мореплавания морских портов и на подходах к ним. Мониторинг должен распространиться и на другие прибрежные воды. Подсистема контроля окружающей среды в автоматизированных системах безопасности мореплавания дает возможность получать в режиме реального времени информацию о фактических метеорологических и океанографических параметрах. Они необходимы для морских спасательных центров (МСКЦ) и подцетров (МСПЦ) при организации поисково-спасательных работ и расчетах поисково-спасательного района в прибрежных водах, администраций морских портов в лице PORT CONTROl, операторам системы управления движения (СУДС), лоцманским службам и другим заинтересованным предприятиям. Для доставки информации о погодных условиях в подсистемах могут использоваться как кабельные, так и беспроводные линии ТЛФ (GSM/GPRS) или радио связи. Электрическое питание может осуществляться как от сетевых, так и автономных источников. Два важных элемента составляют береговую информационную систему мониторинга окружающей среды - это доплеровский измеритель течений, волнения моря, уровня воды, температуры воды и автоматическая метеорологическая станция. Оборудование может использоваться много лет в климатических зонах от тропиков до Арктики. Потребители особенно будут удовлетворены длительными сроками наработки на отказ оборудования подсистемы мониторинга окружающей среды, а также легкостью установки и простотой эксплуатации. Подсистема может иметь следующие преимущества: -компактность конструкции и высокая стойкость к внешним воздействиям;

-возможность использования различных каналов связи; -питания от сети или солнечной батареи;

-минимальное обслуживание;

-простота интерфейса с системами управления движением судов;

-простота установки и эксплуатации.

Обеспечение безопасности на внутренних водных путях В последнее время проблема безопасности судоходства особенно остро стоит для судов речного и смешанного река-море плавания на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации. Случаи аварий судов на ВВП только за 2010-2011 годы подтверждают недостаточность использования новых технологий, обеспечивающих безопасность судоходства. Актуальность этого вопроса

возрастает в связи с ожидаемым открытием ВВП России для прохода судов под иностранным флагом. Поставляемые радиотехнические системы безопасности мореплавания (РТСБМ) для портов Российской Федерации - это единый програмно-аппаратный комплекс с высокой степенью интеграции, включающий в себя:

-систему управления движением судов (СУДС);

-глобальная морская система связи при бедствии для обеспечения безопасности (ГМССБ) для морских районов А1 и А2;

-береговые и судовые автоматические идентификационные станции (АИС);

-метеорологические системы и другие подсистемы.

В целом это автоматизированная система обеспечения безопасности мореплавания.

Подсистема автоматического гидрометеорологического контроля в береговой автоматизированной системе обеспечения безопасности мореплавания.

В подсистему береговых автоматизированных систем безопасности мореплавания могут входить автоматические метеорологические и гидрометеорологические станции комплексно или раздельно.

Метеорологические станции предназначены для обеспечения лоцманов-операторов системы управления движением судов (СУДС) следующей информацией:

- скорость ветра;

- направление ветра;

- температура воздуха;

- влажность воздуха;

- атмосферное давление.

В состав метеостанции входит набор соответствующих датчиков, а также пульт дистанционного управления и отображения информации, размещаемый на рабочем месте лоцмана-оператора. Если метеостанция размещается на кровле здания центра управления движением судов (УДС), то информация от датчиков передается по кабелю. Если метеостанция размещается на радиотехническом посту (РТП), то информация от датчиков может передаваться по цифровой ведомственной телекоммуникационной линии.

Текущие значения метеорологической информации отображаются на экране графического дисплея лоцмана-оператора по его вызову и вводятся в базу данных СУДС для последующего обмена с другими центрами УДС. Метеорологические данные автоматически записываются на устройство регистрации видео- и аудиоинформации центра управления движением судов.

Автоматические гидрологические станции обеспечивают лоц-манов-операторов центра УДС информацией об уровне воды относительно ординара (наиболее вероятного значения) и направлении, скорости течения в месте установки датчика. Датчик устанавливается на акватории порта в точке, согласованной с администрацией морского порта. В состав гидрологической станции входят датчик уровня воды, направления и скорости течения, а также пульт дис-

МОРЕ РЕКА

Рис. 1. Общий вид комплекса автоматической станции

танционного управления и отображения информации, размещенный на рабочем месте лоцмана-оператора.

Обмен информацией между датчиками и пультом управления и отображения производится по кабелю или по ведомственной телекоммуникационной линии. Данные отображаются на экране графического дисплея лоцмана-оператора по его вызову и также вводятся в базу данных СУДС. При этом обеспечивается непрерывная автоматическая запись данных на устройства регистрации видео- и аудиоинформации УДС. Автоматические гидрометеорологические станции, как правило, совмещают функции метеорологических и гидрологических станций.

Автоматическая гидрометеорологическая станция должна быть укомплектована необходимым набором датчиков, а также компьютерным пультом управления и отображения информации с установленным на нем специальным программным обеспечением.

Первичные данные от датчиков по линиям связи поступают на процессорный блок станции для начальной обработки, откуда они в виде единого сообщения передаются на пульт отображения и накопления информации.

Установка метеорологических датчиков и процессорного блока производится на подготовленную метеорологическую мачту в точке, позволяющей получить наиболее репрезентативные данные о параметрах погоды в контролируемом районе. Подключение процессорного блока к компьютерному пульту управления и отображения информации осуществляется через кабельные линии связи, проложенные от метеорологической мачты к зданию, в котором он будет установлен (рис.1).

Для работы комплекса к метеорологической мачте и персональному компьютеру должны быть подведены кабели электропитания на 220 В и 50 Гц с заземлением. Энергопотребление комплекса составляет не более 0,5 кВт.

Морские станции гидрологического мониторинга Судоходные компании, управления морских портов, администрации морских портов, МСКЦ и МСПЦ, центры СУДС, исследователи окружающей среды, морские платформы по добыче нефти и газа, другие заинтересованные организации нуждаются в оперативных и точных данных о состоянии водной среды и атмосферы.

Автоматические гидрологические станции предназначены для решения таких задач как определение параметров водных ресурсов: скорость и направление течения, температура и уровень воды, электропроводимость (соленость, минерализация) и т.д. Исполняются они в виде буя, в котором герметично размещены элементы питания, передающие устройства, датчики. Станции получили широкое применение в морской деятельности. Такие станции могут быть также оборудованы:

-всеми необходимыми для правильного функционирования ком-

плекса современными датчиками высокой точности;

-видеокамерами, с возможностью передачи видео в реальном времени;

-системами связи, для передачи данных датчиков в центр управления и прогнозирования. В зависимости от расстояния между комплексом и центром управления используются различные системы связи;

-аналого-цифровыми преобразователями, предназначенными для сбора данных с датчиков и передачи к системам связи;

-системами бесперебойного электропитания, для поддержания круглосуточной работы всех приборов.

Автоматические гидрологические станции являются полностью автономными и автоматическими системами. Подсистема контроля среды представлена на рис.2.

Помимо метеопрогнозов данные, получаемые с датчиков подсистемы контроля окружающей среды, будут полезны -для судоходства. Скорость течения, высоту и период волн необходимо знать каждому капитану и лоцману в сложных условиях -плавания.

Учет метеорологических параметров в районах морских терминалов и судоходных фарватеров.

В настоящее время лоцманские службы портов испытывают неудобства, где автоматические гидрометеорологические станции отсутствуют.

Кроме параметров движения судна лоцманским службам необходимо знать параметры окружающей среды, оказывающей случайные воздействия на движение судна. Морской лоцман, выполняя свои функции, направляется к месту предстоящей работы в одних погодных условиях, а когда он прибывает в назначенное место в удалении нескольких морских миль, погодные условия оказываются совершенно другими. При этом, погода часто оказывается близкой к штормовой и не позволяет лоцману безопасно подняться на борт и выполнить швартовные операции. Решить эту задачу помогают автоматические метеостанции и метеорологические буи. Наличие информации от гидрометеорологических станций в районе поможет исключить непроизводительные простои морских судов и активизирует деятельность лоцманских служб. Информация о погоде может передаваться совместно с навигационной информацией. Современные автоматические метеостанции позволяют в автоматическом режиме измерять ряд параметров окружающей среды и по радиоканалам передавать их потребителям информации.

Перспективы развития поисково-спасательного обеспечения морской деятельности

Для преодоления недостатков и для создания научно обоснованной, сбалансированной и экономически выполнимой концепции

Рис.2. Подсистема контроля окружающей среды

построения системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации по инициативе Госморспас-службы России в план научной работы Росморречфлота в 2012 году включено проведение НИР на тему: «Разработка концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации». По результатам выполнения данной работы будут выработаны:

1. Основные направления государственной политики, цели и задачи поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

2. Основы организации поисково-спасательного обеспечения морской деятельности:

- принципы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- развитие научно-технического потенциала;

- государственный надзор и контроль в области поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- международная деятельность;

- финансирование поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- распределение функций, полномочий и ответственности в сфере поисково-спасательного обеспечения морской деятельности. Разработанный проект Программы работ по формированию современной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации, в которой будут определены основные этапы, сроки и механизм реализации данной Программы. Таким образом, модернизация и поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в районах ответственности морских спасательных центров и подцентров Дальневосточного региона может получить значительный технический потенциал для дальнейшего развития. Различные модели автоматических метеорологических и гидрологических станций, размещенных в районах активного рыболовства Охотского и Берингова морей, смогли бы обеспечить успех в проведениях поисково-спасательных операций и при расчетах района поиска в критических ситуациях. Такие исходные данные, как направление и скорость ветра, направление и скорость течения, которые подвержены частым изменениям, являются основными данными при организации поиска и спасания на море. Своевременное получение информации от станций обеспечивает своевременную подготовку судна к встрече со штормом и правильный выбор способа штормового плавания. Показания четырех приборов автоматической станции, измеряющих давление, температуру, силу и направление ветра поступают по кабелям в управляющий механизм - «мозг» всей аппаратуры. Для того чтобы эти показания «заговорили», они преобразуются в электрический ток. Тогда управляющий механизм может их автоматически кодировать и в виде электрических импульсов передавать радиопередатчику, откуда они уже излучаются в эфир. Передача продолжается всего две минуты. Но этого короткого времени достаточно, чтобы передатчик успел несколько раз повторить свои позывные и сообщить все данные, полученные приборами. Как только передача заканчивается, часы автоматически выключают передатчик до следующего срока действия. Источником электроэнергии может служить аккумулятор, рассчитанный на годичный срок работы без всякого участия человека. Дальность приема станции на приемник средней чувствительности может достигать 600 километров. Эти автоматические радиометеорологические станции конструируются в центральном конструкторском бюро гидрометеорологической службы. Идея такой станции была разработана несколько лет назад группой конструкторов. В течение нескольких лет эта идея проверена на практике и технически претворена в жизнь. Опытная станция длительного действия была установлена на одном из необитаемых островов Охотского моря и показала неплохие результаты. Сейчас выпущена первая серия таких станций. Станции должны выдержать самые тяжелые метеорологические условия. В течение целого года станции способны работать автономно без вмешательства человека. Решая задачу создания такого механизма, конструкторы встретились со многими трудностями: надо было решит проблему автоматического завода часов, обеспечить точность и надежность их работы при любой погоде; необходимо было добиться полной герметичности корпуса, в которых помещаются отдельные механизмы станции и аккумуляторы; надо было создать контакты, не нарушаемые никакими внешними воздействиями среды; надо было подобрать особые сорта смазки и предусмотреть тысячи других «мелочей», от которых зависит бесперебойная работа станции. Все эти

проблемы успешно разрешены. Первая в мире автоматическая радиометеорологическая станция, построенная отечественными конструкторами, уже работает. Станции заменят человека там, где он не может жить, даст возможность получать ценнейшие данные о погоде из районов, которые еще недавно были для метеорологов «белыми пятнами». Подобные станции необходимо устанавливать как на акваториях портов, так и на более отдаленных акваториях Дальневосточных морей. Это позволит своевременно реагировать на особые погодные условия морским судам, а в особых случаях, своевременно и правильно организовать поисково-спасательные работы.

Автоматическая судовая метеорологическая станция «Метеоэксперт» также относится к той части компактных приборов, которыми не следует пренебрегать в морской деятельности. Метеостанция «МЕТЕОЭКСПЕРТ» получила сертификат о типовом одобрении Российского морского регистра судоходства № 07.02839.011 от 13.09.2007.

Изделие предназначено для оснащения судов с целью обеспечения измерений, вычислений, отображения метеорологических данных, а также ввода данных в судовые комплексы и системы. Изделие выполняет измерение, вычисление и передачу информации о следующих метеорологических параметрах:

• скорость кажущегося ветра;

• направление кажущегося ветра;

• скорость истинного ветра;

• направление истинного ветра;

• атмосферное давление;

• температура воздуха;

• относительная влажность воздуха;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Измерения скорости и направления ветра, температуры и относительной влажности воздуха осуществляются с помощью комбинированных метеорологических датчиков. Период обновления информации о текущих значениях параметров кажущегося и истинного ветра, об атмосферном давлении, температуре и влажности воздуха не превышаетповремени15секунд. Вычисление осред-ненных значений параметров кажущегося и истинного ветра производится с осреднением за 2 минуты и 10 минут. Индикация ос-редненных параметров истинного ветра производится с осреднением за 2 минуты и 10минут. Индикация порывов ветра (максимального или минимального значения скорости) в переключаемом временном окне -2 минуты и 10минут. Определение максимального и минимального значений скорости кажущегося и истинного ветра осуществляется за каждый период осреднения. Время подготовки изделия к работе не превышает 10минут. Время готовности изделия к измерению текущих параметров не превышает 2 минуты. Время готовности изделия к выдаче информации об осреднен-ных значениях скорости и направления ветра не превышает 12 минут. Время непрерывной работы изделия круглосуточно. При выходе из строя одного или нескольких датчиков изделие остается работоспособным по другим измерительным каналам. Межпове-рочный интервал измерительных каналов составляет 24 месяца. Изделие обеспечивает измерение и выдачу гидрометеорологических данных при влиянии таких дестабилизирующих факторов как воздействии механических, климатических и электрических факторов. Аппаратура изделия, устанавливаемая на надстройках судна, при работе ее в условиях электромагнитного поля, создаваемого передающими антеннами судна, не создает контактных радиопомех в полосе частот от 0,15 до 300 МГц. Вероятность безотказной работы изделия за 12 ч непрерывной работы составляет 0,97 при средней наработке на отказ не менее 5000 часов. Максимальный потребляемый ток - 0,1 А.

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность гидрографической службе Тихоокеанского флота (ГС ТОФ) в Петропавловске-Камчат-ском при организации моделирования и размещения подсистем контроля окружающей среды в Авачинской губе, а также морским офицерам гидрографической службы, принимавшим участие в практическом опробовании создаваемой морской измерительной техники. Особая благодарность экипажам судов, принимавших участие в проведении поисково-спасательных работ в регионе и предоставившим свои отчетные материалы.

Заключение

Современная гидрометеорологическая измерительная техника претерпевает быстрое совершенствование, качественное обновле-

ние, способна легко вмещаться в малые габариты морской робототехники. Ее использование предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности мореплавания и обеспечения безопасного штормового плавания; для проведения расчетов и успешного проведения поисково-спасательных операций на море; для обеспечения морских служб информацией о состоянии моря, в том числе необходимой для прогноза опасных морских явлений и оперативного гидрографического и гидрометеорологического обеспечения подводных работ. В работе обоснованы некоторые результаты экспедиционных и теоретических исследований, основанных на анализе информации от судовых приемников GPS, которые могут быть использованы совместно с математическими моделями морского волнения, адаптируя их до уровня практической применимости в составе автоматических систем управления судном в штормовых условиях плавания. Современная мировая практика морских научных исследований традиционно опирается на экспедиционные работы, проводимые непосредственно в тех морских акваториях, для которых выполняется проектирование и строительство современных автоматизированных систем безопасности мореплавания, новых морских инженерных сооружений или морской инфраструктуры. Опытно-экспериментальный и научный потенциал дальневосточной науки при существующих особых гидрометеорологических условиях на Сахалине, Курильских островах и Камчатке, которые изобилуют штормовыми ветрами и значительным волнением моря в любые сезоны года, служит серьезным вкладом в будущие научные исследования. Назрела также необходимость проведения НИР по теме: «Разработка концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации»

Цель исследования - выработка научно-обоснованных решений и предложений по формированию современной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации и реализации морской политики Российской Федерации в части поиска и спасания на море.

Задачи исследования:

- Разработка аналитических материалов, включающих оценку: нормативно- правовой базы в области поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации; зарубежного опыта по формированию и развитию систем поисково-спасательного обеспечения морской деятельности; существующих направлений и принципов формирования системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;

- Разработка научно-обоснованных предложений, включая проект программы работ по формированию современной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Россий-

ской Федерации.

Выработка концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации позволит:

а) определить:

- основные направления государственной политики, цели и задачи поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ;

- основы организации поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ;

- принципы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- результативные области поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- пути развития научно-технического потенциала;

- направления приложения усилий государственного надзора и контроля в области поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

- направление и задачи международной деятельности в области поиска и спасания на море;

- источники и порядок финансирования поисково-спасательного обеспечения морской деятельности;

б) распределить функции, полномочия и ответственность в сфере поисково-спасательного обеспечения морской деятельности

в) разработать концепцию и программы работ по формированию современной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации

Литература:

1.Коровин А.Г. Безопасность мореплавания : Учебное пособие.

- Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007: - 110 с.

2.Коровин А.Г. Автоматизированная система обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской бухте и на подходах к ней : Монография. - Петропавловск-Камчатский : КамчатГТУ, 2009. -101 с.

3.Коровин А.Г. Развитие систем безопасности мореплавания в Авачинской бухте как часть комплексного обеспечения региональной безопасности морских пространств // Комплексное обеспечение региональной безопасности : Сб. трудов. - Петропавловск-Кам-чатский : КамчатГТУ, 2011. - С. 288-295.

4.Вельтишев Н. Ф., Семенченко Б.А. Дистанционные методы измерений в гидротетеорологии - М.: изд-во Московского университета, 2005.

5.Исследование гидродинамического режима на акватории Хол-мского морского порта. Втюрина А.С., Ивельская Т.Н., Храмушин В.Н., Шустин В.А., Шевченко Г.В. //Вестник ДВО РАН, №1(113). Владивосток: Дальнаука, 2004, №1, с.40-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.