№ 1, 2008
вания. Так выглядит окно сообщения для одного из студентов:
Показателем уровня сформированно-сти мотивации учения являются не сами оценки, а тенденция к их изменению. Мы исследовали данную тенденцию с помощью критерия знаков8. В контрольных группах в отличие от экспериментальных к концу учебного года не было выявлено ни положительной, ни отрицательной тенденции к изменению оценок. Эксперимент показал, что грамотное использование контроля положительно влияет на формирование учебной мотивации и успеваемость.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1975. С. 303.
2 Там же.
3 См.: Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопр. психологии. 1980. № 5. С. 48.
4 См.: Талыгзина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н. Ф. Талызина. М., 1983. С. 8.
5 См.: Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М., 1977. С. 83.
6 См.: Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н. И. Мешков. СПб., 1993. С. 11.
7 См.: Калинина Н. В. Психолого-педагогиче-ские показатели результативности образовательного процесса : метод. пособие. Ч. 3. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. Ульяновск, 2002.
8 См: Грабарь М. И. Указ. соч. С. 127.
Поступила 11.01.08.
ПРИМЕНЕНИЕ Ю-БАЛЛЬНОИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ
Я. Ю. Кучеренко, аспирант Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева
Новые требования государства к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки выпускников. Автором обосновывается актуальность использования 10-балльной системы контроля и оценки качества подготовки учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Основным условием повышения благосостояния населения России и усиления ее политической, экономической роли в международном пространстве выступает высокая конкурентоспособность государства. В современном мире способность быстро адаптироваться к конкурентной среде становится одним из главных факторов успешного развития. Все это связано с возможностями человеческого потенциала, что во многом определяется состоянием системы образования. Именно здесь закладывает-
ся фундамент устойчивого роста страны.
Целью всякой системы, в том числе педагогической, является ее результат. В целостном педагогическом процессе его показателем служит оценка уровня обученности. С 1837 г. в школьном образовании России преобладает 5-балльная система оценивания. Но в документе государственной отчетности — аттестате о полном или неполном среднем образовании — мы не увидим отметку в 1 или 2 балла. В инструкции о применении
© Я. Ю. Кучеренко, 2008 19
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5-балльной системы, вышедшей в 1944 г., говорится, что «в свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно)»1.Таким образом, с 1944 г. в России фактически существует 3-балльная система оценивания, не отражающая развитие творческих возможностей обучаемых и требования государства к современным школам по подготовке выпускников с высоким потенциалом.
С 1990 г. в учебных заведениях среднего образования в экспериментальном порядке апробируются новые подходы к оцениванию степени обученности школьников. Можно выделить модульно-рейтинговую, безотметочную, многобалльную, зачетную системы, но несмотря ни на что, 5-балльная шкала остается основной в России.
Как нельзя более точно формированию положительной мотивации учебной деятельности помогает многобалльная система оценивания степени обученности. Психолого-педагогической наукой накоплен достаточный материал, для того чтобы начать активное внедрение положительного опыта этой системы. Анализ теоретических и экспери-
ментальных работ Б. Г. Ананьева, В. П. Беспалько, Г. А. Бирюковой, В. В. Гузеева и др. показал, что 5-балльная (фактически 3-балльная) система оценивания уровня знаний учащихся практически себя изжила.
Экспериментальная работа по применению полностью положительной 10балльной шкалы оценивания, ведущаяся в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Ханты-Мансийска, представляет собой последовательную стратегию, в которой обозначены роли всех участников образовательного процесса. Сначала преподавателем на основе Программы эксперимента по использованию многобалльных шкал оценивания В. П. Симонова разрабатывается практический материал для использования в рамках конкретной дисциплины. Далее происходит ознакомление учащихся и их родителей с содержанием и структурой 10-балльной шкалы, формируется навык оценивания на основе богато представленных показателей степени обученности.
В табл. 1 представлено соотношение традиционной 5-балльной и 10-балльной систем, а также для сравнения дана суррогатная шкала В. П. Симонова.
Т а б л и ц а 1
Соотношение оценок в различных системах
5-балльная шкала
Суррогатная шкала
10-балльнм шкала
3 балла (удовлетворительно) 2+ (два с плюсом)
3- (три с минусом)
3 (посредственно)
3+ (три с плюсом)
4- (четыре с минусом)
4 (хорошо)
4+ (четыре с плюсом)
5- (пять с минусом)
5 (отлично)
5+ (пять с плюсом)
Суррогатная шкала представляет собой всем известные, но не одобренные Министерством образования РФ оценки
4 балла (хорошо)
5 баллов (отлично)
1 балл (очень слабо)
2 балла (слабо)
3 балла (посредственно)
4 балла (удовлетворительно)
5 баллов (недостаточно хорошо)
6 баллов (хорошо)
7 баллов (очень хорошо)
8 баллов (отлично)
9 баллов (великолепно)
10 баллов (пре^асно)
с «плюсами» и «минусами», которые запрещено ставить в журнал. Однако вопреки всем законам учителя выставляют
№ 1, 2008
их в дневник, т. е. в документ, отражающий успехи учащегося. Таким образом, промежуточные баллы 10-балльной системы — 2, 3, 5, 6, 8, 9 — характеризуются и промежуточными нормами.
Наша исследовательская задача заключалась в выявлении условий для формирования интереса учащихся к углубленному изучению отдельных предметов на основе изменения системы оценивания. В качестве примера возьмем учебную дисциплину «Русский язык», которая
характеризуется точностью, изученностью, где ярко представлена нормативная база (нормы ударения, произношения, правописания, словообразования и т. д.).
В ходе экспериментальной практики и решения поставленной задачи были разработаны шкалы оценок по предмету (табл. 2). При указании количества ошибок, допущенных учеником, вначале приводятся орфографические, затем пунктуационные и грамматические (например:
6—8—7).
Т а б л и ц а 2
10-балльная шкала оценок по русскому языку (за письменную работу)
Баллы Основные показатели для оценочных суждений за письменную работу Показатели для оценочных суждений за письменную творческую работу (сочинение, изложение)
1 2 3
1 — очень слабо
2 — слабо
3 — посредственно
4 — удовлетворительно
5 — недостаточно хорошо
6 — хорошо
7 — очень хорошо
Текст написан под диктовку полностью, но имеет более 7 ошибок До 7 орфографических и стольки же пунктуационных ошибок. Всего в сумме не более 7 ошибок
До 5 орфографических и стольки же пунктуационных ошибок, однако в целом не более 5
До 3 орфографических ошибок, до 4 пунктуационных, но не более 4 в сумме
До 2 орфографических ошибок, до 3 пунктуационных. В сумме не более 3
1 орфографическая ошибка и до 2 пунктуационных, но всего в целом не более 2
1 орфографическая или пунктуационная ошибка.
Присутствовал на уроке, слушал, смотрел, списывал с доски. Творческую работу не сдал или сдал пустую тетрадь
Текст написан, но нет связи между его частями, отсутствует логика изложения. Допустил ошибки: 7 — 7 — до 7, 6 — 8 — до 7, 5 — 9 — до 7, 4 —
10 — до 7, 3 — 11 — до 7, 2 — 12 — до 7, 1 — 13— до 7, 0 — 14— до 7.
В содержании до 7 фактических ошибок, 8—9 речевых
Слабая связь между частями написанного текста, однако местами прослеживается логика. Допустил ошибки: 6 — 6 — до 6, 5 — 7 — до 6, 4 — 8 — до 6, 3 — 9 — до 6, 2 —10 — до 6, 1 — 11 — до 6,
0 — 12 — до 6.
В содержании 6 фактических и 7 речевых ошибок Излагает все части текста, однако связь между ними слабая. Допустил ошибки: 5 — 5 — до 5, 4 — 6 — до 5, 3 — 7 — до 5, 2 — 8 — до 5, 1 — 9 — до 5,
0 — 10 — до 5.
В содержании 5 фактических и 6 речевых ошибок Воспроизводит почти все части текста, между которыми прослеживается связь, но есть логические ошибки и нет образности. Допустил ошибки:
4 — 4 — до 4, 3 — 5 — до 4, 2 — 6 — до 4, 1 —
7 — до 4, 0 — 8 — до 4.
В содержании 4 фактические и 5 речевых ошибок Прослеживается логичность в изложении текста, но допускаются отклонения от темы, отдельные нарушения последовательности. Допустил ошибки: 3 — 3 — до 3, 2 — 4 — до 3, 1 — 5 — до 3,
0 — 6 — до 3.
В содержании 3 фактические и 4 речевые ошибки Логично и последовательно излагает текст, допуская незначительные отклонения от нормы. В тек-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Окончание табл. 2
9 — великолепно
10 — прекрасно
Допускается 1 ошибка плюс 2 исправления
Орфографических ошибок нет,
1 пунктуационная ошибка. Всего допускается 1 ошибка плюс 1 исправление
Орфографических и пунктуационных ошибок нет, может быть 1 исправление
Работа без ошибок и без исправлений
Предложенная полностью положительная 10-балльная система оценок по русскому языку содержит шкалы оценивания письменных работ (контрольных диктантов, изложений и сочинений). Мы считаем целесообразным провести разграничение между формами проверки. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Изложение и сочинение — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мыс-
сте наблюдается стилевое единство. Допустил ошибки: 2 — 2 — до 2, 1 — 3 — до 2, 0 — 4 — до 2.
В содержании 2 фактические и 3 речевые ошибки Логично и последовательно излагает текст, допуская очень незначительные отклонения от темы. Допустил ошибки: 1 — 1 — до 1, 0 — 2 — до 1.
В содержании 1 фактическая и 2 речевые ошибки В тексте прослеживаются полная логичность и стилистическое соответствие. Допустил 1 пунктуационную и 1 речевую ошибки
Письменная работа выполнена без фактических, речевых, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок и ошибок в содержании, чисто и аккуратно
ли, уровня речевой подготовки учащего-ся2.
Следовательно, применение одной оценочной шкалы к контрольным и творческим работам, предлагаемое некоторыми авторами, и в частности Г. А. Бирюковой, нельзя считать обоснованным. Эти формы контроля разные и оцениваться должны по-разному. В 5-балльной системе оценки они различаются, но грамотность предлагается проверять по одним и тем же показателям (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Основные критерии оценки письменной работы по русскому языку по 5-балльной системе
Оценка
Критерии оценки
Диктант
Изложение
Выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки
Выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или
1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок Выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических Выставляется за диктант, в котором допущены 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок
При большом количестве ошибок
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуа ционная, или 1 грамматическая ошибка
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
№ 1, 2008
Представленные во втором столбце табл. 2, 3 критерии оценок используются при оценивании словарных диктантов, где учитываются только орфографические ошибки, и контрольных диктантов, где учитываются орфографические и пунктуационные. Если же речь идет о сочинении или изложении (третий столбец), то здесь дополнительно учитываются грамматические ошибки, а в содержании — фактические и речевые.
В предложенной нами полностью положительной 10-балльной системе оценок по русскому языку нормы орфографической, пунктуационной, грамматической и речевой грамотности не нарушают стандартные критерии оценок, одобренные Министерством образования РФ. Мы приняли во внимание «предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку». Таким пределом для оценки 4 являются 2 орфографические ошибки, для оценки 3 — 4 орфографические, для оценки 2 — 7 орфографи-
ческих ошибок3. Обратим внимание на пропасть, которая образуется между этим количеством ошибок: 2 — 4 — 7. Отсутствует пошаговое снижение отметки, к которой очень ревностно и трепетно относятся ученики. По 5-балльной системе один ученик, написавший всю работу аккуратно, без исправлений и ошибок, и другой, допустивший пунктуационную ошибку, получают 5. Таким образом, эта система уже изначально допускает конфликт, который часто выливается в непонимание учеником учителя.
Исходя из того что 10-балльная шкала — это расширенная и дополненная 5-балльная система оценивания, мы упорядочили и уточнили нормы допускаемых ошибок применительно к промежуточным баллам.
Сравним, например, оценку 4 в 5-балльной системе и соответствующие ей баллы (5, 6, 7) — в 10-балльной, пользуясь оценочной характеристикой при проверке изложения (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Сравнительная характеристика оценки «хорошо» в разных системах по количеству допускаемых ошибок
Допустимые 10-балльная шкала 5-балльная шкала
ошибки 5 баллов 6 баллов 7 баллов Оценка 4
Орфографические
Пунктуационные
Грамматические
1 2 3
7 6 5
4 4 4
1 2 3
5 4 3
3 3 3
0 1 2
4 3 2
2 2 2
2 1 0
2 3 4
2 2 2
Варианты ошибок, соответствующие 5 и 6 баллам, — это промежуточные нормы, которые значительно сужают границу между последующим и предыдущим баллами. В 5-балльной шкале они делают меньше шаг между оценками 3 и 4.
Таким образом, предложенная нами шкала отличается точностью, упорядоченностью, нормативностью и наглядно отражает уровень знаний, умений и навыков учащихся. Она исключает всякий формализм в выставлении отметки.
Применение 10-балльной системы способствует формированию интереса к учению, активизирует учебную деятельность, развивает самостоятельность,
аккуратность, сглаживает конфликты между учеником и учителем, учеником и родителями, одноклассниками. Положительные изменения в психологическом климате класса достигаются благодаря сужению границ между баллами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917— 1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 180.
2 См.: Программно-методические материалы: Русский язык. 5—9 классы / сост. Л. М. Рыбчен-кова. 5-е изд., стер. М., 2002. С. 303.
3 Там же. С. 307.
Поступила 19.09.07.