УДК 316.74:2(470.67) DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-248-254
ПРИМЕЧЕТСКАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рамазанов кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела социологии, Рашид Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный
Омариевич исследовательский центр РАН (367030, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, 75]. E-mail: [email protected] Аннотация
Возрождение религии в постсоветский период закономерно способствовало формированию в массовом сознании населения потребности в получении религиозных знаний, что обусловило появление в современном российском обществе автономно существующего конфессионального образования, соответственно, и исторически существовавших религиозных школ разного уровня (мактабы, медресе, исламские университеты). Эмпирические данные показывают, что опрошенные эксперты, родители и ученики примечетских школ подчеркивают необходимость функционирования в настоящее время в обществе мактабов, причем для этого имеются самые различные аргументации, в частности, преобладает тезис о возможности получения правильных знаний об исламе, наравне с возможностью противодействия распространению радикальной идеологии, особенно в молодежной среде. Кроме того, респонденты подчеркивают роль мактабов в ознакомлении человека с основами мусульманского вероисповедания, интеграции мусульман в поликонфессиональное российское общество и что немаловажно выступают препятствием на пути радикализации сознания, потому что выполняет воспитательную и религиозно-просветительскую деятельность. Кроме того, в установках опрошенных наблюдается позитивное отношение к возможности введения курса теология в образовательную систему (как среднего, так и высшего звена), что вызывает определенную тревогу на фоне происходящих в религиозной сфере деструктивных процессов.
Ключевые слова: ислам, исламская идентичность, исламские школы, религиозное образование, религиозная сфера, религиозность, религиозное возрождение, мусульманское образование, при-мечетская школа, мактаб, теология, мусульманские образовательные учреждения.
Постановка проблемы и эмпирическая часть исследования
Активное развитие исламского образования в Российской Федерации началось в постсоветский период на волне перестройки и гласности, которые на первых порах своего провозглашения были позитивно восприняты населением, но впоследствии в массовом сознании в отношении этих явлений больше превалировало негативное отношение и оценка. Разумеется, не декларированная, а фактическая свобода совести, возможность открыто выражать и демонстрировать свои религиозные убеждения и взгляды были заметными в общественном жизни Российского государства, но при этом религиозное возрождение имело и деструктивные проявления, например, в форме распространения в обществе идей религиозного экстремизма, радикализации и т.д.: «Каждая серьезная социальная или идеологическая проблема в разные времена проявляется в различных формах. Реальная жизнь высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, порождает конфликты и противоречия, носящие как объективный, так и субъективный характер. В полной мере это касается и проблем, связанных с религиозностью в жизни россиян ...» [1, с. 286].
Вместе с религиозным ренессансом, которым религиоведы обозначают возросшее влияние вероучения и духовенства в современном российском обществе, закономерно возникла потребность людей в получении религиозных знаний и религиозного образования. Для удовлетворения этой потребности начали возрождать религиозное образование в регионах, население которых исповедуют мусульманское вероучение. Так широкое распространение получили исламские учебные заведения разного уровня - примечетская школа (мактаб], медресе и исламские высшие учебные заведения (институты, университеты], которые массово начали появляться в каждом населенном пункте, не говоря о крупных городах. Ради справедливости следует отметить, что исламское образование в истории Российского государства имеет богатую историю. Кроме того, усилению значимости исламского фактора способствовала активизация роли религиозной идентичности [2], повышение роли конфессионального компонента в настоящее время, причем для данного процесса имеется основа, на которую указывают отечественные исследователи [3-4].
Проблема религиозного образования и само конфессиональное образование стали предметом исследования для таких ученых, как К. Айнутдинова, А.М. Галимов, Н. Ковальчук, К.И. Насибуллов, Р.Р. Шангараев, Г.Ю. Хабибуллина, В. Якупов и др. [5-11], которые досконально проанализировали имеющие в этой сфере вопросы и установили ориентированность верующего населения независимо от возраста, гендерной принадлежности и образования получать основы мусульманского вероучения.
Проблемы социологии
Как известно каждая образовательная система зиждется на определенной идее, которая дополняется иными компонентами, т.е. «фактически эти представления и понятия и формируют основы образования... Естественно, исламская система образования также базируется на целом ряде специфических оснований, восходящих к исламскому представлению относительно вышеупомянутых вопросов» [12, с. 29].
Эмпирическая база. Социологический опрос по изучению состояния образовательного процесса в примечетских школах Дагестана был проведен в 2020 г. в городах Дагестана (Махачкала, Хасавюрт, Дербент] и сельских районах (Ботлихский, Буйнакский, Казбековский, Хасавюртовский] республики. Родители - 255 чел., ученики - 444 чел., эксперты - 59 чел.
Результаты исследования В период религиозного ренессанса, в данном контексте исламского, проблема формирования, точнее организации качественного исламского образования представляется особенно значимой на фоне возросшей активности как мусульманского духовенства, так и стремления самих людей получить базовые знания об исламском вероучении. Иными словами, «демократизация общества конца ХХ в. привела не только к реализации принципов свободы слова, печати и собраний, но и сняла фактический запрет на свободу совести. Начался процесс стихийного возрождения религиозного сознания. 1990-е - начало 2000-х гг. стали периодом бурного развития исламских институтов. Неотъемлемой частью этого сложного и неоднозначного процесса явилось создание сети мектебов, средних и высших исламских учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, комплектование педагогическими кадрами и многое другое»[13, с. 5].
Изучение исламского образования в современном Дагестане закономерно вызывает ряд вопросов, например, насколько востребованы мактабы в нашем обществе, какая необходимость в их существовании, какую функцию они выполняют, насколько они распространены и вообще какое отношение у дагестанцев к этим школам. Эти и другие вопросы нашли отражение в анкете исследования. Результаты опроса, показывающие потребность в мактабах приведены на следующей таблице (см. табл. № 1].
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, нужны ли в современном Дагестане примечетские школы?» (%)
Варианты ответов Эксперты Родители Ученики
да, чтобы обучаемые получали правильные знания об исламе 74,6 73,1 83,2
да, чтобы избежать в сознании обучаемых появления ради- 13,6 17,0 9,0
кальных идей
да, если обучение происходит под контролем органов, при- 3,4 2,4 5,3
званных контролировать образовательный процесс (программы обучения, методика обучения, предметы обучения и т.д.]
да, при условии, что обучение ведется на основе образова- 6,8 2,0 2,5
тельных программ, одобренных учреждениями ответствен-
ными за мусульманское образование (Духовное управление мусульман Дагестана]
нет, содержание процесса обучения в примечетских школах 0 0,4 0
противоречит светскому характеру нашего общества
нет, в примечетских школах преподают исключительно ре- - 2,0 -
лигиозные науки и они могут формировать в сознании под-
растающего поколения идею о превалирующей роли ислама во всех сферах общества
нет, в примечетских школах учат не признавать государ- - 1,5 -
ственные законы и официальную власть
нет, в примечетской школе формируется неуважительное - 3,1 -
отношение к другим религиям
нет, потому что они не обучают детей параллельно школь- 0 2,0 0
ному светскому
нет, так как они бесконтрольны государству - 1,2 0
так или иначе - «да» 71,2 53,8 0
и «да» и «нет» 3,4 4,3 0
Данные опроса показывают, что участники всех трех опросов однозначно разделяют тезис, что в современном дагестанском обществе есть потребность в мактабах, чтобы обучаемые получали правильные знания об исламе. Кроме того, 17,0 % родителей, 13,6 % экспертов за существование примечетских школ, ибо они могут противостоять появлению радикальных идей в общественном сознании молодежи.
По всей совокупности в установках экспертов и родителей можно наблюдать отсутствие разночтений - обе группы выступают за функционирование мактабов с самыми разными аргументами. При этом обращает на себя внимание мнение, хотя и небольшой части экспертов (6,8 %], которая подчеркивает необходимость контроля, но здесь следует обратить внимание на такой факт -обучение ведется на основе образовательных программ, одобренных учреждениями ответственными за мусульманское образование (Духовное управление мусульман Дагестана], т.е. они хотят поставить исламское образование под контроль ДУМД, но не официальной светской власти. Данные опроса по образованию показывают, что 29,9 % родителей со средним, 12,2 % экспертов и 21,5 % родителей со средним специальным, 82,9 % экспертов и 21,3 % родителей с высшим образованием, а также 42,9 % экспертов с высшим религиозным обозначают необходимость функционирования примечетских школ, чтобы обучаемые получали правильные знания об исламе.
Также вариант ответа, что наличие мактабов в Дагестане позволить избежать появления в сознании обучаемых радикальных идей отметили 33,3 % экспертов со средним, 50,0 % средним специальным и 16,7 % с высшим образованием. Данный тезис разделяют 10,4 % родителей со средним, 20,0 % средним специальным, 11,3 % высшим образованием. По 25,0 % экспертов со средним и средним специальным, 100,0 % с высшим образованием, а также 2,6 % родителей со средним, 3,1 % средним специальным подчеркивают необходимость в примечетских школах, но при условии, что обучение в них будет осуществляться под контролем органов, призванных контролировать образовательный процесс.
Если посмотреть данные опроса по признаку образования учеников, то положительно существование примечетских школ в Дагестане оценивают 81,4 % со средним, 85,7 % средним специальным и 88,3 % высшим образованием, потому что надеются на получение правильных знаний об исламе; 11,2 % со средним, 3,2 % средним специальным и 6,7 % высшим образованием полагают, что мактабы будут преградой на пути распространения радикальных идей. За осуществление обучения под контролем органов, призванных контролировать образовательный процесс (программы обучения, методика обучения, предметы обучения и т.д.] выступают 4,9 % учеников со средним, 7,9 % средним специальным и 5,0 % высшим образованием.
Суммирование вариантов ответа (так или иначе «да»] показывает, что в той или иной степени необходимость существования мактабов подчеркивают 10,5 % экспертов и 51,9 % родителей со средним, 18,4 % экспертов и 44,6 % родителей со средним специальным, 71,1 % экспертов и 57,5 % родителей с высшим образованием. По разным причинам против выступают 1,3 % родителей со средним, 6,2 % средним специальным и 7,5 % высшим образованием. Вариант ответа при условии, что обучение ведется на основе образовательных программ, одобренных учреждениями ответственными за мусульманское образование (Духовное управление мусульман Дагестана] разделяют 1,3 % родителей со средним, 1,5 % средним специальным и 2,5 % высшим образованием, а также 50,0 % экспертов с высшим образованием. Против мактабов выступают 2,6 % родителей со средним образованием, считая, что они не обучают детей параллельно школьному светскому и 3,1 % со средним специальным образованием подчеркнули, что примечетские школы бесконтрольны государству.
Установление необходимости мактабов в современном дагестанском обществе требует выявления функций примечетских школ (см. табл. 2].
Эмпирические данные показывают, что в целом как эксперты, так родители и сами ученики примечетских школ считают, что самая важная роль мактабов заключается в том, что они (приме-четские школы] позволяют знакомить людей с основами исламского учения и дают правильные знания об исламе, воспитывают настоящего представителя мусульманства.
Если посмотреть данные опроса по образовательному признаку, то положительная оценка -примечетские школы позволяют знакомить людей с основами исламского учения и дают правильные знания об исламе, воспитывают настоящего мусульманина дана 80,1 % учеников, 40,0 % экспертов, 20,8 % родителей со средним, 79,4 % учеников и 30,3 % родителей со средним специальным, 91,5 % учеников, 69,2 % экспертов и 16,0 % родителей с высшим образованием. По возрасту этот вариант ответа разделяют 29,7 % обучающихся до 20 лет, 41,0 % от 20 до 40 лет, 41,7 % от 40 лет и выше.
П р о б л е мы с о ц и о л о ги и
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, какую роль выполняют примечетские школы (мактабы) в настоящее время?» (%)
Варианты ответов Эксперты Родители Ученики
положительную, примечетские школы позволяют зна- 66,1 75,3 82,0
комить людей с основами исламского учения и дают
правильные знания об исламе, воспитывают настояще-
го мусульманина
положительную, примечетские школы обеспечивают 6,8 13,7 33,9
сохранение мусульманского сообщества и помогают
рядовому мусульманину интегрироваться в поликон-
фессиональное российское общество
положительную, примечетские школы являются барье- 16,9 2,0 25,5
ром к проникновению экстремистских исламских идей и вносят вклад в обеспечение национальной безопасно-
сти Российского государства
положительную, примечетская школа вовлекает слабо- 11,6 3,1 30,7
верующих в ислам, укрепляет веру у мусульман, расши-
ряет мусульманское сообщество
положительную, примечетская школа осуществляет 32,6 1,6 25,5
воспитательную и религиозно-просветительскую дея-
тельность
положительную, примечетская школа формирует рели- 2,3 1,3 22,6
гиозную (исламскую] идентичность
отрицательную, обучение в примечетских школах фор- 3,4 2,0 0
мирует исключительно религиозное мировоззрение и
мировосприятие у учеников
отрицательную, в примечетских школах отсутствует 0,2 2,0 0
обучение детей параллельно светским наукам и больше
упор делается на освоение религиозных знаний
отрицательную, обучение в примечетских школах не 2,3 2,6 0
контролируется официальными органами власти
(Министерство образования, Комитет по делам рели-
гий, РайОНО, ГорОНО и т.д.], поэтому могут формиро-
вать у обучаемых установки религиозной нетерпимо-
сти, идеи религиозного экстремизма
отрицательную, примечетская школа лишает обучаемо- 3,4 2,6 0
го возможности свободно мыслить и навязывает ему
догматические знания
В целом положительную 52,5 54,1 -
В целом отрицательную 11,9 4,7 -
Положительную и отрицательную 6,8 2,4 -
Вариант ответа - «положительную», примечетские школы обеспечивают сохранение мусульманского сообщества и помогают рядовому мусульманину интегрироваться в поликонфессиональное российское общество - подчеркивают 19,7 % учеников в интервале от 20 до 40 лет и 22,9 % от 40 лет и выше, а также 8,9 % учеников и 9,1 % родителей со средним, 9,5 % учеников и 10,6 % родителей со средним специальным, 5,1 % учеников и 12,3 % родителей с высшим образованием. Роль мактабов в расширении мусульманской общины и укреплении исламской веры обозначена 4,5 % учеников и 3,9 % родителей со средним, 3,7 % родителей с высшим образованием, 34,8 % учеников до 20 лет, 26,2 % от 20 до 40 лет и 18,0 % от 40 лет и выше; положительную роль примечет-ских школ в осуществлении воспитательной и религиозно-просветительской деятельности подчеркнута 21,3 % учеников до 20 лет, 11,5 % от 20 до 40 лет и 12,5 % от 40 лет и выше, причем 5,2 % в первой, 1,6 % во второй и 4,2 % в третьей группе считают, что мактабы способствуют формированию религиозной идентичности.
Средний показатель положительной оценки мактабов среди экспертов и родителей составляет больше 50 %, но можно отметить, что среди экспертов больше отрицательно характеризующих функции примечетских школ, по сравнению с родителями.
В настоящее время в обществе отчетливо звучат голоса тех, кто выступает против усиления роли религиозных лидеров, впрочем, как и религии в целом, потому что люди, придерживающиеся атеистических взглядов, оказались своего рода изгоями [14, с. 267]. В социалистический период наблюдалась повсеместная демонстрация неверия, а в настоящее время можно встретить поголовное приобщение к религиозным учениям, причем широкое распространение получили разного рода религиозные общины, имена духовных лиц которых довольно часто фигурируют в криминальных хрониках.
В авторском опросе был задан вопрос: «В последнее время в государственных структурах все чаще говорят о необходимости введения теологии (учение о Боге] как учебной дисциплины в вузы, общеобразовательные школы. Как Вы к этому относитесь?». Вариант ответа положительно отметили 52,5 % родителей, среди них 42,9 % со средним, 35,3 % средним специальным и 39,7 % высшим образованием, потому что дети должны быть верующими. Положительно к введению в вузы и общеобразовательные школы теологии, если посещение уроков будет добровольным, относятся 36,5 % родителей, по образовательному признаку - 33,9 % опрошенных имеющих среднее, 33,3 % среднее специальное и 44,4 % высшее образование. При этом 5,0 % родителей выбрали вариант отрицательно с аргументацией того факта, что школа должна оставаться светской, из них 3,6 % имеют среднее, 5,9 % среднее специальное и 4,8 % высшее образование.
Вариант ответа «отрицательно», так как есть родители, которые не согласятся на религиозное воспитание своих детей, по всему массиву отмечено не очень большой частью опрошенных (3,0 %), среди них 1,8 % со средним, 2,0 % средним специальным и 1,6 % высшим образованием. Далее 2,5 % родителей настроены отрицательно, так как это нарушает положение закона об отделении церкви от государства: 3,9 % со средним специальным и 3,2 % высшим образованием. Можно сказать, что исламский ренессанс запустил глубокие корни в общественное сознание населения, поэтому опрошенные положительно оценивают роль религии и введение религиозного компонента в образовательный процесс.
Данные опроса, которые положительно оценивают возможность введения теологии в светское образование, объясняются тем, что на данный вопрос ответили в основном родители, чьи дети обучаются в мактабах, следовательно, в установках родителей закономерно существование позитивного отношения к религиозному образованию в целом, хотя мотивация у них может быть самой различной.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показывает, что опрошенные эксперты, родители и ученики однозначно выступают за функционирование мактабов в нашей республике, при этом их необходимость эти когорты объясняют тем, чтобы обучаемые имели возможность получать правильные знания об исламе.
Потенциал примечетских школ эксперты, родители и ученики усматривают в их возможности противостоять формированию в сознании обучаемых радикальных идей. Обозначение необходимости существования мактабов эксперты, родители и ученики дополняют положением, что они выполняют положительную роль, ибо позволяют знакомить людей с основами исламского учения и дают правильные знания об исламе, воспитывают настоящего мусульманина. Опрошенные ученики примечетских школ в основном отметили положительную роль мактабов, в частности, во-первых, мактабы обеспечивают сохранение мусульманского сообщества и помогают рядовому мусульманину интегрироваться в поликонфессиональное российское общество, во-вторых, являются барьером к проникновению экстремистских исламских идей и вносят вклад в обеспечение национальной безопасности Российского государства, в-третьих, вовлекает слабоверующих в ислам, укрепляет веру мусульман и расширяет исламскую общину, в-четвертых, осуществляет воспитательную и религиозно-просветительскую деятельность, в-пятых, формирует религиозную (исламскую] идентичность.
В целом опрошенным характерна позитивная оценка деятельности примечетской школы. Кроме того, в массовом сознании родителей имеет место позитивное отношение к возможности введения теологии (учение о Боге] как учебной дисциплины в вузы и общеобразовательные школы. Видимо, такая картина объясняется тем, что в опросе в основном участвовали родители обучающихся в мактабах, поэтому вполне закономерны ответы поддерживающих проникновение исламского учения в светские учебные заведения, несмотря на обозначение автономности школы и религии на законодательном уровне.
Проблемы социологии
Также нужно обратить внимание на такой факт - при положительном восприятии возможности введения теологии в светскую образовательную систему, родители при этом подчеркивают важность соблюдения принципа добровольности, что может свидетельствовать об их косвенном неприятии данной учебной дисциплины в высших учебных заведениях и общеобразовательных школах.
Литература
1. Мчедлова М.М., Кофанова Е.Н. Религиозность в жизни россиян в условиях экономического кризиса
//Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 286 - 302.
2. Шахбанова М.М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестан-
ских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала: АЛЕФ, 2016. 358 с.
3. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Русские мусульмане в поле российской идентичности // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. 466 с.
4. Сабирова Г.А Мусульманские идентичности и дискурсивная традиция ислама в постсоветской России // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под редакцией А.Б. Гофмана. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН], 2008. 543 с.
5. Айнутдинова К. Проблематика развития мусульманского образования в России и в Средней Азии
// Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4]. С. 5 - 14.
6. Галимов А.М., Насибуллов К.И. Развитие системы управления качеством профессионального рели-
гиозного мусульманского образования: опыт Татарстана // Образование и саморазвитие. 2010. № 5 (21). С. 82 - 88.
7. Ковальчук Н. О состоянии системы мусульманского образования в России // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4]. С. 15 - 18.
8. Шангараев Р. Проблемы религиозного образования: состояние учебно-методического обеспечения мусульманских религиозных учебных заведений (медресе] Республики Татарстан // Минбар. Исламские исследования. 2011. № 2(8]. С. 4 - 16.
9. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование. Инновационные процессы в конфессиональном образовании. В 2-х частях. Учебное пособие (для студентов, углубленно изучающих историю и культуру ислама]. М., 2007.
10. Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук - 2009. Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.Н. Абдулкадыров. Махачкала, 2009.
11. Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов научно-практической конференции (Казань, 13 октября 2004 г.]. Казань, 2005.
12. Мохаммад-Таги Месбах-Йазди. Основы и принципы образования в исламе // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 1(3]. С. 29 - 39.
13. Айнутдинова К. Проблематика развития мусульманского образования в России и в Средней Азии // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4]. С. 5 - 14.
14. Шахбанова М.М., Шахбанов А.М. Основные направления политики государства в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов // Современное состояние и пути развития юга России. Всероссийская научно-практическая конференция «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек]». Ростов н/Д., 2007. С. 265 - 267.
Ramazanov Rashid Omarievich, Ph.D. in Political Science, Researcher of the Department of Sociology, Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of Russian Academy of Science (75, Yaragskogo St., Makhachkala, Dagestan, 367030, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SCHOOL AT THE MOSQUE IN MODERN DAGESTAN SOCIETY: BASED ON SOCIAL RESEARCH
Abstract
The revival of religion in the post-Soviet period naturally contributed to the formation in the mass consciousness of the population of the need for religious knowledge, which led to the emergence in modern Russian society of an Autonomous confessional education, respectively, and historically existing religious schools of various
levels (maktabs, madrasahs, Islamic universities). Empirical data show that the interviewed experts, parents and students of schools at the mosques emphasize the need for maktabs to function in society at the present time, and there are a variety of arguments for this, in particular, the thesis that it is possible to obtain correct knowledge about Islam, along with the possibility of countering the spread of radical ideology, especially among young people. In addition, respondents emphasize the role of maktabs in familiarizing people with the basics of the Muslim faith, integrating Muslims into a multi-confessional Russian society, and, importantly, they act as an obstacle to radicalization of consciousness, because they perform educational and religious-educational activities. In addition, the attitudes of the respondents show a positive attitude to the possibility of introducing the theology course into the educational system (both middle and high-level), which causes some concern against the background of destructive processes taking place in the religious sphere. Keywords: Islam, Islamic identity, Islamic schools, religious education, religious sphere, religiosity, religious revival, Muslim education, school at the mosque, Maktab, theology, Muslim educational institutions.
References
1. Mchedlova M.M., Kofanova E.N. Religioznost' v zhizni rossiyan v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa //Rossiya reformiruyushchayasya. Ezhegodnik / Otv. red. M.K. Gorshkov. Vyp. 8. M.: Institut sotsiologii RAN, 2009. P. 286 - 302.
2. Shakhbanova M.M. Etnicheskaya, religioznaya i gosudarstvenno-grazhdanskaya identichnosti dagestan-skikh narodov v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva. Makhachkala: ALEF, 2016. 358 p.
3. Gavrilov Yu.A., Shevchenko A.G. Russkie musul'mane v pole rossiyskoy identichnosti // Rossiya reformiruyushchayasya. Ezhegodnik / Otv. red. M.K. Gorshkov. Vyp. 7. M.: Institut sotsiologii RAN, 2008. 466 p.
4. Sabirova G.A. Musul'manskie identichnosti i diskursivnaya traditsiya islama v postsovetskoy Rossii // Traditsii i innovatsii v sovremennoy Rossii. Sotsiologicheskiy analiz vzaimodeystviya i dinamiki / Pod redaktsiey A.B. Gofmana. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2008. 543 p.
5. Aynutdinova K. Problematika razvitiya musul'manskogo obrazovaniya v Rossii i v Sredney Azii // Minbar. Islamskie issledovaniya. 2009. № 2(4]. P. 5 - 14.
6. Galimov A.M., Nasibullov K.I. Razvitie sistemy upravleniya kachestvom professional'nogo religioznogo musul'manskogo obrazovaniya: opyt Tatarstana // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 5 (21]. P. 82 - 88.
7. Koval'chuk N. O sostoyanii sistemy musul'manskogo obrazovaniya v Rossii // Minbar. Islamskie issledovaniya. 2009. № 2(4]. P. 15 - 18.
8. Shangaraev R. Problemy religioznogo obrazovaniya: sostoyanie uchebno-metodicheskogo obespecheniya
musul'manskikh religioznykh uchebnykh zavedeniy (medrese) Respubliki Tatarstan // Minbar. Islamskie issledovaniya. 2011. № 2(8]. P. 4 - 16.
9. Khabibullina G.Yu. Islamskoe obrazovanie. Innovatsionnye protsessy v konfessional'nom obrazovanii. V 2-kh chastyakh. Uchebnoe posobie (dlya studentov, uglublenno izuchayushchikh istoriyu i kul'turu islama). M., 2007.
10. Shakhbanova M.M. Etnokonfessional'nye osobennosti Respubliki Dagestan // Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk - 2009. Sbornik nauchnykh trudov / Otv. red. Yu.N. Abdulkadyrov. Makhachkala, 2009.
11. Yakupov V. Sootnoshenie religii i obshchestva v dukhovnom obrazovanii // Sistema musul'manskogo religioznogo obrazovaniya u tatar: istoriya, problemy, perspektivy. Sbornik materialov nauch-no-prakticheskoy konferentsii (Kazan', 13 oktyabrya 2004 g.). Kazan', 2005.
12. Mokhammad-Tagi Mesbakh-Yazdi. Osnovy i printsipy obrazovaniya v islame // Minbar. Islamskie issle-dovaniya. 2009. № 1(3]. P. 29 - 39.
13. Aynutdinova K. Problematika razvitiya musul'manskogo obrazovaniya v Rossii i v Sredney Azii // Minbar. Islamskie issledovaniya. 2009. № 2(4]. P. 5 - 14.
14. Shakhbanova M.M., Shakhbanov A.M. Osnovnye napravleniya politiki gosudarstva v uregulirovanii me-zhetnicheskikh i mezhnatsional'nykh konfliktov // Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya yuga Rossii. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Sistemnye issledovaniya sovremennogo sos-toyaniya i puti razvitiya Yuga Rossii (priroda, obshchestvo, chelovek]». Rostov n/D., 2007. P. 265 - 267.