УДК 373.3.016 ББК 74.261.3 О - 74
Осипова И.В. Прилагательные в письменной речи младших школьников: гендерный аспект
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматривается качественная и количественная специфика функционирования имен прилагательных в речи мальчиков и девочек. Особое внимание уделяется тематическим группам прилагательных, составляющим фрагмент языковой картины мира младших школьников. Представленный материал можно рекомендовать учителям начальной школы для работы по развитию речи учащихся.
Ключевые слова:
Прилагательные, гендер, младшие школьники, статистический анализ, тематические группы, лексико-семантическое поле.
Osipova I.V. Adjectives in written speech of younger schoolchildren: gender aspect
Abstract:
The paper discusses qualitative and quantitative specificity of adjective functioning in boys’ and girls’ speech. The special attention is given to the lexical sets of adjectives making a fragment of a language picture of the world of younger schoolchildren. The presented material can be recommended to teachers of elementary school for work on development of speech of pupils.
Keywords:
Adjectives, gender, younger schoolchildren, the statistical analysis, lexical sets, a lexical-semantic field.
В ХХ веке детская речь привлекла к себе пристальное внимание психологов, психолингвистов, философов, языковедов, но изучена она пока еще мало. Так, нет, в частности, специальных исследований, посвященных изучению использования слов той или иной части речи детьми младшего школьного возраста в гендерном аспекте. Цель статьи заключается в том, чтобы выявить качественную и количественную специфику функционирования имен прилагательных в речи мальчиков и девочек.
Исследование выполнено на материале письменных творческих работ детей младшего школьного возраста. Сравнение имен прилагательных в письменной речи мальчиков и в письменной речи девочек производилось по нескольким основаниям:
- по количеству представленных слов;
- по лексико-грамматическим разрядам;
- по тематическим группам.
Для выяснения особенностей речи младших школьников были проанализированы материалы сочинений учащихся 2-4 классов школы № 24 г. Таганрога и сделано по 10 выборок из этих сочинений. В каждой выборке, содержащей по 100 предикативных единиц,
было определено количество прилагательных, использованных в качестве определений. Для выявления закономерностей в области овладения младшими школьниками прилагательными в функции определений был использован статистический показатель - критерий Пирсона (х2).Результаты выполненного анализа представлены в таблице № 1 (См. табл. № 1). Полученные результаты показывают, что они не случайны, а отражают определенные закономерности, хотя и с невысокой степенью достоверности.
Анализируя данные эксперимента, можно отметить, что среднее количество имен прилагательных на 100 предикативных единиц в работах мальчиков составляет 50 слов, а количество имен прилагательных у девочек на 100 предикативных единиц - 39 слов.
Материалы данной работы подтверждают результаты исследований, проводимых А.А. Вейлертом при изучении речи взрослых, в которых была установлена большая встречаемость имен прилагательных в речи мужчин, чем в речи лиц женского пола [1: 138 -143].
Таблица № 1
Пол участника эксперимента Выборки Девочки Мальчики
X а а 2 X а а 2
1 4 1 2 4 5 2 + 2 4
2 3 5 4 1 6 5 5 5 2 5
3 3 7 2 4 4 5 5 2 5
4 3 2 7 4 9 5 2 2 4
5 3 7 2 4 4 5 5 2 5
6 4 3 4 1 6 4 2 8 6 4
7 4 3 4 1 6 5 2 2 4
8 3 8 1 1 5 1 1 1
9 4 2 3 с 5 2 2 4
10 4 2 3 с 5 4 4 1 6
Сумма 3 90 1 28 5 01 1 72
х = X х/к х = 390/10=39 х = 501/10-50
II ^ = л/128/10 = 3 5 8 II 7 0 II 5
Х2=!а12/ X Х2=128/39= 3,28 Х2=172/50= 3,44
Вероятность большего значения - 95% - 94%
Распределяя по грамматическим разрядам все представленные в сочинениях мальчиков и
девочек имена прилагательные, необходимо отметить, что соотношение прилагательных внутри разрядов очень близкое (см. табл. №2).
Таблица № 2
Прилагател Количество Количество
ьные наименований словоупотреблений
Разряды"'"-...^^ Пол Пол
прилагательных Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Качественные 120 113 365 254
(70,1%) (69,7%) (72,9%) (65,1%)
Относительные 51 47 136 133
(29,9%) (29%) (27,1%) (34%)
Притяжательные - 2 - 3
(0%) (1,2%) (0,9%)
Всего 171 162 501 390
При анализе данных таблицы прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что качественные прилагательные преобладают как в речи мальчиков, так и в речи девочек. Количество относительных имен прилагательных в речи мальчиков и девочек приблизительно одинаково; доля притяжательных имен прилагательных очень мала в речи девочек, а в речи мальчиков их нет вообще.
Имена прилагательные, которые учащиеся употребили в сочинениях, были рассмотрены с точки зрения их распределения по тематическим группам с учетом пола ребенка с опорой на классификацию «Тематического словаря русского языка» В. В. Морковкина. В результате выявлено 48 тематических групп прилагательных и 10 характеризуемых ими концептов, которые охватывают многие сферы жизни. Результаты распределения концептов и характеризуемых ими имен прилагательных по тематическим группам даны в таблице (см. табл.№3).
Таблица № 3
№ г /п Концепты, характеризуемые прилагательными Тематические группы прилагательных, характеризующие явления и предметы, формирующие концепт Количество употреблений прилагательных
Мальчики Девочки
1 Общество 86 67
Культура 2 3
Язык 5 6
Техника 5 5
Административнотерриториальное устройство страны 4 3
Сельское хозяйство 2 1
Промышленность 3 2
Система народного образования 3 4
Религия, обряды 3 2
Наука - 1
Государство 5 7
Физкультура и спорт 8 4
Вооруженные силы 8 1
Здравоохранение 3 1
Экономическая сфера жизни - 1
общества
Книга 13 11
Название лиц по национальности 3 1
Средства массовой информации 6 7
Литература 8 5
Инструменты и орудия труда 5 1
Разведение и промысел животных - 1
2 Человек 169 113
Сфера человеческих действий и отношений 19 14
Черты характера 53 26
Физическое состояние, самочувствие 11 13
Тело и организм человека 3 1
Внешний вид, наружность 17 9
Поведение 15 7
Внутренний мир человека 7 4
Семья и родственные связи 9 9
Сфера восприятия органами чувств 9 2
Способности, склонности, интересы 9 9
Познавательная деятельность 2 1
Возраст 3 9
Отсутствие деятельности, отдых 7 9
Название человека по роду деятельности 5 -
3 Природа 119 84
Животный мир 37 30
Растительный мир 11 9
Название месяцев, временные промежутки 9 9
Земное пространство 7 4
Погода 17 10
Водное пространство 16 7
Космос, небесные тела 7 6
Воздушное пространство 15 9
4 Быт 66 76
Домашнее хозяйство 7 5
Жилище 11 7
Питание 10 10
Одежда, обувь 17 22
Украшения и драгоценности 11 13
Обстановка, мебель 10 19
5 Форма и состояние объекта 2 1
6 Единицы измерения 4 1
7 Цвета и оттенки 31 41
8 Структура 13 3
пространства и времени
9 Мера и количество 7 3
10 Движение 4 1
Таким образом, из анализа таблицы № 3 видно, что самую большую группу составляют прилагательные тематической группы «Человек». Далее в порядке убывания идут следующие тематические группы: «Природа», «Общество», «Быт», «Цвета и оттенки», «Структура пространства и времени», «Мера и количество», «Движение», «Единицы измерения». Самую малочисленную группу составляют слова тематической группы «Форма и состояние объекта». При этом только в тематических группах «Быт» и «Цвета и оттенки» количество словоупотреблений девочками превышало количество словоупотреблений прилагательных мальчиками. В лингвистической литературе есть данные, указывающие на то, что женщины оперируют в речи большим набором цветообозначений, чем мужчины. «Мужчины говорят о цвете, если это для них ситуативно важно, иными словами, цвет в их понимании существует не ради самого себя, а как атрибут интересующего их предмета (Еак^, 1978)... Наблюдаемые расхождения в цветообозначении у женщин и у мужчин получают разное теоретическое объяснение. Р. Лакофф считает, что эти расхождения имеют социальную природу и связаны со стереотипом распределения «сфер языкового влияния». Основной тезис можно интерпретировать таким образом, что определение цвета не имеет прямого отношения к важнейшим сферам когнитивной деятельности, а поэтому мужчины оставляют за женщинами приоритет в цветообозначении» [3: 183 - 184].
Нужно отметить, что в некоторых случаях отнесение слова к определенной тематической группе не является однозначным, так как многие языковые единицы могут быть одновременно отнесены к нескольким тематическим группам. Например, прилагательное золотой в его первом значении - «цвет золота, блестяще-желтый» - можно отнести к тематической группе «Цвета и оттенки», а во втором значении - это уже будет свойство характера, и отнести его можно к тематической группе прилагательных, характеризующих предметы и явления, формирующие концепт «Человек». В данном случае при отнесении прилагательных к той или иной тематической группе учитывался конкретный контекст, в котором это прилагательное употреблено.
Реконструкция индивидуальной картины мира младшего школьника предполагает рассмотрение понятия «поле» - «совокупность слов, обладающих общим значением» [4: 22],
- при этом языковые средства анализируются как зафиксированные словарем (языковое поле), так и в контексте речевой деятельности (речевое поле). Анализ речевых и языковых средств может осуществляться в полевом аспекте, поскольку термин «поле» применим к любому неслучайному набору языковых единиц, внутри которого реализуются закономерности их систематизации и функционирования.
Прилагательные, зафиксированные «Учебным словарем русского языка» В.В.Репкина и использованные в учебниках «Русский язык» для начальной школы, в совокупности отражают фрагмент языковой картины мира, формирование которого обусловлено задачами развития детей младшего школьного возраста.
Языковое лексико-семантическое поле имени прилагательного
Цифрами обозначено количество прилагательных в каждом из микрополей. Ядром лексико-семантического поля (ЛСП) имени прилагательного является в данном случае микрополе, в котором характеризуются признаки предметов и явлений, формирующие концепт «Человек», поскольку в нем представлено наибольшее количество прилагательных и содержатся самые частотные прилагательные в составе текстов учебников. В центре ЛСП находится микрополе, образуемое прилагательными, которые характеризуют признаки явлений, формирующих концепт «Природа». В приграничную зону ЛСП входит микрополе прилагательных, определяющих предметы и явления, формирующее концепт «Быт», а на периферии находятся микрополя, содержащие прилагательные, формирующие концепты «Единицы измерения», «Цвета и оттенки», «Структура пространства и времени», «Мера и количество», «Движение».
Таким образом, тенденции, определяющие речевой словарный запас мальчиков и девочек в области использования прилагательных, наглядно представленные в виде лексико-семантических полей, помогли сделать общие выводы.
Речевое лексико-семантическое поле имени прилагательного
(на материале письменных работ мальчиков)
Быт - 76
Общество - 67 Цвета и оттенки - 41
Речевые фрагменты ЛСП имени прилагательного, сформированные на материале письменных работ мальчиков и девочек, в количественном отношении меньше, чем требуемое языковое поле, что вполне естественно, но соотношение их микрополей в количественном отношении в принципе сопоставимо. Распределение микрополей в структуре языкового и речевого полей, то есть качественная характеристика этих полей, также сопоставима, но приоритеты как мальчиков, так и девочек очевидны: природные явления их интересуют больше, чем общественные. Бытовые явления в составе речевых ЛСП лишь на четвертом месте у мальчиков, на третьем месте у девочек, то есть после прилагательных, характеризующих человека и природу. Эти результаты выполненного исследования целесообразно учитывать учителю начальной школы в работе по развитию речи младших школьников.
Примечания:
1. Вейлерт А.А. О зависимости количественных показателей языка от пола
говорящего // Вопросы языкознания. 1976. № 5. С. 138.
2. Тематический словарь русского языка / под ред. В.В. Морковкина. М., 2000.
560 с.
3. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. М.: Языки славянской культуры, 2006. 496 с.
4. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974. 253 с.
5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. Томск: Красное знамя, 1993. 654
с.