Научная статья на тему '«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО» ВЛАДИМИРА ЦЫТОВИЧА: ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛАДОТОНАЛЬНЫЕ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА'

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО» ВЛАДИМИРА ЦЫТОВИЧА: ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛАДОТОНАЛЬНЫЕ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
музыка XX в. / композиция ХХ в. / фортепианный цикл ХХ в. / фортепианный цикл для детей / Владимир Цытович / «Приключения Чиполлино» / music of the 20th century / composition of the 20th century / piano cycle of the 20th century / piano cycle for children / Vladimir Tsytovich / “The Adventures of Cipollino”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манафова Марина Маликовна

В статье рассматривается цикл фортепианных пьес «Приключения Чиполлино» петербургского композитора Владимира Цытовича. Основное внимание при анализе уделяется композиционным принципам организации цикла. При этом средства объединения данного сочинения предстают как многоуровневая система, включающая в себя компоненты различного порядка – от языковых до сюжетных. Большое значение в цикле приобретают также специфические гармонические средства, используемые композитором и связанные с особенностями слышания им тембра фортепиано, – интервал-тембр и аккорд-тембр. Так как автор статьи на протяжении более чем десяти лет являлась ученицей В. Цытовича, данная работа опирается не только на изучение нотных и научных материалов, но также включает в себя сведения, полученные непосредственно от композитора в личных беседах с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE ADVENTURES OF CIPOLLINO” BY VLADIMIR TSYTOVICH: THEMATIC, TONAL AND HARMONIC ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE CYCLE

The article examines the cycle of piano pieces “The Adventures of Cipollino” by St. Petersburg composer Vladimir Tsytovich. The main attention in the analysis is paid to the compositional principles of the cycle organization. At the same time, the means of combining this work appear as a multi-level system, including components of various orders – from the linguistic ones to the plot. Also of great importance in the cycle are the specific harmonic means used by the composer and associated with the peculiarities of his hearing of the piano timbre – interval-timbre and chord-timbre. Since the author of the article was a student of V. Tsytovich for more than ten years, this work is based not only on the study of musical scores and scientific materials, but also includes information received directly from the composer in personal conversations with him.

Текст научной работы на тему ««ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО» ВЛАДИМИРА ЦЫТОВИЧА: ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛАДОТОНАЛЬНЫЕ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА»

УДК 781.5 DOI 10.36945/2658-3852-2024-4-62-74

М. М. Манафова

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО» ВЛАДИМИРА ЦЫТОВИЧА: ТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛАДОТОНАЛЬНЫЕ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА

Аннотация: В статье рассматривается цикл фортепианных пьес «Приключения Чиполлино» петербургского композитора Владимира Цытовича. Основное внимание при анализе уделяется композиционным принципам организации цикла. При этом средства объединения данного сочинения предстают как многоуровневая система, включающая в себя компоненты различного порядка - от языковых до сюжетных. Большое значение в цикле приобретают также специфические гармонические средства, используемые композитором и связанные с особенностями слышания им тембра фортепиано, - интервал-тембр и аккорд-тембр. Так как автор статьи на протяжении более чем десяти лет являлась ученицей В. Цытовича, данная работа опирается не только на изучение нотных и научных материалов, но также включает в себя сведения, полученные непосредственно от композитора в личных беседах с ним.

Ключевые слова: музыка XX в., композиция ХХ в., фортепианный цикл ХХ в., фортепианный цикл для детей, Владимир Цытович, «Приключения Чиполлино».

Владимир Цытович (1931-2012) вошел в историю культуры как композитор, обладающий самобытным стилем, глубокий музыковед-исследователь, открывший новые тембровые закономерности в музыке ХХ в. Кроме того, В. И. Цытович был и великолепным пианистом, учеником И. А. Браудо.

Важной страницей творчества В. И. Цытовича является его музыка для детей. Первое обращение к теме детства, к сказочной тематике произошло еще во времена обучения в Ленинградской консерватории, в 1956 г. Будучи студентом третьего курса, молодой композитор написал симфоническую сюиту по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»: «Это был первый оркестровый опыт, подготовленный многолетним увлечением оркестровкой» [Шпагина, 2012, с. 10]. Это сочинение заложило общие композиционные принципы при создании циклического сочинения для детей: наличие программности, спаянность цикла, возникающая благодаря интонационным связям между частями, тематическим и тембровым

© Манафова М. М., 2024 г.

аркам. Сочетание программности с уникальным тембровым чутьем, впервые раскрывшимся в этой работе, породило яркое, жизнеспособное произведение (подробнее см. [Манафова, 2012]).

Наибольшее количество сочинений для детей В. И. Цытовича появляется в 1960-1970-е гг. Это фортепианный цикл «Приключения Чиполлино» по сказке Дж. Родари (1967), «Песенки Винни-Пуха» для меццо-сопрано и фортепиано на тексты Б. Заходера, Концертино для фортепиано и камерного оркестра (1971), а также песни1 и фортепианные пьесы, вошедшие в дальнейшем в сборник «Детский альбом для фортепиано» (1984). Часть из них («Песенки Винни-Пуха», Концертино, отдельные пьесы и песни) была написана для дочери Ирины, родившейся в 1964 г. В дальнейшем композитор не сочинял непосредственно для детей, однако в 1980-е гг. был издан упомянутый «Детский альбом», а также «Шесть детских пьес для двух гитар»2 (1983), являющихся отчасти переложением ранних фортепианных пьес.

Среди произведений В. И. Цытовича цикл «Приключения Чиполлино» по сказке Дж. Родари занимает особое место - именно он открывает плеяду ярких и самобытных фортепианных произведений, написанных для детей. Необычна и история его создания. Окончив Ленинградскую консерваторию как композитор и уже обучаясь по этой специальности в аспирантуре, В. И. Цытович одновременно оканчивал фортепианный факультет. Для итоговой аттестации ему необходимо было написать работу по методике преподавания фортепиано. И в качестве такого исследования в 1960 г. были созданы первые шесть пьес по сказке Дж. Родари, к каждой из которых прилагались методические указания. «Приключения Чи-поллино» стали первым опытом В. И. Цытовича в жанре детской фортепианной музыки и сыграли с композитором злую шутку: «Этот цикл был хорошо принят в Союзе [композиторов - прим. авт.], - вспоминал Владимир Иванович, - так что первые лет двадцать я ходил в "детских" композиторах. Все крупные вещи принимались "в штыки": и "Похождения бравого солдата Швейка", и Концерт для фортепиано. И уже спустя много лет мне на глаза попалась статья того периода, где высказывалось мнение, что мне вовсе не нужно писать крупные формы, а лучше оставаться в "детском" жанре»3.

Шесть пьес «Приключений Чиполлино» были изданы и имели такой успех, что издательство обратилось к композитору с просьбой расширить цикл. К 1968 г. к сюите добавилось еще шесть пьес, и издавались они как минимум трижды (в 1968, 1986 и 2008 гг.). Таким образом, в окончательной редакции «Приключения Чи-поллино» содержат двенадцать пьес, каждая из которых предваряется небольшим текстовым фрагментом из сказки Дж. Родари:

1. Марш лимончиков.

2. Синьор Помидор и Кум Тыква.

3. Адвокат Синьор Зеленый Горошек.

4. Семейство Тысяченожек.

5. Вишенка (фугетта-колыбельная).

6. Чиполлино.

7. Марш мышей.

8. Грустный Чиполлино.

9. Танец малышей.

10. Профессор Груша.

11. Герцог Мандарин.

12. Песенка колокольчиков.

Несмотря на значительное количество частей, цикл выстроен очень цельно и гармонично. Единство ему придают тематические арки. Первая из них возникает в крайних частях, выполняющих функции вступления и завершения цикла. Они написаны в одной тональности (Е^иг) и построены на одном материале.

Так, «Марш лимончиков», великолепная по своим тембровым и колористическим находкам пьеса, основывается на двух тематических элементах. Первый из них звучит во вступлении и при помощи форшлагов изображает звон колокольчиков. Их нестройное дребезжание передается через «интервал-тембр»4 -малую секунду, возникающую на сильных долях между верхним и нижним голосами в 1-2-м и 5-6-м тактах (пример 1). Терпкость звучанию придают и «несоответствия» между арпеджированными аккордами в правой руке, аккомпанирующим тонам левой, создающие эффект «переченья».

Пример 1. В. И. Цытович «Марш лимончиков» из цикла «Приключения Чиполлино». Т. 1-4

Уже в этом элементе заложена ладовая переменность, которая получит развитие во всем цикле: в левой руке gis (III ступень в E-dur, 1-2-й и 5-6-й такты) сменяется на g (3-4-й и 7-8-й такты).

«Колокольный» элемент с форшлагами появляется в «Марше лимончиков» еще дважды, каждый раз видоизменяясь. Например, форшлаг переносится на вторую долю, интервал-тембр превращается в «аккорд-тембр», состоящий из наслоений секунд. Сокращается также число повторов одного и того же аккорда - он сменяется теперь в каждом такте.

Второй тематический элемент «Марша лимончиков» - это задорная песенка, изложенная двухголосно на фоне остинатного аккомпанемента (пример 2).

Пример 2. В. И. Цытович «Марш лимончиков» из цикла «Приключения Чи-поллино». Т. 9-16:

В этом элементе получают развитие композиционные идеи, заложенные во вступлении. Интервал-тембр (малая секунда) звучит теперь в аккомпанементе. На фоне этого «бряцанья» возникает мелодия, также включающая в себя переменные ступени - IV в 1-4-м тактах темы и III в 5-8-м.

Дальнейшее развитие этого элемента связано с фактурными, ладовыми и ритмическими изменениями. С неиссякаемой фантазией композитор работает с темой: она становится минорной (т. 17-20), звучит в ритмическом уменьшении (т. 25-26), дополняется новыми фактурными пластами, подобными звучанию колокольчиков (т. 25-26), подвергается вертикальным контрапунктическим перестановкам (т. 32-35) и т. д.

Заключительная пьеса цикла, «Песенка колокольчиков», основывается на тех же тематических элементах5. Первый из них содержит такие же гармонии, что и начальный материал «Марша лимончиков», однако изложены они в размере 5/8 и в виде повторяющихся аккордов, а не арпеджио, как было в первой пьесе (пример 3).

Пример 3. В. И. Цытович «Песенка колокольчиков» из цикла «Приключения Чиполлино». Т. 1-4:

Вторая тема заключительной части цикла основана на втором тематическом элементе «Марша лимончиков» (пример 4). Композитор сохраняет мелодический контур: движение вверх и вниз между III и V ступенями с участием IV и IV, повышенной в первых двух тактах, а затем поступенный подъем от VI к I. Схожесть также демонстрируют секундовые интонации и гармоническая основа темы: в аккомпанементе выдерживается тоника. Однако здесь, как и в первом элементе, меняются метроритмические условия (вместо 2/4 тема звучит в размере 8/8) и фактурное изложение.

Пример 4. В. И. Цытович «Песенка колокольчиков» из цикла «Приключения Чиполлино». Т. 6-8:

Таким образом, очевидно, что финал цикла основан на том же тематическом материале, что и первая его пьеса. Кроме этого, в последней части появляются темы ведущих персонажей цикла: Кума Тыквы и Чиполлино, что придает сюите цельность и замкнутость.

Еще одна важнейшая тематическая арка возникает в середине цикла между пьесами № 6 «Чиполлино» и № 8 «Грустный Чиполлино». Они построены на одном и том же тематизме, переизложенном композитором в соответствии с сюжетом.

Так, «Чиполлино» открывается задорной и беззаботной темой в Es-dur, в которой явственно ощущается танцевальность (пример 5).

Пример 5. В. И. Цытович «Чиполлино» из цикла «Приключения Чиполлино». Т. 1-5:

При повторном появлении главного героя в пьесе «Грустный Чиполлино» сразу ощущается, что у «персонажа» изменилось «настроение»: композитор переносит тему в однотерцовую тональность е-шоН. Кроме того, В. И. Цытович использует здесь дорийский вариант лада с повышенной VI ступенью - Чиполлино как будто бы пытается «улыбнуться» сквозь слезы. Изменяется и жанровая основа те-матизма: на смену танцевальности приходит монолог (благодаря исчезновению

фактуры типа «бас - аккорд», свойственной танцевальным жанрам), мелодия звучит одноголосно, без терцовой вторы (пример 6). Особое щемящее чувство теме придает использование пониженных I и II ступеней (т. 4).

Пример 6. В. И. Цытович «Грустный Чиполлино» из цикла «Приключения Чиполлино». Т. 1-5:

Такая работа с темой позволяет автору создать яркий и рельефный образ главного героя цикла, переживающего различные эмоциональные состояния.

Еще одну подобную арку В. И. Цытович выстраивает между № 7 «Марш мышей» и № 9 «Танец малышей»: при повторении композитор перерабатывает материал, сохраняя его мелодико-интонационную основу. Все эти композиционные приемы позволяют добиться спаянности цикла на тематическом уровне.

Еще более тонкая работа прослеживается на ладовом уровне: на протяжении всей сюиты В. И. Цытович широко использует переменные и «расщепленные» ступени. Так, переменность между мажорным и минорным вариантом III ступени создает неопределенность, «шатание» между двумя видами лада, а одновременное использование основной и повышенной (или пониженной) ступеней создает специфический интервал-тембр, яркий и привлекающий внимание.

Ладовая переменность закладывается композитором уже в первом номере цикла (см. пример 1), где в начальных тактах в партии левой руки чередуются два варианта III ступени (gis и g). В. И. Цытович продолжает развивать эту идею, переизлагая второй тематический элемент пьесы в одноименном миноре (т. 17-20).

Интересны и ладовые особенности, найденные композитором для образа Синьора Помидора (№ 2 «Синьор Помидор и Кум Тыква»). Эта часть имеет очевидный прообраз - пьесу М. П. Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки». Так же, как и у Мусоргского, пьеса В. И Цытовича построена на чередовании двух контрастных образов. Тема злого богача Синьора Помидора вырастает из небольшого начального зерна. Развитие ее основывается на монодий-ных принципах: происходит постепенный «захват» всё большего диапазона, количество звуков в мотиве постепенно увеличивается. Фактура ее складывается из двух мелодических линий, наложенных друг на друга и ритмически идентичных. Но каждая из них действует как бы в своей собственной ладовой системе: в правой руке это си минор с пониженной VII ступенью, в левой - си минор с переменной III и пониженной V. Одновременное звучание этих линий в низком регистре вызывает гнетущее впечатление, ощущение угрозы (пример 7).

Пример 7. В. И. Цытович «Синьор Помидор и Кум Тыква» из цикла «Приключения Чиполлино». Тема Синьора Помидора. Т. 1-8:

Переменность III ступени используется в цикле очень широко. В пьесе № 3 «Адвокат Синьор Зеленый Горошек» благодаря ей возникает образ трясущегося от страха и неуверенного в себе персонажа, в № 4 «Семействе Тысяченожек» -изображение неугомонного и суетливого семейства, члены которого «ни одной минуты не могли спокойно стоять на месте» [Цытович, 2008, с. 10]. В № 10 «Профессор Груша» двойственность терции подчеркивает «меланхоличность» и задумчивость героя, который «всегда играл только грустные мелодии» [Цытович, 2008, с. 10].

В № 7 «Марш мышей» ладовая неопределенность достигает пика: мажорный и минорный варианты III ступени объединяются как по горизонтали, так и по вертикали (см. 2 такт примера 8).

Пример 8. В. И. Цытович «Марш мышей» из цикла «Приключения Чиполли-но». Т. 1-3:

Одновременное сочетание звуков cis и c в условиях тонического трезвучия A-dur создает эффект «фальшивого» звучания «военного оркестра» мышей, готовящихся захватить скрипку профессора Груши. Особый комизм этому маршу придает высокий регистр и подражание фанфарам трубы (1-й такт примера 8). Идея сочетаний разных вариантов одной ступени развита композитором и далее, перерастая в этой пьесе в разнообразные полиладовые напластования.

Еще одна особенность, позволяющая объединить пьесы сюиты в монолитный цикл, связана со специфическим слышанием В. Цытовичем фонизма интервалов. Речь идет об уже упоминавшихся выше интервалах-тембрах. Композитор умел выявить характерные особенности звучания каждого из них, находя яркие звуковые сочетания и используя их в соответствии с художественными задачами. Так, некоторая «фальшь», возникающая в аккордовой вертикали первой пьесы цикла («Марш лимончиков»), создает эффект нестройного дребезжания колокольчиков на шапочках гвардии. В № 11 «Герцог Мандарин» при помощи разных интервалов (преимущественно диссонантных - больших септим) рисуются умопомрачительные прыжки и скачки герцога. В № 10 «Профессор Груша» добавление больших и малых секунд в мелодическую линию придает ей фальшь, терпкость, подобную той, которая возникает при интонационно неверной игре на струнных инструментах (пример 9).

Пример 9. В. И. Цытович «Профессор Груша» из цикла «Приключения Чи-поллино». Т. 5-8:

Этот остроумный пример демонстрирует особый дар композитора слышать и создавать различные тембры в сочетаниях звуков фортепиано.

Таким образом, композиционное единство цикла прослеживается на нескольких уровнях. Первый из них - сюжетный, на котором развивается общая фабула сюиты. Помимо программных названий, связь усилена и текстовыми эпиграфами, предпосланными каждой пьесе. Второй уровень, тематический, на котором композитор создает объединяющие арки и обрамления внутри цикла. При этом автор использует как неизменные музыкальные фрагменты уже прозвучавших пьес (как в последней части цикла), так и измененные, переработанные и переосмысленные. На третьем, языковом уровне объединяющими факторами становятся общие принципы ладовой организации внутри пьес (наличие вариантных ступеней, мажорно-минорная переменность III ступени) и, наконец,

гармоническая общность, выраженная через использование специфических сочетаний звуков, создающих характерные «тембры» (интервал-тембр и аккорд-тембр).

В. И. Цытович всегда серьезно и критично относился к своему творчеству и особенно к сфере детских жанров: «К музыке для детей иногда относятся с меньшей долей ответственности. Но, по моему глубокому убеждению, хорошую детскую музыку пишет только тот, кто умеет писать хорошую "взрослую", серьезную музыку»6. Кроме того, по мнению композитора, это направление творчества очень важно еще и с педагогической точки зрения: «Современная детская музыка, как мне кажется, должна иметь еще одно немаловажное качество: быть способной приобщать детей к современной музыке. Воспитательная роль детской музыки огромна, и поэтому композитор должен относиться к работе в этой области с особой ответственностью» [Цытович, 2016а, с. 235].

С композиционной точки зрения цикл «Приключения Чиполлино» - это целый калейдоскоп самых разных приемов, техник и форм, вплоть до полифонической (фугетта-колыбельная «Вишенка»). В его музыкальный словарь органично включены довольно сложные элементы музыкальной речи - полиладовость, политональность, несимметричный метр, нерегулярная ритмика и др. Более того, именно из этих «фонем» складывается тот яркий образный язык, на котором автор «говорит» с ребенком, создавая выразительные образы, доступные и понятные юным слушателям: «Дети особенно благодарны, когда с ними играют, даже говоря о серьезных вещах. Все эти "Ворчалки", "Пыхтелки" из "Песенок Винни-Пуха", остроумный альбом фортепианных пьес "Приключения Чиполлино" любимы уже несколькими поколениями музыкантов» [Райскин, 2012, с. 16]. Важно, что при всем многообразии образов, возникающем в цикле, благодаря отмеченным композиционным приемам - наличию тематических арок, принципам ладового и тембрового объединения - цикл воспринимается как многоуровневая, но цельная и гармоничная структура.

Примечания

1. Большинство песен В. И. Цытовича было написано в 1960-е гг. для детского радио и телевидения. Он писал музыку к мультфильмам, детским радиоспектаклям и передачам. Так, он указан в качестве композитора в кукольном мультфильме «Сказка начинается» (1974) (режиссер Н. Куракин, сценарист Г. Бубель), в нескольких выпусках передачи «Тяпа, Ляпа и Жаконя» (режиссер Н. Куракин, автор сценария Г. Бубель). Сохранился также ряд песен В. И. Цытовича на стихи разных авторов; значительная часть этих сочинений до сих остается неопубликованной. (Подробнее о песнях В. И. Цытовича см. [Манафова, 2016]).

2. В цикл «Шесть детских пьес для двух гитар» вошли как переложения произведений для фортепиано из «Детского альбома», так и несколько оригинальных сочинений, написанных, по всей видимости, специально для этого издания (подробнее об этом цикле см. [Ларин, 2017]).

3. Автор данной статьи, будучи студенткой класса композиции В. И. Цыто-вича в 2000-2006 гг., а затем и аспиранткой, защитившей под его руководством кандидатскую диссертацию, регулярно общалась с композитором вплоть до его кончины в 2012 г. Несколько важных бесед о жизни, музыке, композиционном методе и т. д. состоялись в 2004-2005 гг., когда автор статьи, оканчивая параллельно музыковедческий факультет Санкт-Петербургской консерватории, писала дипломную работу о творчестве В. И. Цытовича. Немаловажно и то, что композитор ознакомился с этим исследованием и одобрил его; присутствовал он также и на защите. В данной статье приводятся выдержки из стенограмм бесед, состоявшихся в указанные годы и сохранившихся в личном архиве автора этой работы.

4. Интервал-тембр - термин, введенный Владимиром Цытовичем в диссертации [Цытович, 1972] и ряде статей [Цытович, 2016б; Цытович, 2016в; Цытович, 2016г]. Под интервалом-тембром понимается такое сочетание тонов или голосов, при котором фонизм интервала начинает превалировать над его ладотональны-ми связями, и «происходит ладовое раскрепощение "интервала-тембра"» [Цытович, 2016б, с. 67].

5. По сюжету сказки, Лимонишки, звеневшие в начале истории своими колокольчиками, пришитыми к шапочкам, сбросили свою лимонную форму и попрятались по домам. Их колокольчики достались детям: «Давайте-ка соберем колокольчики и отдадим ребятишкам - пускай звенят во всю мочь!» [В. Цытович, 2008, с. 27]. В связи с этим наличие тематической арки между первой и последней частями цикла является оправданным не только композиционно, но и сюжетно.

6. Из бесед с композитором (2004-2005 гг.).

Библиография

Ларин, Е. В. «Шесть детских пьес для двух гитар» Владимира Цытовича. Тембровые особенности цикла // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сб. науч. трудов. Вып. 12 / ред.-сост. Н. И. Верба; науч. ред. Р. Г. Шитико-ва. - Санкт-Петербург : Астерион, 2017. - С. 151-163.

Манафова, М. М. Песни для детей Владимира Цытовича: известные и неизвестные страницы // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сб. науч. трудов. Вып. 11 / ред.-сост. Н. И. Верба - Санкт-Петербург : Астерион, 2016. -С. 47-61.

Манафова, М. М. Тембр и фактура в оркестровых произведениях В. Цытовича. Черты стиля // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сб. науч. трудов. Вып. 7 / ред.-сост. Н. И. Верба. - Санкт-Петербург : Астерион, 2012. - С. 94-101.

Райскин, И. Владимир Иванович Цытович (1931-2012): [Некролог] // Окно в Европу: приложение к газете «Мариинский театр». - 2012. - № 5, 6. - С. 16.

Цытович, В. И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока : дис. ... канд. иск. - Москва, 1972. -176 с.

Цытович, В. И. Почему я пишу детскую музыку. Традиции и новаторство (вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики) : избр. ст. / ред.-сост. М. М. Манафова, А. А. Красавин, И. В. Козлова (Цытович); вступ. ст. и комментарии М. М. Манафовой. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2016а. - С. 234-237.

Цытович, В. И. Приключения Чиполлино: Двенадцать пьес для фортепиано по сказке Джанни Родари. - Санкт-Петербург : Композитор, 2008. - 32 с.

Цытович, В. И. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и в оркестровых сочинениях // Традиции и новаторство (вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики) : избр. ст. / ред.-сост. М. М. Манафова, А. А. Красавин, И. В. Козлова (Цытович); вступ. ст. и комментарии М. М. Манафо-вой. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2016б. -С. 66-83.

Цытович, В. И. Три этюда о Бартоке // Традиции и новаторство (вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики) : избр. ст. / ред.-сост. М. М. Манафова, А. А. Красавин, И. В. Козлова (Цытович); вступ. ст. и комментарии М. М. Манафовой. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2016в. - С. 98-119.

Цытович, В. И. Фонизм оркестровой вертикали К. Дебюсси // Традиции и новаторство (вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики) : избр. ст. / ред.-сост. М. М. Манафова, А. А. Красавин, И. В. Козлова (Цытович); вступ. ст. и комментарии М. М. Манафовой. - Санкт-Петербург : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2016г. - С. 120-138.

Шпагина, А. Ю. Владимир Цытович: Портрет в диалогах. - Санкт-Петербург : Композитор, 2012. - 40 с., ил.

Сведения об авторе

Манафова Марина Маликовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург).

E-mail: [email protected]

M. M. Manafova

"THE ADVENTURES OF CIPOLLINO" BY VLADIMIR TSYTOVICH: THEMATIC, TONAL AND HARMONIC ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE CYCLE

Abstract: The article examines the cycle of piano pieces "The Adventures of Cipollino" by St. Petersburg composer Vladimir Tsytovich. The main attention in the analysis is paid to the compositional principles of the cycle organization. At the same time, the means of combining this work appear as a multi-level system, including components of various orders - from the linguistic ones to the plot. Also of great importance in the cycle are the specific harmonic means used by the composer and associated with the peculiarities of his hearing of the piano timbre - interval-timbre and chord-timbre. Since the author of the article was a student of V. Tsytovich for more than ten years, this work is based not only on the study of musical scores and scientific materials, but also includes information received directly from the composer in personal conversations with him.

Key words: music of the 20th century, composition of the 20th century, piano cycle of the 20th century, piano cycle for children, Vladimir Tsytovich, "The Adventures of Cipollino".

References

Larin, E. V. "Shest' detskix p'es dlya dvux gitar" Vladimira Tsytovicha. Tem-brovye osobennosti cikla ["Six children's pieces for two guitars" by Vladimir Tsytovich. Timbre features of the cycle]. IN: Muzykal'naya kul'tura glazami molodykh uchenykh [Musical culture through the eyes of young scientists. In Russ.]. Collection of scientific works. St. Petersburg, Asterion, 2017, vol. 12, pp. 151-163.

Manafova, M. M. Pesni dlya detej Vladimira Tsytovicha: izvestnye i neizvestnye stranicy [Songs for children by Vladimir Tsytovich: known and unknown pages]. IN: Muzykal'naya kul'tura glazami molodykh uchenykh: Sb. nauchnykh trudov. [Musical culture through the eyes of young scientists. In Russ.]. Collection of scientific works. St. Petersburg, Asterion, 2016, vol. 11, pp. 47-61.

Manafova, M. M. Tembr i faktura v orkestrovyh proizvedeniyah V. Tsytovicha. Cherty stilya [Timbre and texture in orchestral works by V. Tsytovich. Features of style] IN: Muzykal'naya kul'tura glazami molodykh uchenykh : Sb. nauchnykh trudov. [Musical culture through the eyes of young scientists. In Russ.]. Collection of scientific works. St. Petersburg, Asterion, 2012, vol. 7, pp. 94-101.

Rajskin, I. Vladimir Ivanovich Tsytovich (1931-2012): [Nekrolog] [Vladimir Ivanovich Tsytovich (1931-2012): [Obituary]] IN: Okno v Evropu: prilozhenie k gazete "Mariinskij teatr", 2012, no. 5, 6, pp. 16. (In Russ.)

Tsytovich, V. I. O specifike tembrovogo myshleniya Bely Bartoka [On the specificity of Bela Bartok's timbre thinking], PhD Dissertation, Leningrad State Conservatory, Leningrad, 1972, 176 p.

Tsytovich, V. I. Pochemu ya pishu detskuyu muzyku [Why do I write children's music]. IN: Traditsii i novatorstvo (voprosy teorii, istorii muzyki i muzykal'noj peda-gogiki) Izbrannye stat'i [Traditions and innovation (issues of theory, history of music and music pedagogy). Selected articles. In Russ.]. St. Petersburg: Publishing House "Lan"; Publishing house "Planet of Music", 2016a, pp. 234-237.

Tsytovich, V. I. Priklyucheniya Chipollino: Dvenadtsat pes dlya fortepiano po skazke Dzhanni Rodari [The Adventures of Cipollino. Twelve pieces for piano based on the fairy tale by Gianni Rodari]. St. Petersburg, Publishing house "Composer", 2008, 32 p.

Tsytovich, V. I. Spetsifika tembrovogo myshleniya B. Bartoka v kvartetakh i v orkestrovykh sochineniyakh [Specificity of B. Bartok's timbre thinking in quartets and orchestral works]. IN: Traditsii i novatorstvo (voprosy teorii, istorii muzyki i muzykal'noj pedagogiki) Izbrannye stat'i [Traditions and innovation (issues of theory, history of music and music pedagogy). Selected articles. In Russ.]. St. Petersburg, Publishing House "Lan"; Publishing house "Planet of Music", 2016a, pp. 66-83.

Tsytovich, V. I. Tri ehtyuda o Bartoke [Tsytovich, V. I. Three studies about Bartok]. IN: Traditsii i novatorstvo (voprosy teorii, istorii muzyki i muzykal'noj pedagogiki) Izbrannye stat'i [Traditions and innovation (issues of theory, history of music and music pedagogy). Selected articles. In Russ.]. St. Petersburg, Publishing House "Lan"; Publishing house "Planet of Music", 2016a, pp. 98-119.

Tsytovich, V. I. Fonizm orkestrovoj vertikali K. Debyussi [Phonism of the orchestral vertical by C. Debussy]. IN: Traditsii i novatorstvo (voprosy teorii, istorii muzyki i muzykal'noj pedagogiki) Izbrannye stat'i [Traditions and innovation (issues of theory, history of music and music pedagogy). Selected articles. In Russ.]. St. Petersburg, Publishing House "Lan"; Publishing house "Planet of Music", 2016a, pp. 98-119.

Shpagina, A. Yu. Vladimir Tsytovich. Portret v dialogakh [Vladimir Tsytovich: Portrait in dialogues. In Russ.]. St. Petersburg, Publishing house "Composer", 2012, 40 p.

About the author

Manafova Marina Malikovna, Candidate of Science in Art History, Associate Professor of Department of Musical Upbringing and Education of the Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.