Научная статья на тему 'Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами'

Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРИКЛАДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / SWOT-АНАЛИЗ / TERRITORIAL SYSTEM / APPLIED RESEARCH / CONTENT-ANALYSIS / COGNITIVE MAPPING / EXPERT INQUIRY / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Солдатова Анна Сергеевна

Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами. В статье рассматривается соотношение теоретического и эмпирического уровней в исследовании территориальных систем, анализируются возможности и проблемы использования прикладных методов в политологическом анализе, характеризуется методология исследования «Политические механизмы территориального управления в современной России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Солдатова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладные методы исследований механизмов управления территориальными системами»

И. Г. НАПАЛКОВА А. С. СОЛДАТОВА

ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ1

Ключевые слова: территориальная система, прикладное исследование, контент-анализ, когнитивное картирование, экспертный опрос, SWOT-анализ

Key words: territorial system, applied research, content-analysis, cognitive mapping, expert inquiry, SWOT-analysis

Особое влияние на природу и характер российской государственности оказывала специфика политико-территориальной организации. В настоящее время процессы глобализации и регионализации, взаимосвязанные и противоречивые, приводят не только к изменениям социально-экономического характера, но и оказывают существенное влияние на трансформацию национального пространства, что актуализирует научный поиск и концептуальную разработку методологии исследования сложных территориальных систем в целом и механизмов их управления в частности.

НАПАЛКОВА Ирина Геннадьевна, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета.

СОЛДАТОВА Анна Сергеевна, научный сотрудник научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета.

Анализ работ, посвященных изучению процессов территориально-государственного развития, показывает, что во многих из них рассматриваются отдельные аспекты проблемы: общие управленческие принципы, управление отдельными регионами, экономическое районирование, динамика социально-экономического пространства, формирование и развитие центров макрорегионального влияния, воздействие общества на властные структуры и др. Это не позволяет сделать комплексный анализ. Перевод проблематики территориальных различий и разнообразия в русло научных исследований, объясняющих политический процесс и имеющих прогностическую ценность, возможен на основе политологии, так как именно политологический анализ территориального управления дает интегральный срез проблемы и синтезирует подходы, выработанные в других науках2. При этом важно сочетание как теоретического, так и прикладного уровня. Теоретическое исследование дает возможность рассмотреть фундаментальные проблемы без временных ограничений, проследить эволюцию предмета анализа, вести сравнение с опытом других стран.

Использование прикладных методов в политологическом исследовании позволяет найти решение актуальных проблем, встающих перед субъектами политических процессов в жестко заданных временных рамках; получить обширную и актуальную информацию, научно обоснованные данные о политических явлениях, процессах, событиях, имеющих прогностический характер; возможно не только описание структурных элементов того или иного явления, но и выявление причин, лежащих в его основе и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. При этом изучается не один какой-либо фактор, а их совокупность, из которой далее выделяют основные и неосновные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые факторы3.

Из широкого спектра прикладных методов анализа при исследовании территориальных систем наиболее часто применяются экспертные методы (интервьюирование, брейнстоминг, метод Дельфи, сценариотехника), социально-политическое моделирование, контент-анализ и др.

Сложные территориальные системы могут обладать свойствами динамичночности (способностью к целенаправленным

и произвольным изменениям), управляемости (возможностью перевести систему из одного состояния в другое), мультиста-бильности (действием нескольких одновременно устойчивых синхронных режимов), перекликающейся с многомодовостью (возможные варианты изменений многочисленны), поэтому их также можно рассмотреть через призму пространственно-развитых систем (И. Н.), под которыми принято понимать объекты, состоящие из большого числа взаимодействующих между собой элементов4.

При использовании подхода задачей комплексного регионально-ориентированного исследования управления территориальными системами будут анализ структурно-объектного содержания территории (совокупность социально-экономического, административного, политико-правового, национально-культурного, природно-ресурсного и других потенциалов); изучение непосредственных и опосредованных связей явлений и процессов (политических, экономических, социальных, демографических), протекающих в сложных территориальных системах, и особенностей управления ими; установление причин протекания процессов на конкретной территории и его влияния на всю систему; прогноз направлений дальнейшего развития, определение возможных барьеров и точек роста; выработка предложений и рекомендаций для заинтересованных структур по оптимизации механизмов управления.

В рамках исследовательского проекта «Динамика центрально-периферийной конфигурации современной России и политические механизмы оптимизации территориального управления» № 14.740.11.0239, выполняемого коллективом НОЦ «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы, разработана программа комплексного прикладного политологического исследования «Политические механизмы территориального управления в современной России». Цель исследования — анализ политических механизмов территориального управления в современной России и методов их оптимизации в условиях модернизации структуры центрально-периферийной конфигурации.

Заданный предмет анализа определил построение его методологической основы, базой которой стали:

— системный анализ, в рамках которого объект исследования предстает как модификация целостной сложноор-ганизованной политико-территориальной системы. Общую теоретико-методологическую основу при этом составили подходы Р. Даля и Д. Истона к системному политическому анализу, а также подход Э. Шилза, в соответствии с которым общество рассматривается с точки зрения взаимодействия центра и периферии, и «структурное» определение федерализма Инсбрукской школы и др.5;

— системная модель С. Л. Оптнера, позволяющая выявить механизм и пределы изменения организации (т. е. развития) системы в условиях инвариантности фундаментальной структуры (при этом понятие «фундаментальная структура» призвано обозначить внутреннее инвариантное отношение во всех изменениях организации данной системы во времени). Сама же система рассматривается под динамическим углом зрения, поэтому основополагающая категория модели — процесс. Основной процесс является также критерием выделения системы из среды или сложной системы, а также выявления внутренних и внешних связей системы. При анализе сложных систем он выступает также критерием их разложения на подсистемы6;

— цивилизационный подход и концепции модернизации, раскрывающие (хотя и совершенно с различных точек зрения) процессы зарождения сложных территориальных систем и их возможной динамики.

В исследовании также используются специальные методы научного исследования: институциональный, в соответствии с которым анализируется организационный аспект федеративных систем, институциональные формы взаимоотношений центра и периферии; формально-юридический — для анализа государственно-правового устройства сложных территориальных систем (уяснение содержания исследуемого нормативного материала, его описания, обобщения и передачи); историко-генетический, предполагающий изучение проблемы в ее последовательном временном развитии, начиная с особенностей происхождения; сравнительный, применяющийся при сопоставлении различных типов территориальных систем.

Набор прикладных методов исследования включает контент-анализ, когнитивное картирование, опрос экспертов, SWOT-анализ. Для изучения механизмов территориального

управления в современной России необходимо иметь представление о том, как центр-периферийные отношения отражены в СМИ, на каких вопросах делается акцент, какие аспекты считаются малозначимыми или умалчиваются. Для этого был выбран метод контент-анализа, который, во-первых, не искажает результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования7; во-вторых, дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает; в-третьих, позволяет обработать обширный по объему и несистематизированный текстовый материал и на основе этого расширить представление о реальных политических процессах.

В качестве объектов контент-анализа выступают статьи ряда печатных изданий, которые должны быть представлены практически во всех самых крупных общенациональных изданиях, а исследуемые газеты и журналы являются публикаторами различных сил и ориентаций в российском обществе. Целесообразно исследовать издания на предмет освещения проблем по ряду категорий, задающих концептуальную «сетку» всего анализа: позиция центра (федеральной элиты); позиция регионов — субъектов Федерации (региональных элит); проблемы региональной политики как составляющей государственной политики; проблемы во взаимоотношениях центра и регионов; частота упоминания регионов, их оценка; проблемы межрегионального взаимодействия; сферы и направления совершенствования управления регионами; каналы оптимизации территориального управления; механизмы оптимизации территориального управления.

Когнитивное картирование как метод прикладного политологического исследования позволяет выявить в политических текстах структуру рассуждений и на этой основе делать выводы об особенностях мышления автора текста и его видении политической ситуации. Обычно когнитивное картирование реализуется в политических текстах и речах политиков, так как оно позволяет определить факторы, которые политики учитывают при принятии решений. При изучении особенностей взаимодействия центра и периферии в современной России важно то, как лица, принимающие решения, рассматривают и оценивают ситуацию.

В ходе исследования предполагается проанализировать мнения политиков по важнейшим аспектам взаимодействия центра и регионов, высказанные ими на страницах печатных СМИ (их перечень должен соответствовать изданиям, выбранным для контент-анализа). В качестве индикаторов исследования выступают характер публикации (интервью, авторская статья, аналитическая статья); проблема (политико-территориальная организация России, реформа федеративных отношений, вертикальные коммуникации, горизонтальные коммуникации, новые механизмы региональной политики); отношение к проблеме («местническо-этно-кратическое», «открытое», иное). Правильно составленная когнитивная карта с тщательно изученным операционным кодом текстов и речей политика помогает увидеть дальнейшие перспективы исследуемой проблемы.

Способом определения проблем центрально-периферийной конфигурации современной России, а также методов оптимизации механизмов территориального управления стал экспертный опрос. Как правило, он нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В прикладных политологических исследованиях экспертные оценки чаще всего используются в ситуациях, когда есть нехватка достоверной информации, необходимой для анализа, или когда эта информация является вероятностной и не верифицируется традиционными аналитическими средствами.

Необходимость применения опроса экспертов продиктована специфическими характеристиками изучаемого объекта, которые могут анализировать только профессионалы. Метод позволяет выявить важнейшие проблемы в центрально-периферийной конструкции территориальной системы, обозначить пути их решения, определить место и роль политических механизмов в системе государственного управления территориями.

Экспертами должны выступать ведущие специалисты в сфере территориальной организации современного российского государства. Это представители властных структур, научного сообщества, общественных организаций, СМИ, высших учебных заведений России, региональных отделений Российской ассоциации политической науки, Российской академии наук, Администрации Президента РФ, Федерального

государственного учреждения «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» и др.

Использование SWOT-анализа обусловлено тем, что он позволяет выделить сильные и слабые стороны системы территориального управления, свести внешние и внутренние угрозы в единую систему показателей для определения оптимального пути реформирования механизмов управления и выработки эффективной стратегии регионального развития и тем самым обеспечить комплексность исследовательскому процессу.

В качестве индикаторов анализа можно выделить историческую специфику формирования центрально-периферийной конфигурации России и эволюцию политических механизмов территориального управления; ключевые характеристики центрально-периферийной конфигурации России как федерации (институциональный, функциональный, коммуникативный, идеологический уровни); экономическое развитие регионов России (ВВП, объемы инвестиций, индекс потребительских цен, уровень безработицы и др.); социально-демографические процессы (численность населения, коэффициент рождаемости, продолжительность жизни, естественная убыль, миграционная динамика); международную среду и факторы обеспечения национальной безопасности; правовое обеспечение федеративных отношений (конституционно-правовое закрепление способа территориальной организации государства, федеративных отношений). Перечисленные индикаторы не являются исчерпывающими. В ходе исследования могут выявиться дополнительные объекты анализа.

Возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, следует разделить на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств, тщательности мониторинга (высокая, средняя и низкая вероятность реализации / вероятность использования возможностей).

Предложенная методика является одним из предварительных этапов составления рекомендаций органам государственной власти, так как данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач управления.

Совокупность примененных методов позволяет, во-первых, изучить сложные территориальные системы как комплекс взаимосвязанных элементов, а не отдельных сегментар-

ных пространств и рассмотреть политические механизмы управления как взаимообразный, взаимообусловленный процесс, включающий влияние центра на регионы и обратное воздействие территориальных сообществ на государственную власть; во-вторых, проанализировать, как отношения «центр — периферия» отражены в СМИ, как видят существующие проблемы и методы их решения российские политики, как оценивают существующее положение дел представители научного сообщества и общественных организаций, какие сильные и слабые стороны, внешние и внутренние угрозы несут в себе механизмы территориального управления.

Полученные результаты позволят сформулировать перспективы реорганизации пространственной конструкции России, что найдет свое отражение в рекомендациях органам государственной власти по оптимизации политических механизмов территориального управления.

Можно выделить ряд проблем применения прикладных методов в исследовании управления территориальными системами.

Во-первых, это проблемы, связанные с анализируемой междисциплинарной предметной областью. Изучение отдельных подсистем или ограниченного набора их функций может привести к получению неполной, неточной или искаженной информации и поставить под сомнение достоверность исследования и выводов. Также сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формулировок.

Во-вторых, это проблемы, связанные с выбором и применением собственно прикладных методов. Использование только количественных или только качественных методов не дает полной картины. Достаточно редко применяются эвристические (ассоциативные, мозгового штурма), статистические (регрессионный, главных компонентов, ковариационный, корреляционный, факторный) и детерминированные (инфлюентный анализ) методы анализа, которые активно применяют при исследовании других управленческих систем.

В-третьих, это проблемы перевода методологии на уровень методики, совмещение исследовательской и практической функций в конкретных методах прикладного исследования.

В-четвертых, проведение прикладного исследования, как и в любой другой области, требует решения ряда проблем

не только научного, но и технического, социально-экономического и организационного характера.

В-пятых, это коммерциализация политологических исследований (рост числа заинтересованных в получении определенным образом интерпретированной социально-политической информации и возможность лоббирования посредством нее персональных интересов, а также использование экспертного знания для выстраивания PR- и GR-стратегий).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Проект 14.740.11.0239 «Динамика центрально-периферийной конфигурации современной России и политические механизмы оптимизации территориального управления».

2 См.: Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. 2-е изд. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. 399 с.; Усягин А.В. Территориальное управление в политической системе Российской Федерации: дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2006. 270 с.

3 См.: Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ, Союз, 1997. С. 732—734; Симонов К.В. Политический анализ: учеб. пособие. М.: Логос, 2002. 152 с. URL: http:// www.radall.ru/lib_page_readall_112165.html (дата обращения: 24.04.2011).

4 См.: Некрасов А.М. Фазовая мультистабильность в диффузионно связанных нелинейных осцилляторах: дис. . канд. физ.-мат. наук. Саратов, 2007. 160 с.; Прохоров М.Д. Нелинейные динамические модели пространственно-развитых систем (решетки связанных отображений, системы с запаздыванием): автореф. дис. ... д-ра физ.-мат. наук. M., 2008. 35 с.

5 См.: Даль Р.А. Современный политический анализ // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки: реф. сб. М., 1991. Вып. 4. С. 51—96; Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 341—359; Föderalismus als Mittel permanenter Konfliktregelung / Hrsgn. von F. Esterbauer et. al. Wien: Braumueller, 1977. 285 р.

6 См.: Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. радио, 1969. 216 с.; Бахлов И.В. От империи к федерации: историко-политологический анализ трансформации имперских систем в федеративные. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 656 с.

7 См.: Боришполец К.П. Методы политических исследований: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005. С. 51.

Поступила 30.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.