Научная статья на тему 'Прикладные аспекты теории поколений в работе с персоналом'

Прикладные аспекты теории поколений в работе с персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕННЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнуренко Т. И.

Статья посвящена возможности практического применения теории поколений в создании эффективной системы мотивации персонала организации. Автор разграничивает ценности различных поколенных групп, которые должны стать основными ориентирами в построении актуальной системы мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты теории поколений в работе с персоналом»

Экономика труда и управление персоналом

87

3. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2010. - № 4. - С. 134-150.

4. Берова Ф.Ж. Об одном подходе к прогнозу демографических процессов в регионе: теория и результаты реализации / Ф.Ж. Берова, Б.А. Ашабо-кова // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 4. - С. 78-88.

5. Вандескрик К. Демографический анализ: пер. с фр. - М.: Акад. проект: Гаудеамус, 2005. - 241 с. - (Концепции).

6. Демографический ежегодник России. 2006: стат. сб. / ред. кол. А.Е. Суринов и др. - М.: Росстат, 2012. - 561 с.

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИИ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ

© Шнуренко Т.И.*

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Старый Оскол

Статья посвящена возможности практического применения теории поколений в создании эффективной системы мотивации персонала организации. Автор разграничивает ценности различных поколенных групп, которые должны стать основными ориентирами в построении актуальной системы мотивации персонала.

Ключевые слова теория поколений, поколенный подход к мотивации персонала организации, ценности поколений, управление персоналом.

В условиях рыночной экономики актуальным является применение новых подходов в управлении персоналом организации, которые способны обеспечить успех кадровой работы. Среди таких подходов перспективным видится поколенный подход, основанный на теории поколений.

Теория поколений сложилась к концу XIX началу ХХ века благодаря трудам Дж. Вико, Д. Дидро, К. Маркса, К. Манхейма. В конце ХХ века проблему поколений рассматривают в своих трудах Н. Хоул, У Штраус.

Теория поколений базируется на смене поколений. Понятие «поколение» - многозначный термин, он имеет несколько отличных по значению определений, которые трактуются через разные характеристики:

- демографическое поколение - это совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения;

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат психологических наук.

88 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- антропологическое поколение - совокупность людей, имеющих общих предков;

- историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей;

- хронологическое поколение, которое функционирует в определенный период времени;

- символическое поколение - общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их участниками определенных событий [3].

Поколение характеризуют типологические признаки:

- общность социальных условий формирования и жизненного опыта;

- общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций;

- общность доминирующих возрастных социально-психологических черт;

- общность поколенческого сознания, выраженного через общие ценности и ценностные ориентации;

- хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное поколение.

Особую значимость в трактовке понятия «поколение» приобретает задача построения современной периодизации поколений с учетом всех периодизаций, разработанных ранее, которые, отражая установленные характеристики и закономерности, обретают новое звучание.

Существуют различные подходы к построению периодизации поколений. В психологии возраст традиционно изучается по возрастным категориям.

Возрастные периодизации рассматривают развитие человека в разные эпохи - детства, зрелости, старости.

В соответствии с возрастной периодизацией онтогенеза человека (АМН СССР, 1965):

- юношеский возраст определяется с 17 до 21 года для мужчин и с 16 до 20 лет для женщин;

- 1-й период зрелости с 22 до 35 лет для мужчин и с 21 до 35 лет для женщин;

- 2-й период зрелости определяется с 36 до 60 лет для мужчин и 3655 лет для женщин;

- пожилой возраст с 61 до 74 лет для мужчин и с 56 до 74 для женщин;

- старческий возраст с 75 до 90 лет для мужчин и для женщин;

- долгожителями считаются люди, отметившие 90-лет и выше.

В соответствии с классификацией Европейского бюро ВОЗ также возраст с 61 по 74 год жизни обозначается как пожилой возраст, с 75 до 90 лет как старость, а люди старше 90 лет также считаются долгожителями.

Экономика труда и управление персоналом

89

Каждые двадцать лет появляется новое поколение. Четыре одновременно живущих поколения составляют поколенческий цикл, который равен 8090 годам, далее начинается новый поколенный виток.

При построении периодизации поколений необходимо учитывать не только возрастные границы, но и ряд психологических критериев: интеллектуальный, гражданский, эмоциональный и социальный [1].

С точки зрения психологии члены общества дифференцируются в соответствии с историко-психологическими различиями, отличающими представителей разных поколений.

Принадлежность личности к определенному поколению характеризует не только ее историческое своеобразие, но и определенную ценностную систему ориентаций.

Для определения возрастных границ поколений важно учитывать период социализации поколения, который позволит разграничить поколения, выделяя их ценности и ценностные ориентации, на основе того, что социализация разных возрастных поколений проходила в определенных социально-политических условиях и под воздействием значимых событий на том или ином этапе и периоде истории.

Поколение несет на себе печать тех исторических событий, в которых оно принимало непосредственное участие. Если различные поколения становятся свидетелями и участниками одних и тех же исторических событий, то испытывают на себе различное их влияние. В результате у этих поколений формируется свое отношение к этим явлениям и событиям.

Поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Именно до этого возраста формируется собственная система ценностей, которую потом человек проносит через всю жизнь. Ценность для человека можно определить как значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В основу теории поколений были положены ценности представителей разных поколений. На формирование поколенческих ценностей влияют многие факторы, среди которых политические, экономические, социальные и технологические.

Таким образом, поколение - это возрастная группа людей, формирование характера которых, происходит под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что определяет общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данного поколения социального опыта.

В настоящее время многие российские предприятия подвержены кадровым рискам, испытывают трудности в вопросах мотивации персонала. Причина кроется в том, что руководство в кадровой работе не использует ценностный код каждого отдельного поколения [2].

Учитывая положения теории поколений, которая определяет 20-летний разрыв между поколениями, на рынке труда должно быть представлено три

90 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

поколения. При этом необходимо помнить, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. В результате можно дифференцировать работников предприятия следующим образом:

- молодые люди 18-23 лет;

- молодые люди 24-35 лет;

- взрослые люди 36-45 лет;

- зрелые люди 46-60 лет.

Молодые люди 18-23 лет стремятся работать в крупных компаниях, где могут пройти обучение за счет компании, получить секреты профессии посредством института наставничества, реализовать потребности в общении на корпоративных праздниках.

Работники 24-35 лет - это молодые люди, которые рано начали работать и поэтому имеют высокую материальную ориентацию, их отличает прагматизм, надежда на себя, индивидуализм и стремление к профессиональному успеху.

Для молодого специалиста 24-35 лет важным является расширение профессиональных знаний и опыта, стремление к новым методам работы и инновациям, перспектива карьерного роста.

Работники в возрасте 36-45 лет отличаются общительностью, способностью к сплочению, для них важен успех, они видят необходимость в непрерывном обучении, стремятся построить карьеру и достичь материального благополучия.

Для зрелого человека 46-60 лет важным является стабильность своего положения, авторитет, доброжелательные отношения в коллективе и забота о здоровье.

В соответствии с теорией поколений, опираясь на основные положения теории мотивации выбор инструментов в работе с персоналом организации значительно расширяется. Для эффективного управления персоналом необходимо учитывать принадлежность сотрудников к тому или иному поколению, что позволит дифференцированно использовать методы и подходы, применяемые в кадровой работе. В результате следует отметить перспективность практического применения основных положений теории поколений в работе с персоналом организации.

Список литературы:

1. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге / Ю.В. Асташова // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - № 1.

2. Журавлева Н.А Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2006. -335 с.

3. Отцы и дети. Поколенный анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 323 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.