УДК 37.013.43
И. Я. Мурзина Екатеринбург
ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прикладная культурология; педагогика; система ценностей; культурологический подход.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы взаимосвязи прикладной культурологии как области научного знания и педагогики и проблемы поиска способов и возможностей их взаимодействия. Статья подготовлена в рамках работы по проекту № 5886 Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 гг.»
I. Y. Murzina
Yekaterinburg
APPLIED CULTURAL SCIENCE AND PEDAGOGY
KEY WORDS: applied cultural science; pedagogy; system of values; culturological approach.
ABSTRACT. Article is devoted to problems of interrelation of applied cultural science as to area of scientific knowledge and pedagogics, search of ways and opportunities of their interaction.
Одним из реальных векторов развития прикладной культурологии в настоящее время нам видится сфера взаимодействия с педагогикой. Педагогика как наука о воспитании человека уже по факту собственного бытия может быть рассмотрена как область (раздел) прикладной культурологии, поскольку реализует на практике важнейшую функцию культуры — воспитательную. Появившиеся в последнее время исследования по воспитанию на основе социокультурного опыта — лишь подтверждение этому. Однако потенциал этого взаимодействия далеко не исчерпан. Попробуем обозначить некоторые направления возможных ис-
следований. К первой группе можно отнести исследования под условным названием «культурологический подход в педагогических исследованиях». К сожалению, до сегодняшнего дня понимание культурологического подхода в широком смысле (макроуровень) как перспективной стратегии образования, целью которой становится формирование такой концепции, когда мир воспринимается во всей полноте его противоречивых связей, не нашло своего полного воплощения.
Мы же являемся свидетелями иного: культурологический подход в образовании рассматривается в узком смысле —
либо как условие педагогической деятельности по формированию и трансляции доминирующих в обществе ценностей культуры, либо как практика преподавания дисциплин культурологического цикла (микроуровень). Не умаляя значимости такого рода исследований, отметим, что нарастающее количество работ педагогов, обращающихся к данной теме, свидетельствует о потребности более широкого (обобщенного) видения данной проблемы, что, на наш взгляд, может и должно обеспечить культурологические исследования прикладного свойства. Возможно, когда появятся работы на этом уровне осмысления проблемы (мезоуровень), можно будет говорить и о целостном понимании культурологического подхода в педагогике.
Второй группой исследований в сфере прикладной культурологии, тесно связанных с педагогикой, являются работы, объединяющие проблемы культурной и образовательной политики. Понимая под культурной политикой специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни с целью сохранения или изменения картины мира людей, обнаруживаем, что ее цели тесно увязаны с целями образования (системы, направленно формирующей картину мира человека). Прикладная культурология включает в себя анализ теории и практики культурной политики в разных областях художественной жизни и эстетической реальности в целом, однако оставляет вне поля зрения реализацию культурной политики в сфере образования и шире — педагогики. В то же время в системе образования нарабатывается интересный материал по освоению культурной среды и реализации на практике целей различных субъектов культурной деятельности. Возможности взаимодействия и взаимообусловленности культурной и образовательной политики можно рассматривать и на уровне общегосударственном и общероссийском, и на
уровне региональном. В настоящее время работы в области региональной культурологии тяготеют к такого рода исследованиям. Особой плоскостью становится музейная педагогика, находящаяся на пересечении сферы культуры и сферы образования.
Среди целей, которые ставит перед собой прикладная культурология, можно обнаружить раскрытие сущности и природы ценностей, рассмотрение механизмов их создания, воспроизведения и трансляции. Интересно, что применительно к сфере образования этот процесс рассматривается как направленный в определенную сторону — от учителя к ученикам и обществу в целом. Однако можно предложить и другой вектор — от общества к учителю. И здесь открываются интересные перспективы.
Образ учителя и его место в обществе, роль и значимость системы образования является сегодня одной из самых обсуждаемых проблем во всем мире. Образование и учитель определяют будущее цивилизации. Проблема оптимизации системы образования, организации максимально эффективной педагогической среды становится не просто задачей самих педагогов, но выходит на первый план как социально значимая и открывает перспективы для прикладных исследований в сфере культурологии.
Сфера образования является по преимуществу сферой «духовного производства», «продуктом» деятельности которого является человек во всей полноте его социальных функций и личностных качеств. Результативность той или иной деятельности в сфере образования станет видимой только в более или менее отдаленном будущем. И от того, в каком состоянии находится система образования, сегодня зависит тип социальных связей и взаимодействий завтрашнего дня. Необходимость в серьезном исследовании ценностной основы современного образования не отменяет изучения
проблем системы образования как элемента социально-культурной жизни. И если исследования социологии образования ведутся достаточно интенсивно, то работ в области прикладной культурологии практически нет. Социология образования в большей степени анализирует современное состояние системы, делает прогноз ее развития. Прикладная культурология могла бы взять на себя исследования по осмыслению, трансляции и формированию образа системы образования.
Не является открытием то, что образ системы образования в целом и учительства как его составного элемента в современном российском обществе далек от позитивного. Встает задача переломить эту ситуацию, представить реальный образ системы образования как привлекательный для общества. Это требует целенаправленных действий по усилению внутренних стимулов совершенствования системы образования и создания внешне благоприятной среды для ее развития. В этой логике возможны исследования в сфере прикладной культурологии, которые могли бы анализировать ценностный аспект бытия системы образования и образа учителя; информационный аспект, представляющий систему образования как неразрывно связанный с бытием социума организм и пр.
Никакая научная дисциплина не способна решить все вопросы функционирования системы, но заботиться о престиже и повышении социального статуса образования за счет представления деятельности системы образования как активно влияющей на стратегию развития страны и обеспечивающей будущее этой страны ей вполне по силам.
Возможно, именно в сфере прикладной культурологии лежит решение задач по созданию стратегии и программы целенаправленных действий по формированию положительного образа учителя и
освещению деятельности системы образования; по целенаправленной работе со СМИ; по использованию возможностей информационного пространства для представления того, что происходит в системе образования.
Результаты такой совместной деятельности культурологов и педагогов могут привести к осознанию социумом ценности не только образования как такового, но и необходимости бережного и уважительного к нему отношения; пониманию роли образования в культурном пространстве страны как ключевого элемента функционирования социума в новом постиндустриальном информационном обществе; а это, в свою очередь, повлияет на социальное самочувствие учителя и, надеюсь, на изменение отношения к профессии учителя и привлекательности профессии у молодежи.
Взаимодействие педагогики и культурологии, на наш взгляд, не ограничивается обозначенными выше направлениями. Есть еще одна сфера для взаимодействия — это сфера досуга, или так называемого свободного времени.
В Большой советской энциклопедии отмечалось, что досуг — часть внерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, прием пищи и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящая в сферу досуга, условно разделяется на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и обществен-
ной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых.
Вопрос о свободном времени достаточно актуален. Его рассмотрению не однажды уделяли внимание социологи, философы, культурологи. Сегодня этот вопрос приобретает новое измерение, связанное с новыми реалиями жизни. Можно ли время назвать «рабочим», если человек трудится дома? Может быть, это его «свободное время»? А как структурировать «рабочее» и «свободное» время, если человек работает в столь популярном сегодня «виртуальном офисе» (выполняя свои должностные обязанности дома, сидя за компьютером в удобное для себя время суток)? Если человек в свое свободное время изучает иностранный язык или посещает автошколу, можно ли время дополнительного обучения маркировать как свободное?
Сегодня сохраняется противопоставление содержательно «наполненного» и «ненаполненного» досуга. Традиционно содержательно слабо наполненным считалось времяпрепровождение у телевизора. Даже появился такой термин, как «кнопочный досуг», связанный с переключением каналов в телевизоре, треков в музыкальном центре или DVD.
Совершенно не случайным поэтому видится тот факт, что в США организовано «Общество борьбы за освобождение Америки от телевидения» с филиалами в Канаде, Польше, Чили, Новой Зеландии и других странах. В экономически благополучной Америке все чаще можно встретить лозунги «Убей свой телевизор!» или «Минздрав предупреждает: телевизор способствует неграмотности». Дело в том, что просмотр телепрограмм находится на третьем месте среди самых
распространенных занятий (на первых двух — сон и работа). Члены «Общества» не так наивны, чтобы поверить, будто они смогут отвратить население страны от телеприемников. Свою задачу они видят в другом: заставить задуматься, что несет с собой телевидение, предложить хотя бы раз выйти из запрограммированной ситуации работа — телевизор — сон, попытаться найти в себе и в мире нечто новое. Для этого один раз в год проводят бестелевизионные недели, публикуют списки рекомендуемых занятий вместо бессмысленного переключения каналов (особенно приятно, что на первом месте в этих списках стоит чтение книг).
С другой стороны, канал «Культура» или спутниковый канал «Discovery» предлагают научно-популярные фильмы, программы, заставляющие думать и осмыслять современные реалии, в музыкальном центре звучит классическая музыка, а на DVD человек смотрит серьезное авторское кино — можно ли в полной мере назвать это развлечением, соответствующим «кнопочному досугу»?
Усложненность дифференциации «рабочего» и «свободного» времени, разно-качественность того периода, который можно отнести к нерабочему времени заставляют обратиться к сфере образования, призванной обучать и ориентировать человека в современном мире с целью самораскрытия и самореализации.
Выделим ряд направлений, где взаимодействие педагогики и культурологии достаточно активно. Первое из них касается пересечения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях и деятельности учреждений культуры. Одной их форм внеурочной деятельности становится организация музейноэкскурсионного практикума, связанного с посещениями музеев, краеведением, освоением культурного пространства. Музейно-экскурсионная практика рассматривает музеи исторического и худо-
жественного направлений как условие воспитания эстетических ориентаций и приобщения к культурному наследию.
Другой вид взаимодействия связан с идеей образования на протяжении всей жизни в ситуации экономики знаний. Расширяется поле педагогической деятельности за счет создания различных образовательных программ так называемого дополнительного образования. Если раньше речь шла о дополнительном образовании детей (музыкальные, художественные, спортивные, технические школы и кружки), то сегодня сфера дополнительного образования становится полем для самосовершенствования взрослых (всевозможные курсы, предлагающие тренинговые и учебные программы, углубляющие и расширяющие как профессиональные знания и навыки, так и спо-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
собствующие личностному росту). Однако остается серьезная проблема — проблема приобщения к этой сфере максимально широких слоев населения. Формирование потребности в самосовершенствовании — одна из задач педагогики. Изучение рынка предоставляемых услуг, стратегии его развития тесно связаны с менеджментом в социокультурной сфере (областью прикладной культурологии).
Есть еще одно, только формирующееся направление — виртуальные коммуникации, роль и место которых в современном мире пока только осмысляются.
В целом можно сделать вывод о том, что педагогика становится особой сферой реализации идей прикладной культурологии, а прикладная культурология обеспечивает педагогике условие обретения новых путей для развития.
1. АРИАРСКИЙ, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЭГО, 2001.
2. БЕНИН, В. Л. Педагогическая культурология / В. Л. Бенин. — Уфа : Изд-во БГПИ, 1997.
3. ФЛИЕР, А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 2000. — №2.
Получено 16.12.09 © Мурзина И. Я., 2010