следование фронестических технологий на основе проект-но-ориентированной этической парадигмы.
Итак, «что?» и «к чему?» определили. «Каким образом? Зачем?» - механизмами целенаправленной ориентации этико-прикладного знания на роль «непосредственной производительной силы» относительно той или иной профессиональной или надпрофессиональной практики. То есть, моральной «производительной силы», обеспечивающей разработку, усовершенствование и оценку инновационных технологий и научно-практических изобретений.
Г: Как преподаватель при изложении материала (например, историко-философского плана) я вынужден основываться на различных парадигмах. Но как эксперт чаще всего обращаюсь и мотивирую свое решение, в основном, парадигмой № 5.
«...Прикладная этика, которую мы разрабатываем (биоэтика), имеет "кентавровый" характер»
Пустовит Светлана Витальевна
к.б.н., доцент кафедры философии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика (Киев)
А: Скорее всего, дальнейший путь развития прикладной этики будет связан с поиском ее новых образов, один из этих «образов» станет новой парадигмой, в рамках которой и будет происходить дальнейшая проработка отдельных теоретико-методологических конструктов прикладной этики. Черты этого образа уже проступают: это метаэтическая направленность (этика для многих сфер деятельности), содержательность (конкретные принципы), индивидуализация, встраивание в жизненный мир человека (этика, связанная с понятием габитуса), концептуальная гибридизация
и др. Не совсем согласна с трактовкой «расширение предметного поля прикладной этики и, прежде всего, благодаря освоению достижений зарубежных коллег» как специфической для инерционного пути. В таком случае и в инерционном, и в инновационном сценариях будет наблюдаться расширение предметного поля прикладной этики (исходя из нашего пояснения).
Б: В целом данная классификация верно отражает то, что есть на сегодняшний день. Концепция Васильевене несколько выпадает из системы (гибридная модель), так, наряду с указанием на механизмы прикладной этики, она включает конкретизированные моральные ценности; остальные парадигмы основаны на представлениях о прикладной этике как методе поиска решений или рефлексии этого опыта (преувеличение методологической и гносеологической функций прикладной этики в ущерб содержательным моментам). Как биоэтик я бы включила еще одну парадигму прикладной этики - парадигму глобальной биоэтики с конкретными принципами (справедливости, «не навреди», «делай благо» и др.). Биоэтику принято считать биомедицинской этикой или отождествлять с глобальной экологической этикой. Мы считаем, что ценность выживания и сохранения жизни (о том, что такое жизнь - отдельный разговор) есть фундаментальная ценность для любого вида человеческой деятельности. Дальнейшая конкретизация этой цели-ценности происходит через гуманистические ценности и следующий уровень - этические принципы.
В: Нет необходимости редактировать трактовку парадигм, так как они отражают именно «парадигмы», а не элементы системы. По-видимому, необходимо уточнить принцип классификации, и наряду с формальным подходом к прикладной этике, использовать содержательный (какие теории, какие принципы конкретизируются и выступают в качестве системообразующих). Например, в парадигме Ва-
сильевене ясно прослеживаются черты организационной этики, бизнес-этики.
Г: Моя парадигма ближе к гибридной модели Василье-вене. Прикладная этика, которую мы разрабатываем (биоэтика), имеет «кентавровый» характер, она имеет также указание на конкретные принципы и механизмы согласования с действительностью. При этом механизмы могут быть «неновыми» -метод конкретизации и генерализации морали. По-видимому, ноу-хау биоэтики (глобальной) в том, что она становится метаэтикой для различных видов деятельности человека, будучи по происхождению «прикладной».
Отличие от традиционных способов связи философской этики с практикой в том, что она использует различные методы и может заимствовать не только отрефлексированные моральные теории, но и другие виды человеческого опыта для обоснования тех или иных позиций (общечеловеческая мораль, религиозные практики и пр.).
«...От вопроса о перспективности той или иной парадигмы
мало что зависит»
Протанская Елена Сергеевна
д.ф.н., проф., зав. кафедрой педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета;
Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств
А: И да, и нет. Чтобы оставаться в поле философской, мировоззренческой области науки, этике необходимо отслеживать и оценивать общность возникающих в практике проблем, их этический потенциал. Возможно, предлагать инновационные варианты разрешения. С другой стороны, на основе определения тенденций, складывающихся в системе моральных отношений, этика, возможно, будет проецировать их в практику для решения её проблем.