КОНДРАТЕНКО Галина Викторовна
младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
Приграничный туризм:
перспективы и вызовы российско-китайского сотрудничества
УДК [502.1+379.851]:327(510+470) ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/94-112
В статье освещаются проблемы и возможности трансграничного сотрудничества приграничных регионов России и Китая в сфере туризма. Развитие туристической сферы в России и в Китае отражает стратегии экономических преобразований обеих стран. Анализ разноуровневых стратегий развития туризма и совместных документов, показывает ряд взаимосвязанных проблем, предоставляющих возможности для развития новых сфер взаимодействия. Сближение региональных повесток Москвы и Пекина может привести к объединению «туристического пространства», возникновению общей «трансграничной экономики туризма» и переходу гуманитарного сотрудничества на новый уровень.
туриндустрия,
экотуризм,
макрорегион,
туристско-
рекреационные
кластеры,
Дальний Восток России,
Северо-Восточный Китай
Разделы по Китаю подготовлены по Программе ФНИ «Комплексные исследования экономического, политического и социального развития ведущих стран и регионов мира» по теме «Северо-Восточный Китай в новейшее время: региональные особенности модернизации общества». Разделы по России, введение и заключение подготовлены при поддержке гранта РГНФ - проект 16-27-22001 «Возможности и перспективы российско-китайского взаимодействия в контексте формирования «Экономического пояса нового шёлкового пути» и новых инструментов развития Дальнего Востока России».
Для цитирования: Кондратенко Г. В. Приграничный туризм: перспективы и вызовы российско-китайского сотрудничества // Известия Восточного института. 2018. № 4. С. 94-112. doi: dx.doi. о^/10.24866/2542-1611/2018-4/94-112
Изучение современного состояния приграничных туристического сотрудничества между Россией и Китаем приобретает актуальное значение в связи с двумя важными обстоятельствами: увеличением доли китайских туристов во въездном туризме в России (в 2014 г. Китай вытеснил Германию с первого места) и возникновением новых интеграционных проектов в Большой Евразии, влияющих и на экономику туризма в регионе. В настоящее время идёт активный поиск путей оптимизации взаимодействия между странами в сфере туризма, и приграничный туризм в этом контексте может сыграть ключевую роль.
Целью работы является выявление драйверов становления и развития «экономики туризма» в российско-китайском приграничье и возможностей сотрудничества в рамках стратегий, моделей и институтов национальных экономических политик. Тематически и в соответствии с поставленными задачами работа включает несколько разделов: анализ национальных и региональных стратегий развития туризма, определение общих «точек роста» в туристической отрасли, выявление общих проблем и возможностей сотрудничества в сфере туризма между двумя странами. Анализ официальных стратегических документов предпринят с целью выявления приоритетов в развитии туризма и определения потенциала как межрегионального, так и трансграничного сотрудничества. Анализ проблем развития туристической отрасли в Китае и России формирует направления и механизмы сотрудничества и позволяет разработать эффективные механизмы двустороннего и многостороннего форматов взаимодействия.
На развитии туристической отрасли в России и в Китае в полной мере отражается экономическая политика двух
стран. В России основное содержание экономической стратегии можно охарактеризовать реализацией федеральных целевых программ (ФЦП) и проектно-кластерным подходом в региональной политике. Кроме того, для Дальнего Востока в качестве институтов развития были предложены ТОРы (Территории опережающего развития), в том числе и туристско-рекреационные, и СПВ (Свободный порт Владивосток). В соседних с Дальним Востоком провинциях Китая развитие туризма осуществляется в рамках политики возрождения старопромышленной базы Северо-Восточного Китая и в соответствии с общенациональной целью приоритетного развития сферы услуг. Развитие туристической отрасли предусматривается в «Плане возрождения Северо-Восточного Китая» и в «стратегии возрождения Северо-Восточного Китая и других старопромышленных баз», кроме того, отдельные проекты туриндустрии отражены и в последних трёх пятилетних планах северо-восточных провинций страны. Из-за разного подхода к развитию туристической отрасли и к экономике в целом, сравнительный анализ стратегии роста туриндустрии провести не удалось и автору пришлось ограничится изучением программных документов и выявлением общих проблем.
По итогам 2016 г. в туристическом рейтинге Россия поднялась на 45-е место среди 141 стран-участниц [23]. В рейтинге учитываются 14 факторов, включая благоприятную деловую среду, безопасность, транспортную инфраструктуру, природные и культурные ресурсы, уровень цен и жёсткость визовых правил. Среди факторов, помогающих России подниматься в рейтинге - выгодное соотношение культурных ресурсов и цен, факторы, которые тянут Россию назад - жёсткие условия получения визы (120 место), забюрократизированность, плохая транспортная инфраструктура и низкий уровень безопасности (126 место). В 2017 г. Китай занял в этом рейтинге 15 место, а по показателю культурно-познавательного и делового туризма поднялся на 1 место [29].
Программы развития туризма на Дальнем Востоке России
В конце 2015 г. ЦИК «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» составили рейтинг самых привлекательных для туристов регионов страны. В качестве критериев были выбраны следующие: уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма); оборот туристических услуг (количество рублей заработанных в сфере туризма - на каждого жителя региона); популярность региона у россиян (по количеству ночёвок в гостиницах); популярность региона у иностранцев (по количеству ночёвок в гостиницах); туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов - по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам); экологическое «здоровье» региона; криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей); развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры; популярность региона как туристического бренда в интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках).
Из всех дальневосточных регионов только Приморский край входит в ТОП-15 туристических регионов страны. Приморский край занимает 14 место (51 балл), Камчатка - 18 место (49,5 б.), Сахалин - 27 место (43,9 б.), Хабаровский край - 38 место (40,6 б.), Магаданская область - 37 место (41 б.), Амурская область - 55 место (33 б.), Саха
Якутия - 58 место (32 б.), Чукотка - 52 место (34,2 б.), Еврейская область - 83 место (18,3 б.) [16].
С целью стимулирования развития туристической отрасли Дальнего Востока в 2017 г. был подписан Федеральный закон о ту-ристско-рекреационной деятельности на Дальнем Востоке. Главным стимулом привлечения инвестиций в регионы должна стать отмена налога на прибыль до 2022 г. Перечень видов деятельности определяется правительством РФ и в эту редакцию закона вошло гостиничное дело.
Также в мае 2018 г. была утверждена ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 гг.). Согласно концепции, туристические инвестпроекты создаются в сфере круизного туризма «Амур» (Хабаровский край, Амурская область, ЕАО), «Приморье» (Приморский край), «Сахалин - Камчатка» и предусмотрено создание туркластеров [14]. Так же как и в предыдущей Программе, перспективными направлениями туристической деятельности на Дальнем Востоке объявлены событийный и культурно-познавательный туризм и предусматривается приоритетное развитие круизного туризма. Что касается экологического туризма, то главным видом он должен стать только для Байкала, а в Приморском крае есть «возможность использования отдельных участков особо охраняемых территорий» [14]. Стоимость затрат на заложенные проекты в 51 регионе страны - 445 млрд., и при реализации оптимального варианта Программы вклад туризма в ВВП России должен составлять 4,14%. Задачи - развитие инфраструктуры, профессиональных кадров, продвижение турпро-дуктов РФ.
Эта Программа является продолжением программы 2011-2018 гг., в которой были выделены «перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов». Среди дальневосточных регионов перспективными были признаны Сахалинская и Амурская области [26].
Кластерный подход, заложенный в федеральную программу развития туризма до 2025 г., нацелен на привлечение крупных инвестиций в 2-3 млрд. руб. В этом раскладе нет места малому и среднему бизнесу, который может заниматься созданием туробъектов. Региональным властям выгодно работать с крупными инвесторами. Кроме того, региональные власти считают, что никакое направление невозможно успешно развивать, если оно не включено в стратегию на федеральном уровне [17]. Согласно официальным данным в рамках механизмов поддержки инвесторов в ДФО в сфере туризма реализуется 91 проект с общим объёмом инвестиций 43,8 млрд. руб., проекты рассчитаны на создание почти 5,9 тыс. рабочих мест [19].
Кроме того, реализуются и региональные Целевые программы развития туризма, нивелирующие недооценку потенциала регионального туризма и определяющие приоритетные направления отрасли. Наряду с Программами в каждом субъекте действует законы о функционировании туристической отрасли и о стимулировании развития туристической деятельности. Рассмотрим более подробно Законы о туристической деятельности и региональные программы некоторых субъектов ДВФО.
В Приморском крае 29 января 2014 г. был принят новый Закон о туризме и туристической деятельности на территории Приморского края, действующий в редакции 2016 г [8]. Текст закона не только регламентирует туристическую деятельность, но и проясняет некоторые ключевые понятия, такие как туристическая инфраструктура, туристический продукт, туристические услуги, туристический реестр и т. д. Также в Законе прописываются и нормативные основы международного сотрудничества в сфере туризма.
Предыдущая Программа [15] развития туризма была рассчитана на период с 2011 по 2016 гг. Эта Программа определяла туризм как сектор возможной специализации региональной экономики, а приоритетными названы экологический, пляжный, агротуризм, оздоровительный, развлекательный деловой, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм (виды туризма не разделены по типам и целям, а просто перечислены). Определено 10 критериев эффективности туристической деятельности.
Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2020 гг.» включает 4 подпрограммы: 1) развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края; 2) повышение качества туристических услуг; 3) продвижение туристического продукта Приморского края на российском и мировом туристических рынках; 4) государственное управление в сфере международных и внешнеэкономических связей Приморского края. В программе в качестве ожидаемого эффекта прописано не только увеличение турпотока, но и создание новых рабочих мест и развитие туриндустрии. Основный способ реализации целей - создание туристско-рекреационных кластеров: «Уссурийск -Михайловка», «Арсеньев», «Шмаковский», «Хасанский» и «Находка -Партизанск». Объём запланированных средств - 6746976,35 тыс. рублей [20].
Что касается международного сотрудничества, то среди главных мероприятий - создание бренда Приморского края в России и АТР и имиджевая составляющая сотрудничества.
Программа развития туризма г. Владивостока была подготовлена к открытию Тихоокеанского туристического форума (май 2018 г.) и обсуждалась на одной из секций. В итоге главным направлением был признан конгрессно-выставочный туризм, на втором месте - культурно-познавательный туризм, далее - морской туризм, 4-е место - гастрономический, 5-е - событийный, 6 - детский. Последние места занимают спортивный, оздоровительный и круизный [5]. К сожалению, в Программе нет определения маркетинговой оценки Владивостока (до сих пор у города нет бренда и нет ориентира на туристов - из каких стран приезжающие предпочтительнее и соответственно какое направление должно быть приоритетным, так как город не может быть одинаково привлекательным для всех), также нет оценки вклада туризма в развитие города (доля в ВВП и т. д.).
В Хабаровском крае новый закон «Об отдельных вопросах создания благоприятных условий для развития туризма в Хабаровском крае» был принят 26.07.2017. В законе прописаны виды и формы поддержки субъектов туриндустрии на уровне края - от консультативной, методической и информационной помощи до предоставления налоговых льгот и субсидий [9]. Статья 10 прописывает меры со-
действия развитию международного и межрегионального сотрудничества, в частности соглашения о международном сотрудничестве и участие в туристических выставках.
В 2012 г. в крае принята Государственная Программа Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 гг.)». В качестве показателей выполнения программы выбраны три критерия: численность туристов, потраченные средства и степень выполнения запланированных мероприятий. Приоритетным направлением в Программе выбран эко-туризм, рассчитанный в первую очередь на внутренних туристов, хотя этнографические туры могу быть интересны и для иностранных туристов. В целом мероприятия в Программе делятся на внутренний и въездной туризм: 1) ставка на событийный, детский, этнографический, сельский, промышленный туризм; 2) продвижение бренда Хабаровского края на мировом рынке и участие в следующих туристических выставках: Интур-маркет (Москва), Korea World Travel Fair (РК), Tourism EXPO JATA (Япония). Главный механизм реализации Программы - создание региональных кластеров: 1) «Комсомольский» и субкластеры: «Центральный», «Ключевая сопка», «Силинский», «Авиационный», «Холдоми». 2) Северный Сихотэ-Алинь» - центр эко-туризма [3].
Развитие туризма для Хабаровска было ключевым до 2016 г., пока, в соответствии с разделом «Создание условий по развитию туризма» муниципальной программы «Расширение региональных, федеральных и международных связей городского округа «Город Хабаровск» на 2014-2020 гг.», эта функция была в руках городской администрации. В декабре 2015 г., в связи с изъятием у администрации города полномочий в сфере развития туризма и предписанием министерства финансов Хабаровского края о целевом расходовании межбюджетных трансфертов, этот раздел был исключён из муниципальной программы, несмотря на успехи города в развитии туризма.
В Сахалинской области работает Государственная программа Сахалинской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2017-2022 гг.» [2]. Проблемы развития туризма, указанные в Программе области, являются общими для всего региона, в том числе: 1) неразвитая инфраструктура (от дорожной до гостиничной); 2) отсутствие инвестиций; 3) слабая маркетинговая политика по продвижению местных турпродуктов как внутри страны, так и за рубежом; 4) неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия; 5) низкий уровень квалификации работников туриндустрии; 6) низкая конкурентоспособность турпродукта по цене и качеству.
В данной Программе предполагаются следующие туристические кластеры: «Морской», «Тунайчэ», «Даги», «Курильский». Среди показателей реализации программы значатся: 1) объём внутреннего туристического потока; 2) поступление налогов от туристической деятельности; 3) прирост численности лиц, размещённых в коллективных средствах размещения; 4) объём платных туруслуг. Общий объём финансирования - 1126801,7 тыс. рублей, большая часть из которых 1046601,7 - бюджетные средства). Мероприятия международной направленности - формирование позитивного имиджа на внутреннем и международном рынках.
В 2014 г. принят закон «О государственной поддержке развития туристической деятельности в Камчатском крае», отменивший Закон «О туристской деятельности на территории Камчатской области» от 2010 г. В нормативном акте предусмотрены стандартные меры поддержки туристической области - от содействия в продвижении туристского продукта Камчатского края на внутреннем и мировом туристских рынках путём организации и участия в выставках, форумах и т. д. до создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, направленных на развитие туристской деятельности в Камчатском крае [7].
В 2011 г. принята Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 г. В Стратегии описаны история туристической отрасли Камчатки и текущее состояние отрасли (на 2010 г.). Учтены ключевые преимущества края как туристического объекта, разработаны сценарии развития туристической отрасли, представлены реестр инвестиционных площадок края, связанных с туризмом, и список ключевых инвестпроектов в туристическом комплексе [22]. С целью реализации Стратегии в крае были приняты две Программы развития въездного и внутреннего туризма. Первая охватывала период с 2013 по 2015 гг., вторая рассчитана на период 2014-2018 гг. Цели и задачи двух Программ совпадают, в более ранней Программе прописано большее количество соисполнителей и запланирован достаточно большой бюджет - 3179423,734 тыс. руб. (во второй Программе -373648,600 тыс. руб.), при этом указано, что планы мероприятий обеих Программ не делятся на этапы и поэтому финансирование Программы не зафиксировано по годам. Вторая Программа [18] более детально прописывает задачи, среди которых появляется «популяризация отдельных видов туризма» и предусмотрено выделение субсидий местным бюджетам, развивающим туриндустрию. Программа включает несколько подпрограмм, чётко фиксирующих отдельные направления развития туротрасли: 1) создание и развитие туристической инфраструктуры в Камчатском крае; 2) продвижение туристического продукта и популяризация отдельных видов туризма; 3) обеспечение гос. поддержки для стимулирования развития социального туризма на территории Камчатского края (уникальное направление развития туриндустрии, не зафиксированное в подобных Программах дальневосточных регионов).
Кроме того, в регионе запущена программа поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере туризма. Предусмотрены меры финансового (субсидии до 3 млн. рублей) и информационного сопровождения. Также работают туристско-рекреационные кластеры под эгидой Центра кластерного развития: «Паратунька», «Петровская сопка», «Петропавловская гавань», «Зеленовские озерки».
У Сахалина и Камчатки есть одно общее направление развития туризма - зимний экстремальный туризм и одна общая проблема - ярко выраженная сезонность туризма.
В Амурской области туризм в настоящее время не входит в список приоритетов развития. Отдельная «Программа развития туризма и культурного наследия в Амурской области» действовала с 2012 по 2016 гг. В настоящий момент работают лишь муниципальные программы, например в Мазановском районе с 2016 по 2018 гг. Многие мероприятия прописаны в гос. программе РФ «Развитие культуры и
Табл. 1.
Общее количество иностранных туристов в Северо-Восточных провинциях КНР в 2000-2016 гг. (млн. чел.).
Составлено по: [28].
туризма на 2013-2020 гг.». Предусмотрено и кластерное развитие: ту-ристско-рекреационный кластер «Амур» с проектами «Золотая миля» и «Маленькая Венеция» и 7 инвестиционных проектов, находящихся на разных стадиях разработки.
Во все Программах субъектов ДВФО заложены одинаковые критерии эффективности и общий механизм реализации - проектно-кла-стерный подход, который для Дальнего Востока имеет конкретное воплощение в территориях опережающего развития (ТОР).
Практически все ТОР Дальнего Востока включают проекты туристической направленности:
1) ТОР «Камчатка»: площадка «Паратунька», турпоток 130 тыс. в год.
2) Амуро-Хинганская ТОР: площадка «Амурская».
3) ТОР «Комсомольск»: площадка Холдими».
4) «ТОР «Горный воздух»: все проекты туристической направленности - площадки «гора Большевик» и «Хомутово».
5) Свободный порт Владивосток: «Приморское кольцо».
В Амурской области туристический кластер «Амур» уже работает, туристический поток увеличился на 180 тыс. туристов и в кластере создано 450 рабочих мест [25, с. 166].
В 2016 г. главами 12 регионов Сибири и Дальнего Востока, а также руководителем Ростуризма и министром культуры РФ было подписано соглашение о реализации межрегионального туристского проекта «Восточное кольцо России», (проекта) представляющего пример ма-крорегионального туризма, объединяющего территории со схожими условиями и особенностями в пределах одной страны. Федеральные и региональные власти договорились взаимодействовать в вопросах организации финансирования мероприятий по развитию туристического маршрута «Восточное кольцо России», медийного и иного продвижения проекта и расширения международного сотрудничества по соответствующей тематике. Проект включает туристический маршрут «Тигровый бриллиант», который предполагает обмен туристами между Республикой Саха (Якутия) и Приморским краем, маршруты по Сахалинской области и Камчатскому краю. Предусмотрено развитие внутреннего круизного туризма - Владивосток - города Сахалина - города Камчатки (в нестоличных городах двух последних регионов есть проблемы с инфраструктурой). В настоящее время «Восточное кольцо» остаётся единственным межрегиональным проектом на Дальнем Востоке, в рамках которого разрабатываются новые туристические маршруты и предполагается механизм международного сотрудничества.
Годы Провинции^ ^^^^ 2000 2005 2010 2016
Хэйлунцзян 0,50 0,78 1,65 0,91
Цзилинь 0,19 0,31 0,72 1,42
Ляонин 0,50 1,16 3,07 2,12
Стратегия Китая
Развитие туризма в приграничных провинциях КНР начинается с конца 90-х гг. XX века параллельно с активизацией торгово-экономических связей с Дальним Востоком. Постепенно увеличивался турпо-ток между приграничными регионами, хотя необходимо отметить, что российские туристы привлекались в основном в провинции Хэй-лунцзян, для провинции Ляонин был более привлекателен японский рынок, а для Цзилинь, в силу национальных особенностей, туристы из Южной Кореи стали главными зарубежными гостями. Общая статистика и количество российских туристов, посетивших Северо-Восток КНР, представлены в Табл. 1 и 2.
С начала XXI в. развитие туризма стало важной составляющей стратегии возрождения Северо-Восточного Китая. В рамках Плана возрождения старопромышленных баз была разработана программа развития туризма на Северо-Востоке, и с 2005 г. действует Соглашение городов Северо-Восточного Китая о построении туристического района свободного от внутренних барьеров «4+1».
При развитии туристической отрасли центральные и региональные власти преследуют ещё одну цель - расширение занятости. Документов, посвящённых стимулированию занятости в сфере туризма, достаточно много, одним из первых стал выпущенный в 2008 г. Бюро по вопросам занятости и доходам при Комиссии по развитию и реформам КНР «Циркуляр о руководящем мнении по развитию туризма и содействию занятости» [33]. Именно расширение занятости и стимулирование внутреннего спроса на товары и услуги стали драйверами внутреннего туризма в стране. А базовые формулировки вышеприведённого документа повторяются практически во всех более поздних документах всех уровней - от центрального до уездного и городского.
В 2010 г. в целом по стране в экономике туризма было занято 76 млн. человек, т. е. 9,6% всех занятых, в том числе непосредственно в туризме было занято 11 млн. человек, а косвенно относились к этой сфере 65 млн. работников (в экономику туризма китайская статистика включает основные статьи расходов туристов - гостиничное обслуживание, услуги ресторанов, покупка сувениров, индустрия развлечений и расходы на транспорт). К 2015 г. число непосредственно занятых достигло 17 млн., а число косвенно занятых составило 83 млн. человек. Одно рабочее место в туристической индустрии создаёт 5-7 рабочих мест в смежных отраслях, а 1 вложенный юань приносит 4,3 юаня [32, с. 371].
На региональном уровне задачи развития туристической отрасли также непосредственно заняты с проблемой занятости (это касается,
Табл. 1.
Количество российских туристов, посетивших северо-восточные провинции КНР за 1990-2011 гг. (тыс. чел.)
Составлено по: [24, с. 58]. По провинции Цзилинь достоверных и полных данных нет.
Годы Провинции^^^^^ 1990 1995 2000 2003 2005 2008 2009 2010 2011
Хэйлунцзян 13,1 96,0 425,1 462,4 648,0 1713,8 1070,9 1317,3 1463,3
Ляонин 3,7 15,4 19,8 33,7 63,4 132,8 159,0 216,1 224,8
прежде всего, внутреннего туризма). В 2007 г. доля туризма в экономике провинции Хэйлунцзян составляла 6%, к 2009 г. этот показатель вырос до 7%, и отмечен потенциал дальнейшего роста [34, с. 133]. Приоритетными направлениями были выбраны зимний развлекательный, экологический виды туризма, среди «вспомогательных» отраслей - охота и продажа эко-продуктов.
В 2009 г. правительство КНР приняло «План развития туристической отрасли Северо-Восточного Китая», реализация которого рассчитана на период до 2020 г. [30]. Целью документа является создание «туристической экономики», а в качестве индикаторов выбраны рост доходов от туризма и увеличение количества иностранных туристов [24, с. 60]. Приоритетным направлением признан зимний туризм, и задачей является использование известных брендов (например, Харбинский фестиваль снега и льда) для продвижения новых и малоизвестных продуктов (горнолыжный курорт Ябули). В целом в плане предполагается создание четырёх брендов зимнего туризма мирового класса категории не ниже 4А (В Китае существует 5 категорий туристических объектов - самые лучшие категории от 3А до 5А.). Большое внимание уделено и развитию экотуризма. Помимо знаменитого курорта и природного музея Чанбайшань на территории трёх провинций Северо-Востока и Внутренней Монголии планируется создать десять центров экологического туризма [30].
Ещё одним приоритетом Плана признано развитие приграничного туризма. Для маленьких приграничных городов Северо-Востока, таких как Суэфэньхэ, Хэйхэ. Хунчунь, Муданцзян и др., туристическая отрасль является одним из главных источников дохода. Главными мерами по привлечению туристов стали создание департаментов по развитию туризма в местных администрациях и привлечение внутренних туристов по профсоюзной линии. Разработчики Плана также ставят целью формирование единого туристического макрорегиона и создание бренда «Большой Дунбэй».
В городе Хунчунь местные власти продвигают инициативу по «за-кольцовыванию» безвизового туризма КНР - Россия - Южная Корея. В городе Суйфэньхэ появились проекты в отрасли медицинского туризма, ориентированные на туристов с Дальнего Востока России.
В 2012 г. китайские провинции Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь и Автономный Район Внутренняя Монголия (АРВМ) подписали документ, призванный содействовать их совместному с Россией развитию в девяти сферах, одной из которых является туризм. В апреле 2014 г. представители 9 «живописных объектов» трёх провинций Северо-Востока подписали Соглашение о создании Северо-Восточного туристического альянса [31]. В 2015 г. было подписано Соглашение о расширении Северо-Восточного туристического альянса. Главной целью создания Альянса является преодоление неблагоприятных условий Северо-Восточного Китая, таких как удалённость от главных туристических мест Китая и логистические трудности и объединение ресурсов для создания туристического маршрута «большой Северо-Восток», начинающегося в Харбине. Этот проект обладает определённым потенциалом для разработки приграничных маршрутов с участием турагентов из России и КНДР.
В целом следует отметить, что китайское правительство определило туристическую индустрию как стратегическую опору, разрабо-
тав меры по её стимулированию и повышению внешней открытости. Перспективы отрасли связываются с развитием уже имеющихся туристических брендов и формированием новых «точек роста». Тем не менее китайская туриндустрия сталкивается с рядом проблем, решение которых зачастую выходит за рамки отрасли и лежит в плоскости развития экономики в целом. Туриндустрия Китая страдает от нехватки инвестиций в основные фонды и высококвалифицированных кадров, особенно для туробъектов категории 4 и 5А, неразвитости нормативно-правовой базы и недостаточного уровня потребления услуг - из-за низкого уровня доходов сельского населения страны доходы туротрасли растут медленно и рынок не расширяется.
Нормативно-правовая база двустороннего сотрудничества
Первым документом, регулирующим взаимодействие России и Китая в сфере туризма, стало Соглашение «О сотрудничестве в области туризма», подписанное в 1993 г. С целью активизации туристического обмена в 2000 г. было подписано Соглашение о безвизовом режиме для туристических групп в количестве 5 человек и более. В 2006 г. появилась необходимость внести в данное соглашение некоторые поправки, и правительство РФ приняло одностороннее решение о сокращении сроков пребывания безвизовых туристов с 30 дней до 15. Помимо этого, внесённые изменения были направлены и на урегулирование правовых действий туроператоров, которые организовывали поездки в рамках безвизового режима.
В 2017 г. в России был принят закон (№ 28-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определивший упрощённый порядок выдачи виз иностранным гражданам, пребывающим в Россию через Свободный Порт Владивосток. Иностранные граждане из 18 стран, пребывающие в Россию через Владивосток с помощью электронных виз, могут свободно перемещаться по территории России в течение 8 суток. В 2018 г. действие закона распространено на Забайкалье и Бурятию.
В 2009 г. между Россией и Китаем была подписана Программа сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока Китая на 2009-2018 гг. Помимо многочисленных планов по реконструкции приграничных пунктов пропуска, в пятом параграфе Программы представлен ряд проектов сотрудничества в сфере туризма [21]. В 2007 г. принят Меморандум о сотрудничестве между некоммерческим партнёрством «Мир без границ» и Китайской ассоциацией туристических компаний. Совместная программа -СЫпаШе^1у.
Между Правительством Камчатского края и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян подписано Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах (от 15 июня 2010 г.).
Между Приморским краем и пров. Хэйлунцзян подписано Соглашение о сотрудничестве в области туризма, ещё более локальные: например Соглашение по сотрудничеству с управлением по туризму города Далянь. У Владивостока связи по туристической линии развиваются по линии городов-побратимов: Яньтай и Далянь. Кроме того, соглашения о сотрудничестве подписаны с Шанхаем, Чанчунем и Яньбянь-Корейским округом провинции Цзилинь.
Хабаровск развивает отношения в сфере туризма прежде всего с городами-побратимами (Харбин, Санья) и дружественными регионами (уезд Фуюань) В 2014 г. были подписаны Меморандум о сотрудничестве между управлением международных связей администрации города Хабаровска и управлением по туризму города Харбина и Протокол намерений по развитию сотрудничества в области туризма между администрацией города Хабаровска и Народным правительством уезда Фуюань [11]. В ноябре 2015 г. в целях развития и укрепления туристических связей подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между городами Хабаровском и городом Яньтай. В 2014 г. был подписан Протокол о намерениях развития дружественных связей между городом Комсомольском-на-Амуре (Хабаровский край, российская Федерация) и городом Вэйнань (провинция Шэньси, Китайская Народная Республика).
Региональные соглашения носят локальный характер, касаются в основном гуманитарного сотрудничества, и их эффект распространяется только на регионы, заключившие подобные договоры. Главным документом, оказавшим влияние на рост турпотока из Китая в Россию, стало Соглашение о безвизовом обмене туристическими группами. Этот документ учитывает главную особенность выездного китайского туризма - индивидуальный туризм среди китайских туристов редок, и они предпочитают заказывать относительно дешёвые групповые туры.
В 2015 г. Россию посетили 1,1 млн. китайских туристов - рост на 50% по сравнению с 2013 г. В 2017 г. Россию посетили 1,5 млн. туристов из Китая. 60% туристов из Китая пребывают из трёх провинций Северо-Восточного Китая. 70% туристов, посещающих Дальний Восток привлекает Приморский край. Основной поток въездного туризма в северо-восточные провинции Китая направлен из Приморского края - более 80% туристов из России. На втором месте Хабаровский край и Амурская область (она выступает главным образом как транзитный регион). По итогам 2015 г. количество посещений иностранными гражданами города Хабаровска увеличилось по сравнению с 2014 г. на 27% - въездной поток составил 122 406 человек. При этом количество иностранцев, прибывших с туристической целью, выросло относительно 2014 г. на 36,4% и составило 17 186 человек (или 14% от общего въездного потока) [12].
В 2018 г. Россия вошла в десятку самых популярных направлений у китайских туристов. Этому способствовали падение курса рубля и чемпионат мира по футболу. Самым популярным направлением у китайских туристов является Санкт-Петербург - в 2014 г. его посетили 500 тыс. китайцев. Ещё одно направление, пользующееся спросом -восьмидневный тур (из Ульяновска) с посещением мест, связанных с деятельностью В. Ленина (т. н. «красный туризм»), тур разработан в 2014 г. За три года ленинские места посетили 7 тыс. туристов из КНР.
Примерная стоимость туров из Китая в Россию составляет около 1 тыс. юаней/день, туры в Москву и Санкт-Петербург в два-три раза дороже). Владивосток - самое невыгодное направление для китайских турфирм из-за высоких издержек. Самые популярные направления -Москва, Петербург, Иркутск, Владивосток, Золотое кольцо, круизы по Волге, Байкал. Экзотические туры - Мурманск, (от 190 т. руб.), круизы, путешествия по Транссибу. Средняя продолжительность поез-
док туристов из северо-восточных провинций КНР во Владивосток составляет в среднем 2,5 суток, в то время как тур по Приморскому краю может быть рассчитан на 5-6 суток [27, с. 88-89]. С 2014 г. наблюдается снижение числа российских туристов в Китае.
Заключение. Перспективы и возможности
В 2018 г. закончилось действие Программы сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока Китая на 2009-2018 гг. Хотя Программа осталась практически нереализованной, она повлияла на появление новых черт в региональной политике двух стран. Новая региональная политика на Дальнем Востоке формулирует «централизованную» схему сотрудничества с Китаем в регионе. В то же время региональная политика Москвы по отношению к Дальнему Востоку стала ближе к региональной политике Пекина по отношению к своим северо-восточным провинциям [10, с. 12, 13].
Определённый импульс в развитии двусторонних связей в сфере туризма дало проведение туристических годов России и Китая в 2011 и в 2012 гг. Несмотря на то, что упор был сделан на расширение гуманитарных связей, ряд мероприятий, например российско-китайский туристический форум, саммит российско-китайского туристического форума, имели деловой характер.
Самым перспективным направлением сотрудничества представляется экологический туризм, а создание трансграничных ООПТ создаст для него возможности. В свою очередь, развитие экологического туризма тесно связано с повышением экологической культуры и созданием соответствующей инфраструктуры на территории ООПТ. Развитие экологического туризма позволит позиционировать его как национальный бренд Дальнего Востока. Сегодня на Дальнем Востоке 23 заповедника, 6 нацпарков и 9 заказников, в общей сложности 180 000 кв. км, около 3% от всей территории региона. 90% посетителей ООПТ ездят в близко расположенных к основным населённым пунктам зоны. Из 9 млн посетителей 80% приходится на национальные парки, а из них 90% предпочитают доступность уникальности: «Лосиный остров» в Москве, Сочинский нацпарк в Краснодарском крае, заповедник «Столбы» возле Красноярска. На Дальнем Востоке тоже есть несколько таких территорий, хотя логистика всё же остаётся основной и самой серьезной проблемой. Вторая проблема - инфраструктура самих ООПТ. Они могут принять очень ограниченное количество туристов. Это в первую очередь касается экоцентров, троп, информационного сопровождения самого экотуризма внутри ООПТ [4].
Проект «Восточное кольцо» даёт возможности для развития трансграничных туров. Ещё один трансграничный проект с большим потенциалом это «Великий Чайный путь» (Россия - Китай - Монголия).
Есть перспективы и сотрудничества в сфере круизного туризма. Этот вид туризма объявлен приоритетным для Дальнего Востока. Проекты Владивостока в сфере круизного туризма были презентованы на нескольких международных форумах: Asia Cruise Forum JEJU (Республика Корея), Пятый китайский международный форум (Циндао), Seatrade Cruise Asia Pacific (Шанхай). Центром круизного туризма Северо-Востока стал г. Далянь, с которым у Владивостока подписано соглашение о развитии туристических связей.
В то же время главным импульсом для развития туристического сотрудничества станет решение проблем, которые сдерживают развитие отрасли. Некоторые из них являются общими для двух стран. Основными препятствиями для развития туризма является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе низкая пропускная способность погранпереходов. Сдерживает развитие туристской отрасли в муниципальных образованиях и уровень социально-экономического развития региона, отсутствие полномочий по развитию туризма в органах местного самоуправления. Ещё одной проблемой является низкая конкурентоспособность туристского продукта нестоличных городов Дальнего Востока России и СевероВосточного Китая.
Кроме того, специалисты называют одной из главных проблем развития туризма на региональном уровне слабую мотивацию развития туризма. Чаще всего на уровне муниципалитетов складывается отношение к туризму как сфере внимания туристического бизнеса и государства, нет видения экономической и социальной эффективности, рассчитываемой по определённым методикам [6, с. 54]. Соответственно, в большинстве российских регионов в муниципальных образованиях документы по развитию туризма носят декларативный характер [1]. В целом, несмотря на наличие массы стратегий развития регионального туризма, низкий уровень бюджетного финансирования является главной проблемой этого самого развития [13, с. 17]. Необходимость создания туристического бренда регионов Дальнего Востока также достаточно актуальна и будет в значительной степени влиять на позиционирование региона в АТР.
Литература
1. Бутова Т. Г., Мутович С. И., Су-дьин К. Н. Туризм как фактор устойчивого развития территорий [Электронный документ] // Эл. науч. Журнал «Сервис в России и за рубежом». 2013. № 3 (41). URL library. bsu.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe (Дата обращения: 13.06.2018).
2. Государственная программа Сахалинской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2017-2022 годы» [Электронный документ] // Электронный фонд нормативно-технической информации. URL docs.cntd. ru/document/446180730 (Дата обращения: 13.04.2018).
3. Государственная Программа Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)» [Электронный документ] // Сайт правительства Хабаровского края. URL https://khabkrai. ru/?menu=getfile&id=31193 (Дата обращения: 24.05.2018).
4. Для животных или для людей: особенности «особо охраняемого туризма» обсудили на Тихоокеанском туристском форуме во Владивостоке. [Электронный документ] // Информационный портал vl.ru. URL https://www.newsvl.ru/vlad/2018 /05/19/170410/#ixzz5IJL3aPJm (Дата обращения: 12.06.2018).
5. Европа или Азия: во Владивостоке разрабатывают стратегическую программу развития туризма до 2025 года [Электронный документ] // Информационный портал vl.ru. URL https://www.newsvl.ru/vl ad/2018/05/19/170416/#ixzz5HdZ2ktvl (Дата обращения: 7.06.2018).
6. Задевалова С. В., Бутова Т. Г., За-девалов В. И. Экологический туризм как фактор устойчивого развития территорий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 13. C. 53-56.
7. Закон «О государственной поддержке развития туристической деятельности в Камчатском крае» [Электронный
документ] // Официальный сайт Камчатского края. URL https://www.kamgov.ru/ agtur/zakonodatelstvo?page=1 (Дата обращения: 12.04.2018).
8. Закон Приморского края О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края № 355-K3 от 29 января 2014 г. [Электронный документ] // Сайт Администрации Приморского края. URL www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departaments/tourism-pk/docs.php (Дата обращения: 28.04.2018).
9. Закон Хабаровского края Об отдельных вопросах создания благоприятных условий для развития туризма в Хабаровском крае от 26 июля 2017 г. [Электронный документ] // Портал администрации Хабаровского края. URL http:laws.khv.gov.ru/pdf/ 3K_00269_26072017_000.pdf?=0,7757241 (Дата обращения: 24.05.2018).
10. Зуенко И. Ю., Иванов С. А., Олейников И. В., Лун Чанхай, Ма Юцзюнь, Цинь Дун. Программа сотрудничества восточных регионов России и Северо-Восточного Китая на 2009-2018 годы: итоги и дальнейшие перспективы // У карты Тихого океана. 2018. № 3 (251). 30 с.
11. Информационно-аналитические материалы о деятельности муниципалитетов в 2014 году и планах на 2015 год [Электронный ресурс] // Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов. URL http://www.asdg.ru/mo/matherials/2014/ tourism2014/index.php (Дата обращения: 15.06.2018).
12. Информационно-аналитические материалы о деятельности муниципалитетов в 2015 году и планах на 2016 год [Электронный ресурс] // Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов. URL: http://www.asdg.ru/mo/matherials/2015/ tourism2015/index.php (Дата обращения: 15.06.2018).
13. Кивал А. М. Региональные особенности развития в Амурской области. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук. - М., 2006. 22 с.
14. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [Электронный до-
кумент] // Портал правительства РФ URL http://static.government.ru/media/files/FoF ftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD.pdf (Дата обращения: 21.08.2018).
15. Краевая целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011-2016 годы» [Электронный документ] // Российская газета. URL https://rg.ru/2011/11/18/primorie-prog-turizm-reg-dok.html (Дата обращения: 13.04.2018).
16. Национальный туристический рейтинг (№ 1) [Электронный документ] // Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». URL http://russia-rating. ru/info/9857.html (Дата обращения: 13.04.2018).
17. Николай Королёв: Федеральная целевая программа по туризму будет продолжена [Электронный документ] // Портал «Инвестиции в туризм». URL http://rusturinvest.ru/article/chernovik-ot-01032017-1049-kizhikin-yuriy-3530.html (Дата обращения: 12.02.2018).
18. Постановление правительства Камчатского края от 11.2013 № 554-П «О государственной программе Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2014-2018 годы» [Электронный документ] // Официальный сайт Камчатского края. URL https://www.kamgov.ru/document/frontend-document/view-npa?id=9219 (Дата обращения: 12.02.2018).
19. Правительство РФ утвердило концепцию развития туризма на Дальнем Востоке [Электронный документ] // Информационно-аналитическое агентство «Восток России». URL https://www.eastrussia.ru/ news/pravitelstvo-rf-utverdilo-kontseptsiyu-razvitiya-turizma-na-dalnem-vostoke/ (Дата обращения: 23.05.2018).
20. Программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2020 гг.» [Электронный документ] // Сайт администрации Приморского края. URL www.primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departament/tourism-pk/ gosudarstvennaya-programma-primorskogo-kraya-razvitie-turisma-v-primoskom-krae-na-2013-2017-gody.php ( Дата обращения: 28.04.2018).
21. Программа сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.) [Электронный документ] // МИД КНР. URL http://www.fmprc.gov.cn/ rus/wjb/zzjg/dozys/dqzzywt/t709788.shtml (Дата обращения: 22.04.2018).
22. Распоряжение Правительства Камчатского края от 22.03.2011 № 122-РП «Об утверждении Стратегии развития туризма в Камчатском крае на период до 2025 года» [Электронный документ] // Официальный сайт Камчатского края. URL https://www. kamgov.ru/document/frontend-document/ view-npa?id=9219 (Дата обращения: 14.05.2018).
23. Россия заняла 43 место во всемирном туристическом рейтинге [Электронный документ] // Портал TourDom. URL https://www.tourdom.ru/news/ rossiya-zanyala-43-e-mesto-vo-vsemirnom-turisticheskom-reytinge.html (Дата обращения: 12.03.2018).
24. Ставров И. В. Политика по развитию туристической отрасли Северо-Восточного Китая как фактор экономического роста // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2013. № 2 (11). Ч. 1. С. 57-64.
25. Тютюшева А. Г. Оценка реализации кластерного подхода в программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2016-2018)» // Бизнес, образование, право. 2015. № 3. С. 161-166.
26. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный документ] // Федеральное агентство по туризму. URL https:// www.russiatourism.ru/content/2/section/28/ detail/28/ (Дата обращения: 12.06.2018).
27. Чжан Мао. Развитие регионального рынка туристско-рекреационных услуг на основе активизации воспроизводственных процессов (на примере Приморского края). Диссертация на соискание уч. степени кандидата эконом. наук. - Владивосток,
2017. 159 с.
28. Number of Foreignes visitor [Электронный документ] // Портал Бюро статистики КНР. URL http://data.stats.gov.cn/ english/mapdata.htm?cn=E0103&zb=A0301 (Дата обращения: 30.04.2017).
29. Travel and Tourism Competitiveness Report 2017. China [Электронный документ] // Портал Мирового Экономического Форума. URL http://reports.weforum. org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/country-profiles/?doing_wp_cro n=1543109197.4424700736999511718750#ec onomy=CHN (Дата обращения: 12.03.2018).
30. = План развития туризма в Северо-Восточном Китае [Электронный документ] // Портал Baidu wenku. URL https://wenku.baidu.com/ view/0fe57cf09e3143323968939e.html (Дата обращения: 12.09. 2017).
31. ^ЬЙ^ЙККШ^ = Основан Северо-Восточный туристический альянс [Электронный документ] // Сетевое издание Guanming ribao. URL http://news.gmw. cn/newspaper/2014-04/24/content_3204392. htm (Дата обращения: 17.05.2018).
32. Фа2016. (&
ЖШ.&^/ШШк = Синяя книга
Северо-Восточного Китая 2016. Доклад о развитии Северо-Востока Китая / Под ред. Цзян Сяоцю. - Пекин: ?±. 2017. 420 c.
33.
Е^Ш^мШШЙ. Ж&М2008]
2215^= Циркуляр о руководящем мнении по энергичному развитию туризма и содействию занятости. Документ бюро по вопросам вопросам занятости и доходам при комиссии по развитию и реформам КНР № 2215 // Министерство финансов КНР. URL http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/ zhengcefabu/200809/t20080901_69664.htm (Дата обращения: 23.03.2018).
34. 2011.
= Синяя книга провинции Хэйлунцзян за 2011 г. Доклад о социальном развитии провинции Хэйлунц-зян / Под ред. Ай Шуцинь. - Пекин: 2011. 400 с.
Galina V. KONDRATENKO
Junior Researcher, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern branch of Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russia). E-mail: [email protected]
Cross-Border Tourism:
Prospects and Challenges of Russian-Chinese Cooperation
UDC [502.1+379.851]:327(510+470) doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/94-112
The article highlights the problems and opportunities for cross-border cooperation in border tourism between Russia and China. The development of the tourism sector in Russia and in China reflects the strategies of economic transformation in both countries. Russia is characterized by a project-cluster approach and the development of a special federal targeted program, and the main goal is to increase the tourist flow. In China, the renewal of the tourism industry in the north-east of the country is included in the plans for the revival of the old-industrial base of Northeast China, and the development of tourism is closely related to the growth in the services sector and employment expansion. The analysis of multi-level tourism development strategies and joint documents signed in the field of humanitarian cooperation between Russia and China shows a number of interrelated problems that often go beyond the framework of bilateral cooperation and provide opportunities for the development of new areas of interaction. The rapprochement of the regional agendas of Moscow and Beijing can lead to the formation of a single «tourist space», the emergence of a common «cross-border tourism economy» and the transition of humanitarian cooperation between the two countries to a new level.
tourism industry,
ecotourism,
macro-region,
tourist and recreational
clusters,
the Far East of Russia, Northeast China
For citation: Kondratenko G. V. Cross-border tourism: prospects and challenges of Russian-Chinese cooperation // Oriental Institute Journal. 2018. № 4. P. 94-112. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-4/94-112
References
1. Butova T. G., Mutovich S. I., Sud'in K. N. Turizm kak faktor ustojchivogo razvitiya territorij [EHlektronnyj dokument] // EHl. nauch. ZHurnal «Servis v Rossii i za rubezhom». 2013. № 3 (41). URL library.bsu. ru/cgi-bin/ irbis64r_12/cgiirbis_64.exe (Data obrashheniya: 13.06.2018).
2. Gosudarstvennaya programma Sakhalinskoj oblasti «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Sakhalinskoj oblasti na 2017-2022 gody» [EHlektronnyj dokument] // EHlektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj informatsii. URL docs.cntd.ru/ document/446180730 (Data obrashheniya: 13.04.2018).
3. Gosudarstvennaya Programma KHabarovskogo kraya «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v KHabarovskom krae (2013-2020 gody)» [EHlektronnyj dokument] // Sajt pravitel'stva KHabarovskogo kraya. URL https://khabkrai.ru/?menu=getfile&id=31193 (Data obrashheniya: 24.05.2018).
4. Dlya zhivotnykh ili dlya lyudej: osobennosti «osobo okhranyaemogo turizma» obsudili na Tikhookeanskom turistskom forume vo Vladivostoke. [EHlektronnyj dokument] // Informatsionnyj portal vl.ru. URL https://www.newsvl.ru/vlad/2018/05/19 /170410/#ixzz5IJL3aPJm (Data obrashheniya: 12.06.2018).
5. Evropa ili Aziya: vo Vladivostoke razrabatyvayut strategicheskuyu programmu razvitiya turizma do 2025 goda [EHlektronnyj dokument] // Informatsionnyj portal vl.ru. URL https://www.newsvl.ru/vlad/2018/05/19 /170416/#ixzz5HdZ2ktvl (Data obrashheniya: 7.06.2018).
6. Zadevalova S. V., Butova T. G., Zadevalov V. I. EHkologicheskij turizm kak faktor ustojchivogo razvitiya territorij // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 13. C. 53-56.
7. Zakon «O gosudarstvennoj podderzhke razvitiya turisticheskoj deyatel'nosti v Kamchatskom krae» [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt Kamchatskogo kraya. URL https://www.kamgov.ru/agtur/ zakonodatelstvo?page=1 (Data obrashheniya: 12.04.2018).
8. Zakon Primorskogo kraya O turizme i turistskoj deyatel'nosti na territorii Primorskogo kraya № 355-KZ ot 29 yanvarya 2014 g. [EHlektronnyj dokument] // Sajt Administratsii Primorskogo kraya. URL www. primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departaments/tourism-pk/docs.php (Data obrashheniya: 28.04.2018).
9. Zakon KHabarovskogo kraya Ob otdel'nykh voprosakh sozdaniya blagopriyatnykh uslovij dlya razvitiya turizma v KHabarovskom krae ot 26 iyulya 2017 g. [EHlektronnyj dokument] // Portal administratsii KHabarovskogo kraya. URL http:laws.khv.gov.ru/pdf/ ZK_00269_26072017_000.pdf?=0,7757241 (Data obrashheniya: 24.05.2018).
10. Zuenko I. YU., Ivanov S. A., Olejnikov I. V., Lun CHankhaj, Ma YUtszyun, TSin' Dun. Programma sotrudnichestva vostochnykh regionov Rossii i Severo-Vostochnogo Kitaya na 2009-2018 gody: itogi i dal'nejshie perspektivy // U karty Tikhogo okeana. 2018. № 3 (251). 30 s.
11. Informatsionno-analiticheskie materialy o deyatel'nosti munitsipalitetov v 2014 godu i planakh na 2015 god [EHlektronnyj resurs] // Assotsiatsiya Sibirskikh i Dal'nevostochnykh gorodov. URL http://www.asdg.ru/mo/matherials/2014/ tourism2014/index.php (Data obrashheniya: 15.06.2018).
12. Informatsionno-analiticheskie
materialy o deyatel'nosti munitsipalitetov v 2015 godu i planakh na 2016 god [EHlektronnyj resurs] // Assotsiatsiya Sibirskikh i Dal'nevostochnykh gorodov. URL: http://www.asdg.ru/mo/matherials/2015/ tourism2015/index.php (Data obrashheniya: 15.06.2018).
13. Kival A. M. Regional'nye osobennosti razvitiya v Amurskoj oblasti. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk. - M., 2006. 22 s.
14. Kontseptsiya federal'noj tselevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Rossijskoj Federatsii (2019-2025 gody)» [EHlektronnyj dokument] // Portal pravitel'stva RF URL http://static. government.ru/media/files/FoFftF1dhG s4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD.pdf (Data obrashheniya: 21.08.2018).
15. Kraevaya tselevaya programma «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Primorskom krae na 2011-2016 gody» [EHlektronnyj dokument] // Rossijskaya gazeta. URL https://rg.ru/2011/11/18/ primorie-prog-turizm-reg-dok.html (Data obrashheniya: 13.04.2018).
16. Natsional'nyj turisticheskij rejting (№ 1) [EHlektronnyj dokument] // TSentr informatsionnykh kommunikatsij «Rejting». URL http://russia-rating.ru/info/9857.html (Data obrashheniya: 13.04.2018).
17. Nikolaj Korolyov: Federal'naya tselevaya programma po turizmu budet prodolzhena [EHlektronnyj dokument] // Portal «Investitsii v turizm». URL http:// rusturinvest.ru/article/chernovik-ot-01032017-1049-kizhikin-yuriy-3530.html (Data obrashheniya: 12.02.2018).
18. Postanovlenie pravitel'stva Kamchatskogo kraya ot 11.2013 № 554-P «O gosudarstvennoj programme Kamchatskogo kraya «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Kamchatskom krae na 2014-2018 gody» [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt Kamchatskogo kraya. URL https://www. kamgov.ru/document/frontend-document/ view-npa?id=9219 (Data obrashheniya: 12.02.2018).
19. Pravitel'stvo RF utverdilo kontseptsiyu razvitiya turizma na Dal'nem Vostoke [EHlektronnyj dokument] // Informatsionno-analiticheskoe agentstvo «Vostok Rossii». URL
https://www.eastrussia.ru/news/pravitelstvo-rf-utverdilo-kontseptsiyu-razvitiya-turizma-na-dalnem-vostoke/ (Data obrashheniya: 23.05.2018).
20. Programma Primorskogo kraya «Razvitie turizma v Primorskom krae na 2013-2020 gg.» [EHlektronnyj dokument] // Sajt administratsii Primorskogo kraya. URL www.primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departament/tourism-pk/ gosudarstvennaya-programma-primorskogo-kraya-razvitie-turisma-v-primoskom-krae-na-2013-2017-gody.php ( Data obrashheniya: 28.04.2018).
21. Programma sotrudnichestva regionov Dal'nego Vostoka i Vostochnoj Sibiri Rossijskoj Federatsii i Severo-Vostoka Kitajskoj Narodnoj Respubliki (2009-2018 gg.) [EHlektronnyj dokument] // MID KNR. URL http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/ zzjg/dozys/dqzzywt/t709788.shtml (Data obrashheniya: 22.04.2018).
22. Rasporyazhenie Pravitel'stva Kamchatskogo kraya ot 22.03.2011 № 122-RP «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Kamchatskom krae na period do 2025 goda» [EHlektronnyj dokument] // Ofitsial'nyj sajt Kamchatskogo kraya. URL https://www. kamgov.ru/document/frontend-document/ view-npa?id=9219 (Data obrashheniya: 14.05.2018).
23. Rossiya zanyala 43 mesto vo vsemirnom turisticheskom rejtinge [EHlektronnyj dokument] // Portal TourDom. URL https:// www.tourdom.ru/news/rossiya-zanyala-43-e-mesto-vo-vsemirnom-turisticheskom-reytinge.html (Data obrashheniya: 12.03.2018).
24. Stavrov I. V. Politika po razvitiyu turisticheskoj otrasli Severo-Vostochnogo Kitaya kak faktor ehkonomicheskogo rosta // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie». 2013. № 2 (11). CH. 1. S. 57-64.
25. Tyutyusheva A. G. Otsenka realizatsii klasternogo podkhoda v programme «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Rossijskoj Federatsii (2016-2018)» // Biznes, obrazovanie, pravo. 2015. № 3. S. 161-166.
26. Federal'naya tselevaya programma «Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma
v Rossijskoj Federatsii (2011-2018 gody)» [EHlektronnyj dokument] // Federal'noe agentstvo po turizmu. URL https://www. russiatourism.ru/content/2/section/28/ detail/28/ (Data obrashheniya: 12.06.2018).
27. CHzhan Mao. Razvitie regional'nogo rynka turistsko-rekreatsionnykh uslug na osnove aktivizatsii vosproizvodstvennykh protsessov (na primere Primorskogo kraya). Dissertatsiya na soiskanie uch. stepeni kandidata ehkonom. nauk. - Vladivostok, 2017. 159 s.
28. Number of Foreignes visitor [EHlektronnyj dokument] // Portal Byuro statistiki KNR. URL http://data.stats.gov.cn/ english/mapdata.htm?cn=E0103&zb=A0301 (Data obrashheniya: 30.04.2017).
29. Travel and Tourism Competitiveness Report 2017. China [EHlektronnyj dokument] // Portal Mirovogo EHkonomicheskogo Foruma. URL http://reports.weforum. org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/country-profiles/?doing_wp_cr on=1543109197.44247007369995117187 50#economy=CHN (Data obrashheniya: 12.03.2018).
30. = Plan razvitiya turizma v Severo-Vostochnom Kitae [EHlektronnyj dokument] // Portal Baidu wenku. URL https://wenku.baidu.com/ view/0fe57cf09e3143323968939e.html (Data obrashheniya: 12.09. 2017).
31. ^ÄäKKW^ = Osnovan Severo-Vostochnyj turisticheskij al'yans [EHlektronnyj dokument] // Setevoe izdanie Guanming ribao. URL http://news.gmw.cn/ newspaper/2014-04/24/content_3204392.htm (Data obrashheniya: 17.05.2018).
32. 2016. (& = Sinyaya kniga
Severo-Vostochnogo Kitaya 2016. Doklad
0 razvitii Severo-Vostoka Kitaya / Pod red. TSzyan Syaotsyu. - Pekin:
2017. 420 c.
33. ^tm^x^Rmmm^
ÄÄM2008]
2215^= TSirkulyar o rukovodyashhem mnenii po ehnergichnomu razvitiyu turizma
1 sodejstviyu zanyatosti. Dokument byuro po voprosam voprosam zanyatosti i dokhodam pri komissii po razvitiyu i reformam KNR № 2215 // Minist erstvo finansov KNR. URL
http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/ р1^т18п KHehjluntszyan za 2011 Doklad о гЬе^сеГаЬи/200809/120080901_69664.Мт sotsial'nom razvitii provintsii KHehjluntszyan
(Data obrashheniya: 23.03.2018). 34. М^ЖЖ^ 2011.
= Sinyaya kniga
/ Pod red. А] SHutsin. - Pekin: ЖШ±, 2011. 400 s.