КУЛЬТУРА И ПРАВО
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Я.А. Бороздина
Кафедра международного и конституционного права Петрозаводский государственный университет Просп. Ленина, 33, 185610 Петрозаводск, Россия
В статье рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования приграничного сотрудничества в сфере культуры. В этих целях раскрыто понятие термина «приграничное сотрудничество» и термина «культура», а также выделены три уровня приграничного сотрудничества.
Культура — это результат всей деятельности человечества и сама его деятельность; мир, созданный человеком в природе — материальный и идеальный, то есть духовный. Этот мир — реализация труда человека (физического и умственного) в вещах, представлениях, социальных и производственных отношениях, во всем, что вносил своей деятельностью человек в природу, и сама деятельность человека [8, с. 92].
Термин «культура» используется обычно с различной смысловой нагрузкой. В самом широком смысле слова культура была определена Всемирной конференцией по политике в области культуры (Мехико, 1982 год) как «совокупность ярко выраженных черт, духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу. Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры» [6, с. 7].
Культуры различных стран взаимно влияют друг на друга, происходит взаимопроникновение. Поэтому необходимо отметить следующее. На конференции в Мехико государства признали, что культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате знакомства с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает [6, с. 7].
В связи с вышеизложенным интересно рассмотреть международное культурное сотрудничество через призму приграничных отношений соседних государств и их региональных и местных властей.
Федеральным законом от 22.07.2002 №91-ФЗ была ратифицирована Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 3 ноября 1999 года. В соответствии с данной Конвенцией каждая договаривающаяся сторона обязуется поощрять приграничное сотрудничество между территориальными сообществами и властями, находящимися под ее юрисдикцией, с территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией других договаривающихся сторон. Кроме того, Российская Федерация ратифицировала Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.
Под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в пределах полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним правом каждой из сторон [5, ст. 3103].
Использование ресурса приграничного положения обусловлено действующей договорно-правовой базой, регулирующей культурное и экономическое взаимодействие приграничных районов России. В ее структуре можно выделить три правовых уровня [2, с. 257]. Первый уровень составляют юридические акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности России. Это Таможенный и Гражданский кодексы Российской Федерации, законы «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О государственной границе Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях», «О международных договорах Российской Федерации» и др. На этом уровне определяется открытость России и тем самым соотношение контактности и барьерности ее границ.
Второй правовой уровень составляют межгосударственные документы и соглашения определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными странами. Двусторонние и многосторонние соглашения регулируют таможенный и визовый режим, порядок налогообложения юридических и физических лиц друг друга, порядок взаимных расчетов и др. На основе этих соглашений формируется отличное от общего соотношение контактности и барьерности границ. Для развития приграничного сотрудничества важное значение имеют межправительственные соглашения о сотрудничестве в приграничных районах. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией.
К третьему уровню относятся юридические акты, регулирующие отношения федерального центра, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере международных отношений [11]. Важнейшее значение имеют федеральные законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999), «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995), «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998). Субъекты Российской Федерации в рамках внешней политики и международных отношений, которые относятся к ведению федерации, а также в рамках координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, которые относятся к совместному ведению, поддерживают международные и внешнеэкономические связи. Так, субъекты Российской Федерации заключают соглашения в международной сфере, которые не являются международными договорами, согласно ст. 7 закона Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права. Например, Соглашение между Правительством Калужской области Российской Федерации и Народным Правительством Провинции Шеньси Китайской Народной Республики о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, Соглашение между Администрацией Кировской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, Меморандум о сотрудничестве между Новосибирской областью (РФ) и областью Ломбардия (Итальянская Республика).
Необходимо отметить, что регионы стремятся развивать приграничные связи не только с отдельными странами, но и с Конгрессом местных и региональных властей Европы, Ассамблеей европейских регионов, Ассоциацией европейских при-
граничных регионов и др. Комитет Министров Совета Европы (резолюция (94) 3) учредил в качестве консультативного органа Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) в 1994 году, который заменил существовавшую ранее Европейскую постоянную конференцию местных и региональных властей Европы. Одной из целей КМРВЕ является содействие межрегиональному и приграничному сотрудничеству в целях укрепления взаимопонимания и социально-экономического развития.
Ассамблея европейских регионов была создана в 1985 году под названием Совета регионов Европы. Основная цель ее деятельности — содействие процессам регионализации в Европе, межрегиональному сотрудничеству и усилению роли регионов в процессах европейской интеграции. Ассоциация европейских регионов приняла 4 декабря 1996 года Декларацию о регионализме в Европе, которая закрепляет, что «приграничные регионы поощряют приграничное сотрудничество в областях, относящихся к их компетенции» [9, с. 411].
Высшим проявлением развития приграничного сотрудничества является, по мнению Совета Европы, создание «еврорегионов». Это совместная деятельность по реализации инициатив местных, региональных властей по обе стороны границы, которая осуществляется под контролем центральных властей государств.
В последние годы в Российской Федерации также формируются «еврорегионы» для создания единой сети образования, информации, развития транспортных связей, инфраструктуры, занятости населения, охраны природы, принятия коллективных мер безопасности [3, с. 103]. 22 февраля 1998 года в городе Мальборк (Польша) было подписано соглашение о создании еврорегиона «Балтика», в который вошли региональные и муниципальные образования Дании, Латвии, Литвы, Польши. Швеции, а также Калининградской области Российской Федерации. Одной из целей Совета Европы является защита и осуществление духовных и моральных ценностей, которые составляют общее культурное достояние (наследие) народов Европы, поэтому согласно Уставу еврорегиона «Балтика» цели, поставленные перед последним (улучшение условий жизни людей, сближение местных сообществ, преодоление исторических предубеждений), достигаются, в том числе и через сотрудничество в сфере культуры, а именно: обмен научными, культурными группами молодежи и детей; охрана и забота об общем культурном наследии; сотрудничество в сфере развития туризма. В 2000 году был учрежден еврорегион «Карелия», в который входит Республика Карелия и смежные районы Финляндии (Северная Карелия, Кайнуу, Северная Похъянмаа). В соответствии с уставом еврорегиона «Карелия», одной из основных целей его создания является расширение сотрудничества в сфере культуры [9, с. 350]. Кроме того, создан еврорегион «Сауле» на территории Литовской Республики (Шяуляйский и Таурагский уезды), Латвийской Республики (Елгавский район и г. Елгава) и Российской Федерации (г. Советск, Неманский и Славский районы Калининградской области), Швеция (уезд Сконе). В рамках данного еврорегиона также осуществляется сотрудничество в сферах образования, культуры и туризма, а одной из задач является сохранение общего культурного наследия.
Опыт еврорегиона подтверждает стимулирующую роль интеграционных процессов для ранее экономически отсталых регионов, которые начинаются сначала через приграничное, а затем трансграничное сотрудничество [4, с. 108-118]. По мнению Н.М. Межевича, трансграничное сотрудничество — это «особая форма деятельности, осуществляемая на региональном уровне во всех ее общих и частных формах».
Отношения приграничного сотрудничества могут быть как в сфере экономики, так и в сфере культуры.
При этом необходимо отметить такую особенность в развитии европейского права , как значительное расширение и усиление его культурной составляющей.
Можно сказать, что существует общеевропейская тенденция «культуризации» экономики [7].
В соответствии с Соглашением об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года государства должны способствовать развитию сотрудничества между приграничными районами, в том числе и в области культуры путем проведения совместных культурных мероприятий, обеспечения распространения на своей территории телерадиопрограмм и периодических изданий. Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию № Я (2000)1 о развитии приграничного культурного сотрудничества между территориальными сообществами и властями [10, с. 78].
Согласно Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей поощряется любая инициатива территориальных сообществ и властей, основанная на рамочных договоренностях между ними. Если они сочтут необходимым, то также могут использовать двусторонние и многосторонние межгосударственные типовые соглашения, подготовленные Советом Европы. Типовые и рамочные соглашения являются приложением к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей и носят рекомендательный характер. Система типовых соглашений создана путем разграничения двух основных категорий, определяемых в соответствии с уровнем, на котором заключено соглашение:
- типовые межгосударственные соглашения о приграничном сотрудничестве на местном и региональном уровнях;
- рамочные соглашения, контракты и уставы, которые могут обеспечить основу приграничного сотрудничества между территориальными властями или сообществами [5, ст. 3103].
Система межгосударственных соглашений нацелена, прежде всего, на четкое закрепление содержания, форм и границ, которые государства определяют для деятельности территориальных властей, а также на устранение правовых неопределенностей, которые могут создать проблемы. Система типовых соглашений многовариантного выбора позволяет правительствам поставить приграничное сотрудничество в любой контекст, который наилучшим образом соответствует их потребностям. Используя межгосударственное соглашение для развития приграничного сотрудничества в качестве основы и дополняя его различными вариантами, государства могут применить только один вариант соглашения или несколько и сделать это как одновременно, так и поэтапно [1].
Заключение подобных соглашений способствует сближению регионов и позволяет развивать различные сферы, и том числе и сферу культуры. Рассмотрим для этого несколько типовых соглашений.
Типовое межгосударственное соглашение о региональных приграничных консультациях предусматривает, что в ходе приграничных консультаций будут рассматриваться вопросы сотрудничества в сфере культуры, досуга и спорта (театры, оркестры, спортивные центры, дома и лагеря отдыха), туризма, объекты соцкультбыта.
Типовое соглашение о создании и управлении приграничными парками закрепляет, что правительства государств или территориальные власти должны охранять и увеличивать культурное наследие (архитектурное, археологическое, сельское, или историческое); содействовать развитию информационного и образовательного обеспечения как части общей политики, направленной на познание природного и культурного наследия.
Типовое соглашение о создании и управлении приграничными сельскими парками также предусматривает обязанность охранять и увеличивать культурное наследие (архитектурное, археологическое, сельское или историческое); содействовать социокультурной деятельности.
Типовое соглашение о транснациональном сотрудничестве между школами и местными сообществами указывает, что целью сотрудничества является внедрение учитывающего объединение культур подхода к процессу обучения через экспериментирование и усиление роли культуры страны-партнера в осуществлении совместных проектов.
Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что еще предстоит инкорпорировать в национальное законодательство ряд положений Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Субъекты Российской Федерации должны активнее использовать в своей деятельности типовые и рамочные соглашения о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями, в том числе и в сфере культуры.
Россия должна продолжать развивать свое сотрудничество и сотрудничество субъектов РФ с Советом Европы. Необходимо обобщать и распространять европейский опыт в области развития и укрепления местной и региональной демократии, межрегиональных и приграничных связей для его применения в российских условиях.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Под европейским правом в широком смысле слова понимается, как правило, правовое регулирование отношений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, научных и культурных отношений. Европейское право в узком смысле — это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере правовым регулированием всего Европейского союза [11, с. 19].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитический обзор: важнейшая правовая информация. Выпуск 23 сентября 2002 года. Доступно по адресу: http://files.elcode.ru/news/weekdoc_020923.shtml
2. Вардомский Л.Б. Приграничное сотрудничество в России: современные особенности и тенденции развития // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
— М., 2002.
3. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов. — М., 2002.
А. Дружинин П.В. Анализ экономических условий развития лесопромышленного комплекса Карелии // Проблемы прогнозирования. — 2003. — №1.
5. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — №31.
6. Международно-правовые документы по вопросам культуры. — СПб., 1996.
I. Молчанов С.Н. Европейское культурное право. Статья доступна по адресу: http://smolchanov.narod.ru/ ECLrus.htm
8. Рождественская ЕЛ., Рождественская СБ. Место народной культуры в общественном прогрессе // Ориентиры культурной политики. — 2001. — №6.
9. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. — М., 2002.
10. Строим вместе Европу на основе верховенства закона. — Совет Европы, 2003.
II. Топорнин Б.Н. Европейское право. — М., 1998.
12. Щебарова Н.Н. Развитие регионального и приграничного сотрудничества в концепции внешнеэкономических связей России: (Электронный ресурс) // Научно-
техническая конференция МГТУ: Секция «Научные и практические проблемы юриспруденции»: МГТУ, 2000. Статья доступна по адресу:
http://www.must.eddo. run/publish/conf/11 notch/section 10_17.html
FRONTIER COOPERATION IN THE AREA OF CULTURE
Y.A. Borozdina
The Department of International and Constitutional Law Petrozavodsk State University
Lelin av, 33, 185610 Petrozavodsk, Russia
Some problems of the legal regulation of frontier cooperation in the area of culture are consider article. For this purpose there are elucidated of the terms “Frontier Cooperation” and “Culture” there are accentuated 3 levels of the frontier.