УДК 332.14
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НАН СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ СНГ
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет
В.И. ШКРОМАДА1 А.О. ЛЕБЕДЕВ2
В статье определяется сущность приграничного сотрудничества как составляющей экономической интеграции регионов СНГ. Разработана таблица соотношений количественных характеристик приграничных регионов России и стран-соседей. Выявляются перспективы интенсификации приграничного сотрудничества Белгородской области с соседними регионами Украины.
‘е-таіі: [email protected] - е-таіі: [email protected]
Ключевые слова: экономическая интеграция, приграничное сотрудничество, межрегиональное взаимодействие.
Межгосударственная экономическая интеграция продуктивно развивается при действии ряда необходимых предпосылок и прохождении определенного рода этапов развития. Кроме объективных причин, побуждающих страны интегрироваться в конкурентной рыночной среде, таких как глобализация, международное разделение труда, транснационализация бизнеса, всеобщий научно-технический прогресс, мировые финансово-экономические кризисы и пр., к факторам, усиливающим интеграционные процессы между странами, на наш взгляд, также относятся:
- устойчивые, исторически сложившиеся социо-культурные и экономические
связи;
- сопоставимый уровень экономического развития;
- схожие системы хозяйствования и уклады;
- географическая близость интегрирующихся стран (близкое расположение и наличие общей сухопутной или морской границы);
- общность экономических интересов соседних стран и возможность более эффективного совместного решения конкурентных проблем.
Взаимопроникновение хозяйственно-экономической деятельности наиболее интенсивно идет на межрегиональном уровне, так как в рыночной экономике, при наличии правовой возможности, значительное количество фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. И эти контакты тем теснее и шире, чем развитее вышеизложенные предпосылки. Наибольшая распространенность межфирменного экономического сотрудничества наблюдается в приграничных регионах соседних государств. Приграничное сотрудничество, по нашему мнению, является необходимой начальной составляющей межгосударственной экономической интеграции. Степень развитости приграничного сотрудничества двух стран-соседей одного макрорегиона определяет темпы межстрановой экономической интеграции на региональном уровне.
Актуальность задачи развития приграничного сотрудничества стран СНГ как двигателя межрегиональной интеграции определила цель исследования, направленную на выявление сущности данного понятия и перспектив интенсификации приграничного сотрудничества Белгородской области с соседними регионами Украины.
Особенности регионального развития приграничного региона требуют сосредоточения на его специфике, которая свойственна именно данному типу регионов и обусловлена особенностями конкретной территории. Фактор территориальности имеет основополагающее значение для изучения трансграничных межрегиональных взаимодействий и приграничного сотрудничества и занимает одно из первостепенных значений в блоке исследований региональной экономики. Специфику трансграничных взаимодействий определяет именно близость расположения соседних регионов, зачастую - общность природно-климатических условий хозяйствования и логистической инфраструктуры.
Единого подхода к содержанию категории «приграничное сотрудничество» в российской экономической науке до сих пор не выработано. При этом само понятие
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №7 (150). Выпуск 26/1
употребляется в научных публикациях довольно часто, при этом не всегда даже определяется его категориальная сущность. Так, Н.П. Жук выделяет следующие походы к определению термина «приграничное сотрудничество».
Европейский подход, согласно которому данный вид межрегионального взаимодействия рассматривается с точки зрения перспективы единого «потенциального региона» [1, с. 188]. т. е. приграничное сотрудничество становится механизмом для достижения такого состояния социально-экономического пространства, которое становится потенциально единым. Специфической чертой европейского регионализма является то, что данный подход обусловлен выбором соответствующей интеграционной модели межрегиональных взаимодействий приграничных регионов.
Российский подход, анализируемый автором с опорой на мнения авторитетных ученых, настаивающих на необходимости учитывать специфику российских приграничных регионов и негативное влияние наличия границ на эффективность создаваемого единого экономического пространства. По нашему мнению, данный подход требует тщательной адаптации в российских условиях хозяйствования и специфики таможенного законодательства.
Следует согласиться с мнением И.И. Сигова, рассматривающего приграничное сотрудничество как «совокупность взаимодействий элементов триады «природа -население - хозяйство», а также соответствующих управляющих структур, относящихся к сопредельным приграничным регионам двух государств» [2, с. 198-199].
Заслуживает внимания выделенная Н.П. Жуком классификация сфер приграничного сотрудничества, включающая следующие составляющие для анализа:
- инвестиционное взаимодействие;
- международная интеграция;
- внешнеторговое взаимодействие; туризм;
- сотрудничество в области науки и образования;
- институциональное взаимодействие [1, с. 189].
На наш взгляд, выделение международной интеграции как одной из сфер приграничного сотрудничества в числе прочих, которые фактически являются формами международной интеграции, является несколько некорректным. К тому же, хотя сотрудничество в области образования непосредственно пересекается с взаимодействием в сфере науки, все же эти две сферы заслуживают, по нашему мнению, отдельного анализа. Несомненно, данная классификация была бы полнее при включении в нее сферы взаимодействия в области культуры и спорта.
Широкое распространение трансграничное сотрудничество приобрело в последние десятилетия в Европе в виде так называемых еврорегионов - трансграничных регионов, которые охватывают сопредельные приграничные территории соседних государств, отличающихся определенным этническим, экономическим и социокультурным единством. Работа в формате еврорегиона позволяет его участникам развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, науки, культуры [3, с. 138]. А.А. Александров определяет еврорегион как своеобразный проект, в рамках которого реализуются международные инициативы и который позволяет использовать уже наработанный опыт трансграничного взаимодействия, объединяя интеллектуальные ресурсы регионов-соседей для оптимизации их конкурентных преимуществ [4].
На наш взгляд, еврорегионы являются более зрелой, чем просто двусторонние соглашения соседних стран о межрегиональном сотрудничестве, стадией развития интеграции. На западных приграничных территориях активно создаются различные еврорегионы: Калининградская область приняла участие в создании еврорегионов «Сауле» вместе с районами Швеции и Литвы, «Балтика» - вместе с регионами Польши, Швеции, Литвы и Латвии. Республика Карелия организовала еврорегион «Карелия» вместе со смежными областями Финляндии. В рамках российско-украинской интеграции создано уже несколько еврорегионов - «Днепр» (Брянская область РФ, Чернигов-
ская область Украины и Гомельская область Белоруссии), «Ярославна» (Курская область РФ и Сумская область Украины), «Слобожанщина» (Белгородская область РФ и Сумская область Украины) и «Донбасс» (Ростовская область РФ, Донецкая и Луганская области Украины).
Российская Федерация имеет сухопутную границу с 1б-ю странами (в том числе с двумя - частично признанными) и морскую - с двумя (Япония и США), что является самым большим показателем в мире. Результаты проведенного нами анализа приграничных регионов России, их экономического уровня развития приведены в таблице 1.
Для сравнения социально-экономического уровня развития приграничных регионов нами взяты такие критерии, как величина среднедушевого валового регионального продукта российских регионов (данные за 2010 г.) и среднедушевые доходы населения (ДН) по регионам РФ (данные за 2011 г.), выраженные в долларах США. Ввиду ограниченной доступности данных по всем зарубежным регионам нами принимались такие допущения, как средние значения по стране: среднедушевого ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности, и средних значений заработной платы (по данным Международного Валютного фонда (МВФ) [5].
Таблица
Характеристика приграничных регионов Российской Федерации
Регион РФ ВРП/ ДН, $, 2010 Г. Дохо-ды/ДН, $. 2011 Г. Соседние страны и регионы ВВП/ ДН, $, 2012 Г. Ср. з/пл, $, 2011 Г.
1 2 3 4 5 6
Россия 17 709 1215
Мурманская область 9698,45 862,13 Норвегия (фюльке Финнмарк) 55 009 3678
Республика Карелия 6516,4 597,71 Финляндия (области: Кайнуу, Лапландия, северная Карелия, Северная Остроботния, Южная Карелия, Кюменлааксо) 36 395 2925
Санкт-Петербург 11329,1 885,68
Ленинградская обл. 9662,1 542,8
Эстония (уезды: Ида-Вирумаа, Вырумаа, Иыгевамаа, Пылвамаа, Тартумаа) 21 713 1267
Псковская обл. 4106,2 483,32
Латвия (крап: Алуксненский, Бал-тинавский, Вилякский, Зилупский, Карсавский, Лудзенский, Цибл-ский) 18 255 1109
Калининградская обл. 6833,5 575Д5 Литва (уезды: Клайпедский, Ма-риямпольский, Таурагский) 21 615 1098
Польша (воеводства: Варминско-Мазурское, Подляское, Поморское) 20 592 1536
Псковская обл. 4106,2 483,32 Витебская обл. Белоруссия 15 653 959
Смоленская обл. 4970,7 544,09
Могилевская обл.
Брянская обл. 3709,6 522,92
Гомельская обл.
Черниговская обл. Украина 7 374 686
Сумская обл.
Курская обл. 5607,9 558,33
Белгородская обл. 8536,7 640,54
Харьковская обл.
Луганская обл.
Воронежская обл. 4638,0 540,75
Ростовская обл. 4865,3 545,50
Донецкая обл.
Краснодарский край 6358,9 640,41 АР Крым
Абхазия (районы: Гагрский, Гу-даугский, Гулрыпшский, Сухумский) - -
гдпз
Окончание табл. і
1 2 3 4 5 6
Карачаево-Черкесская респ. 3000,5 400,06
Грузия (край: Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети, Самегрело-Земо-Сванети) 5 930 603
КабардиноБалкарская респ. 2914,0 430,54
Северная Осетия (Алания) 3461,9 468,72
Южная Осетия (Дзауский район) - -
Грузия (край: Кахетия, Мцхета-Мтианети) 5 930 603
Респ. Ингушетия 1717,1 393,94
Чеченская респ. 1817,8 477,91
Респ. Дагестан 3249,7 622,76
Азербайджан (районы: Белоканский, Габалинский, Закатальский, Кахский, Кусарский, Огу.зский, Хачмасский, Шекинский) ю 478 596
Респ. Калмыкия 2771,7 300,83 Атыраузская обл. Казахстан 13 893 753
Астраханская обл 4740,6 546,24
Западно- Казахстанская обл.
Волгоградская обл. 5518,4 494,70
Саратовская обл. 4817,3 446,25
Самарская обл. 7092,3 741,26
Оренбургская обл. 7358,0 507,39
Актюбинская обл.
6116,0 628,96 Костанайская обл.
Челябинская обл.
Курганская обл. 4153,7 489,03
Северо- Казахстанская обл.
Тюменская обл. 31975,3 1013,77
Омская обл. 6174,5 587,66
Павлодарская обл.
Новосибирская обл. 5959,8 621,61
Алтайский край 4072,5 425,89
Восточно- Казахстанская обл.
Республика Алтай 34бо,1 471,45
Синыцзян-Уйгурский авт. р-н Китай 9 162 656
Монголия (Аймаки: Баян-Улгий, Булган, Сэлэнгэ, Хувсгэл, Завхан, Уве, Дорнод, Хэнтий) 5 372 415
Респ. Тыва 3275,4 373,52
Респ. Бурятия 4627,8 535,45
Забайкальский край 5339,3 544,08
Китай (провинции Хейлунцзян, Гирин, авт. р-н Внутренняя Монголия) 9 162 656
Амурская обл. 7108,4 боб,12
Еврейская АО 6058,3 563,04
Хабаровский край 8595,4 809,75
Приморский край 7805,6 652,80
КНДР (город Расон) -
Япония (губернаторство Хоккайдо) 36 266 2522
Сахалинская обл. 32523,6 Ю99,43
Чукотский АО 27235,3 1466,76 США (пггат Аляска) 49 992 3263
Результаты анализа приведенных данных подтверждают вывод о том, что государства, окружающие Российскую Федерацию, значительно отличаются как по культурному, историческому и политическому, так и по экономическому развитию. Наиболее экономически развитые страны граничат с нами на Северо-Западе - это Норвегия,
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 №7 (150). Выпуск 26/1
Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, а также на Западе - «морские» соседи -США и Япония. Государства, экономически менее развитые, чем Россия - это, в основном, страны СНГ. Следует отметить, что такое экономически мощное по объему ВВП государство, как Китай, по выделенным в данном исследовании показателям значительно отстает от РФ (среднедушевой ВВП и средняя зарплата меньше средних российских показателей в 1,9 раза соответственно). Из постсоветских государств (кроме стран Балтии) наименьшее отставание от России по приведенным показателям наблюдается у членов Евразийского Таможенного Союза: Белоруссии (в 1,13 и 1,27 раза соответственно) и Казахстана (в 1, 27 и 1, 61 раза соответственно). Интересно сравнить показатели Украины с Российской Федерацией и странами Таможенного Союза ввиду потенциальной заинтересованности в более тесной интеграции с этой крупнейшей после России страной СНГ. Тем более в этом заинтересован Белгородский регион, граничащий сразу с тремя областями Украины - Сумской, Харьковской и Луганской. Рейтинг данных четырех государств по показателю среднедушевого ВВП по ППС ООН выглядит следующим образом: РФ (17709 дол. США), Белоруссия (15653 дол. США), Казахстан (13893 дол. США) и Украина (7374 дол. США).
Аналогичное соотношение наблюдается и по показателю средней заработной платы в долларах США (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение показателей уровня социально-экономического развития России
и крупнейших стран СНГ
Следует заметить, что территории, прилегающие к нашим границам, различаются значительно и в историко-культурном аспекте - от европейской цивилизации до культур Китая и Монголии. Не следует забывать о мусульманских и исламских традициях наших южных соседей. Однако уже достаточно долгая интеграция разных культур и общее историческое прошлое со многими народами, населяющими теперь суверенные государства, облегчают развитие межрегиональных связей.
Необходимость активизации целенаправленного воздействия на процессы приграничного сотрудничества со стороны региональных властных структур способствовала созданию практически во всех приграничных регионах программных стратегических документов по развитию этих процессов. Результаты проведенного анализа большинства документов показывают их общую направленность на расширение, прежде всего, экономического приграничного взаимодействия, наряду с научным, социокультурным и прочим.
Долгосрочная целевая программа «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области на 2012-2016 годы», утвержденная Постановлени-
ем Правительства Белгородской области № 463 пп от 19.12.2011 г. [6], определяет основные направления развития, включающие связи по следующим направлениям:
- торгово-экономические;
- научно-технические;
- социально-культурные.
Однако многие авторы отмечают ее декларативность и отсутствие реальных инструментов поддержки развития интеграционных процессов [7].
В свете намеченного программного развития наибольший интерес представляют интеграционные перспективы Белгородской области и ближайших украинских регионов - Сумской, Харьковской и Луганской областей. Создание еврорегиона «Слобожанщина», разумеется, является позитивным шагом на пути к интеграции приграничных регионов. Однако, на наш взгляд, необходимы конкретные шаги по развитию именно экономических связей между хозяйствующими субъектами приграничных регионов, а также по восстановлению утраченных и созданию новых. Исходя из этого, дальнейшее развитие данного исследования требует анализа динамики комплекса социально-экономических показателей четырех регионов в сравнении.
Список литературы
1. Жук, Н.П. Фактор приграничного сотрудничества в социально-экономической политике приграничных субъектов СЗФО РФ / Н.П. Жук // Региональная экономика. 2012. № 1. С. 187-198.
2. Сигов, И.И. Региональная экономика (методология исследования и понятийный аппарат) / И.И. Сигов. - М.: Вуз и школа, 2003.
3. Кныш, С.В. Региональные аспекты российско-украинского приграничного сотрудничества / С.В. Кныш // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2012. № 2. С. 136-141.
4. Александров, А.А. Приграничное сотрудничество России и Финляндии в контексте интеграционных процессов на современном этапе / А.А. Александров // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 6. С. 179-183.
5. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/ехіетаї/шввіап/.
6. Постановление правительства Белгородской обл. от 19.12.2011 № 463-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области на 2012-2016 годы» // Белгородские Известия. - Выпуск № 64 от 13.04.2012 г. - С. 11.
7. Сапрыка, В.А. Применение социальных технологий для развития еврорегиона «Слобожанщина» в условиях интеграции России и Украины / В.А. Сапрыка // Публічне управління: зб. тез XIII Міжнар. наук, конгрессу, 21-22 березня 2013 р. - X.: Вид-во ХарРІНАДУ «Магістр», 2013. С. 49-50.
CROSS-BORDER COOPERATION AS A COMPONENT OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION CIS
VJ. SHKROMADA A.O. LEBEDEV
Belgorod State National Research University
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
The article defined the essence of cross-border cooperation as a part of the economic integration of the regions of the CIS. Developed a table of relations of quantitative characteristics of border regions of Russia and neighboring countries. Identified prospects of intensification of cross-border cooperation of the Belgorod region with the neighboring regions of Ukraine.
Keywords: economic integration, cross-border co-operation, inter-regional cooperation.