УДК 332.021
JEL R11
Отгонбаяр Намуун
студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]
Свирин Тимур
студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]
Шедько Юрий Николаевич
д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», АНО ДПО «Академия подготовки главных специалистов», г. Москва e-mail: [email protected]
Otgonbayar Namuun
Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
Svirin Timur
student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]
Shedko Yu. N.
Doctor of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Academy of Training of Chief Specialists, Moscow e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-4277-2019-2- 77-81
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ
Аннотация. Исследована проблема устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии. На основе анализа основных показателей экономики Монголии и ее аймаков сделаны выводы: значительную роль в устойчивости развития экономики Монголии играет приграничное сотрудничество; в связи с неоднородностью и значительной дифференциацией по уровню развития при разработке стратегии приграничного сотрудничества существует потребность в учете специфики каждого отдельного региона и аймака; решение проблемы устойчивого социально-экономического регионального развития Монголии целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода. Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие, приграничное сотрудничество, Монголия, регион, аймак.
CROSS-BORDER COOPERATION
AS A COMPONENT OF SUSTAINABLE REGIONAL
DEVELOPMENT OF MONGOLIA
Abstract. The paper examines the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia. Based on the analysis of the main indicators of the economy of Mongolia and its aimaks, it has been concluded, that cross-border cooperation plays a significant role in the sustainable development of the economy of Mongolia; due to heterogeneity and significant differentiation in terms of development, when developing a strategy for cross-border cooperation, there is a need to take into account the specifics of each individual region and aimak; the solution of the problem of sustainable socio-economic regional development of Mongolia should be implemented on the basis of an integrated approach.
Keywords: sustainable socio-economic development, cross-border cooperation, Mongolia, region, aimak.
Практика государственного и муниципального управления предъявляет настоятельные запросы на исследования в сфере конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития территорий [4; 5; 10]. Проблемы и основные тенденции устойчивого социально-экономического развития Монголии исследовались в работах таких ученых, как У. В. Цыренжапова, Д. Д. Бадараев, Н. И. Атанов, В. С. Потаев, Б. Д. Цыдыпов и др. [1; 3; 6]. Вместе с тем, на уровне отдельных регионов и аймаков проблема исследована недостаточно, особенно применительно к приграничным территориям.
Конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро, посвященная вопросам сохранения окружающей среды, оказала значительное влияние на исследование и практическое воплощение идей устойчивого развития в Монголии. Была выработана программа сбалансированного развития Монголии XXI века. Эта программа стала основополагающим документом стратегического планирования развития страны. Монголии впервые удалось ясно сформулировать подход к национальной политике, основанный на внутренних ресурсах, предусматривающий сохранение окружающей среды, Декларация, посвященная восьми целям развития тысячелетия до 2015 г., позволила принять взвешенное решение о создании уникального экономического механизма устойчивого сбалансированного развития страны, включающего систему мониторинга и оценки. Благодаря принятию этой декларации определены национальные приоритеты на среднесрочный и долгосрочный период.
© Отгонбаяр Н., Свирин Т., Шедько Ю.Н., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Государственная программа Монголии «Цель устойчивого развития — 2030» является глобальным по своему охвату долгосрочным политическим документом, в котором с учетом экономического, социального и экологического аспектов определен характер системы сбалансированного развития страны. Ход социально-экономического развития регионов и аймаков Монголии в первую очередь связан с историей становления страны, с ее территориально географическим положением, наличием значительных запасов полезных ископаемых. Вместе с тем, велико влияние и субъективных факторов, в частности, таких как эффективность деятельности органов управления.
Отметим, что в развитии Монголии наблюдается явная диспропорциональность. Это отрицательным образом сказывается на экономике и экологической обстановке в отдельных регионах и аймаках. Именно поэтому при разработке стратегии устойчивого развития существует потребность в учете специфики каждого отдельного региона и аймака, что позволит сформировать грамотную политику повышения качества жизни населения и условий ведения бизнеса в этих территориальных административных единицах. Обширная территория наряду с малой численностью населения и огромным запасом полезных ископаемых - это существенная особенность Монголии. Население Монголии преимущественно проживает в городах (71 %), в частности доля численности населения столицы г. Улан-Батор в общей численности населения составляет 46 %.
Рынок труда Монголии зависим от демографических факторов, как исторических, так и от тех, что формируют динамику развития в настоящий момент. Исторически сложилась так, что несмотря на огромную территорию, население страны довольно малочисленно, но в последние годы наметилась тенденция к увеличению средней плотности населения, при этом оставаясь невысокой по сравнению с другими странами. Ядро трудоспособного населения сконцентрировано в столице страны и в прилегающих к столице кольцу из крупных городов, где в наличии развитая инфраструктура, транспортная логистика, и размещены крупные предприятия, генерирующие новые рабочие места. Процессы урбанизации в Монголии следуют мировому тренду на сокращение доли жителей проживающих в сельской местности, и тем не менее, пока только треть населения данной страны сосредоточено в городах.
Несмотря на наметившиеся тенденции преобразования, Монголия остается страной, где 50 % работающих граждан заняты в скотоводческой сфере бизнеса. Оплата труда скотоводов зачастую даже ниже уровня прожиточного минимума. Скотоводство рискованный вид деятельности, так как занятость в данной отрасли экономики сильно зависима от погодных условий. Единственным выходом из этой ситуации становится миграция в город в поисках образования и лучшей жизни.
Следует особо отметить слабую развитость приграничных районов, в которых недостаточно инфраструктурных объектов и отсутствуют рабочие места.
Экономика Монголии характеризуется высокой зависимостью от сырьевого экспорта ресурсов (см. рис. 1). Это в свою очередь говорит о том, что финансовые риски, связанные с изменением мировых цен на экспортируемое сырье, могут отпугнуть стратегических инвесторов, что представляет угрозу для макроэкономической стабильности экономики.
Столица страны - город Улан-Батор вносит наибольший вклад в экономическое развитие Монголии. Именно столица занимает лидирующие позиции по вкладу в валовой внутренний продукт по показателю развития сферы услуг, промышленной и обрабатывающей отрасли, генерируя свыше половины валового внутреннего продукта страны. Вместе с тем немаловажную роль в развитии играют и аймаки Центрального и Хангайского регионов, специализирующихся на высокомаржинальной продукции сельского хозяйства и промышленности, которую не могут производить другие регионы страны. Весомый вклад в сельское хозяйство также вносят аймаки запада и востока страны, но из-за отсутствия диверсифицированной экономики данные территории имеют высокую зависимость от климатических вызовов.
Существенное снижение цен на минеральные ресурсы, при одновременном внесении изменений в инвестиционную политику страны привели Монголию к состоянию, когда существенный отток внешних инвестиций компенсируется одновременным увеличением инвестиционной активности резидентов Монголии, то есть наблюдается рост внутренних инвестиций. Инвестиции направляются преимущественно в строительный сектор, добычу и переработку полезных ископаемых, оборонную промышленность, сферу услуг, перерабатывающую промышленность.
10%
39%
\
23 %
1 - сельское хозяйство; 2 - добыча полезных ископаемых; 3 - перерабатывающая промышленность; 4 - оптовая и розничная торговля; 5 - другие виды экономической деятельности Источник: [12]
Рис. 1. Структура валового внутреннего продукта Монголии по секторам в 2017 г., %
Большую роль в устойчивом инновационном развитии территорий играют институциональные инструменты, особенно институциональные инструменты инновационного развития [2; 8]. При этом возрастает необходимость государственной поддержки инновационно-активных предприятий, в том числе малых инновационных предприятий [7; 9; 11].
Исследование показало, что конкурентоспособность территорий имеет четкую корреляцию с показателями социально-экономического развития страны, более того, фундаментом данной зависимости является корреляция конкурентоспособности территорий с показателями социально-экономического развития отдельных административных единиц, как составной части совокупности территории страны. Актуальность рассмотрения отдельных приграничных территориально административных единиц связана с тем, что локомотивом развития международного взаимодействия и сотрудничества являются приграничные территории - территории, часть границ которых прилегает к границе территорий другого государства, приграничные территории двух стран разграничены специальной линией. Приграничные территории ввиду своей специфики и географического положения имеют высокий потенциал наладить устойчивую экономическую и социальную коммуникацию с соседствующими государствами.
Приграничные территории соседствующих стран оказывают значительное влияние на развитие друг друга. Такое влияние возможно благодаря наличию сотрудничества в плане трансграничных транспортных и энергетических сообщений, совместному развитию инфраструктуры, бизнес-среды, торговых отношений, технологическому, культурному и гуманитарному обмену. Гармоничное и продуктивное развитие приграничных территорий требует от государств совместной комплексной работы по разработке, заключению и ведению международных договоров и программ.
Ввиду стратегического положения приграничных территорий, необходимо подходить к вопросу изучения возможностей обеспечения стабильно высокого уровня развития социально-экономической сферы приграничных территорий с научно обоснованных позиций. Острые вызовы, которые стоят перед приграничьем Монголии требуют комплексного подхода к решению данных проблем.
Отсутствие внешних инвестиций негативно сказывается на экономическом росте. Но Монголия стремится к диверсификации экономики посредством включения в свои экономические приоритеты горнодобывающую промышленность и сельхоз инновации. Диверсификация требует рационального подхода к оценке рентабельности выбранных приоритетов и учета рисков, которые могут возникнуть при реализации данной политики при имеющейся конъюнктуре и ограниченных финансовых ресурсов.
Тенденция развития мировой экономики вселяет оптимизм. В результате проведенного исследования установлено, что в настоящий момент наблюдается постепенный переход Монголии на рельсы устойчивого развития. Ряд проблем мешает осуществлению этих процессов, но благодаря принятым и реализуемым программам, данные проблемы в скором времени будут комплексно решены при участии всех заинтересованных экономических агентов. По мнению авторов, усиленное внимание к приграничным территорий — насущное требование устойчивого развития Монголии, которая может получать от соседей ценный опыт, технологии, инвестиции и др.
В заключение отметим направления устойчивого развития Монголии, которые необходимо реализовать в условиях ограниченного бюджета, влияния внешних вызовов и однобокой сырьевой экономики:
- сбалансированность финансирования экологии, социальной сферы и экономики;
- диверсификация экономики страны;
- сокращение неравенства в доходах населения;
- сокращение диспропорций в развитии между городом и сельской местностью;
- снижение уровня безработицы;
- повышение благосостояние населения, развитие человеческого капитала;
- бережное использование природных ресурсов;
- развитие транспортной инфраструктуры, в том числе приграничных регионов;
- совершенствование нормативно-правовой базы устойчивого сбалансированного развития территорий приграничных регионов, укрепление связей и сотрудничества с географическими соседями.
Библиографический список
1. Бадараев, Д. Проблемы занятости населения в Монголии [Электронный ресурс] // Власть. - 2013. - № 07. - С. 78-81. -Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/pшЫemy-zanyatosti-naselemya-v-mongoШ (дата обращения: 18.12.2018).
2. Барменкова, Н. А. Роль государства в совершенствовании функционирования институтов развития в инновационной сфере / Н. А. Барменкова, Н. Л. Красюкова // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции, под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, 2015. - С. 58-60.
3. Болор, Б. Проблема занятости и безработицы [Электронный ресурс] // Научный журнал. - 2017. - № 07 (20). - С. 2527. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29672833& (дата обращения: 18.12.2018).
4. Ильин, В. В. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России / В. В. Ильин, Ю. Н. Шедько // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. -№ 11-12. - С. 14-15.
5. Метелева, Е. Р. Стратегическая оценка роли городов в условиях глобализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - № 5. - С. 92-95.
6. Очбадрах, Н. Анализ социально-экономического развития аймаков Монголии [Электронный ресурс] / Н. Очбадрах, О. Очиржав // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (ч. 1). - Режим доступа: http://www.science-educatюn.ш/ш/artide/view?id=17474 (дата обращения: 18.12.2018).
7. Панина, О. В. [и др.]. Роль инновационно-активных предприятий в современном развитии зарубежных государств / О. В. Панина, М. М. Пухова, Э. А. Платини // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2010. - № 2 (18). - С. 36-40.
8. Прокофьев, С. Е. [и др.]. Развитие институтов устойчивого развития // Управление устойчивым развитием / С. Е. Прокофьев, И. А. Рождественская, Н. А. Барменкова, И. А. Кабалинский, А. П. Галкин, И. Н. Ильина, А. А. Савельев; под ред. А. В. Трачука. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Реальная экономика», 2015. - С. 84-110.
9. Рагулина, Ю. В. Финансовое регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий: монография / Ю. В. Рагулина, Н. А. Завалько, А. Д. Рагулин. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - 186 с.
10. Шедько, Ю. Н. Особенности управления функционированием и развитием региональных социально-экономических систем в условиях глобализации // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 2. - С. 433-437.
11. Шубцова, Л. В. Развитие мер государственной поддержки малых инновационных предприятий // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы: сборник материалов V Международного научного конгресса. Под науч. ред. А. В. Шарковой, И. А. Меркулиной, 2017. - С. 122-126.
12. Официальный сайт Национальной статистической службы Монголии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nso.mn (дата обращения: 18.12.2018).
References
1. Badaraev D. Problemy zanyatosti naseleniya v Mongolii [Problems of employment of the population in Mongolia], Vlast', 2013, I. 07, pp. 78-81. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-zanyatosti-naseleniya-v-mongolii (accessed 18.12.2018).
2. Barmenkova N. A., Krasyukova N. L. Rol' gosudarstva v sovershenstvovanii funktsionirovaniya institutov razvitiya v innovat-sionnoi sfere [The role of the state in improving the functioning of development institutions in the innovation sphere]. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya gosudarstvennogo upravleniya: sbornik nauchnykh statei po materialam ezhegodnoi Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pod red. S. E. Prokof'eva, O. V. Paninoi, S. G. Eremina [In the collection: Actual problems and prospects for the development ofpublic administration a collection of scientific articles based on the materials of the annual International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 58-60.
3. Bolor B. Problema zanyatosti i bezrabotitsy [The problem of employment and unemployment], Nauchnyi zhurnal, 2017, № 07 (20), pp. 25-27. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29672833& (accessed 18.12.2018).
4. Il'in V. V., Shed'ko Yu. N. Podkhody k otsenke sotsial'no-ekonomicheskoi effektivnosti razvitiya regionov Rossii [Approaches to assessing the socio-economic effectiveness of the development of Russian regions], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law], 2012, I. 11-12, pp. 14-15.
5. Meteleva E. R. Strategicheskaya otsenka roli gorodov v usloviyakh globalizatsii [Strategic assessment of the role of cities in the context of globalization], Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii [Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics], 2007, I. 5, pp. 92-95.
6. Ochbadrakh N., Ochirzhav O. Analiz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya aimakov Mongolii [Analysis of the socio-economic development of aimags of Mongolia], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modernproblems of science and education], 2015, № 1 (part 1). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17474 (accessed 18.12.2018).
7. Panina O. V., Panina O. V., Pukhova M. M., Platini E. A. Rol' innovatsionno-aktivnykh predpriyatii v sovremennom razvitii zarubezhnykh gosudarstv [The role of innovation-active enterprises in the modern development of foreign countries], Trubopro-vodnyi transport: teoriya i praktika [Pipeline transportation: theory and practice], 2010, № 2 (18), pp. 36-40.
8. Prokof'ev S. E., Rozhdestvenskaya I. A., Barmenkova N. A., Kabalinskii I. A., Galkin A. P., Ilina I. N., Savel'ev A. A. Raz-vitie institutov ustoichivogo razvitiya; pod red. A. V. Trachuka [Development of institutions for sustainable development; in A. V. Trachuk (ed.)] Upravlenie ustoichivy'm razvitiem Sankt-Peterburg [In the book: Sustainable Development Management St. Petersburg], 2015, pp. 84-110.
9. Ragulina Yu. V., Zaval'ko N. A., Ragulin A. D. Finansovoe regulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti promyshlennykh predpriyatii: monografiya [Financial regulation of innovation activity of industrial enterprises: monograph], Moscow: RUSAINS, 2018, 186 p.
10. Shed'ko Yu. N. Osobennosti upravleniya funktsionirovaniem i razvitiem regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii [Features of the management of the functioning and development of regional socio-economic systems in the context of globalization], Audit i finansovyi analiz, 2010, I. 2, pp. 433-437.
11. Shubtsova, L. V. Razvitie mer gosudarstvennoi podderzhki malykh innovatsionnykh predpriyatii [Development of state support measures for small innovative enterprises], Fundamental'nye i prikladnye voprosy effektivnogo predprinimatel'stva: novye resheniya, proekty, gipotezy: sbornik materialov V Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa [In the collection: Fundamental and applied issues of effective entrepreneurship: new solutions, projects, hypotheses]. Materialy V Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, pod nauch. red. A. V. Sharkovoi, I. A. Merkulinoi [Materials of the VInternational Scientific Congress. In A. V. Shar-kova, I. A. Merkulina (ed.)], 2017, pp. 122-126.
12. Ofitsial'nyi sait Natsional'noi statisticheskoi sluzhby Mongolii [The official website of the National Statistical Service of Mongolia]. Available at: http://www.nso.mn (accessed 18.12.2018).