12. Bach, J.P.G. Between Sovereignty and Integration: German Foreign Policy and National Identity after 1989. - N. Y.: 1999. - pp. 50-51.
13. Shapiro, M. Указ соч. - С. 15.
14. Milliken J. Указ соч. - С. 231.
15. Там же. - С. 243.
16. Waever O. Identity, communities and foreign policy: Discourse analysis as foreign policy theory. // European Integration and National Identity: the Challenge of the Nordic States. Hansen L., Waever O. (eds). - L., 2002.
17. Там же.
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
УДК 323.1
А.П. Кузьминых,
аспирант, ЧитГУ
Научные интересы: изучение динамики и проблем приграничного сотрудничества в РФ и Читинской области. Выявление основных факторов обеспечения национальных интересов России в приграничных условиях. Рассмотрение миграционных проблем на приграничных территориях.
В статье рассматривается ситуация в приграничном сотрудничестве Читинской области с сопредельными административно-территориальными образованиями Китайской Народной Республики. Дается оценка соблюдению национальных интересов при осуществлении политики приграничного сотрудничества области в сфере административного взаимодействия, торгово-экономического сотрудничества, инвестиционной деятельности, охране государственной границы, миграции, привлечении иностранной рабочей силы ■
In the article the situation in the near-boundary cooperation of the Chita region with adjacent administrative-territorial formations of the People's Republic of China is considered. The estimation to observance of national interests is given at realization of policy of the near-boundary cooperation of region in sphere of administrative interaction, trade and economic cooperation, investment activity, to protection to state border, migration, attraction of a foreign labour ■
* * *
Важность развития приграничных территорий имеет особую актуальность для Российской Федерации - страны, которая обладает самой протяженной в мире границей - 61 тыс. км, граничит с 16 государствами. Такое количество стран-соседей больше не имеет ни одно государство мира. Из 89 субъектов Федерации 45 являются
приграничными, причем 37 из них примыкают к сухопутному участку границы и в той или иной мере сотрудничают с сопредельными регионами 14 государств. Эти регионы занимают по площади 76,6 % всей территории России, в них проживает 43,1 % населения страны. Все это предопределяет очень широкий спектр проблем, особенностей и
направлений развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации. С практической точки зрения, становление и развитие приграничного сотрудничества субъектов РФ тесно связано с жизненно важными экономическими интересами, вопросами их социально-экономического потенциала и повышения уровня благосостояния населения.
Для приграничных регионов, занимающих относительно национальной экономики, как правило, периферийное положение, сотрудничество с сопредельными государствами выступает важным фактором устойчивого развития. В то же время реализация политики приграничного сотрудничества в нашей стране должна напрямую увязываться с обеспечением национальных интересов России.
Национальные интересы, как определяет их Концепция национальной безопасности Российской Федерации, есть «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах»1. Приграничное сотрудничество как явление не только непосредственно затрагивает интересы личности, общества и государства, но и охватывает такие сферы, как экономику, внутреннюю политику, социальную, международную, информационную, экологическую, пограничную и демографическую. Можно констатировать, что обеспечение национальных интересов во всех сферах
1 Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2000 г.) // Рос. газ. -2000 - 18 янв.
приграничного сотрудничества - есть важная стратегическая задача.
Среди особых, стратегически важных территорий востока России выделяется Читинская область - одна из уникальных территорий по своему ресурсно-сырьевому потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированной в мировую систему коммуникаций, исключительно ценным рекреационным ресурсам, емким и свободным от жесткой конкуренции рынком товаров и услуг.
У региона важное геополитическое положение - общая протяженность государственной границы в Читинской области составляет 1926,8 км (российско-китайский участок - 1095,3 км, российско-монгольский - 831,5 км). Через область проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам нашей страны, что позволяет организовать выход российской продукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, в первую очередь, Китая и Монголии. Читинская область характеризуется богатыми полезными ископаемыми и природными ресурсами, но в то же время имеет крайне слабую, депрессивную промышленность.
Все это даёт неоспоримые преимущества Читинской области, закладывает основу для нынешнего и будущего развития. Приграничное положение области в свою очередь обеспечивает подходящие условия для использования имеющихся преимуществ, при этом одновременно выступает в качестве дополнительного самостоятельного значительного преимущества.
Сотрудничество Читинской области с сопредельными территориями Китайской Народной Республики во многом обусловлено интересами, которые имеет каждая сторона. Так, с позиций
Китая, область может рассматриваться в трех проекциях. Первая - политическая и военно-стратегическая, приоритетом которой является обеспечение безопасного и спокойного северного окружения. Вторая - доступ к богатым ресурсам, зачастую являющимся главной геополитической целью всех проектов крупномасштабного сотрудничества в регионе. Третья - рынок сбыта продукции и избыточной рабочей силы северовосточных провинций и автономных округов Китая.
Интересы России, включая интересы государства, общества и личности, возможно выделить при рассмотрении различных аспектов приграничного сотрудничества Читинской области и сопредельных административно-территориальных образований КНР.
Сотрудничество Читинской области с приграничными регионами Китая видится нам в ряде плоскостей. Прежде всего, отметим политико-административное взаимодействие, которое обеспечивает политические основы и гарантии сотрудничества территорий. Между Читинской областью и регионами КНР заключены следующие соглашения:
1) соглашение об экономическом, торговом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Администрацией Читинской области и Народным Правительством Автономного Района Внутренняя Монголия КНР от 8 декабря 1999 г., в котором говорится, что стороны будут осуществлять сотрудничество в областях промышленности, сельского хозяйства, энергетики, строительства, других сферах сотрудничества. Также достигнута договоренность об активизации обмена в области науки, образования, медицины. Данное соглашение стало одним из первых межрегиональных соглашений России и Ки-
тая, другие регионы в последующем последовали его примеру;
2) соглашение о консультациях между руководителями Читинской области и провинции Хэйлунцзян по вопросам торгово-экономического сотрудничества от 21 октября 2001 г. Г лавы двух приграничных регионов создали первый в истории двух стран международный механизм встреч глав областей и провинций. Этот опыт был одобрен Правительством России и центральным Правительством КНР.
Наличие подобных соглашений крайне важно для стабильности приграничного сотрудничества. Подписывая такие документы, стороны принципиально обозначают свои намерения в отношении друг друга. Здесь находят отражение взаимные интересы и интересы каждой договаривающейся стороны. Именно поэтому данные соглашения и подобные им по содержанию протоколы и планы по сотрудничеству, которые имеются между Читинской областью и городами Хулунбуир и Маньчжурия, являются необходимым элементом гарантирования собственных национальных интересов российской стороны.
Административно-политическое приграничное сотрудничество Читинской области с сопредельными регионами и городами КНР находится на достаточно высоком стабильном уровне, характеризуется взаимопониманием и высокой степенью доверия. Многие вопросы обсуждаются также и на заседаниях отраслевых рабочих групп и советов, образованных силами органов власти регионов.
В плоскости торгово-экономического сотрудничества отношения Читинской области с приграничными регионами Китая характеризуются двумя основными тенденциями: во-первых,
узкая номенклатура российского экспорта, имеющая в основном сырьевую направленность; во-вторых, постепенное возрастание роли импорта из Китая. В течение последних нескольких лет приграничная торговля велась по двум основным каналам - организованному и неорганизованному (челночному) каналам. Для Читинской области Китай даёт 95,0 % годового объема внешнеторгового товарооборота, который в 2006 г. составил 491,9 млн долл. США, в том числе экспорт - 247,1 млн долл. (50,2 %), импорт - 244,8 млн долл. (49,8 %).
Главной проблемой внешней торговли Читинской области является сырьевая направленность экспорта нашего региона, а также значительная зависимость области от данного экспорта. По данным ежегодного отчета Комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области1, товарная структура экспорта в 2006 г. была представлена следующими группами товаров:
- древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 84,7 % (209,4 млн долл.), большая часть товаров данной товарной группы экспортировались в Китай. В тоже время, по данным за 9 мес. 2006 г. объем обработанных лесоматериалов в структуре экспорта леса увеличился до 15 %;
- металлы и изделия из них - 10,4 % (25,8 млн долл.);
- на долю остальных товаров приходится 4,9 %.
Импортирует Читинская область из Китая следующие группы товаров:
- продовольственные товары и
1 Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи Читинской области в 2006 г. // Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. - Чита, 2007.
сельскохозяйственное сырье - 57,6 % (141,1 млн долл.);
- машины, оборудование и транспортные средства - 13,2 % (32,3 млн долл.);
- металлы и изделия из них - 10,5 %;
Таким образом, складывается
структура, при которой природные богатства меняются на товары народного потребления, продукты и овощи. Данная ситуация осложняется значительной криминализацией сферы. Потому как очень большой процент древесины и металла, во-первых, приобретается незаконно, а порой и просто воруется или заготавливается браконьерскими способами; во-вторых, вывозится за границу с использованием различных «серых» схем. В результате наносится не только значительный ущерб экономическим интересам государства в виде неуплаченных налогов и пошлин, но и ущерб природе, вследствие хищнического разграбления ресурсов.
Иной аспект торгово-экономического сотрудничества Читинской области представляет собой развитую челночную торговлю. Несмотря на то, что челночная торговля стала своеобразным спасителем населения приграничных районов в бедные 90-е гг. XX в., сейчас она приобретает всё большее негативное влияние, связанное, прежде всего, со своей криминализацией. Неуплата налогов, взятки чиновникам, реализация некачественных товаров создают значительные угрозы национальным интересам России. В связи с этим необходим перевод челночной торговли в цивилизованное русло. Определенные шаги уже принимаются на государственном уровне, путем ограничения числа поездок и веса разрешенного к ввозу на таможенную территорию товара. Но подобные запретительные меры не яв-
ляются эффективными, поскольку перевод торговли в организованные формы должен сопровождаться созданием условий для торговли нового типа.
Изменение сырьевой направленности экспорта - есть первейшая необходимость обеспечения национальной и региональной безопасности России. Стоит отметить, что шаги в этом направлении уже делаются, так нынешняя политика государства в отношении экспорта «круглого леса» направлена на ограничение экспорта необработанной древесины и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Подобные преобразования смогут увеличить число деревоперерабатывающих предприятий на территории области, что в свою очередь повлияет на социально-экономическое положение в области. Противодействие нелегальным формам торговли также должно стать важным направлением деятельности органов власти региона.
Ещё одним направлением приграничного сотрудничества является экономическая деятельность предприятий Китая на территории Читинской области. На сегодняшний день наиболее крупные проекты с привлечением инвестиций из Китая представлены в горнодобывающей и лесозаготовительной отрасли. В 2005 г. путем участия в аукционах ООО «Г орнопромышленная компания Лунэн» и ООО «Байкалруд», учредителями которых являются китайские компании, получили лицензии на разработку Березовского железорудного месторождения в Нерчинско-Заводском районе и Нойон-Тологойского свинцово-цинкового месторождения в Газиму-ро-Заводском районе соответственно. Срок освоения месторождений - 25 лет. В 2005-2006 гг. компании вложили в проекты по 16 и 5 млн долл. США. Не-
смотря на то, что компании официально декларируют намерения строительства крупных обогатительных комбинатов, реальные действия свидетельствуют, что главная цель проектов - добыча руды и дальнейший её экспорт в Китай, с минимальной переработкой на территории области. Еще одним проектом, получившим широкий общественный резонанс, является строительство Амазар-ского целлюлозного комбината в Мого-чинском районе области в непосредственной близости от российско-китайской границы. Предполагается, что, используя богатые лесные ресурсы северо-восточных районов области и привлекая рабочую силу из Китая, будет создан комбинат с производством 400 тыс3. небеленой целлюлозы в год. В дальнейшем планируется экспорт продукции в Китай для глубокой переработки. Важным моментом является то, что производство небеленой целлюлозы является крайне вредным для экологии процессом.
Всего в области в настоящий момент работает порядка 125 предприятий с иностранными инвестициями, причем большинство из них сосредоточены в лесной сфере и имеют китайских «хозяев». Экономическая эффективность от подобных предприятий крайне мала. Их деятельность отличается криминализацией, нарушением законов и правил, уклонением от уплаты налогов.
Большинство проектов с участием китайских инвестиций имеют ярко выраженную сырьевую направленность, предполагают привлечение большого числа китайских работников. Такая ситуация создаёт определенные угрозы региональной безопасности и национальным интересам России. Но это не значит, что не следует привлекать инвестиции из Китая либо запрещать дея-
тельность китайским предпринимателям. Лейтмотивом использования китайских инвестиций должно являться создание условий для полностью легальной деятельности предприятий, а также обязательством китайских компаний по развитию производств на территории области, привлечению российских работников, совершенствованию инфраструктуры в районе деятельности. Подобная форма деятельности будет способствовать развитию региона, в связи с чем должна являться приоритетным направлением приграничного сотрудничества.
Практика осуществления внешнеэкономической деятельности Читинской области за последние десять лет показала, что дальнейшее развитие, расширение и углубление внешнеэкономического и международного взаимодействия с сопредельными государствами невозможно без развитой приграничной инфраструктуры. В настоящее время на читинском участке российско-китайской границы действуют пять пунктов пропуска, два из которых имеют статус международного, а именно: автомобильный пункт пропуска Забай-кальск и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск.
Наличие совместной протяженной границы и крупных пунктов пропуска не только позволяет приграничным регионам использовать данный ресурс для обоюдного развития, но и приносит обязательства по обеспечению безопасности границы и созданию условий стабильного функционирования пунктов пропуска.
Обеспечение безопасности и охрана государственной границы России можно отнести к жизненно важным национальным интересам. Контроль над пересечением границы, недопущение
незаконного проникновения в страну, а также обеспечение регулирования потоков внешней миграции через государственную границу в полной мере отвечает основополагающим принципам национальной безопасности. Данное направление в структуре приграничного сотрудничества Читинской области с сопредельными регионами КНР занимает, по нашему мнению, недостаточно важное положение и требует значительной активизации.
По данным УФМС России по Читинской области1, в 2006 г. в Российскую Федерацию через пункты пропуска Читинской области, где осуществляется иммиграционный контроль, въехало 207804 иностранных гражданина, в том числе по коммерческим визам въехало 44,4 %, по линии туристического обмена - 6,1 %, на работу 11,2 %
Приграничное сотрудничество в сфере миграции через границу должно быть направлено на совершенствование процесса и взаимодействие при пересечении границы жителями приграничных территорий. Но главным при этом должно оставаться гарантирование собственных национальных интересов, представляемых нами как обеспечение законности пересечения границы и недопущение нелегальной миграции. Данный тезис особенно важен и в силу того, что граница является первым, с чем сталкивается внешний мигрант при въезде в страну, и как первый рубеж она должна не только препятствовать тем, кому Россия «не рада», но и создавать положительный имидж нашей страны для вполне легальных мигрантов.
1 Основные результаты служебной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Читинской области за 2006 г. // Управление ФМС по Читинской области. - Чита, 2007.
Привлечение иностранной рабочей силы в Читинскую область также является одним из элементов приграничного сотрудничества. Так, в 2006 г. иностранная рабочая сила привлекалась в 31 районе области общей численностью 19830 чел. Основную часть из числа работающих составляют граждане КНР - 80,3 %, СНГ - 18,2 %. По отраслям экономики иностранные рабочие распределяются следующим образом: 46 % заняты в строительстве, 21,6 % - в лесном хозяйстве, 20 % - торговле и общественном питании, 2,4 % - сельском хозяйстве.
Наличие мигрантов на рынке труда области создает определенные угрозы общественным интересам и интересам личности, поскольку обостряется конкуренция за рабочие места, вследствие нелегальной миграции возрастает криминализация общества. Рациональное регулирование, введение механизмов квотирования иностранной рабочей силы призвано упорядочить рынок труда области. Однако следует констатировать, что без привлечения мигрантов из Китая невозможно полноценное развитие нашего региона. Другое дело, что миграция должна работать на область, а не область на миграцию.
Приграничное сотрудничество Чи-
тинской области направлено в сторону Китая. Активно развиваются административные, торгово-экономические, финансовые, культурные, спортивные, транспортные связи. Сотрудничество с Китаем имеет для нашего региона неоспоримую важность и стратегическую значимость. Сейчас без взаимодействия с КНР уже трудно представить себе дальнейшее развитие региона. Но в данном взаимодействии особое внимание должно уделяться обеспечению безопасности государства, общества и личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 « Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2000 г.) // Рос. Газ. - 2000. 18 янв.
2. Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи Читинской области в 2006 г. // Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. - Чита, 2007.
3. Основные результаты служебной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по читинской области за 2006 г. // Управление ФМС по Читинской области. - Чита, 2007.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ УДК 323 1
В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРИЧИНЫ, Х
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЕВ Хоменко,
РЕЗУЛЬТАТЫ аспирант, ЧитГУ
Научные интересы: работа над диссетраци-ей к. полит. н. «Эффективность функционирования органов власти по регулированию трудовой миграции».
В статье рассмотрены вопросы территориальной мобильности населения в России в целом и в Читинской области в частности. Дана классификация видов миграции. Освещены проблемы миграционного