Известный психотерапевт Р. Мей пишет о том, что «истинное творчество - это всегда встреча с бытием, а значит и встреча с собственной сутью».
Искусство, по словам Л.С. Выготского, является «способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни».
Список литературы
1. Жэдли Линн. Создание глиняных композиций // Практикум по игровой психотерапии / под ред. Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шефер. - СПб., 2001.
2. Френкель Ричард. Техника глиняной каракули // Практикум по игровой психотерапии / под ред. Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шефер. - СПб., 2001.
Е.В. Зеленова
воспитатель,
Детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга
Приемы индивидуальной работы арт-психопедагогики с воспитанниками Центра социальной реабилитации несовершеннолетних
С первых дней пребывания в Центре социальной реабилитации несовершеннолетних ребенок попадает в новую социальную ситуацию, и перед психологом Центра встает задача совместно с воспитанником шаг за шагом выстроить новую модель поведения, настроиться на позитив в жизни, развить отношения ребенка к самому себе как к самоценности, примирить ребенка в его отношениях с миром. В.А. Сухомлинский говорил о том, что «творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» [3, с. 27]. Важной задачей является разбудить эти добрые чувства в наших воспитанниках.
Арт-терапия - самостоятельное направление в лечебнореабилитационной педагогической и социальной работе во всем мире.
Занятия художественным творчеством с детьми решают следующие задачи:
• ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы;
• самоисцеление и гармонизация как способ разрешения социальных конфликтов и социальной адаптации.
В книге К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» говорится о том, что «главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Оно... является глубинной целебной силой ...» [4, с. 412].
Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих затруднения в вербализации своих переживаний.
Почти у всех детей реабилитационного Центра, эмоционально и социально депривированных, имеется задержка психического, речевого развития, общее нарушение речи второго и третьего уровня по логопедической диагностике.
«Ребенок затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний, для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобра-
113
зительная. Дети более спонтанны, и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах лежат в изобразительной продукции» [2, с. 100].
Показаниями для использования рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения, чувство одиночества, повышенная тревожность, страхи, низкая искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, несфор-мированность у ребенка коммуникативной компетентности, низкий уровень развития игровой деятельности, отсутствие у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.
Методика серийного рисования («Ландшафты детской души»)
Серийное рисование предполагает еженедельное проведение занятий рисования с психологом в течение 30-40 мин. При регулярных занятиях происходит активизация целительного потенциала самого ребенка. Конфликты находят свое выражение. Для этого необходим лист формата А-4 и простой карандаш. Хотя раскраска и штриховка имеют терапевтическое значение, в контексте кратковременных консультаций они не поощряются, а предлагаются только по желанию и требованию ребенка. Ребенку говорится: «Я предлагаю тебе занятия, встречи, на которых мы будем рисовать и беседовать». Обычно это помогает детям улучшить свое самочувствие, разобраться со своими чувствами и теми вещами, которые тревожат, а также лучше радоваться жизни. «Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в этой папке в моем столе». В этот момент ребенку показывается папка. «На рисунке я буду указывать твое имя, дату и название рисунка. Рисунок будет в папке надежно храниться. Когда мы закончим наши занятия, я отдам тебе папку со всеми рисунками». Этим защищается право ребенка на внутренний мир и формируется психологически безопасное пространство. Этот момент радует детей. Как правило, такое уважительное отношение к их продуктам творчества, как хранение рисунка, определение их местонахождения, утверждение о том, что в последствии рисунки будут возвращены ребенку, дети встречают с гордостью и удовольствием. Ребенку предлагается: «нарисуй картинку, которая изображает какую-либо историю».
Задача психолога заключается в наблюдении за ребенком, за тем, как он относится к рисованию, а также за темами, возникающими на его рисунках. Психолог не выступает инициатором беседы и не ведет никаких записей. Дети с интровертной установкой обычно молча работают над своим творением. Экстраверты часто сразу же начинают рисунок комментировать. В конце каждого занятия ребенку задаются вопросы: «Этот рисунок изображает какую-либо историю?», «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?», «У рисунка есть название?». Можно задать вопрос: «Какие события предшествуют этому рисунку?», «Что произойдет потом?», «О чем ты думал, когда рисовал?». Вопросы задаются в конце занятия, чтобы не прервать поток творческой деятельности ребенка. Рисунки не интерпретируются. Этот процесс дает ребенку воз-
114
можность психологически преодолеть некоторые внутренние представления, проблемы, конфликты. Воспитанники реабилитационного центра с большим удовольствием посещают такие занятия. Во-первых, вначале их привлекает как индивидуальность папки, так и то, что она хранится в столе. Многие дети выражают желание разукрасить свою папку. Очень любят рассматривать свои рисунки. В начале занятий стараются нарисовать их как много больше. Прекращают рисование или свой рассказ, если в кабинет заглядывает кто-нибудь из детей. В течение ряда занятий они начинают ценить то время, которое проводят с психологом. Стараясь отреагировать в рисунке на какие-либо сложности жизни, дети с удовольствием могут заниматься больше часа.
У всех детей, проходивших такие занятия, были явные затруднения в том, чтобы описать рисунок, придумать ему название, когда разговор заходил о чувствах. Эта область, незнакомая ребенку, вызывает непонимание, вытеснение, избегание вопроса и «перевод» на другие темы. У детей в большинстве своем имеется диагноз «задержка психического развития» на органическом фоне и фоне социально-педагогической запущенности; недостаточность вербального интеллекта. Но такие занятия проводятся и с детьми-олигофренами, которые с большим удовольствием их посещают. Ребенку сложно рассказать, что же изображено на рисунке, что это за история. В начале занятия это, как правило, сюжеты и персонажи известных сказок, стереотипные изображения того, что ребенок умеет рисовать, и только потом ребенок настраивается на «свою волну», на мир своих переживаний, на то, что важно и интересно для него. В работе с нашими ребятами от психолога требуется больше уточняющих, помогающих направленных вопросов, которые помогают ребенку прояснить для себя нечто. Частые темы, которые прорисовывают дети, это столкновения, катастрофы, пожары, война, борьба. Очень часто дети рисуют дом с окнами, в котором они расселяют друзей, родителей, себя.
Практика показывает, что умственно отсталые дети, как правило, рисуют то, что для них актуально на данный момент, с трудом выбирают тему для рисования, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, создавая однообразные сюжеты, которые отличаются стереотипностью. Замысел и фантазия достаточно упрощены, Отмечаются сложности в объяснении вербализации, осмысления материала. В рисунках очень незначительная динамика. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены. В большинстве случаев осмысление происходит в ходе совместного обсуждения, во время которого психолог может иногда дать советы, подсказки по социальному общению. В работе обязательно идет опора на ресурс ребенка, что дает превосходные результаты, инициируя творческие процессы у ребенка, раскрывая различные способности. Бывает, что ребенок начинает придумывать свой танец, и мы делаем его постановку для исполнения на празднике. Занятия могут подтолкнуть его на написание стихотворения. И тогда начинается подготовка и издание сборника собственных стихов с авторскими иллюстрациями.
115
Методика «Каракули» («Личность-в-Мире») по методу М. Бетенски
Цель - высвобождение творческих способностей. Каракули это что-то вроде игры со свободно текущей продолжающейся линией. Здесь отсутствует замысел или план - рука разрешает мелку блуждать в различных направлениях. Линия может быть запутанная или четкая и простая. Ребенок с карандашом в руке совершает ритмичные движения рукой от плеча в воздухе, будто рисует воображаемые линии, затем переносит их на бумагу, потом они рассматриваются и ребенку предлагается увидеть, рассмотреть среди линий какую-либо картинку образ. Впоследствии эта картинка раскрашивается. Дальше ребенку предлагается описать, что он увидел на картинке - «что тебе приходит в голову?».
Ребенок должен рассказать о своей работе, о том, что он видит на ней, т. е. взять на себя функцию наблюдателя. Пребывая в роли наблюдателя, ребенок-художник видит свою работу как зрительный объект, т. е. выступает и как художник, и как наблюдатель. Взаимосвязь между воспринимаемым объектом (картиной) и личностью помогает такому художнику ухватить смысловые связи между своей работой и своими личностными характеристиками, а это инициирует самосознание. В арт-терапии считается, что пространство листа бумаги это некая пограничная зона между пространством сознания и бессознательным.
В феноменологическом подходе важно:
1) то, что ребенка слушают, это начало доверия. Психолог познает ребенка как личность. Ребенок чувствует такое отношение и набирается сил;
2) психологу не надо домысливать за ребенка в плане интерпретаций. Он следует за описанием ребенка. Описание того, что видит ребенок, уже является терапией, продвигающей ребенка в нужном направлении;
3) важность индивидуального восприятия: что ты видишь? Ты - создатель. Описание увиденного ведет ребенка к его внутреннему миру.
В сущности каракулей для психолога интересны три составляющие: структура каракулей; фигуры и образы, обнаруженные в каракулях; взаимодействие, взаимоотношение фигур и образов со структурой каракулей (фоном), их перцептивная сочлененность.
В арт-терапии поверхность для рисования считается жизненным пространством художника. В случае с каракулями ее можно считать «По-вседневной-Жизнью-в-Мире», социокультурным, обыденным миром, в котором воспитывался ребенок. Это уже может говорить об условиях становления «автономной личности», которую уважают и передают ей ответственность. Если линии каракулей сгущены, перепутаны, мало свободного места, это говорит о проблеме становления, автономной личности. Плавные линии с четкими параметрами - нормальное протекание личностного роста и личной автономии.
Фигурой является выделенный образ, фоном - каракули. Контур найденной фигуры - это граница между фигурой и фоном, т.е. между личностью и миром, окружающей реальностью. Граница необходима для самовычленения личности внутри этого мира.
116
Какие это линии? (нажим, сила, слабость). Сильный нажим говорит о самоуверенности, самостоятельности личности. Чтобы успешно развивалась личность ребенка, необходимо распознание таких границ в контексте «Повседневной-Жизни-в-Мире». По мере того, как автор каракулей находит все больше и больше фигур, обозначая, выделяя больше границы, между фигурой и фоном (личностью и миром) возникают разнообразные сложные взаимоотношения. Таким образом, «Повседневная-Жизнь-в-Мире» имеет для ребенка огромную значимость, она ответственна за содействие или препятствие развитию личности. Фигуры по-разному вписываются в каракули. Бетински Мала приводит параллель с тем, если фигуры гармонично вписываются в фон, это говорит о способности эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Каракули «Личность-в-Мире» позволяют понять психосоциальные влияния, которые испытывал ребенок.
Если проанализировать рисунки каракулей воспитанников, то можно явно увидеть, что структура каракулей имеет высокую плотность, запутанность, имеет мало пустых пространств, что позволяет сделать вывод, исходя из предположения феноменологического подхода о том, что ребенок переживал значительное давление мира и, мягко говоря, не страдает от внимания, гиперопеки со стороны взрослых. Нажим при рисовании линии каракулей имеет либо слабый, либо средний характер, что может говорить о слабой самоуверенности и самостоятельности личности. Образы, которые выделены как фигуры из фона, на начальных стадиях рисования несут оттенок тревожности, агрессивности, либо абсолютной нейтральности. Часто в образах отражаются актуальные переживания ребенка.
Перцептивная сочлененность отсутствует у детей с гиперактивностью. Их поведение говорит о том, что ребенок, как и его образы в каракулях, часто не вписывается в ситуацию с миром.
В течение ряда занятий дети проявляют гибкость в видении фигур, начинают задумываться над их смыслом, однако наиболее сложным моментом занятий является объяснение, осмысление образов.
«Получение каракулей никого не оставляет равнодушными. Эту технику можно использовать и как инструмент развития ценных социальных качеств: терпения, внимательности, а также для повышения самооценки, привития навыков участия в спокойных видах деятельности» [1, с. 145]. Мы используем эту методику в ходе семейного консультирования для развития взаимопонимания и советуем ее применять в работе как с гиперактивными, так и детьми со стрессовыми расстройствами.
Список литературы
1. Лоуи Лэсли. Техника каракулей // Практикум по игровой психотерапии / под ред. Хайди Кэдьюсон, Чарльза Шефера. - СПб., 2001.
2. Практикум по арт-терапии / под ред. А. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.
3. Пятко Л.А. Воспитание духовности средствами искусства (Из опыта работы учителя ИЗО и МКХ) // Воспитание и социализация личности: материалы обл. пед. чт. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - С.412.
117
А.Э. Иванова
учитель-логопед, МОУ СОШ № 5, г. Всеволожск
Теоретическое обоснование необходимости изучения английского языка учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу.
Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановки практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт гарантирует каждому ребенку право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, и вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, 2014).
Все дети с ЗПР испытывают существенные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями либо специфическими расстройствами психологического
118