5. Gayazov A. S., Zamaletdinova G. F., Amirov A. F., Kostryukov A. V., Tikhomirova E. I. Modern teaching tendencies of critical thinking forming of university students // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2.
6. Исхаков Э. Р. Формирование гармоничной личности как фактор профилактики экстремизма: опыт, формы, методы // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени: материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма Уфа, 2016.
7. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56863 (дата обращения: 15.03.2018).
8. Афанасьева О. Г., Храмова К. В. Необходимость принятия экоцивилизационной парадигмы в условиях глобальных проблем современности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 1-2.
9. Мансурова З. Р., Салихов Д. А. Явления девиации и девиантного поведения в современном Российском обществе: причины и проявлении // Здоровье как социально-философская проблема 2017. № 5.
10. Мамардашвили М. К. Выступление на круглом столе по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР». М, 1976. № 12.
© Асянова С. Р.
УДК 8ПЛ61Л'342.2-054.6
Т. В. ГУСЕЙНОВА, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (г. Уфа) ^
а©
T. V. GUSEYNOVA, associate professor of 3 the department of foreign and russian lan- s guages Ufa law institute of the Ministry of in- ^ ternal affairs of Russia, candidate of philology (Ufa) |
ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ш] И [Ш'] |
НА ЗАНЯ ТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ |
s 5
TECHNIQUES OF DIFFERENTIATION OF SOUNDS [Ш] AND [Ш'] £
AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE J
0
Аннотация. В статье представлен комплекс приемов постановки и различения |
s
S
1
«
у
звуков [ш] и [ш'] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены приемы постановки звуков с опорой на ощутимые моменты артикуляции, по подражанию, с использованием звука-помощника.
Ключевые слова: звук, постановка, дифференциация, фонетический навык, русский язык как иностранный.
Annotation. The article presents a set of techniques of differentiation and usage of vo- ^
cal organs of speech to make the sounds [ш] and [ш'] at the lessons of Russian as a foreign §
language. The usage of establishing the sounds is illustrated by the examples based on tangi- §
ble points of articulation, by imitation, by using a sound assistant. «3
Keywords: sound, articulation, differentiation, phonetic skill, Russian as a foreign language.
На первых занятиях по русскому языку как иностранному, как известно, одной из главных задач преподавателя является формирование у иностранных слушателей навыков правильного произношения и слухового восприятия русских звуков. Здесь преподаватель сталкивается с различными проблемами, такими как, например, сложность в различении инофонами звуков [ш] и [ш'].
Преодолеть рассматриваемую проблему поможет прежде всего постановка правильной артикуляции указанных звуков. Согласно Н. А. Любимовой [1] в основном при произношении звука [ш] вся передняя часть языка приподнимается вверх, средняя - прогибается, задняя - напротив, выгибается к мягкому небу, которое в свою очередь тоже несколько приподнимается. Воздушная струя проходит сквозь две щели, образуемые передней и задней частями язы-^ ка, и в итоге получается звук-шипение. а© Необходимо обратить внимание ино-5 странных слушателей и на то, что губы а при артикулировании [ш] несколько вы-^ тягиваются вперед (но не собираются, как при произношении [у]). Если не учитывать этот факт, то добиться пра-^ вильного звука будет сложно. | Достаточно продуктивным ви-
^ дится и предлагаемый М. Пельменевой | [2] следующий прием постановки рус-5 ского звука [ш], основанный на опоре на звук-помощник: во время длительно-§ го произношения звука [с] необходимо | вытянуть губы и постепенно сдвигать ДЦ кончик языка от зубов к альвеолам до к^ тех пор, пока не получится [ш]. Опира-| ясь на работу Н. А. Любимовой, отме-| тим, что по сравнению с [ш] звук [ш'] 2 характеризуется мягкостью и несколько 41 большей длительностью произношения.
Его артикуляция следующая: весь язык § продвинут вперед, его кончик и перед-| няя часть приподняты и располагаются «3 у передних нижних зубов, средняя часть
языка тянется к верхнему небу и образует щель. Также в отличие от звука [ш] при произношении [ш'] губы вытягиваются в меньшей мере и при этом несколько растягиваются в уголках.
М. Пельменева предлагает следующий прием постановки звука [ш']: необходимо улыбнуться, кончик языка расположить у верхних зубов, но не упираться в них, напрячь язык так, чтобы он приподнялся к небу. Во время произношения звука у иностранного слушателя должно появиться чувство, будто язык стремится «прилипнуть» к небу, но инофон не разрешает ему это сделать.
Н. Блохина [3] для постановки звука [ш'] рекомендует во время длительного произношения [ш] растянуть губы в улыбку и постепенно продвигать язык вперед. Для того чтобы твердый звук не замешался инофонами смягченным, преподавателю, следуя методике Н. А. Любимовой, нужно показать такой прием: во время произношения [ш] постараться максимально загнуть кончик языка к небу. В результате этого средняя часть языка приподняться не сможет.
При постановке того или иного звука, как известно, важно учитывать тот факт, что его качество зависит от фонетической позиции. В нашем случае нужно учитывать позицию в слове (абсолютное начало, середина слова, абсолютный конец). По сравнению с абсолютным концом слова в абсолютном начале артикуляционные особенности согласного проявляются в полной мере. Также немаловажное значение имеет качество соседнего звука в звукосочетании (лабиализованность гласного, артикуляционные особенности соседнего согласного).
Учитывая особенности артикуляции, Н. А. Любимова рекомендует звуки [ш] и [ш'] ставить вначале изолированно с продолжительным произно-
шением. Для этого на данном этапе, как нам видится, преподаватель может использовать прием звукоподражания, например, для постановки [ш] вместе с иностранными студентами воспроизводить дуновение ветра или, как предлагает М. Пельменева, звук «сбегающего» молока на плите, шипение змеи. После постановки звука в изолированном виде рекомендуется отрабатывать и закреплять артикуляцию при помощи лабиализованных гласных [о] и [у]: ооошшш - шшшооо, ууушшш - шшшууу; оо-ощщщ - щщщооо, ууущщщ - щщщууу.
Следующий этап связан с произношением [ш] в сочетании с заднеязычными согласными и лабиализованными гласными звуками [хшу], [кшу]. И только после этого возможен переход к произношению рассматриваемых звуков в составе слов и фраз.
Приведем примеры упражнений на отработку и закрепление звуков [ш] и [ш']:
- в начале слова: шар, шарф, шелк, шелест, шипы, шутка, шуба, шум;
- в середине слова: каша, лошадь, кошка, ношу, пишу;
- в конце слова: шалаш, ваш, куш, мышь, наш, ландыш, карандаш;
- в разных позициях: ваш шалаш, наши шары;
- в начале слова: щека, щенок, щетка, щука, щи;
- в середине слова: защита, роща, жилище, сокровище, чаща, площадь;
- в конце слова: мощь, помощь, лещ, борщ, товарищ;
- в разных позициях: мой товарищ любит щи, а я - борщ.
Упражнения по закреплению и отработке звуков, на наш взгляд, будут более действенными, если подавать их в форме фонетических игр [4, с. 144-148]. Мы считаем, что при условии соблюдения принципа сознательного обучения русскому произношению [5, с. 467-481] приведенные приемы постановки и отработки звуков [ш] и [ш'] позволят инофонам успешно овладеть навыками правильной артикуляции данных звуков и в дальнейшем дифференцировать их.
***
ЛИТЕРАТУРА
S S
У
О
1. Любимова Н. А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. 2-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1982.
2. Пельменева М. Постановка звуков [ш] и [ш']. URL: https://www.ruspeach.com/learning/13485/ (дата обращения: 05.12.2017).
3. Блохина Н. Н. Приемы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]. URL: https://sites.google.com/site/blohinanatalyan/korrekcionnaa-logopediceskaa-rabota/postanovka-zvukov/pro (дата обращения: 05.12.2017).
4. Федотова Н. Л., Касаткина А. Ю. Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению // Образовательные технологии и общество. 2016. № 2. Т. 19.
5. Сорокина Е. В. Аналитико-имитативный подход при постановке и коррекции русского произношения иностранцев // Вестник Российского университета дружбы народов. 2013. № 4.
© Гусейнова Т. В.
и к s
I
S4 S
5
6
0
1
у
£ *
S
к
I