УДК 331
Кирпичев Виктор Васильевич
кандидат экономических наук, доцент Смоленского филиала Орловской региональной академии государственной службы [email protected]
ПРИЕМ ИЗ-ЗА РУБЕЖА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ
Kirpichev Viktor Vasilyevich
Candidate of Economy, associate professor of Smolensk affiliate of Orel Regional Academy of Civil Service [email protected]
RECEPTION OF COMPATRIOTS FROM ABROAD AS A MEANS OF REHABILITATION OF DEMOGRAPHIC SITUATION AND IMPROVING THE QUALITY OF WORKFORCE IN THE REGION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы изменения демографической ситуации в Смоленской области в первом десятилетии нового столетия. Отмечается наличие тенденций депопуляции и снижения численности трудовых ресурсов, которая, согласно прогнозу, сохранится и в будущем. Как на инструмент регулирования демографической динамики указывается на участие региона в реализации Госпрограммы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Ключевые слова:
население, депопуляция, трудовые ресурсы, соотечественники, миграция, естественная убыль.
The summary:
In the article the demographic changes in the Smolensk region in the first decade of the century are pointed out. There is a trend of depopulation and decline in the labour force, which is forecast to continue into the future. As an instrument of control of population dynamics indicate the participation of the region in the state program to assist the resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad.
Keywords:
population, depopulation, human resources, compatriots, migration, natural decline.
Достаточно хорошо известно, что демографический фактор в значительной степени предопределяет экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов. Это происходит в связи с тем, что процессы естественного и миграционного движения, а также трансформация возрастно-половой структуры населения обусловливают изменение количественного состава трудовых ресурсов.
Их качество в определенной мере также детерминировано демографическими процессами, в связи с тем что человек в силу наследственности приобретает при рождении склонность к тому или иному виду деятельности. Кроме того, к изменению качественных характеристик трудовых ресурсов приводят миграционные перемещения трудоспособного населения.
Поэтому рассмотрение вопросов взаимозависимости экономических и демографических процессов в масштабах страны или ее региона не утрачивает своей актуальности и в современных условиях, когда Россия перестраивает свою экономическую систему на рыночную основу.
В настоящей работе нами в качестве объекта исследования выбрана система народонаселения Смоленской области. Проведен анализ изменений текущей демографической ситуации и их влияния на численность трудовых ресурсов региона, в том числе по результатам прогнозирования на перспективу.
Рассмотрение данных государственной статистики, материалов текущего учета населения и другой информации о популяционных сдвигах позволяет констатировать, что
в наступившем III тысячелетии нашей эры популяционные тренды, отражающие движение населения Смоленской области, продолжали претерпевать существенные трансформации. Изменение демографической динамики в период с 2005 по 2010 год с выделением ее компонентов в графическом виде представлено на рис. 1 [1, с. 38; 2, с. 29].
2000 у 0 --2000 --4000 --6000 --8000 --10000 --12000 -
-14000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ЕЙ Естественный прирост (убыль) -13133 -11914 -9952 -9389 -8174 -7830
Е=Э Миграционный прирост (убыль) -36 -588 -335 301 21 -2022
-о-Общий прирост (убыль) -13169 -12502 -10287 -9088 -8153 -9852
Рис. 1. Динамика естественного и миграционного движения населения Смоленской области за период с 2005 по 2010 год (чел.)
Сравнительные данные графика позволяют сделать вывод, что уровень естественной убыли населения на Смоленщине хотя и уменьшается в последние годы, однако остается довольно высоким. К примеру, в 2008, 2009 и 2010 годах превышение числа умерших над количеством новорожденных составляло соответственно 9389, 8174 и 7830 человек.
А небольшой по величине миграционный прирост, наблюдаемый до 2009 года, не способствовал существенному замедлению скорости депопуляционных изменений. Имевший место в 2008 году внешний миграционный приток в Смоленской области превысил отток на 301 чел., а в 2009 - всего на 21 чел. Понятно, что столь малая прибавка не смогла заметным образом компенсировать потери населения, наносимые превышением показателей смертности над рождаемостью. К тому же, в прошлом году даже такого миграционного прироста уже не было, а сложился чистый отток величиной - 2022 человека [2, с. 34].
По трансграничному миграционному обмену со странами СНГ и Балтии на постоянное жительство в регион за рассматриваемый шестилетний период переселилось людей больше, чем выехало в указанные государства (в 2009 году - на 2121 чел.). А вот с дальним зарубежьем миграционное сальдо в настоящее время, как, впрочем, и на протяжении практически всего постсоветского периода, складывается отрицательное. Хотя его объем и незначительный. В 2009 году он составлял 1,3 % от общего сальдо межгосударственной миграции.
В названном выше году в миграционном обмене населением между регионами России также превалировали выходящие потоки, и миграционная убыль для Смоленской области составила 2027 человек. Вектор внутригосударственной межрегиональной миграции был направлен за пределы области, в сторону других, более благополучных, с точки зрения качества жизни, территорий страны. Среди них наибольшим притягивающим эффектом обладали такие субъекты Российской Федерации, как город Москва и Московская область (в 2009 году нетто миграция составила соответственно 978 и 952 чел.), город Санкт-Петербург (230 чел.), Краснодарский край - 81 чел. [2, с. 36].
Естественная убыль населения Смоленщины хотя и снижалась в последнее время, но оставалась достаточно высокой. Значение суммарного коэффициента рождаемости в 2009 году в области составляло всего 1,39 (по России - 1,54), что на треть не дотягивает до его величины, при которой может начаться замещение поколений [3, с. 34].
Все это приводит к тому, что в Смоленской области в настоящее время не происходит не только расширенного, но даже простого воспроизводства населения, прогрессируют процессы депопуляции.
Согласно предварительным итогам прошедшей в 2010 году Всероссийской переписи населения, в Смоленской области было учтено 985,5 тыс. чел., в том числе -716,3 тыс. чел. (72,7 %) горожан и 269,2 тыс. чел. (27,3 %) сельских жителей [4].
Таким образом, за период, прошедший между последней и предыдущей переписями (с 2002 по 2010 год), количество постоянно проживающего на Смоленщине населения уменьшилось с 1049,6 до 985,5 тыс. чел., или на 64,1 тыс. чел. (более чем на 6 %).
Прогнозные расчеты, проведенные нами ранее, показывают, что популяционные тренды в предстоящем 15-летнем периоде с большой вероятностью будут иметь понизительный характер, что проиллюстрировано диаграммой, приведенной на рис. 2.
600
300
100
Численность населения
трудоспособного возраста
2009
607,6
2014
560,5
2019
509,4
2024
484,9
Рис. 2. Прогнозируемая динамика изменения численности населения Смоленской области в трудоспособном возрасте (тыс. человек)
При этом скорость снижения численности трудоспособного населения (ресурсов труда) может составить примерно 1,4 % в год [5, с. 253-254]. А значит, будет довольно быстро уменьшаться и количество трудовых ресурсов в регионе.
На этом фоне вполне обоснованным представляется намерение администрации Смоленской области привлечь соотечественников, которые имеют нужные для региональной экономики специальности и высокую квалификацию, в связи с чем они будут востребованы на объектах народного хозяйства Смоленщины. Прибытие в область соотечественников, проживающих за рубежом, призвано прирастить объемы интеллектуального потенциала (за счет переноса «человеческого капитала»), а также в определенной мере оздоровить непростую демографическую ситуацию.
Задача привлечения указанной категории мигрантов решается в рамках реализации региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Постановлением администрации от 07.06.2010 № 336. А областная программа, в свою очередь, является составной частью Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, которая запущена в действие в соответствии с Указом Президента России № 637 от 22 июня 2006 года.
700
500
400
200
0
К слову сказать, в 2007-2008 годах участие в выполнении названной государственной программы в стране принимали 12 краев и областей, в 2009 году - 20, а в 2010 году -30 субъектов Российской Федерации. В нынешнем году число таких регионов увеличилось до 32. При этом еще пять территорий - республики Бурятия, Карелия, Мордовия, а также Челябинская и Волгоградская области планируют согласовать с правительством России, утвердить соответствующие региональные программы и приступить к их реализации до конца текущего года.
Правда, пока количество прибывших в Российскую Федерацию участников государственной программы и членов их семей не столь велико. К середине текущего года в страну переехало на постоянное жительство более 44 тысяч соотечественников. Но интенсивность переселения с каждым годом нарастает. Если в 2007 году в Россию прибывало четыре участника госпрограммы в день, то в 2008 году - 23, в 2009 - 25, в 2010 -35 человек, а в первом полугодии текущего года - уже 72 соотечественника. Наибольшие потоки участников программы направляются в Россию из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Украины и Молдовы [6, с. 9-12].
В Смоленскую область за год реализации региональной программы переселилось 103 соотечественника. Многие из них получили российское гражданство в упрощенном порядке. В числе прибывших 45 % имеют среднее образование, примерно столько же -высшее и среднее профессиональное образование. В составе семей соотечественников 10 детей дошкольного и школьного возраста.
В настоящее время администрация области направила на согласование в правительство России проект расширения региональной программы оказания содействия добровольному переселению соотечественников, за счет дополнительного включения в нее еще 7 муниципальных районов. А это позволит увеличить число переселенцев в рамках указанной программы.
Выводы: в Смоленской области сохраняется сложная демографическая ситуация, характеризующаяся снижением численности населения довольно высокими темпами. Нерегулируемый внешний миграционный прирост не позволяет в значительной степени компенсировать естественную убыль населения региона, а нередко и усугубляет депопуляцию.
Важным инструментом, позволяющим привлекать необходимые трудовые ресурсы, является участие Смоленской области в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При этом экономическое стимулирование переезда участников госпрограммы в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Учитывая прогнозируемое дальнейшее сокращение численности трудовых ресурсов в регионе, в будущем, вполне вероятно, придется расширять практику селективного приема рабочей силы из-за рубежа. Программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников представляет для этого дополнительные возможности.
Ссылки:
1. Статистический ежегодник Смоленской области 2010 : стат. сб. / Смоленскстат. Смоленск,
2010. 428 с.
2. Статистический сборник. Смоленская область в цифрах. 2011 г. : Краткий статсборник / Смоленскстат. Смоленск, 2011. 293 а
3. Статистический ежегодник Смоленской области 2010...
4. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Смоленской об-
References (transliterated):
1. Statisticheskiy ezhegodnik Smolenskoy oblasti 2010 : stat. sb. / Smolenskstat. Smolensk, 2010. 428 p.
2. Statisticheskiy sbornik. Smolenskaya oblast' v tsifrakh. 2011 g. : Kratkiy statsbornik / Smolenskstat. Smolensk, 2011. 293 p.
3. Statisticheskiy ezhegodnik Smolenskoy oblasti 2010...
4. Predvaritel'nye itogi Vserossiyskoy perepisi nase-leniya 2010 goda po Smolenskoy oblasti. URL:
ласти. 11Р1_: sml.gks.ru/VPN2010/Perep2010
(дата обращения: 20.09.2011).
5. Кирпичев В.В. Влияние демографического фактора на воспроизводство трудовых ресурсов региона // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5.
6. Калюжный С.П. В перспективе модернизация. Все больше людей хотят вернуться на родную землю // Земляки (Приложение к журналу «Социальная защита»). № 10. 2011.
sml.gks.ru/VPN2010/Perep2010 ^а!е of access: 20.09.2011).
5. М. Vliyanie demograficheskogo faktora па vosproizvodstvo trudovykh resursov regiona // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve.
2011. No. 5.
6. Kalyuzhniy S.P. V perspektive modernizatsiya. Vse bol'she lyudey khotyat vemut'sya па rodnuyu zemlyu // Zemlyaki (Prilozhenie к zhumalu ‘^о^ sial'naya zashchita”). N0. 10. 2011.