НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22
83
УДК 930 1 (09)
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИКХОВ
Сикхизм стал восьмой по величине религией нашего мира, насчитывая на сегодняшний день более 22 миллионов приверженцев1. Его последователи, сикхи, занимают активную жизненную позицию, тем самым зачастую формируя историю Индии. В данной статье ставится задача проследить причины возникновения сикхизма как религии, отметить основные вехи его развития, как религиозные, так и политические, и определить формы и причины политической активности сикхов к началу 1937 года - времени становления самосознания индийской нации, отмечая истоки и причины сикхского коммунализма.
Сикхизм как религия была основана в Панджабе, северо-западной части Индийского субконтинента, в начале XVI века на фоне глубокой социальной и духовной дезориентации индуистского общества, порожденной мусульманским владычеством. Основателем его был Гуру (духовный учитель) Нанак (1469-1539). Важным критерием его учения стало отрицание кастового и религиозного деления Индии, - “нет на земле индусов и нет мусульман”, - учили сикхские Гуру, и “всякий созерцающий Бога - любой касты ... - становится Его благословенным преданным”1 2. Он призывал жить по правилам, вобравшим в себя традиции, как индуизма, так и ислама. Предписывая жить своим собственным трудом, признавая одного бога, Нанак осуждал какое-либо поклонение его материальному воплощению, как и мусульмане. Бог в сикхизме может быть имперсональным и личностным. Но никакой конечной форме нельзя поклоняться как богу, который сам по себе бесконечен. От индуизма сикхизм перенял учение о переселении душ, однако, вопреки концепции кармы индийцев, сикхи считают, что после смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Человеческая жизнь в идеале сикхизма дается для достижения духовного единения с Господом - это высшая цель всей жизни сикха. Если эта возможность упускается, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь3.
Последователи учения гуру Нанака стали называть себя сикхами, от санскритского «ученик». Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением. После смерти гуру Нанака духовными учителями выбирались самые достойные, в историю они также вошли под названием Гуру, поскольку считались воплощениями одного и того же Учителя. С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них, Гуру Ангаде (1539-1552), был введен шрифт гурмукхи4, предназначенный для записи сикхского священного писания. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”, где содержат-
1 Source: www. Adherents. com. По данным статистики 2003 года.
2 Singh G. The Sikhs - Their History, Religion, Culture. Ceremonies and Literature. Madras - Bombay, 1970. Р. 63.
3 Религия сикхов. Ростов на Дону, 1997. С. 302-303.
4 Буквально: “из уст Гуру”.
Липецкий государственный педагогический университет
e-mail: zanudik@bk.ru
А.А. ЗОЛОТАРЕВА
Возникшая в Панджабе в начале XVI века религия сикхизма стала популярной, благодаря отрицанию кастового и религиозного деления Индии и предполагала активную мирскую позицию, тесно переплетенную с религиозным мироощущением. К началу 1935 г. сикхи оказались разобщенным на несколько группировок. Это обусловило непоследовательность политического курса сикхов в годы борьбы за индийскую независимость и стало причиной роста коммуналист-ских проблем в Индии.
Ключевые слова: сикхизм, Акали дал, Юнионистская партия, история сикхов.
84
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22
ся сочинения сикхских Гуру, а также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708), следуя реалиям своего времени, произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов -Хальсу («Орден чистых»). При вступлении неофит присоединял к своему имени слово Сингх (лев). После этого он должен был придерживаться принципа пяти «К»: иметь при себе кирпан (меч или кинжал) как символ доблести, расческу - кангх, носить на левом запястье стальной браслет - кара - как символ верности, пользоваться штанами особого кроя - качха, не стричь волосы и не брить бороду - кеш, не курить и не употреблять спиртные напитки5. Создание Хальсы придало сикхизму тот внешний воинственный облик, который он имеет и сейчас, а сплав религии, политики и воинственности сделал его социально опасной религией.
С этого времени началось разделение сикхов на две группы, по отношению к реформам Гобинд Сингха: ортодоксальная хальса (кешдхари) и бритые сахадждхари. Существуют также различные сикхские секты, которые могут быть отнесены к сикхизму лишь условно, т.к. ортодоксальный сикхизм их не признает. Это удаси, отличающиеся неверием в десять гуру, а также намдхари и ниранкари6, которые считают, что традиция живых гуру продолжается и после гуру Гобинд Сингха, и поэтому имеют своих гуру, которых почитают наравне с десятью сикхскими.
В контексте статьи следует учесть еще одно историческое событие, безусловно, продолжающее влиять на самосознание сикхов и сегодня. Таким событием является прецедент создания империи, управляемой сикхами. В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось попыткам аннексии английских колонизаторов. Появление такого государства стало возможным, благодаря упадку империи Великих Моголов, который обозначился к началу этого времени. После смерти Раджита Сингха в 1839 г. начались раздоры, что позволило британцам уничтожить их государство в 1849 г. в результате двух англо-сикхских войн и присоединить к своим колониям в Индии7.
Однако в период между окончанием второй англо-сикхской войны (1849) и началом первой войны индийского народа за независимость (1857) английские власти сумели найти немало сторонников своего правления. Индийский исследователь В.Д. Чопра отмечал, что колониальные власти «начали укреплять сикхских феодалов и, тем самым, сделали интересы сикхских землевладельцев и правителей-раджей общими с интересами британских властей»8. Именно этим и объясняется последующее выступление сикхов на стороне Британской короны. После разгрома восстания сипаев английские власти решили наградить тех, кто «проявил лояльность» во время «мятежа». «В этот период, - пишет В.Д. Чопра, - колониальные власти прибегли к новой политике рекрутирования солдат на службу в Британскую армию, политике, направленной на то, чтобы завоевать симпатии сикхской молодежи. Они объявили сикхов, в особенности касту джатов (землевладельцев), самостоятельной нацией, имеющей - в отличие от прочего индийского населения - особые военные склонности и способности». С этого времени сикхи начали численно преобладать в английских войсках, которые несли службу в Китае, Афганистане, различных частях Африки, что позволило некоторым английским исследователям рассматривать их как «легионеров Британской империи»9. По мнению колониальных властей, сикхи являлись «одной из наиболее лояльных среди индийских религиозных общин», поставляющей в ряды английской армии «самых преданных, храбрых и надежных» солдат10, - об этом говорит тот факт, что в период первой мировой войны за интересы Британской империи сражалось уже более 100 тыс. сикхов, - при том, что общая численность сикхского населения в Индии
5 Религия сикхов ... С. 277-286.
6 Religions and Communities of India / Ed. by P.N. Chopra. Delphi, 1982.
7 Chopra V.D., Mishra R.K., Singh N. Agony of Punjab. Delhi, 1984. Р. 74.
8 Op. cit. Р. 75.
9 Gordon J. H. The Sikhs. Patiala, 1970. Р. 221.
10 Jeffrey R. What's Happening to India?: Punjab, Ethnic Conflict, Mrs Gandhi's Death the Test for Federalism. London, 1986. Р. 64.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22
85
в это время составляла всего 3 млн. человек. Впоследствии, в период Второй мировой войны, большая численность сикхов в Британской армии стала одним из факторов возникновения Индийской Национальной Армии, активно включившейся в борьбу за независимость Индии.
Выход на политическую арену сикхов как общины связан со специфически религиозной проблемой - контроля над сикхскими храмами. К началу XX в. стало очевидным нетерпимое положение в храмах Хальсы, управление которыми осуществляли маханты, религиозные руководители сикхских гурдвар, которые являлись центрами религиозной и социальной жизни общины сикхов. Махантов поддержали английские правители Индии, что придало борьбе за возвращение сикхских храмов под контроль Хальсы статус противоправительственной и обусловило ее значение в контексте общенародной борьбы за независимость Индии. В декабре 1920 г. была создана Акали дал — партия сикхских конфессионалистов. В ходе борьбы сикхи создали выборный комитет по управлению гурдварами (Широмани Гурдвара Прабандхак Комити). Именно в ходе этой борьбы сикхи продемонстрировали так широко пропагандируемую позже Махатмой Ганди практику принципа ненасилия11. Кровавые конфликты продолжались еще несколько лет, - сопротивление махантов и борьба правительства с Акали дал отодвинули окончательное решение проблемы. Лишь в ноябре 1925 г. был принят закон о сикхских гурдварах, по которому управление сикхскими храмами передавалось комитету ШГПК11 12. Это событие стало в некотором роде отправной точкой в борьбе за индийскую свободу. Сикхское руководство тогда получило от лидеров Индийского Национального Конгресса, крупнейшей партии Индии, телеграмму следующего содержания: «Первая битва за индийскую свободу выиграна. Поздравляю»13. С этого момента движение Акали дал переросло в политическую организацию, активно участвовавшую в национально-освободительной борьбе против английских колонизаторов и сохранившую свое политическое влияние на до сих пор.
Однако в ходе борьбы за независимость все вышеупомянутые исторические реалии привели к тому, что сикхское общество оказалось неспособным встать в одни ряды. Сикхские лидеры оказались расколотыми, внутренние противоречия, давление со стороны различных социальных сил и стремление к власти привели к непоследовательности политического курса сикхов вообще, и Акали Дал в частности. Именно поэтому идейные границы сикхского политического движения так сложно очертить. Еще до 1935 г. сикхская партия Акали дал, стремящаяся объединить всех сикхов страны, переживала крупные расколы14:
• в 1925 г. между лидерами АД Тара Сингхом и Кхарак Сингхом, с одной стороны, и Мехтабом Сингхом, с другой, велась борьба за власть, приведшая к расколу партии;
• в 30-е годы партия также была расколота внутрифракционной борьбой между Тара Сингхом и Кхарак Сингхом.
Общую установку акалистов можно обозначить словами антианглийской направленности, однако, при условии соблюдения сикхских интересов, в том числе религиозных. Это обусловило отношения партии Акали дал и наиболее влиятельной партии Индии, претендовавшей на то, чтобы сплотить под своими знаменами всех индийцев, - Индийского Национального Конгресса. Акалисты поддерживали ИНК в его антиправительственной борьбе, образовывали с ним блоки, выходили, когда ИНК не считалась с интересами сикхов, и снова вступали в ее ряды, когда интересы сикхской общины были соблюдены. Таким образом, можно констатировать, что специфические интересы сикхской общины для лидеров АД всегда были выше, чем идеологические и партийные соображения, - иначе говоря, прежде всего они считали себя сикхами и служили пантху, а уж потом - политиками, защищающими интересы Индии.
11 Гопал С. Джавархалал Неру. Биография в 3 т. Т.1. 1889-1947. М., 1989. С. 73.
12 Текст Закона об управлении гурдварами приведен здесь: Some Confidetional Papers of the Akali Movement / Ed. by G. Singh. Amritsar, 1965. Р. XXI.
13 Before and After Independence. A Collection of the Most Important and Soul-Stirring Speeches Delivered by J. Nehry in 1922-1957. V.1. New Delhi, not Years. Р. 56.
14 Singh K.A. History of the Sikhs. In 2 vol. Vol. 2. Princeton; N.Y.; London, 1966. Р. 137.
86
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22
Если Акали дал объединяла под своими знаменами в основном большую группу средних и мелких землевладельцев-заминдаров, а также буржуазию и нарождающуюся интеллигенцию, то привилегированные сикхские землевладельцы - князья, джагирдары и крупные помещики делали ставку на Главный диван Хальсы, создавший Национальную партию Хальсы, которая поддерживала Юнионистскую парию, руководимую мусульманами. Они выступали единым блоком, однако и здесь руководители сикхов прежде всего руководствовались стремлением защитить сикхские религиозные интересы. Вопрос обретения Индией независимости стал для руководителей Юнионистской партии во главе с помещиком Сикандаром Хият Ханом вопросом личной власти. Вице-король Индии лорд Линлитгоу характеризовал позицию главы Юнионистской парии как противостоящую Конгрессу15. Его политика, которая «не должна была отличаться существенно от конструктивной программы ИНК», как отмечает политический журналист Гулшен Рай в «Трибьюн» 1939 г., закончилась диктатурой Юнионистской партии и Мусульманской Лиги16.
Существовала также группа радикалов во главе с Бабаром Акали, поддерживающая коммунистов и тесно сотрудничающая с партией «Гадар»17. Таким образом, к индийским выборам 1937 года сикхи подошли расколотыми на несколько группировок, соперничающих друг с другом.
Констатируем, что идейные границы сикхского политического движения весьма размыты и определяются, с одной стороны, приверженностью к сикхской религии и общине, пантху, а с другой, - социальным положением каждого сикха. Обобщая все вышесказанное, заметим, что причины возникновения сикхизма как религии лежали на стыке происходивших в Индии политических событий. Вобрав в себя лучшие черты индуизма и мусульманства, сикхизм предложил своим последователям новую концепцию мироощущения, предлагающую активную политическую позицию в жизни. Этим обусловлена наполненная событиями мирская жизнь сикха, тесно переплетенная с его религиозным самосознанием. Этой приверженностью своей религии объясняется и раздробленность сикхов по вопросу об отношении к независимости Индии, - не имея единого вождя, сплотившего бы их под знаменем «третьей нации», они пытались выжить в стремительно меняющемся мире своей страны. Верные идее сохранения сикхского самосознания, религии, народности, осуществить ее сохранение они пытались по-разному. Эта раздробленность в итоге обусловила трагические события 1947 г., когда более пятидесяти тысяч человек в результате разделения Индии остались без крова на земле, которую они бы могли назвать своей.
CAUSES AND FORMS OF POLITICAL ORGANIZATION OF SIKHS
A.A. ZOLOTARYOVA
Lipetsk State Pedagogical University
e-mail: zanudik@bk.ru
Sikh religion appeared in the Punjab in the early 16th century and has become popular by rejection castle and religions divisions in India and supposed an active worldly position that closely connected with the religions attitude. By the 1935 year Sikhs were divided into several groups that led to inconsistence of political Sikhs courses and eventually led to incoherence policy of Sikhsin the years of struggle for Indian independence andcaused the growth of commu-nalist problems in India.
Key words: Sikhism, Akalidal, Unionist Party, the history of the Sikhs.
15 Hindustan Times, 18 July 1939 / / Towards Freedom. Documents on the Movement for Independence in India. New Delhi, 2008. 1280 р. Р. 369.
16 Op. eit. Р. 17.
17 Подробнее об этой партии см.: Райков А.В. Некоторые вопросы эволюции идейнополитических позиций партии «Гадар» // Индия: проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. М., 1980. С. 221-234.