Научная статья на тему 'Причины, условия возникновения кризиса и антикризисные меры'

Причины, условия возникновения кризиса и антикризисные меры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ / ДИНАМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А. В.

Начало финансового кризиса, как правило, совпадает по времени с началом банковского кризиса, включая совпадение бедственного положения банков с давлением со стороны валютного курса, проблемами погашения суверенного долга и ухудшением макроэкономических условий. После введения экстренных мер для сдерживания кризиса начинается проблемная для правительства фаза по разрешению кризиса, которая должна привести к восстановлению системы кредитования и соответствующих юридических норм. Определенный интерес представляет изучение опыта США и Великобритании по сдерживанию кризиса и поиску путей выхода из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины, условия возникновения кризиса и антикризисные меры»

7(19) - 2009

Экономический кризис

ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ*

А. в. суворов,

доктор экономических наук, председатель ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

г. Москва

Начало финансового кризиса, как правило, совпадает по времени с началом банковского кризиса, включая совпадение бедственного положения банков с давлением со стороны валютного курса, проблемами погашения суверенного долга и ухудшением макроэкономических условий. После введения экстренных мер для сдерживания кризиса начинается проблемная для правительства фаза по разрешению кризиса, которая должна привести к восстановлению системы кредитования и соответствующих юридических норм. Определенный интерес представляет изучение опыта США и Великобритании по сдерживанию кризиса и поиску путей выхода из него.

Ключевые слова: финансовый кризис, инвестиционная деятельность, экстренные меры, динамика, управление, проектное финансирование, управление.

Преодоление банковского кризиса

Начало финансового кризиса сопровождается бедственным положением банков и давлением со стороны валютного курса, проблемами погашения суверенного долга и ухудшением макроэкономических условий. В свою очередь, валютный кризис возникает тогда, когда национальная денежная единица обесценивается, по крайней мере, на 30 %.

Первоначально экономическая политика правительства ограничивается созданием новых институтов или новых финансовых механизмов.

* По материалам конференции Central Economic Working Conference 10.12.2008.

Быстрая реакция правительства на кризисные явления включает в себя:

(a) задержку конвертируемости вкладов, не дающую вкладчикам требовать возмещения от банков;

(b) законодательные ограничения по капиталу, позволяющие банкам сократить стоимость регу-ляторного соответствия (например, банкам может быть дано разрешение на пересмотр акционерного капитала с целью сокращения затрат из-за снижения кредитного предложения);

(c) срочную поддержку ликвидности банков; государственную гарантию вкладов и депозитов.

Каждая из этих мер мотивирована изменениями в состоянии банковской системы. Соответствующий отклик правительства зависит от:

■ утери доверия заемщиков;

■ признания регулирующим органом несостоятельности банка;

■ влияния ситуации на рынке финансовых активов за пределами банковской системы, включая обменный курс и макроэкономические условия. Банки, несущие огромные убытки, сталкиваются не только с растущими издержками, но и с нормированием обязательств, так как им приходится сокращать объем привлекаемых депозитов для достижения соответствия требованиям регулирующего органа или вкладчики боятся рисков, обращаются к другим посредникам. Кредиты становятся все более дорогими, и кризисное положение заемщиков ухудшается.

Финднсовдя аналитика

проблемы и решения

7(19) - 2009

Экономический кризис

С изъятием вкладов можно бороться с помощью срочных кредитов и ликвидности, обычно получаемой от центрального банка. А когда рыночных источников недостаточно — путем расширения государственных гарантий. Применение каждого их этих способов дает возможность выиграть время и в ряде случаев вернуть доверие вкладчиков. Все зависит от надежности и кредитоспособности правительства.

Поддержка несостоятельных банков требует комплексных мер, включая административное вмешательство, временное принятие на себя управление банком, закрытие, возможную покупку банка другим, более состоятельным, с взятием на себя всех или большинства обязательств покупаемого, или просто слияние.

Самые сложные случаи — это крушение банков в результате общей нестабильности финансовой и макроэкономической системы. В этом случае банки могут стать жертвой внешних обстоятельств; при этом важно, чтобы регулирующие органы не создавали лишних проблем. Ограничения по капиталу и резервы ликвидности могут помочь в данной ситуации, позволяя банкам сократить затраты на достижение соответствия требованиям регулирующего органа (например, выдаче разрешения банкам на пересмотр суммы акционерного капитала с целью сокращения кредитной поддержки).

Правильный подход к финансовому кризису требует четкого понимания его причин и оценки применения каждого конкретного метода к решению проблемы. Принятые действия, возможно, будут носить необратимый характер по отношению к распределению убытков банковской системы. Следует также иметь в виду вероятность возникновения финансовых рисков в будущем.

Часто центральные банки ставят стабильность выше затрат на фазе сдерживания. Если это происходит, то они могут продлить кредиты ликвидному банку. В то же время и ликвидация нежизнеспособных банков начинает замедляться, даже когда выявлены признаки их несостоятельности. Такие учреждения продолжают надеяться на возможность получить общие гарантии государства, даже при дополнительной нагрузке на государственный бюджет. В этой связи важным является наличие общей гарантии по вкладам. Нужно также знать месяц и год выдачи первого кредита в рамках программы оказания помощи данному финансовому институту.

Поддержка ликвидности банков во время финансового кризиса может представлять собой иски от монетарных властей по денежным депозитам по

отношению ко всем другим депозитам. При этом учитывается информация о поддержке ликвидности в других банках, а также по компенсации такого срочного кредитования.

Сдерживание финансового кризиса

После введения экстренных мер для сдерживания кризиса начинается проблемная для правительства фаза по разрешению кризиса, которая должна привести к восстановлению системы кредитования и соответствующих юридических норм.

Кризис делает многие банки несостоятельными, другие могут оказаться в собственности правительства. В то же время финансовая и организационная реструктуризация финансовых компаний является для правительства достаточно масштабной задачей. Оно может пойти на компромисс между скоростью и длительностью восстановления экономики, с одной стороны, и ростом бюджетных затрат — с другой.

Разрешение кризиса требует четкой координации всех нюансов, возникающих между должниками и кредиторами. Судьба конкретного финансового учреждения и улучшение его финансового положения зависят не только от общей экономической ситуации, но и от действий многих конкретных лиц. В связи со сложностью проблем, подлежащих разрешению, правительство часто берет восстановление положения в свои руки.

В этой ситуации любое юридическое лицо, оказавшееся в затруднительном финансовом положении, задается многими вопросами. Получит ли сектор юридических лиц с чрезмерной задолженностью субсидии? Будет ли им прощена часть долга? Возможно ли перенесение части активов новой структуре и новому руководству?..

Ответы на эти и другие вопросы интересуют прежде всего банки, имеющие недостаток капитала, и небанковские корпорации с чрезмерной задолженностью. Однако при многочисленных случаях несостоятельности применение правительственных мер является проблемным. Лучшим ответом на подобные вопросы является устранение основной причины кризиса.

Если финансовая проблема появляется в результате кризиса в масштабах всей экономики страны, то лучшим решением для банков является продолжение работы с уже существующими собственниками и менеджерами с учетом информации о возможном движении капитала, которой они обладают. С другой стороны, там, где несостоятель-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Экономический кризис

7(19) - 2009

ность была вызвана некомпетентным или коррумпированным руководством либо использованием банков, контролируемых государством, как квазибюджетных машин с политическими целями. При этом информация о движении капитала является крайне важной.

Основные подходы к разрешению финансового кризиса:

(a) субсидированные правительством децентрализованные разработки арестованных кредитов;

(b) прощение долгов;

(c) установление правительственной компании управления активами для покупки и улаживания арестованных кредитов;

продажа финансовых институтов новым владельцам, особенно иностранным, с помощью правительства;

(е) рекапитализация финансовых институтов путем добавления фондов с помощью правительства.

Остановимся на применении последних трех подходов в случаях несостоятельности и банкротства. При попытке дать самому финансовому рынку определить, каким компаниям достаточно скромной поддержки для выживания, правительства некоторых стран предлагают собственные схемы субсидирования долгов. Также существуют схемы, предлагающие вливания правительственных фондов в несостоятельные банки, чьи акционеры хотели предоставить соответствующие денежные средства.

Инфляция также является решением, которое снижает нагрузку на бюджет. Если кризис масштабный, то действия правительства будут ограничены только тем, что оно может себе позволить. Возможность субсидировать заемщиков или вливать капитал в банки ограничена возможностью со временем увеличить налоги или сократить расходы.

Инфляционные решения и валютная девальвация часто помогали при разрешении кризисов в прошлом. Это приравнивается к списанию долга и переносе затрат к владельцам денег и другим номинальным кредиторам без создания ситуации невыполнения обязанностей должниками. Конечно, эти основные вопросы монетарной, банковской политики должны решаться с учетом вопросов сохранения макроэкономической стабильности в будущем.

И наоборот, формирование портфеля «плохих» долгов несостоятельного банка, его реструктуризация с назначением нового руководства по согласованию с владельцем являются другим полюсом, имеющим место при дефиците капитала. Портфель «плохих» долгов может быть продан на

рынке или отдан в распоряжение компании управления активами, находящейся в собственности правительства.

Правительство зачастую старается контролировать проблемные банки. Независимо от перехода контроля над банком в государственные руки (а это может случиться в любой момент) банк должен быть адекватным образом капитализирован. Размеры вливаний зависят от того, насколько своевременно были приняты соответствующие решения о распределении убытков. Правительства, которые в период финансового кризиса проявляли сдержанность в проведении бюджетной и монетарной политики, как правило, не могли провести необходимую реструктуризацию. Основным приоритетом кабинета министров является обеспечение банков достаточным капиталом, без которого невозможна стабильная работа банковской системы.

Обычно для преодолении финансового кризиса правительства используют сочетание нескольких стратегий, включая как рыночные, так и государственные механизмы. Успех этих стратегий зависит от эффективности функционирования юридических, регуляторных и политических институтов.

Тактика борьбы с кризисом

Средние цены на недвижимость в США достигли своего пика к середине 2006 г. и начали снижаться с появлением первых признаков наступающего финансового кризиса. С февраля 2007 г. американские финансовые учреждения начали терпеть убытки. Так, HSBC Finance — ипотечное отделение банка HSBC (один из крупнейших банков США, предоставляющих субстандартные ссуды) — сообщил об убытке в размере 10 млрд долл. США, связанном с предоставлением этим банком ипотечных кредитов.

Плохие новости с рынков ожидались и в апреле 2007 г., когда началась процедура банкротства банка New Century Financial; затем, в июне 2007 г., последовало спасение двух крупнейших американских хеджевых фондов Bear Sterns. Проблемы еще более усугубились с объявлением 16 августа 2007 г. о проблемах с ликвидностью, с которыми столкнулся крупнейший ипотечный банк США — Countrywide Financial — по причине снижения стоимости обеспеченных залогом ипотечных облигаций. Такое объявление стало причиной массового оттока клиентских депозитов из этого банка.

После этого Федеральный резервный банк снизил дисконтную ставку на полпроцента и при-

финансовая аналитика

проблемы и решения

7(19) - 2009

Экономический кризис

нял соглашения РЕПО по ипотечным ценным бумагам на общую сумму в 17,2 млрд долл. в целях решения проблем с ликвидностью. В январе 2008 г. Bank of America купил банк Countrywide Financial за 4 млн долл. До этого момента политика сдерживания кризисных явлений в США сводилась к снижению давления дефицита ликвидности посредством использования обращающихся на рынке финансовых инструментов.

В это же время финансовый сектор Великобритании также испытывал проблемы, связанные с ужесточением условий на финансовых рынках. В сентябре 2007 г. Northern Rock — британский ипотечный банк средних размеров — получил поддержку ликвидности от Банка Англии в связи с проблемами фондирования, вызванными кризисом на рынках кредитования, причиной которого, в свою очередь, стал кризис в сфере американских субстандартных ипотечных кредитов.

Начиная с 14 сентября 2007 г., вкладчики банка Northern Rock стали изымать депозиты, что продолжалось до тех пор, пока 17 сентября 2007 г. правительством Великобритании не было объявлено о выдаче общей государственной гарантии клиентских депозитов банку Northern Rock. Отток депозитов из этого банка свидетельствовал об общей слабости финансового сектора Великобритании, которая проявилась в неадекватной поддержке достаточности капитала финансовых учреждений, плохой отработке процедур принятия решений банками и недостатках системы страхования банковских вкладов.

Коммерческие банки Великобритании незначительно пострадали от массового оттока депозитов, но многие их них испытали сильный стресс в связи с кризисными явлениями на рынках оптовых финансов.

Общая гарантия, выданная банку Northern Rock, явилась первым важным шагом, смысл которого заключался в отходе от традиционных рыночных инструментов, используемых для решения проблем с ликвидностью. В отличие от других исследованных нами кризисов, когда был использован механизм предоставления правительством общей гарантии в отношении банковских депозитов, на этот раз такая мера была принята своевременно.

Однако в большинстве таких случаев гарантии были предоставлены в разгар кризиса, когда финансовый спад был уже значительным. Например, в азиатских странах о выдаче правительственных гарантий банковских депозитов было объявлено лишь тогда, когда рынки находились в состоянии

глубокого спада, а кризис принял системный характер, распространившись на всю финансовую систему.

Следующим важным политическим шагом, осуществленным правительствами США и Великобритании, стало расширение диапазона финансовых инструментов, применяемых для поддержки ликвидности. В марте 2008 г. Федеральный резервный банк США ввел срочную линию кредитования ценными бумагами, в рамках которой он мог предоставить дилерам по правительственным облигациям государственные казначейские ценные бумаги на общую сумму до 200 млрд долл., обеспеченные на срок до 28 дней (а не овернайт, как предполагалось изначально) посредством залога других облигаций, включая облигации федерального агентства, ценные бумаги федерального агентства, обеспеченные ипотечными кредитами, выдаваемыми под залог жилой недвижимости (MBS), а также неагентскими частными облигациями MBS. Также были увеличены валютные линии сделок «своп» с центральными банками других стран в попытке восстановить спокойствие на денежных рынках.

Аналогичные меры были приняты и Банком Англии: 21 апреля 2008 г. он объявил о принятии самых разных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, в рамках новой Специальной схемы поддержки ликвидности (Special Liquidity Scheme) и об обмене их на государственные ценные бумаги в течение одного года с целью решения проблемы с ликвидностью. Новая схема позволила банкам обменять высококачественные, но неликвидные активы, обеспеченные ипотекой, и другие ценные бумаги на государственные облигации.

Такие шаги являются общей мерой, которая принималась и во время других исследованных нами эпизодов. В период кризиса центральные банки, как правило, расширяют диапазон финансовых инструментов, предоставляемых кредитным учреждениям на более длительный срок и на более выгодных для них условиях, чтобы увеличить ликвидность банков.

После введения Федеральным резервным банком США мер по поддержке ликвидности произошло еще одно важное событие — крах банка Bear Sterns — пятого по величине инвестиционного банка США. Его растущие потери, связанные с ипотечным риском, привели к массовому оттоку депозитов, и банку потребовалась срочная финансовая поддержка правительства — с тем, чтобы его в марте 2008 г. смог купить JPMorgan Chase — с государственными гарантиями по всем его обяза-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Экономический кризис

7(19) - 2009

тельствам. Это был весьма противоречивый шаг, так как деятельность Bear Sterns не регулировалась Федеральной резервной системой США, однако ее гарантии были крайне необходимы банку для того, чтобы избежать банкротства.

Эта история в чем-то похожа на спасение от краха компаний Sanyo Securities и Yamaichi Securities во время кризиса в Японии. Обе они не были участниками государственной системы страхования депозитов, но подпадали под надзор министерства финансов Японии. Коллапс Sanyo Securities стал первым дефолтом на межбанковском рынке Японии, приведшим к резкому ухудшению рыночной ситуации. Напротив, кризисные явления в Yamaichi Securities разворачивались постепенно.

Ввиду большого риска контрагента предполагалось, что финансовые вливания были оправданы в истории с Bear Sterns — чтобы избежать срыва на рынке, подобного японскому, последовавшему после краха Sanyo Securities. В этом случае государство не предоставило общей гарантии банковских депозитов, но шаги, приведшие к фактическому спасению Bear Sterns (несмотря на то, что его акционеры понесли значительные убытки), оказались весьма эффективными.

Правительственные программы в США

В прошлом году Федеральное управление по жилищным вопросам США (FHA), министерства жилищного строительства и городского хозяйства (HUD), Федеральная резервная система — все отреагировали на кредитный кризис разработкой и введением целого ряда программ (см. таблицу), предназначенных для стабилизации рынков, которые действуют вместе с более традиционными инструментами для содействия финансовым институтам во все более усложняющейся среде.

В августе 2007 г., в самом начале кредитного кризиса, правительство США сосредоточило свои усилия на смягчении финансового стресса на рынке ипотечных кредитов, с упором на создание альтернативных программ рефинансирования для индивидуальных заемщиков. По мере развития кризиса правительство перенесло внимание на создание программ кредитования банков и брокеров-дилеров с целью повышения ликвидности рынка капитала.

Когда стало ясно, что этих усилий недостаточно для разрешения кризисного бремени, правительство США прибегло к более агрессивным действиям (таким, как прямой выкуп ипотечных ценных бумаг и ипотечных кредитов).

3 к

t4 се

I К

« Я £ 5

ж «

со

ft

°s «

о к « Й -eg

й

We

н се

S Й

к « & 3

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

Ж ЬЧ Ч

Ял«

I X

се н и S о J К

ft

Я

«

о и о

" ¡3

я о

3 §

Её &

я и

о ©

6 я

s я

Ш S

3 s я ч £« о

2

4 к

I

I ^

о ft о о ft я

я

I

- ■ со

Я ^

4 X Я „, 2 й 3 я

5 ч ^ <и « ft к W

я

о ft я

о

©

<ц И Я

я S

^ се 2 л

те

p, К p,

м „о &

Сд©

я ft к

В <

ЁЭ

&0

t« се

Я g g я

Х- ^ Я ft

я MS Л о 5 Я ft Я

ft

о н

3

к

£ о

0 я

S

1

I

S

о я м о ft

В Я

Я к

« S

ж

S3 *

м 8

о ч

^ о

& я

й 3

«

3 ^

К Ь

к £

ё я

Й тз

Я я '

Л ti

S со

£ § 5

К о •

<а *

0 g:

се о

s г

1 ft К м

се «

К 5

се

ч ft

® Я

« о t4

ю

=

„ и

Й О

Й н

я Я

Ч ч

« В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч &

Я £

й « Й d2 № Я

О

Рч « ^ о ft

Ь &

О с»

£ I

m я

о &

£ , 8 « ft ®

И

ч

се н Я

ч «

ft

S?

о к я )Я

« S

к

ч

и

се о со Я

К Ю

я

с^ се I

« н

о я

я S

^^ &

ft о

ft ж

« ^

cd м

о

N ^ ft «

& 2' о

финансовая аналитика

проблемы и решения

7х"

29

OJ CD

Программа Администратор Бенефициары Цель Механизм Даты

Программа стабилизации общины (Neighborhood Stabilization Program, или NSP) Департамент жилищного строительства и городского развития США Могут рассматриваться любые штаты, но гранты будут предоставляться в основном тем районам, которые будут выбраны на основе соотношения количества к доле (в процентах) субстандартных ипотечных ссуд и непогашения ипотечного кредита и просрочки в погашении Предоставить неотложную помощь правительствам штатов и местным органам власти отдельных районов в целях приобретения и разработки программ перевода заложенной по ипотеке недвижимости в собственность залогодержателя Финансирование предоставляется посредством грантов на развитие общин, выделяемых Департаментом жилищного строительства и городского развития США (HUD's Community Development Block Grants), и должно быть использовано для приобретения и повторной разработки программ перевода заложенной по ипотеке недвижимости в собственность залогодержателя Объявлена 26 сентября 2008 г. Заявления на участие до 15 ноября 2008 г.

Надежда для домовладельцев (Hope for Homeowners) Федеральное управление по жилищным вопросам США Владельцы недвижимости, которые испытывают сложности с погашением ипотечного кредита (соотношение долга и дохода превышает 31 %) Дать заемщикам возможность рефинансирования в ипотечные кредиты с более низкой фиксированной ставкой Снизить соотношение основной суммы кредита к стоимости обеспечения (залога) до 90 % (или выше — в случае одобрения советом, принявшим в 2008 г. закон «Надежда для домовладельцев») Принята 30 июля 2008 г. в рамках закона о жилищном строительстве и возмещении (Housing and Recovery Act) и реализуется с 1 октября 2008 г.

Программы ФРС США

Дисконтное окно (Discount Window) ФРС США Депозитные учреждения, имеющие счета сделок с резервированием или срочные депозиты (не личные) в ФРС Смягчить проблемы с ликвидностью в депозитных учреждениях и банковской системе в целом и обеспечить базовую стабильность платежной системы в период системного стресса Прямое кредитование ФРС приемлемых учреждений с приемлемым обеспечением Учреждено в 1913г., в текущем состоянии с 9 января 2003 г. Временные изменения внесены 17 марта 2008 г. (продление срока)

Срочная кредитная аукционная линия (Term Auction Facility, TAF) ФРС США Депозитные учреждения, филиалы и офисы иностранных банков, имеющие право на первичное кредитование со стороны ФРС Предоставление срочных средств более широкому кругу контрагентов с более широким диапазоном обеспечения по сравнению с операциями на открытом рынке Учреждения направляют заявки на ссуды ФРС в рамках аукционов, проходящих два раза в неделю Объявлена 12 декабря 2007 г. Окончание срока действия не предусмотрено

Срочная линия кредитования ценными бумагами (Term Securities Lending Facility, TSLF) ФРС США Первичные дилеры New York ФРС Поддержание ликвидности на рынках казначейских бумаг и других рынках обеспечения Генеральное обеспечение казначейских бумаг предоставляется в ссуду первичным дилерам через аукцион в обмен на приемлемое в рамках программы обеспечение. Аукционы проводится 1 2 раза в неделю в зависимости от типа обеспечения. Объявлена 11 марта 2008 г. Окончание 30 января 2009 г. (или позже, в зависимости от ситуации)

V0

NJ О

о

vo

Программа Администратор Бенефициары Цель Механизм Даты

Кредитная линия ликвидности коммерческих бумаг, обеспеченных активами, на взаимных фондах денежных рынков (АВСР MMMF Liquidity Facility, AMLF) ФРС США Все депозитные учреждения США, банковские холдинговые компании (материнские компании или американские аффилированные компании брокеров-дилеров) или американские филиалы и офисы иностранных банков Восстановление ликвидности на рынках коммерческих бумаг, обеспеченных активами, и помощь денежным рынкам в проведении запланированных погашений ФРС кредитует непосредственно финансовые институты для финансирования покупки приемлемых коммерческих бумаг, обеспеченных активами, у субсидиарных взаимных фондов денежного рынка Объявлена 19 сентября 2008 г. Новые кредиты после 30 января 2009 г. не предоставляются (возможно продление)

Кредитная линия фондирования коммерческих ценных бумаг (Commercial Paper Funding Facility, CPFF) ФРС США Эмитенты коммерческих бумаг США с рейтингами А-1/Р-1/Р-1 (включает эмитентов США с иностранной материнской компанией) Для поддержки потребностей в ликвидности корпораций США через прямую покупку эмиссий коммерческих бумаг (КБ) ФРС дает в кредит компании особого назначения по целевой процентной ставке по федеральным фондам. Заемщики эмитируют трехмесячные КБ, деноминированные в долларах, для 8РУ (компании особого назначения) и получают наличные. Объявлена 7 октября 2008 г. Окончание 30 апреля 2009 г. (может быть продлена в зависимости от ситуации)

Кредитная линия первичных дилеров (Primary Dealer Credit Facility, PDCF) ФРС США Первичные дилеры Федерального резервного банка Нью-Йорка Предоставить фондирование овернайт первичным дилерам ФРС предоставляет средства овернайт против любого приемлемого трехстороннего обеспечения Объявлена 6 марта 2008 г. Окончание 30 января 2009 г. (или позже, в зависимости от ситуации)

Программа 0M0 с одним траншем (Single Tranche OMO Program) ФРС США Первичные дилеры Федерального резервного банка Нью-Йорка Предоставить 2 8-дневное фондирование для агентских MBS в текущих условиях Федеральный резерв кредитует первичных дилеров через торги РЕПО, как обычные ОМО Объявлена 7 марта 2008 г.

Программа опционов TSLF (TSLF Options Program, TOP) ФРС США Первичные дилеры Федерального резервного банка Нью-Йорка Для поддержания ликвидности на казначейском и др. рынках обеспечения во время повышенного давления на рынке обеспечения (конец квартала) Опционы по краткосрочной фиксированной. ставке в будущую дату предоставляются взаймы первичным дилерам через торги в обмен на приемлемое для программы обеспечение. без регулярных аукционов. Объявлена 30 июля 2008 г. Окончание 30 января 2009 г. (или позже, в зависимости от ситуации)

Программа приобретения ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, принадлежащих предприятиям, поддерживаемых государством (Government Sponsored Enterprises, GSE) (GSE Mortgage Backed Securities Purchase Program) Министерство финансов США Держатели ценных бумаг предприятий, поддерживаемых государством, обеспеченных ипотекой Помочь сделать ипотечные кредиты более доступными для покупателей жилой недвижимости в США, а также смягчить давление на процентные ставки по ипотеке Министерство финансов США приобретает на свободном рынке ценные бумаги предприятий, поддерживаемых государством, обеспеченные ипотекой. Объявлена 7 сентября 2008 г. Срок действия — до 31 октября 2009 г.

V0

NJ О

о

VO

OJ I4J

Программа Администратор Бенефициары Цель Механизм Даты

Программа работы с проблемными активами — Программа продажи проблемных активов на аукционах (Troubled Asset Relief Program, TARP — Troubled Asset Auction Program, TAAP) Министерство финансов США Финансовые учреждения, зарегистрированные в США, деятельность которых регламентируется законами США и основные операции которых проводятся на территории США Восстановить ликвидность и привести в норму функционирование рынков в целом, а также улучшить баланс финансовых учреждений посредством покупки проблемных активов Министерство финансов США наделяется более широкими полномочиями в отношении покупки активов у приемлемых (для участия в данной программе) учреждений, включая (без ограничения указанным ниже) ипотечные кредиты и активы, связанные с ипотекой. Механизм формирования цен на такие активы должен быть разработан отдельно Программа утверждена, подписана и получила статус закона 3 октября 2008 г. Первоначальные полномочия истекают 31 декабря 2009 г., но могут быть продлены максимум на два года с даты реализации

Программа работы с проблемными активами — Программа покупки капитала (Troubled Asset Relief Program, TARP — Capital Purchase Program, CPP) Министерство финансов США Финансовые учреждения, зарегистрированные в США, деятельность которых регламентируется законами США, основные операции которых проводятся на территории США Поддержать капитал банков США, чтобы восстановить уверенность в рынках, воспрепятствовать распродаже активов и оказать содействие розничному и межбанковскому кредитованию (ликвидность) Министерство финансов США купит акции на сумму в 250 млрд долл. — старшие привилегированные, некумулятивные, не имеющие срока погашения, не подлежащие досрочному погашению в течение трех лет — на стандартных условиях: 5 % дивидендов в первые пять лет, затем — 9 % в отсутствие квалифицированного предложения акций. Министерство финансов также получает варранты Объявлена 14 октября 2008 г. Является частью программы по смягчению ситуации с проблемными активами и реализуется на тех же условиях

Программа страхования денежного рынка Министерство финансов США Фонды денежного рынка Избежать «налета» на фонды денежного рынка и эффективно уйти от значительного выхода из фондов, не принадлежащих министерству финансов, к фондам министерства финансов Гарантирует курс акций любого предложенного государством приемлемого взаимного фонда денежного рынка на суммы, находящиеся в фондах участия в прибылях по данным на 19 сентября 2008г., если фонды подадут заявку и будут платить ежеквартальные взносы Объявлена 19 сентября 2008 г. Необходимо принять участие до 10 октября 2009 г.

Временное усиление страхования вкладов согласно закону об экстренной экономической стабилизации (EESA) Федеральная корпорация страхования банковских вкладов Банки — члены Федеральной корпорации страхования банковских вкладов Помочь вернуть доверие клиентов к банковской системе и рынкам Федеральная корпорация страхования банковских вкладов увеличивает базовый лимит по федеральным депозитам до 250тыс. долл. для каждого вкладчика, начиная со ЮОтыс. долл. Одобрена 3 октября 2008 г. и действовала по 31 декабря 2008 г.

Программа временной гарантии ликвидности Федеральная корпорация страхования банковских вкладов Учреждения-депозитарии, застрахованные Федеральной корпорацией страхования банковских вкладов; американские финансовые холдинговые компании; приемлемые американские сберегательные и кредитные холдинговые компании Снизить ставку ЛИБОР, ослабить недепозитное фондирование и вернуть доверие клиентов к банковской системе Федеральная корпорация страхования банковских вкладов гарантирует новые выпуски старшей необеспеченной задолженности и обеспечивает текущие счета, если институт решает принять участие и платит взносы после первых бесплатных 30 дней Объявлена 14 октября 2008 г Новые задолженности, выпущенные 30 июня 2009 г. или ранее, будут обеспечены покрытием до 30 июня 2012 года. Текущие счета имеют покрытие по 31 декабря 2009 г

VO

NJ О О VO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.