Научная статья на тему 'Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи'

Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Били-лазарь Александра Артуровна, Вахрушева Полина Валерьевна, Безызвестных Владислав Геннадьевич, Вольский Василий Васильевич

В статье анализируется проблема негативного влияния некачественных продуктов на здоровье студентов. Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье. Изучение здоровья студентов, факторов, его обусловливающих, забота о здоровье отожествляет не только медицинский, но и социальный аспект, а также определяет одну из приоритетных задач вузовского образования. Тем не менее, в настоящее время, чаще всего работа, связанная с профилактикой и оздоровлением студенческой молодежи, носит бессистемный характер, отсутствует четкая методология, слабо используются новые технологии оповещения и оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы вузов [2]. Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде. Это требует принятия неотложных действенных мер и правил по созданию условий для перехода к здоровому образу жизни каждого студента, для разработки и внедрения которых необходимы совместные существенные усилия государственных органов, всех педагогических коллективов вузов и самих студентов. Актуальность данной проблемы заключается в том, что физическое здоровье студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Били-лазарь Александра Артуровна, Вахрушева Полина Валерьевна, Безызвестных Владислав Геннадьевич, Вольский Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

12 3

Били-Лазарь А.А. , Вахрушева П.В. , Безызвестных В.Г. ,

Вольский В.В.4

'Били-Лазарь Александра Артуровна - студент;

2Вахрушева Полина Валерьевна - студент;

3Безызвестных Владислав Геннадьевич - студент, кафедра архитектуры, архитектурный факультет;

4Вольский Василий Васильевич - преподаватель, кафедра по физической подготовке, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется проблема негативного влияния некачественных продуктов на здоровье студентов.

Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье. Изучение здоровья студентов, факторов, его обусловливающих, забота о здоровье отожествляет не только медицинский, но и социальный аспект, а также определяет одну из приоритетных задач вузовского образования. Тем не менее, в настоящее время, чаще всего работа, связанная с профилактикой и оздоровлением студенческой молодежи, носит бессистемный характер, отсутствует четкая методология, слабо используются новые технологии оповещения и оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы вузов [2]. Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде. Это требует принятия неотложных действенных мер и правил по созданию условий для перехода к здоровому образу жизни каждого студента, для разработки и внедрения которых необходимы совместные существенные усилия государственных органов, всех педагогических коллективов вузов и самих студентов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что физическое здоровье студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании.

УДК 613.21

Перед лицом сегодняшних угроз вредных привычек, студентам необходим возврат к правильной, здоровой и активной жизни. В последнее время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России больше половины студентов имеют хронические заболевания. Это очень большое

количество подрастающего поколения, которое должно развиваться, стремиться к лучшему, но все происходит наоборот, тем самым происходит ухудшение состояния здоровья населения и приводит к существенным социально-экономическим потерям.

Были проведены исследования среди студентов различных вузов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания. При этом большая часть студентов вынуждена проживать в общежитиях. В современном городе студенты тратят очень много времени на дорогу. Надо учитывать, что дорога может занимать более 2 часов. Дополнительным фактором, отягощающим обучение в вузе, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. В силу способностям и навыкам, студенты выбирают малоквалифицированную работу: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками. Как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 % юношей и 15 % девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня. Около трети студентов принимают горячую пищу только один раз в день. Из- за ежедневной рутины студенты прибегают к негативным привычкам, чтобы расслабиться или отвлечься. Таким образом количество курящих, употребляющих алкоголь и наркотики студентов достигло 72,8%. Низкая физическая активность отмечается почти у 70% студентов. Ни для кого не секрет, что это одна из главных причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и это влечёт за собой негативные последствия.

Также другие исследования показывают, что среди студентов популярен западный стиль питания. Западный стиль питания - употребление в пищу большое количество мяса и обработанной, рафинированной пищи, малое потребление цельнозерновых продуктов, фруктов и овощей. Такой тип питания приводит к тому, что в организм попадает слишком много сахара, жиров, холестерина, насыщенных жирных кислот и при этом мало многих полезных микронутриентов. «Западный стиль питания» однообразен, но удобен в употреблении. Наукой совершенно точно доказано, что распространение «Западного типа питания» привело к возникновению многих хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых болезней и диабета, а также ожирения. Довольно часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают, чем придется, это: жевательная резинка, конфеты, шоколад, газированная вода. Бывает, что некоторые «утоляют голод» выкурив сигарету.

В последнее время, студенты нашли себе новое «развлечение», которое противоречит здоровому образу жизни (ЗОЖ) - это курение кальяна, вызывающее большие разногласия с курильщиками обычных сигарет. Выяснилось, что уровень угарного газа в крови после курения кальяна у человека выше, чем после выкуренной сигареты [4]. Исследователи выяснили, что любители кальяна не только быстро обзаводятся зависимостью от ароматного табака, но и становятся склонны использовать другие психоактивные вещества: алкоголь, марихуану, гашиш и даже более тяжелые наркотики.

Сегодня, курение кальяна стало поводом для сбора больших компаний. Многие не получают от этого удовольствия, однако, ради поддержки компании, не редко употребляют табачный дым.

Не соблюдают ЗОЖ, также курильщики обычных сигарет. Учитывая, что у студентов 1 -2 курса идет период адаптации к смене быта, интеллектуальным, психоэмоциональным нагрузкам, и курение в данном случае является источником положительных эмоций и тем самым защищает от стресса, трансформируясь в материально-биологическую потребность, при этом улучшая обучение и память. Студенты курильщики, не упускают ни одной свободной минуты, они постоянно

скапливаются в курилках института, на улице и в кафе [3]. Многие приобретают эту привычку еще со школы. Курением студенты, возможно, пытаются доказать всем что они уже большие, им можно все. Многие, таким образом, успокаиваются, хотя их успокаивает не табак, а сам процесс. Но курение у большинства студентов еще пока не становится рефлексом - привычкой, что может способствовать более успешному проведению коррекции табакокурения.

Еще одна причина, по которой не соблюдается ЗОЖ - это сессия. Любой студент знает, что учеба идет рука об руку со стрессовыми ситуациями, а в преддверии сессии интенсивность психологической и физической нагрузки возрастает в разы. Естественно, что все эти, конфликты, бессонные ночи, чувство обиды на произвол преподавателей имеют негативное влияние на состояние здоровья, как психического, так и физического. Перед сдачей зимней сессии начинаются праздники: Новый год. Именно в праздничные дни сложно найти студента, не находящегося в состоянии алкогольного опьянения (за исключением водителей). Потому что современные студенты не представляют, как это - не выпить в праздник [5]. Психологи считают, что в первую очередь алкоголь - это «социальная смазка», позволяющая легче влиться в студенческий социум. Когда у всех в руках одинаковые бутылки пива или банки с коктейлем, разница между участниками тусовки практически стирается. А под действием спиртного она стирается совсем. Согласно результатам исследований, причина наличия вредных привычек у студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствие нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ. Для того, чтобы стать популярным и всеми востребованным, не обязательно участвовать во всех студенческих пьянках. Спорт и активная общественная жизнь может позволить достичь этих же целей быстрее и безопаснее. Алкоголь - это не средство коммуникации со сверстниками, а нейротоксический яд, который лишает возможности нормально учиться.

Существуют массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. Физическое воспитание воздействует на всестороннее развитие личности студентов по трем основным направлениям: приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями; обеспечивает необходимый уровень трудовой активности, который сохраняет и укрепляет здоровье; содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает положительное влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.

Задача руководства и педагогов высшей школы помочь студентам научиться организовывать досуг оздоровительной направленности, предусматривающей предоставление условий для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни, обеспечивающей широкий выбор программ оздоровительной ориентации, формирующих навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности как основы процветания нации и страны.

Специальные дисциплины, предметом которых является здоровье и здоровый образ жизни, помогают студентам освоить необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха. Эти дисциплины призваны своевременно информировать о пагубности вредных привычек, о роли полноценного и правильного питания в формировании молодого организма и др.

Здоровье студентов в процессе обучения ухудшается. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: большие интеллектуальные нагрузки, нарушение режима дня и режима питания, недостаточная двигательная активность, наличие вредных привычек. Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности вуза в сфере здоровье сбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни.

Подводя итог, нужно сказать, что те студенты, с которыми регулярно проводят серьезные беседы об опасности вредных привычек, подвергаются разным формам зависимости на 42% реже, чем остальные. Это доказывает необходимость проведения профилактических бесед в школах, университетах, и конечно же дома. Важно подавать правильный пример, приучать ребенка к здоровому образу жизни с юных лет и вовремя объяснять ему что хорошо, а что плохо.

Список литературы

1. Научный журнал «Успехи современного естествознания», 2013. № 10. С. 192. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075 [3]/ (дата обращения: 02.12.2017).

2. Шконда Е.С. - врач-педиатр I квалификационной категории. [Электронный ресурс]: Саракташская районная больница. Режим доступа: http://www.crb-saraktash. ru/site/php/r_article .php?id 1=1 &id2=18&id3=1 &id4=&flag_glaz=0&art=0002 5 [4]/ (дата обращения: 02.12.2017).

3. Фильчаков C.A., Чернышева И.В., Шлемова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания, 2013. № 10. С. 192-192. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075/ (дата обращения: 29.04.2018).

4. Перминов A.A. ПОЧЕМУ КУРЯТ СТУДЕНТЫ? // Успехи современного естествознания, 2005. № 3. С. 46-47. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8176/ (дата обращения: 29.04.2018).

5. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017. № 2-2. С. 193-197. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244/ (дата обращения: 29.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.