Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.9.019.43-053.7 ББК: 88.26
Психологические науки
Причины самоповреждающего поведения подростков и молодежи.
© А.Е. Тарасова
Тарасова А.Е. - старший преподаватель кафедры организации непрерывного образования факультета дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. E-mail: [email protected]
Адрес: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, дом 1. Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена актуальная ситуация проявлений самоповреждающего поведения подростков и молодежи. Проведен теоретический анализ понятия «самоповреждающее поведение», причин возникновения и закрепления соответствующей стратегии поведения. Представлены результаты пилотного исследования причин самоповреждающего поведения на базе группы [Типичный селфхармер] социальной сети ВКонтакте. Основную выборку составили 160 сообщений участников группы минимальным объемом 150 печатных знаков. Средний возраст участников - 16,5 лет. Методом контент-анализа проанализированы категории «ситуация», «восприятие ситуации», «реакция на ситуацию». В результате исследования выявлены группы ситуаций, непосредственно обусловливающих возникновение самоповреждающего поведения, и ситуаций двойственной трактовки (как причина и как следствие самоповреждающего поведения коммуникатора). Установлено, что большинство ситуаций, провоцирующих самоповреждения, связаны с нарушениями взаимодействия с ближайшим социальным окружением.
Ключевые слова: самоповреждение, самоповреждающее поведение, социальная сеть, референтная группа, контент-анализ, сообщение.
21
Самоповреждения в подростковой и юношеской среде сегодня стали одной из серьезных проблем как в России, так и за рубежом. В исследовании Польской Н.А. (2018) приведена статистика: 3% российских старших школьников и студентов демонстрируют высокую частоту самопорезов [8, с. 3]. Чуева Е.Н. отмечает, что пик самоповреждающего поведения обнаруживается в возрасте от 13 до 18 лет [11, с. 73]. Врачи общей практики Великобритании указывают на увеличение самоповреждений среди девочек на 68% за последние три года [8, с. 3]. Самоповреждающее поведение рассматривается в связи с аутодеструктивным и аутоагрес-сивным поведением. Так, Морозова И.С., Белогай К.Н., Евсеенков Е.В. определяют аутодеструктивное поведение как причинение человеком себе существенного вреда. Авторы относят к аутодеструктивному (аутоагрессивному) поведению суици-22 дальное, самоповреждающее, рискован-
ное поведение и различные зависимости (химические и нехимические, к примеру: злоупотребление алкоголем, интернет-зависимость) [5, с. 60]. Абрамова А.А., Ени-колопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О. обращают внимание на то, что суицидальное, аутодеструктивное и самоповреждающее поведение - это проявление аутоа-грессивного поведения [1, с. 24]. Польская Н.А. при определении самоповреждающего поведения опирается на DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 2013). Самоповреждающее поведение понимается как состояние, требующее дальнейшего изучения. В качестве основных критериев самоповреждающего поведения выделяют частоту самоповреждений (не менее 5 раз за истекший год) и наличие психологических причин, которые вызывают намерения к самоповреждениям [8, с. 2]. Чуева Е.Н. приводит следующее определение: «Под самоповреждающим поведением понимают ряд действий ау-тоагрессивного характера, направленных №1 (16) 2019 на сознательное нанесение физического www.j-chrx°m ущерба своему телу» с небольшой вероятностью летального исхода [11, с. 71]. Эти
действия характеризуются как социально неприемлемые. Смысл самоповреждающего поведения - уменьшение или ликвидация психологического дистресса. Суицид не является целью самоповреждающего поведения.
Распространенность самоповреждений в подростковом и юношеском возрасте связывают со следующими причинами:
эмоциональная дисрегуляция (в этом случае самоповреждения становятся средством релаксации и восстановления контроля над эмоциями, причиняющими страдания или напряжение; в ином случаях используются для привлечения внимания, получения поддержки или для получения нового опыта, новых ощущений) (Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О.; Банников Г.С., Федуни-на Н.Ю., Павлова Т.С. с соавт.; Лукашук А.В., Меринов А.В.; Польская Н.А, Власова.Н.В.; Пичиков А.А., Попов Ю.В., Яковлева Ю.А.; Чуева Е.Н.);
социальные факторы (общее социальное неблагополучие; семейное, школьное, уличное насилие) (Абрамова А.А., Ени-колопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О.; Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С. с соавт.; Лукашук А.В., Меринов А.В.; Польская Н.А., Власова Н.В.; Чуева Е.Н.);
отрицание себя (самоповреждения возникают в ситуации формирования интенсивных, противоречивых представлений о своей личности; негативное отношение к себе и негативная реакция окружающих могут спровоцировать желание навредить своему телу) (Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г., Кузнецова С.О., Польская Н.А., Власова Н.В.);
коммуникация в референтной группе (в пору взросления и формирования внутреннего мира подростки и юноши стремятся поделиться своими проблемами, ощущениями и приобщиться к молодежному сообществу с подобными проблемами в социальных сетях в ки-берпространстве; культурной особенностью социальных сетей сегодня являются возможности получить поощрение в виде репостов и лайков за фото- и видео-
демонстрации самоповреждений) (Польская Н.А., Власова Н.В.; Чуева Е.Н.);
наличие кризисного состояния, склонность к агрессии, аутоагрессии и возможные акцентуации характера (Банников Г.С., Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю.; Лукашук А.В., Меринов А.В.).
Таким образом, ситуация становления внутреннего мира человека, социальная среда предполагают распространение действий самоповреждающего характера в молодежном сообществе. Для подростка, юноши проявление такого неадаптивного поведения становится средством облегчения от негативных мыслей, средством решения межличностных проблем, получения положительных эмоций. Вместе с тем, существует опасность выработки соответствующей стратегии поведения совладания с собственными эмоциями и получения социального резонанса - повышенного внимания к себе со стороны взрослых и сверстников, поднятия самооценки за счет своеобразного «смелого» поступка. Следующим шагом для молодого человека с самоповреждающим поведением может стать суицидальное поведение.
Выявление причин самоповреждающего поведения является сферой интересов междисциплинарных исследований. Исследование причин самоповреждающего поведения подростков и молодежи проводится с позиций клинической и специальной психологии, психологии и психотерапии, суицидологи и психиатрии, психоневрологии и психопатологии. Соответственно применяются методы, раскрывающие разные аспекты причин возникновения самоповреждающего поведения.
Исследование Польской Н.А., Власовой Н.В. (2015) аутодеструктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте было направлено, в частности, на выявление взаимосвязей повышения риска аутодеструктивного поведения с личностными факторами самоповреждающего поведения. Акты самоповреждения рассматривались как маркеры аутодеструктивного поведения [9, с. 179]. В
качестве методик выбраны опросники - когнитивной регуляции эмоций (в модификации Рассказовой Е.И., Леоновой А.Б., Плужникова И.В., 2011); суицидального риска (в модификации Разуваевой Т.Н., 1993); выраженности психопатологической симптоматики (в модификации Тарабриной Н.В., 2011) и авторская методика Польской Н.А. - Шкала причин самоповреждающего поведения. Исследователи установили, что наибольшее количество связей со шкалами суицидального риска имеют мотивы самоповреждающего поведения -избавление от напряжения и воздействие на окружающих. В данном исследовании, наряду с другими результатами, была обнаружена связь между инструментальными самоповреждениями и демонстративностью. Демонстративность выявлена также во взаимосвязи со шкалами ката-строфизации и обвинением других. Авторы сделали вывод, что стремление к привлечению внимания как личностная 23
характеристика молодого человека с самоповреждающим поведением становится «рычагом воздействия» на социальное окружение [9, с. 187]. В продолжение исследования - в работе, посвященной факторам риска и профилактике самоповреждающего поведения подростков (2018), Польская Н.А. указывает на обращение подростков к сверстникам и к друзьям в социальных сетях за помощью. Социальная сеть становится для молодых людей открытой платформой для обсуждения проблем, а также возможностью быть услышанными взрослыми с соблюдением конфиденциальности.
В клиническом обследовании Пи-чикова А.А., Попова Ю.В., Яковлевой Ю.А.(2016) лиц с самоповреждающим поведением, обратившихся за профессиональной помощью (средний возраст 15,4+1,2 лет), основными методами стали катамнестическое наблюдение (в течение 2 лет), клинико-анамнестический и клинико-психопатологический методы [7, с. 80]. Проведенное обследование позволило выявить подростков, демонстри- №1 (16) 2019
www.j-chr.com
рующих самоповреждающее поведение, с преобладанием расстройств адаптации,
24
депрессивными расстройствами, формирующимися расстройствами личности, расстройствами шизофренического спектра в состоянии ремиссии, тревожными расстройствами, биполярным аффективным расстройством и расстройствами пищевого поведения. Лица с суицидальным поведением исключались из группы обследуемых. Дополнительно выявлены предъявления самоповреждений в социальных сетях с открытым доступом. К подобной демонстрации прибегали около 30% обследуемых. Авторами сделан вывод о том, что «экспериментирование над своим телом становится частью самопрезентации, широко обсуждаемой и поддерживаемой в референтных группах» [7, с. 82]. Это явление может стать стимулом к продолжению самоповреждающего поведения и закреплению соответствующей стратегии облегчения эмоционального состояния, а также сформировать тенденцию к саморазрушению.
Исследование ведущих механизмов самоповреждающего поведения у подростков Банникова Г.С., Федуниной Н.Ю. (с соавт., 2016) было направлено на контингент образовательных организаций г. Москвы. В скрининговом обследовании использовались методики: Шкала безнадежности (Hopelessness Scale, A. Beck), Шкала одиночества (UCLA, версия 3, Д. Рассел), Опросник склонности к агрессии Бас-са-Перри, Индекс хорошего самочувствия (WHO-5, Well-Being Index, ВОЗ), Опросник личностных расстройств PDQ-IV. Начальный этап обследования позволил выявить молодых людей с риском самоповреждающего поведения. Установлено, что обследуемые данной группы обнаруживают невысокую удовлетворенность настоящим, выраженное переживание собственного одиночества, враждебность, симптомы депрессии, нарциссизм и эмоциональную неустойчивость. На этапе индивидуального психологического диагностического консультирования подростков «группы риска» методом клинической беседы с помощью Карты оценки суицидального риска (разработана НИЛ «Научно-методическое обеспечение экстренной помо-
щи» совместно со специалистами службы детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ) подтверждено возникновение самоповреждающего поведения на фоне депрессивного состояния, субъективно значимого непереносимого события. Чуть меньшие значения получила реакция декомпенсации демонстративно-шантажного характера [2, с. 53]. По результатам исследования авторы сформулировали предположение, что самоповреждающее поведение объединяет вокруг себя различные проявления социально-психологической адаптации и формируется механизмами - стрессовым, депрессивным, психопатоподобным. Группа соавторов продолжила исследование выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи (2018). В дополнение к указанным выше методикам были применены опросники: Личностные ценности (разработанный ЦЭПП МГППУ) и Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3/ Тест Олсо-на). Особенностью результатов скрининга стало обнаружение низкой ценности жизни у обследуемых с историей самоповреждающего поведения и интересом к группам смерти в социальных сетях. В процессе индивидуального консультирования установлено, что самоповреждающее поведение примерно четверти обследуемых, нуждающихся в психологической помощи, имеет демонстративный характер и направлено на привлечение внимания [2, с. 96].
Результаты проведенного теоретического анализа свидетельствуют о том, что в исследовательском пространстве отсутствует единый подход к исследованию самоповреждающего поведения. Представленные исследования определяют причины самоповреждающего поведения, в основном, с помощью опросников самооценки. Маркеры самоповреждающего поведения формируются исходя из взаимосвязей измеряемых характеристик: когнитивной регуляции эмоций, психопатологической симптоматики; оценки восприятия настоящего и будущего, выраженности субъективного переживания
одиночества; степени выраженности физической агрессии, гнева и враждебности, депрессивной симптоматики; эмоциональной нестабильности, импульсивности и самовлюбленности; личностных предпочтений. Обращает на себя внимание тот момент, что в результатах каждого из исследований определяется взаимосвязь самоповреждающего поведения с демонстративностью. Обнаруживается некоторая часть молодых людей с самоповреждающим поведением, которая ориентирована на предъявление собственных переживаний и телесных повреждений в социальных сетях. Такая ориентировка предполагает стремление воздействовать на окружающих и два варианта развития событий: 1) распаковать собственную сложную ситуацию в референтной группе, 2) приобрести толерантность к негативным ощущениям (некоторые авторы указывают на ослабление болевых ощущений при демонстрации самоповреждений) и перейти к более серьезным формам самоповреждений и суицидальному поведению.
Таким образом, представляется необходимым исследование самоповреждающего поведения в киберпростран-стве. Сеть ВКонтакте в России является наиболее посещаемой пользователями подросткового и юношеского возраста. По данным онлайн-портала Statista 61% пользователей Интернета зарегистрированы в этой социальной сети [6]. Исследование контента речевых сообщений пользователей сети ВКонтакте дает возможность изучения причин самоповреждающего поведения в анонимной среде. В качестве основных параметров анализа речевых сообщений пользователей выбраны ситуации, приводящие к реализации самоповреждающего поведения; особенности восприятия данных ситуаций; реакции (поведенческие и эмоциональные) лиц с самоповреждающим поведением. Цель исследования - выявление причин самоповреждающего поведения подростков и молодежи в результате анализа речевых сообщений в специализированном сообществе в киберпространстве.
На основании изученных теоретических изысканий и эмпирических исследований сформулировано предположение: запуск самоповреждений происходит в ситуации нарушения социального взаимодействия в ближайшем окружении и подкрепляется особенностями восприятия и реакциями на ситуацию молодого человека.
Для определения причин самоповреждающего поведения подростков и молодежи в 2018-2019 гг. проведено пилотное исследование в социальной сети ВКонтакте. Формирование исследовательской группы осуществлялось по следующим критериям: пользователь осознает наличие проблемы самоповреждающего поведения, но еще не обратился за профессиональной помощью. Исследование осуществлялось в условиях информированного согласия. В соответствии с настройками приватности социальной сети: пользователь передает права на публичное использование информации, размещенной в открытом доступе. Методом исследования выбран контент-анализ сообщений пользователей, организованных в текст (словесные публикации). Базой исследования стала группа [Типичный сел-фхармер] [10]. Сообщество организовано как группа поддержки и создано для всех, кто страдает самоповреждениями (от порезов до пищевых нарушений). Открытость платформы заявлена в информации о сообществе и предполагает возможности обращения друзей и родственников, обеспокоенных состоянием их близких людей. В правилах сообщества есть указание на конфиденциальность: «Если ты знаешь или думаешь, что знаешь человека, который анонимно высказался - не разоблачать его». Сообщения публикуются администраторами сообщества под тегами #мояистория@typical_selfharmer; #результаты@typical_selfharmer. Каждый текст проходит обработку, которая исключает личную информацию и обеспечивает анонимность. Из контекста можно определить пол и возраст пользователя. В общей сложности проанализировано 160 анонимных сообщений людей, занимающихся самоповреждениями. Большинство
25
участников девушки (85%), остальные -юноши (15%). Средний возраст - 16,5 лет. Некоторые участники сообщают в публикациях о том, что они состоят в отношениях (13,5%).
Предметом контент-анализа явилось содержание текстов с последующей содержательной интерпретацией обнаруженных количественных данных. На первом этапе определена совокупность исследуемых источников:
заданный тип источника - анонимное обращение, в котором участник сообщества [Типичный селфхармер] рассказывает о своем опыте самоповреждения и переживаний, связанных с ним;
место распространения сообщений
- социальная сеть ВКонтакте, группа [Типичный селфхармер];
заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации: коммуникатор
- человек, занимающийся самоповре-26 ждением, реципиент/ты - участники сообщества [Типичный селфхармер] (пользователь, не подписавшийся на данное сообщество, не может открыть полностью всю публикацию);
сопоставимый размер сообщений: минимальный объем обращения - 150 печатных знаков;
способ распространения сообщений: коммуникатор пишет сообщение администратору группы - администратор публикует сообщение анонимно.
На втором этапе контент-анализа сформирована выборочная совокупность сообщений. В качестве критериев отбора сообщений выбраны: упоминание о занятии самоповреждениями, отсутствие жалоб на патологическую симптоматику (галлюцинации, сверхценные идеи); прямое указание на ситуацию, восприятие этой ситуации и реакции на нее. Последнее гарантирует отсутствие интерпретации текста со стороны исследователя.
На третьем этапе выявлены единицы анализа. В качестве категорий анализа выбраны ситуация, восприятие ситуации,
реакция на ситуацию (поведенческая и эмоциональная).
Категория «ситуация» включает в себя подкатегории: суицидальные мысли; дисфункциональные отношения с партнером; смерть близкого человека; дисфункциональные семейные отношения (в ситуации обнаружения самоповреждений коммуникатора членами семьи и в ситуации выбора сексуальной ориентации); буллинг (со стороны одногруппников/ одноклассников и со стороны преподавателей); нарушение отношений с друзьями; чувство одиночества; ситуация экзамена/ учебного контроля; расстройство пищевого поведения.
Категория «восприятие ситуации» предполагает оценку воздействия самоповреждающего поведения на уровне убеждения. В качестве подкатегорий установлены наиболее часто встречающиеся убеждения «Я плохой/ виноват; должен страдать»; «Самоповреждение помогает снизить душевную боль», «Самоповреждение может повысить мою активность», «Самоповреждение красиво, так я буду красивей».
Категория «реакция на ситуацию» предполагает обнаружение в тексте указаний на следующие подкатегории: снижение социальной активности, обращение к зависимостям (к примеру, алкоголизация), обращение за помощью к друзьям.
На четвертом этапе выделены единицы счета. Процедура анализа сосредоточена на подсчете частоты упоминания выделенной подкатегории. Результаты пятого этапа контент-анализа - непосредственно процедура подсчета - представлены в Таблице 1.
Общими показателями явились частота упоминания и частота упоминания относительная выделенных подкатегорий и по каждой категории отдельно. Процедурно фиксация сообщений осуществлялась через скриншот страницы сообщества.
Таблица 1.
Результаты контент-анализа содержания текстов.
Единицы анализа Единицы счета
Категории Подкатегории Частота упоминания, раз Частота упоминания относительная, %
Ситуация Суицидальные мысли 12 6
Дисфункциональные отношения 31 16
с партнером
Смерть близкого человека 6 3
Дисфункциональные семейные 55 27,5
отношения в ситуации обнару-
жения самоповреждений
Дисфункциональные семейные 16 8
отношения в ситуации выбора
сексуальной ориентации
Буллинг 29 14,5
Нарушение отношений с друзья- 18 9
ми/ одиночество
Ситуация экзамена/ учебного 19 9,5
контроля
Расстройство пищевого поведе- 13 6,5
ния
Итого: 199 100
Восприятие Я плохой/ виноват, должен стра- 31 48
ситуации дать
Самоповреждение помогает сни- 16 25
зить душевную боль
Самоповреждение может повы- 10 15
сить мою активность
Самоповреждение красиво, так я 8 12
буду красивей
Итого: 65 100
Реакция на Снижение социальной активно- 6 20
ситуацию сти
Обращение к зависимостям (ал- 7 24
коголизация)
Обращение за помощью к дру- 16 56
зьям
Итого: 29 100
27
Результаты и их обсуждение.
В результате контент-анализа причин самоповреждающего поведения подростков и молодежи установлено:
Все ситуации, связанные с самоповреждающим поведением участников сообщества [Типичный селфхармер], можно разбить на две равновесных группы (50/50%):
1 группа. Ситуации, которые можно трактовать как непосредственно обусловливающие возникновение самоповреждающего поведения. Первой по значимости ситуацией, которая может быть указана в числе именно возникновения причин самоповреждающего поведения, упоминается буллинг (14,5%) в коллективе обучающихся или со стороны преподавателей. Также с проблемами взаимодействия в образовательных организациях в системе «Преподаватель - Обучающийся» связана
28 ситуация экзамена/ учебного контроля
(9,5%). Нарушение отношений с друзьями/ одиночество занимают примерно равную позицию по упоминанию в сообщениях (9%). К этой группе ситуаций, явно указывающих на причины стремления к самоповреждениям, относятся и дисфункциональные семейные отношения в ситуации выбора коммуникатором социальной ориентации (8%). Менее всего способствует развитию самоповреждающего поведения смерть близкого человека (3%). Возникновение суицидальных мыслей является переходным явлением к суицидальному поведению и упоминается пользователями, осознающими проблемы с самоповреждениями, нечасто (6%).
2 группа. Ситуации, которые могут быть трактованы и как причины, и как следствие самоповреждающего поведения коммуникаторов. Сюда относятся
Собственно дисфункциональные семейные отношения в ситуации обнаружения самоповреждений наиболее часто упоминаются участниками сообщества (27,5%). Эти отношения с ближайшими
№1 (16) 2019 родственниками предполагают закрепле-www j-chr com
ние соответствующей стратегии поведения, а не нормализацию эмоциональных и
поведенческих реакций. В текстах пользователей содержится информация о неконструктивной реакции родителей на проявления самоповреждающего поведения у представителей младшего поколения.
Дисфункциональные отношения с партнером (16%) также относятся к ситуациям реакции значимого человека на проявления самоповреждений и триггером для самоповреждающего поведения. Признаками данной ситуации являются отвержение партнером при обнаружении самоповреждающего поведения; негативная оценка самоповреждающих действий; унижение.
Расстройство пищевого поведения (6,5%) может быть рассмотрено с двух сторон: как запускающий механизм для других форм самоповреждающего поведения, так и как самостоятельная форма самоповреждения.
Следовательно, большинство ситуаций, напрямую провоцирующих самоповреждающее поведение, лежат в поле повседневности и связаны с ближайшим социальным окружением (частота упоминания - 44% в текстах участников исследуемой группы на базе сообщества).
Восприятие ситуации, провоцирующей самоповреждающее поведение, прежде всего, обозначено убеждением «Я плохой/ виноват, должен страдать» (48%). В противоположной части убеждений, формирующих восприятие ситуации, в которой оказался коммуникатор, находится эстетическое представление о самоповреждениях - «Самоповреждение красиво, так я буду красивей» (4%). Четверть упоминаний приходится на утверждение продуктивной функции самоповреждающего поведения, связанной с избавлением от душевных страданий, - «Самоповреждение помогает снизить душевную боль» (25%). Необходимость самоповреждения как средства повышения активности обозначается в убеждении «Самоповреждение может повысить мою активность» (15%). Таким образом, около половины коммуникаторов, опубликовавших сообщения в качестве основной причины выбирают негативное восприятие
жизненной ситуации, но чуть более половины отмечают позитивное воздействие самоповреждений на свое состояние.
Реакции на ситуацию жизни коммуникаторов представлены меньшим разбросом упоминаний в текстах. Анализ реакций не дает возможности полноценно определить, связаны ли они напрямую с запуском самоповреждающего поведения и наблюдались ранее, либо возникли вместе с самоповреждениями. Так, обращение за помощью к друзьям (56%) в сложной ситуации как стратегия совлада-ющего поведения может быть не реализовано, если окружение не предполагает активное содействие коммуникатору. В этом случае обращение за помощью к друзьям сработает как причина для самоповреждений. Вместе с тем, обращение за помощью может быть актом демонстративного характера с целью получения социальной поддержки. Такой акт, возможно, говорит о недостаточной сформированности жизненных приоритетов молодого человека, об инфантилизации подрастающего поколения - об отсутствии стремления к выработке самостоятельности и ответственности.
Обращение к зависимостям (24%) (в проанализированных сообщениях коммуникаторов упоминается только алкоголизация) и снижение социальной активности (20%) также могут стать как причиной, так и следствием самоповреждающего поведения.
Выводы.
1. Самоповреждающее поведение подростков и молодежи является сложным явлением. В представлениях современных авторов нет единого мнения о природе его возникновения и подходах к изучению самоповреждений. Вместе с тем, рассмотрение самоповреждающего поведения с позиций клинической и специальной психологии, психологии и психотерапии, психоневрологии и психопатологии позволяют раскрывать отдельные стороны изучаемого феномена и сформировать направления дальнейших исследований.
Установленные взаимосвязи самоповреждения и личностных характеристик (инструментальных повреждений и демонстративности), выявленные презентации самоповреждений в социальных сетях и интерес к группам смерти задали вектор пилотного исследования в социальной сети ВКонтакте.
2. Выделенные в современных отечественных исследованиях причины самоповреждающего поведения, такие как эмоциональная дисрегуляция, социальные факторы, отрицание себя, сложности коммуникации в референтной группе, наличие кризисного состояния - могут быть соотнесены с результатами пилотного исследования, проведенного на базе сообщества [Типичный селфхармер] социальной сети ВКонтакте.
Так, эмоциональная дисрегуляция соответствует содержанию текстов, проанализированных через подкатегорию восприятие ситуации и обозначена убеждениями «Я плохой/ виноват, должен страдать», «Самоповреждение помогает снизить душевную боль», «Самоповреждение может повысить мою активность», «Самоповреждение красиво, так я буду красивей».
Социальные факторы раскрываются в подкатегориях ситуаций, отнесенных к прямым причинам самоповреждений, - буллинг, ситуация экзамена/ учебного контроля, дисфункциональные семейные отношения в ситуации выбора коммуникатором сексуальной ориентации; в подкатегориях ситуаций, предполагающих двойную трактовку, - дисфункциональные семейные отношения в ситуации самоповреждений; дисфункциональные отношения с партнером.
Отрицание себя проявлено в сообщениях, связанных с подкатегорией ситуаций «возникновение суицидальных мыслей».
Сложности коммуникации в референтной группе представлены в подкатегориях ситуаций, отнесенных к прямым причинам самоповреждений, - нарушение отношений с друзьями/ одиночество, смерть близкого человека; в подкатегории
29
реакция на ситуацию - обращение за помощью к друзьям.
Наличие кризисного состояния отражено в подкатегориях реакций на ситуации «расстройство пищевого поведения», «обращение к зависимостям» (алкоголизация).
3. Применение метода контент-анализа к сообщениям пользователей в социальной сети ВКонтакте позволило осуществить исследование вне экспериментального указания и личного контакта молодого человека с представителем профессионального психологического сообщества. Далеко не каждый готов признаться в самоповреждающем поведении в реальном взаимодействии. Анонимность и конфиденциальность в киберпростран-стве, подкрепленные правилами сообщества поддержки [Типичный селфхармер], позволяют надеяться на отсутствие позиции социальной желательности участ-30 ника, публикующего текст об уникальном
опыте самоповреждающего поведения. Платформа открытого сообщения, на ко-
торой молодые люди добровольно делятся собственными переживаниями, становится значимым полем исследовательской деятельности специалистов помогающих профессий. Проведенный контент-анализ на материале выборки сообщений выявил наиболее частые ситуации, сопровождающие самоповреждения, а также определил, что именно ситуация является основным триггером запуска самоповреждающего поведения. Дальнейшая разработка данной темы предполагает углубленное изучение функций самоповреждающего поведения, взаимосвязей различных форм самоповреждающего поведения с особенностями восприятия и реагирования подростков и молодежи на значимые сложные жизненные ситуации. Результаты исследования применимы при разработке программ психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в образовательных организациях в целях профилактики самоповреждающего поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова А.А. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ со-владания с негативными эмоциями / А.А. Абрамова, С.Н. Ениколопов, А.Г. Ефремов, С.О. Кузнецова // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7, № 2 (26). - С. 21-40.
2. Банников Г.С. Раннее выявление потенциальных и актуальных факторов риск суицидального поведения у несовершеннолетних / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, Н.Ю. Федунина, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязо-ва, М.Д. Баженова // Суицидология. - 2018. -Т. 9., № 2 (31). - С. 82-91.
3. Банников Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных учреждениях / Г.С. Банников, Н.Ю. Федунина, Т.С. Павлова, О.В. Вихристюк, А.В. Летова, М.Д. Баженова // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т. 24, № 3 (92). - С. 42-68.
4. Лукашук А.В. Самоповреждения у подростков: подходы к терапии / А.В. Лу-кашук, А.В. Меринов // Наука молодых -Eruditio Juvenium. - 2016. - № 2. - С. 67-71.
5. Морозова И.С. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической
психологии / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Е.В. Евсеенкова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8. - С. 59-67.
6. Онлайн-портал статистики Statista. URL: https://www.statista.com/
7. Пичиков А.А. Динамика самоповреждающего поведения и суицидальное фантазирование в подростковом возрасте / А.А. Пичиков, Ю.В. Попов, Ю.А. Яковлева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2016. -№ 4. - С. 80-85.
8. Польская Н.А. Факторы и направления профилактики самоповреждающего поведения подростков / Н.А. Польская // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7, № 2 (26). - С. 1-20.
9. Польская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском
возрасте / Н.А. Польская, Н.В. Власова // 31
Консультативная психология и психотерапия. -2015. - № 4 (88). - С. 176-190.
10. [Типичный селфхармер]. URL: https://vk.com/page-134204551_51688021
11. Чуева Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков / Е.Н. Чуева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. -2017. - № 1 (29). - С. 71-77.
CAUSES OF SELF-DAMAGING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND YOUTH.
© Anastasia E. Tarasova
Tarasova Anastasia E. - Senior Lecturer, Department of Continuing Education, Faculty of Continuing Professional Education, FGBOU VO RNMU. N.I. Pirogov Ministry of Health of Russia. E-mail: [email protected]
Address: 117997, Moscow, st. Ostrovityanova, house 1. Russian Federation.
Abstract
The article considers the current situation of manifestations of self-damaging behavior of adolescents and young people. A theoretical analysis of the concept of "self-damaging behavior", the reasons for the emergence and consolidation of the corresponding behavior strategy has been carried out. The results of a pilot study of the causes of self-damaging behavior based on the [Typical Self-Harmer] group of the VKontakte social network are presented. The main sample consisted of 160 messages from group members with a minimum volume of 150 characters. The average age of participants is 16.5 years. By the method of content analysis, the categories "situation", "perception of the situation", "reac-32 tion to the situation" are analyzed. As a result of the study, groups of situations
that directly cause the emergence of self-damaging behavior and situations of dual interpretation (as the cause and as a result of the self-damaging behavior of the communicator) are identified. It has been established that the majority of situations provoking self-harm are associated with impaired interaction with the nearest social environment.
Key words: self-harming, self-damaging behavior, social network, reference group, content analysis, message.
REFERENCE
1. Abramova A.A. Autoagressivnoye nesuitsidal'noye povedeniye kak sposob sovladaniya s negativnymi emotsiyami / A.A. Abramova, S.N. Yenikolopov, A.G. Ye-fremov, S.O. Kuznetsova // Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. - 2018. - T. 7, № 2 (26). - S. 21-40.
2. Bannikov G.S. Ranneye vyyavleniye potentsial'nykh i aktual'nykh faktorov risk suitsidal'nogo povedeniya u nesovershen-noletnikh / G.S. Bannikov, T.S. Pavlova, N.YU. Fedunina, O.V. Vikhristyuk, L.A. Gayazova, M.D. Bazhenova // Suitsidologiya. - 2018. -T. 9., № 2 (31). - S. 82-91.
3. Bannikov G.S. Vedushchiye mekha-nizmy samopovrezhdayushchego povedeniya u podrostkov: po materialam monitoringa v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh / G.S. Bannikov, N.YU. Fedunina, T.S. Pavlova, O.V. Vikhristyuk, A.V. Letova, M.D. Bazhenova // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikho-terapiya. - 2016. - T. 24, № 3 (92). - S. 42-68.
4. Lukashuk A.V. Samopovrezhdeniya u podrostkov: podkhody k terapii / A.V. Lu-kashuk, A.V. Merinov // Nauka molodykh -Eruditio Juvenium. - 2016. - № 2. - S. 67-71.
5. Morozova I.S. K probleme siste-matizatsii teoreticheskikh podkhodov k izucheniyu autodestruktivnogo povedeniya v traditsionnoy i postneklassicheskoy
psikhologii / I.S. Morozova, K.N. Belogay, Ye.V. Yevseyenkova // Obshchestvo: sotsi-ologiya, psikhologiya, pedagogika. - 2018. -№ 8. - S. 59-67.
6. Onlayn-portal statistiki Statista. URL: https://www.statista.com/
7. Pichikov A.A. Dinamika samopovrezhdayushchego povedeniya i suitsidal'noye fantazirovaniye v podrostkovom vozraste / A.A. Pichikov, YU.V. Popov, YU.A. Yakovleva // Obozreniye psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii imeni V.M. Bekhtereva. - 2016. - № 4. - S. 80-85.
8. Pol'skaya N.A. Faktory i napravleni-ya profilaktiki samopovrezhdayushchego povedeniya podrostkov / N.A. Pol'skaya // Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. -2018. - T. 7, № 2 (26). - S. 1-20.
9. Pol'skaya N.A. Autodestruktivnoye povedeniye v podrostkovom i yunosheskom
vozraste / N.A. Pol'skaya, N.V. Vlasova // 33
Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhotera-piya. -2015. - № 4 (88). - S. 176-190.
10. [Tipichnyy selfkharmer]. URL: https://vk.com/page-134204551_51688021
11. Chuyeva Ye.N. Samopovrezhdayush-cheye povedeniye detey i podrostkov / Ye.N. Chuyeva // Vestnik KRAUNTS. Gumanitar-nyye nauki. - 2017. - № 1 (29). - S. 71-77.