УДК 316.6
Маслова Е.Э., Савченко У.В., Петухова К.С.
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ4
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
goticchristmas@mail. ru
Аннотация
Статья посвящена нарушению эмоциональной сферы у детей 10-13 лет, обучающихся в частной школе, а именно в период подросткового кризиса, который отражается на их взаимоотношениях с родителями.
Ключевые слова: дети, частная школа, подростковый кризис, причины, доверие.
Abstract
The article is devoted to the violation of the emotional children's sphere in aged of 10-13 years, who study in a private school, namely in the period of adolescent crisis, which affects their relationship with their parents. Keywords: children, private school, teenagers crisis, causes, trust.
Актуальность рассматриваемой темы можно обозначить тем, что при хорошем доходе, родители пытаются дать своим детям «все лучшее», в том числе и образование, предпочитая частные школы обычным.
Из вышесказанного возникает проблема, которая все чаще становится на первое место в отношениях между родителями и детьми - это эмоциональный разрыв, а именно: недоверие, отчуждение детей от родителей, так как каждый занимается своей жизнью, не интересуясь друг другом, потеря мотивации.
Подростковый возраст традиционно характеризуется как критический, переходный, трудный в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием как причиной различных психологических и психических отношений. В ходе перестройки организма у подростков возни-
4 Maslova E.E., Savchenko U.V., Petuhova K.S. Causes of teenagers crisis from children, who study in private school / Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
кает чувство тревоги, повышенная возбудимость, снижается самооценка. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов[2; 5].Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [1]. Л.Р. Мадорский считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка чувства зрелости как субъективного переживания, отношения к самому себе как к взрослому. Тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что приводит к конфликту между подростками и взрослыми. В результате возникает кризис подросткового возраста [5].
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", осознание своей индивидуальности. На формирование идеального «Я» в подростковом возрасте влияет уже не семья, родители перестают быть моделью для его создания [5].
Исходя из описания особенностей вступления ребенка в подростковый возраст, можно сделать следующие выводы: основная ведущая деятельность -общение со сверстниками. Основная мотивация - признание в коллективе сверстников. Авторитет родителей и старших в данный период теряет свое значение, для подростка гораздо важнее, что о нем подумают друзья. Дети из обеспеченных семей часто противопоставляют себя своим родителям и всячески стремятся к самостоятельности и противопоставлению себя родителям.
Существуют личностно-ориентированные частные школы, в которых образовательный процесс напрямую связан с интеллектуальным и эмоциональным состоянием ребёнка. Данные школы взаимодействуют не только с детьми, но и с родителями.
Родители отдают детей в школу, надеясь, что учителя всё исправят, но при этом, как только ребёнок выходит из «исправительной школы», дома его ждут родители, которые снова балуют ребёнка и не хотят заниматься его вос-
питанием. По этой причине, как правило, дети не доверяют не только родителям, но и учителям, а точнее всем взрослым. Поскольку доход родителей позволяет дать детям почти всё, ученики таких школ не понимают, зачем учителя пытаются их научить чему-то, зачем хотят сделать из них какую-то личность и достают нравоучениями, если, как кажется ребёнку, у него уже всё есть, он полностью упакован, тем более что дома он получает всё, что хочет, даже если не заслуживает этого. Среди таких детей очень сильно страдают мальчики, которые воспитываются в основном мамами, поскольку отсутствует мужская рука при мягком отношении матерей к своим сыновьям.
Практика показывает, что успешное обучение может происходить в случае, когда в школе активно проводятся тренинги, в которых участвуют родители, учителя, ученики с целью их объединения.
В рассматриваемой частной школе был проведен тренинг на доверие между детьми и учителями, после чего дети действительно стали проще общаться с учителями. Так же был проведён тренинг на командообразование, в котором дети вместе со своими родителями выполняли разнообразные задания. Основная цель данного тренинга: научиться слушать и слышать, понимать друг друга. Ведь очень часто взрослые и дети слышать не то, что им говорят, а то, что они хотят услышать.
Во время тренинга было видно, как дети были счастливы от того, что родители вместе с ними работают, помогают им, дают им советы. К сожалению, некоторые родители были не очень счастливы от того, что им необходимо выполнять какие-то задания.
Возникает вопрос: что мы в таком случае хотим от детей?
Напрашивается только один вывод: вся проблема заключается исключительно в родителях. Что же делать в таком случае учителям? Общаться с родителями, придумывать разнообразные аргументы, чтобы родители, наконец, поняли одну простую вещь: устраивая свою жизнь, ни в коем случае нельзя забывать о жизни своего ребёнка.
Литература
1. Боброва В.Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка. Ростов н/Д, 1966.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4 - С. 123-205.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования
личности. М.: Просвещение, 1979.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013.
5. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2016.
УДК.614.37
Марина Н. С.
ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ5
ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, l uda777shap@yandex. ru
Мы живём в обществе, где не можем представить жизнь без телефона, компьютерных игр. Конечно человек понимает необходимость телефона. Едете в транспорте или идёте домой посмотрите вокруг, у каждого в руках телефон, планшет. Мы даже не задумываемся о том, к чему это может привести.
Сейчас многие семьи сталкиваются с проблемой зависимости компьютерных игр. И эта зависимость уже начинается с чуть ли не раннего возраста. Чаще всего родителям некогда поиграть с малышом. Телефон прекрасная вещь для того, чтобы отвлечь ребёнка. Когда ребёнок занят, то у родителей появляется свободное время. При этом считая, что ребёнку помогают развиваться. На самом же деле получается, что родители принимают участие в этой зависимости.
Родители покупают ребёнку телефон, компьютер. Чем раньше ребёнок начинает играть в компьютерные игры, тем самым есть все шансы стать зависимым от них. Родители должны понимать, что несут огромную ответственность за своего ребёнка. Это прежде всего здоровье, отношение к окружающему миру. Ребёнку надо помогать развиваться с помощью реальных предметов: кубики, пирамидки, карандаши, книги.
Родителям надо понимать куда может привести компьютерная зависи-
5Marina N.S. The experience of educational institutions computer addiction in children / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg