Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / взяточничество / причины коррупции / государственный служащий / муниципальный служащий / corruption / bribery / causes of corruption / civil servant / municipal employee

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмадуллина И. А., Щигорцова Е. С.

В статье рассматривается мнения обычных граждан о факторах, приводящих к распространению коррупции в российском правительстве и органах местного самоуправления. В статье проводится анализ общественного мнения и исследуются опросы с гражданами, чтобы выяснить, какие факторы они считают основными в проблеме коррупции. Изучаются подходы к пониманию содержания и сущности причинно-следственных связей в сфере коррупционных отношений. Авторами исследована классификация причин коррупции. Проведено эмпирическое исследование, которое основано на анонимном опросе 129 жителей города Набережные Челны по вопросам коррупции и антикоррупционной деятельности в различных областях жизни граждан. Основываясь на этом анализе, статья предлагает оценку и выводы о том, какие меры можно предпринять для борьбы с коррупцией в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF CORRUPTION IN STATE AND LOCAL GOVERNMENT ACCORDING TO PUBLIC OPINION

The article deals with the main causes of modern corruption in state and local government bodies of the Russian Federation, according to the opinion of the population. The article analyses public opinion and examines surveys conducted with citizens to find out what factors they consider to be the main factors in the problem of corruption. Approaches to understanding the content and essence of cause-and-effect relationships in the sphere of corruption relations are studied. The author investigated the classification of the causes of corruption. An empirical study was conducted, which are based on an anonymous survey of 129 residents of the city of Naberezhnye Chelny on corruption and anti-corruption activities in various areas of citizens' lives. Based on this analysis, the article offers an evaluation and conclusions on what measures can be taken to counter corruption in the country

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ / PUBLIC LAW (STATE LAW) _SCIENCES_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.136.1

ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МНЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Статья с данными

Ахмадуллина И.А.1' *, Щигорцова Е.С.2

1 ORCID : 0000-0002-8303-3726;

2 ORCID : 0000-0001-5054-7870;

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Набережные Челны, Российская Федерация 2 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (iiina-ahmad[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается мнения обычных граждан о факторах, приводящих к распространению коррупции в российском правительстве и органах местного самоуправления. В статье проводится анализ общественного мнения и исследуются опросы с гражданами, чтобы выяснить, какие факторы они считают основными в проблеме коррупции. Изучаются подходы к пониманию содержания и сущности причинно-следственных связей в сфере коррупционных отношений. Авторами исследована классификация причин коррупции. Проведено эмпирическое исследование, которое основано на анонимном опросе 129 жителей города Набережные Челны по вопросам коррупции и антикоррупционной деятельности в различных областях жизни граждан. Основываясь на этом анализе, статья предлагает оценку и выводы о том, какие меры можно предпринять для борьбы с коррупцией в стране.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, причины коррупции, государственный служащий, муниципальный служащий.

CAUSES OF CORRUPTION IN STATE AND LOCAL GOVERNMENT ACCORDING TO PUBLIC OPINION

Data paper

Akhmadullina I.A.1' *, Shchigortsova E.S.2

1 ORCID : 0000-0002-8303-3726;

2 ORCID : 0000-0001-5054-7870;

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation 2 Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russian Federation

* Corresponding author (irina-ahmad[at]mail.ru)

Abstract

The article deals with the main causes of modern corruption in state and local government bodies of the Russian Federation, according to the opinion of the population. The article analyses public opinion and examines surveys conducted with citizens to find out what factors they consider to be the main factors in the problem of corruption. Approaches to understanding the content and essence of cause-and-effect relationships in the sphere of corruption relations are studied. The author investigated the classification of the causes of corruption. An empirical study was conducted, which are based on an anonymous survey of 129 residents of the city of Naberezhnye Chelny on corruption and anti-corruption activities in various areas of citizens' lives. Based on this analysis, the article offers an evaluation and conclusions on what measures can be taken to counter corruption in the country.

Keywords: corruption, bribery, causes of corruption, civil servant, municipal employee.

Введение

В литературе отмечается, что в последние годы в органах государственной власти и местного самоуправления идет эффективная борьба с коррупцией, которая ведется в рамках государственной системы, носящей ограниченный характер прав и свобод человека и гражданина.

Коррупция включает в себя множество различных элементов и отношений, определить ее непросто. Поэтому в большинстве международных документов определяются его виды и формы, а не сам термин.

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» есть официальное определение «коррупции», под которым понимается [1]:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исследователи данной темы отмечают, что коррупция вышла за пределы контроля национального государства. Как указывает Д.А. Бакшевский [2] в своей статье, он рассматривает такое явление как коррупционные действия не иначе

как социально-политическое. Это явление представляет собой совокупность преступлений, совершаемых лицами, официально привлеченными к управлению (государственные, муниципальные служащие), использующими различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

В литературе выделяется множество классификаций причин коррупции, но все они сводятся к четырем группам, на основе которых рассмотрим основные причины коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, которые выделяют в литературе [3]:

1. Социально-экономические причины. Низкий уровень заработной платы заставляет государственных служащих поддерживать свою заработную плату так называемыми «откатами» и подарками. В исследованиях отмечают такое явление как вознаграждение за оказанную услугу. В данную группу можно отнести взяточничество, которое является наиболее опасным проявлением коррупции;

2. Политические причины. Политические причины коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления могут быть связаны с отсутствием системы обсуждения кандидатуры на руководящую должность. При отсутствии прозрачного и открытого процесса отбора и назначения руководителя органов власти, возникает возможность для коррупционных схем. Без участия широкой общественности и экспертного сообщества, решение о назначении руководителей может быть основано на личных связях, договорённостях, взятках или иных нечестных практиках. Мы считаем, что такая система приводит к неправильному распределению власти и ресурсов. Когда кандидатура руководителя определяется не их профессиональными навыками и заслугами, а исключительно политическими факторами, это может приводить к ситуации, когда люди без достаточных компетенций получают руководящие должности. Это может повлечь за собой снижение эффективности работы органов власти и увеличение возможностей для коррупции;

3. Правовые причины. Учитывая изменения, внесенные в Конституцию РФ и федеральное законодательство в плане ограничения и запретов для государственных служащих, остается еще множество способов скрывать своих доходы, например, переписывать неучтенное имущество на дальних родственников. По нашему мнению, желательно было бы ужесточить уголовную ответственность за такие преступления как взяточничество, например, предусмотреть конфискацию имущества, как один из видов наказания;

4. Нравственные причины. Примером может служить слабая гражданская позиция. Население очень редко обращается в правоохранительные органы с заявлением о фактах вымогательства представителями государственной власти и местного самоуправления, боясь огласки и негативных последствий для себя и своих близких. Поэтому коррупция имеет латентный (скрытый) характер. Также мы считаем причиной жадность и эгоизм: некоторые люди склонны к коррупции из-за своей жажды наживы, желания незаконно обогатиться и обеспечить себе личные преимущества. Они не считают коррупцию неправильной или морально недопустимой, если это дает им выгоду. Низкие моральные нормы: если в обществе отсутствуют высокие моральные стандарты, люди могут воспринимать коррупцию как норму и не осознавать ее негативных последствий. Например, если коррупция распространена в политической системе или в бизнес-сфере, это может ослабить моральные принципы и создать окружение, в котором коррупция становится принятой практикой. Низкий уровень этического образования: если образовательная система не делает достаточный акцент на развитие этических навыков и ценностей, люди могут не осознавать важность этичности и отсутствовать моральные ограничения в своих поступках. Нравственные причины коррупции часто связаны с несоблюдением принципов справедливости, честности и уважения к обществу.

Методология

В данном исследовании использовалась совокупность методов, включая обзор законодательства, литературы, формально-логический, структурно-системный методы, метод технико-юридического анализа и другие методы, применяемые в исследовательской деятельности.

Обзор законодательства позволил изучить действующее законодательство в интересующей области, его основные нормы и правила, связанные с исследуемой проблемой или вопросом.

Литературный метод заключается в анализе существующих научных и научно-популярных публикаций, книг, монографий и статей, связанных с темой исследования.

Формально-логический метод позволяет анализировать проблему или вопрос с помощью логических операций (анализ, синтез, обобщение и т.д.) и установления логических связей между фактами и понятиями.

Структурно-системный метод предполагает рассмотрение объекта исследования как совокупность взаимосвязанных элементов, выделение его структурных компонентов и описание их функциональных и структурных характеристик.

Метод технико-юридического анализа основывается на изучении технических и юридических аспектов проблемы, например, анализ специфических юридических документов, правовых норм и принципов, связанных с техническим объектом исследования.

Кроме того, в исследовании использованы методы, характерные для исследовательской деятельности, такие как анкетирование, интервьюирование. Эти методы позволяют собирать и анализировать эмпирические данные, полученные от участников исследования или из наблюдений.

Результаты

В декабре 2022 года было проведено анонимное тестирование населения города Набережные Челны, Республики Татарстан в количестве 129 человек разной возрастной категории (от 18 лет до 50 лет и старше) разных профессий и студентов вузов. Из опрошенных 33,3% составили женщины, 66,7% - мужчины.

Целью опроса стало изучение мнения населения о коррупции и антикоррупционных действиях в нашем регионе и стране, причины современной коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

По мнению анкетированных, высокий уровень коррупции в России обусловлен низким моральным уровнем должностных лиц (27,1%), комплексом социальных и экономических факторов (28,7%) и другими причинами (рис. 1).

0 отсутствием системы

антикоррупционного воспитания 9 менталитетом и традициями

общества в комплексом социальных и

экономических факторов Ф незрелость правовой системы О низким моральным уровнем должностных лиц

Рисунок 1 - Чем обусловлен высокий уровень коррупции в России?

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.136.1.1

Граждане отметили, что наиболее часто встречаются проявления злоупотреблений среди должностных лиц в органах местного самоуправления - 49,6% и сфере образования - 45,7%, здравоохранении. В сфере медицинских услуг резко возросла коррупция в связи с пандемией, с нежеланием населения прививаться от опасной инфекции. Граждане покупали справки у медработников [4].

Как видно на рисунке 2, причиной, подтолкнувшей граждан дать взятку должностному лицу, является отсутствие времени или возможности для решения проблемы законным путем у 50%; утомился от волокиты со стороны должностного лица - 20%. По мнению опрошенных, уровень коррупции в муниципальном районе является высоким считают 38,8%.

■ отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем

■ потому что все даютвзятку,так принято

■ желание добиться благосклонности или более качественной работы

устал от проволочек со стороны должностного лица

Рисунок 2 - Причина передачи взятки должностному лицу DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.136.1.2

Большинство опрошенных (69,8%) считает, что коррупция сильно влияет на экономику страны, лишь 8,5% так не считают.

По результатам опроса видно, что большая часть опрошенных (48,8%) не верит в то, что коррупцию можно побороть раз и навсегда в нашем обществе, так как это бессмысленно, коррупция будет существовать всегда. Это при том, что большая часть - это молодежь. 24% верят, что у нас все получится.

В связи со специальной операцией на территории Украины наши граждане столкнулись с призывом, мы были приятно удивлены полученным результатам. Как показала анкета, 95,3% ответили, что они и их близкие не столкнулись с коррупцией при призыве в рамках спецоперации в 2022 году, лишь 4,7% ответили, что им пришлось с этим столкнуться. Как видно из рисунка 3, «Какой вопрос Вы пытались решить с помощью взятки?», вопросы решали разные: 28,6% - выбор места прохождения военной службы, 21,4% - избежать призыва по состоянию здоровья (через врачебную комиссию).

Рисунок 3 - Какой вопрос Вы пытались решить с помощью взятки?

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.136.1.3

После дачи взятки у 42,9% вопрос решился, у 42,9% - не решился, у 14,3% - вопрос решился частично.

Обсуждение

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство жителей города считают коррупцию проблемой, которая сильно влияет на жизнь общества. Большинство опрошенных также выразили свою поддержку антикоррупционным мерам и призвали органы власти и самоуправления предпринять более активные действия для борьбы с коррупцией.

Опрошенные также оценивали уровень коррупции в различных сферах, включая правоохранительные органы, здравоохранение, образование и строительство. Большинство респондентов отметили, что коррупция является распространенной практикой во всех этих сферах.

Однако, несмотря на пессимистическую оценку ситуации, опрошенные также привели предложения по улучшению антикоррупционной деятельности. Некоторые предложения включали усиление юридической ответственности за коррупционные преступления, повышение прозрачности и открытости процедур, обучение и прокачку сотрудников органов власти в области этики и антикоррупционной деятельности.

Исследование также выявило, что большинство респондентов считают, что реализация антикоррупционной политики требует совместного усилия государственных органов, неправительственных организаций и гражданского общества. Они выразили готовность активно участвовать в борьбе с коррупцией и поддерживать инициативы, направленные на ее преодоление.

В целом, проведенное исследование подтверждает, что население города Набережные Челны признает наличие коррупции и призывает к активным мерам ее противодействия. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и самоуправления для разработки и реализации эффективных антикоррупционных стратегий.

Заключение

Нами начато изучение основных причин современной коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления страны. Причины коррупции проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому данное явление имеет многоаспектный характер. Для искоренения причин коррупции необходимо проводить мероприятия по ее искоренению. В перспективе нами планируется проведение исследования основных причин современной коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления во вновь присоединенных территориях. Ситуация в этих регионах очень сложная, уровень коррупции превышает все возможные показатели.

Согласно мнению населения города Набережные Челны, основными причинами коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления являются:

1. Недостаток прозрачности и открытости в работе органов власти. Многие граждан считают, что отсутствие информации о решениях и действиях должностных лиц способствует возникновению коррупционных схем;

2. Несправедливое распределение государственных ресурсов и неравноправное отношение к разным группам населения. Существует мнение, что некоторые должностные лица заключают коррупционные сделки для получения личной выгоды и обеспечения своего благополучия в ущерб интересам населения;

3. Низкая заработная плата государственных служащих. Многие граждан считают, что низкая оплата труда стимулирует должностных лиц и служащих искать дополнительные источники дохода, в том числе через коррупционные схемы;

4. Слабая ответственность за коррупционные преступления. Многие жители города считают, что недостаточное привлечение к ответственности должностных лиц создает благоприятные условия для распространения коррупции;

5. Недостаток гражданского контроля и независимых проверяющих органов. Многие граждан считают, что отсутствие эффективных механизмов контроля за деятельностью органов власти позволяет коррупции процветать.

Выводы данного исследования подтверждают необходимость укрепления прозрачности и открытости в работе органов власти города Набережные Челны, а также усиления гражданского контроля и ответственности за коррупционные преступления. Это могут быть ключевые шаги для борьбы с коррупцией и улучшения качества органов государственной власти и местного самоуправления.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции : федеральный закон № 273-Ф3 : [принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. : одобр. Советом Федерации 22 декабря 2008 г.]. — М., 2008.

2. Бакшевский Д.А. Сущность коррупции как социально - политического явления и формы ее проявления в системе государственного управления / Д.А. Бакшевский // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 3. — С. 292-297. — DOI: 10.34755/IR0K.2021.73.18.061.

3. Ахметова Н.А. Проблема типологизации коррупции / Н.А. Ахметова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — 2011. — № 2(15). — С. 33.

4. Klochko E.N. Pandemic Covid-19-As a Factor of Quarantine Measures Implementation in Russia / E.N. Klochko, S.A. Lukina, A.A. Akhmadullina [et al.] // Journal of Research in Medical and Dental Science. — 2020. — Vol. 8. — Iss. 7. — P. 160-165.

5. Ахмадуллина И.А. Антикоррупционная политика в сфере образования / И.А. Ахмадуллина, К.В. Гарипова, М.М. Шамсутдинов // Научно-правовой журнал «Образование и право». — 2022. — № 3. — С. 418-426.

6. Российская Федерация. Законы. О муниципальной службе в Российской Федерации : федеральный закон № 25-ФЗ : [принят Государственной Думой 7 февраля 2007 г. : одобр. Советом Федерации 21 февраля 2007 г.]. — М., 2007.

7. Братановский С.Н. Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе / С.Н. Братановский // Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы. — М.: Издательский Дом «Третьяковъ», 2019. — С. 30-35.

8. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон № 58-ФЗ : [принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г. : одобр. Советом Федерации 14 мая 2003 г.]. — М.,

2003.

9. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон № 79-ФЗ : [принят Государственной Думой 7 июля 2004 г. : одобр. Советом Федерации 15 июля 2004 г.]. — М.,

2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Российская Федерация. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы : Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288. — М., 2019.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Russian Federation. Laws. O protivodejstvii korruptsii [On Combating Corruption] : federal law № 273-FZ : [accepted by State Duma on December 19, 2008 : approved by Federation Council on December 22, 2008]. — M., 2008. [in Russian]

2. Bakshevskij D.A. Suschnost' korruptsii kak sotsial'no - politicheskogo javlenija i formy ee projavlenija v sisteme gosudarstvennogo upravlenija [The Essence of Corruption as a Socio-Political Phenomenon and the Forms of Its Manifestation in the System of Public Administration] / D.A. Bakshevskij // Voprosy ustojchivogo razvitija obshhestva [Issues of sustainable development of society]. — 2021. — № 3. — p. 292-297. — DOI: 10.34755/IR0K.2021.73.18.061. [in Russian]

3. Akhmetova N.A. Problema tipologizacii korrupcii [The Problem of Typologization of Corruption] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: YUrisprudenciya [Bulletin of Volgograd State University. Series 5: Jurisprudence]. — 2011. — № 2(15). — P. 33. [in Russian]

4. Klochko E.N. Pandemic Covid-19-As a Factor of Quarantine Measures Implementation in Russia / E.N. Klochko, S.A. Lukina, A.A. Akhmadullina [et al.] // Journal of Research in Medical and Dental Science. — 2020. — Vol. 8. — Iss. 7. — P. 160-165.

5. Akhmadullina I.A. Antikorrupcionnaya politika v sfere obrazovaniya [Anti-Corruption Policy in the Field of Education] / I.A. Akhmadullina, K.V. Garipova, M.M. Shamsutdinov // Nauchno-pravovoj zhurnal «Obrazovanie i pravo» [Scientific and Legal Journal "Education and Law"]. — 2022. — № 3. — P. 418-426. [in Russian]

6. Russian Federation. Laws. O munitsipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federatsii [On Municipal Service in the Russian Federation] : federal law № 25-FZ : [accepted by State Duma on February 7, 2007 : approved by Federation Council on February 21, 2007]. — M., 2007. [in Russian]

7. Bratanovsky S.N. Formirovanie sistemy mer po protivodejstviyu korrupcii na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe [Formation of a System of Measures to Combat Corruption in the State and Municipal Service] / S.N. Bratanovsky // Sovremennye podhody k protivodejstviyu korrupcii: trendy i perspektivy [Modern Approaches to Combating Corruption: Trends and Prospects]. — Moscow: "Tretyakov" Publishing House, 2019. — P. 30-35. [in Russian]

8. Russian Federation. Laws. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federatsii [On the Civil Service System of the Russian Federation] : federal law № 58-FZ : [accepted by State Duma on April 25, 2003 : approved by Federation Council on May 14, 2003]. — M., 2003. [in Russian]

Mem^dynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 10 (136) • OKmn6pb

9. Russian Federation. Laws. O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federatsii [On the State Civil Service of the Russian Federation] : federal law № 79-FZ : [accepted by State Duma on July 7, 2004 : approved by Federation Council on July 15, 2004]. — M., 2004. [in Russian]

10. Russian Federation. Ob osnovnyh napravlenijah razvitija gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federatsii na 2019-2021 gody [On the Main Directions of Development of the State Civil Service of the Russian Federation for 20192021] : Decree of the President of the Russian Federation dated July 24, 2019 № 288. — M., 2019. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.