Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ИГНОРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВНЕДРЕНИЯ НДТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ИГНОРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВНЕДРЕНИЯ НДТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое право / НДТ / законодательство в области НДТ / охрана окружающей среды / игнорирование НДТ / современные технологии / environmental law / BAT / BAT legislation / environmental protection / ignoring BAT / modern technology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Проваткина В. Е., Волошина Т. В., Шенер Э. А.

В данной статье рассматривается законодательные основы перехода на наилучшую доступную технологию. Анализируются причины «невнедрения» предприятиями НДТ. Авторами предлагается ряд мер по решению поставленной проблемы, включая внедрение новых экономических стимулов и создание единого нормативноправового акта, регулирующего данную область. В целом, статья представляет собой важный вклад в разработку практических решений, направленных на повышение количества предприятий внедряющих НДТ. Отмечается, что внедрение наилучших доступных технологий приведет к эффективной замене устаревших производств и технологий современными, что в конечном итоге должно привести к решению большинству экономических и экологических проблем, как в Российской федерации, так и в мире в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Проваткина В. Е., Волошина Т. В., Шенер Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR ENTERPRISES TO IGNORE BAT IMPLEMENTATION AND WAYS TO ADDRESS IT

This article examines the legal framework for the transition to the best available technology. It analyses the reasons for the "non-introduction" of BAT by enterprises. The authors propose a number of measures to address the problem, including the introduction of new economic incentives and the creation of a unified legal act regulating this area. Overall, the article is an important contribution to the development of practical solutions aimed at increasing the number of enterprises implementing BAT. It is noted that the introduction of best available technologies will lead to the effective replacement of obsolete industries and technologies with modern ones, which should eventually lead to the solution of most economic and environmental problems, both in the Russian Federation and in the world as a whole

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ИГНОРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВНЕДРЕНИЯ НДТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ / PUBLIC LAW (STATE LAW) _SCIENCES_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.133.29 ПРИЧИНЫ ИГНОРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВНЕДРЕНИЯ НДТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Научная статья

Проваткина В.Е.1' *, Волошина Т.В.2, Шенер Э.А.3

1 2 3 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (leraprovatkina[at]yandex.ru)

Аннотация

В данной статье рассматривается законодательные основы перехода на наилучшую доступную технологию. Анализируются причины «невнедрения» предприятиями НДТ. Авторами предлагается ряд мер по решению поставленной проблемы, включая внедрение новых экономических стимулов и создание единого нормативно-правового акта, регулирующего данную область. В целом, статья представляет собой важный вклад в разработку практических решений, направленных на повышение количества предприятий внедряющих НДТ. Отмечается, что внедрение наилучших доступных технологий приведет к эффективной замене устаревших производств и технологий современными, что в конечном итоге должно привести к решению большинству экономических и экологических проблем, как в Российской федерации, так и в мире в целом.

Ключевые слова: экологическое право, НДТ, законодательство в области НДТ, охрана окружающей среды, игнорирование НДТ, современные технологии.

REASONS FOR ENTERPRISES TO IGNORE BAT IMPLEMENTATION AND WAYS TO ADDRESS IT

Research article

Provatkina V.E.1, *, Voloshina T.V.2, Shener E.A.3

i, 2, 3 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

* Corresponding author (leraprovatkina[at]yandex.ru)

Abstract

This article examines the legal framework for the transition to the best available technology. It analyses the reasons for the "non-introduction" of BAT by enterprises. The authors propose a number of measures to address the problem, including the introduction of new economic incentives and the creation of a unified legal act regulating this area. Overall, the article is an important contribution to the development of practical solutions aimed at increasing the number of enterprises implementing BAT. It is noted that the introduction of best available technologies will lead to the effective replacement of obsolete industries and technologies with modern ones, which should eventually lead to the solution of most economic and environmental problems, both in the Russian Federation and in the world as a whole.

Keywords: environmental law, BAT, BAT legislation, environmental protection, ignoring BAT, modern technology.

Введение

В настоящий век цифровизации, научных технологий, внедрение наилучших доступных технологий (далее - НДТ) является основным механизмом реализации государственной политики в сфере экологической безопасности. Так, даже в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 [1], указано на необходимость на государственном уровне стимулировать внедрение НДТ. Наилучшая доступная технология - это технология, являющаяся наиболее эффективной и экономически разумной для достижения определенной цели. Она относится к технологиям, которые используются для уменьшения воздействия производства на окружающую среду, и включает в себя широкий спектр инновационных методов и технологий для обеспечения наилучшего результата с наименьшими затратами [6].

Основная часть

Концепция НДТ часто используется в контексте охраны окружающей среды и регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу, воду или почву. Она подразумевает использование самых современных и эффективных технологий, которые доступны на момент принятия решения, и она может быть обязательной для предприятий в соответствии с конкретным законодательством. НДТ также может быть использована в других областях, например, в производстве и технологии, чтобы повысить производительность, снизить затраты и уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду.

В России НДТ является ключевым инструментом регулирования в области охраны окружающей среды. Она регулируется рядом федеральных законов, включая Закон РФ «Об охране окружающей среды» [4], «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха» и других [3]. Согласно законодательству, предприятия, работающие в секторах, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду, должны использовать НДТ для минимизации этого воздействия [2]. Также, государственные органы могут предписывать использование определенных НДТ на предприятиях для снижения выбросов вредных веществ и уменьшения уровня загрязнения в окружающей среде. Если конкретное предприятие не выполняет требования по применению НДТ, то оно может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об

административных правонарушениях - штраф до 300 000 р. Существуют и другие нормативные акты, которые регулируют экологическую ответственность предприятий, например, Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [5], который устанавливает требования к продукции и услугам, в том числе к экологической безопасности.

Таким образом, экологическая ответственность за неприменение НДТ в России закреплена законодательно и может быть применена в случае нарушения требований.

Контроль за соблюдением требований по использованию НДТ осуществляют различные органы, включая федеральные министерства, службы и агентства - Министерство энергетики РФ, Росстандарт, Министерство промышленности и торговли в РФ. С 2015 года Минэнерго России общими силами с Бюро НДТ создавали шесть информационно-технических справочников НДТ в сферах добычи нефти, газа, переработки нефти, природного и попутного газа, добычи и обогащения угля и одного межотраслевого справочника по энергоэффективности. Росстандарт приказом создал профильный технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» - сделано это было для создания единых подходов при разработке справочников НДТ. Также именно Росстандарт предложил основные поправки в ФЗ «О техническом регулировании» [9, С. 88-90].

Однако, в целом, мы знаем, что не все предприятия следуют требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, включая использование НДТ. Ряд исследований и отчетов говорят о том, что в России все еще остается много нерешенных проблем в области экологии и охраны окружающей среды, и что предприятия часто игнорируют требования по внедрению НДТ.

Причины невнедрения НДТ

Существуют определенные причины, почему некоторые предприятия игнорируют внедрение НДТ:

1. Высокие затраты. Внедрение НДТ может потребовать значительных финансовых затрат на оборудование и персонал, что может быть непосильным для некоторых компаний;

2. Низкие штрафы. В России уровень штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды может быть низким, что не стимулирует компании к соблюдению требований в этой области;

3. Недостаточное знание. Некоторые предприятия могут не понимать необходимости внедрения НДТ и его роли в снижении воздействия на окружающую среду, в связи с чем даже не задумываются о необходимости наилучших действенных технологий на своем произодстве;

4. Низкий уровень контроля. Отсутствие эффективного контроля со стороны государственных органов может приводить к тому, что компании намеренно игнорируют требования по внедрению НДТ;

5. Конкурентное преимущество. Некоторые компании могут не считать внедрение НДТ приоритетным и вместо этого выбирают снижение экологических затрат за счет других методов, которые могут быть более дешевыми, но менее эффективными.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость развивать меры по повышению осведомленности компаний о необходимости внедрения НДТ, а также ужесточать контроль со стороны государственных органов, в том числе путем повышения уровня штрафов за нарушения.

Меры стимулирования для внедрения НДТ

В России на законодательном уровне существует несколько мер, побуждающих предприятия к внедрению наилучших доступных технологий - данные меры перечислены в п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ:

1. Предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

2. Введение льгот за плату вследствие негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с природоохранным законодательством;

3. Финансирование предприятий в соответствии с бюджетным законодательством.

В целом, можно видеть, что стимулирование предприятий к внедрению НДТ в России является активно поддерживаемым государством процессом, который позволяет повысить конкурентоспособность отечественного производства и улучшить экологическую ситуацию в стране. Однако данные меры стимулирования не всегда дают ожидаемый результат, и на это есть определенные причины [8, С. 119-123]:

1. Недостаток финансирования: многие компании не могут позволить себе внедрение новых технологий, даже при наличии налоговых льгот и других мер поддержки. Нередко компании также не имеют возможности получить кредиты на «выгодных условиях»;

2. Отсутствие необходимых навыков и знаний: внедрение НДТ требует специальных знаний и навыков, а также инвестирования в обучение персонала. Некоторые компании могут не иметь возможности обучать персонал, особенно в небольших городах и регионах;

3. Низкая конкурентоспособность: рынок в России часто несправедлив и неустойчив, что приводит к тому, что многие компании не видят смысла во внедрении НДТ, так как это может не привести к значительному увеличению прибыли. Кроме того, многие компании не хотят рисковать и экспериментировать с новыми технологиями;

4. Отсутствие контроля и ответственности: в некоторых случаях компании могут просто не следовать требованиям в области НДТ, несмотря на наличие соответствующего законодательства. Некоторые предприятия могут использовать устаревшие технологии или не проводить проверку своих изделий на соответствие стандартам, что ухудшает качество и безопасность продукции.

Заключение

Таким образом, меры стимулирования внедрения НДТ в России могут быть неэффективными, если не будут устранены вышеперечисленные проблемы. Для их устранения в первую очередь необходимо обеспечить доступность и финансирование обучения персонала, повысить конкурентоспособность на рынке, обеспечить контроль и ответственность за соблюдением требований в области НДТ [10]. Только тогда можно ожидать более высоких

результатов от стимулирования внедрения НДТ на предприятиях. Также необходимо развивать меры по повышению осведомленности компаний о необходимости внедрения НДТ и ужесточать контроль со стороны государственных органов и повышать уровень ответственности за нарушение законодательства в области окружающей среды.

Также следует отметить, что многие страны уже имеют законодательные акты, которые регулируют использование НДТ [7, С. 45-47]. Эти законы содержат в себе статьи об ответственности за несоблюдение законодательства регулирующего НДТ, о перечнях областей, где введение НДТ должно происходить в обязательном порядке, о регулировании этапов введения НДТ на производстве, а также основные понятия и принципы в сфере НДТ. В связи с этим стоит задуматься о введении закона, который бы регулировал использование и внедрение НДТ в России. Данный закон мог бы стимулировать инновации в промышленности и улучшить экологическую ситуацию в стране.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — 2012. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902369004 (дата обращения: 19.03.23)

2. Гусева Т.В. Наилучшие доступные технологии как инструмент промышленной и экологической политики / Т.В. Гусева, М.В. Бегак, Я.П. Молчанова и др. // Вестник РХТУ им. Д.И. Менделеева. Гуманитарные и социально-экономические исследования. — 2015 — Т. 2. — № 6 — С. 64-78.

3. Экологическое право России : Учебник / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. — М.: Издательство ИМПЭ; Триада, 1997. — 473 с.

4. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды N 7-ФЗ : федер. закон : [принят Государственной Думой 2001-12-20 : одобр. Советом Федерации 2001-12-26]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 19.03.23)

5. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании N 184-ФЗ : федер. закон : [принят Государственной Думой 2002-12-15 : одобр. Советом Федерации 2002-12-18]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 19.03.23)

6. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий : Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р (ред. от 01.11.2021). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172794/ (дата обращения: 19.03.23)

7. Королева Е.Б. Наилучшие доступные технологии: опыт и перспективы / Е.Б. Королева, О.Н. Жигилей, А.М. Кряжев и др. — СПб., 2011. — с. 45-47.

8. Белокрылова Е.А. Наилучшие доступные технологии в экологическом праве Российской Федерации: проблемы и перспективы / Е.А. Белокрылова, М.Б. Уаге // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2014. — № 4. — c. 119-123.

9. Веселова К.А. Наилучшие доступные технологии: реализация комплексного подхода / К.А. Веселова // Экология производства. — 2010. — № 12. — с. 88-90.

10. Ребрик И.И. Возможные риски и ожидаемые механизмы стимулирования бизнеса к переходу на НДТ / И.И. Ребрик // Законодательное собрание Красноярского края. — 2017. — URL: http://sobranie.info/files2017/1286335453100217-01.ppt (дата обращения: 19.03.23)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation until 2030] // Electronic fund of legal and normative-technical documents. — 2012. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902369004 (accessed: 19.03.23) [in Russian]

2. Guseva T.V. The best available technologies as an instrument of industrial and environmental policy / T.V. Guseva, M.V. Begak, Ya.P. Molchanova et al. // Bulletin of Russian Technical Technical University named after D.I. Mendeleev. Humanitarian and socio-economic research. — 2015 — Vol. 2. — №. 6 — P. 64-78.

3. Jekologicheskoe pravo Rossii [Ecological Law of Russia] : Textbook / Ed. by V.D. Ermakov, A.Ja. Suharev. — M.: IILE Publishing House; Triada, 1997. — 473 p. [in Russian]

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob ohrane okruzhajushhej sredy N 7-FZ [Russian Federation. Laws. On environmental protection N 7-FZ] : federal law : [accepted by State Duma 2001-12-20 : approved by Federation Council 2001-12-26]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (accessed: 19.03.23) [in Russian]

5. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tehnicheskom regulirovanii N 184-FZ [Russian Federation. Laws. On Technical Regulation N 184-FZ] : federal law : [accepted by State Duma 2002-12-15 : approved by Federation Council 2002-12-18]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (accessed: 19.03.23) [in Russian]

Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 7 (133) • HmAb

6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob utverzhdenii Perechnja oblastej primenenija nailuchshih dostupnyh tehnologij [Russian Federation. Laws. On Approval of the List of Best Available Technologies] : Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 24.12.2014 N 2674-r (red. ot 01.11.2021) [Decree of the Government of the Russian Federation of 24.12.2014 N 2674-r (ed. from 01.11.2021)]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172794/ (accessed: 19.03.23) [in Russian]

7. Koroleva E.B. Nailuchshie dostupnye tehnologii: opyt i perspektivy [Best Available Techniques: Experience and Perspectives] / E.B. Koroleva, O.N. Zhigilej, A.M. Krjazhev et al. — SPb., 2011. — p. 45-47. [in Russian]

8. Belokrilova Ye.A. Nailuchshie dostupnie tekhnologii v ekologicheskom prave Rossiiskoi Federatsii: problemi i perspektivi [Best Available Techniques in the Environmental Law of the Russian Federation: Problems and Prospects] / Ye.A. Belokrilova, M.B. Uage // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo» [Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law"]. — 2014. — № 4. — p. 119-123. [in Russian]

9. Veselova K.A. Nailuchshie dostupnye tehnologii: realizacija kompleksnogo podhoda [Best Available Techniques: Implementing an Integrated Approach] / K.A. Veselova // Jekologija proizvodstva [Ecology of Production]. — 2010. — № 12. — p. 88-90. [in Russian]

10. Rebrik I.I. Vozmozhnye riski i ozhidaemye mehanizmy stimulirovanija biznesa k perehodu na NDT [Possible Risks and Expected Mechanisms to Encourage Businesses to Transition to the BAT] / I.I. Rebrik // Legislative Assembly of the Krasnoyarsk Krai. — 2017. — URL: http://sobranie.info/files2017/1286335453100217-01.ppt (accessed: 19.03.23) [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.