Научная статья на тему 'Причины и условия, способствующие дорожнотранспортным преступлениям и пути их устранения'

Причины и условия, способствующие дорожнотранспортным преступлениям и пути их устранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2126
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОДИТЕЛЬ / ПЕШЕХОД / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC-CAR CRIMES / VIOLATION OF RULES OF SAFETY / DRIVER / PEDESTRIAN / VIOLATION OF RULES OF THE TRAVELLING ROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танага Ирина Владимировна

В работе рассматривается проблема дорожно-транспортных преступлений. Автор приходит к выводу, что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек транспортное средство дорога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of traffic-car crimes is in-process examined. An author comes to the conclusion, that in regard to road traffic accidents, caused violation of rules of safety, determining there is the associate, vzaimoobuslovlennaya system: a man is a transport vehicle road.

Текст научной работы на тему «Причины и условия, способствующие дорожнотранспортным преступлениям и пути их устранения»

Танага Ирина Владимировна

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.89184692930 )

Причины и условия, способствующие дорожнотранспортным преступления и пути их устранени

м

Аннотация

В работе рассматривается проблема дорожно-транспортных преступлений. Автор приходит к выводу что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога.

Аnnotation

The problem of traffic-car crimes is in-process examined. An author comes to the conclusion, that in regard to road traffic accidents, caused violation of rules of safety, determining there is the associate, vzaimoobuslovlennaya system: a man is a transport vehicle - road.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, нарушение правил безопасности, водитель, пешеход, нарушение правил дорожного движения.

tey words: traffic-car crimes, violation of rules of safety, driver, pedestrian, violation of rules of the travelling road.

Щ ричины и условия дорожно-■ транспортных преступлений -это совокупность объективных и субъективных факторов, снижающих состояние защищенности участников дорожного движения от дорожнотранспортных происшествий и их последствий, связанных с возникновением опасной, аварийной ситуации, личностью правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками.

Как показывает судебная практика, подавляющее большинство всех дорожно-транспортных преступлений (равно, как и дорожно-транспортных происшествий) происходит по вине водителей, а потому, на наш взгляд, основной причиной дорожно-транспортных преступлений являются грубые нарушения правил безопасности движения со стороны водителей транспортных средств.

Один из важных показателей результата выбора между правомерным и противоправным пове-

дением является социальная позиция водителя -цели и мотивы его поведения, повлекшего создание аварийной ситуации и, как следствие, дорожно-транспортное происшествие. В.В. Лунеев определил мотивацию неосторожных преступлений как легкомысленно-безответственную, сущность которой заключается в отсутствии стремления субъектов к наступлению общественно опасных последствий1.

На наш взгляд, к мотивации поведения части виновников дорожно-транспортных преступлений, помимо вышеназванной легкомысленно-безответственной мотивации, следует отнести и хулиганские побуждения.

В результате проведенного опроса лиц осужденных за дорожно-транспортные преступления нами были выявлены следующие их нравственно-психологические свойства: неоправданная самоуверенность (89%); легкомыслие и беспечность (68%); неумение правильно оценить ситуацию (53%); уверенность в безнаказанности (43%); грубая небрежность (44%)2. Лежащие в основе

1 См.: Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика М., 1980. С. 65-66.

2 Часто поведение опрашиваемых характеризовалось сочетанием различных видов криминогенной мотивации, в связи с чем, конечный результат примерно в два с половиной раза превысил идеальные 100%.

негативных свойств личности водителя, нарушающего правила дорожного движения, социальные потребности, ценностные ориентации, являются объектом криминологического изучения, правильное определение и выявление которого позволит определить направления и разработать меты противодействия дорожно-транспортным преступлениям.

К факторам, не зависящим от внутренних установок личности нарушителя правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, влияющим на количество дорожно-транспортных происшествий, зарубежными специалистами отнесены: величина парка транспортных средств, социальная и экономическая активность жителей, удельный вес детей и пожилых людей в структуре населения, климатические и погодные усло-вия1.

Вместе с тем, как отмечалось выше, наиболее значимыми причинами дорожно-транспортных преступлений являются грубые нарушения правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств. Проведенное исследование показало, что среди таких нарушений наиболее опасными, чаще всего становящимися причинами ДТП являются: превышение установленной скорости движения, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в утомленном со-сто-янии, незнание правил дорожного движения, пересечение сплошной линии разметки там, где это запрещено правилами, нарушение требований дорожных знаков, определяющих направление движения, нарушение правила обгона; невыполнение требований дорожных знаков, разметки, светофора и иных указателей, нарушение правил пользования аварийной сигнализацией, оставление места дорожно-транспортного происшествия, нарушения правил пользования внешними световыми приборами, а также проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами, управление транспортным средством, имеющим неисправности, при которых запрещена его эксплуатация.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, до прибытия в лечебное учреждение погибает 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП. Очевидно, что выполнение участниками дорожнотранспортного происшествия обязательного алгоритма поставарийных действий, регламентируемого п. 2.5. ПДД РФ, направленных, прежде

всего на оказание помощи пострадавшим немедленно после дорожно-транспортного происшествия, является основой предотвращения или снижения тяжести уже наступивших последствий. При этом, на наш взгляд, обязанность оказания такой помощи должна регламентироваться не только правилами дорожного движения и административным законом, но и уголовным законодательством.

К наиболее опасным нарушениям Правил дорожного движения следует отнести управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных или одурманивающих веществ. Криминогенная мотивация поведения водителей, допускающих такие нарушения, характеризуется явным пренебрежением нормами и правилами поведения на дороге, хулиганскими мотивами и уверенностью в абсолютной или относительной безнаказанности.Такая мотивация отсутствует в поведении трезвых водителей, управляющих транспортным средством в утомленном состоянии или под воздействием лекарственных препаратов. Объективно опасные, как и нетрезвое состояние при управлении транспорт-ным средством, такие нарушения сопровождаются диаметрально противоположными по антиобщественной направленности мотивами - стремлением как можно быстрее выполнить работу, задание и т.п. Несмотря на различия в мотивации поведения, данные нарушения характеризуются, на наш взгляд, достаточной степенью общественной опасности для их криминализации. Такая позиция признается допустимой и в международном уголовном праве, позволяющем криминализировать управление транспортным средством в утомленном или ином болезненном состоянии, а равно под воздействием лекарственных препаратов наравне с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения2.

К нарушениям правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, создающим не причины, но условия дорожно-транспортных преступлений, следует отнести и нарушения, не связанные непосредственно с процессом движения транспортного средства и возникновением аварийной ситуации. Примерами таких нарушений являются нарушения правил пользования аварийной сигнализацией, нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств и т.п.

Одним из опасных нарушений правил дорож-

1 Безопасность пешеходов в дорожном движении: Обзорная информация. Вып. 12. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2000.

2 Европейская конвенция о наказаниях за дорожно-транспортные преступления 1964 г.

______________________________________________118

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

ного движения является невыполнение в процессе движения требований дорожных знаков, разметки, несоблюдение сигналов светофора. При этом, указанные нарушения могут характеризовать как преступное поведение виновного, так и виктимное пове-дение потерпевшего.

Одним из условий дорожно-транспортных преступлений является низкий уровень культуры поведения на улицах и дорогах. При этом, данный фактор в поведении взрослых участников дорожного движения оказывает существенное негативное влияние на уровень детского дорожно-транспортного травматизма. А.А. Шелудяков в своей работе отмечает, что родители, зачастую не будучи сами в достаточной степени воспитанными и несоблюдающими правила безопасного поведения на дорогах, передают свой негативный опыт своим (да и чужим) детям1.

В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов2 выделяют среди факторов, способствующих дорожно-транспортным происшествиям крайне неудовлетворительное состояние дорог, которое ежегодно становится причиной от 12 до 15% дорожно-транспортных происшествий.

С констатируемым на сегодня «омоложением» автопарка страны, актуальной остается проблема участия в дорожном движении транспортных средств по своему техническому состоянию не отвечающих требованиям безопасности. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в отличие от зарубежных стран, с утилизацией автомобиля в России по причинам связанным с его техническим состоянием соглашаются граждане только после его полной остановки и отказа в работе. До этого момента, пока автомобиль может двигаться (даже при очевидной небезопасности), он продолжает оставаться предметом купли-продажи. Недостатки технического обслуживания и ремонта транспортных средств, высокая стоимость этих услуг и запчастей вынуждает многих водителей эксплуатировать транспортные средства с серьезными неисправностями, а отсутствие (особенно на периферии) должного уровня контроля за техническим состоянием транспортных средств со стороны государственных органов создает для этого условия.

Среди условий, способствующих нарушениям правил безопасности, следует отнести и недостатки в осуществлении организации дорожного движения. Представляется, что простота и логич-

ность правил дорожного движения при регламентации поведения его участников должны быть в системе принципов организации дорожного движения и обеспечивать основу его безопасности. С известной долей условности, на наш взгляд можно признать справедливой позицию о том, что любой взрослый здравомыслящий человек, основываясь на простой логике, даже не зная нюансов правовой регламентации своего поведения, должен быть способен выбрать правомерный его вариант, избежав ошибки с большой долей вероятности. Вместе с тем, даже такие, казалось бы, простые, с одной стороны, в организации, а с другой - в исполнении правила, касающиеся сигналов светофора, иногда лишены логики и фактически создают условия дорожно-транспортных происшествий и преступлений.

Так, например, общеизвестным является факт запрета движения на красный сигнал светофора. Зеленый сигнал - разрешает движение. При неработающем светофоре участники дорожного движения должны руководствоваться предписаниями дорожных знаков или правилами проезда не-регулиремых перекрестков. Вместе с тем, с другой стороны, порядок движения на перекрестке в определенном направлении, регулируемый дополнительной секцией на светофоре, не подчинен вышеприведенному алгоритму. В соответствии с п. 6.3 Правил дорожного движения, выключенная дополнительная секция на светофоре запрещает движение транспортных средств в регулируемом ею направлении. Таким образом, очевидно, что водитель не знающий данного пункта правил, воспринимающий в качестве запрещающего сигнала светофора только красный, руководствующийся в своем поведении правилом «разрешено все, что прямо не запрещено», в приведенной ситуации неизбежно нарушит правила дорожного движения, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Простым и логичным решением данной проблемы явилось бы обязательное дополнение данной секции светофора стрелкой красного цвета, загорающейся при выключении зеленой. Такие сигналы светофора с дополнительной секцией укладывались бы в общеизвестный алгоритм и не усложняли бы регулирование проезда перекрестков, создавая условий дорожно-транспортных происшествий. Безусловно, существенные материальные затраты на такой вариант решения

1 Шелудяков А.А. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в условиях города // Проблемы применения уголовного законодательства и предупреждения преступлений в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД РФ, 2000. С. 104.

2 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 474.

119

данной проблемы придают привлекательности другому варианту ее разрешения - не замечать ее. Действительно, ведь все водители механических транспортных средств подтвердили свое знание Правил дорожного движения (в том числе и знание сигналов светофора) во время сдачи экзамена в ГАИ для получения водительского удостоверения. Но с другой стороны, актуальность данной проблемы повышается с появлением на дорогах страны большого числа мопедов, не подпадающих под характеристики механического транспортного средства. Водители таких транспортных средств не обязаны проходить специальную правовую подготовку по изучению Правил дорожного движения в специализированных учебных заведениях. Знание правил дорожного движения, презюмируемое им, как и любому другому участнику дорожного движения п. 1.3 ПДД РФ, остается неконтролируемым специальным государственными органами, контролируется только лишь незнание правил, посредством констатации этими же органами факта дорожнотранспортного происшествия. Представляется, что регламентация поведения водителей посред-

ством светофорного регулирования (в части использования в качестве запрещающего движение сигнала периода выключенного состояния дополнительной секции светофора) нуждается в совершенствовании, а п. 6.3 Правил дорож-ного движения - в редактировании.

Дополнение дополнительной секции светофора стрелкой красного цвета, загорающейся при выключении зеленой, укладывалось бы в общеизвестный алгоритм и не усложняло бы регулирование проезда перекрестков, создавая условий дорожно-транспортных происшествий.

Подводя итог, соглашаемся с точкой зрения В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова, считающих, что в отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система:человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление движением, его регулирование), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения1.

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 473.

1 20

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.