Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1132
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесников Геннадий Юрьевич, Самойлова Анастасия Андреевна

В статье проводится подробный анализ причин и условий совершения подростками преступлений. Отмечается, что не каждый подросток становится правонарушителем, но почти каждый несовершеннолетний правонарушитель проходит через трудное детство и семейное неблагополучие. «Трудные» дети вырастают и в семьях, с нравственной точки зрения и внешне благополучных, но таких, где запросы и интересы примитивны, ограничены в основном сферой умножения материальных благ. Особенности психологии несовершеннолетних правонарушителей возникают как результат отрицательных влияний социальной среды, обусловливаются также недостатками воспитательной работы, дефектами всего процесса формирования личности и, в частности, деформацией правовой психологии. Делается вывод, что при правильной организации каждого отдельного рассмотренного в статье направления детерминанты преступности несовершеннолетних возможно минимизировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES AND CONDITIONS OF JUVENILE DELINQUENCY

The article provides a detailed analysis of the reasons and conditions for committing crimes by adolescents. It is noted that not every teenager becomes a delinquent, but almost every juvenile delinquent goes through a difficult childhood and family trouble. “Difficult” children grow up in families, from a moral point of view and outwardly prosperous, but those where demands and interests are primitive, are limited mainly to the sphere of increasing material wealth. The peculiarities of the psychology of juvenile offenders arise as a result of the negative influences of the social environment, are also conditioned by the shortcomings of educational work, defects in the entire process of personality formation and, in particular, the deformation of legal psychology. It is concluded that with the correct organization of each individual direction of the determinant of juvenile delinquency considered in the article, it is possible to minimize.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

юридически

ИИИЯЕИИВИИИГ

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_1_60 УДК 343.85

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Лесников Геннадий Юрьевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Самойлова Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: shaporenko_ a. a @rambler. ru

В статье проводится подробный анализ причин и условий совершения подростками преступлений. Отмечается, что не каждый подросток становится правонарушителем, но почти каждый несовершеннолетний правонарушитель проходит через трудное детство и семейное неблагополучие. «Трудные» дети вырастают и в семьях, с нравственной точки зрения и внешне благополучных, но таких, где запросы и интересы примитивны, ограничены в основном сферой умножения материальных благ. Особенности психологии несовершеннолетних правонарушителей возникают как результат отрицательных влияний социальной среды, обусловливаются также недостатками воспитательной работы, дефектами всего процесса формирования личности и, в частности, деформацией правовой психологии. Делается вывод, что при правильной организации каждого отдельного рассмотренного в статье направления детерминанты преступности несовершеннолетних возможно минимизировать.

Ключевые слова: несовершеннолетние преступники; противоправное поведение несовершеннолетних; преступление; профилактика; причины преступности; условия преступности; детерминанты преступности несовершеннолетних.

UDC 343.85

CAUSES AND CONDITIONS OF JUVENILE DELINQUENCY

Lesnikov Gennady Yurievich,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher, Scientific Research Center-3,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Samoilova Anastasia Andreevna,

Candidate of Law, Leading Researcher, Scientific Research Center-3, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

The article provides a detailed analysis of the reasons and conditions for committing crimes by adolescents. It is noted that not every teenager becomes a delinquent, but almost every juvenile delinquent goes through a difficult childhood and family trouble. "Difficult" children grow up in families, from a moral point of view and outwardly prosperous, but those where demands and interests are primitive, are limited mainly to the sphere of increasing material wealth. The peculiarities of the psychology of juvenile offenders arise as a result of the negative influences of the social environment, are also conditioned by the shortcomings of educational work, defects in the entire process of personality formation and, in particular, the deformation of legal psychology. It is concluded that with the correct organization of each individual direction of the determinant of juvenile delinquency considered in the article, it is possible to minimize.

Keywords : juvenile criminals; unlawful behavior of minors; crime; prevention; causes of crime; conditions of crime; determinants of juvenile delinquency.

При определении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, следует исходить из тех же положений, что и при оценке обстоятельств, влияющих на существование преступности в целом. В частности, применительно к преступности несовершеннолетних сохраняет свою силу положение о том, что непосредственные причины противоправного поведения лежат в социально-психологической плоскости, в личности человека, совершившего преступление. Это негативные элементы обыденного сознания, проявляющиеся в виде искаженных потребностей и интересов, антиобщественных взглядов, привычек, мотивов и т. д. Естествен -но, что названные субъективные детерминанты противоправных деяний у несовершеннолетних обладают рядом специфических черт, обусловленных особенностями их личности, уровнем социального, психофизиологического и нравственного развития. Так, корыстная мотивация у несовершеннолетних преступников, за редчайшими исключениями, не проявляется в виде стяжательства, стремления к накопительству; для нее более характерно сочетание потребительства с легкомысленно-безответственным отношением к чужому имуществу. Особенности психологии несовершеннолетних правонарушителей возникают как результат отрицательных влияний социальной среды, обусловливаются также недостатками воспитательной работы, дефектами всего процесса формирования личности и, в частности, деформацией правовой психологии [6].

Результаты криминологических исследований показывают, что наиболее значительным фактором с точки зрения воздействия на личность в переходном возрасте является семья. Семья - первый социальный институт, с которым сталкивается человек в своей жизни, здесь он впервые знакомится с социальными ценностями, на основе которых строится система потребностей. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семейными условиями в значительной степени предопределяется жизненный путь ребенка. Более того, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Преступное поведение несовершеннолетних имеет выраженную связь, прежде всего, с состоянием и уровнем семейного воспитания, условиями и образом жизни семьи. Атмосфера неблагополучия, в каких бы формах она ни проявлялась (эгоизм, цинизм, жадность, пристрастие к спиртным напиткам, конфликты), отрицательно сказывается на формировании личности подростка. Результаты исследования показывают, что наиболее существенными причинами различных аморальных явлений у подростков выступают: неблагополучие в семье, безответственность родителей, отсутствие у родителей достаточного времени на воспитание детей [7].

Бесконтрольность поведение ребенка, предоставление его самому себе, равнодушие к его потребностям и интересам со

стороны родителей формируют «трудного» в педагогическом смысле подростка, склонного к мелким, а затем и более серьезным правонарушениям. В связи с этим следует понимать, что образ жизни, поведение и отношение родителей к своим обязанностям являются одним из важных, если не решающих факторов в формировании и воспитании несовершеннолетних. И закономерно, что из общего числа подростков, совершающих правонарушения или являющихся по оценке педагогов трудными, почти каждый второй воспитывается в условиях неблагополучной семьи.

Разумеется, не каждый трудный подросток становится правонарушителем, но почти каждый несовершеннолетний правонарушитель проходит через трудное детство и семейное неблагополучие. Трудные дети вырастают и в семьях с нравственной точки зрения внешне благополучных, но таких, где запросы и интересы примитивны, ограничены в основном сферой умножения материальных благ.

Больший вред воспитанию подрастающего поколения наносят алкоголизм и наркомания и связанные с ними аморальные поступки родителей, которые во многом определяют алкогольные установки детей, а также их оценки пьянства окружающих. Частота установок употребления алкогольных напитков в будущем имеет статистически достоверную зависимость от фактора употребления в раннем возрасте спиртных напитков [1].

Таким образом, формирование психологии человека происходит в детстве, и ее основу закладывает семья. Поэтому правильно организованные взаимодействия взрослых между собой и детьми способствуют формированию общественно ценных качеств личности, правильного отношения к труду и своим повседневным обязанностям, окружающим людям и к себе. Существенное влияние на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей оказывает также недостатки трудового, нравственного, правового воспитания в образовательных организациях. Именно в школьные годы в большинстве случаев появляются отрицательные привычки и интересы, в частности неуважительное отношение к людям, труду. Происходят и другие искажения, сдвиги в нравственной характе-

ристике личности, которые характерны для правонарушителей.

Главным критерием, определяющим успех в самоутверждении школьника, является успеваемость. Высокий ее уровень обычно предполагает сознательное отношение к учебе как главному труду учащегося, которому подчинены все другие виды его деятельности и от которых в решающей степени зависят нормальные взаимоотношения в учебном коллективе. И наоборот, неуспеваемость может повлечь нарушение (или прекращение) взаимоотношений с коллективом класса, учителями, родителями. Рассматриваемый процесс часто сопровождается конфликтами, различными формами протеста. Напряженность в отношениях с одноклассниками, своего рода эмоциональный голод, а иногда и открытый конфликт вынуждают подростка искать признание за пределами класса [8].

Неудовлетворение потребности в самоутверждении в учебном коллективе нередко толкает несовершеннолетнего на активный поиск такого ближайшего окружения, где моральные требования не высоки и соответствуют его внутренней самооценке, а значит, облегчается задача самоутверждения. Потребность в групповой принадлежности и эмоциональной поддержке сверстников у подростков столь велика, что они не всегда отдают себе отчет в том, каковы идейные, принципиальные основы этих отношений. И чем больше возможностей для удовлетворения интересов находит подросток среди ближайшего окружения, тем, как правило, теснее его связь с ним. Этим объясняется тот факт, что отрицательные образы поведения, характерные для антиобщественных групп, устанавливаются подростками сравнительно легко и быстро, особенно в тех случаях, когда ему противодействуют целенаправленные воспитательные условия со стороны семьи и школы.

Следующим фактором, влияющим на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, является низкий уровень позитивного влияния трудового воспитания. Серьезные проблемы возникают в связи с неподготовленностью некоторых молодых людей к труду. Социологические исследования свидетельствуют о том, что только треть выпускников школ имеет пра-

вильные представления о будущей профессии. Слабая информация об этом влечет как экономический ущерб (текучесть кадров, частая смена профессий), так и моральный, который проявляется в неудовлетворенности результатами своего труда, в пассивном отношении к нему.

Неблагоприятно формирует личность несовершеннолетних правонарушителей и неудовлетворительная организация их досуга по месту жительства и обучения. В первую очередь это связано с упущениями организационно-управленческого характера, с недостатками социального планирования [4].

Одним из наиболее серьезных факторов, способствующих формированию личности несовершеннолетних правонарушителей, является пагубное влияние взрослых преступников. Общественная опасность этого влияния выражается в том, что оно затормаживает или искажает развитие нравственно-правового сознания подростка. Результаты криминологических исследований и анализ судебной практики показывают, что в большинстве случаев в преступную или иную антиобщественную деятельность несовершеннолетних вовлекают мужчины, ранее отбывавшие уголовные наказания в виде лишения свободы. Доля женщин-подстрекательниц не превышает 10-15 %, но им присуще проявление большей последовательности в привитии антисоциальной ориентации, в организации противоправных занятий подростков.

Фактором, непосредственно формирующим антиобщественные взгляды и привычки у некоторых несовершеннолетних правонарушителей, является тлетворное влияние средств массовой информации. Для морального растления неустойчивых лиц из среды молодежи используются социальные сети. Они неотъемлемая часть современной жизни. Благодаря им люди, находящиеся на любом расстоянии, имеют возможность беспрепятственно общаться, обмениваться фотографиями и другой интересной информацией. Но имея такую полезную возможность, многие начинают ею злоупотреблять. Бесконтрольное времяпровождение в Интернете приводит к размытию границ между реальностью и иллюзией, в результате чего влияние социальных сетей может представлять настоящую опасность.

Несмотря на кажущуюся безобидность, сайты для общения в Интернете наносят реальной жизни непоправимый урон. Они отнимают массу ценного времени, которое могло бы быть потрачено на учебу или физическое развитие. Помимо колоссальных временных затрат, они препятствуют адекватному мышлению, оказывая влияние и искажая чувство мировосприятия. В результате такого воздействия и без того восприимчивый подросток обретает массу психологических проблем, становясь более закомплексованным и нервным [2].

Результатом влияния социальных сетей может стать:

1. Неумение общаться в реальной жизни. Освоив виртуальные коммуникации, подросток приходит к выводу, что контактировать с людьми в Интернете гораздо проще: тут он может скрыть свои эмоции или взять тайм-аут на размышления. При живом общении эта возможность отсутствует. А привыкший к социальным сайтам ребенок уже не может правильно и быстро сформулировать свой ответ, в связи с чем испытывает немалые трудности.

2. Интеллектуальная деградация. Подростковый возраст — самое лучшее время для усвоения новой, достаточно сложной информации. Проводя время в Интернете, дети пренебрегают учебой, лишая себя возможности получать новые и интересные познания.

3. Отсутствие способности грамотно формулировать мысли и желания. Донести их до виртуального собеседника гораздо проще - тут допустимы элементарные орфографические ошибки, отсутствует пунктуация, а правильную формулировку сложных предложений можно заменить смайлом.

4. Зависть. Глядя на красивые посты своих друзей, подросток начинает невольно комплексовать. Он убеждается в том, что его жизнь не так насыщена и интересна, как у его сверстников. В результате этого вся деятельность ребенка концентрируется в стремлении сыграть правильную роль, запечатлеть лучшие кадры своей повседневности не для собственного удовлетворения, а для одобрения друзей.

5. Потеря интереса к реальности. Подростки, зацикленные на виртуальном общении, не могут представить свою жизнь без

друзей из Интернета. Просмотр новостей в ленте вызывает у них гораздо больше эмоций, чем простые человеческие ценности.

6. Искаженное восприятие себя. Самоутверждение подростка напрямую зависит от числа подписчиков и количества лайков под его постами. По его мнению, от этих критериев зависит отношение к нему окружающих. Так, популярный в социальной сети ребенок становится самовлюбленным, а у владельца недостаточно просматриваемого аккаунта начинают формироваться комплексы.

7. Эмоциональная иллюзия. Из-за отсутствия живого общения подросткам сложно распознавать настоящие эмоции друг друга, в результате чего диалог с собеседником иногда воспринимается в корне неверно -неосторожно сказанное слово может оттолкнуть и даже ранить.

8. Беспричинная ревность. Влюбленных подростков подстерегают еще большие проблемы. Необдуманное добавление в друзья особей противоположного пола или ненавязчивое общение с ними может превратить нежную и понимающую вторую половинку в настоящую фурию, готовую взорваться от одного неверного слова.

9. Зацикленность на внешности. Новые смартфоны открывают для подростков уникальные возможности. Владельцы современных девайсов могут делать потрясающие снимки, не отличающиеся от профессиональных звездных фотографий. И если после этого ребенок не получает желаемого одобрения, он начинает искать в себе недостатки. Даже не задумываясь о том, что причиной отсутствия лайков может быть низкая посещаемость сайта, плохая камера или просто неподходящий ракурс.

10. Низкая стрессоустойчивость. Раньше люди выплескивали весь негатив в лицо собеседнику. Сейчас же драки в подворотнях трансформировались в виртуальные разборки, нередко становящиеся массовой травлей неугодного. Такое развитие событий может не только унизить, но и спровоцировать настоящую депрессию [5].

Из-за негативного влияния на подростка обрушивается целый спектр надуманных проблем, значение которых сильно переоценивается в силу переходного возраста. У испытывающих постоянный стресс отмечаются

беспричинные перепады настроения и нарушения сна. Находясь в постоянном нервном напряжении, они перестают извлекать пользу от общения в социальных сетях и все чаще чувствуют себя одинокими и недопонятыми.

Кроме эмоциональных и социальных проблем подросткам, проводящим много времени в Интернете, становится сложнее выполнять повседневные задачи и грамотно распоряжаться собственным временем. Из-за длительного погружения в виртуальный мир у них ухудшается способность концентрировать внимание, в результате чего дети становятся рассеянными, забывчивыми и тревожными [9].

Негативное влияние не ограничивается психологическими проблемами. У подростков нередко отмечается ухудшение умственного развития. Отследить эти показатели можно, проанализировав школьную успеваемость. Как правило, под влиянием социальных сетей учащиеся начинают отставать по предметам, которые ранее с легкостью воспринимали. Им становится сложно с первого раза понять всю информацию, доносимую учителем.

Замыкает список проблем, возникающих под влиянием социальных сетей, ухудшение здоровья подростка. Из-за малоподвижного образа жизни у него меняется осанка, от которой зависит формирование и расположение органов брюшной полости. Нередко страдает и зрение, сохранность которого не способны гарантировать даже самые современные смартфоны, планшеты и ноутбуки [3].

Фактором, способствующим правонарушениям несовершеннолетних, могут быть и недостатки, просчеты в деятельности правоохранительных органов, в первую очередь тех, на которые непосредственно возложены задачи предупреждения преступлений среди молодежи.

Таким образом, спектр причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, а также формированию в их сознании антиобщественного поведения, достаточно обширный. Однако при правильной организации каждого отдельного рассмотренного направления детерминанты преступности несовершеннолетних возможно минимизировать.

Список литературы_

1. Букина, А. А. Предупреждение преждевременной преступности несовершеннолетними в федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними» / А. А. Букина // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 2. - № 44. - С. 236-240.

2. Калугин, С. С. Укрепление семьи как основа профилактики преступности несовершеннолетних и преступности против несовершеннолетних / С. С. Калугин, Я. С. Калугин, Е. А. Данилова // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2012. - № 2 (22). - С. 51-52.

3. Каплун, О. Ю. риски и причины преступности несовершеннолетних женского пола / О. Ю. Каплун // Society and Security Insights. - 2019. - Т. 2. - № 3. - С. 51-63.

4. Пашкова, Е. В. Профилактика преступности несовершеннолетних, а также учет возрастных психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при их ресоциализации / Е. В. Пашкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 1 (4). - С. 59-60.

5. Петрова, Г О. Правовое воспитание несовершеннолетних - одно из направлений предупреждения преступности несовершеннолетних / Г О. Петрова // Проблемы детерминации и предупреждения преступности / под редакцией профессора А. И. Долговой. - Москва, 2017. - С. 176-180.

6. Смирнов, А. М. Общая характеристика несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение половых преступлений / А. М. Смирнов // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 3 (86). -С. 130-135.

7. Спасенников, Б. А. Преступное поведение и психические расстройства : монография / Б. А. Спасенников, А. М. Смирнов, А. Н. Тихомиров. - Москва : Юрлитинформ, 2016.

8. Смирнов, А. М. Практика осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях / А. М. Смирнов, С. Л. Бабаян, В. А. Егельский // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2014. - № 5. - С. 3-7.

9. Титова, Д. А. Формирование правовой культуры несовершеннолетних в школе как фактор профилактики и снижения уровня преступности несовершеннолетних / Д. А. Титова // Юридическая наука и практика: взгляд молодых ученых : сборник статей международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 199-203.

References _

1. A. Bukin And prevent juvenile delinquency in the Federal law "About bases of system of prevention of neglect and juvenile delinquency", NovaInfo.Ru, 2016, vol. 2, no. 44, pp. 236-240.

2. Kalugin S.S., Kalugin J.S., Danilova E.A. strengthen the family as the basis of prevention of juvenile delinquency and crime against minors, Socio-economic management: theory and practice, 2012, no. 2 (22), pp. 51-52.

3. Kaplun O.Yu. risks and causes of crime of female minors, Society and Security Insights, 2019, vol. 2, no. 3, pp. 51-63.

4. Pashkova E.V. Prevention of juvenile delinquency, as well as taking into account the age-related psychological characteristics of juvenile convicts during their re-socialization, Actual problems of socio-humanitarian and scientific-technical knowledge, 2015, no. 1 (4), pp. 59-60.

5. Petrova G.O. Legal education of minors is one of the directions of preventing juvenile delinquency. In the collection: Problems of determination and crime prevention. Edited by Professor A. I. Dolgova. Moscow, 2017. pp. 176-180.

6. Smirnov A.M. General characteristics of minors sentenced to imprisonment for committing sexual crimes, Man: crime and punishment, 2014, no. 3 (86), pp. 130-135.

7. Spasennikov B.A., Smirnov A.M., Tikhomirov A.N. Criminal behavior and mental disorders: monograph. Moscow: Yurlitinform, 2016.

8. Smirnov A.M., Babayan S.L., Egelsky V.A. The practice of supervision of convicts in correctional colonies, Penal enforcement system: law, economics, management, 2014, no. 5, pp. 3-7.

9. Titova D.A. Formation of legal culture of minors in school as a factor of prevention and reduction of juvenile delinquency, legal science and practice: the view of young scientists. collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, 2018, pp. 199-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.