Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Южаков В. А. Yuzhakov V. A.
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Уральского социально-экономического института (филиала) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Челябинск, Российская Федерация
УДК 330.356
ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА: САНКЦИИ, ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В статье рассматриваются основные причины стагнации российской экономики, которая наблюдается последние годы. В начале анализа влияния таких факторов, как западные санкции и падение цен на нефть, указывается системная причина — использование старой модели экономического роста. Приводятся возможные объяснения причин падения цен на нефть, устанавливается связь с политическими и общеэкономическими факторами мировой экономики. Экономические последствия от западных санкций исследуются в совокупности обстоятельств борьбы России за сохранение российского исторического цивилизационного пространства. Представлены некоторые особенности, объясняющие динамику цены на нефть, и предлагаются гипотезы о перспективах ее роста. Рассматриваются факторы, сдерживающие темпы институциональных преобразований по формированию в России инновационной экономики. Анализируются факторы, стимулирующие и дестимулирующие созидающую часть населения добиваться высокой эффективности работы, а также вопросы трудовой этики и других неформальных институтов, их связи с сырьевой и инновационной моделями экономики. Констатируется, что повышение качества законодательных норм по формированию общественных институтов возможно посредством многостороннего экономического анализа и преобразования отношений собственности, в том числе анализа и преобразования института труда, обеспечивающего реализацию собственности работника — рабочей силы и компенсацию ее факторным доходом — заработной платой.
Ключевые слова: модель экономического роста, санкции, цена на нефть, импортозаме-щение, созидательный труд, трансакционная деятельность, факторные доходы, собственность, заработная плата, законодательство, социально-экономические институты, инновационная экономика.
THE CAUSES OF THE RECESSION: SANCTIONS, OIL PRICES AND NECESSITY OF INSTITUTIONAL REFORMS
The article discusses the main causes of current stagnation of the Russian economy. After analyzing such factors as the Western sanctions and dropping oil prices there is developing a systematic reason that is the old model of economic growth that Russia has been uses. There are developing possible explanations why oil prices dropped and its relation with political and economic factors of the world economy. The economic consequences of Western sanctions are examined in the totality of the circumstances of the struggle of Russia for the preservation of Russia's historical and civilizational space. There are some features explaining the dynamics of oil prices and the prospects for its growth. It discusses the factors impeding the pace of institutional transformations on the formation of innovative economy in Russia. There is analysis of factors that stimulate and destimulate the creative part of population to get high quality of work, labor ethics and their relations with oil-based and innovation based models of economy. It is stated that improving the qual-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ity of legislative norms on the formation of public institutions is possible through multilateral economic analysis and transformation of ownership relations, including analysis and conversion of the Institute of labour, ensuring the realization of the property of the employee — labour and compensation for its factor income — wages Board.
Key words: model of economic growth, sanctions, oil price, import substitution, creative work, transaction activity, factor income, property, wages, legislation, socio-economic institutions, innovation economy.
С учетом развития за последние 15 лет современное состояние экономики России нам представляется следующим образом.
С 2000 года, когда обозначилась и в дальнейшем закрепилась тенденция роста цен на нефть и газ, то нефтедоллары позволили Правительству Российской Федерации реально решать текущие неотложные дела, оперативно реагировать на возникающие проблемы и вызовы, планировать вполне выполнимые задачи. Кризис 2008-2009 годов был, в общем-то, кратковременным — положительные темпы экономического роста не замедлили проявиться, и, казалось бы, ничего более не мешает экономическому росту в долгосрочной перспективе. Но этого не случилось.
Темпы экономического роста последние два года имеют отрицательную величину. Почему? Каковы причины?
Целью настоящей статьи является краткий обзор и оценка причин двухлетней и продолжающейся стагнации российской экономики. Также предполагается рассмотрение факторов, сдерживающих темпы институциональных преобразований по формированию в России инновационной экономики — факторов, в совокупности дающих основную причину современных отрицательных и нулевых темпов экономического развития.
В укрупненном виде концептуальная (системная) причина ожидаемого экономического спада ранее указывалась, в частности, в Итоговом докладе «Стратегия 2020». В докладе сказано, что «в инерционном сценарии, основанном на использовании старой модели роста, следует ожидать затухания темпов роста в силу замедления темпов роста внутреннего спроса и ограниченных возможностей повышения производительности труда» [1, С. 17]. Причина современной стаг-
нации — использование старой модели экономического роста.
В детализированной проработке в современной экономической литературе рассматривается достаточное для комплексного анализа количество факторов, которые при наличии катализирующих условий в российском обществе и в отношениях России с остальным миром могли спровоцировать ниспадающую тенденцию в экономике. В доминирующем объеме текстов, как правило, рассматриваются две причины (ставшие даже популярными) — причины наиболее внешне представляемые умом человека, дающие цельный образ, с непротиворечивыми внутри себя составными элементами, и в силу этого понятные (дающие человеку уверенность в том, что образ усвоен и верен).
Одной из причин называются западные санкции, введенные против России в связи с участием России в разрешении украинского политического кризиса и вхождением Крыма в состав России. Как отмечают Широв А.А., Янтовский А.А., Потапенко В.В., «Для России наиболее важными каналами распространения санкций на экономическую динамику являются: ограничения заемного финансирования на рынках ЕС и США, ограничение торговли товарами двойного назначения, снижение уровня производственной кооперации, сокращение прямых иностранных инвестиций из стран ЕС, рост внутренних цен на отдельные виды продукции, эмбарго на доступ к высоким технологиям в энергетике» [2, С. 4].
Экономические санкции бесспорно оказывают негативное воздействие на российскую экономику, но следует сразу сказать, что темпы экономического роста начали падать до введения западных санкций, поэтому списывать на западных недоброжелателей про-
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
явившуюся изначально не очень выражено отрицательную экономическую тенденцию, как минимум, некорректно.
Определение значения указанной причины требует особого дополнительного исследования обстоятельств, имплицированных по месту и времени с санкциями и их последствиями. В исследовании этого вопроса на чаше весов достижений и упущений обязательно окажутся геополитические и военные преимущества, полученные в результате присоединения Крыма к России и потенциальные результаты от участия России в разрешении украинского кризиса. При этом сложно будет прийти к экономическому количественному результату, т.е. к какой-либо итоговой конкретной сумме утраченных, недополученных или приобретенных экономических преимуществ, которые можно выразить в денежной форме.
Успех борьбы за геополитическое положение, дающее в том числе экономические преимущества, складывается из больших и малых побед на разных участках и в разных сферах международных отношений. За каждую частную победу надо платить.
Кто владеет Крымом — тот владеет Черным морем. За стратегическое военное преимущество надо платить — сколько? И это не первый пункт подобных статей федеральных расходов. Для России, например, «бронежилетом» от европейского колониального мышления и посягательств является Белоруссия, и она получает от России различные скидки и финансовые послабления. В этом случае, думается, можно посчитать, но обязательно высветятся дополнительные качественные особенности, которые при даже широкой методологической проработке не позволят получить точную цифру.
Финансирование адаптации Крыма к российскому законодательству и экономическим условиям тоже стоит денег. Сколько? Интересный также вопрос: во сколько обойдется строительство Керченского моста? Все затраты ложатся налогами на плечи основного населения России.
Из Европы уменьшился поток машин, станков, технологий. Эта серьезный пункт
утрат (недополучений), и по нему Россия имеет, и будет иметь, явные убытки, в первую очередь, по кооперационной составляющей. Сколько это в деньгах? Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН оценивает потери от сокращения кооперации между Россией и ЕС максимально до 20 млрд долл. в год [2, С. 8]. Пояснение по источнику [2] следующее: «Анализ с использованием межотраслевых межстрановых таблиц WIOD (World Input-Output Database) показывает, что суммарные потери от прекращения кооперационных связей со странами ЕС могут максимально оцениваться в 15 млрд долл. в год, еще примерно 5 млрд долл. могут составить потери от эмбарго на поставки продукции двойного назначения» [2, С. 8].
Европа является энергетическим придатком России и, не смотря на то что она продает России втридорога высокотехнологичную продукцию, ее тяготит энергетическая зависимость от России. Тяготит не экономически, а на уровне психологии, ментальности и нежелания ссориться с англосаксами. Реализация американских проектов добычи на Украине сланцевого газа наносит России тяжелейший удар, следствием которого является существенное снижение влияния России на евразийские государства и в целом в мире. Участие России в разрешении украинского кризиса — это вопрос сохранения российского исторического цивилизационного пространства и борьба за сохранение европейских рынков сбыта российского газа, причем второе материализует первое. За сохранение статус-кво нужно платить. Все затраты ложатся на плечи добросовестных налогоплательщиков — граждан Российской Федерации.
Западные санкции ограничили возможность получения российскими банками и предприятиями более дешевых кредитов. А дешевые ли кредиты? Отток капитала и разница между ВВП и ВНД — это по существу оплата Западу за тесное сотрудничество с ними, и в том числе в финансовой сфере. Об итоговом влиянии западных санкций в финансовом отношении можно будет судить по величине указанных показателей в дина-
мике за 2010-е годы. Ретроспективный взгляд в коротком (среднем) периоде хорош тем, что для анализа в памяти сохранены ключевые события и временем отсеяны малозначимые факты — мы еще увидим итоги 2016 и 2017 годов.
В таблице 1 представлена выписка из таблицы Росстата «Консолидированные счета» [3, таблица 37].
В санкционный 2015 год разница между ВВП и ВНД меньше всего, что может оцениваться как положительное явление. Руководитель Центрального банка России Э. Набиуллина докладывала 14.09.2016 г. Президенту России В. Путину, что по итогам реформирования банковской системы за последние три года уменьшился криминальный вывоз капитала за рубеж. Представляется, что сложно методически отделить в общем финансовом итоге негативные следствия от действий «своих» и «чужих».
Паление цен на нефть — вторая причина ухудшения дел в российской экономике и социальной сфере. Да, действительно, это так и, смеем предположить, что по итогам 2016 года федеральный бюджет недополучит по доходам от 3 % до 3,5 % ВВП.
Цены на нефть изменяются под влиянием многих экономических факторов: производственных затрат, ежедневного производства и потребления, стратегических и текущих оборотных запасов, избытка (недостатка) производственных мощностей, роста потребления увеличивающегося населения, энергосберегающих технологий и т.д.
На наш взгляд, большее влияние на уровень нефтяных цен, особенно резкую смену
Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тенденций их роста, стабилизации, снижения, оказывают не экономические факторы, а политические. Использование биржевых цен на нефть как инструмента политического давления по всему миру стало возможно с развитием электронных торгов. Даже в период войны машин третьего технологического уклада (второй мировой войны) не было выраженного роста цен на нефть.
Современные биржи и банки — это мощные учреждения для перекачки денег (универсального товарного эквивалента) из реального сектора экономики в финансовый сектор: ресурсы концентрируются и в дальнейшем направляются для реализации политических устремлений и экономических проектов. Так, политическое решение о низких ценах на нефть было принято мировыми политическими игроками в середине 1980-х годов. Период низких цен продлился 15 лет. Накопленный в этот период дефицит инвестиций (недофинансирование) в нефтегазодобывающую отрасль понудил мировых игроков отказаться от политики низких цен (нельзя долго себе во вред) и перейти к политике высоких цен. Банки инвестировали, биржи активно разогревали интерес, что в совокупности вылилось в некий отраслевой инвестиционный бум (не побоимся этого слова) в течение продолжительного периода — высокие цены на нефть были также почти 15 лет (рост с 10 долл./барр. — падение до 40 долл./барр.).
В период инвестиционной активности появились новые производители (государства и компании), на новых территориях стали разрабатываться новые месторождения, возрос
Таблица 1. Консолидированные счета (в текущих ценах; млрд руб.) (выписка)
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ВВП 38807,2 46308,5 59698,1 66926,9 71016,7 77945,1 80804,3
ВНД 37 546,1 44 830,7 57 929,3 64 821,4 68 470,2 75 371,6 78 648,6
ВВП, % 100 100 100 100 100 100 100
ВНД, % от ВВП 96,75 96,81 97,04 96,85 96,41 96,70 97,33
Разница между ВВП и ВНД, % 3,25 3,19 2,96 3,15 3,59 3,30 2,67
Примечания: ВВП — валовой внутренний продукт (в рыночных ценах); ВНД — валовой национальный доход.
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
интерес к нетрадиционным ресурсам сырой нефти, на рынке появилась сланцевая нефть. И когда производственные мощности (скважины, хранилища, специальный транспорт, перерабатывающие заводы) созданы и относительно гармонизированы, и нефть просто некуда заливать, то — что делать! — пусть цены падают до уровня затрат.
Цена реализации нефти (газа) и стоимость добычи определяют возможности по изъятию из отрасли посредством налогообложения части финансового результата. В. Синяк приводит следующие данные о средней стоимости добычи сырой нефти и природного газа по странам в 2013 г. (см. таблицу 2 с выпиской из данных) [4, С. 95-96].
По телевидению (13.09.2016 г.) на канале Россия-24 в экономическом обзоре «Геоэкономика» прозвучало, что Федеральная резервная система (ФРС) обратилась к банкам не банкротить предприятия, занятые добычей сланцевой нефти. Эта краткая информация объясняет причину остановки уменьшения и стабилизацию количества скважин в США по добыче нефти сланцевым методом. И сказанное вкупе с данными таблицы 2 объясняет текущие колебания цены на нефть в диапазоне от 40 до 50 долл./барр.
«Рынок нефти, остающийся системообразующим для российской экономики, демонстрировал прежнюю волатильность, а два крупнейших его игрока — Россия и Саудовская Аравия — прежний диалектический подход к его стабилизации. Оба государства опять обсуждают возможную заморозку добычи, не прекращая при этом ее наращивать (Россия достигла рекордного производства нефти в своей истории, сау-диты тоже приблизились к своему максимуму)» [5]. ОПЕК прогнозирует превышение предложения нефти над спросом на нефтяном рынке на ближайшие два года. Подобная
оценка нам представляется весьма реалистичной.
Откуда мнение, что цены на нефть должны быть постоянно высокими? Это мнение активно поддерживается российскими СМИ, да и частью российского научного сообщества — пишут и говорят то, что хотят слышать собственники нефтяных скважин, насосов и трубопроводов. В нашей стране в ситуации, когда за 15 лет все, от высших руководителей до пенсионеров, избалованы дополнительными деньгами от продажи нефти и газа, и вдруг происходит обрушение, конечно же, все это будет восприниматься болезненно. Так хочется спокойно руководить и так хочется стабильности в любом возрасте. В памяти свежи геополитические трансформации, когда технологическое отставание СССР в производстве товаров народного потребления, дополненное низкими ценами на нефть, привело ко второму разукрупнению (полураспаду) российского государства (первый полураспад в 1917 году).
В группе внешнеэкономических факторов следует выделить неоднозначное влияние на российской экономику снижения курсов рубля на основные мировые валюты. Понижение курса рубля компенсировало негативные последствия падения цен на нефть в значительной мере для экспортеров полезных ископаемых и сырьевой продукции и в какой-то меньшей мере (как энтропия эффекта) для экономики России в целом. Для основной массы населения менее доступны стали импортные товары и отечественные товары с импортными комплектующими, появилась необходимость большего внутреннего производства по замещению импортных товаров.
Импортозамещение потребовало затрат внутренних производственных ресурсов: эффективной для общества экономической инициативы и действий, квалифицирован-
Страна Нефть, Природный газ,
долл./т долл. за 1000 куб. м
Россия 264 24
Саудовская Аравия 45 4
США 439 40
Таблица 1. Консолидированные счета (в текущих ценах; млрд руб.) (выписка)
ного производственного труда, капитала в виде долгосрочных кредитов, свободных земельных участков и природных ископаемых, высокотехнологичного оборудования. Сложившиеся за рыночное время объемы, качество и структура затрат факторов производства и факторных доходов не в полной мере соответствуют краткой характеристике требуемых ресурсов. Предпринимательство декларируется как фактор производства, в основе которого экономическая инициатива с эффективностью для себя, а не для общества. Бизнес, за исключением крупных госу-дарствообразующих структур, не может и не желает заниматься долгосрочными проектами с низкой рентабельностью. В настоящее время в стране не создана система производства средств производства высших технологических укладов на существующей материально-технической базе, основу которой до сих пор составляют машины и оборудование третьего технологического уклада (ТУ) с площадками четвертого и элементами пятого и шестого ТУ
Продукция по импортозамещению зачастую не может конкурировать по цене с аналогичной импортной. И цена высокая потому, что к производственной себестоимости и налогам добавляется прибыль по сложившейся высокой норме рентабельности. Узаконенные сверхдоходы узкого круга людей не позволяют увеличить совокупный спрос основной массы населения. На рост цен на товары и услуги с конца 2014 года по настоящее время население реагирует снижением покупательского спроса, что, как известно, ведет к снижению объемов производства. Ситуация может быть исправлена повышением совокупного спроса, что возможно только за счет повышения зарплат основной массы населения, той части населения, которая не связана с теневыми и легальными предпринимательскими и рентными доходами, с необоснованно высокими зарплатами руководителей государственных и полугосударственных организаций. К рассмотрению заработной платы как дохода от фактора производства — труда вернемся чуть ниже.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Наиболее весомой причиной низких положительных и отрицательных темпов экономического роста России (причиной внутри-экономической, причиной, которая менее на поверхности и рассуждения о которой предполагают определенную подготовку по теории и практике институционального метода) мы выделяем низкие темпы институциональных преобразований во всех отраслях экономики и общественных сферах по формированию экономики инновационного типа.
Несколько лет назад активно обсуждались 4И: инвестиции, инновации, институты, инфраструктура. Несмотря на несколько комсомольскую подачу в начале обсуждения и угасший интерес, и, тем не менее, на почве осознания, что рынок расставит по местам далеко не все, начались более ощутимые институциональные изменения в целях формирования инновационной экономики. Сделано, безусловно, много, но, тем не менее, в структуре производства и экспорта по-прежнему преобладают полезные ископаемые и иная сырьевая продукция. Уровень рентабельности производителей наукоемкой продукции высокой степени переработки существенно уступает сырьевым отраслям. Не так много отечественных предприятий, которые можно отнести к группе производителей, находящихся в пятом и шестом технологических укладах. Каузальные цепочки, как правило, имеют последним звеном человека, т.е. низкие темпы преобразований по формированию инновационной экономики могут быть объяснены личной незаинтересованностью большого числа (большинства) людей, участвующих непосредственно или косвенно в этих преобразованиях [6].
Жизнь человека протекает в постоянном потреблении (присвоении для себя) полезных свойств вещей и социальных статусов. Присвоение является основным содержанием (принципом) отношений собственности. Отношения собственности являются несущей конструкцией общества и проявляют себя на всех этапах экономического цикла: производстве, распределении, обмене, потреблении. И вот здесь кроется старое и неустранимое противоречие: производство
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
носит общественный характер, а потребление — частный. И чем дальше развиваются наука, техника и технологии, производящие все большее количество и многообразие товаров и услуг, тем более выраженным становится противоречие, и особенно по товарам коллективного потребления, от которых отстранить человека, не участвующего в созидании, практически невозможно. Таким образом, порождаются трансакционные издержки, и именно они, издержки, тормозят внедрение нововведений, сдерживают темпы социально-экономических преобразований.
В реальной жизни трансакционные издержки всегда больше нуля, и в каждой социально-экономической ситуации важно знать, на сколько больше нуля и кто создает, и кто несет эти издержки. Наличие издержек говорит о том, что институциональная система влияет на эффективность функционирования экономики.
Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода» [7, С. 262].
Проинтерпретируем содержание теоремы Коуза — дадим еще одно ее определение: если в обществе в целях его наилучшего развития и процветания четко определены права и обязанности людей (физических и юридических лиц), и люди склонны не расширять права и выполнять обязанности, то форма собственности не будет влиять на результаты производства, трансакционные издержки будут равны нулю, частные издержки будут равны социальным, не проявятся потенциально возможные отрицательные экстерна-лии, в итоге структура производства примет оптимальный и эффективный, но консервативный характер,
«Поскольку сплошь и рядом люди предпочитают делать то, что, по их мнению, соответствует их собственным интересам, чтобы изменить их поведение в сфере экономики, нужно их заинтересовать. Правительству при этом доступно только одно средство (за
исключением увещеваний, которые в общем случае неэффективны) — изменить законы или способ их применения» [8, С. 29].
Люди стремятся расширить права и уменьшить обязанности — другими словами перераспределяют права собственности — минимизируют затраты при исполнении обязанностей и создают условия (права) по получению большего результата (объекта собственности) от своего участия в деле. В современной сложной структуре производства и общественной жизни расширение прав и уменьшение обязанностей (в разных объемах и, правда, с разными последствиями), как правило, удается, что по экономическому содержанию означает нарастание трасакционных издержек, которые в итоге изменяют виды эффективности и структуру производства.
Теорема Коуза концентрированно косвенно подчеркнула природу человека — его нежелание нести личные затраты в социально-экономических отношениях. Более того, человек, обеспокоенный личным выживанием и социальным позиционированием, склонен создавать виды деятельности, издержки ведения которых по экономическому содержанию следует относить не иначе как к трансакционным. По аналогии с производственной деятельностью (производственными издержками) — эта деятельность может быть названа трансакционной деятельностью.
В современной экономике возникли и укрепились целые сообщества (легальные и/или теневые) людей, занятых полностью или частично трансакционной деятельностью (институализированное государством ростовщичество, риэлторы-теневики, различные посредники, шиномонтаж, незарегистрированная торговля и т.п.). Только в Челябинске 400 незарегистрированных автостоянок (из новостей по региональному телевидению). И эти люди, не сделав ничего полезного или сделав ничтожно мало, спокойно покупают хлеб (реальную полезность) — результат созидательного полезного труда многих других людей; и эти люди, не заплатив копейки налогов, спокойно вызывают скорую помощь, т.е. пользуются исключи-
тельно полезными услугами коллективного потребления. Эти люди паразитируют — они потребляют полезностей больше, а иногда существенно больше, чем создают сами.
В «паразитической посреднической составляющей экономики» [9, С. 87] трудозатраты меньше, а доходы на затраты существенно выше. Это и есть то основание, которым так привлекательна трансакционная деятельность. Здесь следует различать понятия труд и работа. Труд — целесообразная деятельность человека. Работа — понятие более физическое — это затраты энергии. Как правило полезная (созидательная) целесообразная деятельность человека (полезный труд) связана с работой (расходом физической энергии и уменьшением здоровья), затратами времени и переносом на предмет труда имеющихся в сущности человека способностей, квалификации, духовного состояния и душевного настроя.
Нам бы хотелось пояснить, что наше рассуждение носит непосредственно экономический характер и никоим образом политический, тем более политического отстаивания идей, взглядов тех или иных партий. Элементарная логика подводит к мысли, что если в обществе будут процветать паразитирующие посредники, имеющие высочайшую эффективность личного труда, а непосредственные созидатели реальных полезностей будут иметь нижайшую эффективность своего личного труда, то ожидать того, что общественный пирог реальных благ возрастет, по крайней мере, наивно. Созидатели реальных благ также склонны впадать в трудовой оппортунизм, когда видят, что паразитирующие члены общества живут лучше. Таким образом разрушаются общество, трудовые коллективы, семьи, дружба.
Вопрос по обеспечению выживания общества и малых организаций достаточно известен и стар: кто будет работать, т.е. кто будет нести реальные необходимые значительные затраты времени, сил и здоровья в целях создания реальных полезностей?
Погосов И.А. и Соколовская Е.А., исследуя факторы долгосрочного экономического роста и проведя анализ данных Национальных
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
счетов России в 2004-2011 годах на предмет соотношения капитала и труда в приросте валового дохода экономики, констатируют, «что большая часть прироста валового дохода экономики (ВВП) в действующих ценах связана с оплатой труда. В целом за 2001-2011 гг. на долю этого фактора пришлось 63 % его прироста, тогда как на долю валовой прибыли и валовых смешанных доходов лишь 37 %» [10, С. 21]. Цифры свидетельствуют о большей эффективности труда. Однако, если убрать трансакционную составляющую, т.е. зарплату работников, занятых нетеневой трансакционной деятельностью, то вес труда уменьшится и возрастет показатель производительности труда.
Ответ на вопрос: кто будет работать? (кто работает?), является, на наш взгляд, важнейшей методологической установкой, определяющей жизненность конструкций, создаваемых в экономических концепциях, планах и прогнозах. Обеспечение реализации планов, концепций и прогнозов в системе социально-экономического управления возможно только на путях создания и исполнения адекватного экономическим целям законодательства и публичной идеологии, которые в совокупности являются формальными институтами и частью неформальных институтов. Ответ на вопрос: кто будет работать? (кто работает?), прописанный прямо или следуемый из смыслов текстов, особенно по группе ключевых экономических законодательных актов, позволяет в целом определить эффективность и перспективы экономической системы.
В Конституции СССР было четко прописано, что «источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей... Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует.» [11, статья 14]. В Конституции СССР была Глава 2 «Экономическая система»; в Конституции РФ [12] такой главы нет. Каким же тогда образом реализовывать
EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
так широко расписанные права граждан, если не прописаны экономические подходы и инструменты по созданию экономических условий, приемлемых для создания экономического результата, посредством которого эти права будут реализованы, а не только продекларированы, — непонятно?
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года своим содержанием закрепила институты власти и спасла страну от сепаратизма и дальнейшего дробления, и в этом величайшая заслуга людей, которые подготовили Конституцию РФ и людей, которые ее выполняют, но отсутствие в Конституции РФ главы об экономической системе чревато серьезными последствиями. При низких ценах на нефть при данной Конституции РФ официальная статистика в 1998 году фиксировала нижайшие показатели производства и благополучия населения. А если бы цены на нефть не выросли до сказочных величин, что тогда? Как бы жила страна все эти годы?
Мы и подошли к тому, что государство вынуждено выбирать между рыночной невинностью в идеологии, закрепленной в законодательстве и жизненно важными экономическими результатами, достижение которых обеспечивает самосохранение государства, жизнеспособность общества и благополучие населения, но достижение которых возможно при критическом отношении к идеологическим положениям и своевременном отказе от них посредством изменений в законодательстве.
Изменения в экономическом законодательстве должны удовлетворять критерию массовости, т.к. экономика — массовое явление, в нем участвуют все люди, и экономика пронизывает все сферы общества.
Законодательные поправки по регулированию социально-экономических отношений, носящие точечный характер, безусловно, украшают и взбадривают публичную общественную жизнь, но не влияют или очень мало влияют на общий экономический результат хозяйственной деятельности в стране. Пример тому восстановление звания за трудовые заслуги «Герой труда России».
Никто не говорит, что не нужно было восстанавливать — наивысшая оценка всегда важна. Она подчеркивает индивидуальные достижения. Наивысшая оценка всегда носила и носит образцово-показательный, идеологический, воспитательный характер, но она точечна, а люди в экономике, повторим, своим большинством массово определяют итоговый результат хозяйствования в стране.
Если экономика — массовое явление, то и большинство (в идеале все люди) должны быть заинтересованы в создании большого общественного пирога, но этого не происходит. Во все исторические времена, у всех народов, при всех религиях, при любых коллективных действиях были, есть и будут те, кто уклоняется от коллективных обязанностей, пользуясь несовершенством законодательства и систем учета вклада в создание «пирога благополучия». Посредством внешне неагрессивного и чаще даже располагающего к себе, но по экономическому содержанию захватнического экономического поведения, недобросовестные (ленивые, подлые, лукавые —народные характеристики) субъекты эксплуатируют законопослушных субъектов. Эксплуатируют не прямым образом, а косвенным — путем потребления благ коллективного потребления, не внося в их производство своего созидательного труда, не растрачивая себя как рабочую силу на реальное производство, а наоборот, направляя свои жизненные силы на социальную борьбу со своими же гражданами за лучшее место под «социально-экономическим солнцем». И если экономическая обстановка ухудшается, то следует ожидать большего давления со стороны недобросовестных субъектов на законопослушных субъектов. В России высокотехнологичное производство и современные смежные отрасли, вспомогательные для производства, создаются и будут созданы каждодневным кропотливым трудом законопослушных граждан, поэтому нужна законодательная защита их труда и результатов труда от бездельников и захватчиков.
Кроме защиты реальным труженикам нужно знать, для чего они трудятся. В микро-
плане — да, ясно — для своих семей, близких и любимых людей. Понимание личной трудовой роли в макроплане (в социуме) у большинства людей в настоящее рыночное время носит, как правило, фрагментарный и противоречивый характер, описываемый теорией ограниченной рациональности, эффектом расхождения личного восприятия предельной полезности благ [13]. И здесь нужна определенная государственная социально-экономическая идеология по вопросам труда, и в этом случае массовое понимание личной трудовой роли в макроплане станет действенным инструментом институциональных преобразований в целях экономического роста.
Идеология — это система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умозаключений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии [14, С. 113-114].
Идеология пронизывает нашу жизнь во всех отношениях, в том числе определяет содержание трудовой этики и обоюдно обогащается ею. Таким образом, идеология может сформировать новые стандарты поведения, новые рутины, новые поведенческие модели [15], как это сделала в свое время идеология протестантизма, заложившая основные институты капитализма на поведенческом уровне [16]. Каким бы сухим языком не были написаны законы, ключевые идеологические позиции все равно будут просматриваться через смыслы содержания текстов статей любого закона.
Основными документами, определяющими направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, являются:
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [17];
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
— Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [18].
Документы стратегического планирования хороши тем, что дают некий идеальный образ развития какого-либо объекта на основе анализа состояния объекта в текущий момент времени. В аналитической и прогнозной работе используются те или иные методы, которые, как известно, в достаточно большой мере определяют качественные и количественные итоги исследования (какова методика — таков и результат). Выбор методов, их комбинирование и использование на этапах исследования составляют содержание методологии. Методология — совокупность подходов, порождающих метод; методология обосновывает метод. На методологию, в свою очередь, оказывают влияние текущая идеология и политика, которая может исключить критическое отношение к методам и/или наложить запрет на методологический плюрализм («пролиферацию» по П. Фейерабенду). Методология также зависима от индивидуальной апперцепции исследователя, от усвоенной им идеологии и государственной политики.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года вполне определенно указана причинно-следственная логическая цепочка зависимостей и следований, тормозящих темпы институциональных преобразований. «Действенность институциональных изменений зависит от того, в какой степени принятые законодательные нормы подкреплены эффективностью их применения на практике. В России образовался существенный разрыв между формальными нормами (законами) и неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов), что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса и широких слоев населения, то есть в правовом нигилизме. Такая ситуация значительно осложняет формирование новых институтов, в том числе необходимых для развития инновационной экономики [19].
EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
Нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом, включая повышение качества самих законодательных норм и обеспечение максимального их исполнения» [17, глава VI, §1].
Повышение качества законодательных норм возможно посредством многостороннего экономического анализа и преобразования отношений собственности — собственности как системообразующего общественного института, в том числе анализа и преобразования института труда, обеспечивающего реализацию собственности работника (рабочей силы) и компенсацию ее факторным доходом (заработной платой).
Вывод
В настоящее время обеспечение условий экономического роста в России на основе развития современного, высокодоходного и целесообразного во всех отношениях производства невозможно без адекватных социально-экономических отношений (если в тер-
минах классической политэкономии: производственные отношения должны соответствовать производительным силам). Эффективность проводимой в настоящее время политики по формированию инновационной экономики существенным образом зависит от сбалансированности интересов собственников факторов производства.
Изменение структуры факторных доходов в стране путем изменений в трудовом законодательстве по регулированию труда и заработной платы, их количественному и качественному соответствию, их учету и соотнесению с будущей пенсией в сложившихся для России внешнеэкономических условиях является важнейшим институциональным инструментом по формированию экономики инновационного типа. Задача сводится к тому, чтобы создать условия, в которых человеку было бы выгодно отдавать свои жизненные силы созиданию реальных полез-ностей и производственному творчеству и не заниматься чем-либо иным.
Список литературы
1. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.
2. Широв А.А., Янтовский А.А., Потапенко В.В. Оценка потенциального влияния санкций на экономическое развитие России и ЕС // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. C. 3-16.
3. Консолидированные счета (в текущих ценах; млн руб.). Дата последнего размещения данных 29.07.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ accounts/# (дата обращения: 14.09.2016).
4. Синяк Ю.В. Экономическая оценка потенциала мировых запасов нефти и газа // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6. С. 86-107.
5. Зубаревич Н., Идрисов Г., Каукин А., Кнобель А., Логинова Д., Узун В., Фиранчук А., Цухло С. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Гуревича, С.М. Дробышевского, П.А. Кадочникова, А.В. Колесникова, В.А. Мау, С.Г. Синельникова-Мурылева; Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Всероссийская академия внешней торговли, при партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России. 2016. № 14 (32). Сентябрь. 30 с. URL: http://www.iep.ru/ files/text/crisis_monitoring/2016_14-32_ September.pdf.
6. Шестакович А.Г., Зулькарнай И.У. Инновационный центр «Сколково» как проект по трансплантации успешных институтов «Силиконовой Долины» // Инновационная деятельность. 2014. № 3 (30). С. 17-27.
7. Цит.по: Коуз Рональд Гарри / Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — VI, С. 260-263.
8. Коуз Рональд. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «CataПaxy», 1993. 192 с.
9. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 80-94.
10. Погосов И.А., Соколовская Е.А. Факторы долгосрочного экономического роста: соотношение капитала и труда в приросте валового дохода экономики, численность занятых и производительность труда // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6. С. 18-30.
11. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изменениями от 1 декабря 1988 г., 20, 23 декабря 1989 г., 14 марта, 26 декабря 1990 г.) // ГАРАНТ Платформа ЭКСПЕРТ. Версия от 4 сентября 2008 г.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
13. Зулькарнай И.У. Предельная полезность и полезность единицы блага в условиях ограниченной рациональности индивидов // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 1. С. 51-57.
14. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.
15. Зулькарнай И.У. Ограниченная рациональность индивидов: графические модели несовершенной памяти // Журнал экономической теории. 2009. № 2. С. 249-256.
16. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия», 2006. 656 с.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. 1662-р (ред. от 08.08.2009).
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
18. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) (2013).
19. Полтерович В.М. Институциональный эксперимент // Экономическая наука современной России. 2013. № 3. С. 14-26.
References
1. Strategy 2020: New Growth Model — New Social Policy. Final Report on the Results of Expert Work on Actual Problems Socially-Economic Strategy of Russia for the Period up to 2020. Book 1; under scientific. edition of V.A. Mau, I.Y. Kuzminova. M.: Publishing house «Delo» Rankhigs, 2013. 430 p.
2. Shirov A.A., Yantovsky A.A., Potapenko V.V. Assessment of the Potential Impact of Sanctions on the Economic Development of Russia and the EU / Problems of Forecasting. 2015. No. 4. P. 3-16.
3. Consolidated Accounts (Current Prices; Million Rubles). The Date of the Last Placement data 29.07.2016. [Electronic Resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (accessed 14.09.2016).
4. Sinyak Y.V. Economic Evaluation of the Potential of the World's Reserves of Oil and Gas // Problems of Forecasting. 2015. No. 6. P. 86-107.
5. Zubarevich N., Idrisov G., Kaukin A., Knobel A., Loginova D., Uzun V., Firanchuk A., Tsukhlo S. The monitoring of the economic situation in Russia: trends and challenges for socio-economic development / ed. V.S. Gurevich, S.M. Drobyshevsky, P.A. Kadochnikova, A.V. Kolesnikova, V.A. Mau, S.G. Sinelnikova-Muryleva; Institute of Economic Policy named after E.T. Gaidar, the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, All-Russia Academy of Foreign Trade, in Partnership with the Association of Innovative Regions of Russia. [Electronic Resource]. 2016. No. 14 (32). September. 30 р. URL: http://www.iep.ru/files/ text/crisis_monitoring/2016_14-32_September. pdf.
6. Shestakovich A.G., Zulkarnay I.U. The Innovative Center «SKOLKOVO» as the Project of Transplantation of Successful Institutions
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
«Silicon Valley» // Innovative Activity. 2014. No. 3 (30). P. 17-27.
7. CIT. in: Coase, Ronald Harry / Rumyantseva E.E. New Economic Encyclopedia. 3-e izd. M.: INFRA-M, 2008. VI, P. 260-263.
8. Coase, Ronald. Firm, Market and Law: Transl. from Engl. M.: «Delo» LTD with the Participation of «Catallaxy» Publ., 1993. 192 p.
9. Kolganov A.I., Buzgalin A.V. Reindustrialization as Nostalgia? Theoretical Discourse // Sociological Research. 2014. No. 1. P. 80-94.
10. Pogosov I.A., Sokolov E.A. Factors of Long-Term Economic Growth: the Ratio of Capital and Labour in the Gross Income of the Economy, Employment and Productivity // Problems of Forecasting. 2015. № 6. P. 18-30.
11. Constitution (Fundamental Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (adopted at the seventh extraordinary session of the Supreme Soviet of the USSR ninth convocation October 7, 1977) (amended December 1, 1988, 20, 23 Dec. 1989, Mar 14 26 Dec 1990) // GARANT Platform EXPERT. Version of September 4, 2008.
12. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) (amended December 30, 2008, February 5, July 21, 2014).
13. Zulkarnay I.U. The Marginal Utility and Usefulness of Units of the Good in Terms of Bounded Rationality of Individuals // Proceedings of the Ufa Scientific centre of RAS. 2012. No. 1. P. 51-57.
14. Political Science: Encyclopedic Dictionary / General. ed. and comp.: Y.I. Averyanov. M.: Mosk. commercial. Univ., 1993.431 p.
15. Zulkarnay I.U. Bounded Rationality of Individuals: Graphical Models of Imperfect Memory // Journal of Economic Theory. 2009. No. 2. P. 249-256.
16. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. M.: Publishing House «Russian Political Encyclopedia», 2006. 656 p.
17. The Concept of Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the Period until 2020. The Decree of the RF Government from 17.11.2008 1662-R (as amended on 08.08.2009).
18. Forecast Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 (developed by the Ministry of Economic Development) (2013).
19. Polterovich V.M. Institutional Experiment // Economic Science of Modern Russia. 2013. No. 3. P. 14-26.