УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10167
Причины бюджетного кризиса регионов России
Reasons for the Budgetary Crisis of Russian Regions
Диана Игоревна СТЕПАНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова
Аннотация. В статье рассматриваются причины увеличения дефицитности региональных бюджетов РФ в 2020 г, падения их доходов и увеличения расходов. Выделен ряд ограничений и проблем региональных бюджетов, связанных с мировой пандемией коронавируса. В статье приводится прогноз развития бюджетного кризиса субъектов РФ.
Ключевые слова: дефицит; регион; бюджет; межбюджетный трансферт.
E-mail: s [email protected]
Abstract. The article examines the reasons for the increase in the deficit of regional budgets of the Russian Federation in 2020, the fall in their income and the increase in expenses. A number of restrictions and problems of regional budgets associated with the global coro-navirus pandemic are highlighted. The article provides a forecast of the development of the budgetary crisis of the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: deficit; region; budget; interbudgetary transfer.
Расходы 47 российских регионов по итогам первого полугодия 2020 г. превысили их доходы. Суммарный дефицит региональных бюджетов к середине 2020 г. составил 213,7 млрд руб. — при том что всего лишь три месяца назад, на конец марта, у регионов был профицит в 341,3 млрд руб. (таким образом, за второй квартал регионы ухудшили финансовый результат на 555 млрд руб.) [7]. Для финансирования дефицита региональным бюджетам РФ недостаточно оказалось даже огромных финансовых вливаний со стороны федерального центра — денежная помощь в виде межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн руб. [3].
Падение доходов и увеличение расходов региональных бюджетов обусловлено девальвацией рубля, падением цен на нефть и, прежде всего, последствиями вынужденной остановки работы большинства предприятий на фоне пандемии коронавируса. Более 1 000 000 малых и средних предприятий закрылись и в ближайшие год-два не возобновят свою деятельность. В июне 2020 г. судами было признано рекордное количество финансово несостоятельных россиян за всю историю наблюдения — 11 500 граждан,
включая индивидуальных предпринимателей. Таким образом, регионы недополучили в свои бюджеты весомую долю налоговых поступлений, прежде всего, налога на прибыль и имущество организаций и граждан. Лидерами по недополучению налогов стали промышленно развитые и финансово обеспеченные регионы — Москва, Московская область, Республика Татарстан. Это объясняется тем, что в Московском регионе и Татарстане действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий. Результат этого — резкое падение за второй квартал 2020 г. прибыли ведущих предприятий, например, в Татарстане это «Татнефть», «КАМАЗ», группа «ТАИФ». Так, последняя уменьшила на 85% выплату налогов с прибыли в бюджет Татарстана за первое полугодие 2020 г. Снижению региональных налоговых доходов способствовали также региональные меры поддержки бизнеса в виде отсрочки уплаты налогов. Кроме того, были кратно увеличены расходы региональных бюджетов на здравоохранение и прочие социальные нужды, пособия и субсидии предприятиям и семьям.
В случае дальнейшего падения свой дефицит данные регионы смогут финансировать за счет накопленных остатков средств на бюджетных счетах. Промышленные, экономически развитые регионы могут также привлечь более дешевые и долгосрочные по сравнению с банковскими кредитами государственные облигационные заимствования. Бедные и менее благополучные регионы для покрытия своего бюджетного дефицита вынуждены будут рассчитывать на межбюджетные трансферты или же пытаться прибегнуть к банковскому кредитованию.
Позитивно с профицитом закончили полугодие экономически самостоятельные, финансово независимые регионы, наименее пострадавшие от последствий пандемии регионы, прежде всего Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Их экономическая самостоятельность и независимость бизнес-потоков от центральных и соседних регионов, накопленные резервы позволили исполнить бюджеты с профицитом. Существенные и своевременные меры поддержки в данных регионах позволили сохранить бизнес и обеспечить стабильную зарплату.
В Сахалинской области уже не первый год хорошо финансируются полпредством и Министерством развития Дальнего Востока и Арктики проекты развития и социальные объекты. Сахалинский край предоставляет серьезные налоговые преференции компаниям и оказывает до 1 млрд руб. финансовых выплат на развитие предпринимательства.
Количество завершенных по итогам 2020 г. банкротств граждан превысит уровень 2019 г. в два раза. Еще до пандемии насчитывалось более миллиона потенциальных российских граждан-банкротов. Сейчас многим семьям временно стабилизировать их финансовое положение помогли отсрочки банков по платежам, кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Но осенью 2020 г. у многих должников по кредитам накопится более 90 дней просроченного долга, и они вынуждены будут инициировать процедуру банкротства при превышении 500 000 руб. задолженности.
Пока сложно прогнозировать развитие глубокого бюджетного кризиса в ближайшее полугодие-год. Несмотря на замедление падения ВВП России, повышение финансовых показателей в условиях улучшения макроэкономической ситуации, негативный прогноз преобладает над умеренными и оптимистичными ожиданиями. Следует согласиться с прогнозами Правительства РФ, Минэкономразвития, Банка России, международных организаций, что падение ВВП в
2020 г. составит около 6% [1; 2], а в случае второй волны коронакризиса падение ВВП может достигнуть и 7%. Многие негативные факторы, связанные с пандемией, не будут отражаться на динамике банкротств предприятий и граждан еще около года, как это обычно бывает после острой фазы кризиса [6], и к весне 2021 г. мы, вероятно, увидим рост показателей финансовой несостоятельности российских компаний и семей, многие из которых будут вынуждены инициировать свое банкротство. В 2021 г. прогнозируются кратные потери выпавших доходов бюджета даже тех регионов, кто завершил первое полугодие 2020 г. с бюджетным профицитом, особенно при усилении ограничительных мер в связи пандемией коронавируса и продолжении падения стоимости энергоресурсов. В 2021 г. бюджетный дефицит ожидается более значительный, в том числе в регионах, зависящих от добычи углеводородов из-за особенностей платежей в бюджет со стороны операторов нефтегазовых проектов: большая часть из них рассчитывается исходя из средней цены углеводородов в предыдущем году. Остается небольшая надежда на «экономическое чудо» в России в связи с ростом цен на энергоносители, улучшением конъюнктуры мирового финансового рынка, прекращением торговой войны США и КНР и прочими позитивными для России сигналами.
В целом необходимы ранее и сейчас, с одной стороны, более широкие, с другой стороны, более точечные, адресные меры поддержки бизнеса. Многие отрасли не попали в кризисный список Правительства РФ, хотя тоже сильно пострадали от последствий ограничения своей деловой активности. До многих предприятий из кризисного списка не дошла финансовая помощь из бюджетов. Необходимы к использованию более системные и гибкие меры регионов, направленные на реализацию мер поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, решение главных социальных вопросов. Трансферт из федерального в региональные бюджеты необходимо дифференцировать по регионам так, чтобы обеспечивалась корреляция с глубиной падения собственных доходов регионов.
Список литературы
1. http://cbr.ru/Collection/Collection/File/ 28034Догеса8^200724.ра£
2. https://tass.ru/ekonomika/8893257
3. https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2020/defitsit-byudzheta/
2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
165
4. Бурлачков В.К., Иволгина Н.В., Никитина СА. Политика количественного смягчения: причины применения и проблемы завершения // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 157—160.
5. Балихина Н.В., Косое М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 1.
6. Балихина Н.В., Косов М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике: финансовый аспект: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
7. Балихина Н.В., Косов М.Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11.
8. Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 29—37.
9. Косов М.Е. Инновационный подход к развитию экономической системы // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 206—211.
10. Косов М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 847—855.
11. Косов М.Е. Формирование устойчивого экономического развития стран за счет сферы
инноваций // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 116—120.
12. Косое М.Е. Государственная финансовая поддержка инноваций в Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2016. № 3. С. 82—88.
13. Косов М.Е. Оценка эффективности инвестиционных проектов с государственным участием // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. № 6. С. 31—40.
14. Косое М.Е. Проблемы и пути совершенствования формирования доходов федерального бюджета // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 217—223.
15. Косое М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 1. С. 59—66.
16. Николаева Т.П. Роль предприятий в экономике: финансовый аспект // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: материалы Четвертого Междунар. форума. М.: ИПР РАН, 2015. С. 482—488.
17. Николаева Т.П., Николаева Т.Е. Особенности лизинга на современном этапе развития экономики России // Проблемы экономики и юридической практики. Экономико-юридический журнал. 2018. № 6. С. 257—261.
18. Официальный сайт Министерства финансов России https://minfin.gov.ru/