Приближаясь к вековому юбилею
Воронежский государственный университет - один из ведущих классических университетов России. Его история тесно связана с Юрьевским (Дерптским) университетом, открытым в 1802 г. по указу императора Александра I. В 1918 г, когда после оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии местные власти повели линию на превращение Дерптского университета в немецкое учебное заведение, вуз оказался в критическом положении. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало тревогу за его судьбу, стремление коллектива вернуться в Россию. Правительством было принято решение о его перемещении в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж. Одновременно общественность Воронежа ходатайствовала об открытии университета в городе, где до сих пор существовало лишь одно высшее учебное заведение - сельскохозяйственный институт (1913). Так исторически соединились желания профессоров и студентов одного из старейших российских университетов и инициатива передовой общественности города. В результате вышло постановление государственной комиссии по просвещению от 18
"ßQu Воронежскому государственному yjf университету - 1ÜÜ лет!
.ТТЛ
llnll
мая 1918 г., в котором было записано: «Считать необходимым учреждение университета в г. Воронеже, для чего использовать имущество и свободный персонал эвакуированных университетов. С этой целью войти с предложением в Совет Народных Комиссаров о содействии в переезде юрьевских профессоров вместе со студентами и архивом университета в Воронеж. Ассигновать на перестройку зданий под университет 500 000 рублей». События Первой мировой и Великой Отечественной войн: эвакуация, разрушение учебных корпусов, разграбление книг - проверили жизнеспособность университета, сумевшего сохранить и приумножить научно-образовательный потенциал в ситуации острых потрясений.
На протяжении всей своей истории Воронежский государственный университет динамично развивается: открываются новые специальности и направления подготовки, успешно сочетающие традиции классического фундаментального образования с глобальными изменениями, происходящими в нашей стране. Постоянное стремление университетского сообщества к прогрессу символизирует девиз, который выбрал для себя университет. На языке классической латыни он звучит: «Semper т тоШ» («Всегда в движении»).
Сегодня в состав ВГУ входят 18 факультетов, один филиал, 16 научно-исследовательских лабораторий, организованных совместно с Российской академией наук, 10 учебно-научно-производственных центров, 11 музеев. В вузе работает одна из крупнейших в стране научных библиотек, включающая около трёх миллионов книг, журналов, газет, рукописей, кассет, микрофильмов, лазерных дисков на более чем 40 древних и современных языках народов мира. В России и за рубежом широко известен университетский заповедник «Галичья гора» - единственный заповедник в Европе, принадлежащий вузу. В нём создан питомник редких видов хищных птиц, занесённых в Красную Книгу. Университет имеет свой Ботанический сад, созданный в 1937 г. Это уникальный памятник природы, обладающий самой богатой коллекцией живых растений в регионе. Экспозиции сада включают коллекции дре-весно-кустарниковых и декоративно-травянистых растений.
В 1961 г. Воронежский университет одним из первых начал подготовку специалистов для зарубежных стран. Иностранные выпускники вуза - это свыше 15 тыс. студентов, стажёров, аспирантов из 152 стран мира (в т.ч. более 2 тыс. граждан Германии, более 1 тыс. -Великобритании). ВГУ является одним из крупнейших вузов России по числу иностранных студентов. На сегодняшний день в университете их обучается более 1000. Воронежский государственный университет развивает международное сотрудничество с ведущими вузами Германии, Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Франции, Великобритании, Венгрии, Польши, имеет 23 договора об академической мобильности в рамках европейской программы Эразмус+. ВГУ имеет один из самых больших портфелей европейских проектов и программ. В настоящее время вуз реализует 35 международных проектов в рамках программ Европейского Союза.
Научно-исследовательское направление является одним из основополагающих в деятельности университета, а также важнейшей формой работы при подготовке специалистов. Воронежский государственный университет заслуженно считается инновационным лидером региона: с 2016 по 2018 гг. он признаётся лучшим инновационным вузом области. Ни один факультет университета не остаётся в стороне, каждый проводит активную научно-исследовательскую работу в соответствующей сфере. Учёные вуза представляют инновационные проекты и разработки, работая как на базе университета, так и совместно с крупными предприятиями Центрального Черноземья, такими какГК «ЭФКО», «Воронежсельмаш», концерн «Созвездие».
Образование в ВГУ выбирают выпускники школ из 82 субъектов Российской Федерации, что является хорошим показателем конкурентоспособности вуза. За почти сто лет своего существования Воронежский государственный университет подготовил более 120 тысяч специалистов.
Академическая репутация Воронежского госуниверситета получила высокую оценку российских и международных рейтинговых агентств. В рейтинге Quacquarelli Symonds (QS) World University Ranking среди лучших университетов мира он занимает место 801+ (22-ю позицию среди российских вузов). Среди лучших университетов стран БРИКС по версии рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS) вуз находится на 128-й позиции. Среди лучших университетов Европы в рейтинге, подготовленном Times Higher Education (THE), ВГУ занимает 404-е место. Университет входит в число наиболее востребованных классических вузов страны (рейтинг подготовлен агентством «Россия сегодня»). В национальном рейтинге университетов («Интерфакс») ВГУ находится на 26-й позиции.
Сегодня Воронежский государственный университет - один из крупнейших в России образовательных и научных центров, успешно адаптирующийся к реалиям XXI века, новым социально-экономическим и общественно-политическим требованиям. В 2018 г. университет отмечает 100-летний юбилей. Эта дата имеет весомое значение не только для родного города, это событие федерального значения. О подготовке к вековому юбилею рассказал председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, вице-президент Российского Союза ректоров, ректор ВГУ Дмитрий Александрович Ендовицкий.
- Оглядываясь назад, мы видим очень тяжёлый исторический опыт: университет многократно разрушался, скитался по стране. Были и победы, которые позволяют нам сегодня высказывать своё мнение на федеральном уровне и даже в Евросоюзе. Я не оговорился: единственным представителем в Совете по высшему образованию Европейской комиссии является начальник отдела международных проектов и программ ВГУ Алла Акульшина. Это означает, что отстаивание государственных интересов в оценке качества национальной системы высшего образования будет проводиться через наш университет.
Для подготовки к празднованию события создан оргкомитет, который возглавил вице-премьер Правительства Российской Федерации А.В. Гордеев, сопредседателем стала министр просвещения О.Ю. Васильева. В декабре на заседании Оргкомитета прозвучала очень важная мысль. Ольга Юрьевна отметила, что всем понятны статус и важная роль университета, который ещё в 1950-е годы одним из немногих в Советском Союзе был награждён орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие науки и образования, в подготовку специалистов для народного хозяйства страны. Тогда университеты не имели статусов «федеральный» или «национальный исследовательский» - орден Ленина был высшей наградой.
Мы отмечаем юбилей практически целый год. Вспомним основные вехи истории вуза. 18 мая 1918 г. состоялось заседание Государственной комиссии по просвещению, посвя-щённое переводу в наш город Юрьевского (Дерптского) университета, 4/5 имущества которого уже было перевезено в Пермь, Воронеж и Нижний Новгород. 25 июля ночью и 7 сентября утром университетские эшелоны прибыли в Воронеж. Наш 100-летний юбилей мы празднуем 15 сентября, в День города, потому что именно с прибытием университета Воронеж получил статус универ-
ситетского города. 12 ноября мы отмечаем день, когда в вузе начались занятия.
Праздничные мероприятия, проводимые в связи с этим событием, выходят далеко за пределы региона. В их числе - федеральный студенческий «Турнир трёх наук», межрегиональный открытый робототехнический фестиваль «ГОБОАРТ», первый региональный преакселератор инноваций «Лига инноваций» и другие проекты. В Государственной Думе Федерального собрания РФ мы организовали выставку, посвящённую нашему университету, в честь 100-летия ВГУ Банк России выпустил серебряную памятную монету тиражом 2000 экземпляров. Воронежский госуниверситет был представлен на Московском международном салоне образования, где был награждён медалью за вклад в развитие образования. Юбилей мы встречаем как сильный вуз с яркой, противоречивой, но достойной историей.
- Дмитрий Александрович, на Ваш взгляд, чем сегодня определяется конкурентоспособность вуза?
- «Конкурентоспособность» - понятие комплексное, многогранное. Его можно трактовать с разных позиций. Университет может быть конкурентоспособен в привлечении абитуриентов, но при этом не так эффективно работать в области коммерциализации своих инноваций. Можно быть конкурентоспособным как кузница технических кадров, но не оказывать мощного культурного и социального влияния на регион. Сейчас используется термин «международная конкурентоспособность». Речь идёт о количественных показателях, на которых основываются российские и международные рейтинги: публикационная активность, узнаваемость, востребованность среди работодателей, количество отечественных и зарубежных профессоров. Чем выше эти показатели, тем выше место вуза в рейтинге. Так определяется международная конкурентоспособность учебного заведения. Что касается ВГУ, то
могу сказать: университет конкурентоспособен. Подтверждением тому являются научные школы, желание абитуриентов из всех регионов России учиться в нашем университете, умение работать с бизнес-сообществом, активная инновационная и внедренческая деятельность.
- Как ВГУ взаимодействует с партнёрами?
- Формы сотрудничества различны - от довольно сложных, таких как создание корпоративных центров подготовки, открытие базовых кафедр и корпоративных магистратур, до более простых и менее затратных. К последним относятся дни карьеры, посещение студентами предприятий, прохождение учебных и производственных практик. Одна из значимых находок ВГУ - это презентация возможностей университета для предприятий одной отрасли. Мы уже проводили такие мероприятия для металлургов, представителей химической промышленности и радиоэлектроники. Предприятия открывают для себя много нового. Оказывается, работая в тесной связке с вузом, можно привлекать многомиллионное бюджетное финансирование на реализацию крупных проектов, а за счёт своих корпоративных стипендий отбирать лучших студентов, которые впоследствии станут хорошими специалистами. В качестве примера можно привести Новолипецкий металлургический комбинат.
Бизнес-сообщество всё более активно сотрудничает с высшими учебными заведениями, подключается к реализации проектов по созданию высокотехнологичных производств, к прорывным научным исследованиям, подготовке квалифицированных молодых специалистов. Совместно с вузом работодатели открывают образовательные программы, центры корпоративной подготовки и корпоративные магистратуры. При ВГУ таких центров уже около 10. Но таким образом с нами в основном сотрудничают зарубежные компании. В отличие от российских представителей бизнес-сообщества, они хорошо понимают важную роль
сотрудничества с вузами в плане участия в подготовке кадров. В качестве примера могу назвать компании Siemens, ATOS, T-Systems. Они отбирают талантливых детей и обучают их по своей программе. Таким образом, выпускник университета знает бизнес-процесс, корпоративные особенности компании и может сразу включиться в работу. Его не нужно доучивать дополнительно. Компании учреждают для студентов свои именные стипендии. Например, ПАО «Лукойл», НЛМК на конкурсной основе отбирают лучших учащихся, которые будут получать корпоративные стипендии предприятия. Ещё одно направление, к которому активно подключаются представители бизнес-сообщества, - корпоративные магистратуры. Здесь половина учебного плана в рамках основной образовательной программы построена по запросу будущего работодателя. Например, у PriceWaterhouseCoopers корпоративная магистратура открыта на экономическом факультете. У компании АЕДОН - на физическом. Концерн «Созвездие» открыл на базе физического факультета научно-учебную лабораторию радиотелекоммуникационных систем. В 2017 г. мы подписали соглашение о сотрудничестве с немецкой фармацевтической компанией Bionorica SE. Важный пункт договора - создание магистерской программы «Промышленная фармация», которую предприятие дополнило своими практическими курсами. Набор на эту программу мы открыли уже в этом году.
Есть и другие варианты сотрудничества. К примеру, корпорация «Роснано» проводит конкурс на получение грантов на разработку образовательных программ в интересах предприятий. В рамках такого гранта ВГУ разработал три пакета программ - для концерна «Созвездие», стоматологической компании и компании «Турбонасос». Возможна также такая форма коммерциализации инновационных технологий, как создание малых инновационных предприятий. В Воронежском госуниверситете их более 30.
Там работают учёные университета, магистры и аспиранты. Эти предприятия успешно функционируют, получают прибыль, открывают новые рабочие места для молодых специалистов.
- Требования работодателей к выпускникам вузов постоянно меняются, появляется необходимость в специалистах, которые обладают сразу несколькими компетенциями. Как ВГУ работает с такими трендами?
- Несмотря на то, что система высшего образования достаточно консервативна, мы постоянно меняемся. Мы ищем конвергентные программы, которые находятся на стыке двух наук, двух специальностей. Например, открыли направление «Медицинская кибернетика», которое уже не является чисто медицинской специальностью, поскольку не работает без IT-технологий. В вузе мы создали суперкомпьютерный центр, который задействован в исследованиях фармацевтического факультета. Для фармацевтов и провизоров просто необходимо знание математического моделирования процессов. Другим примером является экспериментальная техническая школа, организованная при ВГУ совместно с ГК «Ангстрем». Уже с шести лет ребята изучают основы робототехники, программирования, SD-моделирования. Выпускники школы ориентированы именно на инженерно-технические специальности. Но в этой модели тоже есть ряд проблем. Образовательным процессом должен заниматься не только вуз. К этому должны напрямую подключаться работодатели, которые хотят получить достойных специалистов и сформировать свой кадровый резерв. Компании могут дополнять программу своими курсами. Тем самым еще со школьной скамьи будущие инженеры будут мотивированы на дальнейшее взаимодействие с предприятием. Наш опыт работы с одарёнными детьми очень заинтересовал представителей немецкой телекоммуникационной компании Deutsche
Telecom AG, которые в июле прошлого года посетили ВГУ.
- Дмитрий Александрович, какие выдающиеся имена подарил России и миру за целый век Воронежский госуниверситет?
- Университет гордится своими выпускниками. Они работали и работают в крупных компаниях и университетах не только в России, но и во многих странах мира. Это талантливые ученые, лауреаты Государственных премий, Герои труда, академики, министры, деятели науки и культуры, известные юристы, ведущие IT-специалисты. Назову несколько имён. В числе нобелевских лауреатов - русский физик, выпускник ВГУ Павел Алексеевич Черенков. В 1958 г. он был удостоен высокой награды за открытие и объяснение специфического голубого свечения. Из зарубежных ученых, окончивших ВГУ, могу назвать профессора Нгуена Ван Дьепа, выдающегося учёного-механика из Вьетнама, профессора кафедры технической химии Ольденбургского университета Франка Ресснера, директора Британского Совета, советника по культуре посольства Великобритании Майкла Берда. В нашем университете учился вице-президент Академии наук Республики Куба, профессор Фидель Кастро Диас-Балард.
- Вы являетесь председателем Совета ректоров. Как Вы считаете, чем обусловлена привлекательность вузов Воронежской области? Какие есть возможности и программы для реализации потенциала студентов?
Возможности для реализации потенциала студентов у вузов сейчас безграничные. Каждое учебное заведение города постоянно совершенствует свои образовательные программы, их структуру, к тому же есть обратная связь с работодателями. Поэтому мы не сильно переживаем по поводу того, что не все поступившие из других регионов студенты остаются в Воронеже. Первый отток выпускников идёт в крупные промышленные города Черноземья. Второй - в крупные столичные города. Это нормально: ребята учатся у нас, а работать возвращаются на предприятия в свою зону экономического развития. Какой-то регион торгует металлом, какой-то - рудой, а у Воронежской области главный продукт - человеческий капитал. И мы его великолепно производим. Развитая отрасль, занимающаяся экспортом образовательных услуг внутри страны, - важное преимущество Воронежа.
Материал поступил в редакцию 20.06. 18.
Принят к публикации 19.07.18
Approaching the Century Jubilee (Interview with the Rector D.A. Endovitsky)
Dmitry A. Endovitsky - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, Vice-President of the Russian Union of Rectors
Voronezh State University, Voronezh, Russia
Address: 1 Universitetskaya pl., Voronezh, 394018, Russian Federation
Abstract. In his interview, the Rector of Voronezh State University highlights the milestones of VSU's history and its achievements during the centennial working experience. The history of Voronezh State University goes back to 1918, when the staff and students of Yuriev (former Derpt) University moved to Voronezh owing to the German occupation of Estonia. Today Voronezh State University is one of most renowned universities in Russia, the largest research university in the Central Black Earth Region. Its world competitiveness can be demonstrated by the fact that VSU is listed among the top universities in international and national rankings such as Quacquarelli Sy-monds (QS) World University Ranking, Times Higher Education (THE) World University Rank-
102
Bbicrnee oQpmoeame e Poccuu • № 8-9, 2018
ing, Interfax, Rating of Russian universities. The advanced forms of interaction between University and business partners and enterprises were described, such as centers of corporate training (VSU has more than 10) and corporate postgraduate courses (cooperation with PriceWaterhouseCoop-ers, Bionorica SE and others). The University is piloting the convergent educational programs, e.g. "Medical cybernetics", mathematical modeling in pharmaceutical studies, experimental technical school for gifted children.
Keywords: Voronezh State University, Yuriev (Derpt) University, centennial history, jubilee, world competitiveness, university rankings, corporate training, corporate postgraduate courses, convergent educational programs
Cite as: Approaching the Century Jubilee (Interview with the Rector D.A. Endovitsky). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 8-9, pp. 96-102. (In Russ., abstract in Eng.)
https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-96-102
The paper was submitted 20.06.18 Accepted for publication 20.07.18