Административное право; административный процесс
УДК 342.9 ББК 67.401
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10489
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Вопросы теории и практики
Саида Назировна КЕРАМОВА, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассматривается президентский контроль в сфере исполнительной власти. Перечисляются основные задачи Контрольного управления как основной структуры, с помощью которой осуществляется президентский контроль в сфере исполнительной власти. Делаются выводы о том, что президентский контроль над деятельностью органов исполнительной власти выступает важным фактором обеспечения законности в Российском государстве.
Ключевые слова: контрольная функция Президента РФ, президентский контроль, Конституция России, Контрольное управление, исполнительная власть.
Annotation. The article discusses the presidential control in the executive branch. Lists the main tasks of the Audit Office, in its capacity as principal entity with which you are presidential control in the executive branch. Draws conclusions about that presidential control over the activities of executive authorities is an important factor in ensuring the legitimacy of the Russian state.
Keywords: control function of the President of the Russian Federation, presidential control, the Constitution of Russia, the Government Accountability Office, executive power.
Президентский контроль в общей системе государственного контроля является главенствующим и стратегическим видом. Это следует из стратегического конституционного статуса Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ1). Его стратегические полномочия распространяются, главным образом, на осуществление своих контрольных функций. Так как Президент Российской Федерации имеет особый конституционный статус, то и президентский контроль охватывает основные сферы деятельности государства.
Особое внимание надо обратить на то, что президентский контроль — это административный и финансовый вид контроля. Административная составляющая президентского контроля
характеризуется тем, что данный вид контроля осуществляется за исполнением федеральными и региональными органами государственной власти законов, указов, распоряжений, посланий и т.д. Полномочия в области финансового регулирования заключаются в том, что Президент наделен Конституцией правом подписи федеральных законов, регулирования правового, организационного и финансового характера.
Одной из наиболее проблемных тем в отечественной науке административного права являются полномочия Президента России в сфере исполнительной власти. Это вызвано юридической спецификой института российской президентуры, в частности, безотносительным положением Президента к какой-либо ветви государ-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
ственной власти. При этом наибольшее число полномочий Президент осуществляет именно в сфере исполнительной власти2.
Как подчеркивает В.И. Мороко, «стабильность и качество функционирования системы исполнительной власти во многом зависят от того, насколько эффективно взаимодействуют Правительство и Президент»3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти также проявляется посредством контроля Президентом РФ всей сферы исполнительной власти. Такой контроль может осуществляться российским Президентом лично и посредством соответствующих структур.
Важной особенностью президентского контроля является то, что он, как и административный контроль, осуществляется за деятельностью всех ведомств и министерств, а также их структурных подразделений, должностных лиц на предмет выполнения законов, указов, распоряжений.
Контроль, который осуществляет Президент России, стоящий вне системы разделения властей, касается всех сфер управленческой деятельности, входящих в его компетенцию на федеральном и региональном уровнях. Это соответствует задачам по взаимодействию федеральной и региональной власти по предметам совместного вемдения, закрепленным в ст. 72 Конституции России, в том числе, как подчеркивают Г.Н. Комкова и Е.А. Абаева, «с обеспечением соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам, а также защите прав и свобод человека и гражданина»4.
Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам нашей страны или нарушают права и свободы граждан до разрешения вопроса соответствующим судом.
Информацию, которую получают в процессе проверок, используют для определения негативных и позитивных моментов в деятельности органов исполнительной власти. Ее применяют для того, чтобы установить причины неэффективности деятельности этих органов. Президентский контроль также способствует прогнозированию результатов и принятию мер по предупреждению злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями.
Президент России осуществляет контроль в сфере исполнительной власти, в том числе с помощью соответствующих структур, основной из которых является Главное контрольное управление Президента РФ, выступающее в качестве
самостоятельного подразделения Администрации Президента согласно п. 1 Указа Президента «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» от 8 июня 2004 г. № 729 (в ред. от 25.07.2014 г.)
Другой структурой, с помощью которой Президент осуществляет контроль за исполнительной властью, следует назвать институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Основой конституционного статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах являются положения п. «к» ст. 83 Конституции РФ, согласно которым Президент РФ назначает и освобождает полномочных представителей.
Согласно положению «О полномочном представителе Президента РФ» среди его главных задач следует назвать организацию контроля над исполнением решений федеральных органов государственной власти в федеральном округе.
Президентом осуществляются контрольные полномочия при формировании российского Правительства и иных органов исполнительной власти, в том числе при назначении председателя Правительства, его заместителя, федеральных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, администраций. Президентом осуществляется постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Президент имеет право на отмену постановлений, распоряжений Правительства при их противоречии российской Конституции, федеральным законам. Сказанное, однако, не означает вмешательства Президента в компетенцию Правительства. Свою деятельность он осуществляет, руководствуясь основными направлениями государственной политики.
В ходе контрольной деятельности Главного контрольного управления осуществляется финансовый контроль: проверка использования бюджетных средств, сохранности материальных ценностей, управление государственным имуществом5. В основе его лежат принципы гласности, законности, независимости и др.
Одной из основных задач Контрольного управления следует назвать контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и прочих решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями Президента России.
После проведенных проверок Контрольное управление передает информацию Президенту РФ, а также вносит предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных госу-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
дарственных служащих. Он также может быть инициатором временного отстранения госслужащих от исполнения своих должностных обязанностей, если они совершили должностные проступки.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявляются различного рода правонарушения, о чем Контрольное управление может сообщать, как подчеркивают Д.А. Сулицкая и М.Д. Виноградова, «в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы с направлением материалов о выявленных в результате проверок нарушениях»6.
Как подчеркивает В.Н. Прокофьев, Контрольное управление «осуществляет задачи основного рабочего органа контрольного характера, в компетенцию которого входит решение следующих вопросов:
■ организация и осуществление контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, соответствующими должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента;
■ контроль и проверка исполнения поручений и резолюций Президента и руководителя его Администрации»7.
Представляется правильным и логичным замечание А.М. Тарасова, А.Н. Харитонова и других ученых о том, что «применяемые в ходе контроля принципы нацелены на улучшение деятельности подконтрольных органов в интересах общества и государства»8.
Проанализировав президентский контроль в сфере исполнительной власти, рассмотрев деятельность главных субъектов президентского контроля, И.А. Табак выделяет следующие его основные особенности:
«1) президентский контроль распространяет свое действие на все сферы как федеральной, так и региональной исполнительной власти;
2) представляет собой проверку выполнения принципа законности в деятельности должностных лиц;
3) проверку выполнения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;
4) в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;
5) его результаты могут быть использованы Президентом России для принятия мер воздей-
ствия, предусмотренных Конституцией, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся»9.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Президентский контроль служит основным стратегическим компонентом всей системы государственного контроля. Данный вид контроля является самостоятельным. Он осуществляется как за финансовой, так и за административной деятельностью органов власти. И осуществляется он, прежде всего, на основе принципов гласности, законности, независимости, эффективности и др.
Изучение президентского контроля над исполнительной властью РФ указывает на то, что этот контроль представляет собой значимый способ обеспечения законности в Российском государстве.
Действие президентского контроля распространяется на все сферы федеральной и региональной исполнительной власти; он представляет собой проверку выполнения принципа законности в деятельности должностных лиц, а также конституционных положений, федеральных законов, президентских и правительственных актов. Данный контроль осуществляют структурные подразделения и должностные лица Администрации Президента России.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2 Максимов А.А. Взаимодействие Президента Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Совр. общество и власть. 2017. № 4 (14). С. 40.
3 Мороко В.Н. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Матер. IV ежег. Всерос. конф. 2016. С. 120.
4 Комкова Т.Н., Абаева E.A. Президентский контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ // Вестник Университета имени O.E. Кутафина. 2018. № 6 (46). С. 77.
5 Мохов Н.В. Задачи и формы президентского контроля в Российской Федерации. СПб., 2016. С. 25.
6 Сулицкая Д.А., Виноградова М.Д. Президентский контроль за деятельностью должностных лиц // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 49.
7 Прокофьев В.Н. Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история, современность, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 7 (86). С. 88.
8 Тарасов А.М., Харитонов А.Н., Тарасов Ю.А. К вопросу о принципах президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов // Тр. Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 60.
9 Сулицкая Д.А., Виноградова М.Д. Указ. соч. С. 50.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019