Научная статья на тему 'Президентские выборы в Македонии: динамика ключевых характеристик'

Президентские выборы в Македонии: динамика ключевых характеристик Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
331
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКЕДОНИЯ / ВЫБОРЫ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / КАНДИДАТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / MACEDONIA / ELECTIONS / PRESIDENTIAL ELECTIONS / CANDIDATES / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Митриевска Ягода

В истории независимой Македонии (парламентской республике) с 1990 г. по наши дни президента страны выбирали 6 раз. Причем, свой президентский мандат Киро Глигоров, первый президент страны, получил 12 ноября 1990 г. в результате выборов Собранием РМ (парламента государства), членом которого он не был. После этого президента всегда избирало только население. Целью статьи являются ответы на ответственно важные для понимания македонского транзита вопросы. Каковы реалии выборов в независимой Македонии? Какие избирательные практики накопила небольшая страна в процессе демократического перехода? Как трансформировался сам властный институт? В статье даются динамика голосования и избирательные коллизии президентских выборов в Республике Македония. Анализируются законодательство о выборах, политический контекст, расстановка сил, партийно-политические коллизии и блокировки, адресаты поддержки и ответственности, фигуры кандидатов, общественная активность, явка, итоги голосования, политические результаты и последствия. Методологически статья выстроена в логике последовательного и хронологического анализа по единообразным параметрам президентских выборов с 1994 по 2014 г. Автор приходит к выводу, что президентские выборы в целом продемонстрировали, что пост президента стал действенным институтом национального единства. Несмотря на то, что президентские выборы носят в Македонии ярко выраженный партийный характер (лидирующие кандидаты опираются на поддержку партий и коалиций), кандидаты в президенты неизменно подчеркивают важность объединения граждан, равноправия без национальных и партийных различий. Президентские выборы являются в РМ и инструментом политики, и формой организации связи государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENTIAL ELECTIONS IN MACEDONIA: DYNAMICS OF KEY CHARACTERISTICS

In the history of independent Macedonia (the parliamentary republic) from 1990 to our days the president of the country was chosen 6 times. And, the presidential mandate Kiro Gligorov, the first president of the country, received on November 12, 1990 as a result of elections Meeting of RM (parliament of the state) which member he wasn't. After that only the population always elected the president. The purpose of article is answers to questions, responsibly important for understanding of Macedonian transit. What are realities of elections in independent Macedonia? What selective practices did the small country in the course of democratic transition save up? How did the power institute transform? In article the author gave dynamics of vote and selective collisions of presidential elections in the Republic of Macedonia and analyzed the legislation on elections, political context, alignment of forces, party and political collisions and blocking, addressees of support and responsibility, figure of candidates, public activity, appearance, vote results, political results and consequences. Methodologically the author built this article in logic of the consecutive and chronological analysis in uniform parameters of presidential elections from 1994 to 2014. The author came to a conclusion that presidential elections in general showed that the post of the president became effective institute of national unity. In spite of the fact that presidential elections have pronounced party character (the leading candidates rely on support of parties and the coalitions) in Macedonia, candidates for president steadily emphasize importance of association of citizens, equality without national and party distinctions. Presidential elections are the policy tool, and a form of the organization of communication of the state and society in RM.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы в Македонии: динамика ключевых характеристик»

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В МАКЕДОНИИ: ДИНАМИКА КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

МИТРИЕВСКА ЯГОДА

Международный Славянский университет «Гаврило Романович Державин», г. Битола, Республика Македония, e-mail: [email protected]

Статья выполнена в рамках проекта РГНФ №14-33-01017 «Власть партии versus «партия власти»? Сравнительное исследование кадровой политики, механизмов, каналов и «лифтов» элитного рекрутинга, управленческих кадров послевоенного СССР (1946-1991 гг.) и постсоветской России (1991-2016 гг.)»

В истории независимой Македонии (парламентской республике) с 1990 г. по наши дни президента страны выбирали 6 раз. Причем, свой президентский мандат Киро Глигоров, первый президент страны, получил 12 ноября 1990 г. в результате выборов Собранием РМ (парламента государства), членом которого он не был. После этого президента всегда избирало только население. Целью статьи являются ответы на ответственно важные для понимания македонского транзита вопросы. Каковы реалии выборов в независимой Македонии? Какие избирательные практики накопила небольшая страна в процессе демократического перехода? Как трансформировался сам властный институт? В статье даются динамика голосования и избирательные коллизии президентских выборов в Республике Македония. Анализируются законодательство о выборах, политический контекст, расстановка сил, партийно-политические коллизии и блокировки, адресаты поддержки и ответственности, фигуры кандидатов, общественная активность, явка, итоги голосования, политические результаты и последствия. Методологически статья выстроена в логике последовательного и хронологического анализа по единообразным параметрам президентских выборов с 1994 по 2014 г. Автор приходит к выводу, что президентские выборы в целом продемонстрировали, что пост президента стал действенным институтом национального единства. Несмотря на то, что президентские выборы носят в Македонии ярко выраженный партийный характер (лидирующие кандидаты опираются на поддержку партий и коалиций), кандидаты в президенты неизменно подчеркивают важность объединения граждан, равноправия без национальных и партийных различий. Президентские выборы являются в РМ и инструментом политики, и формой организации связи государства и общества.

Ключевые слова: Македония, выборы, президентские выборы, кандидаты, политические партии

Введение.

Хронология президентских выборов выглядит следующим образом.

Конституция Македонии 1991 г. устанавливала «формулу» избрания президента [1]. Ст. 80 Конституции РМ определила, что президент избирается на всеобщих и прямых выборах путем

тайного голосования сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Президентом может стать гражданин РМ, достигший 40 лет ко дню выборов и проживающий в стране не менее 10 лет в течение последних 15 лет до выборов.

Хронология выборов Президента РМ

Таблица 1

I. Выборы Президента РМ

№ Дата Очередность Система выборов

1. 12.11.1990 г. Регулярные Собранием - парламентом страны

2. 16 и 30.10.1994 г. Регулярные Мажоритарная

3. 30.10, 14.11. 6.12.1999 г. Регулярные Мажоритарная

4. 14, 28.04.2004 г. Внеочередные Мажоритарная

5. 22.03, 5.04.2009 г. Регулярные Мажоритарная

6. 13 и 27.04.2014 г. Регулярные Мажоритарная

YA. MITRIEVSKA

Ст. 81 определила порядок выдвижения кандидатов на президентский пост. Кандидаты могут быть предложены группой избирателей не менее 10 тыс. чел. или группой депутатов Собрания не менее 30 чел. Та же ст. 81 описывает процедуры определения победителя. Если в первом туре ни один кандидат не получит необходимое большинство голосов, во втором туре голосование проходит за двух кандидатов, которые в первом туре получили наибольшее число голосов. Причем, второй тур голосования проводится через 14 дней после окончания первого тура голосования. Президентом избирается кандидат, который получил поддержку большинства проголосовавших избирателей, если в голосовании приняло участие более половины избирателей. Если же и во втором туре голосования ни один кандидат не получил необходимое большинство голосов, повторяется вся процедура выборов. Выборы Президента Республики Македония проводятся в течение последних 60 дней действия мандата предшествующего Президента. В случае досрочного прекращения действия мандата по каким-либо причинам, выборы нового Президента РМ проводятся через 40 дней после прекращения действия мандата.

Ст. 82 определила, что в случае смерти, отставки, возникновения стойкой неспособности выполнять полномочия или прекращения действия мандата, до выборов нового Президента РМ функции Президента выполняет Председатель Собрания.

С принятием Закона о выборах президента страны на заседании Собрания 12 апреля 1994 г. окончательно определилась избирательная процедура.

Выборы 1994 г.

В октябре 1994 г. были официально объявлены имена кандидатов: Горгия-Джоржд Атанасов-ски - независимый кандидат, Любиша Георгиевски - университетский профессор, кандидат от ВМРО-ДПМНЕ, Халид Шабан - кандидат от Демократической партии турок в Македонии, Киро Глигоров - первый президент страны, кандидат от «Союза Македонии» (коалиция, состоящая из СДСМ, ЛПМ и СПМ). Лидерами избирательной гонки стали Л. Георгиевски и К. Глигоров. Два других кандидата не смогли собрать 10 тыс. подписей граждан или добиться поддержки требуемого количества депутатов Собрания. Поэтому они не смогли участвовать в предвыборной гонке.

Кандидат ВМРО-ДПМНЕ Л. Георгиевски в предвыборной кампании выступал с ключевым концептом «Македония для македонцев». Он при-

зывал в рамках этой формулы все национальные меньшинства стать македонцами в государственном, гражданском смысле, а затем пользоваться всеми правами, которые существуют.

Кандидат от коалиции Союза Македонии К. Глигоров выступал с интернациональным концептом признания Македонии как суверенного и самостоятельного государства.

Избирателю было непросто определиться между этими двумя концептами. Страна обрела независимость де-юре, но де-факто процессы ее институционализации не были завершены. Новообразованная Македония боролась за участие в международных организациях (прежде всего, ООН, ЕС), что, собственно, и делает страну реально признанной и суверенной на международной арене. Кроме того, Македония столкнулась с проблемой названия «Македония». Соседняя Греция препятствовали вступлению Македонии в ключевые международные организации. У обоих основных кандидатов была своя платформа по встраиванию Македонии в Европу.

Из общего числа избирателей (1360729 чел.) в выборах участвовали 1058130 (77,76 %). За К. Глигорова проголосовало 713529 избирателей (52,44 %). Фактически он победил в первом туре. Был проведен формальный второй тур, когда прошло переголосование в нескольких общинах в 7-ми избирательных округах. Поскольку всего избирательных округов было 120, то второй тур ничего не решал. Л. Георгиевски протестовал, настаивая на признании выборов недействительными во всех 120-ти избирательных округах. Но государственная избирательная комиссия отвергла протест как необоснованный. Киро Глигоров был выбран президентом РМ.

Выборы 1999 г.

В октябре 1999 г. состоялись вторые выборы президента. Для выдвижения кандидатов имелись две конституционные возможности. Муарем Не-джепи, Васил Тупурковски, Мухамед Халили, Тито Петковски и Стоян Андов заручились поддержкой 10 тыс. избирателей. Кандидатура Бориса Трайковски была предложена 49 депутатами Собрания.

Кандидатами в президенты в итоге оказались: Муарем Неджепи - член Демократической партии албанцев (ДПА), состоявшей в коалиции с ВМРО-ДПМНЕ; Васил Тупурковски - руководитель партии Демократическая альтернатива, которая с 1998 г. также была в коалиции с ВМРО-ДПМНЕ и, соответственно, с ДПА; Мухамед Халили -член албанской Партии демократического процветания (ПДП); Стоян Андов - руководитель

Либеральной партий (переименованный Союз реформаторских сил Македонии); Тито Петковски -член Социал-демократического союза Македонии (СДСМ), Борис Трайковски - член партии ВМРО-

дПМНЕ.

В избирательные бюллетени были включены 1610338 избирателей. Территория РМ была поделена на 85 избирательных округов и 2973 избирательных участка. Приняли участие в голосовании 1050449 чел. (65,23 %).

По итогам первого тура избирательную гонку продолжили два кандидата - Т. Петковски и Б. Трайковски. Второй тур голосования прошел 14 ноября. Всего проголосовали 69,56 % избирателей.

Кандидат от партии ВМРО-ДПМНЕ Борис Трайковски набрал 52,85 % голосов и выиграл у кандидата от СДСМ Тито Петковски (45,94 %) с небольшим перевесом в 24-х избирательных округах. Представители партии СДСМ обвинили конкурентов в нарушениях. Особенно много претензий было к процедуре голосования в западной части Македонии, где проживает значительная доля албанского населения, поддерживающего Бориса Трайковски. Это было вызвано тем, что Арбен Джафери - лидер албанской партии ДПА, вошедшей вместе с ВМРО-ДПМНЕ в состав правительства с 1998 г., - призвал своих сторонников во втором туре президентских выборов голосовать за Б. Трайковски. Кроме албанского населения за лидера партии ВМРО-ДПМНЕ голосовало и турецкое население, так как Б. Трайковски был известен как политик с миролюбивыми взглядами, провозгласивший курс на построение многонационального гражданского общества. Одним из главных лозунгов Б. Трайковски был: «Верю в Македонию!».

Заметим, что ВМРО-ДПМНЕ, которая в 1991 г. потеряла возможность сформировать правительство из-за нежелания войти в коалицию с албанской партией, на президентских выборах 1999 г. уже опиралась на активную поддержку своих албанских союзников. Это свидетельствует о том, что ВМРО-ДПМНЕ, изначально позиционировавшаяся как национальная и консервативная сила, смогла скорректировать и свои идейные ориентиры, и свои тактические наработки - смогла освоить практику политических компромиссов и межэтнической консолидации в полиэтническом избирательном пространстве.

Напротив, кандидат в президенты от СДСМ Т. Петковски, зная, что албанское население поддерживает Б. Трайковски, тем не менее, не вел никаких переговоров с албанцами. По мнению

многих экспертов, именно в этом и была его главная ошибка, которая привела к поражению на выборах.

Предвыборный штаб Т. Петковски подал 21 апелляцию и потребовал проведение повторного голосования. Из-за доказанных нарушений, обнаруженных во втором туре голосования, Государственная избирательная комиссия решила 5 декабря повторить голосование. Повторно из 1610340 избирателей, записанных в списках, голосовали 1112153 (69,60 %) и 16281 (1,46 %) бюллетеней для голосования оказались недействительными. Итоги были таковы: Б. Трайковски 52,40 % голосов; Тито Петковски - 46,18 %. Таким образом, президентом Македонии был выбран Борис Трайковски [2]. 15 декабря 1999 г. состоялась его инаугурация.

Выборы 2004 г.

26 февраля 2004 г. Б. Трайковски погиб в авиакатастрофе вблизи г. Мостар в Боснии и Герцеговине. Согласно закону, временно выполнял функцию президента Председатель Собрания РМ Л. Йордановски. Внеочередные президентские выборы были назначены на 14 апреля 2004 г. 8 марта в Собрании был принят Закон об изменениях и дополнениях к Закону о выборах президента РМ. Изменения к закону были необходимы из-за отсутствия процедуры проведения внеочередных выборов. К тому же подготовку к выборам и сами выборы требовалось провести в сжатые сроки. На всю процедуру - от сбора подписей до установления результатов и их публикации в «Официальной газете Республики Македония» -отводилось 12 дней.

Оппозиция - и македонская, и албанская - не соглашалась со сроками. ВМРО-ДПМНЕ требовала меньше времени для сбора подписей, больше времени - на проведение кампании, а также приостановления полномочий кандидатов-чиновников на время кампании. Последнее требование было принципиальным, и ВМРО-ДПМНЕ даже угрожала бойкотом президентских выборов. Требования оппозиции, однако, так и не были выполнены.

От ВМРО-ДПМНЕ кандидатом был выдвинут Сашко Кедев с лозунгом: «Я буду президентом для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозной, этнической и, особенно, партийной принадлежности». СДСМ выдвинула Бранко Црвенковски, являвшегося на тот момент председателем правительства РМ. Ради участия в президентских выборах он оставил эту должность. Его предвыборный слоган: «Прочность внутреннего единства - в межэтнических отношениях, взаим-

УЛ. МГГШЕУ8КА

ном доверии и понимании». Гзим Острени представлял албанскую этническую партию ДУИ (Демократическая уния за интеграцию). Эта партия была коалициционным партнером СДСМ. Гзим Острени заявлял: «Мы заинтересованы в продолжении реализации Охридского договора». От другой албанской партии ДПА (Демократическая партия албанцев) был выдвинут Зиди Джелили, который также обращался к албанскому электорату: «Охридский договор не функционирует; откроем возможности для нового договора с македонцами, который будет подходящим решением для всех граждан» [3].

ДПА состояла в коалиции с ВМРО-ДПМНЕ.

В первом туре голосования было выявлено некоторое количество нарушений, преимущественно в западной Македонии (Тетово, Гостивар, Струга, Дебар), где преобладает албанское население: «семейное голосование», давление на избирательные комиссии, подмена бюллетеней, препятствование работе комиссий во время голосования и подсчета голосов и пр. В государственную избирательную комиссию были поданы 27 апелляций. Однако эти нарушения не изменили принципиальных официальных оценок всех участников президентской гонки и наблюдателей, которые сошлись во мнении, что это были справедливые и демократические выборы без серьезных инцидентов и с низкой явкой избирателей.

В первом туре проголосовали 935372 чел. -55,18 % от числа избирателей. Больше всего избирателей проголосовали за Бранко Црвенковски -42,47 %. Вторым лидером стал Сашко Кедев с 34,07 % голосов. Затем шли Гзим Острени (14,79 %) и Зиди Жделали 78714 (8,67 %).

В первом туре голосования проявилась новая для Македонии проблема абсентеизма. В этой связи две самые большие партии - ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ - перед вторым избирательным туром пытались заручиться поддержкой албанского населения. ДУИ официально объявила о «передаче» голосов Б. Црвенковски, если СДСМ признает независимость Косово. Руководитель ДУИ Алия Ахмети требовал восстановить должность вице-президента страны с тем, чтобы закрепить эту должность за представителем албанского населения. Кроме того, ДУИ требовала министерские места. Только на этих условиях ДУИ призывала членов партии голосовать за Б. Црвенковски.

ДПА и ее руководитель Арбен Джафери заявляли, что западная Македония должна перейти «под протекторат» США. ДПА отказалась поддержать С. Кедева и фактически объявила тихий бойкот второго избирательного тура.

Второй тур состоялся 24 апреля 2004 г. Бранко Црвенковски набрал 62,57 % голосов. За Сашко Кедева проголосовали 37,43 % пришедших на выборы избирателей. Во втором избирательном туре явка (53,64 %) оказалась несколько ниже, чем в первом туре (55,18 %). Число недействительных бюллетеней было по-прежнему значительным. Количество действительных бюллетеней едва превысило половину (51,9 %) от совокупного числа избирателей. С такими результатами Бранко Црвен-ковски стал третьим президентом РМ. На его инаугурации в Собрании РМ отсутствовали представители ВМРО-ДПМНЕ, Либеральной партии и ДПА. Все они считали, что выборы были сфальсифицированы. «Македония - государство равенства и равноправия. Нам нужна Македония, объединенная и сплоченная, внутренне интегрированная и интегрированная в Европу. Для такой Македонии мы будем работать», - сказал Бранко Црвенковски в своей инаугурационной речи.

Выборы 2009 г.

22 июня 2009 г. одновременно с общинными выборами состоялись пятые президентские выборы в РМ. В этих выборах участвовало большое количество политических партии со своими кандидатами и независимые выдвиженцы. Исполнительную и законодательную власть в то в время контролировала ВМРО-ДПМНЕ: представители этой партии занимали позиции председателя Собрания и председателя правительства РМ. Политическая элита ВМРО-ДПМНЕ выдвинула своим кандидатом университетского профессора Георге Иванова. Главная идея его предвыборной платформы - решение спора с Грецией вокруг названия «Македония». Снятие возражений греков позволило бы Македонии вступить в ЕС и НАТО, но Георге Иванов настаивал на сохранении названия без добавления географических и иных определений. Переговорщики ООН предлагали, чтобы Македония в историческом споре с соседней Грецией в некотором смысле поступилась принципами, но Георги Иванов считал иначе: «Греция должна согласиться на компромисс» [4].

Политическая элита СДСМ, которая была в оппозиции, предложила своего кандидата - также университетского профессора Любомира Фрчков-ски. Центральной идеей его политической платформы было вхождение Македонии в НАТО и ЕС любой ценой, даже ценой уступки Греции. Предполагалось сделать географическое добавление к названию «Македония». Любомир Фрчковски обвинял правящую партию ВМРО-ДПМНЕ и своего конкурента Г. Иванова в том, что «правительство держит Македонию вне НАТО» [5].

Кандидат в президенты РМ Любе Бошковски провел несколько лет в предварительном заключении в Гааге, обвиняясь в военных преступлениях во время конфликта 2001 г., и, в конце концов, был освобожден от суда. Л. Бошковски был членом ВМРО-ДПМНЕ, но, не получив поддержки своей партии, выдвинул свою кандидатуру, собрав 11 тыс. подписей граждан. Его политическая платформа также формировалась вокруг вступления Македонии в НАТО и ЕС, но не любой ценой» [6]. Он призывал к объединению всех партий для решения этого вопроса. Л. Бошковски ратовал за примирение с албанскими этническими объединениями для экономического развития страны.

Албанские политические элиты выставили троих кандидатов. ДУИ, находившаяся в коалиции с ВМРО-ДПМНЕ, объявила кандидатом Аг-рона Буджаку. Он выступал за представление большего количества мест для албанцев в правительстве, за последовательную реализацию Охридского договора 2001 г. [7].

Имер Селмани - бывший член руководства ДПА - отошел от нее и выступил как кандидат в президенты от созданной накануне партии «Новая демократия». Он ратовал за совместную мирную жизнь албанцев и македонцев, за решение проблемы с названием страны, за экономическое развитие. Его называли «македонским Обамой».

Мируше Ходжа, кандидат от ДПА, по македонской традиции также была университетским профессором. Первый раз в истории Македонии кандидатом в президенты стала женщина, да еще и албанка. М. Ходжа также выступала за решение спора с соседней Грецией, за вступление в НАТО и в ЕС.

Либеральная партия предложила своего кандидата - Нано Ружина, университетского профессора, в прошлом - македонского представителя в НАТО. Он выступал за скорое вступление Македонии в НАТО, но без смены названия «Македония» [5].

Выборы состоялись 22 марта 2009 г. В первом туре Георге Иванов (ВМРО-ДПМНЕ) получил 35,06 % голосов, Любомир Фрчковски (СДСМ) -20,45 %, Имер Селмани (Новая демократия) -14.99 %, Любе Бошковски (независимый кандидат) - 14,87 %, Агрон Буджаку (ДУИ) -7,51 %, Нано Ружин (лДп) - 4,05 %, Мируше Ходжа (ДПА) - 3,09 %.

Во втором туре 5 апреля 2009 г. Георге Иванов 63,14 % голосов, а Любомир Фрчковски -36,86 %. 14 мая 2009 г. в Собрании РМ состоялась инаугурация четвертого Президента РМ Георге Иванова.

Выборы 2014 г.

Первый тур очередных пятых президентских выборов в РМ прошел 13 апреля, а второй -27 апреля 2014 г. Проведение второго тура президентских выборов совпало с проведением внеочередных парламентских выборов. Всего было зарегистрировано 4 кандидата. Все они были профессорами университетов.

Георге Иванов из ВМРО-ДПМНЕ был не только выдвинут как кандидат большинством депутатов в парламенте, но и заручился подписями избирателей. Его политическая платформа практически не изменилась со времени его первых президентских выборов. «Мы знаем куда идти, -заявлял он в марте 2014 г., - и знаем, чего мы хотим. Единство. Македония в Европе. Европа в Македонии» [8].

Стево Пендаровски был выдвинут партией СДСМ. Он также подчеркивал важность мира и единства для развития страны: «Никто не должен быть отвергнут, потому что принадлежит к другой партии или думает не так, как правительство. Македонию не должно делить на партии, потому что, в конце концов, Республика Македония является нашей самой важной партией» [9].

Кандидатура Зорана Поповски из партии «Гражданская реформаторская опция Македонии» (ГРОМ) была поддержана инициативной группой избирателей. Этот кандидат сосредоточился на необходимости развития прав и свобод, гражданского обществ а и правового государства: «Я не позволю, чтобы в Македонии были политзаключенные, арестованные журналисты,... не допущу, чтобы прекратился политический диалог» [10].

Иляз Халими из албанской оппозиционной партии ДПА также заручился необходимым количеством подписей граждан. Естественно, он выступал как защитник интересов албанского населения: «Для меня поддержка, которую Вы мне оказали, означает большую ответственность... Без нас, албанцев, это государство не может функционировать» [11].

Албанская партия ДУИ, входившая в коалицию с правящей партией ВМРО-ДПМНЕ, своих избирателей призывала бойкотировать президентские выборы из-за разногласий с правящей партией, возникших вследствие выдвижения кандидата Г. Иванова. По мнению руководства и членов ДУИ, Г. Иванов не являлся «консенсусным» президентом, кандидатура которого устроила бы и албанцев.

Подобные требования ДУИ были восприняты ВМРО-ДПМНЕ как чрезмерные. ДУИ бойкотировали выборы президента, в то время как члены ДПА активно участвовала в выборах.

УА. МПШЕУ8КА

Всего в первом туре выборов приняло участие 48,84 % избирателей. Во второй тур вышли Георге Иванов и Стево Пендаровски. Подобная ситуация -выход во второй тур кандидатов от ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ - повторялась практически на всех президентских выборах. Это свидетельствует о том, что в стране довольно четко выделились стабильные политические партии-лидеры.

Во втором туре участвовало 54,38 % избирателей. В результате победителем стал Георге Иванов из партии ВМРО-ДПМНЕ, занявший пост президента второй раз. Инаугурация Г. Иванова состоялась 12 мая 2014 г.

Выводы.

Президент - не самая полномочная фигура в македонской политической системе, тяготеющей к парламентской республике. Поэтому выборы президента довольно часто имеют преимущественно символическую нагрузку - это время, когда партии церемониально клянутся в верности единству страны, а партийные кандидаты уверяют, что каждый из них будет президентом всех граждан без исключения. Кроме того, выборы президента требуют некоторого компромисса между партиями. Македонской политической традицией является избрание «консенсусных» президентов (по крайней мере, так декларируется). Таким образом, и институт президента, и сама предвыборная гонка являются механизмами урегулирования противоречий и координации интересов, а не противопоставления одних (победивших) социо-политических сил другим (проигравшим).

Литература

1. Ниневски Б. Избори, медиуми и партии 19902000. Скоще: НИП-Студенски збор, 2001. С. 1-10.

2. Државна изборна комисща: Записник № 34795/1. Скопье, 1999.

3. Ниневски Б. Избори и медиуми-2. Кочани: Европа-92, 2006. С. 46-56.

4. МИА - Македонска Информативна Агенцща. Скопье, 2009. 4 июня.

5. МИА - Македонска Информативна Агенцща. Скопье, 2009. 17 марта.

6. МИА - Македонска Информативна Агенцща. Скопье, 2009. 3 марта.

7. МИА - Македонска Информативна Агенцща. Скопье, 2009. 13 марта.

8. Эфир канала «24 часа», выступление Г. Иванова в г. Кочани 29.03.2014 г.

9. Эфир канала «24 часа», выступление С. Пендаровски в г. Скопье 13.04.2014 г.

10. Эфир канала «24 часа», выступление З. Поповски в г. Битола 25.03.2014 г.

11. Эфир канала «24 часа», выступление И. Халими в г. Тетово 24.03.2014 г.

References

1. Ninevski B. Izbori, mediumi i partii 1990-2000. Skopje: NIP-Studenski zbor, 2001. S. 1-10.

2. Drzhavna izborna komisija: Zapisnik № 34-795/1. Skop'e, 1999.

3. Ninevski B. Izbori i mediumi-2. Kochani: Evropa-92, 2006. S. 46-56.

4. MI А - Makedonska Informativna Аgentsija. Skop'ye, 2009. 4 iyunya.

5. MI А - Makedonska Informativna Аgentsija. Skop'ye, 2009. 17 marta.

6. MI А - Makedonska Informativna Аgentsija. Skop'ye, 2009. 3 marta.

7. MI А - Makedonska Informativna Аgentsija. Skop'ye, 2009. 13 marta.

8. Efir kanala «24 chasa», vystupleniye G. Ivanova v g. Kochani 29.03.2014 g. [Air of the 24 hours channel, G. Ivanov's performance in Kochani on 29.03.2014]

9. Efir kanala «24 chasa», vystupleniye S. Pendarov-ski v g. Skop'ye 13.04.2014 g. [Air of the 24 hours channel, S. Pendarovski's performance in Skopje on 13.04.2014]

10. Efir kanala «24 chasa», vystupleniye Z. Popovski v g. Bitola 25.03.2014 g. [Air of the 24 hours channel, Z. Popovski's performance in of Bitol on 25.03.2014]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Efir kanala «24 chasa», vystupleniye I. Khalimi v g. Tetovo 24.03.2014 g. [Air of the 24 hours channel, I. Halimi's performance in Tetovo on 24.03.2014]

* * *

PRESIDENTIAL ELECTIONS IN MACEDONIA: DYNAMICS OF KEY CHARACTERISTICS

MITRIEVSKA YAGODA International Slavic University «Gavrilo Romanovich Derzhavin», Bitola, the Republic of Macedonia, e-mail: [email protected]

Article is executed within the RHSF project № 14-33-01017 «The power of party versus «party of power»? Comparative research of HR policy, mechanisms, channels and «elevators» of elite recruiting, administrative staff (1946-1991) of the post-war USSR and Post-Soviet Russia (1991-2016)"

In the history of independent Macedonia (the parliamentary republic) from 1990 to our days the president of the country was chosen 6 times. And, the presidential mandate Kiro Gligorov, the first president of the country, received on November 12, 1990 as a result of elections Meeting of RM (parliament of the state) which member he wasn't. After that only the population always elected the president. The purpose of article is answers to questions, responsibly important for understanding of Macedonian transit. What are realities of elections in independent Macedonia? What selective practices did the small country in the course of democratic transition save up? How did the power institute transform? In article the author gave dynamics of vote and selective collisions of presidential elections in the Republic of Macedonia and analyzed the legislation on elections, political context, alignment of forces, party and political collisions and blocking, addressees of support and responsibility, figure of candidates, public activity, appearance, vote results, political results and consequences. Methodologically the author built this article in logic of the consecutive and chronological analysis in uniform parameters of presidential elections from 1994 to 2014. The author came to a conclusion that presidential elections in general showed that the post of the president became effective institute of national unity. In spite of the fact that presidential elections have pronounced party character (the leading candidates rely on support of parties and the coalitions) in Macedonia, candidates for president steadily emphasize importance of association of citizens, equality without national and party distinctions. Presidential elections are the policy tool, and a form of the organization of communication of the state and society in RM.

Key words: Macedonia, elections, presidential elections, candidates, political parties

YA. MITRIEVSKA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.