О. В. Попова
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ-2008: УРОКИ США ДЛЯ РОССИИ?1
В статье анализируются новые технологии, связанные примущественно с Интернет-технологиями и масс-медиа в целом, которые были использованы на президентских выборах в США. Автор статьи показывает принципиальное различие условий проведения президентской избирательной кампании в США и России.
Ключевые слова: избирательные технологии, президентские выборы, демократическая партия, республиканская партия, кандидат, США.
2008 г. — год президентских выборов и в России, и в США. Излюбленный прием политологов, прежде всего российских, — сравнение этих двух столь несхожих по существенным политическим характеристикам стран. Мы не принадлежим к кругу лиц, которые рассматривают политические процессы в США в качестве некоего образца, которому должно следовать нашему государству, однако в данном случае от этого правила считаем необходимым отступить, поскольку в статье речь пойдет только о технологических аспектах проведения выборов, о тех приемах, которые использовались в ходе последних президентских выборов в США. Поскольку наши страны обладают примерно одинаковым уровнем развития информационных технологий и масс-медиа, интересно проанализировать, каков сегодня наиболее востребованный тип избирательных технологий.
В сравнении со скучными президентскими выборами-2008 в России, проведенными по сценарию «преемник», когда остальные кандидаты лишь изображали «оппозицию» либо представляли собой абсолютно карикатурных персонажей, за которых ни один здравомыслящий человек в принципе проголосовать не мог, и использовались абсолютно убогие политические технологии, анализ хода и приемов в предвыборной кампании в США представляет определенный интерес2.
США — вечное «альтер эго» для России. Но когда мы говорим о президентских выборах, акцент на различиях делается вполне оправданно.
Во-первых, в нашей стране существует система прямого голосования, в США — система непрямых выборов, где все решают го-
1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на экспертном семинаре «Президентская избирательная кампания в США: могут ли новые политические технологии применяться в России?» Межрегиональной электоральной сети поддержки 8 ноября 2008 г.
2 В данной статье мы опирались на текущие сообщения, появлявшиеся во время президентской предвыборной кампании в США, на различных сайтах в Интернете.
© О. В. Попова, 2008
лоса 538 выборщиков. Количество голосов от каждого штата равно числу представителей от него в обеих палатах парламента, три дополнительных голоса имеет округ Колумбия, в котором находится столица. В результате количество голосов выборщиков от штатов существенно различается. Например, Калифорния имеет 55 голосов выборщиков, как и десять штатов типа Юта или Небраска вместе взятые, а победа во Флориде дает сразу 27 голосов.
Во-вторых, в РФ списки избирателей составляются на основе данных всеобщей переписи населения и данных МВД. В случае отсутствия избирателя в списках по предъявлении паспорта с соответствующей регистрацией его вносят в дополнительный бюллетень, предусмотрена возможность досрочного голосования и голосования по открепительному талону. В США предусмотрен заявительный характер включения в списки избирателей; возможно досрочное голосование.
В-третьих, в РФ кандидат на пост президента позиционирует себя, даже если он является представителем партии, прежде всего как представитель интересов всего народа. В США политик, заявляя, что он представляет интересы всего американского народа, позиционирует себя, прежде всего, как представителя республиканской или демократической партии.
В-четвертых, в России практикуется выдвижение одного кандидата от партии или самовыдвижение. В США используется двухтуровая предвыборная гонка. Изначально на «праймериз» идет битва за выдвижение от партий (обычно между двумя, но может быть и между большим числом кандидатов).
В-пятых, в США президента выбирают в паре с вице-президентом, в России идут выборы только «первого лица».
В-шестых, в России основной целевой группой агитации чаще всего оказываются избиратели преимущественно старшего возраста, число которых в структуре активного электората достигает 65%. В США битва идет за 8-11% всех избирателей из числа «неопределившихся» и «слабых сторонников» республиканской и демократической партий, которые периодически меняют свои приоритеты при голосовании. Как показали выборы последних 20 лет, битва идет преимущественно за этнические меньшинства и социально-неблагополучные группы населения, которые, если следовать классическим теориям электорального поведения, должны были бы априори отдать свои голоса демократам. Известно, что электорат республиканцев голосует на президентских выборах более консолидированно.
В-седьмых, в России сущностью выборов является «операция "преемник"», когда федеральная исполнительная власть активно
продвигает «своего» кандидата, имеющего опыт работы в структурах исполнительной власти; результат ожидаем и «задан». В США — реальная конкурентная борьба, где результат при всей определенности процедур не может быть определен заранее. Сами выборы — политическое шоу, которое, как в шоу-бизнесе, «должно продолжаться».
В-восьмых, в РФ лидером предвыборной гонки, по определению, является «преемник», чей рейтинг поддержки существенно выше, чем у других кандидатов. В США острая конкуренция между представителями двух основных политических партий редко оборачивается различием рейтинга поддержки свыше 10% в течение всего времени предвыборной битвы.
В-девятых, различаются информационные стратегии: в РФ традиционно действует схема «о себе — проблема — решение — критика противника», в США — «о себе — критика противника — основная проблема — ее решение / программа». Американцы предпочитают не привлекать на самом последнем этапе предвыборной гонки внимание к противнику, хотя в середине агитационной кампании редкий политик не удостаивается «хорошей порции помоев» в свой адрес со стороны политического противника.
В-десятых, основная тема выборов в России — гарантия стабильности (срабатывает стереотип «лишь бы хуже не было»), в США — перемены к лучшему.
Прошедшие выборы 44-го президента США действительно были новыми. Чернокожий кандидат от демократической партии заручился голосами 338 выборщиков из 538, хотя для победы было достаточно получить 270.
Еще на старте «праймериз» была интрига в выборе лидера, поскольку наиболее реальные кандидаты на выход во второй этап были «нетипичными»: женщина (Хиллари Клинтон), афроамерика-нец (Барак Обама), ветеран (Джон Маккейн). Серьезно отличался фон этих выборов от выборов 1990-середины 2000-х годов: развертывающийся финансовый кризис, который активно перерастает в экономический, агрессивная внешняя политика, молчаливо неодоб-ряемая мировым сообществом, за исключением таких стран, как Великобритания, Израиль и т. д., и частью своих граждан, низкий рейтинг поддержки Дж. Буша-младшего. Демократы сделали ставку на перемены.
У демократов был «козырь» даже в слогане — «Америка ожидает перемен». После 8 лет правления не самого высокоинтеллектуального республиканца (достаточно вспомнить об уровне IQ Джорджа Буша, его отметках в престижнейшем Йельском университете, вечной путанице в названиях посещаемых стран — Австрия —
Австралия, Швеция — Швейцария, Словения — Словакия и т. д.), но при этом происходящего из мощного финансового клана, возможность получить президента - выходца из среднего класса показалась многим реализацией надежды на отражение во внутренней и внешней политике США интересов этого многочисленного слоя.
Победителю удалось привлечь на избирательные участки молодых людей, что произошло фактически впервые со времен Кеннеди. Проявилось изменение «электоральной карты голосования»: часть штатов, которые традиционно считались «вотчиной» демократов или республиканцев, перешли в разряд «колеблющихся». Активно использовались новые политтехнологии.
Обама провел первую полноценную кампанию, основанную на принципах информационного общества. Были ли выборы Обамы «технологическим прорывом» в XXI век? Противники этой идеи ссылаются на то, что в кампаниях 2000 и 2004 гг. активно использовались информационные технологии. Штаб Буша-младшего контактировал с 7,5 млн человек по электронной почте, 1,5 млн волонтеров от республиканцев получали с веб-ресурсов агитационные материалы. Но нового, действительно, было много.
Президентская кампания началась раньше, чем обычно, и развивалась динамичнее: уже за 2 года до выборов выдвигались кандидатов от демократов. Использовались новые стратегии фаунд-райзинга: ставка на первый этап кампании, на «малых спонсоров», на пожертвования на сайт кандидата. За первые полгода своей кампании Барак Обама собрал рекордные 58 млн долл., в том числе 16,4 млн долл. от так называемых «малых спонсоров», жертвовавших до 200 долл. каждый. Это важно, поскольку по закону кандидаты должны назвать все финансировавшие их комитеты партийного действия, партийные комитеты, частных лиц, которые жертвовали свыше 200 долл. в год.
Использование денег от «крупных спонсоров» может быть чревато политическими скандалами. Например, один из крупных спонсоров избирательной кампании кандидата в президенты США Барака Обамы Антуан Резко был признан виновным в мошенничестве, взяточничестве и отмывании денег (16 эпизодов из 24). Но и демократы обвиняли республиканцев в незаконном получении денег на избирательную кампанию, так как добровольные пожертвования на кампанию Маккейна от отдельного лица часто превышали максимально допустимые по закону 2,3 тыс. долл.
Из 25 млн долл., собранных Обамой в первом квартале 2007 г., 6 млн долл. ему принесли пожертвования через сайт my.barackobama.com., так называемая техника «вирусный маркетинг». Обаме на кампанию пожертвовали в три раза больше денег, чем Маккейну, — 605 млн долл.,
только за сентябрь 2008 г. — 150 млн долл. Маккейн получил от государства около 90 млн долл., Обама отказался от государственного финансирования предвыборной кампании.
Обама использовал психологическую привязку избирателей3, но формально дистанцировался от политического истеблишмента, что не помешало клану Кеннеди и солидной еврейской диаспоре финансистов поддержать его.
По-настоящему широко использовался Интернет. Это правильно, поскольку около 46% американцев используют именно этот источник для поиска информации о ходе предвыборной кампании и кандидатах. На предвыборном сайте Обамы зарегистрировалось больше 70 тыс. пользователей. Сайт Обамы содержит собственную социальную сеть, ссылки на аккаунты Обамы и его сторонников на Facebook, Linkedln, Flickr, YouTube и других популярных ресурсах, блоги, чаты, систему он-лайн-пожертвований. Пользователи сайта могли не только присоединяться к акциям, узнавая о них через сайт кандидата, но и организовывать свои4.
Это грамотно, поскольку, как показали исследования, из 300 млн жителей США 10% используют социальные сети, 11% публикуют на своих сайтах предвыборные материалы «своих» кандидатов или рассылают их по электронной почте, 5% обсуждают предвыборную тему в чате, 6% вносят пожертвования в фонд кандидатов через Интернет-ресурсы. Сайт Маккейна был традиционен, он содержал только сведения о кандидате и последних событиях.
В кампании Обамы использовали интернет-мемы, так называемую «вирусную рекламу», например речь Обамы «Более совершенный союз». Рэппер Will.i.am из группы «Black Eyed Peas» и кинодива Скарлетт Йохансон положили речь Обамы на музыку и превратили ее в мем «Yes we can». Для демонстрации предвыборных роликов активно использовался сайт YouTube, на котором до 35% американцев смотрят он-лайн-видео.
В сайт My.BarackObama.com был интегрирован специализированный сайт FightTheSmears.com — «Борись с клеветой!», на котором опровергались негативные слухи о Бараке Обаме, например о том, что он — мусульманин, который позволяет себе расистские высказывания, не следует традиционным для американских политиков патриотическим ритуалам. Демократами использовались лич-
3 После победы в праймериз на сайте Обамы появилась заставка «МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО. Мы добились выдвижения (Обамы. — О. П.) в президенты от Демократической партии».
4 Сайт Обамы создал Крис Хьюз, один из пионеров Веб 2.0, который в 2004 г. вместе со своими приятелями по Гарварду Марком Цукербергом и Дастином Московицем основал популярнейшую социальную сеть Facebook.
_ 233
УГОЯМП'Э'КС. 2008. Шом 4. № 4
ные ответы на письма избирателей по электронной почте и обзвон «малых спонсоров».
Эти президентские выборы в США были рекордными по затратам на телерекламу. На долю демократов пришлось 135 млн долл., в том числе 75 млн потратил Обама, республиканцы потратили 57 млн долл., в том числе 11 млн — Джон Маккейн, чьи ролики были «прокручены» свыше 5 тыс. раз за время предвыборной кампании.
Хотя Обама обещал, что будет пользоваться только «позитивным пиаром», негативная реклама в его кампании доминировала, она содержалась в 61% рекламных клипов, в то время как у республиканцев — в 43% роликов. Для сравнения: во второй половине XX в. демократы производили в среднем 31% негативной рекламы, республиканцы — 36%.
Следует отметить высокую «коммерциализацию» предвыборной рекламы. Например, Б. Обама выпустил официальный саунд-трек кампании с песнями Стиви Уандера, Канье Уэста и солиста группы «Maroon 5» Адама Левина, оба кандидата имели он-лайн-магазины одежды со своей символикой, сувенирной и рекламной продукцией, изображения кандидатов в президенты США были размещены на традиционных значках, футболках, постерах, на этикетках от бутылок содовой, различных соусов, продавались куклы-кандидаты, была «выпущена» 8-долларовая банкнота с изображением Барака Обамы, образы Обамы и Маккейна размещали на тыквах в торговой сети перед Хеллоуином, продавались костюмы «а-ля Сара Пэйлин» и значки с «водопроводчиком Джо». Впервые политическая реклама попала на молодежный канал MTV.
Из «серых технологий» активно использовались «шутки в эфире». Популярный канадский радио-ди-джей Марк-Антуан Одетт под видом президента Франции Николя Саркози общался в прямом эфире с Сарой Пэйлин. В ходе шестиминутного разговора губернатор Аляски обсудила с «президентом Франции» некоторые политические вопросы, его жену, предложение о совместной охоте и порнографическую ленту, снятую основателем журнала «Hustler» Лар-ри Флинтом, в котором снялась женщина, похожая на Сару Пэйлин. К чести кандидата на пост вице-президента, Пэйлин даже повеселилась этой шутке. Она также приняла участие в юмористическом телешоу «Saturday Night Live» вместе с двойником — внешне похожей на нее Тиной Фей.
Из «черных технологий» не политкорректно использовалась тема патриотизма и конфессиональной принадлежности кандидата Обамы, «обыгрывание» среднего имени Обамы — Хусейн, рассылка по электронной почте писем с обвинением Обамы в том, что он поддерживает и финансирует боевиков-исламистов в Кении. В
феврале 2008 г. на сайте Drudge Report были опубликованы фотографии Обамы в африканском одеянии. И так было ясно, что он — не WASP (White Anglo-Saxon Protestant — белый протестант англосаксонского происхождения, которые создали американскую социально-политическую систему и доминируют в ней), однако подобные снимки активно эксплуатировали не слишком приветствуемые по нормам политкорректное™ сохраняющиеся подсознательные расистские установки у некоторой части белого населения США.
Использовались негативные «футурологические сценарии»-страшилки, в которых были обещаны террористические акты в американских городах, расширение влияния России в Восточной Европе, сброшенная на Израиль ядерная бомба, разрешение однополых браков в каждом штате и конец движения бойскаутов...
Эксплуатировался и образ «мишени» с целью консолидации групп поддержки кандидата от демократов, когда был раскрыт заговор против двух нацистских молодчиков, в белых фраках и цилиндрах собиравшихся расстрелять Обаму из оружия, которое следовало предварительно похитить из оружейного магазина. Ну, уж слишком «киношный» сценарий, чтобы поверить в его реальность!
Традиционно лидеры представляются в СМИ как масштабные фигуры. Мелкие информационные поводы для показа сюжетов о кандидатах в США, в отличие от России, обычно не используются. Например, для убедительной демонстрации своего внешнеполитического курса кандидаты совершают международные турне в страны, находящиеся в зоне активных интересов Соединенных Штатов. Например, Обама, чтобы продемонстрировать свою компетентность во внешней политике и статусность кандидатуры в глазах своих избирателей в США, летом 2008 г. посетил ряд государств5, в том числе Афганистан, Кувейт, Ирак, Израиль, Иорданию и т. д. Использовался и предвыборный марафон выступлений в «колеблющихся штатах».
Теледебаты6 используются для демонстрации основных принципов внутренней и внешней политики США на следующие четыре года. На этих выборах республиканцы и демократы оказались исключительно едины во внешней политике, различия касаются только методов и масштабов действий. Риторика и республиканцев, и демократов в целом была выдержана в духе выступлений Р. Рейга-
5 В. В. Путин представил Д. А. Медведева на неформальном саммите глав государств СНГ 22 февраля 2008 г. еще до выборов в качестве своего «преемника»!
6 В России «преемник» игнорирует теледебаты. Получается, что «аутсайдеры» конкурируют друг с другом и не могут обсуждать реальное положение дел в стране — претензии предъявлять не к кому.
_ 235
УГОЯМП'Э'КС. 2008. Шом 4. № 4
на начала 1980-х годов — времен апофеоза «холодной войны». Основные споры были связаны с внутриэкономической политикой. В целом в определении внешнеполитической стратегии победили неоконсерваторы, так как демократы приняли их идеи. Во внутренней политике разногласия касались главным образом темы налогов, возможностей расширения круга пользующихся медицинской страховкой, доступности высшего образования.
Телевизионные ролики кандидатов были выполнены в хрестоматийной стилистике, в них рассказывалось о кандидатах, их жизни, о том, как воспринималась ситуация в стране. Использовался прием «звезда», когда известные люди (Билл Клинтон, Опра Уинфри и т. д.) утверждают, что кандидаты — именно те, в ком нуждается американский народ.
Пресса — ведущие издания «Los Angeles Times», «Chicago Tribüne», «San Francisco Chronicle», «El Diario/La Prensa», «The New Yorker», «The Financial Times», «Washington Post» — заняли определенную позицию в поддержке кандидатов, публикуя материалы в пользу одного из них. Кандидату-демократу Обаме три основных американских телеканала — ABC (программа «World News»), CBS (программа «Evening News») и NBC (программа «Nightly News») — оказывали «скрытое преимущество» перед Мак-кейном. Обама за 6 дней до выборов купил эфир по 3 каналам в прайм-тайм, потратил 5 млн долл. на грандиозный рекламный трюк, на полчаса была прервана даже трансляция чемпионата США по бейсболу.
Подчеркивался эффектный имидж кандидатов: Обама обладает изысканными манерами гарвардского юриста, блестящими ораторскими способностями, манерой одеваться дорого и со вкусом; Мак-кейн — старый вояка, честный бескомпромиссный, опытный и т. д. Вообще, на создание имиджа денег во время предвыборной кампании не жалели, например, на имидж Сары Пэйлин только в сентябре 2008 г. было потрачено 150 тыс. долл. Результат получился блестящим и для сферы услуг: прическа и очки «а'ля Сара» стали популярны во многих странах мира.
Но участники выборных тандемов активно дискредитировались: Сара Пэйлин, кандидат в вице-президенты Джона Маккейна по предвыборной гонке, позиционировалась как агрессивная «Сара-барракуда», противница защиты природы, дилетантка в вопросах внутренней и внешней политики; Обама — молодой, но неопытный; Маккейн — старый, слабый. Активно использовались крайне неэтичные по форме сообщения в духе: «Сенатор Маккейн находится в Ираке. Конечно, он помнит Ирак, еще когда тот именовался Месопотамией».
Активно использовался «обмен ударами юридической дубиной»: была предпринята попытка объявить Обаму не гражданином США, его родственницы — в незаконном проживании в США без гражданства. Республиканку Сару Пэйлин обвинили в использовании служебного положения в личных целях7. Использовались взаимные обвинения демократов и республиканцев в незаконном получении денег на избирательную кампанию.
В ход был пущен традиционный «черный PR», отдельные попытки подтасовки голосов, включая запугивание избирателей, подложная регистрация, многократное голосование одним и тем же человеком, использование голосов, купленных за деньги.
В ходе «праймериз» в штате Айова распространяли листовки с угрозами в адрес местных священников лишить их права на освобождение от налогов, если они займутся активной предвыборной агитацией; в штате Южная Каролина провели рассылку фиктивных рождественских поздравительных открыток от имени якобы республиканского кандидата и бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни, который по вероисповеданию является мормоном (мормоны практикуют многоженство); в штате Южная Каролина на лобовые стекла автомашин наклеивались листовки, в которых говорилось, что сенатор Маккейн был отцом внебрачного афроамериканского ребенка. В штате Мичиган для предварительного голосования за Обаму нужно было позвонить предварительно по телефону. Две цифры в номере оказались так «удачно» спутанными, что звонившие попадали в «секс по телефону».
Было организовано проведение так называемых «навязывающих опросов» (push polls; у нас их обычно называют «телефонным внедрением»), в ходе которых под видом обычных опросов общественного мнения по телефону избирателям подается определенная информация, направленная, как правило, против конкретного кандидата. Доходило до анекдотичных случаев. Например, в избирательном штабе демократов в штате Нью-Гэмпшир злоумышленники блокировали все телефоны, по которым этот штаб связывался с избирателями-демократами и обеспечивал их явку на выборы. Не очень умные политтехнологи исхитрились обвинить
7 Например, адвокат из Пенсильвании Филипп Берг утверждал, что сенатор от штата Иллинойс — не гражданин США, а значит, по Конституции не может баллотироваться на пост главы Белого дома, поскольку, по словам юриста, мать Барака Обамы на восьмом месяце беременности приехала с первым мужем в Момбасу (Кения), после родов вернулась на Гавайи и незаконно зарегистрировала ребенка на территории США. Сару Пэйлин обвинили в том, что она незаконно отправила в отставку главу полиции штата Уолтера Монагана, поскольку тот якобы отказался выполнить ее распоряжение— уволить из полиции бывшего мужа сестры Сары Майкла Вутена.
_ 237
УГОЯМП'Э'КС. 2008. Шом 4. № 4
Обаму в дружбе с известным леворадикальным террористом Биллом Айерсом, в популизме, в приверженности социалистическим идеям, в том, что мальчишкой он ходил не просто в мусульманскую школу, а в религиозную — медресе радикального ваххабитского толка. Перебор налицо, поэтому, что и говорить, это чудное обвинение одновременно и в популизме, и в левом, и в правом радикализме никого из сторонников чернокожего демократа негативно настроить к нему не могло.
Конечно, некоторые технологии вообще выходят за нормы этики. Например, Маккейна, который всю свою многолетнюю политическую карьеру построил на том, что он, военный летчик, воевал во славу США во Вьетнаме, обвинили в том, что во время 6-летнего плена во Вьетнаме он, кого считают военным героем, выдал военную тайну (полетное задание, номер части и т. д.) в обмен на отправку в госпиталь. Но все же эти «грязные» технологии не носили массового характера, и рассматривать их следует как исключение.
В российских условиях могут быть востребованы и использованы любые «электронные» новации президентских выборов в США и вообще любые технологии, которые не противоречат российским законам. И это не требует обсуждения.
К сожалению, не требует обсуждения и вопрос о том, какие американские избирательные технологии могут найти применение в России в случае демократизации политической системы и увеличения реальной конкурентности выборов. Если судить по предложениям, которые прозвучали в Послании Федеральному Собранию со стороны президента Д. А. Медведева, а потом были спешно приняты Госдумой РФ, — 6-летний срок президентства, 5-летний срок избрания в Госдуму, отмена «ценза оседлости» при избрании в Совет Федерации, выделение 1-2 мест в Госдуме партиям, набравшим от 5 до 7% голосов, и т. д., — грядущие институциональные изменения не повысят уровень конкурентоспособности политических игроков в РФ, большинство партий останется «кремлевскими проектами» (важно, что их реорганизация осуществляется не «снизу», а «сверху»), а высший политический класс будет рассматривать кандидатуры на пост Президента РФ в той же самой «канве преемничества».
Литература
http://css-rus-gazeta.zenon.net/news/seealso/1160194.shtml
http://interview.ubp.com.ua/101251.html
http://news.tut. by/world/113790. html
http://pim-pim.ru/SSHA-18/Vybory-Ssha-762/
http://proit.com.ua/internet/2008/06/12/180140.html
http://publicity.kiev.Ua/one/s/2_0_v_polz.html
http://top.rbc.ru/
http://uatoday.net/rus/news/zakordonom/194560
http://vybory.org/themes/23.html
http://wheretogo.ru/news/seealso/1160194.shtml
http://www.24news. ru/news/world/1136624074s. html
http://www. august. ru/5430, html
http://www.bossmag. ru/view. php?id=1688
http://www. commcenter. ru/mmedia/articles/2008_06_18. html
http://www. cyberpolitics.ru/content/view/39/1/
http://www.democracy.ru/library/articles/rus_1999-10.htm
http://www.finam.ru/news/headline000060019B/default.asp
http://www. i—i. ru/articles/category/11 /message/1444/
http://www. inforos. ru/?id=21646
http://www. kommersant. ru/doc. aspx?DocslD=1044463
http://www.lvdenisyuk.com.ua/node/222
http://www. politrussia.ru/life/18378. html ■
http://www. rpmonitor. ru/ru/detail_m. php?l D=8513
http://www. rustrana. ru/article. php?nid=348123
http://www.sostav.ru/news/2008/07/08/kot01/ ■
http://www.topnews. ru/news_id_20694. html
http://www.voanews.com/russian/archive/2008-06/2008-06-19-voa12.cfm
9ТОЯЗШЭ%С- 2008. Мом 4. № 4