Социально-политические науки
4’2014
2.3. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В МОРДОВИИ (КОНЕЦ 1991-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1993 Г.)
Лезина Елена Петровна канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск
ellezina@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена исследованию малоизученного периода в истории Республики Мордовии, периоду президентской власти с конца 1991 г. по первую половину 1993 г. В качестве основной методологической базы исследования использованы принципы историзма, научности, критичности в осмыслении источников и фактологического материала. Проведен анализ нормативных документов, общественно-политической борьбы в республике. Делается вывод о том, что введение в конце 1991 г. поста президента в Мордовии приводит во власть представителя демократической оппозиции, но проиграв на выборах, советская элита в Верховном Совете республики берет реванш в политической борьбе и упраздняет созданный ею же политический институт.
Ключевые слова: Президент Мордовской ССР, Верховный Совет МССР, Президент ВД. Гуслянников, Президентская республика в Мордовии
PRESIDENTIAL REPUBLIC IN MORDOVIAN (END OF 1991-FIRST HALF OF 1993.)
Lesina Elena Petrovna Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law Place of employment: Ogarev Mordovia State University, Saransk
ellezina@yandex.ru
Abstract: This paper is devoted to the study of poorly known period in the history of the Republic of Mordovia, the period of presidential power since the end of 1991 to the first half of 1993 as the main methodological basis of research used the principles of historicism, scientific, critical in understanding the sources and factual material. The analysis of regulatory documents, social and political struggle in the country. It is concluded that the introduction in late 1991, the post of president in Mordovia leads into the power of the democratic opposition, but lost the election, the Soviet elite in the Supreme Council of the Republic takes revenge in the political struggle and abolishes it created a political institution
Keywords: President Mordovskoi SSR Supreme Soviet of the MSSR, President V.D. Guslyannikov, Presidential republic of Mordovia
Создание президентской республики в Мордовии связано с политическими процессами, происходящими в стране в начале 90-х годов. Принятие «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» ознаменовало начало конституционной реформы и существенного расширения прав автономных республик. 11 октября 1991 года было принято постановление Верховного Совета РСФСР «О главах исполнительной власти республики в составе РСФСР». В документе говорилось: «Глава исполнительной власти (президент) республики в составе РСФСР входит в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР... Компетенция главы исполнительной власти (президента) республики в составе РСФСР устанавливается республикой самостоятельно»[18].
15 октября под председательством Н.В. Бирюкова состоялось заседание Президиума Верховного Совета Мордовской ССР. На внеочередной восьмой сессии Верховного Совета, члены Президиума обсудили проект Закона «Об учреждении поста Президента Мордовской ССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию Мордовской ССР», который не вызвал разногласий и был принят за основу [1]. 24 октября с докладом по данному вопросу выступил Председателя Верховного Совета МССР Н.В. Бирюков. Он подчеркнул, что укрепление исполнительной вертикали власти «является логическим тех демократических преобразований, которые происходят повсеместно в русле политической и правовой реформы»[12, с. 50]. После обсуждения доклада и последовавшего голосования закон был принят, а 25 октября он вступил в силу. Выборы Прези-
дента были назначены на 14 декабря 1991 г.
Общественное мнение в целом отрицательно относилось к появлению института президентства в Мордовии. В заявлении Председателя Верховного Совета МССР к гражданам республики от 4 декабря об этом говорилось: «Республика вступила в активный предвыборный период, проходящий в острой политической борьбе. В связи с этим становится непонятными призывы не проводить выборы. Позволил бы себе оценить подобное как неуважительное отношение к принятым Законам Верховными Советами РСФСР и МССР, как стремление не нормализовать, а дестабилизировать положение в республике, личные устремления поставить выше общих интересов. Выборы президента МССР должны восприниматься как необходимость в усилении исполнительной власти, как путь по укреплению порядка, дисциплины и ответственности должностных лиц за состояние дел и каждого за свое благополучие»[5].
Различные группировки выдвинули разных претендентов, среди них были и Председатель Верховного Совета Н.В. Бирюков и два заместителя Председателя Совета Министров МССР П.Д. Грузнов, М.Ф. Ковшов и руководители других государственных структур Н.И. Меркушкин, С.Ф. Сорокин. Был один представитель новой российской политической элиты - народный депутат РСФСР, член Президиума Верховного Совета РСФСР Н. П. Медведев. Кандидатами в президенты также стали ректор Мордовского университета Н. П. Макаркин и старший научный сотрудник НПО силовой электроники, В. Д. Гуслянников [10]. Представители
22
Лезина Е, П,
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В МОРДОВИИ (КОНЕЦ 1991 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1993 Г.)
правящей элиты Гуслянникова серьезным соперником не считали, и борьбу развернули главным образом между собой.
В качестве лидера местной организации «Демократическая Россия» В. Д. Гуслянников завоевал немалый авторитет, а после совершенного на него покушения приобрел всеобщую известность. Как отмечает Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченков «Если представители действующей власти, правящей элиты выступали по отношению друг к другу как конкуренты, то В. Д. Гуслянников и его сторонники делали акцент на его противопоставлении как единственного представителя демократических сил «номенклатурной гвардии»[12, с. 56].
В обращении к избирателям Мордовского республиканского регионального движения «Демократическая Россия» говорилось: «Выборы проходят в тяжелое для всех нас время. Но мы уверены, что с введением реальных рыночных отношений положение в экономике, а вслед за этим и наша жизнь улучшатся...Движению «Демократическая Россия» нужна не власть, а президент, который отбросит от власти коррумпированную верхушку и подберет в состав правительства профессионалов с четкой и ясной жизненной позицией. Из восьми кандидатов на пост президента Мордовской ССР это может сделать только Гусляннпков Василий Дмитриевич»[17].
Результаты первого тура выборов президента МССР показали, что на избирательные участки пришло 57.7 % избирателей. Многие не поверили в возможность изменить к лучшему нашу жизнь путем голосования. Тем не менее, свыше 50 % избирателей отдали свои голоса за прогрессивных кандидатов: Гуслянникова В. Д.. Макаркина Н. П.. Меркушкина Н. И., Сорокина С. Ф. и др. Борьбу во втором туре продолжат двое: Председатель Верховного Совета МССР Н. В. Бирюков и лидер движения «Демократическая Россия» В. Д. Гуслянников [25].
Конечные итоги второго тура выборов были таковы: «В повторном голосовании по выборам Президента Мордовской ССР 22 декабря 1991 года приняло участие более 57 процентов граждан, включенных в списки избирателей. За Н. В. Бирюкова проголосовало 36 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, за В. Д. Гуслянникова - 56. Президентом МССР избран Василии Дмитриевич Гусляннпков, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании»[20].
Таким образом, политическая ситуация в республике после выборов президента характеризовалась новой конструкцией государственной власти, где исполнительная и законодательная власть изначально оказывались в роли политических соперников, постольку одну из них возглавлял лидер бывшей демократической оппозиции, а другую - его основной соперник, представитель партийно-советской политической элиты. По мнению П. Н. Киричека. «ожесточенный общественный спор, происходивший в самые драматические для республики 1990-1991 гг. между двумя основными идеологемами в политическом сознании элиты и массы - коммунистической и демократической, завершился в пользу последней, что предопределило в конечном счете ускоренную замену социалистической модели жизнеустройства капиталистической, казавшейся большинству людей в тот момент более совершенной» [12, с. 61].
Верховный Совет после избрания президентом В. Д.
Гуслянникова функционировал в состоянии постоянной внутренней политической борьбы. Поражение Н. В. Бирюкова на президентских выборах дало основание части депутатов поставить вопрос об его отставке с поста Председателя Верховного Совета. Более того, 14 из 17 членов Президиума Верховного Совета МССР выступили с заявлением о нездоровой обстановке в Президиуме Верховного Совета Мордовской ССР и о нарушениях, допускаемых Председателем Верховного Совета МССР Н. В. Бирюковым, что говорило о глубоком кризисе, поразившем высший орган государственной власти республики [6]. Работа Президиума Верховного Совета МССР практически была парализована. Членам президиума удалось добиться включения вопроса об отставке Н. В. Бирюкова в повестку сессии Верховного Совета, однако, как отмечала политолог Т. Лыткина, «применив старый аппаратный ход (перед сессией лег в больницу), Н. В. Бирюков блестяще обыграл своих противников и остался Председателем ВС»[15].
По наблюдениям С. В. Полутина, «президент В. Д. Гусляннпков быстро утратил (так же, как в свое время быстро приобрел) политический имидж. Недовольство действиями В. Д. Гуслянникова проявлялось на всех уровнях: и на обывательском (население разочаровалось к тому времени в демократических идеалах по-ельцински), и в управленческой среде, которая не могла простить «непредсказуемости Президента в джинсах и шлепках». Объективные предпосылки отстранения В. Д. Гуслянникова от власти созрели к началу 1993 г.»[24, с. 172].
Что касается ограничения власти Президента МССР, то на практике этот вопрос был поставлен уже в июле на 12-й сессии Верховного Совета в контексте обсуждения Закона о Правительстве МССР. К нему были предложены поправки, суть которых сводилась к тому, что правительство должно быть подотчетно парламенту. Кандидатуры министров в соответствии с этим только предлагаются президентом, а утверждаются Верховным Советом, они подотчетны ему[8]. Реализовать идею ограничения президентских полномочий удалось в декабре на 14-й сессии Верховного Совета. Вначале 23 декабря сессия признала неудовлетворительной работу Правительства МССР[22].
Обосновывая эти изменения, Н. В. Бирюков в телеобращении 29 декабря 1992 г. отмечал: «Одна из главных причин неудач правительства, по мнению народных депутатов, заключается в том, что Президент, он же глава правительства пригласил для работы в правительстве часть людей, мало компетентных и практически не способных решать сложнейшие задачи дня: на уровне министров, председателей комитетов, их заместителей.
Невозможность повлиять на деятельность такого правительства объективно потребовала внести на данную сессию Верховного Совета пакет предложений, касающихся усиления исполнительной власти, ее большей подконтрольности как со стороны Президента, так и со стороны Верховного Совета. Народные депутаты с чувством глубокой ответственности отнеслись к рассмотрению и принятию закона Мордовской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики», особенно в части взаимоотношений Президента, правительства и Верховного Совета, а также закона «О Совете Министров — правительстве Мордовской ССР» [12, с. 82-83].
23
Социально-политические науки
4’2014
Главным конституционным изменением, внесенным данной сессией Верховного Совета было введение поста Председателя Совета Министров, который возглавляет правительство республики, формируемое Президентом по согласованию с Верховным Советом. Совет Министров, как коллегиальный орган, наделяется правом законодательной инициативы.
Президент усмотрел в решении сессии о лишении его полномочий главы правительства «конституционный переворот», Председатель Верховного Совета заявил в ответ на это, что «Верховный Совет, как высший орган государственной власти, избранный народом и ответственный перед ним, может и обязан принимать любые решения в рамках Конституции Мордовской ССР и его полномочий».
Ж.Д. Кониченко и В.А. Юрченков по этому поводу отмечают, что «Закон об учреждении поста Президента МССР гораздо более последовательно, чем российский, проводил идею президентской республики. Если уместны аналогии, то российская президентская власть больше напоминала французскую, а мордовская - американскую. Верховный Совет сделал шаг назад: от президентской к полупрезидентской республике, в которой будет и президент и глава правительства, причем президент лишится важнейших полномочий и обязанностей» [12, с. 56].
Пресса принятые сессией поправки к Конституции охарактеризовала как конституционный переворот и «возврат к советской власти, прикрытый красочной декорацией в виде номинального Президента»[14, 3].
Сессия по предложению Н. В. Бирюкова учредила Конституционный суд МССР, предоставив ему же право предлагать кандидатуры членов суда. Итоги сессии стали серьезной и несомненной победой Н. В. Бирюкова в его политической борьбе с президентской властью. После нее стало понятно, что исход этой борьбы должен скоро наступить, так как всем было очевидно, что Президент МССР не подпишет принятые сессией конституционные изменения.
Президент МССР В. Д. Гуслянников решил использовать свое право отлагательного вето и в 10-дневный срок вернул закон в Верховный Совет без своей подписи.
14 января 1993 г. орган Верховного Совета МССР газета «Мордовия» начала антипрезидентскую кампанию, опубликовав материал «Указ Ельцина Гуслянни-кову не указ», обвиняя последнего в различных нарушениях. В вину В. Д. Гуслянникову ставилось невыполнение предвыборных обещаний, факты коррупции в высших органах власти, «личная нечистоплотность». Впоследствии все проверки покажут несостоятельность обвинений в адрес В. Д. Гуслянникова, и он с помощью суда докажет это, выиграв все судебные иски по защите своей чести и достоинства [16, 2].
Как логическое развитие кризиса последовало заявление группы народных депутатов Верховного Совета и ряда республиканских политических партий об упразднении поста Президента Мордовской ССР. В тот же день по данному вопросу было принято постановление Верховного Совета, в котором выражалось недоверие Президенту Мордовской ССР В. Д. Гуслянникову.
Большая часть депутатов, выступавших на сессии, высказалась за упразднение поста президента решением Верховного Совета [9]. В конечном счете, путем поименного голосования из 153 депутатов 116 проголосовали за упразднение поста Президента и вицепрезидента Мордовской ССР [12, с. 89].
В. Д. Волков вспоминал: «Двадцать шесть депутатов, в том числе и Николай Иванович, и я, тогда воздержались от голосования по поводу отставки Гуслянникова. Но решение состоялось. Хотя можно было идти совсем иным путем...Я совершенно ответственно заявляю: институт президентства в Мордовии был упразднен незаконно! Следствием стал экономический обвал в 1994 году. Уже в феврале мы, первыми в стране, отставали по выплатам зарплат. Один из депутатов, помнится, кричал на 14-й сессии ВС: «Мы, как Данко, пронесли огонь свободы...». Бирюков, прикрываясь этими престарелыми «данками», тешил свои личные амбиции, а в результате привел Мордовию к полному краху»[13, с.68].
7 апреля 1993 г. был принят Закон Мордовской ССР «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР» и постановление, в соответствии с которым прекращались полномочия В. Д. Гуслянникова, ему выплачивалось денежное пособие в размере 3-месячного оклада. Правительству Мордовской ССР поручалось выполнять свои обязанности до формирования нового состава Правительства Мордовской ССР. Обязанности Председателя Совета Министров - правительства МССР возлагались на В. Н. Швецова [21].
В ответ В. Д. Гуслянников 6 апреля 1993 г. издал указ, в котором отмечалось: «Действия Верховного Совета МССР по упразднению поста Президента считаю неконституционными. Как Президент продолжаю осуществление возложенных на меня народом и Конституцией обязанностей»[26].
Принятое народными депутатами решение вызвало негативную реакцию со стороны федеральных исполнительных структур. Президент РФ подписал Указ о приостановлении принятого Закона Мордовской ССР об упразднении института президентства. В этой связи Верховный Совет Мордовской ССР заявил, что данный Указ нарушает Федеративный Договор, противоречит Конституции РФ и Конституции Мордовской ССР и принимает обращение к гражданам республики в котором говорилось: «О каком же принципе разделения властей, провозглашаемых с высоких трибун, может идти речь, если федеральная исполнительная власть вторгается в компетенцию Верховного Совета Мордовской ССР - высшего представительного органа равноправного субъекта Российской Федерации?
Верховный Совет Мордовской ССР выражает надежду, что Президент Российской Федерации проявит внимание к проблемам Мордовской ССР и отменит свой Указ, чтобы искусственно не нагнетать политические страсти вокруг ситуации в Мордовии.
Верховный Совет Мордовской ССР заверяет граждан, что принятые им решения послужат гарантом политической и социально-экономической стабильности в республике»[11].
Авторы «Политического альманаха России 1997» утверждали: «...Не мытьем, так катаньем председатель ВС Н. Бирюков, совершив уже второй в истории Мордовии дворцовый переворот, вновь стал высшим должностным лицом республики. Население отнеслось ко всему этому достаточно равнодушно» [19].
Сессия Верховного Совета МССР упразднила один государственный институт, но создала новый - Конституционный суд. 21 апреля 1993 г. был принят Закон Мордовской ССР «О Конституционном суде Мордовской ССР» и избраны члены суда в составе 5 человек,
24
Лезина Е, П,
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В МОРДОВИИ (КОНЕЦ 1991 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1993 Г.)
Председателем суда стал П. Т. Еремкин. В соответствии с принятым законом Конституционный суд провозглашался «высшим судебным органом защиты конституционного строя Мордовской ССР»[4].
На всероссийском референдуме о доверии Президенту РФ и о досрочных выборах народных депутатов почти 60% принявших участие в голосовании жителей Мордовии выразили негативное отношение к Президенту РФ Б.Н. Ельцину и его политике. Этот факт газетой Верховного Совета МССР вполне обоснованно был оценен как недоверие и В. Д. Гуслянникову: «Народ сказал «нет» Ельцину, а значит, и Гуслянникову. Так что лучше бы «всенародно избранному» уходить без шума, а не окапываться в Белом доме» [7].
Президент не собирался сдаваться, он не освобождал кабинет в Белом доме, возлагая надежды на Конституционный Суд РФ и отмену решения Верховного Совета МССР об упразднении поста Президента МССР.
Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о проверке конституционности закона МССР «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР», Постановления Верховного Совета МССР о порядке введения в действие этого закона, Указа Президента РФ «Об обеспечении единства исполнительной власти РФ на территории Мордовской ССР» 31 мая - 3 июня 1993 г. Он признал принятый Верховным Советом МССР закон соответствующим Конституции РФ с точки зрения закрепленного в Конституции РФ разграничения предметов ведения между РФ и республиками в ее составе.
Конституционный суд МССР в отличии от Конституционный Суд РФ должен был рассмотреть сущность этого вопроса: мог ли один высший орган государственной власти упразднить другой высший орган государственной власти, который был сформирован не им, а (как и он сам) путем всенародных выборов. Рассмотрев все обстоятельства дела, Конституционный суд Мордовской ССР 21 августа 1993 г. принял постановление, в котором отмечалось, что при принятии закона «Об упразднении постов Президента и вицепрезидента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР» от 7 апреля 1993 г. Верховный Совет МССР действовал в соответствии с п. 1 ст. 92 Конституции МССР, дающим ему право на внесение изменений и дополнений в Основной Закон, а также с п. 3 ст. 92 Конституции МССР, позволяющим ему устанавливать порядок организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления. Принимая постановление «О толковании пункта 7 статьи 115 Конституции Мордовской ССР», Верховный Совет МССР осуществил свои полномочия, закрепленные в п. 42 ст. 92 Конституции МССР [23].
Несмотря на признание частных нарушений Конституционный суд МССР фактически признал законным упразднение поста Президента МССР. Данными решениями эпоха президентской республики завершилась. Объясняя причины этого, С. В. Полутин писал: «Правительство В. Д. Гуслянникова стало невольным заложником курса, проводимого Президентом России. В. Д. Гуслянников никогда не скрывал своей полной поддержки «политики реформ» федерального центра, даже тогда, когда эти реформы носили ошибочный характер и отвергались большинством населения
страны» [24, с. 172].
Таким образом, президентская республика в Мордовии была уникальной формой политической системы переходного типа. Она включала в себя два различных политических института: институт президентства, сформированный на основе демократических стандартов, и Верховный Совет, сформированный на основе относительно состязательных выборов еще в советскую эпоху, но под контролем партийной власти. Именно противоречие между этими политическими институтами определяло политическую жизнь Мордовии с конца 1991 г. по первую половину 1993 т.
Следует также отметить, что институт президентства был задуман в качестве замены переставшего существовать республиканского комитета КПРФ. На волне подъема демократического движения и желания перемен в обществе, он достался человеку не из власти, а со стороны, представителю инженерно-технической интеллигенции. Однако, проиграв на выборах, старая элита взяла реванш в политической борьбе и упразднила созданный ею же политический институт. Благоприятные условия для этого создала политика российского правительства, вызвавшая недовольство и приведшая к тому, что общество равнодушно отнеслось к упразднению президентской власти.
Список литературы:
1. В Президиуме Верховного Совета МССР. // Советская Мордовия. 1991.15 октября.
2. Герасимов А. Бывший президент Мордовии поквитался с недругами. // Коммерсант-Daily. 1997. 9 октября.
3. Жерехов О., Маресьев В. Верховный Совет восстанавливает советскую власть. // Вечерний Саранск. 1992. 30 декабря.
4. Закон Мордовской Советской Социалистической Республики «О Конституционном суде Мордовской ССР» // Советская Мордовия. 1993. 27 апреля.
5. Заявление Председателя Верховного Совета МССР.// Советская Мордовия. 1991. 4 декабря.
6. Заявление членов Президиума Верховного Совета Мордовской ССР. // Молодой ленинец. 1992. 4 июля.
7. Зеленов В. Кто хотел раскола общества - пусть радуются. Они этого добились. // Советская Мордовия.
1993. 27 апрель.
8. Калитина Н., Пыков А., Столяров В. Кипит наш разум...// Советская Мордовия. 1992. 11 июня.
9. Калитина Н., Столяров В. Кто на новенького. // Советская Мордовия. 1993. 6 апреля.
10. Кандидаты в президенты Мордовской ССР. // Советская Мордовия. 1991.4 декабря.
11. К гражданам республика. Обращение Верховного Совета Мордовской ССР // Советская Мордовия. 10 апр.
12. Кониченко Ж. Д., Юрченков В. А. На пороге реформ: общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов. Саранск, 2006. 368 с.
13. Костомарин К. Николай Меркушкин: известный и неизвестный (портрет на фоне). Саранск, 2002. 225 с.
14. Лукшин А. Победа поражения? // Советская Мордовия. 1993. 15 января.
15. Лыткина Т. Сто дней Василия Гуслянникова. // Советская Мордовия. 1992. 2 апреля.
16. Майоров И. Напраслина. // Советская Мордовия.
1994. 18 января.
17. Обращении Мордовского республиканского регионального движения «Демократическая Россия» к гражданам республики // Саранские вести. 1991. 20 декабря.
18. О главах исполнительной власти республики в со-
ставе РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 11.10.1991 г. № 1741-1 // bestpravo.ru: информационноправовой портал. Режим доступа:
25
Социально-политические науки
4’2014
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rf-zakony/g6w.htm (дата обращения 10.10.2014.)
19. Политический альманах России 1997. Социальнополитические портреты регионов: Кн. 1,2. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. 1о9б с.
20. По предварительным итогам // Советская Мордовия. 1991. 22 декабря.
21. Постановление Верховного Совета Мордовской ССР «О Председателе Совета Министров - правительства Мордовской ССР». // Советская Мордовия. 1993. 13 апреля.
22. Постановление Верховного Совета Мордовской ССР «О социально-экономическом положении республики и программе (основных направлениях) деятельности правительства Мордовской ССР на период стабилизации экономики». // Мордовия. 1993. 1 января.
23. Представление Конституционного суда Мордовской ССР. // Советская Мордовия. 1993. 25 августа.
24. Региона России. Хроника и руководители / под ред. К. Мацузато. Т. 7. Республика Татарстан, Удмуртская республика, Республика Мордовия. Саппоро, 2000. 471 с.
25. Сообщение Центральной избирательной комиссии по выборам президента Мордовской ССР. // Советская Мордовия. 1991. 9 декабря.
26. Указ Президента Мордовской ССР. // Советская Мордовия. 1993. 7 апреля.
Reference list:
1. The Presidium of the Supreme Soviet of the Moldavian SSR. // Soviet Mordovia. 1991. 15 October.
2. Gerasimov A. Former president of Mordovia get even with enemies. // Kommersant-Daily. 9 October 1997.
3. asp O., V. Maresiev Supreme Council restores the Soviet regime. // Evening Saransk. 30 December 1992.
4. The Law of Mordovia Soviet Socialist Republic "On-Satversme tutsionnom court Mordovskoi SSR" // Soviet Mordovia. 1993 April 27.
5. Statement by the President of the Supreme Council of the Mordovian //Soviet Mordovian. 1991. December 4
6. Statement by members of the Presidium of the Supreme Soviet of Mordovia Soviet Socialist Republic. // Young Leninist. 1992. July 4.
7. green LED Q. Who wanted to split society - let them be happy. They did it. // Soviet Mordovia. 1993. April 27.
8. Kalitina N., Pykov A., Stolyarov V. Boils our minds ... // Soviet Moore doviya. 1992. June 11.
9. Kalitina N., Stolyarov Q. Who on the newcomer. // Soviet Mordovia. 1993. April 6.
10. Presidential candidates Mordovskoi SSR. // Soviet Mordovia. 1991. December 4
11. Citizens of the Republic. Appeal of the Supreme Council of the USSR // Soviet Mordovia Mordovia. April 10.
12. Konichenko J.D., Yurchenko V.A. On the eve of the reform: the socio-political life of Mordovia in the first half of the 1990s. Saransk, 2006. 368 p.
13. Nicholas K. Kostomarin Merkushin: known and unknown (with Portrait). Saransk, 2002. 225 p.
A. Lukshin victory of defeat? // Soviet Mordovia. 1993. January 15.
14. T. Lytkina Hundred Days Basil Guslyannikova. // Soviet Mordovia. 1992. April 2.
15. Mayorov I. slander. // Soviet Mordovia. 1994. January
18.
16. Appeal of Mordovia Republican regional movement "Democratic Russia" to the citizens of the Republic. // Saransk news. 1991. December 20.
17. About the chief executive of the republic within the
RSFSR: Resolution of the Supreme Soviet of the RSFSR of 11.10.1991 № 1741-1 // bestpravo.ru: legal information portal. Mode of access: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rf-
zakony/g6w.htm (date accessed 10/10/2014).
18. Political Almanac Russian 1997. Socio-political portraits regions: Bk. 1, 2. M .: The Carnegie Moscow Center, 1998. 1096 p.
19. According to preliminary results // Soviet Mordovia. 22 December 1991.
20. Resolution of the Supreme Council of Mordovia SSR "On the Chairman of the Council of Ministers - Government of Mordovia Soviet Socialist Republic." // Soviet Mordovia. 1993. April 13.
21. Resolution of the Supreme Council of Mordovia SSR "On the socio-economic situation in the republic and the program (the main direction-leniyah) of the government of Mordovia Soviet Socialist Republic for the period of stabilization of the economy." // Mordovia. 1993. January 1st.
22. Presentation of the Constitutional Court of Mordovia Soviet Socialist Republic. // Soviet Mordovia. 1993. August 25.
23. Regions of Russia. Chronicle and managers / ed. K. Matsuzato. T. 7. The Republic of Tatarstan, the Udmurt Republic, the Republic of Mordovia. Sapporo, 2000. 471 p.
24. Report of the Central Election Commission on Elections President Mordovskoi SSR. // Soviet Mordovia. 9 December 1991.
25. Decree of the President of Mordovia Soviet Socialist Republic. // Soviet Mordovia. 1993. April 7.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью кандидата исторических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Лезиной Елены Петровны на тему: «Президентская республика в Мордовии (конец 1991 г.-первая половина 1993 г.)»
Рецензируемая статья обладает бесспорной актуальностью, т. к. посвящена исследованию малоизученного периода в истории Республики Мордовии, периоду президентской республики, продолжавшемуся с конца 1991 г. по первую половину 1993 г. В статье проведен анализ нормативных документов, истории общественно-политической борьбы в республике в этот период.
Данная статья - часть изучения большой научной проблемы исследуемой по кафедре теории и истории государства и права ФГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» в рамках грантового проекта на тему: «Развитие национальной государственности мордовского народа: историко-правовое исследование». Представленные материалы нашли практическую апробацию при проведении круглого стола и научного семинара, проводившихся на юридическом факультете Мордовского государственного университета в рамках реализации обозначенного гранта.
В целом статья Е.П. Лезиной характеризуется тщательной проработкой материала и логической стройностью в его изложении. Выводы автора обоснованы и научно значимы.
Рецензируемая статья написана на высоком научнотеоретическом уровне и может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Зав. кафедрой теории и истории государства и права
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н.П.Огарева», д. ю.н., профессор
А. Р. Еремин
26