ОБРАЗОВАНИЕ
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, публичная речь, коммуникативные технологии
О. А. Калугина, ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки» ГУМФ (e-mail: [email protected])
Н. В. Чернышкова, к. фил. н.,
доц. кафедры«Иностранные языки» ГУМФ
(e-mail: [email protected])
Презентация в формировании
коммуникативной
компетентности
Изменения, происходящие сегодня в политической, экономической и социальной жизни, находят отражение в сфере образования и вызывают необходимость пересмотра точки зрения на публичное выступление, наряду с которым с недавнего времени рассматривается презентация. Владение искусством презентации требуется не только во время учебы в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности экономиста, финансиста.
В этом контексте целесообразен технологический подход к обучению студентов основам профессиональной деятельности (В. П. Беспалько, В. И. Боголюбов,
Н. М. Зверева, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. А. Сластенин и др.). Реализация технологического подхода базируется на дидактических теориях, таких как обучение: контекстное (А. А. Вербицкий), модульное (Г. В. Лаврентьев, П. И. Третьяков), диалоговое (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), адаптивное (Н. В. Границкая), информационное (О. П. Околелов). Однако они по-прежнему направлены в основном на усвоение студентами теоретико-методологических основ высшего образования, тогда как нерешенными остаются вопросы превращения педагогической теории в эффективный инструмент реализации идей на практике. Успешность этого процесса в значительной мере зависит от коммуникативных факторов. Это обусловливает необходимость развития у будущих специалистов финансово-экономического профиля профессиональной коммуникативной компетентности с помощью гуманитарных технологий, включающих технологию «работа над проектом-презентацией».
Необходимо отметить, что понятие «гуманитарная технология» наполнено смыслами «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни» и др. Это направление комплексно разрабатывается в программах ЮНЕСКО. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, направленный на определенные модели построения обучения с позиции толерантности, сохранения здоровья, признания прав и достоинств учащихся, разнообразия мнений, опыта и жизненных позиций, языковой культуры, а также многих других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений1.
1 См.: Бычков Н. В. Технологии развития управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений // Гуманитарные науки и образование. — 2010. — № 4. — С. 21.
Ряд ученых отмечает, что «гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния. Их особенность — оказание мягкого, щадящего влияния на личность с целью осуществления ею выбора жизненной стратегии, ведущей к личному и профессиональному успеху»2. Технология создания презентаций отвечает данным характеристикам и нацелена на решение задач обучающегося и развивающегося человека. Она используется на занятиях по иностранному языку в Государственном университете Минфина России, и ее эффективность подтверждается на ежегодных научно-практических конференциях, где студенты демонстрируют владение базовыми коммуникативными компетенциями.
Основываясь на позициях исследователей в области профессиональной коммуникативной компетентности (В. Н. Введенский, Ю. В. Ильина, О. С. Осипчук, Е. М. Кузьмина и др.), в качестве компонентов структуры коммуникативной компетентности будущего специалиста финансово-экономического профиля в рамках данного исследования выделим следующие компетенции:
— акмеологическая — предполагает знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма посредством коммуникации (включает целенаправленность, эмоциональную устойчивость, рефлексивность мышления и эмпатию; реализуется как процесс познания себя, партнера по деловому общению, установление с ним эмоциональных отношений, умение прогнозировать поведение собеседника);
— дискурсивная — выражается в умении воспринимать смысл высказываний и строить их в соответствии с коммуникативным контекстом. Включает навыки проведения деловых встреч и бесед, совещаний, общения по телефону, подготовки и проведения коммуникационных кампаний и мероприятий;
— иноязычная — свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения;
— социолингвистическая — готовность понимать и выполнять речевые действия, соответствующие конкретной ситуации.
Безусловно, необходимо учитывать данную структуру при формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов финансовой сферы с помощью технологии «работа над проектом-презентацией».
Таким образом, использование данной технологии предполагает не только знание практического аспекта, но и четкое понимание теоретико-методологических особенностей презентации как инструмента публичной речи. Так, например, на начальном этапе подготовки презентации в первую очередь встает вопрос о ее грамотном составлении и структурировании содержания по теме публичного выступления, что невозможно без теоретических знаний о презентации. Дифференцируем понятия «публичная речь» и «презентация».
Публичная речь — это устная форма литературного языка, используемая в выступлениях на общественно-значимые темы. Наиболее полным нам представляется определение Н. Н. Кохтева: «Это устное, как правило, подготовленное выступление, произносимое перед аудиторией, следующее коммуникативно-речевым и соответствующим виду ораторской речи стилистическим и композиционным нормам, с целью информирования аудитории и воздействия на нее для получения желаемого эффекта»3.
В большинстве определений публичной речи говорится о необходимости учитывать взаимодействие оратора и аудитории, отмечается приоритет живого слова, выражающего не только мысли, но и чувства, настроения человека. Это форма массовой коммуникации, которая представляет собой устное монологическое общение с присутствием диалогического элемента; ее характеризуют многочисленная аудитория и непосредственный контакт с ней, официальная обстановка, заданность тематики. Публичная речь как результат транспозиции подготовленной письменной речи в устную форму общения сочетает в себе нормы письменной и устной речи; механизм ее функционирования
2 Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова и др.; под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
3 Кохтев Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: дис. ... д. фил. н. — М., 1993.
отмечен следующими противоречиями: нормативность литературного языка — ситуатив-ность устной речи, подготовленность — спонтанность, монологичность — диалогичность.
Методический алгоритм действий оратора при подготовке речи был впервые предложен римским ритором Квинтилианом. Данный алгоритм включает в себя следующие действия: выбор темы (название, логическое и прагматическое рассмотрение), сбор материала из устных и письменных источников; создание самой речи (расположение аргументов в соответствии с замыслом с одной стороны и с учетом характера и интересов аудитории с другой; отработку речи в соответствии с правилами стилистики, по нормам литературного языка и с использованием речевых фигур), выступление.
Результат дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков — виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, учитывается, во-первых, ситуация выступления, во-вторых, его тема и цель.
В традиционных жанрах публичной речи в современных условиях реализуются коммуникативные стратегии фирм или деловых партнеров, которые требуют не только умения самопрезентации, но и пропаганды философии компании, организационных ценностей, корпоративной культуры, а также знаний потребительского рынка, финансового рынка, контактных аудиторий, структур власти и т. п. Для этого следует как развивать коммуникативные навыки, ораторские способности, консультироваться у профессиональных спичрайтеров, читать специализированную литературу, так и научиться представлять информацию, поскольку половина успеха выступления зависит от того, насколько наглядно и ясно оратор способен передать его суть. Лучшие помощники в реализации данной задачи — презентации.
ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Термин «презентация» в современном языке появился сравнительно недавно и ассоциируется чаще всего с рекламой какого-либо товара или услуги. Основные определения презентации: «общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного», «информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме»4. Второе определение отвечает целям нашего исследования.
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда в единой среде. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительная особенность подобной презентации — ее интерактивность, т. е. создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
Презентации можно разделить на несколько видов, в зависимости от способа использования и целей создания. Выделяют две основные группы:
— печатные;
— электронные: в форматах PowerPoint, PDF; видеопрезентации, мультимедийные, интерактивные в формате 3D; СD-, DVD-, бизнес-презентации (компании, проекта, продукта, фирмы).
На сегодняшний день презентация — один из самых комфортных и эффективных способов ознакомления целевой аудитории с новой информацией или продвигаемым объектом, одно из средств осуществления обмена информацией, когда нужна яркая и четкая ее подача. С помощью презентации легко реализуется коммуникативная задача обучения сотрудников, слушателей семинара или лекции, повышения лояльности клиентов и бизнес-партнеров.
Особое внимание следует обратить на то, что задача презентации состоит не в копировании выступления, а в его дополнении, раскрытии сложных тем, выделении ключевых моментов. Для этого необходима работа над структурой выступления и его визуальным воплощением в слайдах: использование диаграмм, рисунков и фотографий в качестве дополнения, сведение текстовой информации до необходимого
4 См.: Интернет-энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org).
минимума в тезисы, формулирование заголовков, отражающих суть слайда5. При разработке и использовании нужно учитывать, что слайды вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации, усиливают воздействие выступления. В этом случае аудитория не решает дилемму: слушать ей специалиста или читать текст. Выступление и презентация работают, как слаженный механизм.
Учитывая теоретико-методологические характеристики презентации, выступающей в качестве инструмента публичной речи, можно сделать вывод, что технология «работа над проектом-презентацией» интегративна — она предполагает интеграцию приемов для мотивации студентов к созданию индивидуального речевого продукта. Наряду с формированием у студентов навыков самообразования данная технология развивает критическое мышление и помогает излагать свои суждения. Более того, при следовании определенным правилам структурирования информации у студента формируются навыки логичного изложения любой информации, в частности финансово-экономической направленности6.
Работа над проектом-презентацией выявляет наличие когнитивного компонента в структуре коммуникативной компетентности и формирует у студента способность и готовность:
— искать (запрашивать различные базы данных, получать информацию и др.);
— изучать (организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, использовать свои собственные приемы обучения и др.);
— размышлять (критически относиться к поступающей информации, занимать позицию в дискуссиях, вырабатывать свое собственное мнение и др.);
— включаться в деятельность (входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, нести ответственность и др.);
— сотрудничать (работать в группе, договариваться на основе разумного компромисса и др.);
— адаптироваться (использовать новые технологии усвоения информации, не сдаваться перед трудностями и др.)7.
Можно сделать вывод: данная технология, эффективно используемая при изучении дисциплин «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык по специальности», ориентирована на личность студента. Обращение к ней обусловлено также тем, что она позволяет обучающемуся сосредоточиться на исследуемой теме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать проблемы и размышлять над их решением на иностранном языке.
Технологию «работа над проектом-презентацией» при обучении английскому языку, таким образом, можно считать непростым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Она отличается тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности обучающиеся не только приходят к решению поставленной задачи, но и создают конкретный продукт, показывающий их умение применить полученные результаты на практике. В процессе работы над презентацией студенты самостоятельно, без помощи или при минимальной помощи преподавателя иностранного языка выделяют тему исследования, определяют подвопросы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют связи между ними, а затем возвращаются к основному вопросу и делают выводы. В ходе защиты проекта предусматриваются широкое обсуждение на иностранном языке предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от защищающих проект-презентацию требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу, демонстрируя и развивая структурные компоненты коммуникативной компетентности, выражающиеся в перечисленных умениях.
5 См. : Занина Е. Л. Эффективное использование слайдов при проведении научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 111-122.
6 См.: Калугина О. А. Формирование коммуникативной компетентности// Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 4. — С. 185.
7 См.: Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография/ В. И Тесленко, С. В. Латынцев; Красноярский гос. пед ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2007. — С. 41-42.
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассмотрим более подробно особенности презентаций в экономическом вузе. Алгоритм их создания состоит из трех этапов: планирование, разработка проекта и окончательного варианта текста, репетиция.
Планирование презентации:
1. Определение целей.
Для достижения наибольшего эффекта перед студентами ставится задача создать презентацию, цель которой максимально приближена к целям реальных презентаций работников финансовой сферы.
Различают следующие виды презентаций:
— презентация фирмы — направлена на создание имиджа фирмы в деловых кругах, создание или воссоздание ее благоприятного образа; реклама названия фирмы и продукции;
— презентация проекта — информирование людей о каком-либо проекте, поиск заинтересованных в поддержке его разработки и реализации. Этот вид презентации требует особого внимания к форме подачи, содержанию и подготовке материала;
— отчет о выполненной работе — представление узкой группе людей результатов реализации определенного проекта;
— обсуждение плана будущих работ — информирование определенного круга лиц о намеченных работах, их описание для того, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению;
— презентация товара — создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, формирование у них интереса.
2. Изучение аудитории.
При оценке аудитории бизнес-презентации следует принимать во внимание следующие факторы: величину группы, соотношение специалистов и неспециалистов, возрастные характеристики.
3. Формирование структуры и логики подачи материала.
Хорошо структурированный материал, взаимосвязь содержательных частей презентации дает аудитории возможность усвоить и понять информацию. Большая часть аудитории — не носители языка, они предпочитают структуру, которая доступна и проста. Многие успешные презентации состоят из трех частей: введение, основная часть и заключение. Другие могут быть более сложными. В качестве примера приведем структуру презентации продукта:
— введение — представление себя и фирмы, определение цели презентации, ее значимости для целевой аудитории, формулирование основных пунктов содержания;
— основная часть — описание продукта, его качественных характеристик, преимуществ над продуктами конкурентов; определение группы целевых потребителей, обоснование цены и информирование о распространении данной продукции;
— заключение — обобщение представленного материала и формулирование выводов в форме рекомендаций по приобретению данного продукта.
Разработка проекта презентации и окончательного варианта ее текста должна основываться на следующих положениях:
1. Внимание слушателей концентрируется на начале выступления, затем оно постепенно ослабевает и несколько усиливается к концу. В связи с этим студентам рекомендуется включить наиболее значимую информацию в начало презентации и для привлечения внимания аудитории использовать такие приемы, как риторические вопросы, формулирование промежуточных выводов, демонстрация конкретных примеров.
2. Структурирование частей презентации должно опираться не на формальную композицию работы, а на ее смысл. Очень часто, особенно на этапе планирования, структура презентаций студентов имеет формальный характер — введение, основная часть и заключение не связаны по смыслу.
3. Использование графиков, схем, диаграмм, формул необходимо для демонстрации бизнес-презентации. Это также может быть затруднительным для студентов финансово-экономического вуза. Данные умения формируются с помощью практических упражнений.
4. Нужно также уметь рационально составлять, правильно оформлять, грамотно комментировать слайды.
5. Перед сдачей проекта необходимо проверить текст на наличие смысловых, лексических и грамматических ошибок.
Репетиция презентации — финальный этап. Во время репетиции студенты должны проверить:
— знание материала, способность говорить на тему без использования записей;
— правильное оформление интонационного рисунка выступления;
— использование просодических средств — мимики, жестов;
— соблюдение временных рамок.
Эффективность предложенной структуры подготовки презентации в финансово-экономическом вузе подтверждается участием и победами студентов Государственного университета Минфина России в межвузовских конкурсах презентаций.
Очевиден продуктивный характер данной технологии, отвечающей современным требованиям к владению коммуникативной компетентностью. Технология «работа над проектом-презентацией» позволяет сформировать у студентов навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности. Ценность ее, на наш взгляд, заключается в том, что эта технология метапредметна: способы и приемы деятельности в ней могут быть применены к любой предметной деятельности.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу: работа над проектом-презентацией на занятиях по иностранному языку — эффективная интегративная технология формирования коммуникативной компетентности студентов финансово-экономических вузов. Развитие рыночных отношений в нашей стране, глобализация, интенсификация, наблюдающиеся на всех уровнях коммуникации вследствие эволюции в сфере информатики, порождают необходимость быстрого и беспрепятственного распространения информации с помощью презентаций, а умение владеть публичной речью и навыки электронной презентации в настоящее время стали неотъемлемой частью профессиональной компетентности работника финансово-экономической сферы.
Библиография
1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова и др.; под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.
2. Рождественский, Ю. В. Принципы современной риторики. — М.: СвР-Аргус, 2000. — 136 с.
3. Кохтев, Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: дис. ... д. фил. н. — М., 1993. — 340 с.
4. Тесленко, В. И., Латынцев, С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И Тесленко, С. В. Латынцев; Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2007. — 256 с.
5. Барсукова, М. М. Презентация? Презентация! Презентация [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/313733/.
6. Бычков, Н. В. Технологии развития управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений // Гуманитарные науки и образование. — 2010. — № 4. — С. 21.
7. Занина, Е. Л. Особенности научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 100-110.
8. Занина, Е. Л. Эффективное использование слайдов при проведении научной презентации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Москва: АБиК, 2009. — С. 111-122.
9. Калугина, О. А. Формирование коммуникативной компетентности // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 4. — С. 185.
10. Официально-деловой стиль речи. Специфика деловой коммуникации [Электронный ресурс] / ИДО РУДН. — Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html.
11. Потапова, С., Федоров, К. Создание презентаций [Электронный ресурс] / Маркетинг-журнал 4p.ru. — Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/80227/
12. Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.