Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕТОДОМ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ)'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕТОДОМ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / цифровизация / этнографические коллекции / историко-культурное наследие / 3D-моделирование. / museum / digitalization / ethnographic collections / historical and cultural heritage / 3D modeling

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А А. Чубараева

В данной работе рассмотрены современные технологии 3D-моделирования и перспективы их применения в музеях и учреждениях музейного типа. Представлены основные возможности новых технологий, в частности, 3D-моделирования. Одно из основных преимуществ подобных технологий – существенное ускорение процесса обработки и систематизации коллекций музейных фондов. Постоянный рост числа этнографических предметов в фондах актуализирует вопрос привлечения новых методов для сохранения историко-культурного наследия. Одним из них выступает 3D-моделирование. Как метод оно являет собой процесс создания трехмерного графического объекта для его дальнейшего использования. 3D-модели оцифрованных экспонатов обладают неисчерпаемым потенциалом использования в научной и образовательной деятельности, виртуальных экспозициях и проектировании выставок, в решении задач культурной идентификации с опорой на особенности музейной среды. В заключении работы констатируется необходимость создания в ближайшей перспективе базы данных 3D-проекций в Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН для сохранения и последующей трансляции историко-культурного наследия и популяризации знаний об этнографическом наследии народов, проживающих на территории нашего многонационального государства. Важная мысль работы – это возможность привлечения цифровых коллекций для решения задач этнокультурной идентификации людей, активизации их заинтересованности в познании своей истории и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE BY 3D MODELING (USING THE EXAMPLE OF ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF MUSEUM FUNDS)

This work is aimed at studying modern 3D modeling technologies and the prospects for their application by employees in various museums and museum-type institutions. The article presents the main possibilities of new technologies, in particular, 3D modeling, the programs of which significantly accelerate the treatment process and systematization of museum collections. The constant growth in the number of ethnographic objects in the collections actualizes the issue of attracting new methods for the preservation of historical and cultural heritage. As a method, 3D modeling is the process of creating a three-dimensional graphic object for its further use. 3D models of digitized exhibits have an inexhaustible potential for their use in scientific and educational activities, virtual expositions and exhibition design, in solving problems of cultural identification based on the peculiarities of the museum environment. The results of the work are the creation in the near future of a 3D projections database in the Museum of Archeology and Ethnography of the IES UFSC RAS for the preservation and subsequent broadcast of historical and cultural heritage and popularization of knowledge about the ethnographic heritage of peoples living on the territory of our multinational state. An important idea of the research is the possibility of attracting digital collections to solve the problems of ethnocultural identification of people, activating their interest in learning their history and culture.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕТОДОМ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ)»

УДК 908+009

DOI: 10.62669/30342139.2024.4.51

А. А. Чубараева

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕТОДОМ 3Б-МОДЕЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ)1

В данной работе рассмотрены современные технологии 3Б-моделирования и перспективы их применения в музеях и учреждениях музейного типа. Представлены основные возможности новых технологий, в частности, 3Б-моделирования. Одно из основных преимуществ подобных технологий - существенное ускорение процесса обработки и систематизации коллекций музейных фондов. Постоянный рост числа этнографических предметов в фондах актуализирует вопрос привлечения новых методов для сохранения историко-культурного наследия. Одним из них выступает 3Б-моделирование. Как метод оно являет собой процесс создания трехмерного графического объекта для его дальнейшего использования. 3Б-модели оцифрованных экспонатов обладают неисчерпаемым потенциалом использования в научной и образовательной деятельности, виртуальных экспозициях и проектировании выставок, в решении задач культурной идентификации с опорой на особенности музейной среды. В заключении работы констатируется необходимость создания в ближайшей перспективе базы данных 3Б-проекций в Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН для сохранения и последующей трансляции историко-культурного наследия и популяризации знаний об этнографическом наследии народов, проживающих на территории нашего многонационального государства. Важная мысль работы - это возможность привлечения цифровых коллекций для решения задач этнокультурной идентификации людей, активизации их заинтересованности в познании своей истории и культуры.

Ключевые слова: музей, цифровизация, этнографические коллекции, историко-культурное наследие, 3Б-моделирование.

«Цифровизация» музеев популярна и относительно недорога, и можно обнаружить, что музеи сегодня все чаще заполняются телевизионными экранами, компьютерами с интерактивными программами и кнопками. Цифровизация музеев может способствовать притоку посетителей, это привлечет большой интерес и внимание со стороны различных категорий и групп населения. Возникает вопрос: а не вытеснит ли виртуальная среда материальные объекты? В эпоху цифровых

технологий, как пишет американская исследовательница, специалист по музееведению Рейни Тисдейл, просмотр материалов онлайн только усиливает желание посетителей увидеть реальные объекты лично, выявляет положительную корреляцию между использованием Интернета и личным посещением музеев [Tisdale 2011: 19]. Также она утверждает, что многие музейные работники пришли к выводу, что увеличение числа цифровых версий объектов на самом деле повышает ценность

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания № 122031400062-7 ИЭИ УФИЦ РАН на 20222024 гг. «Историко-культурное наследие Южного Урала и Приуралья: изучение, сохранение и музеефикация».

личных встреч с осязаемыми, реальными вещами. Сто лет назад предметы были смыслом нашего существования, музеи занимались приобретением и классификацией. Однако в двадцать первом веке музеи вынуждены заниматься бизнесом, ориентированным на обслуживание аудитории, которая их посещает. Из-за этого изменения музеи теперь полагаются на всевозможные инструменты интерпретации, чтобы рассказывать свои истории.

Сейчас существует проблема - как музеям показать свои коллекции? Причем в таком формате, который привлечет посетителей и главное -внимание молодежи. Плоские фотографии и видео не передают достаточное количество информации. Иммерсивный контент позволяет решить эту проблему с использованием 3D-технологий для передачи недостающей информации. Благодаря интерактивному взаимодействию у потребителя контента появляется возможность рассмотреть, повернуть и приблизить объект исследования. Формат 3D / 360-демонстраций - это одно из решений, давно уже используемых крупными музеями. Россия входит в десятку мировых стран по количеству культурных объектов. У нас множество музеев, ради которых приезжают иностранные посетители со всех уголков мира для того, чтобы полюбоваться, изучить Россию, ее богатую историю. Последнее время вновь возобновляется интерес к посещению культурных мест. Знать свою историю, традиции, обычаи становится не только полезно, но и модно. Поэтому появилась идея создать базу данных 3D-модели этнографических коллекций музейных фондов на базе Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН.

Одной из ведущих проблем использования технологии 3D-моделирования в исторических исследованиях является отсутствие навыков программирования у подавляющего большинства исследователей историко-культурного профиля. Как правило, субъекты исторической реконструкции не владеют языками программирования и нуждаются в постоянной помощи технического специалиста при создании трехмерной исторической реконструкции с использованием программ 3D-моделирования. Отсюда следует, что развитие исторических исследований и практики музейно-выставочной деятельности с применением виртуальных исторических реконструкций требует обоснованного выбора программной базы 3D-моделирования для ее освоения и использования в рамках профессиональной подготовки истори-

ков и реставраторов на исторических факультетах российских вузов.

Виртуализация музейных фондов предполагает работу с уже имеющимися экспонатами музеев по их переводу в трехмерную модель, предлагаемую к экспонированию для посетителей музея независимо от его территориального расположения. И в этом главное преимущество использования 3D-технологий в решении проблемы сохранения материального наследия музейных фондов. Сам экспонат подвержен старению и разрушению при возможности сохранения его трехмерного аналога, предназначенного для экспонирования в рамках методики организации виртуальных туров. Таким образом, наибольшее культурно-историческое значение имеет работа с уникальными экспонатами музейных фондов, имеющимися в единственном экземпляре и подверженными разрушению от старения и длительности хранения. Именно с привлечением новейших информационных технологий трехмерного моделирования, в нашем случае программы «3D Платформа», мы решаем задачи сохранения и полноценного исследования данного предмета. Развитие такой практики позволяет вывести на новый качественный уровень всю систему музейно-педагогической деятельности в условиях современного информационного общества. Это позволяет в стратегическом плане обеспечить цели доступности историко-культурного наследия и одновременно его сбережения как части мирового культурного наследия.

Однако у небольших региональных музеев нет финансовых возможностей нанимать и оплачивать профессиональную съемку, а тем более арендовать специальную платформу для демонстрации такого типа контента. Таким образом, была предпринята попытка реализации данной идеи с помощью применения демоверсии бесплатного мобильного приложения «3D Платформа» в рамках создания автором работы базы данных 3D-моделей национального костюма кряшен Республики Башкортостан.

Важно учитывать, чтобы база данных отвечала всем запросам нашего времени, а также обеспечивала историческую и фактологическую достоверность. Однако нельзя забывать, что предметы в музее имеют главенствующее значение. Несмотря на то, что мы пользуемся современными техническими средствами, чтобы представить экспозицию, они являются лишь вспомогательными инструментами для лучшего и более качественного

отображения экспонатов, которые имеют для музеев первостепенную важность. Данный факт также подтверждает профессор по музееведению Лора Берд Шиаво, которая говорит, что «невозможно представить полную картину прошлого, прочитав о предметах на экране текст с информацией, просмотрев какие-либо картинки» [Ви^ 2013: 48]. Вследствие чего она приходит к выводу, что предметы в музеях истории имеют важнейшие значение. Без них музеи могут утратить себя, станут не интересны, не привлекательны. Они больше не будут объектами просвещения, культурного наследия. Поэтому автор статьи заключает, что каждый предмет имеет свою историческую, культурную ценность, ими нельзя пренебрегать, так как они являются основным смыслом существования музеев, который можно только дополнить виртуальной реальностью [ВиМ 2013: 50].

База данных будет реализована с помощью современной программы «3D Платформа», способной качественно в цифровом формате представить образы костюмных комплексов.

На сегодняшний день на «3D Платформе» открыли виртуальный Музей Фаберже - первый в России музей федерального значения, который представляет крупнейшее в мире собрание работ прославленного русского ювелира - Карла Фаберже [3D Платформа]. Думаю, что это является ярким примером и показателем для руководства других музеев в возможности передавать эмоции через интерактивные визуализации и увлекать молодежь в процесс изучения культурного наследия.

Если говорить о музейных коллекциях, то виртуальный музей позволяет не только познакомиться с уникальными экспонатами (например, этнографическими фондами), а также является отличным дополнением к посещению реального музея. Гости, побывав в музее, могут в любой момент перейти в виртуальную базу данных на сайте или в самой «3D Платформе» и уже в деталях рассмотреть запомнившиеся экспонаты, а что еще важнее, могут увидеть то, что хранится в запасниках и пока не представлено в экспозиции.

Главная цель - повысить привлекательность оцифрованных коллекций, чтобы после их изучения захотелось продолжить знакомство и прийти в музей. Миссия - сохранение и популяризация культурного кода России через оцифровку культурного наследия.

Таким образом, кампания по разработке «3D Платформы» создала доступный план для развития музейных каталогов, научных экспедиций и т.д.

Этнографические, археологические и другие виды экспедиций очень важны для исследователей. Связано это с тем, что именно в рамках полевого изучения мы можем почерпнуть новую информацию, найти тот самый предмет, который при дальнейшем глубоком анализе приведет к определенным выводам, подтолкнет на интересные гипотезы. Но, к сожалению, мы не всегда можем привезти с собой из экспедиции интересующий нас предмет, особенно это касается этнографов. В большинстве случаев, сейчас эти предметы становятся экспонатами школьных музеев, а те, которые остаются в семье, бережно хранятся потомками.

Именно одной из целей разработки «3D Платформы» и ее применения на базе научных музейных учреждений является то, чтобы исследователь непосредственно в поле мог провести 3D-моделиро-вание и в онлайн-формате отправить информацию в базу данных себе или того научного учреждения, где он непосредственно работает.

Почему же было принято решение не просто снять видеообзор интересующих костюмов, а создать именно онлайн базу данных образов 3D-моделирования этнографических коллекций музейных фондов. Такую базу данных предлагается реализовать в Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН. Это обусловлено тем, что площадка будет обладать научным потенциалом и просветительской направленностью. Музей археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН в своем арсенале имеет уникальнейший этнографический фонд, в котором 189 коллекций (3 438 ед. хр.). Многие исследователи, научные сотрудники, студенты, краеведы смогут познакомиться с недоступными для физического просмотра материалами.

В Музее археологии и этнографии рядом с витриной или на самой витрине с костюмами предполагается расположить QR-код, который проведет посетителя на сайт музея или на саму «3D Платформу». База данных будет содержать текстовый материал, визуальный ряд 3D-моде-лей, который планируется регулярно пополнять, исходя из текущей целесообразности и благодаря получению новой информации в ходе полевых исследований, а также можно будет загружать дополнительные файлы с обычными фото- и видео-материалами, и даже звуковыми дорожками.

Мобильное приложение для 3D-визуализаций позволит оцифровать экспонат, просто обойдя его по кругу, фильтры улучшат картинку и контент попадет на аккаунт музея на «3D Платформе» и станет доступным всем.

Таким образом, можно подвести ожидаемые плюсы и результаты данного проекта, реализуемого с помощью «3D Платформы»:

1. Человек может самостоятельно посещать, например, сайт музея или саму платформу и изучать выбранный объект;

2. Время использования не ограничено, просмотр предоставляется бесплатно;

3. Возможность прочитать описание объекта как минимум на двух языках;

4. Возможность рассмотреть костюм с разных ракурсов - приблизить, изучить детали;

5. База данных, созданная с помощью «3D Платформы», в дальнейшем будет содержать полную информацию о многих музейных экспонатах, делая экспозицию доступнее, информативнее;

6. При разработке базы данных учтены ключевые моменты навигации, ее интерфейс должен быть максимально понятным при просмотре контента.

Для музея и научных сотрудников данная Платформа полезна тем, что потом появляется возможность встраивать оцифрованный контент через QR-коды в печатные материалы, размещать материалы на сайте, в социальных сетях и использовать голограммы на своих выставочных мероприятиях. Правообладатели упоминаются в каждой карточке.

Таким образом, применение трехмерных моделей музейных экспонатов, являющихся историческими памятниками, имеет большое значение для научно-исторических исследований. Анализ цифровых моделей, наделенных широкими возможностями детального изучения их фрагментов и несущих определенную культурно-историческую информацию, облегчает изучение таких источников и открытие на их основе новых закономерностей и значимых для истории выводов. При этом размещение моделей в публичном доступе на интернет-сайтах, сопровождаемое научно аннотированной справочной информацией о каждом экспонате, способствует популяризации исторической науки.

Распространение практики реализации 3D-мо-делирования для сохранения материального наследия музейных фондов актуально для специалистов в области музейно-выставочной деятельности и исторических исследований. В новых условиях умение ориентироваться в демонстрационных и исследовательских возможностях компьютерных программ становится необходимой компетенцией их квалификации.

Применение «3D Платформы» и создание на ее площадке базы данных позволит, во-первых, активно использовать и совершенствовать для публичного ознакомления способ визуализации, во-вторых, создаст возможность использовать ее в системе образования, в-третьих, позволит широкому кругу людей познакомиться с уникальными коллекциями музейных фондов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Давыдова 2019 - Давыдова Л. Н. Понятие пространства как категория музееведения // Вестник антропологии. 2019. № 3(47). С. 189-196.

3D Платформа - 3D Платформа. 3D-музей национальных костюмов Российской империи [Электронный ресурс]. URL: https://3dplatforma.ru/museum (дата обращения: 15.07.2024).

Карманов, Козин 2019 - Карманов А. Г., Козин Е. В. Фотограмметрия. СПб.: Университет ИТМО. 2019. 142 с.

Коханчук, Лозинская 2021 - Коханчук Е. Д., Лозинская А. А. Создание 3D-моделей музейных предметов с помощью фотограмметрии для их использования в системах учета экспонатов и визуального моделирования экспозиций // Фотография. Изображение. Документ. 2021. № 10(10). С. 123-127.

Платформа для креативных индустрий - Платформа для креативных индустрий [Электронный ресурс]. URL: https://3dplatforma.ru/ (дата обращения: 15.07.2024).

Салихова 2024 - Салихова Э. А. Отдельные вопросы музееведения в контексте проблем культурного наследия // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 5(143) [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/archive/5-143-2024-may/10.60797/IRJ.2024.143.138 (дата обращения: 15.07.2024).

Российская Федерация. Распоряжения - Российская Федерация. Распоряжения. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: расп. Правительства: [утвер. Правительством РФ

от 29 февраля 2016] [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (дата обращения: 16.07.2024).

Apollonio, Fantini, Garagnani, Gaiani 2021 - Apollonio F., Fantini F., Garagnani S., Gaiani M. A Photogrammetry-Based Workflow for the Accurate 3D Construction and Visualization of Museums Assets. Remote Sens. 2021. No 13(3). 486 р.

Burd 2013 - Burd S. L. Object Lessons: Making Meaning from Things in History Museums // Exhibitionist. 2013. Spring. Рр. 48-52.

Moskvin, Kuzmichev 2022 - Moskvin A. Yu., Kuzmichev V. E. Digital Twings of Textile Materials for Visualization of Historical Costumes // Proceedings of Higher Education Institutions. Textile Industry Technology. 2022. No 2(398). Рр. 86-93.

Tisdale 2011 - Tisdale R. History news: do history museums still need objects // History News. 2011. Vol. 66. No 3. Рр. 19-24.

REFERENCES

Davydova L. N. Ponyatie prostranstva kak kategoriya muzeevedeniya [The concept of space as a category of museology]. In: Vestnik antropologii [Bulletin of Anthropology]. 2019. No 3 (47). Pp. 189-196. (in Russian)

3D Platforma. 3D-muzei natsional'nykh kostyumov Rossiiskoi imperii [3D Platform. 3D Museum of National Costumes of the Russian Empire]. URL: https://3dplatforma.ru/museum (date of request: 15.07.2024). (in Russian)

Karmanov A. G., Kozin E. V. Fotogrammetriya [Photogrammetry]. St. Petersburg: ITMO University Publ., 2019. 142 p. (in Russian)

Kokhanchuk E. D., Lozinskaya A. A. Sozdanie 3D-modelei muzeinykh predmetov s pomoshch'yu fotogrammetrii dlya ikh ispol'zovaniya v sistemakh ucheta eksponatov i vizual'nogo modelirovaniya ekspozitsii [Creation of 3D models of museum objects using photogrammetry for their use in exhibit accounting systems and visual modeling of expositions]. In: Fotografiya. Izobrazhenie. Dokument [Photo. Image. Document]. 2021. No 10 (10). Pp. 123-127. (in Russian)

Platforma dlya kreativnykh industrii [A platform for creative industries]. URL: https://3dplatforma.ru/ (date of request: 15.07.2024).

Salikhova E. A. Otdel'nye voprosy muzeevedeniya v kontekste problem kul'turnogo naslediya [Selected issues of museology in the context of cultural heritage problems]. In: Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International Research Journal]. 2024. No 5 (143). Pp. 1-4. URL: https://research-journal.org/archive/5-143-2024-may/10.60797/IRJ.2024.143.138 (date of request: 15.07.2024). (in Russian)

Rossiiskaya Federatsiya. Rasporyazheniya. Strategiya gosudarstvennoi kul'turnoi politiki na period do 2030 goda: rasp. Pravitel'stva: (utver. Pravitel'stvom RF ot 29 fevralya 2016) [Russian Federation. Orders. The strategy of the state cultural policy for the period up to 2030: ord. Governments: (approved by the Government of the Russian Federation on February 29, 2016)]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (date of request: 15.07.2024). (in Russian)

Apollonio F., Fantini F., Garagnani S., Gaiani M. A Photogrammetry-Based Workflow for the Accurate 3D Construction and Visualization of Museums Assets. Remote Sens. 2021. 13 (3). 486 p. (in English)

Burd S. L. Object Lessons: Making Meaning from Things in History Museums. In: Exhibitionist. 2013. Pp. 48-52. (in English)

Moskvin A. Yu., Kuzmichev V. E. Digital Twings of Textile Materials for Visualization of Historical Costumes. In: Proceedings of Higher Education Institutions. Textile Industry Technology. 2022. No 2 (398). Pp. 86-93. (in English)

Tisdale R. History news: do history museums still need objects. In: History News. 2011. Vol. 66. No 3. Pp. 19-24. (in English)

A. A. Chubaraeva

PRESENTATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE BY 3D MODELING (USING THE EXAMPLE OF ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF MUSEUM FUNDS)

This work is aimed at studying modern 3D modeling technologies and the prospects for their application by employees in various museums and museum-type institutions. The article presents the main possibilities of new technologies, in particular, 3D modeling, the programs of which significantly accelerate the treatment process and systematization of museum collections. The constant growth in the number of ethnographic objects in the collections actualizes the issue of attracting new methods for the preservation of historical and cultural heritage. As a method, 3D modeling is the process of creating a three-dimensional graphic object for its further use. 3D models of digitized exhibits have an inexhaustible potential for their use in scientific and educational activities, virtual expositions and exhibition design, in solving problems of cultural identification based on the peculiarities of the museum environment. The results of the work are the creation in the near future of a 3D projections database in the Museum of Archeology and Ethnography of the IES UFSC RAS for the preservation and subsequent broadcast of historical and cultural heritage and popularization of knowledge about the ethnographic heritage of peoples living on the territory of our multinational state. An important idea of the research is the possibility of attracting digital collections to solve the problems of ethnocultural identification of people, activating their interest in learning their history and culture.

Keywords: museum, digitalization, ethnographic collections, historical and cultural heritage, 3D modeling.

Чубараева Аделия Андреевна,

младший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа, Россия) [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.09.2024

Chubaraeva Adelia Andreevna,

Junior Researcher,

R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies UFSC RAS (Ufa, Russia) [email protected]

Received 08.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.