до збшьшення ударного об'ему. Це пов'язано з тим, що збiльшення серцевого викиду здiйснюeться бiльш економiчно, якщо воно вiдбуваeться не за рахунок збiльшення частоти серцевих скорочень (ЧСС), а за рахунок приросту ударного об'ему.
Таким чином, у вжовому iнтервалi вiд 14-22 рок1в у чоловшв спортсменiв, що займаються цикл-iчним видом спорту збiльшуеться об'ем лiвого шлу-ночку серця та маса мюкарду. Це супроводжуеться активiзацiею iшpакардiально! гемодинамiки. Вiкове збiльшення морфолопчних показникiв та скоротли-во! здатносп мiокарду бiльше виражено при заняттях спорту.
Висновки.
Фiзичнi навантаження рiзно! тривалосп та iнтенсивностi вiдбиваються на суттевих змiнах показ-ник1в серцево-судинно! системи, характер реагуван-ня яко! визначаеться вихвдним станом орган1зму, щди-вщуальними особливостями корекцп цих змiн при рiзних режимах тренувальних навантажень.
Проведенш дослiдженнi пiдлiткiв та молодi тд впливом фiзичних навантажень сввдчать про те, що виявлеш функцiональнi змши серцево-судинно! системи тдвищують рiвень адаптаци органiзму. Адек-ватнiсть чи неадекватшсть функцiонального стану мiокарду визначаеться величиною та тривалштю фiзичних навантажень, а також щдивщуальними особливостями функцюнування серця.
Скорочувальна функцiя лiвого шлуночку у спортсменiв, адаптованих до циктчних фiзичних навантажень, характеризуеться збшьшенням ударного об'ему, фракцп викиду, ступенем скорочення пере-дньо-заднього розмiру при фiзичних пробах, е кра-щою у порiвняннi з контролем i може бути застосо-вано як оцшочний критерiй функцiонального стану серцево-судинно! системи.
До^дження питання реактивностi серцево-судинно! системи у шдлитав та молодi на фiзичнi навантаження рiзно! тривалостi е важливими i перспек-тивними. Результати таких до^джень можуть бути широко використанн1 у практичних цiлях для розв'я-зання ряду прикладних задач.
Подальшi до^дження передбачаеться провести у напрямку вивчення iнших проблем дослщ-ження центрально! гемодинамики i морфометрич-них показникiв серця при циклiчних фiзичних навантаженнях.
Л1тература
1. Белоцерковский З.Б., Лыхмус А. А. Гипертрофия миокарда, дилятация полости левого желудочка и физическая работоспособность спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С . 41-43.
2. Бобров В.О., Стаднюк Л.А., Крижашвський В.О. Ехо-кардюграф1я. - К.: Здоров'я, 1997. - 152с.
3. Гемодинамика и периферическое кровообращенние. // Под ред. Гуревича М.И. - К.: Наукова думка, 1968. -127 с.
4. Мухарлямов Н.М., Беленков Ю.Н. Ультразвуковая диагностика в кардиология. - М.: Медицина, 1981. - 157 с.
5. Норма в медицинской практике: Справочное пособие. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 144 с.
Надшшла до редакци 04.05.2007р.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ
ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Лиходед В. С., Михалева М. А., Лиходед Я. В. Запорожский национальный университет
Аннотация. Большая частота гипоциркуляции у школьников в отдаленные сроки после реабилитации свидетельствует о существенных регуляторных изменениях сердечно-сосудистой системы в процессе их развития. Увеличение количества школьников с нормальным индексом гипоксии и уменьшение с низким, свидетельствует о повышении функциональных возможностей дыхательной системы у подростков. Заболевания дыхательной системы у детей в регионе АЭС и в стране занимают ведущее место. Указанные изменения следует считать крайне благоприятными. Ключевые слова: физический, реабилитация, школьник, дыхание, система.
Анотащя. Лиходед В. С., Михалева М. А., Лиходед Я. В. Превентивна фiзична реабттащя школярiв i 11 вщдалеш наслщки. Бшьша частота гшоциркуляци у школярiв у ввддалений термш шсля реаб^тацп свщчить про ктотш регуляторш змши серцево-су-динно! системи в процеа 1хнього розвитку. Збшьшення кшькосп школярiв з нормальним шдексом гшокси й зменшення з низьким, свщчить про шдвищення функщональних можливостей дихально! системи у шдлптав. Захворювання дихально! системи в дггей у регiонi АЕС i в кра!ш займають провiдне мкце. Заз-наченi змiни варто вважати вкрай сприятливими. Ключовi слова: фiзичний, реабiлiтацiя, школяр, по-дих, система.
Annotation. Lihoded V.S., Mihaleva M.A., Lihoded Ya.V. Preventive physical rehabilitation of schoolboys and its remote consequences. The big frequency of hypocirculation at schoolboys in the remote terms after rehabilitation testifies about essential regulatory changes of cardiovascular system during their development. The increase in quantity of schoolboys with a normal index hypoxia and reduction with low, testifies to increase of functionalities of respiratory system at teenagers. Diseases of respiratory system at children take conducting place. The specified changes should be counted the extremely favorable.
Key words: physical, rehabilitation, schoolboy, breath, system.
Введение.
Методологической основой гигиены детей и подростков изначально являлась валеоцентричная концепция, которая в связи с различными социально-экономическими причинами в последнее время не реализуется в должной мере. В свою очередь, неуклонное ухудшение здоровья подрастающего поколения, определило появление в конце прошлого века здоровьесберегающих образовательных технологий, призванных, если и не остановить этот процесс, то хотя бы минимализировать его последствия [1, 2, 5].
Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия сформировались новые диагностические и реабилитационные подходы, позволившие существенно скорректировать стратегию сохранения общественного и индивидуального здоровья.
Произошло смещение акцентов от профилактических популяционных программ к технологиям, ориентированным, в первую очередь, на контин-
гент, составляющий группы риска.
Сформировано представление о «безопасном уровне здоровья» и факторах, способствую -щих переходу организма человека в эту зону на основе эффекта саморазвития [3]. Соответственно, обосновано представление о превентивной физической реабилитации, призванной сохранить и укрепить здоровье людей, которые по нозологическим критериям практической медицины остаются вне сферы ее деятельности.
Особую значимость такой валеоцентричный подход приобретает в связи с глобальным ростом хронических неинфекционных заболеваний, признанных болезнями цивилизации (ожирение, атеросклероз, рак, сахарный диабет и т.д.) причины которых во многом сходны и зависят от образа жизни человека.
Активный двигательный режим, рациональное питание, отказ от вредных привычек стали основой национальных оздоровительных программ, доказавших свою эффективность в США, Норвегии, Австралии и т.д. В первую очередь современная профилактическая стратегия должна реализоваться в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, поскольку детский организм наиболее чувствителен как к неблагоприятным, так и благоприятным факторам внешней среды, а учебные заведения, концентрирующие 1/6 населения, создают хорошие условия для проведения своевременных массовых оздоровительных мероприятий на протяжении длительного периода.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Формулирование целей работы.
Цель работы - разработка и реализована здо-ровьеформирующей оздоровительной технологии (термин наш) для школьников, проживающих в городе-спутнике АЭС, основу которой составляют: - оптимизация двигательного режима (уроки плавания, индивидуальные программы по физичес-
кой культуре);
- коррекция режима дня и усвоение навыков ЗОЖ;
- иммунокоррекция;
- рационализация питания с помощью витамин-но-минеральных комплексов, пивных дрожжей и т.д.;
- психокоррекция;
- уроки по радиационной экологии;
- постоянный мониторинг здоровья и физической подготовленности.
Результаты исследований. Результаты, полученные в процессе годичного цикла реабилитации школьников, в полном объеме представлены в нашей монографии [4]. Отдаленные последствия оздоровительной работы оценивали в 2006 г. по результатам обследования 77 учащихся, участвовавших в эксперименте в 1998 г.
Уровень здоровья определяли с помощью методики «Школяр» В. А. Шаповаловой, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем - программы «ТТТВСМ» (В. А. Шаповалова, А.В. Сватьев, Н.В. Маликов).
В результате реализации здоровьеформиру-ющей оздоровительной технологии (ЗФОТ) в 16 классах СШ № 7 г. Энергодара (по два параллельные 1 - 8-е классы, 498 человек) количество пропусков по болезни в течение учебного года снизилось на 35,6% по отношению к показателям контрольной группы (учащиеся остальных параллельных классов), составив 38,6 и 52,4 уроков/1 ученика соответственно (рис. 1).
Обращает на себя внимание тот факт, что оздоровительный эффект был выражен в разной мере в разных возрастных группах. В наибольшей мере он характерен для 1-3 классов, где количество пропусков снизилось в 2 раза, тогда как в 6-8 классах уменьшение составило 22,3%. Практически не изменилось количество пропусков у учащихся 4 и 5 классов, причем у пятиклассников в экспериментальной
уроки/год
100 -
90 -
80 -
70 -
60 -
50 -
40 -
30 -
20 -10 - Ь
0 -
1
2
3
4
5
6
7
8
классы
Рис. 1 - Пропуски занятий по болезни у школьников разного возраста из контрольных (—) и экспериментальных классов на протяжении годичного цикла реабилитации (__) и в течение 6 лет после нее (_ . .)
и контрольной группах оно было выше в 3,5 раза, чем у младших школьников.
Очевидно, что столь существенная разница не может быть отнесена только на счет увеличения учебной нагрузки (диспропорция меньше при учете пропущенных дней, а не уроков). Причиной резкого увеличения пропусков занятий по болезни при переходе в 5-й класс, по нашему мнению, является как процесс адаптации к новым условиям обучения, так и начавшийся пубертатный период. Соответственно, этот этап обучения должен привлекать пристальное внимание педагогов и медиков в плане проведения профилактических мероприятий.
Важным представляется повышение индекса здоровья в экспериментальных классах (в целом с 28,13% до 38,8%), что свидетельствует не только о суммарном результате оздоровительных мероприятий, но и о их индивидуальной эффективности.
Особый интерес вызывает то обстоятельство, что оздоровительный эффект проведенных мероприятий проявлялся на протяжении ряда последующих лет. Первоклассники, прошедшие курс превентивной реабилитации, впоследствии значительно легче адаптировались к условиям обучения в средних классах, а количество пропусков занятий по болезни у них в 5-8 классах было снижено в 2-3 раза.
В целом же, реализация предложенном программы оздоровительной работы с учащимися из 30-км зоны АЭС достоверно снизила их заболеваемость, подтвердив эффективность превентивно-кор-рекционных мероприятий в процессе активного формирования здоровья подрастающего поколения.
Достигнута главная цель превентивной физической реабилитации, которая, по мнению Г.Л. Апанасенко, заключается в переходе в «безопасную зону» здоровья.
В результате проведенных оздоровительных мероприятий количество детей, характеризующихся неудовлетворительными показателями физического здоровья, уменьшилось на 22,02% в связи с их пере-
ходом на более высокие уровни (см. рис. 2).
Всего повысили уровень здоровья 96 школьников, в том числе среднего, выше среднего и высокого уровня достигли 72, 14 и 10 человек соответственно. В основном имело место повышение уровня на одну ступень, исключение составили 24 школьника, перешедшие из группы с низкими показателями в категорию со средними параметрами. В большей мере повысился уровень здоровья у мальчиков, чем у девочек (54 и 42 человека соответственно), причем эффективность оздоровительных мероприятий была выше в младших классах.
Чрезвычайно важным представляется тот факт, что спустя 6 лет после поведения оздоровительных мероприятий количество детей с низким уровнем здоровья достоверно меньше, чем было среди них в начале эксперимента или насчитывается среди восьмиклассников при обычном учебно-воспитательном режиме.
Соответственно увеличилось, хотя и недостоверно, количество детей с более высоким уровнем здоровья.
Однако среди школьников из экспериментальной группы отсутствуют подростки, здоровье которых могло бы соответствовать критериям высокого уровня, что свидетельствует, с одной стороны, о недостаточной эффективности оздоровительных мероприятий, с другой - о неиспользованных морфо-функциональных резервах организма.
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 1, физическое развитие школьников в процессе эксперимента достоверных изменений не претерпело, хотя и наметилась тенденция к увеличению доли детей высокого роста и с дефицитом массы тела.
Следует отметить, что для оценки физического развития детей и подростков использованы линейные диаграммы, составленные нами по регрессионному методу (1). Рекомендованные Энергодарской СЭС, диаграммы широко используются в учебных учреждениях города-спутника АЭС,
%
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий уровни здоровья
Рис. 2 - Распределение школьников по уровням здоровья в зависимости от их превентивной реабилитации
П - до эксперимента; | | - после годичного цикла оздоровительных мероприятий;
НВ, ЕЭ - экспериментальная и контрольная группы, соответственно, спустя 8 лет после реабилитации; * достоверно по отношению к П , ** достоверно по отношению к ^ (р < 0,05)
Дисгармоничное
Гармоничное Высокий рост Низкий рост Дефицит массы Избыток массы
I II I II I II I II I II
76,56 70,13 2,1 6,49 7,8 5,19 5,8 9,1 9,7 9,1
Таблица 1
Физическое развитие школьников (%) до реабилитации (I) и спустя 8 лет после нее (II)
Примечание: различия не достоверны (р > 0,05)
Таблица 2
Уровень функционального состояния (УФС) сердечнососудистой (ССС) и дыхательной систем (ДС) у школьников до реабилитации (I) и спустя 8 лет после нее (II)
Системы Этапы УФС , %
Низкий Ниже нормы Норма Выше нормы В ысокий
ССС I - 6,3 46,5 42,7 -
II 1 ,3 1 3 6 1,03 24,68* -
ДС I 35,43 4 1,73 20,47 2,36 -
II 15,0* 24,68 37,66* 23,3 8* -
Примечание: * - достоверные различия между I и II (р < 0,05)
Типы геморегуляции у школьников (%) до (I) и спустя 8 лет после реабилитации (II)
Таблица 3
гиперциркуляция
норма
гипоциркуляция
II
II
II
7 2,35
3 5,0 6 *
2 0,92
18,1
6,0 4
4 6,7 5 *
Примечание: * - достоверные различия между I и II (р < 0,05)
Таблица 4
Морфофункциональные показатели у школьников (%) до (I) и спустя 8 лет после реабилитации (II)
Индексы Этапы Н изкий Ниже нормы Норма Выше нормы В ысокий
Робинсона I 32,3 24,5 39,7 8,4 4,2
II 23,38 24,68 33,76 14,29 3,9
Скибинской I 20,2 23,85 36,2 7,95 11,8
II 12,99 22,08 36,36 5,19 23,38
Гипоксии I 37,4 19,65 27,5 7,0 8,45
II 10,39* 11,69 50,65* 7,79 11,48
Мощности I 41,2 6,0 47,05 3,65 2,1
II 37,66 24,68* 23,38* 6,49 7,79
Примечание: * - достоверные различия между I и II (р < 0,05)
I
I
I
поскольку они учитывают радиационно-экологичес-кие особенности физического школьников 7-16 лет.
В целом же, физическое развитие школьников из 30-км зоны АЭС следует расценивать как хорошее, поскольку в Украине в последние годы количество гармонично развитых детей и подростков составляет 60 - 65%.
Отдаленные последствия реабилитации выразились в оптимизации показателей сердечно-сосудистой и, особенно, дыхательной системы - достоверно увеличился процент школьников с уровнем функционального состояния (УФС) соответствующим норме и выше нее (см. табл. 2)
Достоверное уменьшение количества школьников с УФС сердечно-сосудистой системы «выше нормы» сопровождается снижением распространенности среди подростков гиперциркуляторно-го типа геморегуляции.
Однако большая частота гипоциркуляции у школьников в отдаленные сроки после реабилитации свидетельствует о существенных регуляторных изменениях сердечно-сосудистой системы в процессе их развития, поскольку индекс Робинсона, зависящий от величины ЧСС и АДс., на протяжении эксперимента практически не изменяется (см. табл. 4).
Выводы.
Хотя индекс Скибинской после реабилитации изменяется недостоверно, увеличение количества школьников с нормальным индексом гипоксии и уменьшение с низким, свидетельствует о повышении функциональных возможностей дыхательной системы у энергодарских подростков. Поскольку заболевания дыхательной системы у детей, как в регионе АЭС, так и в стране в целом, занимают ведущее место, указанные изменения следует считать крайне благоприятными.
Безусловно, важную роль в повышении УФС дыхательной системы у детей из экспериментальной группы сыграли физкультурные занятия плаванием в школьном бассейне (2 раза в неделю).
Тот факт, что индекс мощности, зависящий от физического развития и скоростно-силовой выносливости, с возрастом достоверно ухудшился, следует рассматривать как результат недостаточной эффективности мероприятий по формированию и сохранению высокого уровня отдельных двигательных качеств и физической подготовленности в целом.
В заключение можно высказать предположение, что благоприятные отдаленные последствия превентивной физической реабилитации школьников обусловлены, прежде всего, формированием у них здорового образа жизни.
Результаты такого анализа будут представлены в последующих публикациях.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем превентивной физической реабилитация школьников и ее отдаленные последствия.
Литература
1. Мокеенко Р.О. Здоров'я д^ей шкшьного вшу та пер-шочерговi заходи з метою його полшшення // Охорона здоров 'я Укра1ни. - 2002. - № 3-4 (6-7) - с. 7 - 11.
2. Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. - М.: Образование и здоровье, 2003. -117 с.
3. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеоло-гия. - К.: Здоров'я, 1998. - 248 с.
4. Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С. Здоровье детей в регионе АЭС. - Запорожье: Изд. ГНЦ НТИ, 2006. - 196 с.
5. Файчак Р.1. Взаемозв'язок шдивщуально-психолопчних якостей з фiзичною шдготовлешстю та соматичним здоров'ям лще1с™ // Педагогша, психолопя та медико -бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту / зб.наук.праць за редакщею проф. Срмакова С.С. - Харюв: ХДАДМ (ХХП1), 2006. - №2. - С. 110-113.
Поступила в редакцию 04.05.2007г.
Ф1ЗИЧНЕ ЗДОРОВ'Я УЧН1В 1-11 КЛАС1В: ПРОБЛЕМИ ТА ШЛЯХИ К ВИР1ШЕННЯ
Ляхова 1.М., Кружило Г.Г.
Гуманггарний ушверситет "Запор1зький шститут державного та мунщипального управлшня"
Анотацiя. Введення в навчально-виховний процес у загальноосвгтнш школi третього оздоровчого уроку фiзичноl культури дозволило значно шдвищити рiвень фiзичного здоров'я учшв 1-11 класiв. З роками на-вчання у школi фiзичне здоров'я учнiв погiршуеться, що свщчить про незбалансованiсть системи навчан-ня з системою практично! реалiзацil оздоровчих за-ходiв. Незадовiльний стан фiзичного здоров'я учнiв вимагае розробки та наукового обгрунтування оздоровчих заходiв, спрямованих на пiдвищення рiвня здоров'я пщростаючого поколiння. Ключовi слова: рiвень фiзичного здоров'я, школярi, урок фiзичноl культури.
Аннотация. Ляхова И.Н., Кружило Г.Г Физическое здоровье учеников 1-11 классов: проблемы и пути их решения. Введение в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе третьего оздоро-
вительного урока физической культуры позволило существенно повысить уровень физического здоровья учащихся 1-11 классов. С годами обучения в школе физическое здоровье учеников ухудшается, что свидетельствует о несбалансированности системы обучения с системой практической реализации оздоровительных мероприятий. Неудовлетворительное состояние физического здоровья учеников требует разработки и научного обоснования оздоровительных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья подрастающего поколения. Ключевые слова: уровень физического здоровья, школьники, урок физической культуры. Annotation. Lyahova I.N., Kruzhilo G.G. Physical health of pupils of 1-11 classes: problems and ways of their decision. Introducing of the third physical education class into the educational upbringing process of a secondary school resulted in essential raising of the health level of the students from the 1st till the 11th forms. In the course of time training at school physical health of pupils worsens that testifies to imbalance of system of training with system of practical realization of improving actions. The unsatisfactory condition of physical health of pupils demands development and a scientific substantiation of the improving actions directed on increase of a level of health of rising generation. Key words: health level, students, physical education.
Вступ.
Зпдно Всесвиньо! оргашзацп охорони здоров'я стан здоров'я людини визначаеться комплексом чиннишв, серед яких виршальне значения ма-ють там: соцiально-економiчнi умови, рiвень медичного обслуговування, еколопчний стан, спад-ковють i споаб життя.
На думку науковщв, кртм вищезазначених чиннишв, на здоров'я тдростаючого поколшня додатко-во впливають: оргатзащя навчально! дiяльностi, внут-рiшньошкiльне середовище, наявнiсть чи вщсутшсть паталогiчних змiн в органiзмi дитини.
Аналiз науково! та науково-методично! лггера-тури iз проблеми тдвищення, збереження та змiцнен-ня здоров'я дтгей i молодi вказуе на те, що наприюнщ ХХ i на початку ХХ1 столiття вiдзначаеться значне попршення стану здоров'я пiдростаючого поколшня. Розширення сучасно! мереж1 засобiв масово! шформацл, зростання навчального навантаження на школярiв, що складае 70% !хнього часу, призводить до зниження рухово! активносгi дiтей i гальмуе !х нор-мальний фiзичний розвиток, що неминуче вщби-ваеться на сташ !хнього здоров'я та фiзичнiй тдго-товленостi [1-5].
За результатами наукових дослiджень рiвень гшодинами серед учшв рiзних населених пункгiв Ук-ра!ни коливаеться вiд 50% до 80 %. Все це призводить до зниження резервних можливостей оргашзму дитини, значного попршення стану !! здоров'я та вимагае розробки i наукового обгрунтування нових моделей навчально-виховного процесу у загальноосвггаш школi, форм i засобiв фiзичноl культури оздоровчо-го спрямування.
У зв'язку iз зазначеним вище е тдстава го-ворити про актуальнiсть порушено! проблеми i важливiсть проведення наукових дослщжень у цьо-му напрямку.