Научная статья на тему 'Прецедент крымского патриотизма в условиях геополитической трансформации региона'

Прецедент крымского патриотизма в условиях геополитической трансформации региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА / КРЫМ-СКИЙ ПАТРИОТИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Узунов Владимир Владимирович, Иванова Раиса Алексеевна

Статья посвящена изучению особой патриотической конфигурации, проявленной в свете событий 2014 года крымской. Обозначение крымского патриотизма в качестве отдельной специфической формы регионального патриотизма обусловлено тем, что патриотизм крымчан выступил ключевым фактором инициирования «крымской весны». Сегодня можно отметить, что патриотические устремления крымчан, отчаянно ими хранимые и транслируемые на протяжении более чем двадцати лет украинизации, лежат в фундаменте актуальной социокультурной трансформации крымского региона, связанной с реинтеграцией Крыма в российское социокультурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Узунов Владимир Владимирович, Иванова Раиса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прецедент крымского патриотизма в условиях геополитической трансформации региона»

УДК 316.73

Узунов Владимир Владимирович

доктор политических наук, директор, Крымский филиал Федерального н ауч н о- и ссл ед о вате л ьско го социологического центра Российской академии наук vladimir.uzunov@mail.ru

Иванова Раиса Алексеевна

,

Крымский филиал Федерального н ауч н о- и ссл ед о вате л ьско го социологического центра Российской академии наук raisaivanova2013@yandex.ru

Vladimir V. Uzunov

Doctor of Political Science

Director of Crimean branch of Federal Center

of Theoretical and Applied Sociology

of the Russian Academy of Sciences

vladimir.uzunov@mail.ru

Raisa A. Ivanova

Research Officer of Crimean branch of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences raisaivanova2013@yandex.ru

Прецедент

крымского патриотизма в условиях геополитической трансформации региона

The case of the Crimean

patriotism in the context of geopolitical transformation of the region

Аннотация. Статья посвящена изучению особой патриотической конфигурации, проявленной в свете событий 2014 года - крымской. Обозначение крымского патриотизма в качестве отдельной специфической формы регионального патриотизма обусловлено тем, что патриотизм крымчан выступил ключевым фактором инициирования «крымской весны». Сегодня можно отметить, что патриотические устремления крымчан, отчаянно ими хранимые и транслируемые на протяжении более чем двадцати лет украинизации, лежат в фундаменте актуальной социокультурной трансформации крымского региона, связанной с реинтеграцией Крыма в российское социокультурное пространство.

Ключевые слова: реинтеграция Крыма, крымский патриотизм, региональный патриотизм, социокультурная трансформация.

Annotation. In the given article one analyzes a peculiar Crimean patriotic configuration externalized during events of 2014. The distinction of the Crimean patriotism as a separate specific form of the local patriotism is caused by the fact that patriotism of Crimean citizens was the main factor of a phenomenon of the «Crimean spring» inception. It can be currently noticed that patriotic aspirations of the crimeans appear to be a basis of the actual social and cultural transformation of the Crimean region which is connected with reintegration of the Republic of Crimea into Russian social and cultural surrounding.

Keywords: reintegration of the Republic of Crimea, the Crimean patriotism, local patriotism, social and cultural transformation.

Широко употребляемое в последнее время понятие «патриотизм» обретает в своем содержательном плане смысл, делающий его сердцевиной национально-государственной идеи.

С этим соглашаются многие политики, журналисты, . -

ном дискурсе патриотизм трактуется неоднозначно и, в общем и целом, для такого интерпретационного многообразия есть основание - патриотизм

представляет собой сложное, многоаспектное яв-

,

социокультурном фоне жизнедеятельности общества в целом, но также и варьирующееся в зависимости от особенностей членов сообществ. Нет

сомнения, что «патриотизм» в понимании и социальных практиках индивидов различного уровня образованности, локализации проживания, возраста, этнической принадлежности и уровня экономического благосостояния будет отличаться.

Лингвистические истоки понятия следует искать в древнегреческом и латинских языках: по-гречески patriots - соотечественник, земляк и по-

латински patria - Отечество [1]. Таким образом, « »,

буквально изаутентичных древнегреческого и , -

.

можно обнаружить, к примеру, в словаре Брокгауза и Эфрона [2]. В. И. Дальдаёт такое же краткое и ёмкое определение патриотизма - любовь к отчизне [3]. Другие классики словарного русского языка С. И. Ожегов и Д.Н. Ушаков трактуют патриотизм как любовь, преданность и привязанность к отечеству и своему народу [4; 5].

В философском словаре содержится следующее определение понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является: любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6]. Патриотизм в политологическом словаре

фигурирует в качестве эмоционального отношения

, -

жить ей и защищать её от врагов [7]. В словаре этических понятий патриотизмом обозначен общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, проявляющееся в любви к ней [8].

В то же время, несмотря на количественные « »

,

единство, которое заключается в том, что патриотизм означает любовь к своему Отечеству, .

, , ,

заслуживает одобрения. Но, одновременно, такая трактовка оставляет лазейку для всякого рода теоретических спекуляций, не только порождающих проблему многозначности определе-

« »,

толковать его как отрицательное явление.

В данной статье мы попробуем проанализировать особенности патриотизма как явления, сосредоточив внимание на особенностях патриотизма крымчан в контексте патриотизма матери,

,

полуострова в состав России.

Патриотизм является одним из трендов современного российского социума. Сегодня это не

просто предмет модной риторики, но и реальная

, -

креплённая в государственной программе: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 гг.». В то же время фиксируется парадоксальное отсутствие единства в понимании патриотизма, а плюрализм интерпретаций воспринимается как естественное явление. Однако независимо от интерпретации остаётся инвариантным концептуальное значение явления патриотизма для социума - это, бесспорно, один из «смыслов социальной жизни» [9, с. 42], придающий вектор её динамике. Существует пространство для бесконечной дискуссии об аспектном составе патриотизма (о доле в нём жертвенности и степени его установочности на рациональное действие), инвариантной характеристикой , -

нравственное измерение ценность.

Россияне разных эпох, представляется, по-разному представляли себе патриотизм. И если

в 1918 году патриотическое чувство препятствовало свершению мировой революции, то сегодня не в последнюю очередь именно благодаря ему осуществляется успешное противостояние санкциям и интеграция Крыма в состав РФ.

В России термин «патриот» впервые использовал в XVIII веке вице-канцлер П. Шафиров в значении «сын Отечества». В 1834 г министр народного просвещения С. Уваров выделил три

основополагающих принципа «официальной » - , , -

родность [10, с. 70]. Очевидно, с этого момента патриотизм прочно закрепился в качестве краеугольного камня официального курса царской

политики. Соответственно, с началом Красной , -

вия, оказался в опале, поскольку противоречил космополитической установке Революции - пролетариат не должен был иметь Родины, став частью мирового народного братства. Однако, когда к концу двадцатых годов, стало ясно, что

воплощение идеи мировой революции потерпе-

,

иной идеи - национального единства. Особенно

актуальным это стало в период Второй мировой - ,

героизм. В клубах артиллерийского дыма зарождалась милитаристская самоидентификация. Много внимания формированию ценностного отношения к патриотизму уделял И. Сталин. В

1953 г. Сталин почил, и так называемый «импер-», -

ности, начал приходить в упадок, а созданием другой модели в силу обстоятельств новая правящая власть не занималась. Патриотизм стал превращаться в пустой концепт, порождающий соответствующие имитационные практики. Люди чувствовали себя дезориентированными. В девяностые пустота концепта заполнилась неким - , -

шему углублению симуляции и, следовательно, ценностной девальвации понятия: Родину любили за будущее и за джинсово-фастфудные пер. , 2000- -тизма остались мечты о завтрашнем дне, разбивающиеся разочарованиями дня сегодняшнего.

. 2000 . замерли в ожидании перемен. Несмотря на несколько очередных экономических кризисов и антироссийские санкции последних четырёх лет, укреплению патриотического духа граждан РФ поспособствовали грандиозные празднования , 22-

игры 2014 г., подготовка к ЧМ по футболу 2018 г.

И, разумеется, большую роль в поддержании

, -

ское присоединение Крыма к РФ, породившее « ».

2016 . . -нальной идеей РФ: «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме пат, - . 03 -2016 . - » -сказал глава государства в ходе встречи с предпринимателями из 40 регионов страны [11]. Государственный патриотизм - это такой социаль-,

ценностью, выступающей объектом патриотиче-, -

неотъемлемый атрибут российской политиче-. -

принимается, в первую очередь, как ответственность перед государством, наряду с чем наблюдается рост лояльности к формированию пространства личного выбора [12]. В интервью тет--

патриотизма, отличающиеся от версии государства. Среди различных смыслов и практик, связанных с патриотизмом, чаще всего встречаются

« »,

правильным воспитанием своих детей, выполнением своей работы, добрым отношением к дру-, [13].

Исследуя специфику крымского патриотизма, необходимо учитывать тот факт, что на террито-

рию Крыма распространяется официальная об, -

ве сохраняется обозначенная выше коллегами содержательно-структурная особенность явления патриотизма: также, как и материковый, крымский патриотизм условно можно разделить на государственный патриотизм, инициируемый

властью, и на народный патриотизм, форми-« ». , -

скольку государственный и народный виды патриотизма в действительности находятся в отно-

. ,

из этих видов крымского патриотизма как имеет сходство с патриотизмом общероссийским, так и

чем-то от него отличается, обнаруживая свою

.

тезиса представляем следующую таблицу, содержание которой будут пояснено далее:

Таблица 1

Особенности государственного фактора динамики становления крымского регионального патриотизма

Общее с общероссийской тенденцией Отличия от общероссийской тенденции (крымская специфика)

Государственная регуляция «Молодёжный просвет»

Бюрократизация патриотизма

Возрастная проблема патриотизма

Внешняя стимуляция

, -

лице больше сходств, нежели различий, поскольку властная стратегия поддержки патриотизма граждан РФ осуществляется в унифицированном формате.

- , ,

в Крыму является предметом пристального внимания государства. Также, как и в России, это внимание сопровождается законодательной регуляцией, имеющей документальное закрепление: на основании общероссийской государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг» в 2014 году был издан Указ главы Республики Крым «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым» [14], а также в 2015 году аппаратом Совета министров Республики Крым было разработано методическое пособие по организации работы в сфере патриотического воспитания [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- , ,

сохраняется общероссийский риск бюрократизации патриотизма - процесс, провоцируемый государственными инвестициями в патриотизм и создающий соблазн для привлечения дополнительных игроков в бизнесе и политике, скрывающих за имитацией исполнения государственной воли реализацию своих интересов и тем самым ещё больше девальвирующих содержание концепта патриотизма [13]. -,

перед центральной властью РФ стоит проблема сокращения разрыва между «молодёжным» и

«зрелым» патриотизмом. Это связано с другой проблемой: с одной стороны патриотизм позиционируется в социуме в качестве ценности, а с другой стороны патриотическое воспитание акцентируется на почтении истории отечества и аспектах милитаристской тематики. В частности, патриотическим воспитанием молодёжи в России активно занимается Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), из постулируемых которым шести задач три задачи связа-

[16].

раз упомянутой программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» акцент также сделан на историко-военной проблемати-.

,

:

молодёжи и старших поколений не имеет иных , -

тральному для страны историческому событию -победе в Великой Отечественной войне [17,

с. 36]. -,

импульсов, влияющих на формирование специфики характера как в среднем российского, так и в частности крымского патриотизма: перед лицом внешнего давления, в перспективе грозящего утерей самостоятельной идентификации, по отдельности люди - «частички» вынуждены идентифицировать себя с более сильным и не. - -

ством.

Несмотря на то, что, как отмечено выше, для Крыма также характерна общероссийская проблема значительной дистанции между «зрелым»

« » , -

тории полуострова исследователи отмечают « ». - , -щее большинство школьников и студентов предпочитают, чтобы их воспринимали, прежде всего, как граждан России, а уже потом, как крымчан или представителей отдельных национально-

стей [18]. В комбинации с таким фактором, как, в целом, высокий патриотический тонус крымчан,

обусловленный возвращением в «родную га», -

фикации свидетельствует о перспективности работы с молодёжью с позиции государственной культивации патриотического мировоззрения.

Таблица 2

Особенности народного фактора динамики становления крымского регионального патриотизма

Общее с общероссийской тенденцией Отличия от общероссийской тенденции (Крымская специфика)

Воздействие государственного патриотизма Иммобильность крымчан

Формирование «коммуникативного патриотизма» Полиэтничность

Наслоение идентичностей

Выстраданность

«Комплекс обособленца»

Народный патриотизм «по-крымски» по некоторым характеристикам идентичен народному патриотическому дискурсу общероссийской направленности. В первую очередь можно отметить, что в среднем подавляющая часть крымского населения к государственной патриотической доктрине относится также, как и большинство россиян, у которых «патриотизм очень личностный и идеалистический и чаще всего ассоцииру-« », -

вильным воспитанием своих детей, выполнением своей работы, добрым отношением к другим» [13]. Эта же характеристика находится в тесной

связи с другой общей чертой - «коммуникативи-», -

ский социолог Халий И.А. Поскольку людям не приходится полагаться на участие чиновников в повышении качества их жизни, они начинают налаживать свою жизнь самостоятельно: семья и другие члены местного сообщества (друзья, соседи, коллеги и т.д.) являются важным ресурсом выживания [19, с. 72]. То есть, патриотизм выстраивается на коммуникативном фундаменте, а навыки межличностного общения становятся основными индикаторами динамики патрио-.

,

« - 2016»: необычным оказалось то, что на второе место в

рейтинге информационных источников Крыма

« , ,

коллегами, знакомыми - 66 %» [20, с. 35].

Усиливает тенденцию «коммуникативного пат» -

бенность проживания как вынужденная иммо-бильностькрымчан, обусловленная как объективными причинами (уровень дохода, изоляция в

силу особенностей географического положения, ), ( -

верженность к судьбе региона, прочная локаль-

- « - »). -тели Крыма вынуждены обустраивать собственную жизнь по месту своей первичной локализа-

,

.

Однако, в то же время, Крым парадоксально является достаточно миграционно активным ре-

(

момента присоединения к РФ, отчасти в силу

),

вследствие чего на его территории наблюдается пёстрый этнический состав, а сам полуостров признаётся полиэтнической территорией. В плане исторической преемственности образа жизни и передачи социокультурного опыта из поколения в поколение население Крыма имеет ряд

[21].

Крыма свой след оставили немало народов и племен: тавры, киммерийцы, скифы, древние греки, римляне, сарматы уже давно исчезли с лица земли, в то время как русские, татары, армяне, греки, караимы, немцы, украинцы и представители других народностей проживают в [22, . 87].

Такое положение дел не только формирует

предпосылки для потенциальных этнокультур-, -

,

тем, что смена крымчанами гражданства Украины на гражданство РФ не влечёт за собой автоматической смены/кристаллизации идентичности. Этот нюанс хорошо прослеживается по данным результата опроса «Открытого мнения-

2016» - -, -

селения уступает всероссийским цифрам, не набирая половины выборочной совокупности

(43 %) [20, с. 11-12]. Исходя из этого, можно

,

части крымчан может иметь искусственный характер мимикрирования под общепринятое направление патриотических воззрений населения, продвигающееся официальной государственной стратегий и распространяющееся местными « ». -фикация таких настроений общественности предоставляет пространство для возникновения лишних рисков различного масштаба: от локального уровня межэтнических столкновений до глобального уровня подрыва государственного

строя в моменты кризисных ситуаций. В то же

,

представителей разных этносов позитивно сказывается на формировании внутреннего имиджа

каждого из этносов перед лицом другого этноса, накапливая так называемый «кредит доверия», и, как следствие, приводя не только к утверждению собственной идентичности, но и к принятию идентичности другого. Когда межкультурная коммуникация находится в таком состоянии, « ».

Свой вклад в формирование особой крымской патриотической ментальное™ также вносят территориальное расположение Крыма, провоци-« »

фактор ожидания крымчанами своего возвраще-

« ». « » -

ся общекрымские трудности с самоидентифика-

,

геополитическим и психологическим дрейфова-

,

состоянии психологической неустойчивости в вопросе прояснения позиций касательно своей идентичности. Скорее всего, именно поэтому так сильно ощущение региональной привязанности, выражающееся в гордых заявлениях интервьюерам на вопросы о своей национальной принадлежности: «Я - крымчанин!». Общее количество респондентов, давших такой ответ интервьюерам в рамках программы «Открытое мнение -Крым 2016», составило 35 % [20, с. 11-12]

Литература:

1. Михельсон М.И. Большой толково-фразеологический словарь русского языка. М. : ЭТС, 2005 г. 2208 с.

2. . .

Брокгауза и Ефрона. М. : Рипол Классик, 2013. 524 с.

3. .

: 4- . . : ,

2011. 2734 с.

4. .. . . : Оникс, 2008. 1200 с.

5. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М. : ООО «Издательство

», 2000. 864 .

6. / . . . -ва. М. : Республика, 2001. 720 с.

7. . / Под ред. Ю.И. Аверьянова. М. : Московский коммерческий университет,1993. 431 с

8. / . . .

И.С. Кона. 6-е изд. М. : Политиздат, 1989. 447 с

9. .

жизни: культурсоциология. М. : Праксис, 2013. 640 .

10. Доклады министра народного просвещения СО. Уварова императору Николаю I. Оп.: Река времен. Вып. 1. М. : Эллис Лак; Река времен,

Временной фактор ожидания получения опоры для самоидентификации проявляется в обретении крымским патриотизмом оттенков выстра-данности. Крымчане устали дрейфовать. В этом чуть ли не обороняющемся «Я-крымчанин!» таится многолетняя тоска по обретению устойчи-, -

,

определиться перед другим, где твоя родина -потому что её как будто бы до момента присоединения Крыма к РФ и не было. Высокий уровень гражданской идентичности в Крыму выступает своеобразной защитной реакцией, позволяющей сохранить психологическое ощущение стабильности на фоне интенсивной динамики внешних событий.

По причине того, что Крым был и останется регионом с исторически сложившимся полиэтническим социумом особого типа (без выраженной

) [22, . 87], -

жет не сказываться существенным образом на формировании специфики особого регионального крымского патриотизма, необходимо проведение дальнейшей социологической экспертизы практического проявления патриотических настроений в социуме во избежание дискредитации явления патриотизма и девальвации этого понятия.

Literature:

1. Mikhelson M.I. Great Explanatory-phraseological Dictionary of the Russian Language. M. : ETS, 2005. 2208 p.

2. Brockhaus F.A. Encyclopedic Dictionary Brockhaus and Efron. Moscow: Ripol Classic, 2013, 524 p.

3. Dahl V. Explanatory Dictionary of the Alive Great Russian Language : in 4 volumes. M. : Drofa, 2011, 2734 p.

4. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian Language. M. : Onyx, 2008. 1200 p.

5. Explanatory Dictionary of Russian language : In 4 tons / ed. Ushakov M. : LLC «Publishing AST», 2000. 864 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Philosophical Dictionary / ed. I. T. Frolov. M. : Republic, 2001. 720 p.

7. Political Science. Encyclopedic Dictionary / under the editorship of Yu. I. Averyanov. M. : Moscow commercial University, 19933 431 p.

8. Dictionary of Ethics / ed. by A.A. Huseynov and I.S. Kona, 6th ed. M. : Politizdat, 1989. 447 p.

9. Alexander J. The Meanings of Social Life: a Cultural Sociology. M. : Praxis, 2013. 640 p.

10. The Reports of the Minister of Public Education S.S. Uvarov to Emperor Nicholas I. Op.: River of time. Vol. 1. M. : Ellis Lak, the River of time, 1995.

1995. URL : http://www.krotov.info/acts/19/1830/ 1833119.html (дата обращения: 04.09.18).

11.

идеей. URL : https://lenta.ru/news/2016/02/03/ putin (дата обращения: 04.09.18).

12. Россияне стали терпимее к проявлениям непатриотизма. URL : https://lenta.ru/news/2017/06/ 09/patriot (дата обращения: 04.09.18).

13. Верещагина A.B. Патриотизм в России как

: -

вания становления и воспроизводства в современной реальности / A.B. Верещагина, В.Н. Не-чипуренко, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ patriotizm-v-rossii-kak-ideologicheskiy-kontsept-sotsiokulturnye-osnovaniya-stanovleniya-i-vosproizvodstva-v-sovremennoy-realnosti (дата обращения: 06.09.18).

14. Указ главы Республики Крым «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым. URL : https://monm.rk.gov.ru/file/1_% D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%93 %D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%20%D0%A 0%D0%9A.pdf (дата обращения: 06.09.18).

15. Методическое пособие по организации работы в сфере патриотического воспитания Аппара-

. URL :

http://sovro.ru/wp-content/uploads/2017/02/%D0%9 F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE% D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1 %81%D0 %BA%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%8 1 %D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD% D0%B8%D0%B5%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0 %BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%8 1%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D0%BE% D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5. pdf (дата обращения: 06.09.18).

16. Федеральное агентство по делам молодёжи.

« -

лодёжи». URL : https://fadm.gov.ru/activity/scope/2 (дата обращения: 06.09.18).

17. Горшков М.К. Молодёжь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ЦСПиМ, 2010. 592 с.

18. Доклад Узунова В.В. на Первом Крымском социологическом Форуме «Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Рос»: « -

ной среде и его влияние на гражданскую иден-: ».

19. Халий ИЛ. Патриотизм в России: опыт типо-логизации. - Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67-74.

20. « -крытое мнение - Крым. URL : http://www.

URL : http://www.krotov.info/acts/19/1830/1833119. html (date accessed: 04.09.18).

11. Putin announced the idea of national patriotism. URL : https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin (date accessed: 04.09.18).

12. Russians have become more tolerant of manifestations of non-patriotism. URL : https:// lenta.ru/news/2017/06/09/patriot (date accessed: 04.09.18).

13. Vereshchagina A.V. Patriotism in Russia as an Ideological Concept: Social and Cultural Foundations of its Formation and Reproduction in a Modern Reality. A.V. Vereshchagina, V.N. Nechipu-renko, S.I. Samygin // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2017. № 6-7. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-rossii-kak-ideologicheskiy-kontsept-sotsiokulturnye-osnovaniya-stanovleniya-i-vosproizvodstva-v-sovremennoy-realnosti(date accessed: 06.09.18).

14. The Decree of the Head of the Republic of Crimea on Approval of the Concept of Patriotic and Spiritual and Moral Education of the Population in the Republic of Crimea. URL : https:// monm.rk.gov.ru/file/1_%D0%A3%D0%BA%D0%B0 %D0%B7%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B 2%D1%8B%20%D0%A0%D0%9A. pdf(date accessed: 06.09.18).

15. Methodical Manual on the Organization of Work in the Field of Patriotic Education of the Council of Ministers of the Republic of Crimea. URL : http://sovro.ru/wp-content/uploads/2017/02/%D0% 9F%D0%B0%D1 %82%D1%80%D0%B8%D0%BE %D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D 0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1% 81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%B5%D0%9C%D0%B5%D1%82%D 0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1% 81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%BE%D0%B1 %D0%B8%D0%B5. pdf (date accessed: 06.09.18)

16. Federal Agency ofthe Youth Affairs. Direction «Patriotic education of youth». URL : https:// fadm.gov.ru/activity/scope/2 (date accessed: 06.09.18)

17. Gorshkov M.K. The Youth of Russia: a Sociological Portrait / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : CSEM, 2010. 592 p.

18. The report of Uzunov V.V. on the First Crimean sociological Forum «The State and problems of socio-cultural integration of the Crimea to RUSSIA": «Formation of patriotism in the youth environment and its effects on civic identity: the experience of the Republic of Crimea».

19. Khaliy I. Patriotism in Russia: an Experience of Typology. Sociological research. 2017. № 2. P. 67-74

20. The Independent Sociological Project «The Open Mind - the Autonomic Republoc of Crimea URL :

openopinion.ru/content_res/articles/OO_Crimea_bri ef.pdf (дата обращения: 07.09.18).

21. Чигрин В.А. Ситуация в Крыму и формирование исторической памяти общества / В.А. Чиг-, . . // -гии. 2015. № 4(15). С. 24-34.

33. . .

Крыма в российский полиэтнический социум. -

. 2016. 4(20). . 8494.

http://www.openopinion.ru/content_res/articles/OO_ Crimea_brief.pdf (date accessed: 07.09.18).

21. Chigrin V.V. The Situation in the Republic of Crimea and the Formation of a Historical Memory of the Society / V.A. Chigrin, V.V. Kharabuga // Bulletin Of the Institute of sociology. 2015. № 4(15). P. 24-34.

22. Chigrin V.A. The Features of an Integration of Ethnic Groups of Crimea in the Russian Multi-ethnic Society.Humanities of The South of Russia, 2016, № 4(20). P. 84-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.