Kornienko Alla Alexandrovna - doctor of philosophi- Tomsk Polytechnic University, Tomsk, e-mail: al-
cal science, professor, head of department of philosophy, [email protected].
УДК 159.22.63
Н.В. Меднис
ПРЕСЫЩЕННОСТЬ КАК ФАКТОР СТАРЕНИЯ ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются изменения этических норм в развитых странах и пресыщенность как фактор старения общества.
Ключевыеслова' социальная философия, этика, пресыщенность, старение общества.
N.V. Mednis
SATIETY AS A FACTOR OF SOCIETY AGING
The article considers the changes of ethic norms in highly developed countries and satiety as a factor of society ag-
ing.
Keywords: social philosophy, ethics, satiety, society aging.
Вплоть до 20-го столетия проблемы прироста населения в развитых странах не существовало. Капитализм не нарушал систему ценностей, норм, в том числе норм многодетности семьи. В начале века рождаемость стала уменьшаться, но две войны «подстегнули» процесс омолаживания населения. В настоящее время можно констатировать, что средний возраст населения постоянно увеличивается, несмотря на фактическое благополучие и увеличение льгот матерям. Рассуждая о старении общества, невозможно не затронуть тему социальной деградации, причиной которой является индивидуализация, она возможна только в обществе, где индивид чувствует себя в социальной безопасности, то есть имеет гарантированные блага и не заинтересован в социальных связях. Н.Смирнова считает, что социально-онтологические основания устойчивых социальных общностей и обусловленные местом в системе материального и духовного производства формы совместной деятельности - базис устойчивых социальных интересов -все более диверсифицируются под влиянием возрастающего многообразия социальных потребностей и способов их удовлетворения [6, с. 348]. В эмоциональной сфере социальных потребностей необходимым компонентом является новизна ощущений. Современное общество условно можно разделить на две группы предпочтений: чувственное и интеллектуальное. В первом чувственные удовольствия преобладают над интеллектуальными (хотя последние тоже присутствуют), во втором - интеллектуальные над чувственными. И хотя большинство себя предпочитает относить ко второй группе, тем не ме-
нее первая преобладает. Один из признаков старения в эмоциональной сфере - скука. Как правило, причинами являются недостаток разнообразия в жизни; ограниченные способности; умственное и физическое истощение как следствие прожитых лет; сомнение в полезности своего дела; утрата смысла жизни; проблемы со здоровьем. Само понимание неизбежности смерти тоже может стать причиной скуки. Особенно она одолевает тех, кто сосредоточивается на сожалении и прожитых годах [1, с. 177].
Необходимо отметить, что вышеуказанные симптомы эмоционального старения с каждым годом присущи все более молодому возрасту. Настоящее время характеризуется все более учащающимися экономическими кризисами, порождающими неуверенность в завтрашнем дне, но в современном технологическом мире, как утверждает Ю.Хабермас в работе «Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма» [9], увидевшей свет в 1973 г., проблемы экономического кризиса вполне возможно будут заменены акцентами в другие социальные сферы: политическую, социальную. И сейчас очевидно, что экономический кризис происходит по совсем иным причинам, нежели в прошлых веках, и последствия его на судьбы населения развитых стран уже не так фатальны. Социальное «падение» уровня жизни уже связано не с отказом от необходимых благ для выживания, а ограничением возможностей ранее привычного потребления. В то же время происходит процесс, который, по Хабермасу, становится основным рычагом антидемократизма, - это трансформация научно-технического прогресса в
2011/14
идеологическую силу. И сейчас сложно опровергать то, что любой член социума зависит от привычного набора масс-медиа услуг, являющихся идеологическими инструментами, поскольку в условиях высокоразвитого общества больше усилий приходится прилагать не на «ов-ладевание природой», а на контроль общественного мышления.
Э. Фромм справедливо считал, что любовь к рабству невозможна без экономических гарантий. «Любовь к рабству может быть достигнута лишь в результате глубокой личной революции в умах людей» [8, с. 303]. Если рассматривать хрестоматийное «любовь и голод правят миром», то информационному обществу угрожает катастрофически быстрое старение из-за трансформации социальных связей, отсутствия необходимости семейных отношений. «По мере уменьшения политической и экономической свободы сексуальная свобода имеет тенденцию расти (...). В сочетании со свободой грез и мечтаний, под влиянием наркотика, кино, радио сексуальная свобода будет способствовать тому, что его подданные примиряются с порабощением, согласившись с тем, что такова их судьба» [8, с. 304].
Ж.Липовецки символом современного индивида считает Нарцисса, который занят исключительно самолюбованием, уходом от одиночества в «Себя» [4]. Здесь возникает аналогия со сказкой «Дар Люцифера» в изложении Н.Рериха. «Одиночество духа дает представление о новых формах. Нужно ограничить часы одиночества. Не следует людям оставаться одним. Снабжу их отражением, и пусть привыкают к своему облику. Слуги тьмы принесли людям зеркало» [5, с. 716]. Привязанность человека к своей личности, уход от отражения микрокосмом макрокосма Рерих характеризует как «зеркало дьявола». Если ранее христианство рассматривало плоть как сосуд греха, то сейчас отношение индивида к телу претерпело изменения - тело и личность едины. Следовательно, как мы должны насыщать разум интеллектуальными изысками, так должны баловать плоть и потакать ее желаниям. Чем больше отведает организм ощущений, желательно приятных, тем полноценнее жизнь. Сегодня страх перед старостью и смертью является мотивацией жизни индивида. Невыносимость мысли о том, что тело может быть ограничено во благах, постареет и не будет таким желанным и чувственным, толкает индивида на поиск все новых видов удовольствия. Пресыщение предыдущим опытом, постоянное желание новизны становится фатальным, поскольку нет места мысли об окружающих и будущем поколении.
Современное общество породило такой феномен, как sexduction, - неологизм, введенный Липовецки, соединивший два слова: sex - секс и seduction - соблазнение, обольщение (англ.). «В эпоху свободного обслуживания любовью тело и секс становятся инструментами субъективиза-ции, нужно накапливать опыт, использовать любовный капитал, вносить новизну в комбинации» [4, с. 52]. Понятия «интимные отношения» и «продолжение рода» перестают быть обязательными спутниками. Более того, если интимные отношения чаще не предполагают, как результат, желание иметь детей, то и зачатие детей у женщин может происходить без них. Сейчас все больше детей рождается женщинами от анонимных доноров. Секс переходит в разряд «искусства ради искусства». Возможность вести сексуальную жизнь, особенно женщинами, не обременяя себя семейными тяготами и не вызывая при этом порицания общества, - совершенно недавняя коррекция этических норм, имеющих многотысячелетнее табу на подобный тип отношений.
Порноиндустрия занимается «мифотворчеством», чтобы дать пресыщенному рынку требуемую новизну, что нередко приводит к обратному эффекту - заболеванию их потребителей, которые не могут достичь соответствия «стандарту». Потребитель сам ищет новизны, меняя партнеров, что не может привести к стабильным семейным отношениям, направленным на продолжение рода. Инициаторами рождения детей в современном развитом обществе становятся, как правило, женщины в уже достаточно зрелом возрасте. Общество стремительно стареет, поскольку дети являются помехой для свободных сексуальных отношений, поэтому момент зачатия откладывается на все более поздний период.
Далай-лама XIV предупреждает: «В том, что касается излишнего внимания средств массовой информации к сексу и насилию, необходимо учесть многие факторы. Прежде всего очевидно, что многие зрители наслаждаются сенсационностью подобных репортажей. Мотивы создания тут явно коммерческие. Если избыток сцен насилия приведет к безразличию, тогда, я думаю, оправдать это невозможно. Ведь ожесточение сердца опасно. Оно слишком легко приводит к исчезновению сопереживания» [7, с. 188]. Если страх, вызванный реальной ситуацией, побуждает человека к общению как усилению защиты, то виртуальный, наоборот, к одиночеству. И одиночество становится нормой современной жизни, отсюда и интерес к традиционным религиям, пси-фактору. Общение, совместные семейные интересы воспринимаются, скорее, как
нагрузка. Общество в развитых странах давно уже перешло фазу «сытости», когда понятие «голод» в его первоначальном смысле - нехватка питательных элементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности, превратилось в чревоугодие. Большинство принимает количество пищи, в несколько раз превышающее необходимую для функционирования организма норму, позволяющее поддерживать излишнюю жировую массу. И более того, основная избыточность веса приходится на страны, исповедующие христианство, несмотря на то, что христианская религия всегда рассматривала чревоугодие как смертный грех.
Еще в VI в. преподобный Авва Дорофей писал: «Ибо есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует ее и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить ее. Это называется по-гречески лемаргия - гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое; это называется гаст-римаргия, то есть чревобесие» [2, с. 196]. А Сенека гораздо раньше упоминал, в аналогии с неразборчивостью интеллектуального досуга, что «отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок». В современном мире уже совершенно иные критерии греха. Гастрономия становится одним из искусств, и поиск новых вкусовых ощущений привел к созданию «гастрономических» и «дегустационных» туристических маршрутов. Несмотря на предупреждение врачей и декларируемые эстетические каноны «худобы», проблема лишнего веса и нарушения обмена веществ стала глобальной. Более того, в последнее время даже вводится мода на «пышнотелость» как норму в связи с заболеваниями анорексией. Но при этом не учитывается, что людей, страдающих от ожирения и соответствующего этому букета заболеваний, гораздо больше, нежели страдающих отсутствием аппетита.
В VI в. римским папой Григорием Великим был составлен список смертных грехов, включающих сладострастие (похоть), гнев, зависть, чревоугодие, уныние (вместо которого другие источники предлагают лень), гордыню и алчность (жадность). А в наше время с петицией к
римскому папе Иоанну-Павлу II обращалась группа французских рестораторов, предлагающих убрать чревоугодие из этого списка, признав его простительной слабостью. К сожалению, полнота в настоящее время не является такой уж социально безобидной. Полные люди менее конкурентноспособны не только на брачном «рынке», но и в деловых отношениях - признак либо нездоровья, либо недостатка самоорганизации. Это приводит человека к ощущению ущербности, уходу «в себя», желанию ограничить коммуникацию с более «успешными», что мешает созданию и семейных отношений. «Испытывая на себе одновременное воздействие требований цивилизации и культуры, человек усваивает одновременно и присущие им противоречия. Одни люди оказываются способными преодолевать их и найти для себя формы их синтеза, если обладают определенными чертами личности - глубинным доверием к внешнему миру, эмоциональной устойчивостью и пр., для других (их немало) такой путь оказывается невозможным и они приобретают невротические черты. У данного типа людей часто нарушаются нормальные механизмы самореализации, даже руководство собственной жизнью они пытаются переложить на других людей, уйти от ответственности за свои действия и т.п. Естественно, ни о какой целостности личности здесь говорить не приходится» [3, с. 370]. Как результат, возникает течение дауншифтинга - «жизнь для себя». В России дауншифтинг чаще представлен жизнью в развивающихся странах (Индия, Тайланд) как рантье или с доходов от сдаваемой в своей стране недвижимости. Мотивацией выбора места жительства дауншифтеры чаще всего определяют сексуальную свободу, дешевизну и экзотику местной кухни. Хотя это течение подразумевает как идеал и семейные ценности, но на практике чаще большинство не обременяет себя и семейными отношениями (что прибавляет процент социального старения).
Перспектива «бездетной старости» как угроза тяжелого существования в развитых странах уже никого не пугает, хотя по христианскому учению формула Священного Писания - «Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей -родители их» (Притча 17.6). Современная мораль не предполагает отрицательного отношения к лицам, не желающим иметь детей, а тем более к тем, кто обзаводится потомством уже в очень не юном возрасте, сделав карьеру и обеспечив себе и потомству материальные возможности. Наоборот, ранняя деторождаемость в Европе - это уже, скорее, признак семейного неблагополучия и свойственна больше мигрантам
2011/14
из малоразвитых стран, не имеющим возможности двигаться по социальной лестнице, живущим на детское пособие. Можно констатировать, что избыток благ в развитых странах при явной деградации общественного сознания является в настоящее время неблагоприятным фактором развития современного общества.
Литература
1. Геронтопсихология / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. - 392 с.
2. Дорофей А. Душеполезные поучения. - Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 2006. - 280 с.
3. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание. Самореализация человека. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2008. - 462 с.
4. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 332 с.
5. Рерих Н. Семь Великих тайн космоса. - М.: ЭКСМО, 2010. - 864 с.
6. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. - М.: Канон+, 2009. - 400 с.
7. Тензин Гьяцо (Далай-лама XIV). Этика для нового тысячелетия. - СПб.: НАРТАНГ, 2005, - 340 с.
8. Фромм Э. Здоровое общество. - М.: Хранитель, 2006. - 542 с.
9. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. - М.: Праксис, 2010. - 264 с.
Сведения об авторах Меднис Наталья Вольдэмаровна - кандидат философских наук, доцент Калининградского государственного технического университета, Калининград, email: [email protected].
Data on authors Mednis Natalia Voldemarovna - candidate of philosophical science, associate professor, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, e-mail: [email protected].
УДК 141.1(430) О.В. Никулина
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА: ИСТОКИ, ПЕРСОНАЛИИ,
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье анализируются философские теории выдающихся представителей Баденской школы неокантианства: В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Э.Ласка.
Ключевые слова: неокантианство, Баденская школа, критицизм, метафизика, априоризм, вещь в себе, ценность, значимость, предмет философии, гносеология, разум.
O.V. Nikulina
BADEN SCHOOL OF NEOKANTIANISM: SOURCES, PERSONALITIES, FUNDAMENTAL PROBLEMS
The article analyzes the philosophical theories of outstanding representatives of Baden school of neokantianism: W.Windelband, H.Rickert, E.Lask.
Keywords: neokantianism, Baden school, criticism, metaphysics, apriorism, thing in itself, value, significance, object of philosophy, epistemology, reason.
В конце ХІХ-первой трети XX в. в немецком неокантианстве сформировались и получили развитие две школы: Марбургская и Баденская [1, с. 198-409; 7, с. 68-81]. В отличие от Марбургской школы, которая ориентировалась на «Критику чистого разума», Баденская школа ориентировалась на «Критику способности суждения». В истории философии она известна под разными названиями: «Юго-западная школа
неокантианства», «Фрейбургская школа неокантианства», «Телеологический критицизм»,
«Ценностно-теоретический критицизм». Если марбуржцы строили свое учение на анализе понятий математических наук, то баденцы сосредоточили свой интерес на исследовании понятий и методов исторических наук. Углубляя этическую ориентацию философии, заданную Кан-
том, фрейбургские неокантианцы рассматривали философию как науку о должном, как учение об общезначимых ценностях. Предмет философии для них - не действительность, а ценности. В их представлении «мир как целое» слагается из действительности и ценностей, и задача философа как раз и состоит в том, чтобы определить условия их единства.
Основателем этого направления неокантианства является немецкий мыслитель Вильгельм Виндельбанд (1848-1915 гг.). Он родился в Потсдаме, в семье высокопоставленного чиновника. В студенческие годы Виндельбанд изучал исторические науки в Иене, где испытал большое влияние Куно Фишера и Рудольфа Германа Лотце. В 1870 г. Виндельбанд защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Учение о слу-