Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
О. В. Ивушкина ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ)
Представленная статья посвящена изучению преступлений в сфере грузовых перевозок на Восточно-Сибирской железной дороге, приводятся статистические данные ИЦ ВС ЛУ МВД России на транспорте, дается анализ состояния краж грузов, рассмотрены некоторое проблемы предупреждения преступлений в указанной сфере, сформулированы меры по их предупреждению.
Ключевые слова; преступления в сфере грузоперевозок, хищения цветного и черного металла, кража грузов, состояние, предупреждение.
O. V. Ivushkina
CRIMES IN THE SPHERE OF CARGO TRANSPORTATION ON THE RAILWAYS AND THEIR PREVENTION (BASED ON THE EAST-SIBERIAN RAILWAY DATA)
The presented paper is devoted to the study of crimes in the sphere of freight traffic on the East-Siberian Railway, statistical data IC sun MOI of Russia on transport, provides an analysis of the state of thefts of goods, considered a problem of crime prevention in this field, formulated measures to prevent them.
Keywords: Crimes in the sphere of transportation, theft of ferrous and nonfer-rous metals, cargo theft, the state warning.
Сегодня железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест среди средств междугородних перевозок. Современный железнодорожный транспорт фактически это основной вид магистрального транспорта, который обеспечивает междугородние перевозки пассажиров и массовых грузов. Основные преимущества железных дорог обусловлены двумя ключевыми факторами, к которым относятся технико-экономическая и пропускная способность. Железнодорожный транспорт универсальный вид транспорта: вагоны могут перевозить пассажиров и грузы, цистерны -жидкие и горюче смазочные материалы. Кроме того, данный вид транспорта имеет высокую провозную способность, к примеру, двухпутная железная дорога может пропустить около 150-200 поездов в оба направления, при этом каждый из них может везти более 100 млн тонн груза. Расстояния, на которые может перевозить груз железнодорожный транспорт, также ошеломляют.
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
На текущий момент ОАО РЖД занимается грузоперевозками каменного угля, строительных материалов, цистерн с нефтепродуктами, большой объем перевозок также приходится на металлы, лес, руду. Для перевозки специальных грузов к составу присоединяют соответствующие виды крытых вагонов, полувагонов или цистерн. Основным направлением грузового железнодорожного транспорта является Транссибирская магистраль. Этот участок считается самым загруженным в мире, около 100 млн тонн груза на 1 километр дороги. Это происходит из-за того, что на данном участке дороги расположены наиболее важные металлургические и нефтяные базы, а поезда помогают перевозить оттуда необходимое сырье и материалы в потребляющие города и страны. Зона ответственности Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте охватывает транспортный комплекс в четырех субъектах Российской Федерации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия и Саха (Якутия). На Восточно-Сибирской железной дороге расположены: 234 станции, 523 остановочных пункта, 876 платформ; 144 станции имеют вокзалы, их них 21 классифицированный вокзал, один внеклассный вокзал, один вокзал первого класса, 12 вокзалов второго класса, семь вокзалов третьего класса.
Несомненно, железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности, что, в свою очередь, обусловливает специфику преступности на данном виде транспорта, уголовной ответственности и особенности предупреждения преступлений [8. С. 28].
Все вышесказанное свидетельствует о концентрации на железной дороге материальных ценностей, где перевозимые грузы наиболее подвержены хищениям -крупные железнодорожные узлы, сортировочные станции с интенсивным грузопотоком, а также участковые и грузовые станции, перегоны, на которых имеются стоянки поездов с грузами и осуществляется коммерческая проверка перевозимого груза и техническая проверка подвижного состава.
Современные процессы распространения преступных проявлений, обусловленные социально-экономическим кризисом, не могли не повлиять на преступность на железнодорожном транспорте, как наиболее криминогенно-привлекательном виде транспорта [2. С. 359].
Анализ преступности в сфере грузовых перевозок по линии Восточно-Сибирской железной дороги за 2011-2015 гг. показал рост общего количества преступлений в указанной сфере.
Актуальные вопросы уголовно-правовых, 1(76) 2016
уголовно-процессуальных и
криминалистических мер противодействия -
преступности
Таблица
Характеристика преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок в 2011-2015 гг. Восточно-Сибирского региона
Года 2011 2012 2013 2014 2015
Количество зареги- 12881 11806 11283 11461 11528
стрированных пре-
ступлений
В сфере грузовых 108 97 154 150 129
перевозок
Удельный вес (в %) 0,8 0,8 1,3 1,3 1,1
Кражи цветных ме- 39 39 43 42 26
таллов
Удельный вес (в %) 0,3 0,3 0,4 0,3 0,2
Кражи черного ме- 82 39 24 26 24
талла
Удельный вес (в %) 0,6 0,3 0,2 0,2 0,2
Как видно из приведенных данных, на протяжении длительного периода времени одним из самых распространенных преступлений на Восточно-Сибирской железной дороге в структуре хищений остается кража грузов. Исследования показывают, что похищаются различные грузы: продукты питания, алкогольная продукция, одежда и обувь, игрушки, цифровая техника, медикаменты, строительные материалы, запчасти на автомобили и специальную технику. Так, в ноябре 2012 г. неустановленные лица разобрали автомобиль «Камаз» путем
разбития форточек. Автомобиль находился на платформе грузового поезда № 2862 на 14 пути ст. Улан-Удэ [5]. Л. тайно из корыстных побуждений совершил хищение груза из вагона, находившегося на ст. Иркутск-Пассажирский (пиво «Балтика» в количестве 168 штук), чем причинил ущерб ООО «МегаВлади-восток» на сумму 7800 рублей [7].
Согласно проведенным исследованиям хищения грузов совершаются чаще всего лицами мужского пола в возрасте 18-24 лет, абсолютное большинство которых являются или являлись работниками
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
железнодорожного транспорта (монтеры пути, осмотрщики поездов, машинисты). Анализ исследуемых характеристик лиц, совершающих преступления на объектах железнодорожного транспорта, свидетельствует, что количество мужчин-преступников составило 94,3 %, женщин-преступниц - 5,7 %. Таким образом, число женщин-преступниц почти в 16 раз меньше, что говорит о меньшей степени криминогенности преступников женского пола [3. С. 56]. Большее количество краж в сфере грузоперевозок приходится на летний период. Как правило, хищения происходят поздним вечером или ночью во время стоянки поезда на железнодорожной станции или грузовом дворе. Хищения грузов совершаются весьма разнообразными способами, такими как пропил крыши и полов вагона, срывание запор-но-пломбировочных устройств, просверливание цистерн. Кроме того, существуют и более сложные способы хищения грузов, например, путем подделки документов, замены подлинных перевозочных документов. В таких преступлениях нередко принимают участие сами работники железнодорожного транспорта, владеющие информацией о технологическом процессе перевозки грузов.
Рассматривая преступления в сфере грузовых перевозок, нельзя обойти стороной такие преступле-
ния, как хищения черного и цветного металла. Достаточное распространение получили хищения железнодорожных устройств и деталей на транспорте (тормозные колодки, рельсы, колесные пары, противо-угоны, накладки и костыли, детали с подвижных составов, кабели, межрельсовые соединители, комплектующие детали цистерн, медные шунты), представляющие колоссальную угрозу для безопасности движения поездов. Так, в 2011 г. вследствие уничтожения и повреждения систем, при помощи которых осуществляется управление движением поездов, произошел сход вагонов грузовых поездов № 3076 и № 2917, ущерб ОАО «РЖД» 15 млн рублей. Данные преступления совершаются, как правило, для последующего сбыта в качестве вторсырья для цветной и черной металлургии.
При изучении уголовных дел было установлено, что нередко кражи черного и цветного металла совершаются группой лиц, в состав которой входят несовершеннолетние преступники. Так, несовершеннолетние С., П., Л. тайно похитили на ст. Хоронхой 108 деталей от тормозной колодки с грузового вагона с целью дальнейшей реализации металла в пункт приема металлолома и получения денежных средств [6].
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
Причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, имеется немало. Прежде всего они связаны как с общей экономической, политической, социальной обстановкой в стране, к которым относятся низкий доход значительной части населения, безработица, проблема пьянства и наркомании, детская безнадзорность [4. С. 225], так и с недостатками в деятельности железнодорожных предприятий ВСЖД -отсутствие ведомственной охраны при перевозке груза в подвижном составе в случае, когда грузоотправителем и грузополучателем являются предприятия железнодорожного транспорта; выведение в резерв значительного количества грузовых вагонов с постановкой их на хранение на малодеятельных участках железной дороги и в местах, не позволяющих организовать их охрану).
Учитывая вышесказанное и исходя из криминологических характеристик преступлений в сфере грузоперевозок и личности преступника, помимо общих мер предупреждения рассматриваемого вида преступлений, к которым относятся укрепление экономической, социальной, политической ситуации в стране, обеспечение достойного уровня жизни граждан, необходимо выделить специальные меры предупреждения преступлений в сфере
грузоперевозок. Их, в первую очередь, составляют:
- предупреждение и пресечение преступлений в сфере охраны грузов;
- оперативное реагирование при выявлении коммерческих, технических неисправностей вагона (контейнера), создающих условия для совершения хищения груза или указывающих на наличие признаков хищения груза;
- негласное сопровождение грузовых поездов, использование инженерных и технических средств охраны груза, патрулирование, выставление скрытых постов, а также комбинирование указанных форм и методов, направленных на предотвращение и пресечение хищений перевозимых грузов;
- проверка состояния условий хранения материальных ценностей на объектах дороги, исправность ограждений, выполнение должностными лицами правил обеспечения сохранности грузов, цветных металлов и имущества дороги и, при выявлении нарушений, способствующих хищениям - принимать меры к их устранению с выдачей соответствующих предписаний руководителям предприятий;
- анализ и контроль оперативной обстановки на участке обслуживания с разработкой и осуществлением мер на основе полученных данных в результате проведенных
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
мероприятий и направленных на предотвращение (пресечение) хищений перевозимых грузов, черного и цветного металлов;
- выработка и внедрение новых, а также совершенствование действующих форм и методов работы, направленных на предотвращение (пресечение) хищений перевозимых грузов, а также применение современных технических средств охраны;
- проведение правовой пропаганды в коллективах предприятий железнодорожного транспорта, среди учащейся молодёжи, в организациях, учреждениях и школах, прилегающих к железной дороге, по разъяснению действующих на транспорте правил и ответственности, предусмотренной за их нарушение;
- требование от рабочих и служащих железнодорожного транспорта и других лиц соблюдения установленных на железнодорожном транспорте правил;
- участие в комиссиях по служебному расследованию хищений, смотрах, рейдах и проверках состояния сохранности грузов и ж/д металла на объектах дороги, предприятиях, в парках станций, на подъездных путях.
Кроме того, существующие в настоящее время группа быстрого реагирования (ГБР) - специальная оперативная мобильная группа, со-
стоящая из работников ведомственной охраны, осуществляющая оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению, пресечению хищений и других правонарушений в сфере охраны перевозимых железнодорожным транспортом грузов и спецподразделение ведомственной охраны (далее -СПВО), которое является структурным подразделением Иркутского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на ВСЖД, должны осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с органами внутренних дел на транспорте по разработке и проведению оперативно-профилактических мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение хищений перевозимых грузов, административных правонарушений на обслуживаемом участке и поддержание общественного порядка.
Подводя итог, отметим, что преступность в сфере грузовых перевозок на ВСЖД в настоящее время остается на достаточно высоком уровне и к числу первоочередных, общегосударственных мер по предупреждению преступности, совершаемой на объектах железнодорожного транспорта, следует отнести укрепление роли государственной власти, повышение уровня доверия к ее отдельным институтам, рационализация механизмов выработки решений и формирования государ-
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
ственной политики в сфере предупреждения преступности [1. С. 49]. Конечно, абсолютно изменить данную проблему невозможно, так как рассматриваемые преступления имеют свои определенные особенности, связанные с концентрацией материальных ценностей в виде грузов. Поэтому, несомненно, требуются дальнейшие криминологические исследования в данном направлении с целью выработки новых мер по предупреждению преступлений в сфере грузоперевозок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Аверинская С.А., Грибунов О.П., Ивушкина О.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта: учебное пособие. Иркутск, 2015. С. 92.
2. Винокуров В.О. Уголовно-криминологические особенности современной преступности на железнодорожном транспорте // Социально-
экономические процессы и явления. 2012 № 12. С. 359-361.
3. Грибунов О.П. Личностный аспект характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, и взаимосвязь преступника и жертвы преступлений // Юристъ-Правовед. 2015. № 70. С. 56-60.
4. Кукушкина П.С. Преступность на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок (по материалам Северо-Кавказской железной дороги) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 222-226.
5. Материалы уголовного дела № 230125. Архив Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ, 2012 г.
6. Материалы уголовного дела № 135004. Архив Шелеховского городского суда г. Иркутска, 2012 г.
7. Материалы уголовного дела № 330058. Архив Свердловского районного суда г. Иркутска, 2011 г.
8. Рогова Е.В. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений экономической направленности на объектах железнодорожного транспорта (региональный аспект) // Российский следователь. 2012. № 1. С. 27-29.
Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности
Е.Е. Новичкова
ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В статье рассматриваются виды правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ответственность, предусмотренная российским законодательством за противоправные деяния в данной сфере. Акцент ставится в основном на реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним, так как данные действия наносят ощутимый вред благосостоянию общества и, как следствие - государства. Приводятся статистические данные, отражающие состояние правопорядка в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 2012 по 2014 г.
Ключевые слова: незаконный оборот, алкогольная продукция, этиловый спирт, незаконная продажа, правонарушение.
E.E. Novichkova ISSUES OF COUNTERACTION TO ILLEGAL ALCOHOL PRODUCTS TURNOVER
This article discusses the types of offences in the field of illicit trafficking in alcohol and alcohol-containing products, as well as liability under Russian law for wrongful acts in this area. The emphasis is mainly on realization of alcoholic beverages to minors, because these actions cause appreciable harm to the well-being of society and, as a result of the State. Statistics that reflect the State of the rule of law in the field of alcohol and alco-hol-containingproducts in the period from 2012 to 2014 year.
Keywords: drug trafficking; alcoholic products; ethyl alcohol; illegal sale; offence.
На развитие экономики страны влияет ряд объективных факторов. Одним из таких определяющих факторов является исполнение норм действующего законодательства, предусматривающих отношения в различных сферах экономической деятельности. Нарушение действующего законодательства необходимо рассматривать как посягательство на экономические интересы государства.
Одной из сфер деятельности, напрямую влияющих на пополнение государственного бюджета, является оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Многочисленные нарушения со стороны как хозяйствующих субъектов, так и граждан негативно влияют на экономическую составляющую страны.