Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Н.А. Данилова*
Преступления в сфере банковской деятельности в условиях государственной монополии банковского дела
Банковская система советского типа создавалась практически с нуля. Это объяснялось тем, что Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков» банковское дело объявлялось государственной монополией; все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком (Народным банком Российской Республики) с передачей последнему их активов и пассивов. В.И. Ленин, анализируя сущность банковской системы при социализме, писал: «Единый крупнейший из крупнейших государственный банк, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике - это уже девять десятых социалистического аппарата. Это общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов, это, так сказать, нечто вроде скелета социалистического общества»1 .
Однако вследствие усилившейся инфляции и перехода страны к политике «военного коммунизма» к концу 1919 г. Государственный банк фактически прекратил свои операции и Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен.
Новая экономическая политика (НЭП) означала переход страны к рыночной экономике, что потребовало восстановления банковской системы. Оно началось в октябре 1921 г. с учреждения Государственного банка РСФСР. Вместе с тем нужда в банковских кредитах у стремительно развивающихся промышленных трестов настолько возросла, что Госбанк был не в состоянии полностью ее удовлетворить. Поэтому с 1922 г. в стране началось создание сети кредитных учреждений, включавшей акционерные, кооперативные и коммунальные банки, систему сельскохозяйственного кредита, общества взаимного кредита. Все они были призваны осуществлять краткосрочное и долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. Причем одним из главных акционеров почти во всех этих банках выступал Госбанк СССР. Исключение составлял Российский коммерческий банк, созданный на частном иностранном капитале.
Наряду с этим следует упомянуть об учреждении в 1922 г. государственных трудовых сберегательных касс. Первоначально гострудсберкассы были наделены правом открытия и ведения банковских счетов, с 1929 г. они участвовали в кассовом обслуживании граждан и организаций и вели их счета, а с 1933 г. им было передано кассовое обслуживание сельских Советов депутатов трудящихся и ведение их счетов.
Примечательно, что Декретом СНК от 30 июня 1921 г. «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций» были отменены все ограничения относительно размера денежных сумм, находящихся на руках частных лиц, и установлены начала неприкосновенности вкладов и банковской тайны.
Создание в стране достаточно широкой сети негосударственных кредитных учреждений по сути означало отказ государства от банковской монополии, провозглашенной в 1917 г. Однако, учитывая, что кредитные учреждения оказывали огромное влияние на функционирование всего народного хозяйства, государство было заинтересовано не только в регулировании, но и надзоре за их деятельностью. В силу этого был принят ряд нормативных актов, призванных обеспечить господствующее положение государства в области банковского дела.
В числе основных нормативных актов, регламентирующих деятельность кредитных учреждений в период НЭПа, следует назвать постановление Совета Труда и Обороны (СТО) от 10 ноября 1922 г. «О порядке утверждения уставов кредитных учреждений и надзора за их деятельностью», Декрет СССР от 13 ноября 1923 г. «Об учете иностранной валюты, находящейся за границей в распоряжении государственных, кооперативных и частных учреждений и предприятий», постановление СНК СССР от 11 августа 1924 г. «О порядке открытия контор, отделений и агентств кредитных учреждений», Правила публичной отчетности, утвержденные СНК СССР 24 августа 1926 г., Положение о системе сельскохозяйственного кредита, утвержденное ЦИК и СНК СССР 7 января 1927 г. Необходимо также упомянуть постановление ЦИК и СНК СССР от 24 апреля 1925 г. «О порядке утверждения уставов акционерных обществ (паевых товариществ) и их регистрации», предусматривающее порядок утверждения акционерных банков.
На основании упоминавшегося постановления СТО от 10 ноября 1922 г. НКФ СССР 7 мая 1923 г. утвердил инструкции «О порядке надзора за деятельностью кредитных учреждений» и «О порядке утверждения уставов и регистрации кредитных учреждений», а 2 сентября 1925 г. -техническую инструкцию по составлению и публикации балансов кредитных учреждений.
* Доцент Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Что касается кредитно-кооперативных организаций, то их деятельность регулировалась постановлением СТО от 13 июня 1923 г. «О ревизии кредитных кооперативов и их союзов и надзоре за ними», инструкцией «О предоставлении в органы Народного Комиссариата Финансов периодической отчетности кредитными кооперативами и их союзами, а также организациями других видов кооперации с кредитными функциями», утвержденной НКФ СССР 29 января 1924 г., постановлением ЦИК и СНК СССР от 18 января 1927 г. «О кооперативном кредите».
Важно отметить, что в рассматриваемый период в стране существовала достаточно разветвленная система государственного надзора за деятельностью кредитных учреждений. Надзорные функции были возложены на НКФ СССР, НКФ союзных республик и местные финансовые органы. Пункт «е» ст. 2 и ст. 6 Положения о Народном Комиссариате Финансов СССР от 12 ноября 1923 г. относили к функциям НКФ СССР разработку и регулирование вопросов государственного, коммунального и частного кредита, а также регулирование деятельности кредитных учреждений. Согласно ст. 7 постановления СТО от 10 ноября 1922 г., все кредитные учреждения в целях общего наблюдения за их деятельностью и согласования таковой с общей кредитной политикой РСФСР подлежали надзору Народным Комиссариатом Финансов и были обязаны предоставлять ему требуемые им сведения и отчетность.
Для целей надзора в Народных Комиссариатах Финансов в составе Валютных управлений создавались отделы надзора за кредитными учреждениями. На них возлагалось производство ревизий и обследование кредитных учреждений, проверка их отчетов, балансов и других сведений, предоставляемых в установленные сроки и по определенным формам, рассмотрение проектов уставов, а также вопросов об увеличении основных капиталов и открытии филиалов кредитных учреждений и другие связанные с надзором функции. При местных финансовых органах (автономных республик, краевых, областных, губернских, окружных) также создавались специальные отделы надзора либо учреждались должности инспекторов кооперативного кредита.
Наряду с этим в компетенцию Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции СССР входило производство полных и частичных ревизионно-инспекционных обследований кредитных учреждений, которые «субсидируются государством или оперируют при участии государственного капитала или общественных сборов и поступлений». Право производства ревизий и обследований в кредитно-кооперативных организациях подлежало НКФ и местным финансовым органам, обществам сельскохозяйственного кредита и кооперативным банков, а также союзам кооперации.
К числу основных функций государственных органов надзора относились:
- регулирование операционной деятельности банков, возложенное на комитет по делам банков при правлении Госбанка СССР. В компетенцию комитета входило согласование деятельности кредитных учреждений и разработка общих вопросов регулирования банковского кредитования2;
- утверждение и регистрация уставов кредитных учреждений и вносимых в них изменений;
- решение вопросов, связанных с открытием филиалов кредитных учреждений3;
- инструктирование представителей государственного капитала и рассмотрение проектов распределения прибылей банков, акционерами (пайщиками) которых являлись государственные учреждения и предприятия4;
- установление списков кредитных учреждений, в которых могут храниться свободные денежные средства государственных учреждений, предприятий и различные фонды5.
Согласно инструкции НКФ СССР от 7 мая 1923 г. «О порядке надзора за деятельностью кредитных учреждений», в случае обнаружения в деятельности кредитных учреждений серьезных нарушений устава или злоупотреблений Валютное управление с разрешения Народного Комиссариата Финансов могло применять следующие меры:
- предлагать кредитному учреждению устранить в определенный срок нарушения устава или злоупотребления;
- требовать созыва чрезвычайного общего собрания акционеров, пайщиков или членов кредитного учреждения;
- входить в общее собрание с предложением о перевыборах органов управления кредитного учреждения;
- возбуждать судебное преследование в отношении должностных лиц кредитного учреждения, виновных в нарушении устава или злоупотреблении;
- запрещать на определенный срок осуществление кредитным учреждением отдельных операций;
- входить в правление Госбанка с предложением о закрытии кредитному учреждению кредита.
Кроме того, в соответствии с постановлением СТО от 10 ноября 1922 г. и инструкцией НКФ
СССР от 7 мая 1923 г., Народному Комиссариату Финансов предоставлялось право в случае обнаружения серьезных нарушений устава либо злоупотребления входить в Совет Труда и Обороны с представлением о закрытии кредитного учреждения.
Таким образом, Советское государство обеспечивало себе господствующие позиции в области банковского дела путем соблюдения следующих принципов:
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
- каждое кредитное учреждение создавалось для выполнения строго определенных задач;
- четкое разграничение функций создаваемых кредитных учреждений;
- законодательное урегулирование взаимных отношений между кредитными учреждениями6.
Что касается преступлений в банковской сфере, то в условиях жесткого контроля государства
за деятельностью кредитных учреждений их распространенность в период НЭПа, по всей видимости, была невелика. Однако утверждать, что их не было вовсе, оснований, на наш взгляд, нет. В этой связи обращает на себя внимание суждение А.А. Жижиленко: «С уничтожением капиталистического строя, покоящегося на частной собственности, еще не исчезнут те преступления, которые направляются на имущество... Обобществление орудий производства и уничтожение частной собственности еще не уничтожат понятия чужого для нас имущества. Имущество делается предметом обладания коллектива, а не индивида, но соблазн воспользоваться в своих интересах чужим имуществом может возникнуть и тогда, когда это имущество будет принадлежать всему коллективу; в этом случае измениться только природа имущественных преступлений, которые из области преступлений против частных лиц перейдут в разряд посягательств на интересы коллектива
- государства»'.
Весьма показательным, на наш взгляд, является ряд документов Народного Комиссариата Финансов, свидетельствующих о явно неблагополучном положении дел в банковской сфере. Так, НКФ СССР особым циркуляром от 12 февраля 1926 г. № 434 указывал на необходимость усиления надзора за кредитно-кооперативными организациями в целях окончательного изжития организационных недочетов в постановке дела. Во исполнение этого указания финансовым органам было рекомендовано:
- выявить и взять на учет кооперативы, имеющие право кредитных функций;
- принять меры вплоть до привлечения по ст. 226 УК РСФСР к своевременному представлению кредитно-кооперативными организациями отчетности;
- принять энергичные меры к исполнению союзными кооперативными объединениями обязанности препровождать своевременно и аккуратно в финансовые органы акты ревизий, произведенных инструкторами союзов с препровождением таковых в Валютное управление НКФ РСФСР с заключением инспекторов кооперативного кредита и копиями указаний, данных ревизионным кооперативам;
- в ревизионной работе и последующем воздействии на кредитные кооперативы обратить внимание на недопущение нарушения уставов ни со стороны членов, ни со стороны должностных лиц местных органов, нарушающих уставы, самодеятельность кооперативов, действительную выборность и неприкосновенность капиталов;
- осуществлять наблюдение за безусловным сохранением тайны вкладов, энергично внедряя в практику кредитно-кооперативных организаций начала кооперативной и кредитной дисциплины аккуратным внесением паевых взносов, оформлением дополнительной ответственности, своевременным погашением задолженности, использованием целевых кредитов и ссуд по назначению;
- настаивать на усилении деятельности ревизионной комиссии и повести борьбу с растратами и хищениями8.
В свою очередь, анализ содержания разъяснения НКФ СССР от 26 февраля 1926 г. №711/03 позволяет прийти к выводу о широком распространении обмена между предприятиями и учреждениями (в т.ч. государственными) дружескими векселями (выдаваемыми лишь для вида и, соответственно, безнадежными) с последующим представлением их к учету в кредитные учреждения9.
В период 1927-1932 гг. вслед за отказом от НЭПа и переходом к формированию командноадминистративной системы управления последовала коренная перестройка системы специальных банков. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым ограничивался круг деятельности специальных банков, а руководство всей банковской системой возлагалось на Госбанк.
Таким образом, были предприняты первые шаги в создании централизованной банковской системы, включавшей Госбанк и специальные банки. При этом Госбанк выступал как эмиссионный и расчетно-кассовый центр, а также центр краткосрочного кредитования народного хозяйства. Что касается специальных банков, то они постепенно превращались в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.
В целях дальнейшей централизации банковской системы в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, началом которой послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе». Отныне коммерческий кредит, получивший широкое применение в годы НЭПа, был запрещен, а в качестве единственной формы кредитования установлен прямой банковский кредит10; Госбанку передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся к тому времени в других банках, и он становился единым центром краткосрочного кредитования.
Процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений завершился принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений». В соответствии с указанным постановлением на базе прежних отраслевых банков было создано четыре всесоюзных специальных банка (Промбанк, Сельхозбанк, Всекомбанк,
Цекомбанк). Они, как и Госбанк СССР, входили в систему Наркомфина СССР. Позднее, в 1936 г., был создан Торгбанк СССР, финансировавший капитальное строительство в торговле.
В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, его основными функциями стали плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. В январе 1938 г. он был передан из ведения Наркомфина СССР в непосредственное подчинение СНК СССР.
Сложившаяся структура банковской системы СССР действовала без существенных изменений до середины 40-х гг. В 1946 г. Госбанк СССР снова перешел в подчинение Минфина СССР, а с 1954 г. стал подчиняться непосредственно Правительству СССР. В 1959 г. были упразднены Сельхозбанк, Цекомбанк и коммунальные банки, а Промбанк преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Функции упраздненных банков распределялись между Госбанком СССР и Стройбанком СССР.
В условиях государственной монополии банковского дела банковская система СССР имела строго централизованный характер и жестко вертикальное построение. В нее входили Госбанк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные трудовые сберегательные кассы СССР (Гострудсберкассы). Управление банковской системой было возложено на Госбанк СССР, который функционировал как своеобразное министерство банков, непосредственно подчиненное Совету Министров СССР.
За Стройбанком СССР закреплялось финансирование капитального строительства, а за Внешторгбанком СССР - обслуживание внешнеэкономической деятельности. Роль кредитных учреждений на местах по сути сводилась к распределению кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом.
Таким образом, все финансово-кредитные операции концентрировались практически в одном банке - Госбанке СССР, имевшем разветвленную систему территориальных учреждений на местах (в 1983 г. их число доходило до 4,5 тыс.), и по существу в двух его крупных «филиалах» - Стройбанке СССР и Внешторгбанке СССР.
Государственные трудовые сберегательные кассы СССР представляли собой общесоюзное кредитное учреждение, основная цель которого сводилась к аккумулированию свободных денежных средств населения для нужд государства. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР. Сберегательные кассы принимали денежные вклады, размещали государственные внутренние займы, осуществляли расчетно-кассовое обслуживание населения. Они имели весьма разветвленную сеть: к началу 1986 г. число сберкасс достигло 78,5 тыс.
Вполне понятно, что сложившаяся в СССР система распределения кредитов и механизм банковского обслуживания хозяйственной деятельности ставили перед преступниками задачи, связанные с поиском наиболее уязвимых банковских операций. Таким «слабым звеном» являлись операции с наличными денежными средствами, поступавшими в банки от предприятий-клиентов в качестве денежной выручки и от граждан в виде вкладов. Поэтому наибольшее распространение в этот период получили хищения денежных средств путем присвоения или растраты, совершавшиеся материально-ответственными и должностными лицами из числа банковских работников.
В сберегательных кассах подавляющее большинство хищений совершалось:
- путем присвоения денег, вносимых вкладчиками во вклады (например, в результате частичного неоприходования первоначального взноса денег во вклад; полного или частичного неоприходования дополнительного взноса денег во вклад; завышения размера снимаемой вкладчиком части вклада; неоприходования денежного взноса и одновременного списания части вклада);
- составления подложных документов о наличии вклада (лицевого счета и сберегательной книжки), оформленных на вымышленное лицо;
- посредством составления подложных документов для открытия лицевого счета и безналичного зачисления вклада на имя подставного лица;
- необоснованного получения денег по выигрышным вкладам как реально существующих вкладчиков, не знающих о факте выигрыша, так и по фиктивно оформленным выигрышным вкладам на вымышленных лиц.
Хищения совершались не только контролерами и кассирами сберегательных касс и агентств сберегательных касс при отделениях связи, но и работниками центральных сберегательных касс (заведующими и работниками бухгалтерии).
Э.Д. Куранова, анализируя способы хищений денег по незаконно открытым лицевым счетам и необоснованным перечислениям, приводит следующий пример. Заместитель главного бухгалтера центральной сберегательной кассы С., в обязанности которой входила обработка документов по безналичному зачислению вкладов на имя граждан, составила несколько подложных документов по зачислению вкладов на себя и своего мужа и направила их в разные подчиненные сберегательные кассы. Убедившись, что документы в сберегательной кассе получены, С. приходила туда и получала «поступившие» на ее имя деньги. Используя свое служебное положение и доверие со стороны
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
работников подчиненных сберегательных касс, С. получала и суммы, перечисленные на имя мужа. Когда с ежедневным отчетом сберегательных касс первичные документы на имя С. и ее мужа возвращались в центральную кассу, она, пользуясь доступом к этим документам, заменяла их, а изъятые документы уничтожала11.
Госбанк и его территориальные учреждения также осуществляли операции по приему наличных денег. Дело в том, что предприятия и организации были обязаны хранить в Госбанке все временно свободные денежные средства, что, в свою очередь, предполагало своевременную и полную сдачу наличной выручки в Госбанк. Существовали различные способы сдачи выручки: через инкассаторов Госбанка, предприятия связи либо объединенные кассы при предприятиях и организациях для последующей сдачи в Госбанк. Наиболее распространенным способом (в первую очередь для торговых организаций) являлась сдача выручки через инкассатора Госбанка. Поэтому нередко хищения денежных средств совершались инкассаторами, которые присваивали часть вверенных им денег. В целях сокрытия хищения, как правило, инсценировалось ограбление либо использовались неисправности инкассаторских сумок.
Хищения поступивших в Госбанк наличных денежных средств чаще всего совершались кассирами и контролерами. Например, хищения оприходованных по кассе банка денежных средств скрывались инсценировкой взлома кассы, составлением подложных документов на расход денег по кассе. Нередко с целью сокрытия хищения использовались операции с начислением процентов, причитающихся учреждениям Госбанка по кредитам, выданным предприятиям и организациям. Виновные начисляли завышенный процент в пользу Госбанка и таким образом создавали излишек денег, равнозначный сумме изъятых и присвоенных средств.
К числу налично-денежных операций, выполняемых учреждениями Госбанка, относилась и выплата пенсий. Судебно-следственной практике известны случаи, когда банковские работники выплачивали завышенные суммы пенсий либо выплачивали пенсии подставным и вымышленным лицам. После получения денег пенсионеры делились с кассирами разницей между причитающейся и фактически полученной суммой. В целях сокрытия хищения учинялись подложные записи в кассовых расходных журналах и пенсионных книжках.
Анализ криминалистической литературы и материалов уголовных дел показывает, что хищения денежных средств в системе сберегательных касс совершались не только материальноответственными и должностными лицами, но и другими сотрудниками банков, а в ряде случаев и клиентами. Проиллюстрируем это на примере.
В июле 1986 г. сотрудниками центральной сберегательной кассы № 3129 г. Бердянска при вскрытии мешка с облигациями государственного 3%-го выигрышного займа 1982 г. была обнаружена недостача облигаций на сумму 585 тыс. руб. Вместо облигаций в мешке находились пачки бумаги из ученических тетрадей, а мешок был разрезан по шву и вновь зашит. Расследованием было установлено, что механик по сигнализации Автюшенко, пользуясь халатностью ответственных работников сберкассы, сделал оттиски ключей от хранилища и других дверей. Первоначально Автюшенко вместе с двумя своими знакомыми проникнув в помещение сберкассы, пытался совершить хищение денежных средств из сейфа. Однако вскрыть двери сейфа поддельными ключами им не удалось. Тогда было принято решение о краже облигаций, хранившихся в мешках вне сейфа. С этой целью одним из соучастников (который заранее спрятался в помещении сберкассы) был блокирован датчик сигнализации на дверях здания и хранилища. Незаметный доступ облегчался тем, что двери хранилищ не опечатывались. Затем преступники вскрыли мешок с облигациями, извлекли 117 пачек облигаций, взамен их поместили пачки бумаги, а разрез зашили. Блокировка с датчиков сигнализации на дверях хранилища была снята после выхода из него. На входной двери здания блокировку сигнализации Автюшенко снял на следующий день12.
В марте 1989 г. в Уссурийске на имя Соколова в двух отделениях Сбербанка были открыты лицевые счета и получены две чековые книжки на сумму 5400 рублей и 3500 рублей, по которым в течение нескольких недель в разных отделениях Сбербанка было получено 99220 рублей. Аналогичные хищения были совершены еще по нескольким чековым книжкам, выписанным на разных лиц. Всего в общей сложности было похищено свыше 150000 рублей. Причем лица, от имени которых были открыты счета, к совершению преступлений оказались непричастны. Подобные хищения также имели место в Казахской ССР, Калмыцкой, Бурятской АССР, Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Псковской, Челябинской и других областях. Только в РСФСР в 1989 г. описанным способом было похищено около 1 млн. руб.
Следствием было установлено, что хищения совершались путем внесения подложных записей в корешок чековой книжки. Механизм хищения заключался в следующем. В отделении Сбербанка по подложному паспорту открывался счет на сумму от 3 до 5 тыс. руб. Затем поверхность на корешке чека, предназначенная для внесения цифровых записей в графы “остаток по книжке”, “списано по чеку”, “остаток после совершения операции” покрывалась тонкой пленкой мыла, образующей прозрачное покрытие, видимое лишь в косо падающем свете. На мыльной пленке шариковой ручкой делались записи сумм, которые полностью соответствовали записям на чеке (например, остаток по
книжке - 5200 руб., списано по чеку - 5000 руб., остаток после совершения операции - 200 руб.). После получения денег мыльная пленка со штрихами пасты смывалась, и наносился новый текст. Сумма в графе “списано по чеку” значительно уменьшалась, а сумма в графе “остаток после совершения операции”, соответственно, увеличивалась (остаток по книжке - 5200 руб., списано по чеку - 200 руб., остаток после совершения операции - 5000 руб.). В следующих чеках учинялись аналогичные подлоги, и в итоге полученная по чекам сумма значительно увеличивалась по сравнению с той, на которую выдавалась чековая книжка.
Работникам сберегательных касс было весьма трудно обнаружить подобную фальсификацию, т.к. в этом случае защитная сетка и поверхностный слой бумаги не подвергались нарушениям. Вследствие особой изощренности преступления механизм хищения оставался неясным вплоть до задержания подозреваемых и производства судебных экспертиз по изъятым у них чековым книжкам с корешками13.
Таким образом, банковская деятельность в СССР осуществлялась в условиях полного господства государственной формы собственности на средства производства, запрета частного предпринимательства, административно-командной системы управления, жесткого государственного контроля в экономической сфере и государственной монополии банковского дела.
Централизованный механизм хозяйственного управления обусловил особенности таких основных банковских операций как кредитные, расчетные и депозитные. Кредитные отношения в СССР носили формальный характер, поскольку Госбанк обладал практически неограниченной монополией на краткосрочное кредитование субъектов народного хозяйства, осуществлявшееся в плановом порядке. Роль специальных банков (Стройбанка СССР и Внешторгбанка СССР) сводилась к распределению долгосрочных кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом и осуществлению контроля над их расходованием.
Обязанность предприятий и организаций хранить все временно свободные денежные средства в Госбанке позволяла ему не только аккумулировать эти средства, но и контролировать процесс их расходования.
Привлечение денежных средств граждан во вклады осуществляли государственные трудовые сберегательные кассы СССР, являвшиеся единым общесоюзным учреждением, основная цель которого заключалась в аккумуляции свободных денежных средств населения и использовании их в интересах развития народного хозяйства страны.
С учетом изложенного можно прийти к выводу, что система государственных учреждений, осуществлявших банковскую деятельность в СССР, была достаточно хорошо защищена от широкомасштабного вмешательства со стороны преступных элементов и, как следствие, оказалась наименее уязвимой для криминальных посягательств.
1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 34. С. 397.
2 На Комитет по делам банков было возложено обсуждение вопросов, касающихся общего направления политики кредитных учреждений; согласования деятельности банков в части направления средств в те или иные отрасли народного хозяйства; установления пределов процентных ставок по активным и пассивным операциям и согласования политики кредитных учреждений в этой области; организации новых кредитных учреждений и расширении сети филиалов существующих банков; согласования банковской политики в области валютных операций; мер содействия размещению государственных кредитов. См.: Ахманов А.С. Надзор за кредитными учреждениями. М., 1927. С. 43.
3 Постановлением СНК СССР от 11 августа 1924 г. «О порядке открытия контор, отделений и агентств кредитных учреждений» устанавливался разрешительный порядок открытия филиалов для всех кредитных учреждений, включая акционерные, кооперативные, общества взаимного кредита и др.
4 В данном случае речь шла об инструктировании в особых межведомственных комиссиях представителей государственного капитала по вопросам утверждения годовых балансов и распределения прибылей.
5 См.: Ахманов А.С. Указ. соч. С. 42-43.
6 См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 1999. С. 296.
7 Жижиленко А.А. Преступность и ее факторы. Петроград, 1922. С. 59.
8 См.: Надзор за кредитно-кооперативными организациями // Еженедельник советской юстиции. 1926. № 22. С. 696.
9 См. там же. № 21. С. 665.
10 Коммерческий кредит предусматривал взаимное кредитование предприятий товарами или денежными средствами под товары. Однако, несмотря на то, что коммерческий кредит являлся достаточно удобным методом перераспределения оборотных средств, он не поддавался планированию, а, следовательно, не был подвластен плановым органам. В противовес ему прямое банковское кредитование осуществлялось по плану, утвержденному правительством. Для каждого предприятия устанавливался лимит, в пределах которого на заранее определенные цели выделялись денежные средства. После отмены коммерческого кредита предоставление кредитов зависело от выполнения предприятием производственного плана. Таким образом, все кредитование стало осуществляться только в централизованном порядке Госбанком СССР.
11 См.: Куранова Э.Д. Работа следователя с учетными документами по делам о хищениях в сберегательных кассах. М., 1987. С. 50-51.
12 См.: Как была раскрыта кража из сберкассы // Бюллетень Главного следственного управления МВД СССР № 4 (49). М., 1986. С. 43-45.
13 См.: Дозоров Н.Т. Внимание - подделка! // Хищения денег из отделений сбербанка СССР Бюллетень Главного следственного управления МВД СССР № 2 (64). М., 1990. С. 45-47.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005