ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
LAW: THEORY AND PRACTICE
УДК 343 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-160-165
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
ВОРОБЬЕВ АРТЕМ ВИКТОРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: vorobartyom@yandex.ru
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся таких вопросов, как международно-правовая квалификация преступлений против мира в рамках международного уголовного права, особенности формирования концептуальной модели преступлений против мира и проблемы совершенствования российского уголовного законодательства в данной сфере. Современная сложная геополитическая ситуация свидетельствует о том, что политико-правовая охрана международного мира и безопасности человечества в целом еще не достигла совершенства. Международное сообщество по истечении времени дало оценку некоторым деяниям государств как преступным, нарушающим интересы и отдельного государства и представляющие опасность для мирового правопорядка. Признание международных норм и принципов императивными обязывает соблюдать их. Действующие нормы и принципы, закрепленные в международном и российском уголовном праве, касающиеся регламентации преступлений против мира, не лишены юридико-технических пробелов и неопределенностей, в частности, касающиеся неопределенности такого элемента, как субъект преступления; дилемма в уголовно-правовом закреплении агрессивной войны как преступления против мира, проблематичность разграничения на нормативном уровне категорий «агрессия» и «агрессивная война» и др. Различные доктринальные позиции и противоречия в специальных уголовно-правовых нормах уголовного законодательства РФ и нормах в международном уголовном праве, слабое регулятивное действие некоторых нормативных установлений УК РФ в отношении преступлений против мира. Поэтому автор считает, что исследование международного опыта международно-правовой регламентации преступлений против мира позволит выявить законодательные дефекты в юридико-техническом конструировании составов преступлений против мира и наметить пути сотрудничества государств по предупреждению и по противодействию в отношении данных преступных деяний. Международные преступления крайне негативно влияют на развитие человечества, международный правопорядок и национальную безопасность, поэтому в профилактике и борьбе с данным видом преступлений необходимо межгосударственное сотрудничество.
Ключевые слова: безопасность, агрессия, международные преступления, преступления против мира, международный мир и безопасность
Так как стабильное состояние международного мира - это общечеловеческое благо, то именно этим объясняется специфичность и особенность политико-правового механизма защиты этого феномена и на международной арене, и в рамках национального законодательства, Ведущей задачей в системе обеспечения защиты и охраны данного института является криминализация деяний, которые представляют угрозу для международного мира.
Среди уголовно-наказуемых деяний преступления против мира и безопасности человечества бесспорно являются самыми опасными и жестокими. Тем не менее, в современном мире объективно увеличилось количество подобных преступлений, в том числе имеющих международный характер.
Современная международная обстановка, с участившимися актами террористического характера, убийствами, порабощением, истреблением населения и многими другими фактами обязывают все цивилизованное международное сообщество последовательно и согласованно решительно осуществлять борьбу с преступлениями такого рода.
Поэтому государства вынуждены координировать свои действия по борьбе с преступностью. В рамках такого сотрудничества заключаются договоры и соглашения в целях борьбы с преступностью международного уровня и правового содействия в уголовной сфере, реализуются мероприятия по совместному предупреждению преступности в данной области общественных отношений и
повышается уровень мер по применению института ответственности. ООН было отмечено, что есть потребность в необходимости в координировании мер и сотрудничестве государств для решения глобальных проблем, связанных с международной преступностью, подчеркивая, тот факт, что противодействие преступности - общая и совместная обязанность.
Следует отметить, что к источникам международного уголовного права относят:
- конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (международный терроризм, пропаганда войны, пиратство и иные);
- договорные нормы, касающиеся правового сотрудничества и содействия в уголовно-правовой сфере;
- договоры между международными организациями, уполномоченными на борьбу с преступлениями.
Совершая такие договоры, государства берут на себя обязательства по признанию и определению международных уголовно наказуемых деяний (унификация уголовного законодательства); обязательства по реализации мер по предупреждению и пресечению совершения международных преступлений в будущем; установлению правил юрисдикции; обязательства по урегулированию вопросов, где необходима правовая помощь по уголовным делам и взаимодействию внутригосударственных правоохранительных структур и организаций международного уровня в правоохранительной сфере. Также ответственность для преступников должна носить характер неотвратимости.
Закрепление российским уголовным законодательством преступлений против мира и безопасности человечества обязывают обращаться к источникам, которые впервые формулируют преступность данных деяний. Российская Федерация неоднократно подчеркивала, что в результате активной интеграции российского государства в геополитическое пространство, нормы международного права являются базовыми.
В основополагающих международных документах четко отмечено то, что существует первоочередная необходимость «поддерживать международный мир и безопасность», в связи с этим есть необходимость принимать комплекс эффективных коллективных мер, чтобы предотвратить или устранить угрозу международному миру. Устав ООН от 26 июня 1945 г. установил, что «данные цели осуществляются путем развития международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера» [1].
Правовые предписания, выработанные международным сообществом имеют первоочередной целью не допустить совершение преступных деяний, имеющих угрозы миру и безопасности человечества. В свою очередь, превентивное значение необходимо уделять предупреждению подобных преступлений, так как это равноценно поддержанию мирового правопорядка в целом.
Международное уголовное право призвано решить задачу всемерной репрессии лица, которое совершило преступление, чего нельзя добиться без фиксации в нормах международного уголовного законодательства ответственности за совершение рассматриваемых преступлений. Повышение эффективности международного уголовного законодательства возможно путем криминализации данных деяний в национальных нормах уголовного закона. Поэтому первоочередным является необходимость применения соответствующих норм отечественного уголовного закона с учетом и соблюдением требований международного уголовного права.
Отметим, что нормы уголовного законодательства РФ, в которых отражены преступления против мира и безопасности человечества (ст. 353360 Уголовный кодекс РФ (далее по тексту - УК РФ)), стали результатом имплементации из подобных положений международного уголовного права и имеют бланкетный характер. То есть, квалифицируя преступления, УК РФ должен производить отсылку к действующим международным нормам. Отметим, что к правилам, когда могут быть применены акты международного права в сфере национального уголовно-правового отношения, необходимо отнести следующие положения: международно-правовая норма может быть непосредственно применена в случае, когда это предусматривается законодательством РФ (бланкетная ссылка), российские нормы противоречат положениям международного права или речь идет о пробеле в праве. Кроме того, важна специфика и юридическое значение тех норм, которые содержатся в международных соглашениях, которые заключены, но еще не ратифицированы.
Составы данных преступлений имели под собой некую предысторию - им предшествовала более чем вековая эволюция осознания того, что необходима юридическая оценка наиболее жестоких эпизодов истории человечества. Эта процедура началась с заключения Гаагских конвенций конца Х1Х-начала XX вв., и позже, в конце XX в. сформулированы были в нормах, принадлежащих международному уголовному праву, в которых содержится состав преступлений против мира, человечности и военных преступлений [2].
А. V. УОЯОВУБУ
Современная сложная геополитическая ситуация свидетельствует о том, что международный мир и безопасность человечества нуждаются в дальнейшей эффективной охране и международному сообществу предстоит сложные процедуры по унификации категориально-понятийного аппарата, механизма реализации норм и др. Конец XX в. и первые годы XXI в. отчетливо дают понять, что еще не все субъекты международного права стремятся к мирному существованию, и события в бывшей Югославии, Руанде, Афганистане, США, в Чечне, в Сирии и других странах должны способствовать активизации выработки международных норм по борьбе с подобного рода деяниями.
Российская правоприменительная практика еще не может говорить о действенности данного института, к примеру, к середине 2003 г. российская судебная практика имела одно дело, связанное с геноцидом русского народа в Чеченской республике, но всем известно гораздо большее количество аналогичных фактов.
VI Принцип международного права, который получил признание в Уставе Нюрнбергского трибунала, в качестве преступлений против мира указаны: «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеупомянутых действии» [3].
Преступления против мира характеризуются следующими признаками: в качестве объекта преступного посягательства выступает международный мир и безопасность; последствия преступного деяния проявляются в виде нарушения стабильного международного мира или возникших угроз для него; наличие уголовной противоправности, выраженной в специализированных актах, имеющих международный или национальный уровень; наличие таких критериев, как политико-ориентированный характер, умышленная форма вины, а также двухсторонний характер ответственности.
Первое закрепление и определение преступлений против мира было в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала. «Трибунал, учрежденный Соглашением, упомянутым в статье 1 настоящего Устава для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений.
Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:
а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий» [3].
Определенный юридический состав данных преступных деяний положил начало формированию современной системы международного уголовного права.
На сегодняшний день выделяют в качестве преступлений против мира агрессию (агрессивную войну), т. е. когда одним государством применяется вооруженная сила в отношении другого суверенного государства, посягая на территориальную целостность или политический режим, нарушая Устав ООН. Важно отметить, что понятие «агрессия» содержит резолюция, которую 14 декабря 1974 г. приняла Генеральная Ассамблея ООН, но до сих пор нет четкого определения сущности данной категории. Ответственность в международном уголовном праве установлена за действия, когда производится планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны, в том числе, угроза агрессии, в виде таких мер, как заявления, сообщения, демонстрация силы. Они дают правительству другого государства основания предположить, что присутствует вся серьезность возможности агрессии против данного государства.
Посредством анализа международных нормативных правовых актов, удалось выявить следующие правовые признаки агрессии как международного преступления:
1) применение вооруженной силы в основе агрессивных действий;
2) действия при акте агрессии должны быть активными и реальными вооруженными, и их целью должен являться суверенитет, территориальная неприкосновенность и политическая независимость государства;
3) акт применения вооруженных сил должен сопровождаться нарушением положений Устава ООН;
4) совершение агрессии фактически должно быть установлено и квалифицировано Советом Безопасности ООН [4].
Римский статут Международного уголовного суда содержит следующее положение: «Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно этого преступления. Такое положение сообразуется с соответствующи-
ми положениями Устава Организации Объединенных Наций» [5].
Исследуя вопросы международно-правовой регламентации преступлений против мира в рамках международного уголовного права, появляется возможность сформировать концептуальную модель преступлений против мира и разработать на этой базе рекомендации по совершенствованию российского уголовного законодательства.
Также исследование международного опыта должно устранить законодательные дефекты юри-дико-технических конструкций состава преступлений против мира, содержащихся в ст. ст. 353, 354, 355, 360 УК РФ [6] и выработать на основе научных методов советы по устранению потенциальных противоречий и пробелов в связи с разграничением преступлений против мира и смежных с ними преступных посягательств.
Преступления против мира имеют дифференциацию, связанную с уровнем зафиксированной уголовной ответственности за их совершение, т. е. степени противоправности, а также от и их правового закрепления в национальном уголовном праве.
В соответствии с уровнем фиксирования уголовной ответственности, преступления против мира возможно разделить на преступления против мира международного характера и преступления против мира национального характера. В свою очередь, к международным преступлениям против мира стоит отнести систему деяний, умышленно совершенных, которые имели целью посягательство на международный мир и как следствие, привели к его нарушению или возникновению реальных угроз нарушения его целостности и стабильности. Признаки уголовной противоправности закреплены в надлежащих международных правовых актах.
К национальным преступлениям против мира относят деяния, которые обрели криминализацию только в национальных нормах уголовного закона государств, имеющих в основе специальные международные положения, которые запрещают и осуждают подобные неокриминальные деяния. Следует отметить, что к неокриминальным деяниям относят деяния, которые имеют негативное воздействие на мирное существование стран и народов, но пока не имеют криминализации в международных нормах. Противоправность данных деяний выражается в их политико-правовом запрещении и осуждении в соответствующих международных актах.
Российское уголовное законодательство к данной категории преступлений относит и преступные деяния, которые совершены в форме агрессии, с ответственностью, предусмотренной в ст. ст. 353 и 354 УК РФ, но также и разработку, факт производства, накопления, приобретения или сбыта оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ),
факт нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ) и др.
В некоторых случаях к преступлениям против мира относят и такие деяния, как подготовка или развязывание агрессивной войны: отдельно следует рассматривать такие деяния, как «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, впоследствии для использования его в предстоящей агрессии, а равно его использование в агрессивной войне, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 359 УК РФ)».
Нельзя не отметить, что международная нормативно-правовая регламентация преступлений против мира базируется на специализированных положениях политического характера. Но они не всегда дают реальную уголовно-правовую оценку конкретным криминальным деяниям на национальном уровне и существенно ограничивают реализацию универсального принципа действия уголовного закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших данные преступления за пределами Российской Федерации и не посягающих на ее интересы. Поэтому, национальной уголовно-правовой политике в противодействии преступлениям против мира, ориентированной на применение соответствующих положений международного права, надо не быть формальным явлением, которое исключает не только факт противодействия данным преступлениям на универсальном (международном) уровне, но и их эффективное предупреждение.
Уголовно-правовая политика ряда государств, противодействуя преступлениям против мира, осуществляет не только имплементацию специальных международных нормативных положений о криминальных и неокриминальных деяниях, посягающих на международный мир, но и вырабатывает свои обособленные специальные составы преступлений против мира. В данном случае это является более эффективным механизмом «уголовно-правовой борьбы с подобными криминальными проявлениями на национальном уровне по сравнению с развитием международного конвенционного механизма в данной сфере» [7].
Учитывая длительную полемику о принятии кодифицированного нормативного акта о преступлениях против мира и безопасности человечества, следует отметить нарастающую проблему, связанную с ответственностью за данные преступные международные деяния, которая в свою очередь повлекла подобные проблемы и в национальном уголовном праве.
Итак, к преступлениям против мира можно отнести уголовно наказуемые, противоправные,
А. V. УОШВУБУ
общественно опасные действия, в сфере международных отношений, которые характеризуются умышленной формой вины, посягающие на международные мирные отношения. В свою очередь мировой порядок и безопасность выражаются в отсутствии войн, вооруженных противостояний и враждебных отношений между государствами и международными организациями.
Автор считает, что совершенствование методов борьбы и профилактики в отношении преступлений против мира должно иметь системность и методичность и проявляться в таких направлениях, как совершенствование правовых основ и методов противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества в Российской Федерации, учитывая ведущие международные нормы и принципы в данной сфере; также необходимо совершенствовать правоприменительную практику по делам, касающимся преступлений против мира и безопасности человечества; организовать планомерное, крупномасштабное, эффективное международное сотрудничество в борьбе с преступлениями против мира на современном этапе.
В соответствии со ст. 2 Декларации ООН о преступности и, общественной безопасности 12 декабря 1996 г. «Государства-члены способствуют расширению сотрудничества и помощи в правоохранительной области на двусторонней, региональной, многосторонней и глобальной основе, в том числе заключению в соответствующих случаях соглашений о взаимной юридической помощи, в целях содействия выявлению, задержанию и преследованию лиц, которые совершают опасные транснациональные преступления или каким-либо иным образом несут за них ответственность, и в целях обеспечения эффективного международного сотрудничества правоохранительных и других компетентных органов» [8].
Рассматривая цели сотрудничества государств по предупреждению и противодействию преступлениям против мира, отметим, что формами подобного сотрудничества могут стать помощь в расследовании по уголовному делу; ответы на запросы заинтересованных сторон; обмен информацией без запроса; содействие розыску лица, скрывающегося от уголовного преследования или отбывания наказания; информационное сотрудничество по вопросам готовящегося или совершенного преступления и лиц, которые причастны к ним; совместные операции, направленные на пресечение преступлений и деятельности лиц, которые совершили или имеют намерение их совершить и др.
Только договорная форма сотрудничества поможет конкретизировать и развить сотрудничество в оказании правовой помощи, в том числе в данном направлении большую роль отводят межгосударственным и межведомственным соглашениям,
касающимся взаимодействия по противодействию преступных посягательств на международный мир.
Таким образом, в международной нормативно-правовой регламентации исследуемого вида преступлений преобладают положения политической окраски, что нивелирует возможность объективной уголовно-правовой оценки криминальному деянию в сфере преступлений против мира на национальном уровне. Национальная уголовно-правовая политика противодействия преступлениям против мира и международной безопасности, на наш взгляд, имеет декларативные элементы и нуждается в выработке эффективных методов, способов и средств, направленных на противодействие и предупреждение преступлений данного вида.
Российская Федерация в XXI в., совершенствуя свое законодательство, должно идти по пути укрепления и развития добрососедских отношений со всеми государствами мира и обеспечить себе в данной сфере ведущее место в мировом сообществе.
Литература
1. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века // A/CONF. 187/4/Rev.3.
2. Наумов А. В., Кибальник А. Г., Орлов В. Н., Волосюк П. В. Международное уголовное право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 450-451.
3. Устав Нюрнбергского трибунала. Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 8 августа 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955. Вып. 11.
4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Устав Организации Объединенных наций и Статут Международного суда: Официальное издание ООН. Нью-Йорк, 1968. URL: http://docs.cntd.ru/document
5. Римский Статут - Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // A/CONF.183/9. Russian.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996 г. № 25. ст. 2954.
7. Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право. СПб., 2003. С. 10.
8. Декларация Организации Объединенных Наций о преступности и общественной безопасности. Принята резолюцией 51/60 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 г. URL: http://www.unodc.org
References
1. Smit Venskaya deklaratsiya o prestupnosti i pravosudii: otvety na vyzovy XXI veka [Smith Vienna Declaration about crime and justice: answers to challenges of the XXI century] // A/CONF. 187/4/Rev.3.
2. Naumov А. V., Kibal'nik А. G., Orlov V. N., Volosyuk P. V. Mezhdunarodnoye ugolovnoye pravo [International penal law] / 2-ye izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2016. S. 450-451.
3. Ustav Nyurnbergskogo tribunala. Ustav Mezhdunarodnogo voyennogo tribunala (Nyurnbergskogo) ot 8 avgusta 1945 g. [Charter of the Nuremberg tribunal. The charter of the International military court (Nuremberg) of August 8, 1945] // Sbornik dejstvuyushchikh dogovorov, soglashenij i konventsij, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. M., 1955. Vyp. 11.
4. Ustav Organizatsii Ob"yedinennykh Natsij ot 26 iyunya 1945 g. [Articles of organization of the United Nations of June 26, 1945] // Ustav Organizatsii Ob"yedinennykh natsij i Statut Mezhdunarodnogo suda: Ofitsial'noye izdaniye OON. N'yu-Jork, 1968. URL: http://docs.cntd.ru/document
5. Rimskij Statut - Rimskij Statut Mezhdunarodnogo ugolovnogo suda ot 17 iyulya 1998 g. [Rome Statute - Rome
Statute of the International Criminal Court of July 17, 1998] // A/CONF.183/9. Russian.
6. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ [Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FL] // SZ RF. 1996 g. № 25. st. 2954.
7. Inogamova-Khegaj L. V. Mezhdunarodnoye ugolovnoye pravo [International penal law]. SPb., 2003.
8. Deklaratsiya Organizatsii Ob"yedinennykh Natsij o prestupnosti i obshchestvennoj bezopasnosti Prinyata rezolyutsiej 51/60 General'noj Assamblei ot 12 dekabrya 1996 goda. [The declaration of the United Nations on crime and public safety accepted by the resolution of the General Assembly 51/60 on December 12, 1996]// http://www.unodc.org
* * *
CRIMES AGAINST THE WORLD IN THE INTERNATIONAL PENAL LAW
VOROBYEV ARTEM VIKTOROVICH
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: vorobartyom@yandex.ru
In article the author considered questions concerning such questions as international legal qualification of crimes against the world within the international penal law, feature of formation of conceptual model of crimes against the world and a problem of improvement of the Russian criminal legislation in this sphere. The modern difficult geopolitical situation demonstrates that political legal protection of the international peace and safety of mankind in general has not reached perfection yet. The international community after time gave an assessment to some acts of the states as criminal, violating the interests and the certain state and constituting danger to world law and order. Recognition of the international standards and the principles imperative, obliges to observe them. The existing rules and the principles established in the international and Russian penal law, concerning a regulation of crimes against the world are not deprived of legal-technical gaps and uncertainty, in particular the concerning uncertainty of such element as the subject of crime; a dilemma in criminal and legal fixing of war of aggression as crimes against the world, problematical character of limitation at the standard level of categories «aggression» and «war of aggression», etc. Various doctrinal positions and contradictions in special criminal precepts of law of the criminal legislation of the Russian Federation and norms in the international penal law, weak regulatory action of some standard establishments of the Criminal Code of the Russian Federation concerning crimes against the world. Therefore, the author considered that the research of the international experience of an international legal regulation of crimes against the world will allow to reveal legislative defects in legal-technical designing of corpora delicti against the world and to plan ways of state cooperation according to prevention and on counteraction concerning these criminal actions. The international crimes have extremely negative effect on development of humanity, the international law and order and a homeland security therefore in prevention and fight against this type of crimes interstate cooperation is necessary.
Key words: safety, aggression, international crimes, crimes against the world, international peace and safety
Об авторе:
Воробьев Артем Викторович, аспирант Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Vorobyov Artem Viktorovich, Post-graduate Student of Institute of the Right and Homeland Security, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
A. V. VOROBYEV